Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОГРАММА СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОФЕССИОГРАММА СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА / СОТРУДНИКИ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / СТРЕЛЬБА / ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елохов Иван Владимирович, Зубков Дмитрий Александрович

В статье рассматривается вопрос и критерии создания профессиограммы сотрудника уголовно-исполнительной системы ориентированная на профессиональную деятельность, которая связана с риском для жизни и вероятным применением огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы. Также учитывая личностные, психоэмоциональные и физические качества человека, специфику работы в различных подразделениях, режима работы, условий труда, негативных факторов, специального контингента и режима их содержания, с целью определения важных качеств к которым необходимо готовить для максимального эффективного выполнения поставленных задач федеральной службой исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елохов Иван Владимирович, Зубков Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL GRAM OF THE EMPLOYEE OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM TAKING INTO ACCOUNT THE USE OF FIREARMS IN SERVICE ACTIVITIES

The article deals with the issue and criteria for creating the professiogram of the employee of the penitentiary system focused on professional activities, which is associated with a risk to life and the likely use of firearms, special means and physical force. Also taking into account the personal, psycho-emotional and physical qualities of the person, the specifics of work in various departments, working hours, working conditions, negative factors, special contingent and the mode of their maintenance, in order to determine the important qualities that need to be prepared for the most effective fulfillment of the tasks set by the federal enforcement service punishments.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОГРАММА СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

5. Исаева О.М. Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии / О.М. Исаева, А.Ю. Акимова, Е.Н. Волкова // Социальная психология и общество. - 2022. -Том 13. № 3. - С. 116-133.

6. Нартова-Бочавер, С.К. Диспозициональная аутентичность во внутриличностном пространстве / С. К. Нартова-Бочавер, Б. Д. Ирхин, С. И. Резниченко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. Т. 17, № 3. - С. 500-519.

7. Шварцер Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. - 1996. - Том 7. - С. 1-76.

8. Fletcher D. Psychological stress in sports coaches: A review of concepts, research, and practice / D. Fletcher, M. Scott // Journal of Sports Sciences. - 2010. - Vol. 28, No. 2. pp. 127-137.

9. Kidman L. The coaching process: A practical guide to becoming an effective sports coach / L. Kidman, S. J. Hanrahan. - Routledge, 2010. - 280 p.

REFERENCES

1. Dovzhik, L.M., Bochaver, K.A., Reznichenko, S.I. and Bondarev, D.V. (2021), "Sport Coaches Burnout as a Threat to Professional Success, Mental Health and Well-Being", Clinical Psychology and Special Education, Vol. 10, No. 4, pp. 24-47.

2. Bochaver, K.A. and Dovzhik, L.M. (2021), "Coach and his role in the life of a young athlete", Psychology of youth sports, Sport, Moscow, pp. 81-101

3. Gordeeva, T.O., Osin, E.N., Suchkov, D.D., Ivanova, T.Yu., Sychev, O.A. and Bobrov V.V. (2016), "Self-Control as a Personality Resource: Assessment and Associations with Performance, Persistence and Well-Being", Cultural-historical psychology, Vol. 12, No. 2, pp. 46-58.

4. Zolotareva, A.A. (2018), "Brief Differential Perfectionism Inventory: Checking Cross-Cultural Stability of the Factor Structure and Psychometric Characteristics", Cultural-historical psychology, Vol. 14, No. 1, pp. 107-115.

5. Isaeva, O.M., Akimova, A.Yu. and Volkova, E.N. (2022), "PERMA-Profiler: the Approbation of the Russian Version", Social psychology and society, Vol. 13, No. 3, pp. 116-133.

6. Nartova-Bochaver, S.K. Irkhin B.D. and Reznichenko, S.I. (2020), "Trait Authenticity in the Intrapersonal Space", Psychology. Journal of the Higher School of Economics, Vol. 17, No. 3, pp. 500519.

7. Shvartser, R., Erusalem, M. and Romek, V. (1996), "Russian version of the scale of general self-efficacy by R. Schwarzer and M. Jerusalem", Foreign Philosophy, Vol. 7, pp. 71-76.

8. Fletcher, D. and Scott, M. (2010), "Psychological stress in sports coaches: A review of concepts, research, and practice", Journal of Sports Sciences, Vol. 28, No. 2, pp. 127-137.

9. Kidman, L. and Hanrahan, S. J. (2010), The coaching process: A practical guide to becoming an effective sports coach, Routledge.

Контактная информация: lydia.dovzhik@gmail.com

Статья поступила в редакцию 07.11.2022

УДК 159.9.072

ПРОФЕССИОГРАММА СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иван Владимирович Елохов, старший преподаватель, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России, Пермь; Дмитрий Александрович Зубков, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский

Аннотация

В статье рассматривается вопрос и критерии создания профессиограммы сотрудника уголовно-исполнительной системы ориентированная на профессиональную деятельность, которая связана с риском для жизни и вероятным применением огнестрельного оружия, специальных средств и

физической силы. Также учитывая личностные, психоэмоциональные и физические качества человека, специфику работы в различных подразделениях, режима работы, условий труда, негативных факторов, специального контингента и режима их содержания, с целью определения важных качеств к которым необходимо готовить для максимального эффективного выполнения поставленных задач федеральной службой исполнения наказаний.

Ключевые слова: профессиограмма, сотрудники, огневая подготовка, стрельба, физическая и психическая нагрузка, профессиональные навыки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p650-655

PROFESSIONAL GRAM OF THE EMPLOYEE OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM TAKING INTO ACCOUNT THE USE OF FIREARMS IN SERVICE

ACTIVITIES

Ivan Vladimirovich Elokhov, the senior teacher, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm; Dmitry Alexandrovich Zubkov, the candidate of pedagogical sciences, docent, leading research associate, Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and

Sports, Tchaikovsky

Abstract

The article deals with the issue and criteria for creating the professiogram of the employee of the penitentiary system focused on professional activities, which is associated with a risk to life and the likely use of firearms, special means and physical force. Also taking into account the personal, psycho-emotional and physical qualities of the person, the specifics of work in various departments, working hours, working conditions, negative factors, special contingent and the mode of their maintenance, in order to determine the important qualities that need to be prepared for the most effective fulfillment of the tasks set by the federal enforcement service punishments.

Keywords: professiogram, employees, fire training, shooting, physical and mental stress, professional skills.

ВВЕДЕНИЕ

На этапе совершенствования пенитенциарной системы постоянно возрастают требования к профессионально-важным качествам сотрудников и связано это, прежде всего, с постоянно увеличивающимися физическими и психоэмоциональными нагрузками.

Для того чтобы качественного выполнялись поставленные задачи необходимо учитывать личностные, психоэмоциональные и физические качества человека, в соответствии с предъявляемыми требованиями структурного подразделения.

Профессиональные качества сотрудника уголовно-исполнительной системы имеют прямую зависимость от особенности служебной деятельности и в процессе трудовой деятельности могут видоизменяться с приобретением новых [4].

Определение необходимого перечня профессиональных качеств сотрудников в уголовно-исполнительной системе является важным критерием для прогресса и достижения поставленных задач перед федеральной службой исполнения наказаний [3].

Цель исследования - разработать и научно обосновать профессиограмму сотрудника уголовно-исполнительной системы, выявить и описать профессионально важные качества, которые важно учитывать и развивать при профессиональном отборе и его обучении, в особенности в направлении огневой и физической подготовки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При подготовке профессиограммы применялся анализ нормативно-правовых документов, анкетирование и опрос сотрудников оперативного отдела, отдела безопасности, отдела охраны, конвойной службы, уголовно-исполнительная инспекция. Проводилось беседа с инспекторами по служебно-боевой подготовке, руководителями отделов и служб, имеющих достаточный практический опыт.

Анализ исследований сотрудников пенитенциарной системы показывает нам о неполной разработке проблемы профессионально важных качеств работников уголовно-исполнительной системы. Исследования формируются, не учитывая некоторые важные функции и проблемы социальной сферы и обстановки, где непосредственно осуществляется деятельность сотрудника. Это ведет к тому, что в научных исследованиях не раскрываются проблемные вопросы и трудности, с которыми сталкиваются сотрудники пенитенциарной системы в повседневной службе, а особенно когда речь идет о применении огнестрельного оружия.

Одним из основных качеств будет наличие теоретических и практических знаний в огневой подготовке, знание правовой базы с точки зрения юриспруденции и нормативно-правовых актов применения и использования огнестрельного оружия, умение работать в сложных и ответственных моментах, в экстремальных ситуациях, когда нет шаблонной и стандартной ситуации возможного события. В сложных условиях служебной деятельности вызывает высокое психоэмоциональное напряжение, что ведет к стрессу снижению концентрации внимания, усталости, физическому утомлению [2].

Также сотрудник уголовно-исполнительной системы должен обладать психоэмоциональной устойчивостью, грамотно оценивать оперативную обстановку и ситуации, возникающие в учреждении, обладать самообладанием, инициативностью, быть коммуникабельным и уметь прогнозировать возможные последствия и в случае необходимости применить закрепленное огнестрельное оружие [5].

Профессиональная служба сотрудника уголовно-исполнительной системы предъявляет значительные требования к уровню огневой, физической психологической готовности.

Профессиограмма сотрудника УИС это его протрет поведения в нештатных и штатных ситуациях, которые возникают в повседневной службе сотрудника.

Цель профессиограммы - составить единую картину и образ об отличительных особенностях определенного вида труда.

Суть профессиограммы в том, чтобы помочь работнику ознакомиться с реальным содержанием труда, требуемых качеств, которые позволят ему в дальнейшем развитии и совершенствовании в профессиональной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проводя исследование в части разработки профессиограммы, мы поставили задачу выявить и описать профессионально важные качества, которые важно учитывать и развивать при несении службы, а также специфику применения огнестрельного оружия на службе и при проведении занятий по огневой и физической подготовке [1].

Таблица - Профессиограмма сотрудника уголовно-исполнительной системы

Призн. Характеристика

I Особенности специализации 1. Специализация. Осуществление правоприменительных функций, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию.

2. Должность. Оперативный уполномоченный, начальник отдела охраны, начальник караула, помощник начальника караула, инспектор отдела охраны, младший инспектор отдела охраны, начальник отряда, помощник начальника отряда, оперуполномоченный отделения обеспечения отдела специального назначения.

3. Ведомство, организация по месту службы. Федеральная служба исполнения наказаний России (управления, территориальные органы, отделы, организации)

4. Вид подразделения. Оперативный отдел, отдел безопасности, отдел охраны, конвойная служба, уголовно-исполнительная инспекция

Призн. Характеристика

II. Содержание служебной деятельности 1. Объект деятельности. Система контроля и надзора в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию.

2. Предмет деятельности. Пресечение и предупреждение нарушения режима содержания, побегов, преступлений осужденных, в том числе с применением огнестрельного оружия, осуществление контроля за соблюдением поведения осужденных.

3. Цель деятельности. Противодействие и борьба с преступлениями и правонарушения на территории исправительного учреждения; обеспечение выполнения требований режима в исправительном учреждении ФСИН России и на его объектах; обеспечение изоляции осужденных, осуществление постоянного надзора за их поведением в местах работы и отдыха; предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений в учреждениях ФСИН России; обеспечение личной безопасности персонала учреждения ФСИН России, осужденных и иных лиц.

4. Задачи деятельности. Осуществляет контроль за оперативно-служебной обстановкой на охраняемых объектах. При этом сотруднику необходимо постоянно оценивать окружающую обстановку и понимать, что есть вероятность применения табельного огнестрельного оружия, в том числе после физической нагрузки; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений. В данных ситуациях возрастает риск применения огнестрельного оружия; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исп. учр., а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы.

5. Функции сотрудника. Осуществление задач по контролю и охране объектов исправительных учреждений, осуществление конвоирования осужденных; обеспечение исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

6. Стороны деятельности. Надзорная - осуществление постоянного надзора в метах постоянного нахождения осужденных, а том числе на рабочих местах и местах отдыха; режимная - контроль за соблюдением режима в испр. учр. и на его объектах; предупредительная - пресечение и предупреждение совершения преступлений и правонарушений спец контингентом на территории учреждений.

7. Средства деятельности. Специальные средства; огнестрельное оружие; компьютерная и организационная техника.

8. Субъекты деятельности. Руководство, сотрудники и работники органа (подразделения); граждане; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы.

9. Характер деятельности. Служебный и личный; устойчивый и неустойчивый; двусторонний и односторонний; конфликтный и бесконфликтный.

III. Условия службы, особенности ее регламента 1. Режим работы организации и профессиональной деятельности. Рабочий день, нормированный Трудовым кодексом РФ и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов УИС. Продолжительность рабочего времени сотрудников рассчитывается исходя из 40 часов в неделю. Продолжительность смены устанавливается по участкам службы, как правило 8, 10, 12 или 24 часа. С учетом специфики работы при условии соблюдения нормы рабочего времени может быть установлена иная продолжит-ть рабочего времени.

2. Характер двигательной активности. В зависимости от характера служебной деятельности и подразделения. В основном нахождение в ограниченном пространстве, малоподвижность, с периодическими передвижениями по периметру территории. Либо длительное нахождение в транспортных средствах во время транспортировки спец контингента (авиатранспортом, ж/д, автомобильные и иные виды транспорта). Высокая двигательная активность подразумевает перемещение по периметру территории, а также по её территории, в основном пешком.

Призн. Характеристика

III. Условия службы, особенности ее регламента 3. Напряженность деятельности. Большая психологическая и психофизическая нагрузка во время работы со спец контингентом, нахождение в экстремальных условиях несения службы (замкнутые ограниченные пространства, осуществление постоянного контроля и проверок): высокая ответственность за результаты деятельности и осуществления безопасность в целом в исправительном учреждении, за граждан, сотрудников, спец контингент, а также сохранность огнестрельного оружия и специальных средств; выполнение служеб. обязанностей в ночное время, праздничные и выходные дни.

4. Метеорологические и санитарно-гигиенические условия. Работа: работа в различных климатических условиях, как на улице, так и в помещениях, замкн. пространствах, с недостаточным освещением, работа с контингентом, имеющих хронические заболевания в том числе и опасных; работа как на улице, так и в помещениях при значительных перепадах температур от - 40 до + 40 с высокой влаж. воздуха, в транспорте (иногда до 90% рабочего времени).

5. Вредность деятельности, профессиональные заболевания. Вредность: психоэмоциональная напряженность; неорганизованный режим питания. Заболевания органов: желудочно-кишечного тракта: гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки; нарушение обмена веществ; дыхания: ринит, фарингит, бронхит.

IV Основные требования к профессионально деятельности и личности сотрудника 1. Требования к знаниям в области огневой подготовки. Знание: требования Курса стрельб из стрелкового оружия, согласно Приказу от 26.02.2006 №24 «Об утверждении курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы»; материальной части стрелкового оружия; действий по командам на рубеже с оружием и правильности их выполнения; закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (о порядке и применении огнестрельного оружия).

2. Требования к умениям и навыкам работы с оружием. Умения: подготовить проект приказа о проведении практических стрельб, ведомости инструктажа по мерам безопасности; самостоятельно определять и оперативно устранять задержки из огнестр. оружия; выполнять практическую стрельбу после перенесенной физической нагрузки; определять неисправность в оружии.

3. Гражданские качества. Законопослушность, верность Конституции РФ, уважение достоинства, прав и свобод граждан; обладать высоким уровнем гражд. правосознания и общественной активностью; чести и достоинству граждан, честностью, порядочностью.

4. Наиболее важные профессиональные индивидуально- психологические, личностные и нравственные качества. Наличие теоретических знаний и умений по мерам безопасности и основ стрельбы из стрелкового оружия; наличие знаний в области основ стрельбы из стрелкового оружия, приемов и правил стрельбы; выполнять действия с огнестрельным оружием только по команды и безопасно их осуществлять; психоэмоциональная устойчивость; дисциплинированность, добросовестность, решительность, терпение и выдержка.

5. Наиб. важные профессиональные психофизиологические качества обуславливающие результативность стрельбы. Общая (физическая работоспособность); динамическая: выносливость мышц ног, рук; статическая: выносливость мышц ног, плечевого пояса; умение быстро анализировать и производить различия в обстановке, хорошая зрительная фокусировка; выдержка и спокойствие в экстремальных условиях; быстрая адаптация к неблагоприятным условиям служебной деятельности.

6. Наиб. важные профессиональные физические качества обуславливающие результативность стрельбы. Скоростно-силовые, силовые способности: взрывная сила, быстрота (скорость) реакции; ловкость; координация (согласованность) движений рук, ног: точность движений и способность дозировать силовые напряжения (от минимальных до максимальных); умение концентрироваться на основном.

7. Критерии оценки эффективности деятельности огневой подготовки. В практическом применении огнестрельного оружия в служебной деятельности: конечный результат в случае применения огнестрельного оружия будет предотвращение преступления или умысла на его совершение; при использовании оружия ущерб, причинённый правонарушителю, будет минимальный и будет соответствовать тяжести совершенного им деяния; стабильное выполнение упражнений Курса стрельб из стрелкового оружия на положительные оценки; выполнение упражнений курса стрельб после физической нагрузки на положительную оценку.

ВЫВОДЫ

Правоохранительный характер службы в УИС сопряжен с опасностью для жизни и здоровья. Выполнение задач, возложенных на ФСИН России, требует наличия у сотрудника таких волевых черт характера, как дисциплинированность, решительность, принципиальность.

Создание программы огневой подготовки для сотрудников должна осуществляться, основываясь на профессиограмму и служебно-прикладные виды спорта (их элементов), которые будут способствовать развитию профессионально-важных качеств сотрудника. Эффективность программы по развитию уровня огневой подготовки будет зависеть не только от тех практических занятий, но и от саморазвития сотрудника.

Таким образом, экстремальность, характер и специфичность деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы обуславливает создание профессиорграмм для различных категорий сотрудников с учетом их профессиональных качеств, где у всех должностей одним из обязательных будет требование к уровню их огневой подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зуева И.О. разработка профессиограмм различных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы / И.О. Зуева // Всероссийский симпозиум психологов с международным участием сборник материалов. -Рязань, 2020. - С. 740-746.

2. Иванов С.В. психологические аспекты профессионального отбора сотрудников УИС / С.В. Иванов // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, в 2-х частях. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. - С. 82-84.

3. Изингер А.В. Профессионально-значимые качества сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции / А.В. Извингер, Н.К. Трусова // Полицейская деятельность. - 2020. - № 5. - С. 48-59.

4. Полякова Е.А. Профессионально важные качества сотрудников специального отдела следственного изолятора / Е.А. Полякова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 6. - С. 93.

5. Сперанская А.В. модель деятельности специалиста на примере должности начальника отряда исправительного учреждения / А.В. Сперанская // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2016. -№ 3 (35). - С. 71-75.

REFERENCES

1. Zueva, I.O. (2020), "Development of professiograms of various categories of employees of the penitentiary system", Collection of materials of the All-Russian Symposium of Psychologists with International Participation, Ryazan, pp. 740-746.

2. Ivanov, S.V. (2019), "Psychological aspects of the professional selection of employees of the penal system", Penitentiary security: national traditions and foreign experience, materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Samara, pp. 82-84.

3. Isinger, A.V. and Trusova N.K. (2020), "Professionally significant qualities of employees of security guard units of the police", Police activity, No. 5, pp. 48-59.

4. Polyakova, E.A. (2019), "Professionally important qualities of employees of the special department of the pre-trial detention center", World of Science. pedagogy and psychology, No. 6, pp. 93.

5. Speranskaya, A.V. (2016), "Model of the activity of a specialist on the example of the position of the head of the detachment of a correctional institution, Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, No. 3 (35), pp. 71-75.

Контактная информация: ielokhov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2022

УДК 159.9.072.43

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ТЕЛА ПО

ТЕНДЕРНОМУ ПРИЗНАКУ

Ольга Андреевна Зацепина, аспирант, Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор, Наталья Владимировна Батурина, кандидат психологических наук, доцент, Мария Игоревна Рыжкова, аспирант, Южно-Уральский государственный

университет, Челябинск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье приводятся результаты эмпирического исследования отражения образа тела в самовосприятии мужчин и женщин фертильного возраста. Исследование проводилось на основе самооценочных методик, направленных на изучение личностных особенностей, индивидуальных свойств и эмоциональных состояний испытуемых. Практическая значимость исследования - уточнение направлений коррекции самовосприятия и самоотношения.

Ключевые слова: образ тела, телесность, самооценка, самовосприятие, самоотношение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p656-660

COMPARATIVE STUDY OF SELF-PERCEPTION OF BODY IMAGE BY GENDER

Olga Andreevna Zatsepina, the post-graduate student, Galina Gazimovna Gorelova, the doctor of psychological sciences, professor, Natalya Vladimirovna Baturina, the candidate of psychological sciences, docent, Maria Igorevna Ryzhkova, the post-graduate student, South Ural

State University, Chelyabinsk

Abstract

The article presents the results of an empirical study of the reflection of the body image in the self-perception of men and women of childbearing age. The study was conducted on the basis of self-assessment methods aimed at studying the personal characteristics, individual properties and emotional states of the subjects. The practical significance of the study is to clarify the directions for correcting self-perception and self-attitude.

Keywords: body image, corporeality, self-esteem, self-perception, self-attitude.

ВВЕДЕНИЕ

Современные масс-медиа транслируют эталоны внешности, формируют и интери-оризируют в личности представления о нормативной привлекательности, отображают гендерные ожидания, соединяя концепты «мужественности» и «женственности» с определёнными физическими характеристиками. Данные послания формируют фундамент концепции образа тела, которая воздействует на интерпретацию личностью своего внешнего вида и реакцию на события, которые затрагивают представления о собственном внешнем виде.

Встаёт проблема поиска мер, направленных на предотвращение роста недовольных своей внешностью, а также направлений коррекционного воздействия для страдающих из-за самовосприятия образа тела.

Научные исследования по этой проблеме представлены, в частности, в трудах T. Cash [4], T.L. Tylka [6] и M. Tiggemann [5], на которые мы и опирались в нашей работе.

Образы восприятия, ожидания и отношения продуцируются личностью и исходят из её особенностей. Поэтому, приступая к исследованию, мы задались целью выявить значимые взаимосвязи между параметрами восприятия образа тела и личностными свойствами.

Основная гипотеза исследования заключалась в том, что восприятие образа тела у мужчин и женщин существенно связано с определенными личностными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.