s
2013
Динамика знаний, умений и навыков в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов университета
Белых С.И.
Донецкий национальный университет
Анотации:
Рассмотрены направления формирования физической культуры студентов. Показано наличие знаний, умений и навыков у студентов в области оздоровительной физической культуры. Рассмотрены условия саморегуляции психофизического состояния человека. В эксперименте принимали участие 640 студентов (юноши, п=320 и девушки, п=320). Применялась анкета исследования степени сформированности физкультурной деятельности. Показаны направления внедрения личностно ориентированного физического воспитания. Установлено, что знания студентов соответствуют первому уровню (глубокие и полные знания и умения, необходимые для их использования) и второму (наличие разнообразных, но не полных знаний). Сформированы умения, которые касаются выполнения распространенных физических упражнений. Рекомендованы направления формирования умений и навыков, которые необходимы для физкультурной деятельности.
Ключевые слова:
личностный, физическое воспитание, знания, умения, навыки, студент.
Белих С.1. Динамка знань, умшь та навичок у процес особиспсно орiентованого (шичного виховання студенлв ушверситету. Розглянуто напрями формування фiзичноí культу-ри студенев. Показана наявнють знань, умiнь i навикiв у студенев в областi оздоровчоí фiзичноí культури. Розглянуто умови саморегуляЦп психофiзичного стану людини. У експеримент брали участь 640 студентiв (хлопца п=320 i дiвчата, п=320). Застосовувалася анкета дослщження ступеня сформованост фiзкультурноí дiяльностi. Показанi напрями впровадження особистюно орieнтованого фiзичного виховання. Встановлено, що знання студенев вiдповiдають першому рiвню (глибокi i повнi знання i умiння, необхiднi для |'х використання) i другому (наявнiсть рiзноманiтних, але не повних знань). Сформовано умшня, якi стосуються виконання поширених фiзичних вправ. Рекомендованi напрями формування умшь i навикiв, як необхiднi для фiзкультурноí дiяльностi.
особистий, фiзичне виховання, знання, умшня, навики, студент.
Belykh S.I. Dynamics of knowledge, skills and abilities in the process of personal physical education based university students. The directions of development of physical culture of the students were considered. The presence of the knowledge and skills of the students in the field of physical culture is shown. The conditions for self-regulation of mental and physical condition of the person. In the experiment involved 640 students (boys, n = 320 and girls, n = 320). Applied research profile degree of development of athletic activities. Show the direction of the implementation of individually oriented physical education. Found that students' knowledge correspond to the first level (deep and full of knowledge and skills needed to use them) and the second (the presence of diverse, but not full knowledge). Formed skills that relate to perform common exercise. Recommended directions for the formation of skills that are needed for fitness activities.
human, physical education, knowledge, skills, student.
Введение.
Физическое развитие и здоровье студентов в доктрине физического воспитания, характерной для СССР, рассматривались как исключительная прерогатива усилий соответствующих организаций и специалистов. При этом студенту отводилась роль объекта управления, а именно исполнителя воли преподавателей дисциплины «Физическое воспитание», усилия которых сосредоточивались в основном на обучении двигательным действиям и подборе упражнений для развития физических качеств занимающихся. Практика административно-командной постановки процесса физического воспитания, построенного на субъект (преподаватель) - объектных (студент) отношениях, примечательна тем, что наиболее значимые результаты демонстрируются студентами в период посещения занятий по «Физическому воспитанию» и заметно утрачиваются после прекращения таких занятий [6]. Установлено, что большая часть факторов риска, определяющих уровень здоровья человека, зависит от субъективных факторов, а именно от поведения, которое определяют ценности и мотивы, знания и умения, наличие или отсутствие практики подержания своего здоровья [1-5,7,9, http://www.euro.who. int/PubRequest ?language=Russian].
Саморегуляцию определяют как механизм внутренней психической активности человека в процессе адаптации к условиям жизнедеятельности. Это ме-© Белых С.И., 2013 doi: 10.6084/т9.Г^Ьшге.745776
ханизм мобилизации и актуализации возможностей человека, компенсации и регуляции психических проявлений в связи с потребностями и целями жизнедеятельности. Способность личности регулировать, организовывать свою жизнь как целое, подчиняемое ее ценностям и целям, - это высший уровень и подлинное качество субъекта своей жизни [8, с.53].
Работа выполнена в соответствии с планом НИР Донецкого национального университета.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования - установить результаты формирования физической культуры студентов университета в процессе личностно ориентированного физического воспитания, которые выражаются в наличии знаний, умений и навыков в области оздоровительной физической культуры.
Методы и организация исследования.
Педагогический эксперимент по апробации концепции и технологий личностно ориентированного физического воспитания был проведен в течение 2012-2013 учебного года в Донецком национальном университете.
Для определения полученных образовательных результатов в ходе личностно ориентированного подхода в обучении основам физической культуры, было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты контрольной группы (юноши, п=160 и девушки, п=160) и экспериментальной (юноши, п=160 и девушки, п=160). Применялась анкета исследования
IПЕДАГОГ1КА I та медико-бюлопчш
- - проблеми ф1зичного
ПСИХОЛОГ1Я
вихованняI спорту
степени сформированности физкультурной деятельности [2].
Студентам было предложено ответить на вопрос анкеты: «Выполните, пожалуйста, самооценку Ваших знаний, умений и навыков в области использования средств оздоровительной и рекреационной физической культуры». Ответы распределялись по 4-м уровням. При этом 1-й уровень характеризует наличие у студента глубоких и полных знаний и умений, необходимых для их использования; 2-й уровень - наличие разнообразных, но не полных знаний, сформирована лишь та часть умений, что касается выполнения стандартных физических упражнений; 3-й уровень - наличие фрагментарных знаний, а также некоторые умения выполнять стандартные физические упражнения; 4-й уровень - полное отсутствие знаний и умений.
Результаты исследования.
В таблице 1 поданы данные оценки юношами контрольной группы своих знаний и умений в области оздоровительной физической культуры.
Знания, необходимые «Для улучшения и поддержания своего здоровья» представлены следующим образом: согласно требованиям 1 уровня - 6,87 % студентов, 2 - 8,75 %, 3 - 11,88 % и 4-й уровень - 72,5 %.
Знания для повышения своей работоспособности, соответствующие 1 уровню, оценили 3,75 % студентов, 2 уровню - 10 %, 3 - 23,75 % и 4 - 62,5 %. Знания, необходимые для формирования характера и воли 5 студентов (3,12 %) оценили по 1-му уровню, тогда как по 2 - 14,38 %, по 3 - 26,25 % и по 4 - уровню -56,25 %. Свои знания по организации физкультурного досуга согласно 1-му уровню оценили 6,87 % студентов, 2 - 6,87 %, 3 - 14,38 % и 4 - 71,88 %. Знания, необходимые для физического воспитания своих детей по первому уровню не оценил ни один студент, по 2-му - 5,63 %, по 3 - 28,12 % и по 4 - 66,25 %.
Итак, основная часть юношей контрольной группы в начале эксперимента отмечали, что их знания, в основном, соответствуют 4 уровню - полное отсутствие знаний и умений, и 3-му - фрагментарные знания.
В таблице 2 представлены результаты анкетирования юношей контрольной группы по окончанию эксперимента.
Как видно из данных таблицы, установленная в начале эксперимента ситуация о наличии фрагментарных знаний и некоторых умений в области оздоровительной и рекреационной физической культуры не изменилась. Уровень знаний, у основной части исследуемых соответствует третьему и четвертому уровням.
В таблицах 3 и 4 приведены результаты анкетирования девушек контрольной группы в начале и по окончанию эксперимента.
Из таблицы 3 видно, что у основной части девушек контрольной группы в начале эксперимента уровень знаний и некоторых умений в области оздоровительной и рекреационной физической культуры,
также, соответствует третьему и четвертому уровню. Знания «Для улучшения и поддержания своего здоровья» оценили по 1-му уровню 6,25 % студенток, по 2 - 10 %, по 3 - 10,62 % и 4 уровню 73,13 %. Что же касается знаний, необходимых для повышения работоспособности, то ни одна студентка не оценила их по первому уровню. По 2-му - 8,13 %, по 3 - 15,62 % и по 4 - 76,25 %. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении знаний, необходимых для формирования характера и воли. Первый уровень - не отметила ни одна из студенток, 2-й - 6,87 %, 3-й - 10 %, 4-й -83,13 %.
Данная ситуация скорее всего связана с тем, что девушки не считают нужным использовать средства физической культуры для повышения своей работоспособности и формирования характера и воли, так как это должно быть больше присуще, скорее, юношам.
Знания, необходимые для организации физкультурного досуга, 4,37 % девушек оценили как соответствующие 1-му уровню, 10 % - 2-му, 16,25 % - 3-му и 69,38 % - 4-му уровням. Знания для физического воспитания и развития своих детей по первому уровню не оценила ни одна девушка, по 2-му - 9,38 %, по 3-му - 11,25 % и по 4-му - 79,37 % студенток.
По окончанию эксперимента у девушек контрольной группы были получены следующие результаты (табл. 4). Как видно из поданных в таблице данных, установленная в начале эксперимента тенденция наличия знаний, соответствующих третьему и четвертому уровням, не изменилась.
Знания, необходимые для улучшения и поддержания своего здоровья оценили по 1-му уровню 7,5 % студенток, по 2 - 10,62 %, по 3 - 15,63 % и по 4 уровню 66,25 %. Знания для повышения своей работоспособности - по первому уровню оценили 3,75 % студенток, по 2 - 8,13 %, по 3 - 26,87 % и по 4 - 61,25 %. В отношении знаний, необходимых для формирования характера и воли, следует отметить, что первый уровень - не отметила ни одна студентка, 2-й - 6,87 %, 3-й - 14,38 %, 4-й - 78,75 %. Знания, необходимые для организации физкультурного досуга - 6,25 % девушек оценили как соответствующие 1-му уровню, 13,13 % - 2-му, 20,62 % - 3-му и 60 % - 4-му уровням. Знания для физического воспитания и развития своих детей по первому уровню не оценила ни одна девушка, по
2-му - 9,38 %, по 3-му - 16,25 % и по 4-му - 74,37 % студенток.
Далее в таблицах 5 и 6 представлены результаты анкетирования юношей экспериментальной группы в начале и по окончанию эксперимента.
В начале эксперимента у юношей экспериментальной группы определялся следующий уровень знаний, необходимый для улучшения и поддержания своего здоровья: 1-й уровень - 14,38%, 2-й - 6,87 %, 3-й -30 % и 4-й - 48,75 %. Знания для повышения своей работоспособности, соответствующие 1-му уровню, оценили 4,37 % студентов, 2-му уровню - 6,25 %,
3-му - 28,13 % и 4-му - 61,25 %. Знания, необходимые для формирования характера и воли, 4,37 % студентов
32013
и
Таблица 1
Результаты ответов юношей контрольной группы в начале эксперимента о наличии знаний, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п=160)
Тип знаний Уровень знаний, согласно полученным ответам
1-й 2-й 3-й 4-й
Для улучшения и поддержания своего здоровья 6,87% 8,75% 11,88% 72,5%
Для повышения своей работоспособности 3,75% 10% 23,75% 62,5%
Для формирования характера и воли 3,12% 14,38% 26,25% 56,25%
Для организации физкультурного досуга 6,87% 6,87% 14,38% 71,88%
Для физического воспитания и развития Ваших детей - 5,63% 28,12% 66,25%
Таблица 2
Результаты ответов юношей контрольной группы по окончанию эксперимента о наличии знаний, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п=160)
Тип знаний Уровень знаний, согласно полученным ответам
1-й 2-й 3-й 4-й
Для улучшения и поддержания своего здоровья 7,5% 10% 13,13% 69,37%
Для повышения своей работоспособности 3,75% 11,25% 26,25% 58,75%
Для формирования характера и воли 3,12% 13,13% 27,5% 56,25%
Для организации физкультурного досуга 6,87% 4,38% 16,87% 71,88%
Для физического воспитания и развития Ваших детей - 8,13% 31,25% 60,62%
Таблица 3
Результаты ответов девушек контрольной группы в начале эксперимента о наличии знаний, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п=160)
Тип знаний Уровень знаний, согласно полученным ответам
1-й 2-й 3-й 4-й
Для улучшения и поддержания своего здоровья 6,25% 10% 10,62% 73,13%
Для повышения своей работоспособности - 8,13% 15,62% 76,25%
Для формирования характера и воли - 6,87 10% 83,13%
Для организации физкультурного досуга 4,37% 10% 16,25% 69,38%
Для физического воспитания и развития Ваших детей - 9,38% 11,25% 79,37%
Таблица 4
Результаты ответов девушек контрольной группы по окончанию эксперимента о наличии знаний, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п=160)
Тип знаний Уровень знаний, согласно полученным ответам
1-й 2-й 3-й 4-й
Для улучшения и поддержания своего здоровья 7,5% 10,62% 15,63% 66,25%
Для повышения своей работоспособности 3,75% 8,13% 26,87% 61,25%
Для формирования характера и воли - 6,87% 14,38% 78,75%
Для организации физкультурного досуга 6,25% 13,13% 20,62% 60%
Для физического воспитания и развития Ваших детей - 9,38% 16,25% 74,37%
Таблица 5
Результаты ответов юношей экспериментальной группы в начале эксперимента о наличии знаний, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п= 160)
Тип знаний Уровень знаний, согласно полученным ответам
"1-й 2-й 3-й 4-й
Для улучшения и поддержания своего здоровья 14,38% 6,87% 30% 48,75%
Для повышения своей работоспособности 4,37% 6,25% 28,13% 61,25%
Для формирования характера и воли 4,37% 8,13% 16,87% 70,63%
Для организации физкультурного досуга 10,62% 17.5% 26,88% 45%
Для физического воспитания и развития Ваших детей - 6,87% 18,13% 75%
Таблица 6
Результаты ответов юношей экспериментальной группы по окончанию эксперимента о наличии знаний, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п=160)
Тип знаний Уровень знаний, согласно полученным ответам
1-й 2-й 3-й 4-й
Для улучшения и поддержания своего здоровья 61,25% 24,37% 14,38% -
Для повышения своей работоспособности 76,25% 13,13% 10,62% -
Для формирования характера и воли 74,37% 19,38% 6,25% -
Для организации физкультурного досуга 48,75% 41,87% 9,38% -
Для физического воспитания и развития Ваших детей 20,62% 27,5% 51,88% -
IПЕДАГОГ1КА I та медико-бюлопчш
- - проблеми ф1зичного
ПСИХОЛОГ1Я
вихованняI спорту
оценили по 1-му уровню, тогда как по 2-му - 8,13 %, по 3-му - 16,87 % и по 4-му уровню - 70,63 %. Знания, необходимые для организации физкультурного досуга, согласно 1-му уровню оценили 10,62 % студентов, 2 - 17,5 %, 3 - 26,88 % и 4 - 45 %.
Знания, необходимые для физического воспитания своих детей по первому уровню не оценил ни один студент, по 2-му - 6,87 %, по 3-му - 18,13 % и по 4-му
- 75 %.
Из таблицы 6 видно, что по окончанию эксперимента ни один из анкетируемых студентов не определил свои знания, которые соответствовали бы четвертому уровню (то есть, как полное отсутствие знаний).
По окончанию эксперимента оценили наличие знаний для улучшения и поддержания своего здоровья по
1-му уровню - 61,25 % юношей экспериментальной группы, по 2-му - 24,37 % и по 3-му - 14,38 %. Знания для повышения своей работоспособности, соответствующие 1-му уровню оценили 76,25 % студентов, 2 уровню - 13,13 %, 3-му - 10,62 %. Знания, необходимые для формирования характера и воли, 74,37 % студентов оценили по 1-му уровню, тогда как по 2-му
- 19,38 % и по 3-му - 6,25 %. В части организации физкультурного досуга, согласно 1-му уровню свои знания оценили 48,75 % студентов, 2-му - 41,87 % и 3-му - 9,38 %. Знания, необходимые для физического воспитания своих детей по первому уровню оценили 20,62 % студентов, по 2-му - 27,5 % и по 3-му
- 51,88 %.
Далее в таблицах 7 и 8 представлены результаты анкетирования девушек экспериментальной группы.
Согласно полученным данным (табл. 7) свои знания, необходимые для улучшения и поддержания своего здоровья, оценили по 1-му уровню - 16,87 %, по
2-му - 46,25 %, по 3-му - 28,75 % и по 4-му - 8,13 %. Знания для повышения своей работоспособности - по первому уровню оценили 3,12 % студенток, по 2-му -13,13 %, по 3-му - 16,87 % и по 4-му - 66,88 %.
Что касается знаний, необходимых для формирования характера и воли, следует отметить, что первый уровень отметили всего лишь 1,87 % девушек, 2-й -9,38 %, 3-й - 10,62 %, 4-й - 78,13 %.
Для организации физкультурного досуга - 13,13 % девушек оценили знания, как соответствующие 1-му уровню, 11,25 % - 2-му, 20,62 % - 3-му и 55 % - 4-му уровням.
Знания для физического воспитания и развития своих детей по первому уровню не оценила ни одна девушка, по 2-му - 17,5%, по 3-му - 23,12% и по 4-му
- 59,38 % студенток.
По окончанию эксперимента у девушек экспериментальной группы отмечается повышение уровня приобретенных знаний (табл. 8).
Знания для улучшения и поддержания своего здоровья оценивают по первому уровню 75,62 %сту-денток, по 2-му - 18,75 % и по 3-му - 5,63 %. Для повышения своей работоспособности свои знания соответствующие 1-му уровню оценили 85 %, 2-му -15 %.
По вопросам формирования характера и воли: 40 % - соответствует первому уровню, 53,13 % - 2-му уровню и 6,87 % - третьему уровню. Знания для организации физкультурного досуга по 1-му уровню оценивают 68,12 % студенток, 2-му - 25,63 % и 3-му уровню - 6,25 %. Знания необходимые для физического воспитания и развития своих детей оценивают согласно первого уровня 64,37 %, второго - 26,25 %, третьего - 9,38 %.
Рассмотрим результаты оценки умений и навыков, необходимых для начала физкультурной деятельности у юношей и девушек контрольной группы перед и по окончанию эксперимента (табл. 9, 10, 11 и 12).
В начале эксперимента юноши контрольной группы так оценили свои умения и навыки. «Составить программу своих оздоровительных занятий, применяя лишь средства физической культуры» - ответили «Да», то есть отметили наличие у них данного умения и навыка 9,38 % юношей контрольной группы, «Нет» - 58,12 % и «Затрудняюсь ответить» - 32,5 %.
При этом, следует обратить внимание на то, что когда студенты, как по данному виду умений, так и по остальным, отвечают «Да», то следует брать во внимание тот факт, что их знания имеют фрагментарный и не полный характер.
Следовательно, умения выполнять какой-либо вид физкультурной деятельности ограничены недостаточным объемом имеющихся у них знаний.
Анализируя далее результаты анкетирования, поданные в табл. 9, следует обратить внимание на то, что и по всем остальным позициям, большая часть студентов на поставленный вопрос о наличии указанных компетенций выбирают вариант ответа - «Нет».
Соответственно, юноши контрольной группы вряд ли могут составить комплексную физкультурно-оздоровительную программу своих занятий, они не могут осуществлять полноценный самоконтроль за состоянием своего здоровья при выполнении физкультурно-оздоровительных комплексов согласно программе их занятий.
В табл. 10 поданы результаты анкетирования юношей контрольной группы по окончанию эксперимента. Картина не изменилась, большая часть студентов, отвечая на вопросы анкеты, выбрали ответ «Нет».
Из табл. 11 следует, что у большей части девушек контрольной группы, так же как и у юношей, наблюдается отсутствие умений и навыков, необходимых для осуществления физкультурной деятельности. Так, составить программу своих оздоровительных занятий, применяя средства физической культуры, могут лишь 8,75 % студенток, не могут - 50,62 % и затрудняются ответить - 40,63 %. При этом на вопрос, могут ли они осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья, ответили «Да» - 8,12 %, «Нет» - 71,88 % и «Затрудняются ответить» - 20 %. При этом 11,88 % девушек отметили, что смогут оказать первую медицинскую помощь.
В табл. 12 представленные данные, которые свидетельствуют об отсутствии положительной динамики в
32013
и
Таблица 7
Результаты ответов девушек экспериментальной группы в начале эксперимента о наличии знаний, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п=160)
Тип знаний Уровень знаний, согласно полученным ответам
1-й 2-й 3-й 4-й
Для улучшения и поддержания своего здоровья 16,87% 46,25% 28,75% 8,13%
Для повышения своей работоспособности 3,12% 13,13% 16,87% 66,88%
Для формирования характера и воли 1,87% 9,38% 10,62% 78,13%
Для организации физкультурного досуга 13,13% 11,25% 20,62% 55%
Для физического воспитания и развития Ваших детей - 17,5% 23,12% 59,38%
Таблица 8
Результаты ответов девушек экспериментальной группы по окончанию эксперимента о наличии знаний, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п=160)
Тип знаний Уровень знаний, согласно полученным ответам
1-й 2-й 3-й 4-й
Для улучшения и поддержания своего здоровья 75,62% 18,75% 5,63% -
Для повышения своей работоспособности 85% 15% - -
Для формирования характера и воли 40% 53,13% 6,87% -
Для организации физкультурного досуга 68,12% 25,63% 6,25% -
Для физического воспитания и развития Ваших детей 64,37% 26,25% 9,38% -
Таблица 9
Результаты ответов юношей контрольной группы в начале эксперимента о наличии умений и навыков, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п=160)
Умения и навыки Да Нет Затрудняюсь ответить
Составить программу своих оздоровительных занятий, применяя лишь средства физической культуры 9,38% 58,12% 32,5%
Составить программу своих занятий, включая различные способы закаливания, рациональное питание, психотренинг, самомассаж и др. 9,38% 46,25% 44,37%
Включать в программу средства оздоровления, направленные на борьбу с имеющимися заболеваниями 5% 69,37% 25,63%
Пополнять свои знания новыми важными знаниями в области оздоровительной культуры 6,87% 10,63% 82,5%
Осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья 1,88% 88,12% 10%
Составлять программы оздоровительных занятий для своих друзей и членов семьи - 80,62% 19,38%
Оказать первую медицинскую помощь - 75,62% 24,38%
Таблица 10
Результаты ответов юношей контрольной группы по окончанию эксперимента о наличии умений и навыков, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п= 160)
Умения и навыки Да Нет Затрудняюсь ответить
Составить программу своих оздоровительных занятий, применяя лишь средства физической культуры 10,63% 60% 29,37%
Составить программу своих занятий, включая различные способы закаливания, рациональное питание, психотренинг, самомассаж и др. 9,38% 43,12% 47,5%
Включать в программу средства оздоровления, направленные на борьбу с имеющимися заболеваниями 5% 63,75% 31,25%
Пополнять свои знания новыми важными знаниями в области оздоровительной культуры 10% 13,75% 76,25%
Осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья 11,88% 68,12% 20%
Составлять программы оздоровительных занятий для своих друзей и членов семьи - 71,88% 28,12%
Оказать первую медицинскую помощь - 75,62% 24,38%
IПЕДАГОГ1КА I та медико-бюлопчш
- - проблеми ф1зичного
ПСИХОЛОГ1Я
вихованняI спорту
Таблица 11
Результаты ответов девушек контрольной группы в начале эксперимента о наличии умений и навыков, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п= 160)
Умения и навыки Да Нет Затрудняюсь ответить
Составить программу своих оздоровительных занятий, применяя лишь средства физической культуры 8,75% 50,62% 40,63%
Составить программу своих занятий, включая различные способы закаливания, рациональное питание, психотренинг, самомассаж и др. 8,75% 44,37% 46,88%
Включать в программу средства оздоровления, направленные на борьбу с имеющимися заболеваниями 5,63% 54,37% 40%
Пополнять свои знания новыми важными знаниями в области оздоровительной культуры 13,12% 11,88% 75%
Осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья 8,12% 71,88% 20%
Составлять программы оздоровительных занятий для своих друзей и членов семьи - 81,87% 18,13%
Оказать первую медицинскую помощь 11,88% 72,5% 15,62%
Таблица 12
Результаты ответов девушек контрольной группы по окончанию эксперимента о наличии умений и навыков, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п= 160)
Умения и навыки Да Нет Затрудняюсь ответить
Составить программу своих оздоровительных занятий, применяя лишь средства физической культуры 10,63% 50,62% 38,75%
Составить программу своих занятий, включая различные способы закаливания, рациональное питание, психотренинг, самомассаж и др. 10,63% 37,5% 51,87%
Включать в программу средства оздоровления, направленные на борьбу с имеющимися заболеваниями 8,12% 51,25% 40,63%
Пополнять свои знания новыми важными знаниями в области оздоровительной культуры 13,12% 16,88% 70%
Осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья 9,38% 69,37% 21,25%
Составлять программы оздоровительных занятий для своих друзей и членов семьи - 76,87% 23,13%
Оказать первую медицинскую помощь 11,88% 76,87% 11,25%
области формирования умений и навыков необходимых для физкультурной деятельности.
Итак, данную ситуацию, характеризующуюся недостатком сформированных умений и навыков по окончанию эксперимента, как у юношей, так и у девушек контрольной группы, можно объяснить тем, что уровень знаний и некоторых умений в области оздоровительной и рекреационной физической культуры у них соответствует третьему и четвертому уровню. Следовательно, фрагментарный, отрывочный характер знаний или их отсутствие не способствуют формированию умений и навыков, необходимых для разворачивания полноценной физкультурной деятельности, о чем свидетельствуют полученные результаты исследования.
Далее в табл. 13 и 14 представлены результаты анкетирования юношей экспериментальной группы в начале и по окончанию эксперимента.
Исходя из данных табл. 13 видно, что у юношей
экспериментальной группы в начале эксперимента уровень умений и навыков недостаточный для разворачивания физкультурной деятельности. Основная часть студентов не могли ни составить программу своих оздоровительных занятий с использованием, как средств физической культуры, так и различных методов закаливания, психотренинга, самомассажа и т.п., ни осуществлять самоконтроль за состоянием своего организма во время физкультурно-оздоровительных занятий.
Данную ситуацию можно объяснить недостатком или отсутствием у студентов необходимых знаний.
Обратим внимание на следующее положение. Интегральным проявлением основных составляющих психической нагрузки выступает уровень активиро-ванности механизмов саморегуляции. Именно поэтому мы считаем важным учитывать и изучать в первую очередь психические механизмы саморегуляции человека в процессе его адаптации к условиям жизне-
32013
и
Таблица 14
Результаты ответов юношей экспериментальной группы по окончанию эксперимента о наличии умений и навыков, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п=160)
Таблица 13
Результаты ответов юношей экспериментальной группы в начале эксперимента о наличии умений и навыков, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п=160)
Умения и навыки Да Нет Затрудняюсь ответить
Составить программу своих оздоровительных занятий, применяя лишь средства физической культуры 5% 74,37% 20,63%
Составить программу своих занятий, включая различные способы закаливания, рациональное питание, психотренинг, самомассаж и др. 5% 61,25% 33,75%
Включать в программу средства оздоровления, направленные на борьбу с имеющимися заболеваниями 4,37% 88,13% 7,5%
Пополнять свои знания новыми важными знаниями в области оздоровительной культуры 5% 15,63% 79,37%
Осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья 2,5% 83,13% 14,37%
Составлять программы оздоровительных занятий для своих друзей и членов семьи - 93,13% 6,87%
Оказать первую медицинскую помощь - 81,88% 18,12%
Умения и навыки Да Нет Затрудняюсь ответить
Составить программу своих оздоровительных занятий, применяя лишь средства физической культуры 100 % -
Составить программу своих занятий, включая различные способы закаливания, рациональное питание, психотренинг, самомассаж и др. 100 % - -
Включать в программу средства оздоровления, направленные на борьбу с имеющимися заболеваниями 75,63 % 6,87 % 17,5 %
Пополнять свои знания новыми важными знаниями в области оздоровительной культуры 79,87 % - 23,13 %
Осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья 86,25 % - 13,75 %
Составлять программы оздоровительных занятий для своих друзей и членов семьи 39,38 % - 60,62 %
Оказать первую медицинскую помощь 32,5 % 28,75 % 38,75 %
деятельности, включая физкультурную деятельность.
Из табл. 14 видно, что к окончанию эксперимента у юношей экспериментальной группы формируются умения и навыки необходимые для организации и разворачивания физкультурной деятельности.
В табл. 15 поданы данные анкетирования девушек экспериментальной группы в начале эксперимента. Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии достаточных умений и навыков.
Так, составить программу своих оздоровительных занятий с применением средств физической культуры могли лишь 10 % студенток.
Составить свою программу с применением различных методов закаливания, психотренингом, самомассажем и т.п. - 8,12 % . Осуществлять надежный самоконтроль за состоянием здоровья могли 5,63% девушек.
Отметим, что уровень знаний в области оздоровительной и рекреационной физической культуры соответствует третьему и четвертому уровню.
С приобретением знаний, которые к окончанию эксперимента соответствовали первому и второму уровням, формируются и умения и навыки, о чем свидетельствуют результаты, представленные в табл. 16. Составить программу своих оздоровительных занятий с применением средств физической культуры уже могут 100 % студенток.
Под непрофессиональным физкультурным образованием студентов, которое мы применили в педагогическом эксперименте как важную часть личностно ориентированного физического воспитания, следует понимать уровень овладения компетенциями, двигательными умениями и навыками, физическую подготовленность, позволяющими контролировать и управлять состоянием своего здоровья, а также устойчивое активно-положительное отношение к физической культуре, необходимые для формирования личности студента, его адаптации к профессиональной деятельности.
I ПЕДАГОГ1КА I та медико-б1олог1чн1 - - проблеми ф1зичного
ПСИХОЛОГ1Я
вихованняI спорту
Таблица 15
Результаты ответов девушек экспериментальной группы в начале эксперимента о наличии умений и навыков, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п=160)
Умения и навыки Да Нет Затрудняюсь ответить
Составить программу своих оздоровительных занятий, применяя лишь средства физической культуры 10% 65% 25%
Составить программу своих занятий, включая различные способы закаливания, рациональное питание, психотренинг, самомассаж и др. 8,12% 60% 31,88%
Включать в программу средства оздоровления, направленные на борьбу с имеющимися заболеваниями 3,75% 68,12% 28,13%
Пополнять свои знания новыми важными знаниями в области оздоровительной культуры 9,38% 35,62% 55%
Осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья 5,63% 51,25% 43,12%
Составлять программы оздоровительных занятий для своих друзей и членов семьи - 88,12% 11,88%
Оказать первую медицинскую помощь 8,12% 28,13% 63,75%
Таблица 16
Результаты ответов девушек экспериментальной группы по окончанию эксперимента о наличии умений и навыков, необходимых для разворачивания физкультурной деятельности (п=160)
Умения и навыки Да Нет Затрудняюсь ответить
Составить программу своих оздоровительных занятий, применяя лишь средства физической культуры 100% - -
Составить программу своих занятий, включая различные способы закаливания, рациональное питание, психотренинг, самомассаж и др. 97,5% - 2,5%
Включать в программу средства оздоровления, направленные на борьбу с имеющимися заболеваниями 86,25% - 13,75%
Пополнять свои знания новыми важными знаниями в области оздоровительной культуры 78,75% - 21,25%
Осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья 83,13% - 16,87%
Составлять программы оздоровительных занятий для своих друзей и членов семьи 63,12% - 36,88%
Оказать первую медицинскую помощь 8,12% 28,13% 63,75%
Так, составить программу занятий с применение закаливания, психотренинга, самомассажа и т.п. уже были готовы 97,5 %, а осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья могли 83,13 % девушек.
Выводы.
Проведенное исследование свидетельствует, что занятия личностно ориентированным физическим воспитанием позволили преодолеть разрыв между знаниями, умениями и навыками. Студенты экспериментальных групп, в отличие от студентов контрольных, оказались лучше вооруженными умениями, необходимыми для разворачивания физкультурной деятельности.
Высокие результаты в части формирования физической культуры личности, полученные в ходе педагогического эксперимента, мы связываем с акцентированным вниманием к организации непрофессионального физкультурного образования, как важной
части системы личностно ориентированного физического воспитания.
В экспериментальных группах по результатам эксперимента знания студентов соответствуют первому уровню (речь идет о наличии глубоких и полных знаний и умений, необходимых для их использования) и второму (наличие разнообразных, но не полных знаний), сформированы умения, которые касаются выполнения распространенных физических упражнений. Постепенно формируются умения и навыки, необходимые для разворачивания собственной физкультурной деятельности.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в деятельности, направленной на повышение навыков, знаний и умений студентов университета, а также формирование умений и навыков, необходимых для разворачивания собственной физкультурной деятельности.
32013 08
References:
Литератора
1. Боченкова Е.В. Формирование позитивного самоотношения студентов в процессе физического воспитания (на примере экономического вуза): автореф. дис. на соискание учен. степени канд. педагогич. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» / Е. В. Боченкова. - Краснодар. - 2000. - 25 с.
2. Быков В.С. Педагогическая технология физического воспитания учащейся молодежи / В.С. Быков, С.В. Михайлова, С.А. Никифорова // Теория и практика физической культуры, 2006. - № 8. - С. 13-16.
3. Варавина Е.Н. Реферативная форма обучения студентов групп ЛФК / Е.Н. Варавина, Л.В. Белогурова // Теорiя i практика фiзичного виховання, 2010. - № 1. - С. 351-355.
4. Виленский М.Я. Аксиологические основания образовательного процесса по физической культуре в высшей школе / М.Я. Виленский, О.Ю. Маслова // Культура физическая и здоровье, 2010.
- № 3 (28). - С. 7-11.
5. Волков В.Л. Планування педагопчних впливiв рiзноl спрямованост в умовах особисткно-розвивального навчання студенток засобами систематизовано! фiзичноl шдготовки // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту, 2011. - № 2. - С. 18-23.
6. Приходько В.В. Креативна валеолопя. Концепщя i педагопчна технолопя формування студентов техшчних i гумаштарних спещальностей як бугцвничих власного здоров'я: навч. посiбник В.В. Приходько, В.П. Кузьмiнський, заг. ред. i передм. А.Г. Чiчкова. - Дншропетровськ, НГУ. - 2004. - 230 с.
7. Приходько В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (Опыт игрового проектирования и экспертизы): дис. ... доктора пед. наук : 13.00.04 / Приходько Владимир Васильевич. - М. - 1991. - 416 с.
8. Яковлев В.П. Психологическая нагрузка и здоровье человека // Теория и практика физической культуры, 2006. - № 6. - С. 50-53.
9. Prochaska J.O. Stages and processes of self-change of smoking: towards an integrative model of change / J.O. Prochaska, C.C. DiClemente // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1983.
- vol. 51. - pp. 390 - 395.
10. Qing L. Encoding the Olympics - Visual Hegemony? Discussion and Interpretation on Intercultural Communication in the Beijing Olympic Games // International Journal of the History of Sport, 2010. - vol. 27(9). - pp. 1824-1872.
Информация об авторе:
Белых Сергей Иванович: [email protected]; Донецкий национальный университет; ул. Университетская 24, г. Донецк, 83001, Украина.
Цитируйте эту статью как: Белых С.И. Динамика знаний, умений и навыков в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов университета // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2013. - № 8 - С. 3-11. doi:10.6084/m9.figshare.745776
Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).
Дата поступления в редакцию: 13.05.2013 г. Опубликовано: 30.08.2013 г.
1. Bochenkova E.V. Formirovanie pozitivnogo samootnosheniia studentov v processe fizicheskogo vospitaniia (na primere ekonomicheskogo vuza) [Formation of positive students' self-attitude in the physical education (for example, the economic high school)], Cand. Diss., Krasnodar, 2000, 25 p.
2. Bykov VS., Mikhajlova S.V., Nikiforova S.A. Teoriia i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2006, vol. 8, pp. 13-16.
3. Varavina E.N., Belogurova L.V. Teoriia i praktika fizichnogo vikhovannia [Theory and practice of physical education], 2010, vol. 1, pp. 351-355.
4. Vilenskij M.Ia., Maslova O.Iu. Kul'tura fizicheskaia i zdorov'e [Physical culture and health], 2010, vol. 3 (28), pp. 7-11.
5. Volkov V.L. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2011, vol. 2, pp. 18-23.
6. Prikhod'ko V.V., Kuz'mins'kij V.P., Chichkov A.G. Kreativna valeologiia [Creative valeology], Dnipropetrovsk, NSU Publ., 2004, 230 p.
7. Prikhod'ko V.V. Pedagogicheskie osnovy fizkul'turnogo obrazovaniia studentov [Pedagogical foundations of physical education students], Dokt. Diss., Moscow, 1991, 416 p.
8. Iakovlev V.P. Teoriia i praktika fizicheskoj kul 'tury [Theory and practice of physical culture], 2006, vol. 6, pp. 50-53.
9. Prochaska J.O., DiClemente C.C. Stages and processes of self-change of smoking: towards an integrative model of change. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1983, vol. 51, pp. 390 - 395.
10. Qing L. Encoding the Olympics - Visual Hegemony? Discussion and Interpretation on Intercultural Communication in the Beijing Olympic Games. International Journal of the History of Sport, 2010, vol. 27(9), pp. 1824-1872.
Information about the author:
Belykh S.I.: [email protected]; Donetsk National University; University str. 24, Donetsk, 83001, Ukraine.
Cite this article as: Belykh S.I. Dynamics of knowledge, skills and abilities in the process of personal physical education based university students. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.8, pp. 3-11. doi:10.6084/m9.figshare.745776
The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html
This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).
Received: 13.05.2013 Published: 30.08.2013