ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ
УДК/UDC
Поступила в редакцию 01.02.2015 г.
Кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер Украины, заслуженный работник физической культуры и спорта Украины С.И. Белых1
1 Донецкий национальный университет, Украина
EXPERIMENTAL VERIFICATION OF THE CONCEPT AND PROGRAM OF PERSONALITY-CENTERED PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS
Ph.D., Professor, Honored coach of Ukraine, Honored Worker of Physical Culture and Sports of Ukraine S.I. Belykh1
1 Donetsk National University, Ukraine
Информация для связи с автором: [email protected]
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с
га
^
О (U ■С
Н
Аннотация
В статье рассматриваются результаты экспериментальной проверки концепции и программы личностно ориентированного физического воспитания, которая была проведена в Донецком национальном университете. Результаты показали, что достоверные различия в экспериментальной группе юношей оценки уровня физической подготовленности и функционального состояния до и после проведения эксперимента подтверждены в трех из девяти тестов (<0,05). Таким образом, независимая эффективность прироста и улучшения показателей по новой предложенной методике составляет 33%. А достоверные различия в контрольной группе юношей подтверждены в одном из девяти тестов (<0,05) и независимая эффективность улучшения показателей по существующей (общепринятой) методике составляет 11%. Достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами юношей подтверждены в шести из девяти тестов (<0,05). Таким образом, результативность качества прироста и улучшения показателей по новой предложенной методике составляет 67%.
Студенты ДонНУ, которые по результатам педагогического эксперимента с полным правом могут считаться в которых по показателям двигательной активности была сформирована физкультурная деятельность, составили 25,2%.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в организации лич-ностно ориентированного физического воспитания студентов в Донецком национальном университете.
Ключевые слова: контрольная и экспериментальная группы, программа личностно ориентированного физического воспитания, физическая подготовленность.
Annotation
The results of the experimental verification of the concept and program of personality-centered physical education, which was conducted at Donetsk National University, are given in the paper.
The personality-centered approach applied in the educational process of the University had a significant impact on the outlook of the students and resulted in the increase of the rating of the values of «health», «cognition» (the ability to expand their educational horizons, general culture, intellectual development) and the actual «development» (self-cultivation, physical and spiritual improvement) among boys in the experimental group - EG (p<0,01) and the values of «health» and «cognition» in girls of the EG (p<0,01).
Independent efficiency of increase and improvement of indices by the proposed methodology was 44%. The significant differences in the control group of girls were confirmed in three of the nine tests (p<0.05), and the independent efficiency of improvement in the indices according to the existing (conventional) methodology was 33%. Significant differences between girls of the EG and the CG in the level of physical fitness and functional state before and after the experiment were confirmed in 8 of 9 tests (p<0.05). Thus, the effectiveness of the quality of increase and improvement in the indices with the use of the new methodology is 89%.
Significant differences in boys of the EG in physical fitness level and functional state before and after the experiment were confirmed in 3 of 9 tests (p<0.05). Thus, independent efficiency of the increase and improvement in the indices by the new methodology was 33%. Significant differences in boys of the CG were confirmed in 1 of 9 tests (p<0.05), and the independent efficiency of improvement in the indices according to the existing (conventional) method was 11%. Significant differences between boys of the EG and the CG were confirmed in 6 of 9 tests (p<0.05). Thus, the effectiveness of the degree of increase and improvement of the indices by the new methodology was 67%. The prospects for future research include the possibility of introducing the personality-centered physical education of students in Donetsk National University.
Keywords: control and experimental groups, program of personality-centered physical education, physical fitness.
Введение. Концепция и программа личностно ориентированного физического воспитания в Донецком национальном университете разработана в соответствии с Законами Украины «О физической культуре и спорте», «О высшем образовании», с учетом отечественного и зарубежного опыта. Данная концепция создана в соответствии с «Концептуаль-
ными основами стратегии развития ДонНУ на 2012-2014 гг.». Среди использованного комплекса различных технологий выделяются основные.
Социальные, которые направлены в основном на обеспечение условий для формирования здорового образа жизни студентов, а также на задачи ценностных ориентиров
и нормативных представлений о ЗОЖ. Данные технологии имеют информационно-просветительскую, социально-поддерживающую, организационно-досуговую и спортивно-развивающую направленность.
Педагогические технологии направлены на информирование, овладение умениями и навыками ЗОЖ посредством применения универсальных инновационных, преимущественно интерактивных, технологий.
Психологические технологии обеспечивают личностный рост, формирование системы ценностей и мотиваций к овладению ЗОЖ. Целью психологического компонента здоровье-формирующей деятельности является развитие определенных личностных и социальных компетенций, способствующих достижению и поддержанию здорового состояния. Эти технологии реализуются как в ходе занятий по физическому воспитанию в учебных группах, так и в период индивидуальных консультаций в процессе личностно ориентированного физического воспитания.
Физкультурно-спортивные и физкультурно-оздоровительные технологии направлены на развитие эффективных профилактических стратегий. В результате их использования образуется система профилактики острых и хронических соматических, инфекционных, нервно-психических и стоматологических патологий, социально значимых расстройств -это курение, употребление алкоголя и легких наркотиков, а также заражение ВИЧ (СПИД), туберкулезом и др. [1, 2, 4-6].
Цель исследования - экспериментальная проверка концепции и программы применения технологий личностно ориентированного физического воспитания.
Методика и организация исследования. Созданы и задействованы педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода и оценка показателей физической подготовленности студентов экспериментальной - ЭГ (по 160 юношей и девушек) и контрольной - КГ групп (также по 160 юношей и девушек в начале эксперимента (в сентябре 2012 г.) [3, 8], Определены особенности построения процесса физического воспитания в ЭГ. Они заключались в поэтапном (от физкультурной грамотности к образованности) формировании физической культуры личности; в использовании технологии НФО; применении селективной, уровневой дифференциации, основанной на объективной оценке преподавателем кафедры физического воспитания и спорта уровня физической культуры личности студента и элективной, основанной на личностном выборе студентами глубины освоения теоретического и методического содержания дисциплины.
Результаты исследования и их обсуждение. В приведенном по методике М. Рокича исследовании внимание было сконцентрировано на части терминальных ценностей, а именно: здоровье (физическом и психическом); познании (то есть расширении своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития) и развитии (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), которые важны для физкультурно-деятельной личности.
Полученные у юношей ЭГ результаты свидетельствуют об улучшении рейтинга выделенных жизненных ценностей, таких как «здоровье» с х = 7 до х = 4,89 при 1 = 5,1 (р < 0,01), «познание» с х = 9, 88 до х = 7,92 при 1 = 5,9 (р < 0,01) и «развитие» с X = 10,71 до X = 8,86 при 1 = 5,8 (р < 0,01).
Среди девушек ЭГ статистически достоверные изменения рейтинга отмечались в ценностях «здоровье» с х = 6,26 до X = 3,53 при 1 = 6,3 (р < 0,01) и «познание» с х = 10,11 до х = 8,09 при 1 = 4 (р < 0,01). В КГ как юношей, так и девушек достоверные различия по выделенным жизненным ценностям отсутствуют.
Таким образом, подтверждена эффективность апробированной программы личностно ориентированного физического воспитания студентов (юношей и девушек) в части актуализации тех ценностей, которые важны для мотивации к занятиям и совершенствования физкультурной деятельности.
Тест на нервно-психическую адаптацию (И. М. Гур-вич, 1992) направлен на выявление одной из пяти групп психического здоровья: I группа - здоровые; II - практически здоровые с благоприятными прогностическими признаками; III - практически здоровые с неблагоприятными прогностическими признаками; IV - легкая патология; V группа - явная патология. Полученные показатели уровня нервно-психической адаптации у юношей ЭГ ко времени проведения эксперимента составили х = 25,08 балла, после него - X = 22,71 при t = 1,9 (р > 0,05), среди девушек соответственно х = 25,51 балла, после него - х = 22,74 при t = 1,5 (р > 0,05). Различия недостоверны. Можно предположить, что поиск более эффективных способов воздействия на оптимизацию нервно-психической адаптации в процессе личностно ориентированного физического воспитания должен быть продлен за счет специфических средств, к числу которых относится психотренинг.
С помощью методики диагностики уровня социальной фрустрации Л. И. Вассермана (модификация В. В. Бойко) у исследуемых фиксировалась степень неудовлетворенности достижениями в основных аспектах жизнедеятельности: чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрации. Выделяют следующие уровни: 3,5-4 балла -очень высокий; 3,0-3,4 - повышенный; 2,5-2,9 - умеренный; 2,0-2,4 - неопределенный; 1,5-1,9 - пониженный уровень фрустрации; 0,6-1,4 - очень низкий; 0,0-0,5 - отсутствие (почти отсутствие) уровня фрустрации.
У юношей ЭГ уровень фрустрации ко времени начала эксперимента составил X = 0,86 балла, после него - X = 0,87 при t = 1,1 (р > 0,05), у девушек соответственно X = 0,91 и X = 0,9 при t = 1,6 (р > 0,05).
С помощью методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунг (адаптация Т. И. Балашовой) определялись депрессивные состояния и состояния, близкие к депрессии. Выделяют следующие уровни: не более 49 баллов - диагностируется состояние без депрессии; 50-59 - легкая депрессия ситуативного или неврогенного генеза; 60-69 - субдепрессивное состояние, или замаскированная депрессия, 70 баллов и более - диагностируется действительно депрессивное состояние.
Согласно результатам тестирования у юношей ЭГ отмечается статистически достоверное снижение уровня депрессии: X = 53,74 балла до эксперимента и X = 50,54 балла после него при t = 5,9 (р < 0,01); у девушек ЭГ соответственно X = 54,61 и X = 52,14 балла при t = 4,8 (р < 0,01).
Итак, в процессе личностно ориентированного физического воспитания должен продолжаться поиск специфических средств для снижения уровня социальной фрустрации и депрессивных состояний, включая различные варианты психотренинга.
Определение уровня тревожности проводилось с помощью опросника, модифицированного В. Г. Норакидзе. Различают следующие уровни тревожности: 40-50 - очень высокий; 25-39 - высокий; 16-24 - средний с тенденцией к высокому; 5-15 - средний с тенденцией к низкому; 0-4 -низкий уровень тревожности.
Среднеарифметические данные уровня тревожности у юношей до и после эксперимента составили соответственно х = 21,69 и х = 18,79 балла при t = 3,7 (р < 0,01).
Уровень тревожности у девушек ЭГ к началу эксперимента составил х = 21,51, а после него - х = 18,96 балла при 1 = 3,8 (р < 0,01).
Для оценки образовательных результатов в ходе личност-но ориентированного физического воспитания студентов ДонНУ было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты КГ. Применялась анкета оценки степени сформированности физкультурной деятельности.
В табл. 1 представлены результаты анкетирования юношей ЭГ по окончании эксперимента. Кроме знаний, необходимых для воспитания и развития своих детей, все остальные позиции относительно имеющихся знаний имеют 1-й (самый высокий) уровень, 4-й (самый низкий) отсутствует.
Подобные результаты анкетирования отмечены у девушек ЭГ (табл. 2).
В табл. 3 и 4 представлены данные о формировании у юношей и девушек умений и навыков, необходимых для ведения физкультурной деятельности.
Как видно, у юношей и девушек одновременно с приобретением знаний, которые после окончания эксперимента отвечали 1-му и 2-му уровням, формируются соответствующие умения и навыки, о чем свидетельствуют данные табл. 3 и 4.
Из данных табл. 5 и 6 видно, что до окончания эксперимента у студентов ЭГ в основном уже были сформированы умения и навыки, необходимые для организации и развертывания собственной физкультурной деятельности. Исключение составляет позиция оказания первой медицинской помощи, на чем в дальнейшем следует сосредоточить внимание.
Подводя итоги педагогического эксперимента, подчеркнем, что личностно ориентированное физическое воспитание позволило преодолеть разрыв между знаниями, умениями и навыками. Студенты ЭГ значительно лучше владели умениями и навыками физкультурной деятельности [7, 9].
Результаты тестирования физических качеств юношей ЭГ и КГ до и после эксперимента, ошибка репрезентативности показателей и достоверные различия между группами представлены в табл. 5. Достоверные различия между ЭГ и КГ юношей после проведения эксперимента подтверждены в 6 из 9 тестов, а именно в: ходьбе на 3000 м, прыжках через скакалку, наклоне туловища вперед, поднимании туловища; сгибании и разгибании рук в упоре лежа, тесте Руфье (тесты № 3, 5-9). Таким образом, результативность качества прироста и улучшения показателей по новой предложенной методике составляет 67 %.
Достоверные различия между ЭГ и КГ девушек после проведения эксперимента (табл. 6) подтверждены в восьми из девяти тестов, а именно: в беге на 30 м, на 1000 м, в ходьбе на 3000 м, в прыжках через скакалку, наклоне туловища вперед, поднимании туловища, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, тесте Руфье (тесты № 1-3, 5-9). Таким образом, прирост показателей по предложенной методике составил 89 %.
Сравнительные показатели динамики изменения в выполнении тестов ЭГ и КГ обобщены в табл. 7.
Из всех опрошенных до начала эксперимента юношей 1-го и 4-го курсов ряда университетов максимальное коли-
Таблица 1. Результаты ответов юношей ЭГ о наличии знаний, необходимых для ведения физкультурной деятельности, после окончания эксперимента, %_
Тип знаний Уровень знаний согласно полученным ответам
1-й 2-й 3-й 4-й
Для улучшения и поддержания собственного здоровья 61,25 24,37 14,38 -
Для повышение работоспособности 76,25 13,13 10,62 -
Для формирование характера и воли 74,37 19,38 6,25 -
Для организации физкультурного досуга 48,75 41,87 9,38 -
Для физического воспитания и развития своих детей 20,62 27,5 51,88 -
Таблица 2. Результаты ответов девушек ЭГ о наличии знаний, необходимых для ведения физкультурной деятельности, после окончания эксперимента, %
Тип знаний Уровень знаний согласно полученным ответам
1-й 2-й 3-й 4-й
Для улучшения и поддержания собственного здоровья 75,62 18,75 5,63 -
Для повышения работоспособности 85 15 - -
Для формирования характера и воли 40 53,13 6,87 -
Для организации физкультурного досуга 68,12 25,63 6,25 -
Для физического воспитания и развития своих детей 64,37 26,25 9,38
Таблица 3. Результаты ответов юношей ЭГ о наличии умений и навыков, необходимых для ведения физкультурной деятельности, после окончания эксперимента, %
¡и
V-□
. а
и
га у
г.
ч—
. О (и
га
V-
■ -О С
га
^
О (и .с Н
Умения и навыки Да Нет Затрудняюсь с ответом
Составить программу собственных оздоровительных занятий, применяя только средства физической культуры 100 - -
Составить программу собственных занятий, включая различные способы закаливания, рациональное питание, психотренинг, самомассаж и др. 100 - -
Включать в программу средства оздоровления, направленные на борьбу с выявленными заболеваниями 75,63 6,87 17,5
Пополнять знания 79,87 - 23,13
Осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья 86,25 - 13,75
Составлять программы оздоровительных занятий для друзей и членов семьи 39,38 - 60,62
Составить программу собственных оздоровительных занятий, применяя только средства физической культуры 32,5 28,75 38,75
Оказать первую медицинскую помощь 32,5 28,75 38,75
Таблица 4. Результаты ответов девушек ЭГ о наличии умений и навыков, необходимых для ведения физкультурной деятельности, после окончания эксперимента, %
Умения и навыки Да Нет Затрудняюсь с ответом
Составить программу собственных оздоровительных занятий, применяя только средства физической культуры 100 - -
Составить программу собственных занятий, включая различные способы закаливание, рациональное питание, психотренинг, самомассаж и др. 97,5 - 2,5
Включать в программу средства оздоровления, направленные на борьбу с выявленными заболеваниями 86,25 - 13,75
Пополнять знания 78,75 - 21,25
Осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья 83,13 - 16,87
Составлять программы оздоровительных занятий для своих друзей и членов семьи 63,12 - 36,88
Составить программу собственных оздоровительных занятий, применяя только средства физической культуры 8,12 28,13 63,75
Таблица 5. Результаты тестирования уровня физической подготовленности и функционального состояния юношей до и после педагогического эксперимента
Тест Экспериментальная группа Контрольная группа р
X 5 т V, % X 5 т V, % Эдп Кдп Э-К
1. Бег на 30 м, с до 5,48 0,6 0,05 11,0 5,47 0,5 0,04 9,14 >0,05
после 5,42 0,7 0,06 12,9 5,45 0,8 0,06 14,7 >0,05 >0,05 >0,05
2. Бег на 1000 м, мин до 4,18 0,57 0,05 13,6 4,17 0,61 0,05 14,6 >0,05
после 4,20 0,62 0,05 14,8 4,24 0,65 0,05 15,0 >0,05 >0,05 >0,05
3. Ходьба на 3000 м, мин до 19,3 2,2 0,17 11,4 19,37 2,8 0,23 15,0 >0,05
после 19,15 2,8 0,22 14,6 19,72 2,1 0,17 10,7 >0,05 >0,05 <0,05
4. Прыжок в длину с места, м до 2,15 0,32 0,03 14.9 2,13 0,32 0,03 15,0 >0,05
после 2,12 0,3 0,02 14,2 2,08 0,31 0,02 14,9 >0,05 >0,05 >0,05
5. Прыжки через скакалку за 20 с, раз до 38,83 5,2 0,41 13,4 38,56 5,5 0,44 14,5 >0,05
после 38,98 2,6 0,21 6,7 37,61 2,6 0,21 6,9 >0,05 >0,05 <0,05
6. Гибкость. Наклон туловища вперед, см до 10,43 1,6 0,13 15,0 10,38 1,58 0,13 15,0 >0,05
после 11,1 0,95 0,08 8,6 10,12 0,82 0,07 8,1 <0,05 <0,05 <0,05
7. Поднимание туловища за 1 мин, раз до 41,54 4,3 0,34 10,4 41,59 5,35 0,76 12,9 >0,05
после 42,47 6,3 0,5 14,8 40,93 6,2 0,49 15,2 >0,05 >0,05 <0,05
8. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз до 33,59 4,2 0,33 12,5 33,67 4,8 0,38 14,3 >0,05
после 35,5 2,65 0,21 7,5 33,79 3,15 0,25 9,3 <0,05 >0,05 <0,05
9.Тест Руфье, у. о. до 9,34 1,32 0,1 14,1 9,30 1,42 0,11 15,3 >0,05
после 8,94 0,88 0,07 9,8 9,91 0,67 0,05 6,8 <0,05 >0,05 <0,05
Примечание. Здесь и в табл. 6: Э-К - ЭГ и КГ; Эдп - ЭГ юношей до и после эксперимента; Кдп - КГ юношей до и после эксперимента. Таблица 6. Результаты тестирования уровня физической подготовленности девушек до и после проведения педагогического эксперимента
Тест Экспериментальная группа Контрольная группа р
X 5 т V (%) X 5 т V (%) Эдп Кдп Э-К
1. Бег на 30 м, с до 6,54 0,59 0,05 9,0 6,51 0,61 0,05 9,4 >0,05
после 6,42 0,54 0,04 8,4 6,59 0,59 0,05 9,0 <0,05 >0,05 <0,05
2. Бег на 1000 м, мин до 5,42 0,57 0,05 10,5 5,41 0,58 0,05 10,7 >0,05
после 5,31 0,61 0,05 11,5 5,47 0,59 0,05 10,8 >0,05 >0,05 <0,05
3.Ходьба 3000м, мин до 25,38 2,41 0,19 9,5 25,27 2,38 0,19 9,42 >0,05
после 25,31 2,44 0,19 9,6 26,02 2,42 0,19 9,3 >0,05 <0,05 <0,05
4. Прыжок в длину с места, м до 1,76 0,22 0,02 12,5 1,77 0,25 0,02 14,1 >0,05
после 1,77 0,25 0,02 14,1 1,71 0,26 0,02 15,0 >0,05 >0,05 >0,05
5. Прыжки через скакалку за 20 с, раз до 42,22 4,29 0,34 10,16 42,34 4,32 0,34 10,2 >0,05
после 43,17 4,41 0,35 10,22 41,54 4,37 0,35 10,52 >0,05 >0,05 <0,05
6. Гибкость. Наклон туловища вперед, см до 15,24 1,21 0,1 7,94 15,15 1,17 0,09 7,72 >0,05
после 16,71 1,24 0,1 7,42 15,11 1,19 0,09 7,88 <0,05 >0,05 <0,05
7. Поднимание туловища за 1 мин, раз до 39,22 3,82 0,3 9,74 38,72 3,68 0,29 9,5 >0,05
после 43,77 3,91 0,31 8,93 37,92 3,72 0,3 9,81 <0,05 >0,05 <0,05
8. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз до 9,12 1,17 0,09 12,83 9,26 1,29 0,1 13,93 >0,05
после 10,24 1,32 0,1 12,89 12,98 1,31 0,1 10,1 <0,05 <0,05 <0,05
9. Тест Руфье, у. о. до 10,11 1,48 0,12 14,64 10,14 0,81 0,06 8,0 >0,05
после 9,91 1,43 0,12 14,73 10,73 0,79 0,06 7,36 >0,05 <0,05 <0,05
Таблица 7. Прирост показателей физической подготовленности за время педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах, %
01
V-□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
га
V-
■ -О С
га
^
О (U ■С
Н
Тест Девушки Юноши
ЭГ КГ ЭГ КГ
Бег на 30 м, с 1,35 -1,40 1,08 -1,05
Бег на 1000 м, мин, с -1,59 -4,39 -0,95 -2,62
Спортивная ходьба на 3000 м, мин, с -1,82 -2,27 0,79 -2,96
Прыжок в длину с места, м -1,25 -2,11 -1,62 -3,57
Прыжки через скакалку за 20 с, раз 2,21 -3,04 1,23 -1,83
Гибкость. Наклон туловища вперед, см 7,09 1,73 6,67 -2,46
Поднимание туловища за 1 мин, раз -0,58 -4,90 2,23 -1,60
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз 6,14 -3,35 5,75 0,36
Тест Руфье, у. о. 3,86 -4,73 4,26 -6,61
Примечание. Данные в % показывают достигнутый прирост показателей, а данные со знаком минус - их ухудшение.
чество баллов, отражающее уровень физкультурной деятельности, имели только 11,11% юношей и 3,99 % девушек. То есть критериям готовности к ведению полноценной физкультурной деятельности соответствовали 7,54 0% студентов 1-го и 4-го курсов независимо от пола. Это можно оценивать как тревожную тенденцию, которая свидетельствует о низкой эффективности телесно-ориентированного физического воспитания. Студенты ДонНУ, у которых по результатам педагогического эксперимента сформирована готовность к ведению физкультурной деятельности, составили уже 25,2 %, что сопоставимо с аналогичными показателями университетов ведущих стран мира [3].
Вывод. Используемый в учебном процессе университета личностно ориентированный подход оказал существенное влияние на мировоззрение, физическую подготовленность, психическое состояние студентов, в результате чего у них сформировалось ценностное отношение к физическому воспитанию.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в организации личностно ориентированного физического воспитания студентов вузов.
Литература
1. Белых С.И. Динамика знаний, умений и навыков в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов университета / С.И. Белых // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2013. - № 8.
- С. 3-11.
2. Белых С.И. Динамика показателей физического и функционального состояния студентов в ходе эксперимента по апробации личностно ориентированного физического воспитания / С.И. Белых // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2013. - № 9. - С. 8-15.
3. Белых С.И. Концепция личностно ориентированного физического воспитания студентов в условиях классического университета / С.И. Белых, А.А. Иванов, С.В. Волохова // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт: науч.-метод. журнал. - М., 2012.
- № 6. - С.36-47.
4. Белых С.И. Особенности ценностей и психического состояния студентов современного университета / С.И. Белых // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2013. - № 7. - С. 7-14.
5. Белых С.И. О формировании личностной физической культуры студентов в процессе физического воспитания (в аспекте наличия знаний) / С.И. Белых, С.А. Черниговская // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2012. - № 12. - С. 20-27.
6. Белых С.И. О формировании личностной физической культуры студентов в процессе физического воспитания (в аспекте физкультурной деятельности) / С.И. Белых, С.А. Черниговская // Фи-
зическое воспитание студентов. - 2013. - № 2. - С. 18-24.
7. Белых С.И. Физкультурная деятельность преподавателя как условие осуществления им личностно ориентированного физического воспитания / С.И. Белых // Вюник Чершпвського нацюнального педагопчного ушверситету iменi Т.Г. Шевченка. Серiя Педагопчш науки. Фiзичне виховання та спорт. - Чершпв: ЧНПУ, 2013. - Вип. 112. - Т. 2. - С. 48-51.
8. Белых С.И. Экспертиза разработанных концепции и программ осуществления личностно ориентированного физического воспитания студентов / С.И. Белых // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2013.
- № 6. - С. 13-19.
9. Носко М.О. Концепщя вдосконалення пщготовки викладачiв для здмснення особистюно зорieнтованого фiзичного виховання / М.О. Носко, С.1. Белих // Вюник Чершпвського нацюнального педагопчного ушверситету. Серiя: Педагопчш науки.- Чершпв, 2013. - Вип.109. - С. 220-222.
References
1. Belykh, S.I. Dinamika znaniy, umeniy i navykov v protsesse lichnostno orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya studentov universiteta (The dynamics of knowledge, abilities and skills in the course of personality-centered physical education of university students) / S.I. Belykh // Pedagogika, psikhologiya ta mediko-biologichni problemi fizichnogo vikhovannya i sportu. -2013. - № 8. - P. 3-11.
2. Belykh, S.I. Dinamikapokazateley fizicheskogo i funktsional'nogo sostoyaniya studentov v khode eksperimenta po aprobatsii lichnostno orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya (Dynamics of physical and functional state indicators of students in the course of the experiment to test of personality-centered physical education) / S.I. Belykh // Pedagogika, psikhologiya ta mediko-biologichni problemi fizichnogo vikhovannya i sportu. - 2013. -№ 9. - P. 8-15.
3. Belykh, S.I. Kontseptsiya lichnostno orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya studentov v usloviyakh klassicheskogo universiteta (The concept of personality-centered physical education of students in a classical university) / S.I. Belykh, A.A. Ivanov, S.V. Volokhova // Fizicheskoe vospitanie i detsko-yunosheskij sport: nauch.-metod. zhurnal. - Moscow, 2012. - № 6. - P.36-47.
4. Belykh, S.I. Osobennosti tsennostey i psikhicheskogo sostoyaniya studentov sovremennogo universiteta (The specificity of values and mental state of today's university students) / S.I. Belykh // Pedagogika, psikhologiya ta mediko-biologichni problemi fizichnogo vikhovannya i sportu. - 2013.
- № 7. - P. 7-14.
5. Belykh, S.I. O formirovanii lichnostnoy fizicheskoy kul'tury studentov v protsesse fizicheskogo vospitaniya (v aspekte nalichiya znaniy) (On the formation of personal physical culture of students in the course of physical education (in terms of presence of knowledge) / S.I. Belykh, S.A. Chernigovskaya // Pedagogika, psikhologiya ta mediko-biologichni problemi fizichnogo vikhovannya i sportu. - 2012.
- № 12. - P. 20-27.
6. Belykh, S.I. O formirovanii lichnostnoy fizicheskoy kul'tury studentov v protsesse fizicheskogo vospitaniya (v aspekte fizkul'turnoy deyatel'nosti) (On the formation of personal physical culture of students in the course of physical education (in terms of sports activity) ) / S.I. Belykh, S.A. Chernigovskaya // Fizicheskoe vospitanie studentov. -2013. - № 2. - P. 18-24.
7. Belykh, S.I. Fizkul'turnaya deyatel'nost' prepodavatelya kak uslovie osushchestvleniya im lichnostno orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya (Teacher's sports activity as a condition for his implementation of the personality-centered physical education) / S.I. Belykh // Visnik Chernigivs'kogo natsional'nogo pedagogichnogo universitetu imeni T.G. Shevchenka. Seriya Pedagogichninauki. Fizichne vikhovannya ta sport. - Chernihiv: ChNPU, 2013. - Iss. 112. - V. 2. - P. 48-51.
8. Belykh, S.I. Ekspertiza razrabotannykh kontseptsiy i programm osushchestvleniya lichnostno orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya studentov (Assessment of designed concepts and programs of personality-centered physical education of students) / S.I. Belykh // Pedagogika, psikhologiya ta mediko-biologichni problemi fizichnogo vikhovannya i sportu. - 2013. -№ 6. - P. 13-19.
9. Nosko, M.O. Kontseptsiya vdoskonalennya pidgotovki vikladachiv dlya zdiysnennya osobistisno zorientovanogo fizichnogo vikhovannya (The concept of improvement of teacher training to carry out personality-centered physical education) / M.O. Nosko, S.I. Belykh // Visnik Chernigivs'kogo nacional'nogo pedagogichnogo universitetu. Seriya: Pedagogichni nauki.-Chernihiv, 2013. - Iss.109. - P. 220-222.