ПРО ФЕССИОГРАММА ВОЖАТОГО
Марина Александровна Мазниченко,
доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Сочинского государственного университета, кандидат педагогических наук
Начинающего вожатого непременно волнует вопрос, сможет ли он быть хорошим вожатым. Действительно, какие качества, знания, умения, навыки, компетенции необходимы для продуктивной работы в качестве вожатого? На эти вопросы помогает ответить профессиограмма — модель личности вожатого, отражающая основные требования к нему.
• профессиограмма • культурно-образовательное пространство детского лагеря
• изменчивость • событийность • психологическая напряжённость
• повышенный уровень опасности • праздничность • неформальность
В
научно-педагогическои литературе, в том числе и в журнале «Народное образование», проблеме профессиограммы вожатого уделяется немало внимания1. В предлагаемой статье требования к вожатому будут рассмотрены, исходя из особенностей культурно-образовательного пространства детского лагеря.
Рассмотрением проблемы соответствия личности профессии занимается психология труда. Исследователи в этой области предлагают различные структуры профессио-граммы. Классический вариант профессиограммы включает следующие составляющие:
• содержание деятельности;
• условия деятельности;
• квалификационные требования;
• средства деятельности;
1 См.: Профессиограмма вожатого Всероссийского детского центра «Океан» Народное образование. 2007. №3. С. 112.
//
• требования к профессионально важным качествам;
• профессиональное образование;
• медицинские противопоказания;
• родственные профессии2.
Ещё один вариант в соответствии с методическими рекомендациями ВНИИ профтехобразования:
• производственная характеристика профессии и её специальностей;
• экономическое значение профессии;
• социологическая и социально-психологическая характеристики (в том числе — особенности межличностных отношений, особенности коллектива, социальный престиж профессии);
• перечень объёма знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство; сроки подготовки и перспективы продвижения работника;
2 Профессиограммы Центра новых технологий [Электронный ресурс] // Ориентир: Центр новых технологий. Режим доступа http://www.centrobraz.ru
• гигиеническая характеристика условий труда
с выделением так называемых «профвредностей»;
• перечень физиологических требований, предъявляемых к человеку, и медицинских противопоказаний к работе по данной профессии;
• психограмма3.
Анализ имеющихся структур позволяет выделить две основные составляющие профессио-граммы вожатого:
1) особенности профессиональной деятельности, включая условия, содержание (выполняемые вожатым функции и решаемые им задачи), средства, квалификационные требования и должностные обязанности;
2) обусловленные этими особенностями знания, умения, навыки, личностные и профессиональные (в том числе психические) качества, необходимые для успешного выполнения этой деятельности и качества, наличие которых значительно снижает эффективность деятельности или делает её выполнение невозможным.
Описать первый структурный компонент — особенности профессиональной деятельности вожатого — нам помогут квалификационная характеристика вожатого и описание культурно-образовательного пространства детского лагеря.
В соответствии с квалификационными требованиями вожатый выполняет следующие должностные обязанности:
• способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учётом инициативы, интересов и потребностей учащихся (воспитанников, детей);
• в соответствии с возрастными интересами учащихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни организует их коллективно-творческую деятельность, способствует обновлению содержания и форм деятельности детских об щественных организаций, объединений;
• обеспечивает условия для широкого инфор мирования учащихся (воспитанников, детей)
3 Цит. по: Платонов К.К. Психология /К.К. Платонов. Г.Г. Голубев. М.: Высшая школа, 1977.
о действующих детских общественных организациях, объединениях;
• создаёт благоприятные условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы
и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
• осуществляет заботу о здоровье и безопасности учащихся (воспитанников, детей);
• организует, участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт работы с детьми
и подростками;
• проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций, объединений;
• обеспечивает взаимодействие органов самоуправления образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных организаций;
• участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) учащихся (воспитанников, детей);
• обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса;
4 Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел
Квалификационные характеристики должностей работников образования».
выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности4.
Чтобы определить, какие знания, умения, навыки, личностные качества необходимы для выполнения этих обязанностей, необходимо знать условия, в которых они будут выполняться. Выявить эти условия нам поможет рассмотрение культурно-образовательного пространства детского лагеря. При этом мы будем опираться на концепцию Ю.С. Тюнникова, который под культурно-образовательным пространством понимает «некий самоактуализирующийся в данный культурно-исторический и конкретный социально-политический период континуум материальных условий, ментальных установок, типичных социокультурных и образовательных стратегий общества и результатов их реализации в области воспроизводства культуры в новых поколениях» .
Культурно-образовательное пространство детского лагеря имеет некие общие черты, характерные для всех детских лагерей, и специфику, отражающую особенности конкретного лагеря, политику его руководства. Вожатый, попавший в детский лагерь, должен «окунуться» в культурно-образовательное пространство и приспособиться к нему, органично влиться, стать его неотъемлемой частью. Конечно, можно попытаться изменить это пространство, сконструировать своё, но это удел сильных личностей, и, как правило, обычным вожатым сделать это в одиночку не под силу.
Выделим некоторые общие черты культурно-образовательного пространства детского лагеря, характерные для большинства лагерей, и вытекающие из них требования к вожатому. В этом нам помогут неопубликованные полевые заметки Е.О. Пятакова, материалы которых автор статьи использует с его лю-
5 Тюнников Ю.С. Социокультурное и педагогическое проектирование: проблемы взаимодействия // Известия вузов. Северокавказский регион. Общественные науки.
2000. № 1. С. 100-104.
безного согласия. Важная особенность культурно-образовательного пространства детского лагеря — его изменчивость. С каждой сменой меняются состав детей, содержание их деятельности (в зависимости от погоды, а также тематические смены, различные события и мероприятия), претерпевает изменения и вожатский состав (кто-то уезжает, кто-то приезжает), и, конечно же, меняется содержание деятельности вожатого: то он готовит детей к участию в конкурсах, то занимается с ними спортивной деятельностью, ведёт на экскурсию, в поход, проводит огонёк, организует режимные моменты, танцует на дискотеке. Значит, вожатый должен легко овладевать новыми ролями и видами деятельности, обладать хорошей переклю-чаемостью внимания, открытостью изменениям, креативностью, быть способным менять свои планы в соответствии с изменившейся ситуацией. В условиях изменчивости человек испытывает потребность в некоторой стабильности, определённости. Очень трудно жить, если не знаешь, что тебя ждёт в следующую минуту, не можешь управлять событиями. Поэтому важнейшая задача вожатого в условиях изменчивости — установление чётких правил. А это значит, что с первых дней смены он должен проявить силу характера, строгость и требовательность, добиться дисциплины, завоевать авторитет.
Следующая особенность культурно-образовательного пространства детского лагеря — событийность. Жизнь ребёнка в лагере соткана из череды событий (не дел и мероприятий!): приезд в лагерь, знакомство с отрядом и вожатыми, первая линейка, праздники, дискотеки, купание в море, огонёк, поход, первый конфликт с детьми своего или чужого отряда, с вожатым. И только тогда, когда все эти моменты ребёнок будет воспринимать как события, а не как мероприятия и рядовые случаи (т.е. с большей личностной значимостью, осознавая их ценность для себя или для общества), становится возможным воспитание, обогащение его социального опыта. Кроме того, событие — это
совместное проживание детьми и вожатым оп-редёленных ситуаций. Значит, вожатый, во-первых, должен уметь создавать события, т.е. придавать рядовой ситуации глубокий личностный смысл. Во-вторых, ему необходимо научиться видеть события глазами детей, чтобы проживать их вместе с ними. Если же лагерные мероприятия не станут для детей событиями, не приобретут личностную значимость и ценность, дети сами станут создавать события: драки, ночные вылазки с целью испачкать соседний отряд зубной пастой, игры в карты и т.д., а расхлёбывать последствия этих событий придётся вожатому.
Ещё одна важная особенность культурно-образовательного пространства детского лагеря — психологическая напряжённость: за короткое время происходит множество событий, нужно везде успеть. Факторами психологической напряжённости КОП лагеря для вожатого, по мнению Е.О. Пятакова, выступают:
• абсолютно новая обстановка как в физическом плане, так и в психологическом (другие люди, другой тип отношений);
• огромный груз моральной и юридической ответственности — в среднем отряд составляют 25—30 человек, и за каждого из них вожатый отвечает, что называется, головой;
• стремительный непрекращающийся поток мелких и крупных событий: бесконечные разнообразные просьбы детей, которые приходится удовлетворять или отвечать отказом; внезапно «сваливающиеся» приказы начальства, часто требующие немедленного исполнения; проблемы и конфликты между детьми в отряде, возникающие с немыслимой быстротой
и нуждающиеся в моментальном вмешательстве со стороны вожатых и т.д., на которые приходится постоянно реагировать, учитывая при этом возможные последствия.
Чтобы адекватно действовать в условиях психологической напряжённости, вожатому необходимы эмоциональная уравновешенность, психологическая устойчивость, чувство юмора, умение быстро ориентироваться в ситуации, принимать решения, переключаться с одного дела на другое, восстанавливать силы, снимать психологическое напряжение и стресс.
Повышенный уровень опасности — следующая важная характеристика культурно-образо-
вательного пространства детского лагеря. Купание в море, походы, подвижные игры на улице и многие другие события лагерной жизни таят в себе много опасностей. Усугубляется ситуация оторванностью ребёнка от семьи, когда вся ответственность за их жизнь и здоровье ложится на вожатых. Понятно, что повышенный уровень опасности требует от вожатого знаний и умений в области БЖД, оказания первой медицинской помощи. Кроме того, необходимо умение предвидеть и предупреждать опасные ситуации, не проявляя при этом повышенной тревожности, а также, не поддаваясь панике, совершать необходимые действия в случае возникновения опасности. Нужно уметь постоянно держать в поле зрения всех детей, добиться от них строгого соблюдения правил безопасного поведения.
Важная особенность культурно-образовательного пространства детского лагеря — его корпоративность. Все сотрудники лагеря должны действовать сообща. На первый план выступают ллективные цели лагеря, а не личные цели отдельных сотрудников, пусть даже и руководства. Более высокий уровень корпоративности в лагере по сравнению, например, со школой, обусловливает оторванность детей и вожатых от семьи, постоянное проживание их в период лагерной смены на одной территории. Корпоративность выражается как во внешних проявлениях (форма, обустройство территории и помещений, лагерная газета, радио/телевидение, корпоративные мероприятия), так и во внутренних (лагерные обычаи и традиции, нормы и ценности, правила поведения, легенды и мифы, речёвки и песни). Попадая в лагерь, вожатый погружается в определённую корпоративную культуру. При этом он вынужден принять её, иначе сам не будет в неё принят. Поэтому вожатому необходимы умение работать в команде, подчинять личные интересы коллективным, приспосабливаться к коллективу, сохраняя при этом
свою индивидуальность. Кроме того, корпоративность подразумевает определённую иерархию: вожатый обязан подчиняться руководству лагеря, дети — вожатым. Поэтому вожатый должен чётко выполнять приказы и распоряжения руководства и добиваться от детей беспрекословного исполнения своих приказов и распоряжений (при условии, что эти приказы и распоряжения преследуют корпоративные, а не личностные цели). Если же более низкий в иерархии субъект корпоративной культуры лагеря видит нецелесообразность или даже опасность исполнения определённых приказов и распоряжений, он должен в вежливой форме обосновать это субъектам, от которых они исходят.
Праздничность — ещё одна особенность культурно-образовательного пространства детского лагеря. Лагерь — это отдых, развлечения, веселье, праздники, яркие события. Конечно, вожатому самому необходимо проникнуться ощущением праздника и поддерживать приподнятое эмоциональное состояние детей. Однако так не может продолжаться в течение всей лагерной смены. Праздники сменяются буднями. И даже в лагере дети должны трудиться, делать что-то полезное, обустраивать свой быт, сопереживать чужому горю. Праздничность создаёт благодатное поле для формирования у вожатого «мифологии «розовых очков» (термин Е.О. Пятакова), заключающейся в преувеличении положительных сторон детей, лагерной жизни и умалении отрицательных. В таких условиях вожатому необходимо сохранять реалистичный взгляд на педагогическую реальность. Кроме того, праздничность иногда снижает уровень серьёзности и ответственности вожатого, он хочет расслабиться, отдохнуть, повеселиться. При этом всегда надо помнить об ответственности за детей. Также нельзя позволять расслабляться и детям. Атмосфера праздничности не отменяет дисциплины, режима, соблюдения правил поведения.
Диалектичность культурно-образовательного пространства детского лагеря выражается
в противоречивости развлекательных и педагогических целей, целей вожатых (взрослых) и детей. Дети, избавившись от постоянного надзора родителей и скучных школьных обязанностей, хотят «оторваться», развлечься, выплеснуть эмоции, вдоволь повеселиться, а задача вожатых — добиться соблюдения норм и правил поведения, развить творческие способности и лидерские качества, научить жить в коллективе, помочь в решении психологических проблем, укрепить здоровье детей. В начале смены возникает жёсткая конкуренция между вожатыми и детьми за право лидерства. При этом дети используют различные психологические манипуляции. В таких условиях вожатый должен обладать силой характера, лидерскими качествами, авторитетностью и даже авторитарностью, уметь разоблачать детские хитрости, не поддаваться на провокации, распознавать и противостоять психологическим манипуляциям, использовать приёмы гуманистической манипуляции, интегрировать развлекательные и педагогические цели.
И, наконец, ещё одна отличительная черта — неформальность, более высокий уровень свободы действий, как вожатого, так и детей. Условия лагеря благоприятны для установления неформальных контактов: оторванность от семьи побуждает детей устанавливать более тесные контакты с вожатым, вожатый более свободен в выборе методик и технологий, он не связан программой, что создаёт дополнительные возможности воспитания и творчества, однако при этом и больше возможностей для проявления у детей необузданных страстей. Это требует от вожатого самостоятельности, инициативности, умений педагогического проектирования, интимно-личностного общения с ребёнком, владения методами педагогического управления детскими страстями.
Требования к вожатому в контексте характеристик культурно-образовательного пространства детского лагеря представлены в табл. 1.
Таблица 1
Требования к вожатому в контексте характеристик культурно-образовательного пространства детского лагеря
Хар-ки КОП детского лагеря Задачи, которые необходимо решать вожатому Требования к вожатому
Знания Умения, навыки, способности Личностные качества
Изменчивость Действовать в ситуации неопределённости. Быстро принимать правильные решения. Действовать нестандартно Знание способов действий в ситуациях неопределённости. Знание возможных эс-тремальных ситуаций и эффективных действий вожатого в них Умение быстро принимать решения. Умение менять свои планы в соответствии с изменившейся ситуацией. Умение овладевать новыми ролями и видами деятельности Креативность. Высокая переклю-чаемость внимания. Открытость изменениям. Сила характера. Строгость. Требовательность
Событийность Создавать события и использовать их в воспитательных целях Знание событийного подхода к воспитанию, методики создания воспитательных событий Умение создавать события. Умение видеть события глазами детей Эмоциональность. Ценностный взгляд на мир
Психологическая напряжённость Быстро восстанавливать силы Знание способов снятия психологического напряжения и стресса Умения: быстро ориентироваться в ситуации, принимать решения, переключаться с одного дела на другое, восстанавливать силы, снимать психологическое напряжение и стресс Эмоциональная уравновешенность. Психологическая устойчивость. Чувство юмора
Повышенный уровень опасности Предупреждать возникновение опасностей. Оказывать детям помощь в опасных ситуациях Знания БДД. Медицинские знания Умения: предвидеть и предупреждать опасные ситуации, совершать необходимые действия в случае возникновения опасности, постоянно держать в поле зрения всех детей, добиться от них строгого соблюдения правил безопасного поведения Ответственность. Решительность. Быстрота реакции. Хладнокровие. Требовательность
Корпоративность Влиться в коллектив лагеря и продуктивно работать в коллективе Знание закономерностей развития коллектива Умение работать в команде, подчинять личные интересы коллективным, приспосабливаться к коллективу, сохраняя при этом свою индивидуальность Коллективизм. Альтруизм
Праздничность Умело сочетать праздники и будни Реалистичный взгляд на педагогическую реальность Умение устанавливать дисциплину, режим, добиваться соблюдения детьми правил поведения. Умение управлять своими чувствами, эмоциями, желаниями Серьёзность. Ответственность
Диалектич-ность Завоёвывать авторитет. Обеспечить принятие детьми целей вожатого Знание детской психологии, мотивов, потребностей Умение разоблачать детские хитрости, не поддаваться на провокации. Владение методами наказания и поощрения, установления дисциплины. Умение корректировать ценностные ориентации детей. Умение интегрировать развлекательные и педагогические цели Лидерские качества. Требовательность. Принципиальность. Авторитарность
Хар-ки КОП детского лагеря Задачи, которые необходимо решать вожатому Требования к вожатому
Знания Умения, навыки, способности Личностные качества
Неформальность Самостоятельно разрабатывать и применять методики и технологии Знание способов создания инноваций. Знание семейной педагогики и психологии Умения педагогического проектирования. Умение налаживать интимно-личностное общение с ребёнком. Умение вести индивидуальную беседу. Владение методами педагогического управления детскими страстями Самостоятельность. Инициативность. Заботливость. Любовь к детям
Анализ профессиограммы вожатого с позиций культурно-образовательного пространства детского лагеря позволил нам сделать вывод, что действия вожатого будут более эффективны при условии интеграции концептуаль-
ных положений авторитарной и гуманистической парадигм воспитания. Конкретное описание желательных и недопустимых качеств вожатого с позиций данных парадигм приведено в табл. 2.
Таблица 2
Требования к вожатому с позиций интеграции авторитарной и гуманистической педагогической парадигмы
Авторитарная парадигма Гуманистическая парадигма
Должно быть Не должно быть Должно быть Не должно быть
Требовательность Занудство Честность Лицемерие
Принципиальность Негибкость Уважение к личности ребёнка Абсолютизация мнения, желаний, интересов и потребностей детей
Психологическая манипуляция в интересах детей Антигуманная манипуляция детьми Педагогическая любовь и уважение к детям Безусловная и всепрощающая любовь к детям
Строгость Физическое и психологическое насилие Доверие Панибратство, заигрывание, опускание до уровня детей
Авторитетность и авторитарность, проявление силы личности Унижение ребёнка Юмор Злая унижающая ирония
В заключение отметим, что у многих вожатых в период их работы в лагере могут возникнуть вопросы, связанные с приоритетом тех или иных ценностей и качеств:
• Любовь или уважение и требовательность к детям, строгость и жёсткая дисциплина?
• Личность вожатого или методика, технология?
• Профессионализм и опора на научные знания или интуиция и жизненный опыт?
• Оптимизм или пессимизм?
• Эмоции или разум?
• Естественность или ролевая игра?
• Развлекать или воспитывать?
• Сохранять собственную индивидуальность или поддерживать ценности коллектива лагеря?
Думается, что однозначного ответа на эти вопросы нет. Абсолютизация какого-то одного ответа ведёт к возникновению мифов. Необходим разумный баланс названных ценностей и качеств, основанный на интеграции идей авторитарной и гуманистической парадигмы. НО