УДК 796:37.037 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-146-155
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ТЕРАПЕВТОВ УЧАСТКОВЫХ
И.А. Скиба1, Н.В. Стеценко2,3, И.Е. Коновалов3
^Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия
^Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия
3Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
Аннотация
Цель исследования: изучение профессиональной деятельности врачей-терапевтов участковых и на основе полученных данных составление профессиограммы для работников данной врачебной специальности. Методы и организация исследования. В качестве методов исследования применялись: анкетирование, в котором приняли участие 84 врача-терапевта, экспертная оценка специалистов медицинской отрасли (n=6), а также метод профессиографирования для детального описания профессии врача-терапевта участкового.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного многоуровневого исследования была разработана профессиограмма на основе трех основных разделов: 1. Характеристика производственного процесса и приемов работы с их описанием, особенности организации и режим труда. 2. Специфика требований к условиям труда и профессиональные вредности. 3. Требования к уровню развития физических качеств и двигательных способностей, функциональных способностей, психологических и личностных качеств.
Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в современных реалиях профессия врача-терапевта участкового играет ведущую роль в сохранении здоровья населения. Однако специфика данной специальности предполагает, что врачи ежедневно находятся в условиях производственной среды, которая неизбежно будет оказывать негативное воздействие на организм, снижая эффективность труда.
Разработанная нами профессиограмма может служить инструментом, который позволит проектировать практическую учебную дисциплину «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в медицинском вузе более предметно, подбирая средства подготовки, способствующие не только решению общих целей дисциплины, но и развитию профессионально значимых качеств и способностей для минимизации негативных воздействий окружающей среды на организм врача в будущем. Ключевые слова: врач-терапевт участковый, профессиограмма, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессионально значимые качества и способности.
PROFESSIONOGRAPHIC STUDY OF THE WORK OF GENERAL PRACTITIONERS
I.A. Skiba1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6272-8775 N.V. Stetsenko2, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9792-3079 I.E. Konovalov3, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2953-1975 1Kazan State Medical University, Kazan, Russia
2Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Russia
3Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia
Abstract
The purpose of the research - to study the professional activities of general practitioners and, based on the data obtained, to draw up a professional profile for workers in this medical specialty.
Methods and organization of research. The following research methods were used: a survey in which 84 general practitioners took part, an expert assessment of medical industry specialists (n=6), as well as a method of pro-fessionography for a detailed description of the profession of a general practitioner.
The research results and their discussion. As a result of the conducted multilevel research, a professionogram was developed based on three main sections: 1. Characteristics of the production process and methods of work
with their description, features of the organization and work regime; 2. The specifics of the requirements for working conditions and occupational hazards; 3. Requirements for the level of development of physical qualities and motor abilities, functional abilities, psychological and personal qualities.
Conclusion. Based on the results of the study, it can be concluded that in modern realities the profession of a general practitioner plays a leading role in maintaining the health of the population. However, the specifics of this specialty suggest that doctors are daily exposed to a working environment, which will inevitably have a negative impact on the body, reducing labor efficiency. Therefore, the professionogram we have developed can serve as a tool that allows us to design the practical academic discipline «Elective disciplines in physical culture and sports» in a medical university more specifically, selecting training tools that contribute not only to the solution of the general goals of the discipline, but also to the development of professionally significant qualities and abilities to minimize negative effects of the environment on the doctor's body in the future. Keywords: general practitioner, professionogram, professionally applied physical training, professionally significant qualities and abilities.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день термин «профессия» (от лат. professio — занятие, специальность) принято рассматривать в двух аспектах: с точки зрения общества и отдельно взятого человека. С точки зрения общества, профессия представляет собой исторически сложившиеся формы человеческой деятельности, необходимые для функционирования любого современного государства [3, 13].
Одной из таких профессий в современных реалиях является профессия врача-терапевта участкового (ВТУ), общественную значимость которой на сегодняшний день сложно переоценить. Специалисты данной врачебной специальности ежедневно осуществляют комплекс мероприятий, направленных на оздоровление населения, оказывая пациентам качественную квалифицированную медицинскую помощь в поликлинике и на подконтрольном участке [11]. Однако, как показывают современные исследования, специфика и особенности профессиональной деятельности ВТУ оказывают на организм специалиста негативное воздействие, при котором со временем врачи страдают различными формами заболеваний, как следствие, падает эффективность труда и качество оказываемых медицинских услуг [8]. По мнению исследователей, тяжесть и напряженность труда ВТУ в первую очередь связаны с нехваткой времени. Еще полвека назад предлагалось количественно оценивать показатели объема, продолжительности и сложности взаимодействий с пациентами, поскольку определена взаимосвязь между эффективностью выполнения трудовых функций и количеством принимаемых пациентов [7, 12].
Исследование, проведенное Ф.Р. Зотовой и соавторами, показало, что дефицит времени характерен уже на стадии обучения в вузе, что негативно влияет на различные аспекты мотивации будущих врачей, в первую очередь — на физическую активность [4].
Вместе с тем особенностями и спецификой работы врача, как в России, так и за рубежом, продиктована структура их профессиональных заболеваний. Наиболее распространенными заболеваниями ВТУ, по статистике, являются болезни пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной систем и органов чувств [1, 14]. Среди вредных производственных факторов авторами особо выделяется вынужденное длительное положение «сидя», которое провоцирует ряд профессиональных заболеваний, затрагивающих гинекологическую, урологическую, проктологическую, желудочно-кишечную системы и опорно-двигательный аппарат [6]. С возрастом у ВТУ наблюдается значительное ухудшение показателей индекса массы тела, состояния мышечной и сердечно-сосудистой систем, а также результатов гипоксических проб. Данные индекса Кердо, полученные в результате тестирования ВТУ, свидетельствуют об увеличении влияния парасимпатического отдела нервной системы на вегетативную регуляцию [9]. Деятельность ВТУ также связана с повышенным риском заражения инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем, такими как ОРВИ и грипп. Кроме того, контакт с продукцией химической и фармацевтической промышленности (дезинфицирующие средства, лекарства, растворители, кислоты и щелочи), а также с пылью и раздражающими веществами приводит к развитию бронхоэктатических
и гемолитических заболеваний; воздействие веществ, подавляющих костномозговое кроветворение — к болезням крови и кроветворных органов [2, 5].
Анализ психофизиологии труда показывает, что профессиональная деятельность ВТУ сопряжена с утомлением, которое выражается в ослаблении функций центральной нервной системы. Уже к середине рабочего дня наблюдается заметное снижение концентрации, замедление реакций на визуальные и слуховые раздражители, уменьшение объема крови, выбрасываемого сердцем при сокращении, изменение в частоте сердечных сокращений, а также повышение общего уровня усталости. Нервно-психическое напряжение, возникающее при взаимодействии ВТУ с каждым последующим пациентом, повышает уровень стресса и риск развития профессиональных заболеваний [10]. Вышеизложенные факты, с одной стороны, показывают, что профессия ВТУ является го-сударствообразующей и необходимой для сохранения здоровья и контроля заболеваемости населения, а с другой стороны, ВТУ подвержены самому широкому спектру различных внешних и внутренних факторов, которые со временем без должной подготовки могут ограничивать врача в качественном выполнении своих профессиональных обязанностей. В этой связи целью нашего исследования является изучение профессиональной деятельности врачей-терапевтов участковых и на основе полученных данных составление профессиограм-мы для работников данной врачебной специальности.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для исследования особенностей и специфики профессиональной деятельности ВТУ было проведено анкетирование 84 специалистов (63 женщины и 21 мужчина). Анкета состояла из 33 вопросов, часть из которых были закрытого типа с предложенными вариантами ответов. В некоторых вопросах, требующих профессиональной компетенции, врачам предоставлялась возможность вписать собственный вариант ответа.
Для определения значимости выявленных физических качеств, двигательных способностей, функциональных способностей и психологи-
ческих качеств в профессиональной деятельности ВТУ была привлечена группа экспертов, состоящая из шести главных врачей поликлиник. Эксперты оценивали каждое качество по 9-балльной шкале. Достоверность результатов проверялась с помощью коэффициентов кон-кордации и вариации.
На заключительном этапе исследования был применен метод профессиографирования для обобщения полученных данных. Профессио-грамма была разработана с опорой на три основных раздела.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования показывают, что основным рабочим местом ВТУ является поликлинический кабинет. 43,6% респондентов указывают, что прием пациентов в поликлинике длится около 4 часов, после чего врач занимается документацией и при необходимости выезжает на участок. Однако 31,4% отмечают, что фактическое время приема часто превышает норму на 1-1,5 часа, а 25% сообщают о случаях двукратного превышения.
Время работы на участке, по мнению 23,8% опрошенных, составляет 2-3 часа, но 76,2% утверждают, что оно не нормировано и зависит от эпидемиологической ситуации и количества вызовов. 53,8% врачей имеют один перерыв в течение рабочего дня, а 46,2% отмечают отсутствие свободного времени.
88,1% респондентов указывают, что на консультацию одного пациента отводится около 15 минут, хотя 11,9% отмечают возможное увеличение этого времени. 83,3% считают, что непосредственная работа с пациентами занимает около 40% времени приема, остальное уходит на заполнение документации. 68,3% опрошенных отмечают, что основной рабочей позой является положение сидя. Однако 31,7% врачей в возрасте от 40 до 60 лет указывают на преимущественно стоячее положение при осмотре пациентов, что свидетельствует о смешанном режиме рабочей позы. В своей работе 88,9% ВТУ используют ручные инструменты и простые приспособления, 52,8% дополнительно применяют механическое оборудование с ручным управлением, а 25% используют автоматизированное оборудование и сложные технические устройства.
Исследование показало, что 52,8% ВТУ оценивают темп получения новой информации как средний, 44,4% — как высокий, и лишь 2,8 % — как низкий. При этом 58,3% специалистов считают, что соотношение стандартных и оригинальных задач составляет 10-30%, 16,7% отмечают более высокую долю оригинальных задач (30-70%), а 25% указывают на преобладание стандартных задач (более 90%). Основным способом обработки информации 66,8% врачей называют аналитический (мысленный), в то время как 33,2% используют вычислительные устройства. Процесс обработки информации неразрывно связан с высокой степенью ответственности при принятии профессиональных решений, постановке диагноза и лечении пациентов. 95,2% врачей отмечают полную ответственность, 4,8% — частичную. Эта ответственность в сочетании с эмоциональным напряжением и социальными факторами приводит к эмоциональному выгоранию, которое отмечают 86,1% специалистов. Условия труда ВТУ характеризуются следующим образом: 58,7% респондентов считают температуру на рабочем месте комфортной, 33,3% отмечают перепады температур, 8% — повышенную температуру. Интенсивность монотонного шума оценивают как среднюю 58,3% врачей, высокую — 27,8%, низкую — 13,9%. Внезапные кратковременные шумы средней интенсивности отмечают 72,2% опрошенных, высокой — 19,4%, низкой — 8,4%. Освещенность считают комфортной 94,4% специалистов.
58,3% опрошенных ВТУ считают физические воздействия основным фактором, влияющим на их организм в процессе работы. 50% респондентов отмечают химическое воздействие различных веществ, включая лекарственные средства и антибактериальные препараты. 55% указывают на наличие электромагнитного излучения как значимого фактора. Радиационное, ионизирующее и тепловое излучения считаются менее значимыми, их отметили менее 10% опрошенных.
Работа ВТУ неизбежно связана с наличием патогенной флоры на рабочем месте и риском заражения различными инфекциями. 50% врачей оценивают содержание патогенной флоры как высокое, 33,3% — как среднее, 16,7% — как низкое. Все респонденты (100 %) подчеркивают
необходимость использования средств индивидуальной защиты при выполнении профессиональных обязанностей.
Актуальные научные исследования позволяют утверждать, что анализ любой специальности неразрывно связан с определением ключевых профессионально значимых качеств и способностей (ПЗКС), которые существенно влияют на производительность и результативность труда. В рамках проведенного исследования ПЗКС были классифицированы по трем основным группам: физические качества и двигательные способности, функциональные способности, а также психологические качества. Среди физических качеств 94,4% респондентов отметили выносливость как наиболее важное, 88,9% - быстроту, 75% - гибкость, 72,2% - ловкость, и 61,1% — силу.
Из двигательных способностей 77% врачей выделили быстроту реакции, 63% - точность мышечных усилий, и 58% - статическую выносливость.
В отношении функциональных способностей 91,7% ВТУ подчеркнули важность устойчивости сердечно-сосудистой системы. 79,5% отметили значимость свойств внимания, а 66,4% -важность памяти для сохранения и применения профессиональной информации. Учитывая, что профессия ВТУ относится к типу «человек-человек», были выявлены ключевые личностные качества: эмпатия (93%), оптими-стичность (92,1%), уравновешенность (89,5%), обучаемость (83,1%), гуманность (76,5%), коммуникабельность (74,4%), дисциплинированность (73,2%), внимательность (68,6%), настойчивость (65,2%), трудолюбие (57,2%), чуткость (50,9%), самоконтроль (35,8%) и исполнительность (32,3%).
Таким образом, информация, полученная в результате анкетирования ВТУ, позволила выявить перечень ПЗКС, которые были подвергнуты экспертной оценке. Эксперты оценивали три блока ПЗКС: физические качества и двигательные способности, функциональные способности и психологические качества. Вместе с тем для каждого ПЗКС определяли средние значения баллов, а также коэффициент конкор-дации для выявления согласованности мнений экспертов в каждом конкретном случае. Данные, полученные в результате конкордации, представлены в таблице 1.
Анализ экспертных оценок показал высокую степень согласованности мнений по всем трем блокам ПЗКС. Коэффициенты конкордации (Ж) варьируются от 0,7 до 0,84. Физические качества и двигательные способности получили наивысший коэффициент конкордации (Ж=0,84). Наиболее значимыми являются: выносливость (8,8 балла, V=4%), быстрота (8,5 балла, V=9%), быстрота реакции (8,1 балла, V=11%), статическая выносливость (7,8 балла, V=13%), сила и точность мышечных усилий (по 7,3 балла, V=15% и 17% соответственно), ловкость (7,1 балла, V=17%) и гибкость (6,3 балла, V=20%).
Среди функциональных способностей (Ж=0,76) выделяются: устойчивость нервной системы
(8,9 балла, V=6%), устойчивость дыхательной системы (8,3 балла, V=9%), физическая работоспособность (8,0 балла, V=10%) и устойчивость сердечно-сосудистой системы (7,6 балла, V=12%).
В отношении памяти (Ж=0,72) наиболее важны оперативная (8,5 баллов, V=9%) и долговременная (7,6 балла, V=19%) память. Ключевые свойства внимания (Ж=0,7) включают: устойчивость (8,5 балла, V=5%), концентрацию (8,3 балла, V=9%), объем (8,0 балла, V=10%), переключаемость (7,8 балла, V=14%) и распределение (7,1 баллов, V=19%). Таким образом, анализ данных проведенного исследования позволил определить комплекс знаний относительно содержания труда ВТУ и его
Таблица 1 - Конкордация ПЗКС врача-терапевта участкового
Table 1 - Concordance of professionally significant qualities and abilities of a general practitioner
Профессионально значимые качества и способности Professionally significant qualities and abilities Результаты оценки Evaluation results
X V, % W
Физические качества и двигательные способности Physical qualities and motor abilities Выносливость 8,8 4 0,84
Быстрота 8,5 9
Быстрота реакции 8,1 11
Статическая выносливость 7,8 13
Сила 7,3 15
Точность мышечных усилий 7,3 17
Ловкость 7,1 17
Гибкость 6,3 20
Функциональные способности Functional abilities Устойчивость к гипоксии 8,3 9 0,76
Физическая работоспособность 8,0 10
Устойчивость нервной системы 8,9 6
Устойчивость ССС 7,6 12
Психологические качества Psychological qualities Виды памяти Types of memory Оперативная память (кратковременная память) 8,5 9 0,72
Долговременная память 7,6 19
Двигательная память 6,8 26
Свойства внимания Properties of attention Устойчивость внимания 8,5 5 0,7
Концентрация внимания 8,3 9
Объем внимания 8,0 10
Переключаемость внимания 7,8 14
Распределение внимания 7,1 19
Примечание: W - коэфициент конкордации, V - коэфициент вариации мнения экспертов (<10% - малая вариативность,<20% - средняя вариативность, >20% - высокая вариативность), Х- среднее значение
Note: W is the coefficient of concordance, V is the coefficient of variation of expert opinion (<10% - low variability, <20% - medium variability, >20% - high variability), Xis the average value
Таблица 2 - Характеристика производственного процесса ВТУ Table 2 - Characteristics of the general practitioner's production process
Степень тяжести и напряженности профессиональной деятельности The degree of severity and intensity of professional activity - Тяжелый и напряженный умственный труд при низкой степени физической активности - Уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов превышает уровни, установленные нормативной документацией (3-й класс)
Режим труда и отдыха Work and rest regime - Продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю - На практике рабочее время не нормировано - Время отдыха и приема пищи не регламентируется
Эмоциональное напряжение Emotional stress - Работа с человеком как с объектом труда - Высокая степень ответственности - Возможность допущения врачебной ошибки
Интеллектуальная напряженность Intellectual tension - Необходимость в непрерывном медицинском образовании и саморазвитии - Консультативная деятельность
Степень вредности и опасности профессиональной деятельности The degree of occupational hazard and danger of professional activity - Работа в закрытом помещении с необходимыми перемещениями на открытом воздухе при различных погодных условиях - Воздействие вредных производственных факторов - Длительные монотонные и резкие шумы - Наличие концентрации патогенной флоры
специфики, что является основой для детального описания профессиональной деятельности ВТУ (таблица 2).
Согласно данным, приведенным в таблице 2, профессия ВТУ относится к третьему классу, который характеризуется высокой интеллектуальной нагрузкой при низкой физической активности. Уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов превышает установленные стандарты. Тяжесть и напряженность труда ВТУ характеризуются напряжением рецепторного и голосового аппаратов, длительным пребыванием в статическом положении (сидя), проведением осмотра пациента в статических позах с наклоном туловища, отсутствием четкого алгоритма действий, необходимостью качественной оценки информации, изменением последовательности действий в зависимости от ситуации. Рабочий график: рекомендуемое время работы — не более 39 часов в неделю. Фактически рабочее время не ограничено, а время для отдыха и приема пищи не регламентировано. Эмоциональное напряжение: уровень 3 (подуровень 3.2) — условия труда, которые могут вызвать стойкие изменения в организме, приводящие к начальным проявлениям профессиональных заболеваний. Причины: высокая степень ответственности, работа с различными пациентами, стрессовые ситуации, возможность допущения ошибок.
Интеллектуальная нагрузка: уровень 3 (подуровень 3.1) — условия труда, при которых организм способен восстанавливать свое функциональное состояние к началу следующего рабочего дня.
Интеллектуальная нагрузка связана с необходимостью постоянного обучения, оценкой состояния пациентов и допущением врачебной ошибки, диагностикой, назначением лечения и проведением экспертизы временной нетрудоспособности.
Степень вредности и опасности профессиональной деятельности. Класс 3 (подкласс 3.3). Этот уровень отражает воздействие опасных факторов производства, которые могут вызвать стойкие изменения в организме работника. Данные изменения могут быть причиной развития профессиональных заболеваний легкой и средней тяжести, что может привести к потере трудоспособности.
К основным вредным и опасным производственным факторам в работе ВТУ относятся: работа в закрытых помещениях с необходимостью периодических выходов на открытый воздух при различных погодных условиях, воздействие физических, химических и электромагнитных факторов, присутствие длительных монотонных и резких шумов, наличие патогенной флоры средней и высокой степени концентрации. Профессиональная деятельность ВТУ требует развития ряда физических качеств (таблица 3):
Таблица 3 - Физические качества и двигательные способности, необходимые ВТУ в профессиональной деятельности Table 3 - Physical qualities and motor abilities necessary for a general practitioner in professional activity
Быстрота, быстрота реакции Quickness, quickness of reaction - Распознавание и оценка состояний пациента, представляющих угрозу его жизни - Оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах - Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий в неотложной или экстренной формах - Выполнение реанимационных мероприятий
Сила Power - Перемещение различных предметов и необходимого медицинского оборудования - Сопровождение пациентов - Перемещение нетранспортабельных пациентов из одного положения в другое для проведения осмотра пациента
Выносливость, статическая выносливость Endurance, static endurance - Длительное передвижение специалиста по участку - Пребывание в вынужденной статической рабочей позе сидя и выполнение процедур осмотра пациента в статической позе стоя
Ловкость, точность мышечных усилий Dexterity, precision of muscular efforts - Перемещение врача по участку в естественных условиях окружающей среды, городской и сельской местности при различных климатических условиях - Преодоление естественных и искусственных препятствий - Дифференциация мышечных усилий в процессе обследования пациента, его осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации
Гибкость Flexibility - Выполнение трудовых функций, которые требуют проявления гибкости в позвоночнике и суставах
Таблица 4 - Функциональные способности, необходимые ВТУ в профессиональной деятельности Table 4 - Functional abilities necessary for a general practitioner in professional activity
Функциональные - Устойчивость нервной, сердечно-сосудистой, и дыхательной систем к внешним
способности воздействиям трудовой среды
Functional abilities - Физическая работоспособность
Быстрота необходима при оказании экстренной медицинской помощи, оценке угрожающих жизни состояний, проведении реанимационных мероприятий и манипуляций при осмотре пациента.
Сила проявляется при перемещении медицинского оборудования, сопровождении и перемещении пациентов.
Выносливость необходима ВТУ для передвижения по участку, специальная - при длительном пребывании в статических позах (сидя или стоя) во время приема и осмотра пациентов. Ловкость важна при перемещении в различных условиях окружающей среды и климата, преодолении препятствий. Особенно значима точность дифференциации мышечных усилий при обследовании пациента (пальпация, перкуссия, аускультация).
Гибкость необходима при выполнении трудовых функций, требующих гибкости позвоночника и суставов.
Функциональные способности ВТУ играют ключевую роль в эффективном выполнении профессиональных обязанностей. Они определяются как способность организма и его
систем оптимально функционировать в специфических условиях трудовой среды (таблица 4):
Устойчивость сердечно-сосудистой системы (ССС) - это способность организма ВТУ адаптироваться к внешним воздействиям рабочей среды. Нервная система играет ключевую роль в регуляции работы ССС, определяя степень ее напряжения в ответ на различные раздражители.
Устойчивость дыхательной системы: данная способность позволяет ВТУ противостоять проявлениям гипоксии, возникающей при использовании средств индивидуальной защиты, в частности медицинских масок. Ношение маски может приводить к уменьшению объема вдыхаемого воздуха, снижению содержания кислорода в крови и возникновению дефицита энергии, что влечет за собой функциональные и морфологические нарушения. Физическая работоспособность — это способность ВТУ эффективно выполнять профессиональные обязанности на протяжении всего рабочего дня, минимизируя физиологические затраты повышая продуктивность труда.
Таблица 5 - Психологические качества, необходимые ВТУ в профессиональной деятельности Table 5 - Psychological qualities necessary for a general practitioner in professional activity
Виды памяти Types of memory Долговременная и оперативная (кратковременная) память - Накопление, сохранение и воспроизведение знаний, умений и навыков - Запоминание информации с целью решения текущей трудовой задачи
Свойства внимания Properties of attention Объем, распределение, концентрация и устойчивость внимания - Сохранение в поле зрения 3-5 объектов в процессе приема пациента - Одновременное выполнение различных трудовых задач и функций - Выделение одного объекта из совокупности и удержание информации о нем в процессе контакта - Сосредоточение на одном объекте
Таблица 6 - Личностные качества, необходимые ВТУ в его профессиональной деятельности Table 6 - Personal qualities necessary for a general practitioner in professional activity
Личностные качества Personal qualities
Самоконтроль, внимательность, гуманность, исполнительность, наличие эмпатии, настойчивость, оптимистичность, уравновешенность, обучаемость, коммуникабельность, дисциплинированность
В профессиональной деятельности ВТУ важную роль играют определенные психологические качества, которые представлены в таблице 5. Долговременная память играет ключевую роль в сохранении важной профессиональной информации, такой как знание охраны здоровья общества, порядок предоставления медицинской помощи, инновационные методы лабораторных и инструментальных исследований, применение лекарственных средств, медицинских устройств и диетического питания, организацию санитарно-противоэпидемических мероприятий, методы немедикаментозного лечения, вопросы диспансеризации. Оперативная память обслуживает текущие действия ВТУ, удерживая промежуточные результаты до решения конкретной задачи. Проявляется при опросе и осмотре пациента, анализе результатов исследований, составлении анамнеза, назначении лечения.
Внимание. Объем внимания позволяет ВТУ одновременно воспринимать от 3 до 5 объектов (пациент, монитор, амбулаторная карта, опекун пациента, медсестра). Концентрация и устойчивость внимания позволяют длительно и сосредоточенно фокусироваться на объекте труда или вспомогательных функциях. Распределение внимания необходимо для одно-
временной работы с несколькими объектами. Профессионально значимые личностные качества, необходимые в профессиональной деятельности ВТУ, представлены в таблице 6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в современных реалиях профессия врача-терапевта участкового играет ведущую роль в сохранении здоровья населения. Однако специфика данной специальности предполагает, что врачи ежедневно находятся в условиях производственной среды, которая неизбежно будет оказывать негативное воздействие на организм, снижая эффективность труда.
Разработанная нами профессиограмма может служить инструментом, который позволит проектировать практическую учебную дисциплину «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в медицинском вузе более предметно, подбирая средства подготовки, способствующие не только решению общих целей дисциплины, но и развитию профессионально значимых качеств и способностей для минимизации негативных воздействий окружающей среды на организм врача в будущем.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аристакесян, В. О. Профессионально ориентированное физическое воспитание студентов медицинского вуза, имеющих сочетанные нарушения опорно-двигательного аппарата: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Аристакесян Виктория Олеговна, 2017. - 226 с.
2. Гарипова, Р. В. Вопросы специальной оценки условий труда медицинских работников / Р. В. Гарипова, З. М. Берхеева, Л. А. Стрижаков // Медицина труда и промышленная экология. - 2020. - Т. 60, № 10. - С. 645-649.
3. Забелина, О. В. Трансформация востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации
российской экономики / О. В. Забелина, А. В. Майорова, Е. А. Матвеева // Экономика труда. - 2020. - Т. 7, № 7. - С. 589-608.
4. Зотова, Ф. Р. Мотивы и препятствия физической активности студентов университетов / Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Хамидуллина, Е. В. Бубякина [и др.] // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № S - С. 103114 . Э01: 10.36028/2308-8826-2023-11^-103-114
5. Карамова, Л. М. Анализ профессиональных факторов риска развития болезней системы кровообращения у медицинских работников: обзор литературы / Л. М. Карамова, Э. Т. Валеева, Н. В. Власова [и др.] // Анализ риска здоровью. - 2021. - № 4. - С. 173-180.
6. Лапко, И. В. Здоровьесберегающие мероприятия в профилактике заболеваний, ассоциированных с условиями труда / И. В. Лапко, А. В. Жеглова, И. А. Богатырева [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. - 2021. - Т. 65, № 4. - С. 372-378.
7. Меньшикова, Л. И. Проблемы организации первичной медико-санитарной помощи в условиях кадрового дисбаланса врачей-терапевтов участковых и пути их решения (обзор литературы) / Л. И. Меньшикова, И. М. Сон, М. Ю. Крякова [и др.] // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2023.
- № 2. - С. 771-803.
8. Петрухин, Н. Н. Профессиональная заболеваемость медработников в России и за рубежом (обзор литературы) / Н. Н. Петрухин // Гигиена и санитария. - 2021.
- Т. 100, № 8. - С. 845-850.
9. Пронина, Н. Н. Гигиеническая оценка состояния здоровья врачей терапевтического профиля: дис. ... канд. мед. наук: 14.00.07 / Пронина Наталья Николаевна, 2008. - 178 с.
10. Скиба, И. А. Программно-содержательное обеспечение профессионально-прикладной физической подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Скиба Игорь Александрович, 2023. - 195 с.
11. Смирнова, С. А. Организационные основы профессиональной деятельности врача-терапевта участкового: специальность 14.02.03 «Общественное здоровье и здравоохранение»: диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Смирнова Светлана Алексеевна, 2020. - 157 с.
12. Сочкова, Л. В. Особенности формирования системы нормирования труда в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь / Л. В. Сочкова, А. В. Ким, Л. Л. Шарафутдинова [и др.] // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 4. - С. 19-30.
13. Abadi, H. A. The meaning and essential nature of a profession: a multi-perspective approach / H. A. Abadi, D. T. Ayentimi, A. Coetzer // Labour and Industry. - 2020. -№ 1 (30). - P. 85-96.
14. Van den Berg, S. Associations between common diseases and work ability and sick leave among health care workers / S. van den Berg, A. Burdorf, S.J. Robroek // International archives of occupational and environmental health. - 2017. - Vol. 90. - № 7. - P. 685-693.
REFERENCES:
1. Aristakesyan, V.O. [Professionally oriented physical education of medical university students with combined disorders of the musculoskeletal system]: dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences / Aristakesyan Victoria Olegovna, 2017, 226 p.
2. Garipova, R.V., Berkheeva, Z.M., Strizhakov, L.A. [Issues of special assessment of working conditions of medical workers]. Labor medicine and industrial ecology, 2020, Vol. 60, on 10, pp. 645-649.
3. Zabelina, O.V., Mayorova, A.V., Matveeva, E.A. [Transformation of the demand for skills and professions in the conditions of digitalization of the Russian economy] Labor economics, 2020, Vol. 7, on 7, pp. 589-608.
4. Zotova, F.R., Khamidullina, G. F., Bubyakina, E.V. et al. [Motives and obstacles to physical activity in university students]. Science and sport: current trends, 2023, vol. 11, no. S. - pp.103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114
5. Karamova, L.M., Valeeva, E.T., Vlasova, N.V. et al. [Analysis of occupational risk factors for the development of diseases of the circulatory system in medical workers: literature review]. Health risk analysis, 2021, on 4, pp. 173-180.
6. Lapko, I.V., Zheglova, A.V., Bogatyreva, I.A. et al. [Health-saving measures in the prevention of diseases associated with working conditions]. Healthcare of the Russian Federation, 2021, Vol. 65, on 4, pp. 372-378.
7. Menshikova, L.I., Son, I.M., Kryakova M.Yu. et al. [Problems of the organization of primary health care in conditions of personnel imbalance of general practitioners and ways
to solve them (literature review)] Modern problems of healthcare and medical statistics, 2023, on 2, pp. 771-803.
8. Petrukhin, N.N. [Occupational morbidity among health workers in Russia and abroad (literature review)]. Hygiene and sanitation, 2021, Vol. 100, on 8, pp. 845-850.
9. Pronina, N.N. [Hygienic assessment of the state of health of doctors of therapeutic profile]: dissertation for the degree of candidate of medical sciences / Pronina Natalia Nikolaevna, 2008, 178 p.
10. Skiba, I.A. [Software and content support for professionally applied physical training of medical students studying in the specialty «General Medicine»]: dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences / Skiba Igor Alexandrovich, 2023, 195 p.
11. Smirnova, S.A. [Organizational foundations of the professional activity of a general practitioner: specialty 02.14.03 «Public health and healthcare»]: dissertation for the degree of candidate of medical sciences / Smirnova Svetlana Alekseevna, 2020, 157 p.
12. Sochkova, L.V., Kim, A.V., Sharafutdinova, L.L. et al. [Features of the formation of the labor rationing system in medical organizations providing primary health care]. Health care manager, 2022, on 4, pp. 19-30.
13. Abadi, H.A., Ayentimi, D.T., Coetzer, A. [The meaning and essential nature of a profession: a multi-perspective approach]. Labour and Industry, 2020, on 1 (30). pp. 85-96.
14. Van den Berg, S., Burdorf, A., Robroek, S. J. [Associations between common diseases and work ability and sick leave among health care workers] International archives of occupational and environmental health, 2017, Vol. 90, on 7, pp. 685-693.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Скиба Игорь Александрович (Skiba Igor ALeksandrovich) - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья; Казанский государственный медицинский университет; 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49; e-maiL: [email protected], ORCID: 0000-0001-6272-8775.
Стеценко Наталья Владимировна (Stetsenko NataLya Viktorovna) - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и технологий физической культуры и спорта; Волгоградская государственная академия физической культуры; 400005, г. Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 78; доцент кафедры адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; e-maiL: [email protected], ORCID: 0000-0001-9792-3079.
Коновалов Игорь Евгеньевич (KonovaLov Igor Evgenievich) - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики волейбола и баскетбола; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; e-maiL: [email protected], ORCID: 0000-0003-2953-1975.
• Поступила в редакцию 03 июня 2024 г.
• Принята к публикации 02 июля 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Скиба, И.А. Профессиографическое исследование трудовой деятельности врачей-терапевтов участковых / И.А. Скиба, Н.В. Стеценко, И.Е. Коновалов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 3. - С. 146155. Э01: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-146-155.
FOR CITATION
Skiba I.A., Stetsenko N.V., KonovaLov I.E. Professionogra-phic study of the work of general practitioners. Science and sport: current trends, 2024, vol. 12, no. 3. - pp. 146-155. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-146-155.