4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204. - URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 011.01.2020).
5. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко. - Москва : Нац. исследоват. ун-т Высшая школа экономики, 2018. - 28 с.
6. Global Education Futures : образовательные экосистемы для общественной трансформации. - 2018. - URL : https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения: 011.01.2020).
REFERENCES
1. Oleinikov, B.V and Podlesny, S.A. (2013), "About the concept "Ecosystem of education" and directions of development of informatization of education", Knowledge. Understanding. Ability, No. 4, pp. 84-91.
2. Panasyuk, V.P. and Elistratova, K.A. (2020), "Cross-multidimensional spaces and environments as factors of innovative renewal of educational activity", Man and Education, No. 1, pp. 30-38.
3. Ministry of Culture of the Russian Federation, Ministry of Education of Russia (2019), Guidelines for the implementation of the All-Russian cultural and educational project "Cultural project of a student", Moscow, available at: http://mincult.saratov.gov.ru/upload/files/files/28445094.pdf.
4. President of the Russian Federation (2018), "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024", Moscow, available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
5. Frumin, I.D., Dobryakova, M.S., Barannikov, K.A. and Remorenko, I.M. (2018), Universal competencies and new literacy: what to teach today for tomorrow's success. Preliminary conclusions of the international report on school education transformation trends, National Research University Higher School of Economics, Institute of Education, Moscow.
6. Global Education Futures: Educational Ecosystems for Social Transformation (2018), Educational ecosystems for social transformation, available at: https://futuref.org/educationfutures_ru.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.05.2020
УДК 796.011
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ ЭКОЛОГОВ
Михаил Георгиевич Жалбэ, аспирант, Александр Юрьевич Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Леонид Александрович Волков, старший преподаватель, Нижневартовский государственный университет
Аннотация
На сегодняшний день остается открытым вопрос об оптимальном сочетании факторов спор-тизации физкультурной деятельности и учета обеспечения профессиональной направленности физического воспитания студентов. Задачей настоящего исследования было экспериментальное апробирование эффективности реализации модульной технологии развития профессионально значимых психофизических качеств студентов экологов в процессе спортизированного физического воспитания. Анализ и сравнение результатов тестирования свидетельствует о положительной динамике уровня развития психофизических качеств студентов экспериментальной группы, занимавшихся по разработанной программе «Образовательная кинезиология», в отличие от студентов контрольной группы, которые занимались по стандартной программе. Результаты данного исследования позволяют рекомендовать модульную технологию к использованию в процессе учебных занятий по физической культуре для студентов направления подготовки «Экология и природопользование».
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, модуль, психофизические качества, спортизированное воспитание, образовательная кинезиология.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p163-169
EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF MODULAR TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF ECOLOGISTS' STUDENTS
Mikhail Georgievich Zhalbe, the post-graduate student, Aleksandr Yurievich Pashchenko, the
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Leonid Aleksandrovich Volkov, the senior teacher, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Abstract
Today, the question remains open about the optimal combination of factors of sporting physical activity and account of ensuring the professional orientation of the physical education of students. The task of this study was experimentally approbation of the effectiveness of the realization of the modular technology for the development of professionally significant psychophysical qualities of ecologists' students in the process of sportized physical education. Analysis and comparison of the test results indicates the positive dynamics in the level of development of psychophysical qualities of students of the experimental group involved in the developed program "Educational Kinesiology", in contrast to the students in the control group, who studied according to the standard program. The results of this study allow us to recommend the modular technology for use in the process of training sessions in physical culture for the students of the major "Ecology and Nature Management".
Keywords: physical education, students, module, psychophysical qualities, sports education, educational kinesiology.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время сфера труда предъявляет высокий уровень требований к психофизической готовности будущих специалистов. Образовательные стандарты, в связи с этим, обращены в сторону приоритета профессиональной направленности подготовки студентов высших учебных заведений для обеспечения выпускников достаточным уровнем психофизической готовности к будущей трудовой деятельности [2, 3, 4].
Физическое воспитание студентов Нижневартовского государственного университета осуществляется на основе спортизированного подхода, что, несомненно, создает у студентов мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой. И как показывают исследования, имеющаяся возможность выбора вида и формы двигательной активности оказывает положительное влияние на решение задач физического воспитания [5, 6]. Но с другой стороны, спортизированное физическое воспитание не обеспечивает эффективного решения задач профессионально-прикладной физической подготовки студентов, в частности, повышение уровня профессиональной психофизической подготовленности к будущей социальной и трудовой деятельности.
Поэтому остается открытым вопрос об оптимальном сочетании факторов спорти-зации физкультурной деятельности и учета обеспечения профессиональной направленности физического воспитания студентов. Решение этого вопроса видится в использовании инновационных образовательных технологий, к числу которых относится модульное обучение.
Анализ профессорам и профессиональных стандартов работников отрасли «Экология» позволил выделить профессионально значимые психофизические качества студентов направления подготовки «Экология и природопользование»: аналитические и мнеми-ческие (память) способности, концентрация, устойчивость, распределение и переключение внимания, оперативное мышление, физическая выносливость. В свою очередь проведенный констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень проявления данных психофизических качеств [1].
На современном этапе важным видится поиск эффективных подходов к организации и содержанию профессионально-прикладной физической подготовки студентов вуза в условиях спортизированного физического воспитания.
Задачи исследования: экспериментальное апробирование эффективности реализации модульной технологии развития профессионально значимых психофизических качеств будущих электроэнергетиков.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе физкультурно-оздоровительного комплекса ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» в 2018-2020 гг. В эксперименте участвовали 80 студентов 1 курса, обучающихся по направлению подготовки «Экология и природопользование». Студенты были разделены на две экспериментальные (ЭГ-1 (девушки), ЭГ-2 (юноши)) и две контрольные группы (КГ-1, КГ-2). Показатели уровня развития психофизических качеств определялись по результатам следующих тестов: тесты на физическую подготовленность, на аналитические и мнемические (память) способности, «Кольца Ландольта», таблицы «Шульте», сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для реализации модульной технологии нами была разработана программа «Образовательная кинезиология», которая направлена на развитие профессионально значимых психофизических качеств студентов направления подготовки «Экология и природопользования».
Содержание программы раскрывает подробное описание алгоритма построения и реализации отдельных модулей развития профессионально значимых психофизических качеств: аналитические и мнемические способности, оперативное мышление, концентрация, устойчивость, распределение и переключение внимания, общая и силовая выносливости.
Структура программы «Образовательная кинезиология» представлена 4 разделами (модулями) для освоения студентами экологами. На первый курс в программе отведено 100 часов, из которых на 1 семестр 40 часов, на 2 семестр 60 часов. Занятия проводились 2 раза в неделю по 90 минут каждое. Примерный план-график на учебный год 2018-2019 гг. (таблица 1).
Таблица 1 - Примерный план-график развития профессионально значимых психофизических качеств в течение учебного года_
Раздел (модуль) Развивающий модуль Месяц Количество часов
Атлетическая гимнастика Общая выносливость сентябрь, октябрь 20
Силовая выносливость сентябрь, октябрь 20
Скалолазание Аналитические способности октябрь, ноябрь, декабрь 20
Мнемические способности (память) октябрь, ноябрь, декабрь 20
Настольный теннис Концентрация внимания февраль, март, апрель 30
Устойчивость внимания февраль, март, апрель 30
Волейбол Распределение и переключение внимания апрель, май, июнь 30
Оперативное мышление апрель, май, июнь 30
В процессе реализации экспериментальной модульной технологии развития профессионально значимых психофизических качеств, под воздействием средств и методов, составляющих содержание развивающих модулей, была выявлена положительная динамика показателей, отображающих уровень проявления исследуемых разновидностей психофизических качеств. Стоит отметить, что тестирование проводилось сразу после завершения прохождения разделов (модулей).
Оценка физической подготовленности студентов осуществлялась после завершения прохождения раздела (модуля) «Атлетическая гимнастика». Применение развивающих модулей в учебном процессе оказалось эффективным средством развития важных физических качеств, как у юношей, так и у девушек. Результаты динамики физической подготовленности студентов представлены в таблицах 2, 3.
Таблица 2 - Изменение среднегрупповых показателей физической подготовленности девушек за период эксперимента_
№ п/п Тесты Этап эксперимента ЭГ-1 (n=21) M±m КГ-1 (n=20) M±m Р Д% В ЭГ Д% В КГ
1. Прыжки через скакалку за 1 минуту До эксп. 113,1±7,79 97,1±9,34 р>0,05 15,0 13,7
После эксп 131,4±3,54 111,3±6,72 р<0,05
Р р<0,05 р>0,05
2. Прыжок в длину с места (см.) До эксп. 169,8±6,04 168,8±6,28 р>0,05 3,4 0,83
После эксп 175,8±5,33 170,2±4,81 р>0,05
Р р>0,05 р>0,05
3. Поднимание и опускание туловища из положения лежа за 1 минуту (кол-во раз) До эксп. 43,1±1,64 43,35±2,29 р>0,05 11,8 6,1
После эксп 48,6±2,02 46,1±1,87 р>0,05
Р р<0,05 р>0,05
4. Наклон туловища вперед из положения сед (см.) До эксп. 14,0±1,35 16,15±2,07 р>0,05 15,2 3,3
После эксп 16,2±2,99 16,7±2,41 р>0,05
Р р>0,05 р>0,05
5. Челночный бег 3x10 (сек.) До эксп. 8,05±0,10 7,98±0,13 р>0,05 2,4 1,2
После эксп 7,85±0,13 7,89±0,16 р>0,05
Р р>0,05 р>0,05
6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) До эксп. 10,3±1,04 9,8±2,41 р>0,05 32,2 21,0
После эксп 14,2±1,43 12,1±1,72 р>0,05
Р р<0,05 р>0,05
Результаты в прыжках через скакалку (на 15%), сгибании и разгибании рук в упоре лежа (на 32,2%), поднимании и опускании туловища из положения лежа (на 11,8%) у девушек экспериментальной группы достоверно улучшились (р <0,05) по сравнению с показателями до начала эксперимента.
Таблица 3 - Изменение среднегрупповых показателей физической подготовленности юношей за период эксперимента_
№ п/п Тесты Этап эксперимента ЭГ-2 (n=19) M±m КГ-2 (n=20) M±m Р Д% В ЭГ Д% В КГ
1. Прыжки через скакалку за 1 минуту До эксп. 88,1±8,19 95,7±4,50 р>0,05 21,6 5,6
После эксп 109,4±6,14 101,2±5,41 р>0,05
Р р<0,05 р>0,05
2. Прыжок в длину с места (см.) До эксп. 217,7±8,95 221,6±5,53 р>0,05 3,6 2,7
После эксп 225,7±6,14 227,7±4,61 р>0,05
Р р>0,05 р>0,05
3. Поднимание и опускание туловища из положения лежа за 1 минуту (кол-во раз) До эксп. 43,5±1,85 45,9±2,62 р>0,05 13,6 2,8
После эксп 49,8±2,31 47,2±2,33 р>0,05
Р р<0,05 р>0,05
4. Наклон туловища вперед из положения сед (см.) До эксп. 5,6±2,12 3,4±2,17 р>0,05 6,7 0
После эксп 6,01±1,85 3,11±1,85 р>0,05
Р р>0,05 р>0,05
5. Челночный бег 3x10 (сек.) До эксп. 7,52±0,15 7,63±0,09 р>0,05 0,9 0,9
После эксп 7,45±0,21 7,56±0,11 р>0,05
Р р>0,05 р>0,05
6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) До эксп. 25,9±2,16 26,9±2,68 р>0,05 20,6 8,2
После эксп 31,8±1,80 29,2±2,26 р>0,05
Р р<0,05 р>0,05
Аналогично результатам девушек у юношей экспериментальной группы прирост показателей в прыжках через скакалку составил 21,6%, в сгибании и разгибании рук в упоре лежа 20,6%, в поднимании и опускании туловища из положения лежа 13,6%, различия статистически достоверны (р <0,05).
В таблице 4 представлены результаты изменений показателей тестов на определение уровня проявления психофизических качеств девушек ЭГ и КГ.
Таблица 4 - Изменение среднегрупповых показателей психофизических качеств девушек за период эксперимента_______
№ п/п Тесты Этап эксперимента ЭГ-1 (n=21) M±m КГ-1 (n=20) M±m Р Д% В ЭГ Д% В КГ
1. Аналитическое мышление (%) До эксп. 65,9±3,50 68,2±3,24 р>0,05 11,7 1,9
После эксп 74,1±2,33 69,5±3,13 р>0,05
Р р>0,05 р>0,05
2. Быстрота мышления (кол-во) До эксп. 20,9±1,93 18,5±2,10 р>0,05 20,6 9,0
После эксп 25,7±1,22 20,2±1,67 р<0,05
р р<0,05 р>0,05
3. Зрительная память (кол-во) До эксп. 5,6±0,64 5,5±0,14 р>0,05 24,4 4,4
После эксп 7,2±0,32 5,7±0,21 р>0,05
р р<0,05 р>0,05
4. Логическая память (Сл) До эксп. 0,55±0,06 0,60±0,02 р>0,05 24,0 3,3
После эксп 0,70±0,04 0,62±0,03 р>0,05
р р<0,05 р>0,05
5. Механическая память (См) До эксп. 0,44±0,04 0,40±0,02 р>0,05 15,4 7,2
После эксп 0,51±0,03 0,43±0,04 р<0,05
р р>0,05 р>0,05
6. Кольца Ландольта: - скорость переработки информации До эксп. 0,78±0,03 0,71±0,04 р>0,05 9,2 3,7
После эксп 0,85±0,02 0,74±0,03 р<0,05
р р>0,05 р>0,05
7. Кольца Ландольта: - коэффициент выносливости До эксп. 8,23±4,46 10,45±6,23 р>0,05
После эксп -2,45±2,51 9,07±5,73 р<0,05
р р<0,05 р>0,05
8. Кольца Ландольта: - показатель средней точности До эксп. 0,82±0,03 0,85±0,04 р>0,05 8,9 2,3
После эксп 0,90±0,02 0,87±0,04 р>0,05
р р<0,05 р>0,05
9. Таблицы Шульте (сек) До эксп. 28,1±1,38 28,7±1,05 р>0,05 12,9 6,8
После эксп 24,7±0,85 26,8±1,69 р>0,05
р р<0,05 р>0,05
10. Сложная зрительно-моторная реакция (мс) До эксп. 323,5±5,14 334,2±6,35 р>0,05 4,7 1,1
После эксп 308,7±4,78 330,7±5,55 р<0,05
Р р<0,05 р>0,05
После прохождения раздела (модуля) «Скалолазание», направленного на развитие аналитических и мнемических способностей, по результатам теста «Быстрота мышления» было выявлено достоверное увеличение показателя аналитических способностей у девушек в ЭГ (р <0,05), его прирост составил 20,6%, в контрольной группе отмечено увеличение этого показателя на 9%, но эти данные не являются статистически достоверными (р >0,05). По результатам тестов на определение уровня развития мнемических способностей у девушек ЭГ наблюдается статистически достоверный прирост (р <0,05) показателей зрительной памяти (24,4%), слуховой логической (24,0%), в то время как у девушек КГ прирост составил 4,4% и 3,3% соответственно, и различия недостоверны (р >0,05).
В завершении раздела (модуля) «Настольный теннис» по результатам теста «Кольца Ландольта» определялись показатели концентрации и устойчивости внимания. Наиболее ценные показатели теста коэффициент выносливости и средней точности, косвенно характеризуют уровень развития концентрации и устойчивости внимания, у девушек ЭГ достоверно улучшились (р <0,05).
После прохождения раздела (модуля) «Волейбол» по результатам теста «СЗМР» у девушек ЭГ было выявлено достоверное увеличение (р <0,05) показателя уровня развития оперативного мышления, прирост составил 4,7%, в то время как у девушек КГ прирост всего 1,1%. По результатам теста «Таблицы Шульте» оценивалась эффективность работы студенток, которая непосредственно характеризует уровень развития распределения и переключения внимания. У девушек ЭГ наблюдалось статистически достоверное улучшение показателя (р <0,05), прирост составил 12,9%.
В таблице 5 представлены результаты изменений показателей тестов на определение уровня проявления психофизических качеств юношей ЭГ и КГ.
Таблица 5 - Изменение среднегрупповых показателей психофизических качеств юношей за период эксперимента_______
№ п/п Тесты Этап эксперимента ЭГ-2 (n=19) M±m КГ-2 (n=20) M±m Р Д% В ЭГ Д% В КГ
1. Аналитическое мышление (%) До эксп. 74,3±3,62 75,5±3,74 р>0,05 5,5 1,7
После эксп 78,5±2,33 76,8±3,54 р>0,05
Р р>0,05 р>0,05
2. Быстрота мышления (кол-во) До эксп. 21,2±1,00 22,4±0,67 р>0,05 14,1 3,1
После эксп 24,4± 1,15 23,1±0,46 р>0,05
р р<0,05 р>0,05
3. Зрительная память (кол-во) До эксп. 4,3±0,43 5,3±0,22 р>0,05 25,1 2,8
После эксп 5,5±0,33 5,4±0,15 р>0,05
р р<0,05 р>0,05
4. Логическая память (Сл) До эксп. 0,70±0,04 0,80±0,02 р>0,05 3,5 0
После эксп 0,75±0,03 0,78±0,03 р>0,05
р р>0,05 р>0,05
5. Механическая память (См) До эксп. 0,40±0,04 0,44±0,04 р>0,05 19,3 2,2
После эксп 0,48±0,02 0,46±0,04 р>0,05
р р>0,05 р>0,05
6. Кольца Ландольта: - скорость переработки информации До эксп. 0,70±0,05 0,71±0,02 р>0,05 17,8 2,4
После эксп 0,78±0,03 0,73±0,03 р<0,05
р р<0,05 р>0,05
7. Кольца Ландольта: - коэффициент выносливости До эксп. -1,20±6,35 3,75±7,15 р>0,05
После эксп -7,12±4,20 1,87±6,53 р<0,05
р р>0,05 р>0,05
8. Кольца Ландольта: - показатель средней точности До эксп. 0,84±0,03 0,81±0,02 р>0,05 9,5 0
После эксп 0,92±0,02 0,80±0,04 р<0,05
р р<0,05 р>0,05
9. Таблицы Шульте (сек) До эксп. 32,2±1,80 28,6±1,55 р>0,05 14,7 5,0
После эксп 27,8±0,92 27,2±1,42 р>0,05
р р<0,05 р>0,05
10. Сложная зрительно-моторная реакция выбора (мс) До эксп. 312,6±3,56 320,2±3,73 р>0,05 3,7 1,5
После эксп 301,4±3,71 315,4±2,78 р<0,05
Р р<0,05 р>0,05
По результатам теста «Быстрота мышления» у юношей ЭГ было выявлено достоверное увеличение показателя аналитических способностей (р<0,05), его прирост составил 14,1%, в контрольной группе отмечено увеличение этого показателя на 3,1%, но эти данные не являются статистически достоверными (р >0,05). По уровню развития мнеми-ческих способностей у юношей ЭГ наблюдается статистически достоверный прирост (р <0,05) показателей зрительной памяти (25,1%).
Показатели скорости переработки информации и средней точности у юношей ЭГ достоверно улучшились (р <0,05), прирост по показателю скорости переработки информации составил 17,8%, средней точности (9,5%). Коэффициент выносливости у юношей ЭГ составляет -7,12±4,20, что определятся как высокий уровень.
Определяя уровень развития оперативной памяти у юношей ЭГ было выявлено достоверное увеличение (р<0,05) и прирост составил 3,7%, в то время как у юношей КГ прирост всего 1,5%. По уровню развития распределения и переключения внимания у юношей ЭГ наблюдалась положительная динамика, прирост составил 14,7% и различия статистически значимы (р<0,05).
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенный анализ результатов педагогического эксперимента доказал эффективность разработанной модульной технологии направленной на развитие
профессионально значимых психофизических качеств студентов в процессе спортизиро-ванного физического воспитания, что позволяет рекомендовать ее к использованию в процессе учебных занятий по физической культуре для студентов направления подготовки «Экология и природопользование».
ЛИТЕРАТУРА
1. Жалбэ, М.Г. Психофизическая готовность студентов-экологов // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 4. - С. 85.
2. Комкова, И.А. Профессиональная физическая культура студента / И.А. Комкова, Л.В. Смирнова, В.С. Быков // Научно-методическое обеспечение и сопровождение системы физического воспитания и спортивной подготовки в контексте внедрения комплекса ГТО : материалы Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2015. - С. 216-220.
3. Мнухина, О.Н. Профессиональная направленность физического воспитания студентов в педагогическом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мнухина Ольга Николаевна. - Москва, 2003. - 22 с.
4. Пащенко, Л.Г. Развитие профессионально значимых психофизических качеств будущих электроэнергетиков / Л.Г. Пащенко, М.Г. Жалбэ // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 145-149.
5. Пащенко, Л.Г. Эффективность физического воспитания студенток вуза в условиях самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации / Л.Г. Пащенко, А.В. Коричко // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 45-48.
6. Руденко, Г.В. Обоснование формы профессионально-прикладной физической подготовки студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта / Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (81). - С. 133-137.
REFERENCES
1. Zhalbe, M.G. (2020), "Psychophysical readiness of environmental students", Theory and practice of physical culture, No. 4, р. 85.
2. Komkova, I.A., Smirnova, L.V., Bykov, V.S. (2015), "Professional physical culture of the student", Scientific and methodical support of the system ofphysical education and sports training in the context of the introduction of the GTO: materials of the International scientific-practical conference, Chelyabinsk, pp. 216-220.
3. Mnukhina, O.N. (2003), The professional orientation of physical education of students in a pedagogical university, dissertation, Moscow.
4. Pashchenko, L.G. and Zhalbe, M.G. (2016), "The development of professionally important psychophysical qualities of the students of electricians", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (141), pp. 145-149.
5. Pashchenko, L.G. and Korichko, A.V. (2015), "Effectiveness of physical education students of the University in terms of self-selection physical training and sport specialization", Theory and practice of physical culture, No. 12, рр. 45-48.
6. Rudenko G.V. (2011), "The substantiation of the form of professionally-applied physical training of students of mountain specialties on the basis of the chosen sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (81), pp. 133-137.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.05.2020
УДК 796.011
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАЗВИТИИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО КЛАССА)
Анна Валерьевна Захарова, кандидат педагогических наук, профессор, Алексей Николаевич Горелов, магистрант, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Дмитрий Макаров, школьник, Юлия Геннадьевна Никитина, учитель, Средняя образовательная школа № 23, Екатеринбург