УДК 796 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-100-105
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
И.А. Скиба1, И.Е. Коновалов2
^Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия
^Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия Аннотация
Цель исследования - оценить эффективность экспериментального программно-содержательного обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело».
Методы исследования. Для проведения исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, психологическое тестирование, математическая статистика.
Результаты исследования и их обсуждение. Согласно данным, полученным нами в процессе исследования, студенты-медики экспериментальной группы, которые занимались по экспериментальному программно-содержательному обеспечению с акцентом на профессионально-прикладную физическую подготовку, к концу эксперимента имели лучшие показатели развития профессионально важных психофизических качеств, чем их сверстники из контрольной группы, занятия которых проходили согласно рабочей программы дисциплины, разработанной с ориентацией на здоровьесберегающий подход. При этом необходимо отметить, что в конце исследования были отмечены статистически значимые межгрупповые различия практически во всех тестах (p<0,05), за исключением теста «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье», в пользу экспериментальной группы.
Заключение. По итогам проведенного исследования можно заключить, что профессионально ориентированный подход является более эффективным для развития наиболее важных психофизических качеств студентов-медиков женского пола, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Так, прирост в показателях развития физических качеств и двигательных способностей в экспериментальной группе был в диапазоне от 6,5 до 23%, что значительно превышает прирост показателей контрольной группы. Прирост показателей психологических возможностей в экспериментальной группе был в диапазоне от 13 до 33,3%, что также превышает прирост показателей контрольной группы. Все вышесказанное свидетельствует о том, что реализация практической дисциплины по физической культуре с акцентом на профессионально-прикладную физическую подготовку является эффективной формой педагогического воздействия для качественной профессиональной подготовки будущих врачей-терапевтов участковых.
Ключевые слова: физическая культура, студенты-медики, профессионально-прикладная физическая подготовка, психофизические качества, рабочая программа дисциплины.
IMPROVEMENT OF PROGRAM AND CONTENT OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL
TRAINING OF MEDICAL STUDENTS STUDYING IN THE SPECIALTY «GENERAL MEDICINE»
I.A. Skiba1, [email protected], ORCID: 0000-0001-6272-8775
I.E. Konovalov2, [email protected], ORCID: 0000-0003-2953-1975
1Kazan State Medical University, Kazan, Russia
2Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia Abstract
The research purpose is to evaluate the effectiveness of the experimental program-content support for professionally applied physical training of medical students studying in the specialty «General medicine».
Research methods. The following methods were used to conduct the research: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical experiment, pedagogical testing, psychological testing, mathematical statistics. The results of the research and their discussion. According to the data obtained in the course of the study, medical students of the experimental group, who were engaged in experimental program-content research with an emphasis
on professional-applied physical training, by the end of the experiment had better indicators of the development of professional psychophysical qualities than their peers from the control group. Classes were held in accordance with the working program of the discipline developed with a focus on a health-saving approach. At the same time, it should be emphasized that at the end of the study, statistically significant intergroup differences were noted in almost all tests (p<0,05), with the exception of the «Leaning forward from a standing position on a gymnastic bench» test in favor of the experimental group.
Conclusion. According to the results of the study, we can conclude that a professionally oriented approach is more effective for the development of the most important psychophysical qualities of female medical students studying in the specialty «General medicine». Thus, the increase in the development of physical qualities and motor abilities in the experimental group was in the range from 6,5 to 23%, which significantly exceeds the increase in the control group. The increase in indicators of psychological capabilities in the experimental group was in the range from 13 to 33,3%, which also exceeds the increase in the indicators of the control group. All of the above indicates that the implementation of a practical discipline in physical education with an emphasis on professionally applied physical training is an effective form of pedagogical influence for high-quality professional training of future district physicians. Keywords: physical culture, medical students, professionally applied physical training, psychophysical qualities, discipline work program.
ВВЕДЕНИЕ
6 июня 2022 года Минобрнауки России заявило об исключении всех российских высших учебных заведений (вуз) из Болонской системы, подведя черту под многолетней интеграцией отечественного образования с европейским. Согласно мнению современных исследователей, данная парадигма в течение многих лет способствовала снижению качества высшего образования в Российской Федерации, в том числе диктуя нелогичные и необоснованные подходы к реализации практической дисциплины по физической культуре в вузах [8, 1].
Соответственно, одной из фундаментальных основ снижения эффективности физической подготовки в вузах, в том числе медицинского профиля, является, по мнению специалистов, содержание Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в котором начиная с 2003 года содержание дисциплины «Физическая культура» претерпело значительные изменения [3, 6].
В первую очередь это связано с делением практических 400 часов на две самостоятельные дисциплины, теоретическую и практическую, в результате чего практическая часть на сегодняшний день составляет 328 часов, обязательных к освоению [7].
Вместе с тем актуальный ФГОС регламентирует элективный подход к реализации практической дисциплины по физической культуре, т.е. право студента на выбор одного из видов спорта, которым он будет заниматься в течение учебного года на занятиях по физической культуре, что ставит под вопрос полноценность физической подготовки будущего специалиста к предстоящей трудовой деятельности [10].
Одной из наиболее значимых проблем в реализации практической дисциплины по физической культуре на сегодняшний день остается отсутствие научно обоснованных примерных рабочих программ дисциплины (РПД) по физической культуре для средних и высших учебных заведений ввиду регламентированного элективного подхода [2]. Однако многие вузы, в том числе и медицинского профиля, предпочитают иные подходы к реализации практической дисциплины, аргументируя содержание своих программ отсутствием необходимой материально технической базы и преподавательского состава [11].
Так, одним из наиболее популярных подходов к реализации практической дисциплины по физической культуре в медицинских вузах является здоровьесберегающий подход, который вполне оправдан по причине низких показателей в состоянии здоровья студентов-медиков. Соответственно, большинство кафедр физической культуры в медицинских вузах ориентируется на повышение уровня состояния здоровья будущих врачей [5, 14, 13, 15, 16].
Однако, по мнению большинства исследователей в области физической культуры, на сегодняшний день одной из основных задач подготовки молодого специалиста, в том числе врача-терапевта участкового, к трудовой деятельности является развитие необходимых профессионально важных психофизических качеств и способностей, которые позволят будущему врачу продуктивно выполнять свои профессиональные обязанности [9, 4, 12]. Учитывая вышеизложенные факты, разработка, реализация и оценка эффективности программно-содержательного обеспечения практической дисциплины по физической культуре для специальности «Лечебное дело», которое отвечает
современным требованиям ФГОС и целенаправленно развивает профессионально важные психофизические качества и способности, являются актуальными.
Цель исследования: оценить эффективность экспериментального программно-содержательного обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело».
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент проводился на базе Казанского государственного медицинского университета. В эксперименте приняли участие 40 студентов-медиков женского пола, обучающихся на втором курсе лечебного факультета и имеющих основную группу здоровья. В ходе эксперимента фиксировались исходные показатели развития психофизических качеств и отслеживались их изменения в течение учебного года, как до, так и после активного воздействия на испытуемых средствами физической культуры, которые имели профессионально ориентированную и здоровьесберегающую направленность. Так, если студенты контрольной группы занимались по учебному материалу, ориентированному на сохранение и улучшение их здоровья, используя здоровьесберегающий подход, то студенты экспериментальной группы занимались по авторскому варианту учебного материала, где помимо сохранения и улучшения здоровья делался акцент на их профессиональную подготовку, т.е. использовался профессионально ориентированный подход. В рамках профессионально ориентированного подхода активно применялись базовые виды спорта и прикладные профессионально ориентированные средства подготовки, наиболее важные для данной специальности. Наиболее важные психофизические качества были определены с помощью анкетного опроса специалистов и построения профессиограммы. Все применяемые средства были разделены на два блока — общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку (профессионально прикладная физическая подготовка). Перечень и сочетание средств, их дозировка и уровень нагрузки регламентировались в соответствии с уровнем подготовленности студентов и курсом их обучения. Показатели развития физических качеств оценивались средствами тестирования 6 ступени ВФСК ГТО. Для оценки двигательных способностей применяли: скорость реакции (тест «Падающая линейка», см); точность мышечных усилий (тест «ТМУ — точность мышечных усилий», %); стати-
ческая выносливость мышц опорно-двигательного аппарата (тест «Статическая выносливость мышц ОДА», мин/сек). Психологические возможности организма студентов-медиков оценивали при помощи аппаратного комплекса (АПК) «НС-ПсихоТест», позволяющего посредством заложенных в него тестов «Память на числа», «Красно-черные таблицы Шульте-Платонова» и теста «Оценка внимания» оценить показатели важных видов памяти и свойств внимания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Данные, полученные нами в процессе исследования, позволяют утверждать, что если в начале эксперимента группы не имели статистически значимых различий в показателях развития физических качеств и двигательных способностей (р>0,05), то в конце эксперимента были отмечены статистически значимые межгрупповые различия практически во всех тестах (р<0,05), за исключением теста «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье». Результаты развития физических качеств и двигательных способностей студентов-медиков в начале и в конце эксперимента наглядно представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, показатели обеих групп имеют тенденцию к улучшению. Однако, детально анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что испытуемые экспериментальной группы по всем показателям развития физических качеств и двигательных способностей превзошли контрольную группу. Самый большой прирост студенты экспериментальной группы показали в тесте «Падающая линейка» — 23% против 3,8% контрольной группы. Следующим по величине прироста является показатель проприоцептивной чувствительности — «ТМУ», который в экспериментальной группе улучшился на 20%, контрольная группа показала прирост в 1,7%. Также одним из наибольших по значимости прироста является показатель развития силы — «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу», в котором прирост в экспериментальной группе составил 18,3%, а в контрольной — 6,7%. Разница прироста между группами в процентном соотношении в остальных тестах составила: «Статическая выносливость мышц ОДА» - 11,6%, «Бег на 30 м» - 8%, «Бег на 2000 м» — 7,3%, «Челночный бег 3х10 м» — 6,5% в пользу экспериментальной группы соответственно. В тесте «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» в начале и в конце эксперимента достоверных различий выявлено не было (р>0,05), экспериментальная группа показала результат прироста в 12,6% против 7,5% контрольной группы.
Таблица 1 - Показатели развития физических качеств и двигательных способностей студентов-медиков
контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце эксперимента
Table 1 - Indicators of the development of physical qualities and motor abilities of medical students
in the control and experimental groups at the beginning and at the end of the experiment
Показатели / Indicators Х±б
КГ (n=20)/ Œ (n=20) ЭГ (n=20)/ EG (n=20)
В начале эксперимента / At the beginning of the experiment
Бег на 30 м, с / 30 m run, sec. 6,31±0,44 6,33±0,46
Бег 2000 м, мин. с / 2000 m run, min, sec. 13,38±0,71 13,47±0,76
Челночный бег 3х10 м, с / Shuttle run 3x10 m, sec. 9,11±0,79 9,10±0,74
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, кол-во раз Flexion and extension of the arms while lying on the floor, number of times 11,15±3,05 11,20±3,05
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см Leaning forward from a standing position on a gymnastic bench, cm 14,60±2,66 14,65±2,58
Тест «Падающая линейка», см / «Falling ruler» test, cm 12,15±2,70 12,30±2,47
Точность мышечных усилий, % / Accuracy of muscle efforts, % 19,90±6,43 19,80±6,39
Статическая выносливость мышц ОДА, с / Static muscle endurance (musculoskeletal system), sec. 48,90±9,22 48,75±9,16
В конце эксперимента / At the end of the experiment
Бег на 30 м, с / 30 m run, sec. 6,16±0,52* 5,73±0,40*
Бег 2000 м, мин. с / 2000m run, min, sec. 13,25±0,80* 12,44±0,75*
Челночный бег 3х10 м, с / Shuttle run 3x10 m, sec. 8,99±0,73* 8,44±0,66*
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, кол-во раз Flexion and extension of the arms while lying on the floor, number of times 11,90±2,29* 13,25±1,83*
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см Leaning forward from a standing position on a gymnastic bench, cm 15,70±2,27 16,50±2,14
Тест «Падающая линейка», см / «Falling ruler» test, cm 11,70±2,68* 10,00±2,41*
Точность мышечных усилий, % / Accuracy of muscle efforts, % 19,55±4,33* 16,50±3,99*
Статическая выносливость мышц ОДА, с / Static muscle endurance (musculoskeletal system), sec. 50,95±7,31* 56,45±6,29*
Примечание. КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; n - количество испытуемых; Х - среднее выборочное; б - стандартное отклонение; * - достоверность различий при p<0,05 Note. СС - control group; EG - experimental group; n - the number of subjects; X - average sample; б - the standard deviation; * - reliability of differences at p<0.05
Таблица 2 - Показатели развития психологических возможностей студентов-медиков контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце эксперимента Table 2 - Indicators of the development of psychological capabilities of medical students in the control and experimental groups at the beginning and at the end of the experiment
Показатели / Indicators Х±б
КГ (n=20)/ Œ (n=20) ЭГ (n=20)/ EG (n=20)
В начале эксперимента / At the beginning of the experiment
Тест «Память на числа», баллы / Test «Memory for numbers», points 5,65±1,69 5,40±2,16
Объем внимания, с / Attention span, sec. 40,35±9,87 40,05±9,96
Распределение внимания, с / Distribution of attention, sec. 73,20±14,10 73,25±14,73
Устойчивость внимания, с / Sustainability of attention, sec. 0,81±0,36 0,88±0,36
Концентрация внимания, с / Concentration of attention, sec. 1,01±0,47 1,04±0,43
В конце эксперимента / At the end of the experiment
Тест «Память на числа», баллы / Test «Memory for numbers», points 6,05±1,47* 7,20±2,02*
Объем внимания, с / Attention span, sec. 39,00±5,88* 34,05±7,10*
Распределение внимания, с / Distribution of attention, sec. 71,10±9,34* 63,15±13,37*
Устойчивость внимания, с / Sustainability of attention, sec. 0,84±0,27* 1,03±0,25*
Концентрация внимания, с / Concentration of attention, sec. 0,97±0,31* 0,79±0,24*
Примечание. КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; n - количество испытуемых; Х - среднее выборочное; б - стандартное отклонение; * - достоверность различий при p<0,05 Note. СС - control group; EG - experimental group; n - the number of subjects; X - average sample; б - the standard deviation; * - reliability of differences at p<0.05
Данные, полученные в результате тестирования психологических возможностей испытуемых обеих групп, позволяют утверждать, что если в начале исследования статистически значимых различий между группами выявлено не было (р>0,05), то в конце эксперимента статистически значимые различия были отмечены во всех тестах (р<0,05). Результаты развития психологических возможностей студентов-медиков в начале и в конце эксперимента наглядно представлены в таблице 2. Как видно из таблицы 2, в обеих группах к концу эксперимента наблюдается улучшение результатов, однако в экспериментальной группе эта динамика достоверно выше, чем в контрольной группе. Так, в тесте «Память на числа», который проводился для определения уровня кратковременной (оперативной памяти), прирост в экспериментальной группе составил 33,3%, а в контрольной — 7,0%. Разница прироста между группами в процентном соотношении в других тестах составила: «Объем внимания» — 14, 2%, «Распределение внимания» — 13, 0%, «Устойчивость внимания» — 13,3%, «Концентрация внимания» — 27,5% в пользу экспериментальной группы соответственно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макаров, А. В. Национальный опыт формирования образовательного пространства (на примере болонского процесса) / А. В. Макаров // Общество-наука-инновации.- 2019.- С. 253-257.
2. Коновалов, И. Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Коновалов Игорь Евгеньевич. - Набережные Челны, 2012. - 46 с.
3. Остапенко, В. М. Проблема реализации ФГОС ВО (3++) в российской медицинской школе / В. М. Остапенко, В. А. Шкитин // Медицинское образование XXI века: компетентность^ подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. - 2017. - С. 112-116.
4. Полубок, В. С. Профессионально-прикладная физическая подготовка у будущих врачей / В. С. Полубок // Актуальные проблемы медицины. - 2017. - С. 781-784.
5. Скиба, И. А. Особенности организации учебного процесса по
физической культуре студентов Казанского ГМУ (Казанский государственный медицинский университет), обучающихся по специальности «Лечебное дело» / И. А. Скиба, И. Е. Коновалов // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. - 2018. - Т. 2. - С. 446-450.
6. Специфика компетентностного подхода в физкультурно-спортивной подготовке студентов медицинского вуза / А. В. Блажко [и др.] // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. - 2020. - № 2. - С. 210-214.
7. Усманова, Е. А. Структурно-содержательные проблемы физи-
ческой культуры в учреждениях высшего образования / Е. А. Усманова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 1. - С. 177-183.
8. Чугунов, А. С. Болонский процесс как способ интеграции высшего образования стран Европы и РФ / А. С. Чугунов,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно заключить, что профессионально ориентированный подход является более эффективным для развития наиболее важных психофизических качеств студентов-медиков женского пола, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Так, прирост в показателях развития физических качеств и двигательных способностей в экспериментальной группе был в диапазоне от 6,5 до 23%, что значительно превышает прирост идентичных показателей контрольной группы. Прирост показателей развития психологических возможностей в экспериментальной группе был в диапазоне от 13 до 33,3%, что также превышает прирост показателей контрольной группы. Все вышесказанное свидетельствует о том, что реализация практической дисциплины по физической культуре с акцентом на профессионально-прикладную физическую подготовку является эффективной формой педагогического воздействия для качественной профессиональной подготовки студентов-медиков, будущих врачей-терапевтов участковых.
А. М. Ильясова // Казанский вестник молодых ученых. -2019. - Т. 3, № 2. - С. 121-126.
9. Шарипова, Г. К. Профессионально-прикладная подготовка в высших учебных заведениях / Г. К. Шарипова, С. Б. Касымов // Научный взгляд в будущее. - 2018. - Т. 2, № 11. - С. 60-64.
10. Щадилова, И. С. «Элективные курсы по физической культуре» как основа мотивации студентов к практическим занятиям / И. С. Щадилова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.- 2018.- № 2 - С. 92-96.
11. Щекотихин, М. П. Система планирования учебного процесса по дисциплинам «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» в вузе как необходимое условие решения образовательных и воспитательных задач, рационального использования спортивных объектов / М. П. Щекотихин // Наука-2020. - 2017. - № 1 (12). - С. 211-220.
12. Chao, Y. Exploration of teaching and education: integration of sports and medicine in physical education in colleges and universities / Y. Chao, X. Guo, R. Wang // Journal of Contemporary Educational Research. - 2022. - Vol. 6. - № 1. - P. 63-67.
13. Cognitive status and health-related quality of life for medical students / V.V. Kuznetsov [et al.] // Research and Practical Medicine Journal. - 2021. - Vol. 8, № 1. - P. 85-96.
14. Leisure time physical activity and quality of life in medical students: results from a multicentre study / M. Peleias [et al.] // BMJ open sport & exercise medicine. - 2017. - Vol. 3, № 1. - P. e000213.
15. Saidova, M. Using health-saving technologies in education / M. Saidova // Asian Journal of Research in Social Sciences and Humanities. - 2022. - Vol. 12, № 4. - P. 503-505.
16. Yurii, S. Modern health-saving educational technologies in the system of professional training of specialists / S. Yurii // The V International Scientific and Practical Conference «Trends of modern science and practice», February 8-11, 2022, Ankara, Turkey. - 2022. - P. 299-301.
REFERENCE
1. Makarov, A.V. National experience in the formation of educational space (on the example of the Bologna process) / A.V. Makarov // Society-science-innovation. - 2019. - P. 253-257.
2. Konovalov, I.E. Structure, program and content support of the system of modern physical education of students of musical secondary specialized educational institutions: abstract. dis. ... doctor of pedagogical sciences: 13.00.04 / Konovalov Igor Evgenievich. - Naberezhnye Chelny, 2012. - 46 p.
3. Ostapenko, V.M. The problem of implementing Federal State Educational Standard in (3++) in the Russian medical school / V.M. Ostapenko, V. A. Shkitin // Medical education of the XXI century: competence-based approach and its implementation in the system of continuing medical and pharmaceutical education. - 2017. - P. 112-116.
4. Polubok, V.S. Professionally applied physical training of future doctors / V.S. Polubok // Actual problems of medicine.
- 2017. - P. 781-784.
5. Skiba, I.A. Features of the organization of the educational process in physical culture of students of Kazan State Medical University studying in the specialty «General medecine» / I.A. Skiba, I.E. Konovalov // Actual problems of theory and practice of physical culture, sports and tourism.
- 2018. - Vol. 2. - P. 446-450.
6. The specifics of the competence approach in physical culture and sports training of medical university students / A.V. Blazhko [et al.] // Philosophical, sociological, psychological and pedagogical problems of modern education. - 2020. -№. 2 - P. 210-214.
7. Usmanova, E.A. Structural and substantive problems of physical culture in institutions of higher education / E.A. Usmanova // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. - 2019. - №. 1. - P. 177-183
8. Chugunov, A.S. The Bologna process as a way of integrating higher education in Europe and the Russian Federation /
A.S. Chugunov, A.M. Ilyasova // Kazan Bulletin of Young Scientists. - 2019. - Vol. 3, №. 2. - P. 121-126.
9. Sharipova, G.K. Professionally applied training in higher educational institutions / G.K. Sharipova, S.B. Kasymov // Scientific outlook into the future. - 2018. - Vol. 2, №. 11. -P. 60-64.
10. Shchadilova, I.S. «Elective courses in physical culture» as a basis for motivating students to practical classes / I.S. Shchadilova // Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport. - 2018. - №. 2 - P. 92-96.
11. Shchekotikhin, M.P. The system of planning the educational process in the disciplines of physical culture and applied physical culture at the university, as a necessary condition for solving educational tasks, rational use of sports facilities / M.P. Shchekotikhin // Science-2020. - 2017. - №1 (12). - P. 211-220.
12. Chao, Y. Exploration of teaching and education: integration of sports and medicine in physical education in colleges and universities / Y. Chao, X. Guo, R. Wang // Journal of Contemporary Educational Research. - 2022. - Vol. 6, № 1. - P. 63-67.
13. Cognitive status and health-related quality of life for medical students / V.V. Kuznetsov [et al.] // Research and Practical Medicine Journal. - 2021. - Vol. 8, № 1. - P. 85-96.
14. Leisure time physical activity and quality of life in medical students: results from a multicentre study / M. Peleias [et al.] // BMJ open sport & exercise medicine. - 2017. - Vol. 3, № 1. - P. e000213.
15. Saidova, M. Using health-saving technologies in education / M. Saidova // Asian Journal of Research in Social Sciences and Humanities. - 2022. - Vol. 12, № 4. - P. 503-505.
16. Yurii, S. Modern health-saving educational technologies in the system of professional training of specialists / S. Yurii // The V International Scientific and Practical Conference «Trends of modern science and practice», February 8 - 11, 2022, Ankara, Turkey. - 2022. - P. 299-301.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Скиба Игорь Александрович (Skiba Igor Aleksandrovich) - старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья; Казанский государственный медицинский университет; 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49; e-mail: skiba87@ mail.ru, ORCID: 0000-0001-6272-8775
Коновалов Игорь Евгеньевич (Konovalov Igor Evgenievich) - заведующий кафедрой теории и методики волейбола и баскетбола, доктор педагогических наук, доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, Деревня Универсиады, дом 35; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2953-1975
Поступила в редакцию 3 августа 2022 г. Принята к публикации 18 августа 2022 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Скиба, И.А. Совершенствование программно-содержательного обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело» / И.А.Скиба, И.Е.Коновалов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 3. - С. 100-105. 001: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-100-105
FOR CITATION
Skiba I.A., Konovalov I.E. Improvement of program and content of professional-applied physical training of medical students studying in the specialty «General medicine»2022, vol. 10, no.3, pp. 100-105 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-88262022-10-3-100-105