І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні
*----“---------------* проблеми фізичного
виховання і спорту
О формировании личностной физической культуры студентов в процессе физического воспитания (в аспекте наличия знаний)
Белых С. И., Черниговская С. А.
Донецкий национальный университет Национальный горный университет, г. Днепропетровск
Аннотации:
Рассмотрены особенности физкультурной грамотности студентов. Показано ее влияние на формирование и разворачивание физкультурной деятельности. Проведено анкетирование 650 студентов. Установлено, что существующие знания студентов не являются достаточным фундаментом для возникновения, разворачивания и совершенствования физкультурной деятельности. Установлено, что в структуре знаний преобладают сведения о вреде употребления алкоголя, курения. Установлено, что критериям наличия полноценной физкультурной деятельности соответствует образ жизни всего лишь 7,54% опрошенных студентов первых и четвертых курсов. Отмечается недостаточный уровень знаний по конкретным практическим вопросам в области физической культуры и здорового способа жизни. Отмечается необходимость вовлечения студентов в процесс активной физкультурной деятельности, необходимой для сохранения и укрепления своего здоровья.
Ключевые слова:
грамотность, физическая культура, деятельность, здоровье.
Белых С.І., Черниговська С.А. Про формування особової фізичної культури студентів в процесі фізичного виховання (у аспекті наявності знань).
Розглянуто особливості фізкультурної грамотності студентів. Показано її вплив на формування і розгортання фізкультурної діяльності. Проведено анкетування 650 студентів. Встановлено, що існуючі знання студентів не є достатнім фундаментом для виникнення, розгортання і вдосконалення фізкультурної діяльності. Встановлено, що в структурі знань переважають відомості про шкоду вживання алкоголю, куріння. Встановлено, що критеріям наявності повноцінної фізкультурної діяльності відповідає спосіб життя всього лише 7,54% опитаних студентів перших і четвертих курсів. Наголошується недостатній рівень знань по конкретних практичних питаннях в області фізичної культури і здорового способу життя. Наголошується необхідність залучення студентів в процес активної фізкультурної діяльності, необхідної для збереження і зміцнення свого здоров'я.
грамотність, фізична культура, діяльність, здоров’я.
Belykh S.I., Chernigovskaia S.A. About forming of personality physical culture of students in the process of physical education (in aspect of presence of knowledge). The features of athletic competence of students are considered. Its influence is shown on forming and opening out of athletic activity. A questionnaire is conducted 650 students. It is set that existent knowledge of students are not sufficient foundation for an origin, opening out and perfection of athletic activity. It is set that in the structure of knowledge prevail taking about harm of the use of alcohol, smoking. It is set that the way of life corresponds the criteria of presence of valuable athletic activity just 7,54% polled students of the first and fourth courses. The insufficient level of knowledge on concrete practical questions in area of physical culture and healthy method of life is marked. The necessity of involving of students is marked for the process of active athletic activity, necessary for a maintainance and strengthening of the health.
competence, physical culture, activity, health.
Введение.
Новая концепция физического воспитания молодежи преодолевает границы традиционного телесно ориентированного подхода, выводит на первый план формирование физической культуры личности [1-4, 6, 7]. Полезным в этом аспекте, может оказаться опыт работы зарубежных вузов [5, 8-10]. Таким образом, в повестку дня поставлена задача перехода от утилитарных занятий, жестко ориентированных на развитие физических качеств у студентов, к содержанию, формам и методам преподавания вузовской дисциплины «Физическое воспитание», результатом которого будет являться становление физкультурнодеятельной личности. Очевидно, такая модернизация требует объективной оценки сложившейся практики физического воспитания студентов, понимания того, насколько действенной является существующая практика формирования у студентов системы знаний в области использования средств физической культуры и способов обеспечения здорового образа жизни.
Работа выполнена по плану НИР Донецкого национального университета.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования - особенности физкультурной грамотности, которая должна обеспечиваться в процессе занятий по «Физическому воспитанию», ее влияние на формирование и разворачивание физкультурной деятельности.
© Белых С. И., Черниговская С. А., 2012 doi:10.6084/m9.figshare.105439
Методы и организация исследования. Исследование проводилось в Донецком национальном университете (ДонНУ), Запорожском национальном техническом университете (ЗНТУ) и Национальном горном университете г. Днепропетровска (НГУ). Всего в анкетном опросе приняли участие 650 студентов (324 юношей и 326 девушек первого и четвертого курсов), посещавшие занятия по физическому воспитанию в школе и вузе.
Результаты исследования.
В результате анкетирования было установлено, что из 650 опрошенных студентов не удовлетворены полученным объемом теоретических и практических знаний 41,54% (270 человек), из них юношей (п=324)
- 45,68% и девушек (п=326) - 37,42%. При этом, согласно полученным результатам, мы установили, что критериям наличия полноценной физкультурной деятельности соответствует образ жизни всего лишь 7,54% опрошенных студентов первых и четвертых курсов.
Для изучения состояния вопроса состоялось анонимное анкетирование, в котором студентам было необходимо ответить на вопрос: «Знаете ли вы и в какой степени...», выбрав один из вариантов ответа: «знаю хорошо» - 2 балла, «знаю, но недостаточно» - 1 балл и «не знаю» - 0 баллов, по следующим предложенным позициям:
1.1. О физических и психических качествах, двигательных способностях, необходимых человеку для оптимальной жизнедеятельности.
1.2. О воздействии средств физической культуры на здоровье человека.
1.3. Свой вес, рост, АД и их соответствие возрастной норме.
1.4. Степень развития своих физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации) и двигательных способностей, их соответствие половозрастной норме.
1.5. О способах организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
1.6. Основные принципы и методики проведения закаливающих процедур солнцем, воздухом и водой.
1.7. Основные правила и приемы гигиены тела, волос, полости рта, одежды и обуви, жилья.
1.8. О полезных для здоровья продуктах питания и способах их приготовления.
1.9. О вредном воздействии курения, алкоголя, наркотиков, переедания, сексуальных излишеств (беспорядочных половых связях, педофилии и т.п.).
1.10. О способах саморегуляции психического состояния.
1.11. О способах рационализации режима учебы, труда и отдыха.
1.12. О способах оценки состояния здоровья, физического развития и развития физических качеств.
1.13. О мерах по оздоровлению молодежи, осуществляемых в вузе, где вы обучаетесь, и в других сегментах городской инфраструктуры.
Полученные результаты были переведены в баллы в соответствии с разработанной методикой («знаю хорошо» - 2 балла, «знаю, но недостаточно» - 1 балл и «не знаю» - 0 баллов). Для анализа полученных результатов, характеризующих наличие знаний и умений в области использования средств физической культуры и ЗОЖ, мы остановимся на трех позициях, которые получили в результате ответов студентов наибольший средний балл.
Часть ответов студентов (позиции 1.2, 1.7, 1.9), характеризуют поверхностные знания в области физической культуры и здорового образа жизни. Ответы на часть поставленных вопросов по остальным позициям, показывают наличие у опрошенных достаточно глубоких знаний, которые могут быть использованы ими для формирования физкультурной деятельности.
Перейдем к подробному рассмотрению уровня и особенностей имеющихся знаний у студентов первых и четвертых курсов (юношей и девушек) трех указанных университетов.
На рис.1 представлены данные анкетирования юношей и рис. 2 - девушек 1 и 4 курсов ДонНУ, согласно которым наибольшее количество баллов набрали следующие позиции у юношей первого курса: позиция 1.7 - 1,98 баллов, позиция 1.9 - 1,96 баллов и позиция 1.2 - 1,78 баллов; у юношей четвертого курса соответственно по 1.9 - 2,00, 1.7 - 1,81 и 1.2 - 1,72 балла. У девушек первого курса позиции 1.7 и 1.9 - по 1,97 и 1.2 - 1,75 баллов, четвертого1.9 - 1,99, 1.7 -1,93 и 1.2 - 1,75 балла.
Наименьшее количество баллов у юношей, как первого, так и четвертого курсов получили позиции:
а2012
1.6 - основные принципы и методики проведения закаливающих процедур солнцем, воздухом и водой - 0,84 балла и 1.13 - о мерах по оздоровлению молодежи, осуществляемых в вузе, где вы обучаетесь, и в других сегментах городской инфраструктуры - 0,82 балла у 1 курса и соответственно по позициям 0,95 и 0,85 баллов у 4 курса. У девушек 1 курса ДонНУ наименьшее количество баллов набрали позиции 1.11 о способах рационализации режима учебы, труда и отдыха - 0,13 балла; 1.12 о способах оценки состояния здоровья, физического развития и развития физических качеств
- 0,51 баллов и 1.13 о мерах по оздоровлению молодежи, осуществляемых в вузе, где вы обучаетесь, и в других сегментах городской инфраструктуры - 0,58 баллов.
Обращаем внимание на то, что столбики на рисунках 1 и 2 наглядно показывают цифровое выражение в баллах всех тринадцати ответов на вопрос, относительно каждой из указанных выше позиций. Графика рисунков демонстрирует особенности имеющихся у студентов-юношей, а также студенток 1 и 4 курсов знаний, по применению в повседневной жизни тех или иных средств физической культуры и оздоровления, которые используют при организации здорового образа жизни.
Перейдем к анализу ответов, полученных в результате опроса студентов Национального горного университета (НГУ). На рис. 3 показано, что среди юношей НГУ первого и четвертого курса наибольший уровень знаний отмечен по тем же позициям, что и у юношей ДонНУ Позиция 1.2 составила 1,81 баллов,
1.7 - 1,94 балла и 1.9 - 1,92 баллов на первом курсе и на четвертом - 1.2 - 1,75, 1.7 - 1,87 и 1.9 - 1,93 баллов соответственно.
Позиции 1.6 - основные принципы и методики проведения закаливающих процедур солнцем, воздухом и водой, 1.10 - знания о способах саморегуляции психического состояния и 1.13 - о мерах по оздоровлению молодежи, осуществляемых в вузе, где вы обучаетесь, и в других сегментах городской инфраструктуры у юношей первых и четвертых курсов НГУ набрали наименьшее количество баллов. На первом курсе позиции 1.6 соответствует оценка 0,91 баллов,
1.10 - 1,09 и 1.13 - 1,06 баллов, на четвертом: 1.6 -0,84, 1.10 - 1,08 и 1.13 - 0,95 баллов соответственно.
Девушки первого и четвертого курсов НГУ также набирают наибольшее количество баллов в позициям
1.2. - 1,82, 1.7. - 1,89 и 1.9. - 1,98 баллов на первом и соответственно на четвертом курсе - 1.2. - 1,77, 1.7. -2 и 1.9. - 2,00 балла. Ответы на вопросы представлены здесь на рис. 4.
Позиции, набравшие наименьшее количество баллов среди девушек НГУ, такие же, как и у юношей, а именно: 1.6 - 0,76 баллов, 1.10 - 1,05 баллов, 1.13
- 0,81 балла на первых курсах и соответственно на четвертых: 1.6 - 0,61 баллов, 1.13 - 0,84 балла, а также 1.4 - степень развития своих физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации) и двигательных способностей, их соответствие половозрастной норме - 0,96 баллов.
І ПЕДАГОГІКА І
2
1,5
2
І 1
га
ю
0,5
0
1.9
1.10
Вопросы о знаниях в области использования средств физической культуры и ЗОЖ
1.11
1.12
1.13
Юноши 1 курс (ДонНУ) ■ Юноши 4 курс (ДонНУ)
Рис.1 Результаты анкетирования юношей ДонНУ об особенностях знаний в области занятий физической культурой и ЗОЖ
1,5
и
^ 1
га
Ю
0,5
0
1.9
1.10
Вопросы о знаниях в области использования средств физической культуры и ЗОЖ
1.11
1.12
1.13
I Девушки 1 курс (ДонНУ) ■ Девушки 4 курс (ДоНУ)
Рис. 2 Результаты анкетирования девушек ДонНУ об особенностях знаний в области занятий физической культурой и ЗОЖ
2
Анализируя данные анкетирования студентов Запорожского национального университета мы получили ту же картину, которая отмечается в Донецком национальном университете и Национальном горном университете. На рис.5 представлены результаты, полученные при анкетировании юношей 1 и 4 курсов ЗНТУ, согласно которым наибольшее количество баллов снова набирают позиции 1.2 - 1,58 баллов, 1.7 -1,53 баллов и 1.9 - 1,83 баллов на первых курсах и соответственно на четвертых - 1.2 - 1,91, 1.7 - 1,91 и 1.9
- 2 балла. Позиции с меньшим количеством баллов на первых курсах: 1.6 - 0,82, 1.10 - 0,7, 1.11 - 0,75 и 1.12
- 0,85 баллов; на четвертых - 1.6 - 1,24 , 1.10 - 0,97 и 1.12 - 1,26 баллов соответственно.
Согласно данных на рис.6 лучшие показатели по наличию знаний среди девушек в области физической культуры, так же как и у юношей ЗНТУ отмечаются в позициям 1.2, 1.7 и 1.9. На первых курсах показатели составили: 1.2 - 1,64, 1.7 - 1,91 и 1.9 - 1,92 баллов; на четвертых - 1.1 - 1,90,1.7 - 1,98 и 1.9 - 2,00 балла. С меньшими баллами у девушек остаются те же позиции, что и у юношей ЗНТУ На первых курсах: 1.6
- 0,84, 1.10 - 0,98 и 1.12 - 0,73 балла; на четвертых -
1.6 - 1,2, 1.10 - 1,00 и 1.12 - 1,05 баллов.
Проанализировав ответы на вопросы анкеты, характеризующие уровень имеющихся у студентов знаний в области физической культуры и здорового образа жизни, по трем вузам Украины (Донецкого на-
.о
^ і (С 1-й
0,5
0
Вопросы о знаниях в области использования средств10 і.іі физической культуры и ЗОЖ
1.12
1.13
Юноши 1 курс (НГУ)
Юноши 4 курс (НГУ)
Рис. 3 Результаты анкетирования юношей НГУ об особенностях знаний в области занятий
физической культурой и ЗОЖ
л
І 1 (о
1£
0,5
0
1.10
1.11
Вопросы о знаниях в области использования средств физической культуры и ЗОЖ
■ Девушки 1 курс (НГУ) ■ Девушки 4 курс (НГУ)
1.12
1.13
Рис. 4 Результаты анкетирования девушек НГУ об особенностях знаний в области занятий физической культурой и ЗОЖ
ционального университета, Национального горного университета г. Днепропетровск и Запорожского национального технического университета), мы пришли к следующему важному заключению. Уровень имеющихся знаний в области физической культуры и здорового образа жизни у юношей первых и четвертых курсов, как результат обеспечения их физкультурной грамотности, является достаточным лишь в тех вопросах, которые касаются наиболее общих сведений и представлений в данной области. Это вопросы, которые в начале исследования мы выделили как те, которые на практике не способствуют формированию и разворачиванию полноценной физкультурной деятельности, как важной части учебной деятельности студента.
На рис. 7 представлены обобщенные результаты анкетирования юношей трех украинских университетов, согласно которым ведущее место занимают имеющиеся у них знания:
• о вредном воздействии курения, алкоголя, наркотиков, переедания и т.д. - позиция 1.9 - 1,91 баллов на первых курсах и 1,96 баллов на четвертых;
• об основных правилах и приемах гигиены тела, волос, полости рта, одежды и обуви, жилья, это позиция 1.7 - 1,84 балла на первых и 1,86 баллов на четвертых курсах;
• о воздействии средств физической культуры на здоровье человека, позиция 1.2 - 1,74 баллов на первых и 1,77 баллов на четвертых курсах.
І ПЕДАГОГІКА І
Вопросы о знаниях в области использования средств физической культуры и ЗОЖ
■ Юноши 1 курс (ЗНТУ) ■ Юноши 4 курс (ЗНТУ)
Рис. 5 Результаты анкетирования юношей ЗНТУ об особенностях знаний в области занятий физической культурой и ЗОЖ
Рис. 6 Результаты анкетирования девушек ЗНТУ об особенностях знаний в области занятий физической культурой и ЗОЖ
Среди девушек трех университетов ситуация аналогична. На рис. 8 видно, что ведущее место занимают знания:
- о вредном воздействии курения, алкоголя, наркотиков, переедания и т.д. - позиция 1.9 - по 1,96 баллов на первых и четвертых курсах;
- об основных правилах и приемах гигиены тела, волос, полости рта, одежды и обуви, жилья, это позиция 1.7 - 1,93 на первых и 1,96 баллов на четвертых курсах;
- о воздействии средств физической культуры на здоровье человека, позиция 1.2 - 1,73 на первых и 1,8
балла на четвертых курсах.
Следует отметить, что данный тип «правильных знаний» приобретается еще в школе, в ходе изучения таких дисциплин как валеология, безопасность жизнедеятельности, «Физическая культура» и др. Эти, скажем условно, «не пережитые» знания, которые молодые люди усваивают, чтобы дать правильный ответ на уроке, и являются доминирующими. Что же касается наличия более глубоких знаний в области физической культуры и здорового способа жизни, применение которых на практике способствовало бы вовлечению студента в активную физкультурную деятельность с
•О
І і
л
ю
0,5
0
п
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.9
1.10
Вопросы о знаниях в области использования средств физической культуры и ЗОЖ
1.11
1.12
1.13
Юноши 1 курс
Юноши 4 курс
Рис. 7. Обобщенные результаты анкетирования юношей трех украинских университетов по вопросам знаний об использовании средств физической культуры и ЗОЖ
Вопросы о знаниях в области использования средств физической
культуры и ЗОЖ
■ Девушки 1 курс ■ Девушки 4 курс
Рис. 8. Обобщенные результаты анкетирования девушек трех украинских университетов по вопросам знаний об использовании средств физической культуры и ЗОЖ
целью сохранения и укрепления своего здоровья, то, к сожалению, здесь отмечается их явный недостаток. Очевидно, что следом за школой вузы также не обеспечивают их становление.
Отметим, что среди опрошенных, как юношей, так и девушек (рис. 7 и рис. 8) отмечается недостаточный уровень знаний, касающихся конкретных, практически-ориентированных вопросов в области физической культуры и здорового способа жизни. Это касается таких прикладных позиций, как:
• 1.6 - знание основных принципов и методик проведения закаливающих процедур солнцем, воздухом и
водой: у юношей 1 курсов знания составили 0,87, а у девушек - 0,84 балла, на 4 курсах - у юношей -0,95, у девушек - 1,05 баллов;
• 1.10 - знания о способах саморегуляции психического состояния - у юношей 1 курсов - 1,01, у девушек - 1,09 балла, на 4 курсе - у юношей - 1,07, девушек - 1,1 балла;
• 1.11 - знания о способах рационализации режима учебы, труда и отдыха - у юношей 1 курсов - 1,1, у девушек - 0,84 балла, на 4 курсе - у юношей - 1,2, у девушек - 1,41 балла;
• 1.12 - знания о способах оценки состояния здоро-
вья, физического развития и развития физических качеств - у юношей 1 курсов - 1,1, у девушек - 0,74 балла, на 4 курсе - у юношей и девушек - по 1,2 балла.
Недостаток знаний отмечают и сами студенты, так как 41,54% из опрошенных студентов трех университетов не удовлетворены получаемым объемом теоретических и практических знаний на кафедрах физического воспитания. А это в свою очередь не способствует вовлечению студентов в процесс активной физкультурной деятельности, необходимой для сохранения и укрепления своего здоровья в период студенчества и по окончанию вуза.
Выводы:
1.Общая оценка ситуации со знаниями в области использования средств физической культуры и ЗОЖ, которые формируются в ходе традиционноустроенного физического воспитания студентов, не может рассматриваться как такая, которая способствует становлению физической культуры личности студентов университетов. Это означает, что наличествующие знания не являются достаточным фундаментом для возникновения, разворачивания и совершенствования физкультурной деятельности, как важной составляющей учебной деятельности студентов - будущих выпускников университетов.
2.Наименьшее количество баллов у юношей, как первого, так и четвертого курсов ДонНУ получили позиции: 1.6 - основные принципы и методики проведения закаливающих процедур солнцем, воздухом и водой - 0,84 балла и 1.13 - знания о мерах по оздоровлению молодежи, осуществляемых в вузе и в других сегментах городской инфраструктуры
- 0,82 балла у 1 курса и соответственно по позициям 0,95 и 0,85 баллов у 4 курса. У девушек первого курса наименьшее количество баллов набрали позиции 1.11 о способах рационализации режима учебы, труда и отдыха - 0,13 балла; 1.12 о способах оценки состояния здоровья, физического развития и развития физических качеств - 0,51 баллов и 1.13 о мерах по оздоровлению молодежи, осуществляемых в вузе, где вы обучаетесь, и в других сегментах городской инфраструктуры - 0,58 баллов.
3.Позиции 1.6 - основные принципы и методики проведения закаливающих процедур солнцем, воздухом и водой, 1.10 - знания о способах саморегуляции психического состояния и 1.13 - о мерах по оздоровлению молодежи, осуществляемых в вузе и в других сегментах городской инфраструктуры у юношей первых и четвертых курсов НГУ набрали наименьшее количество баллов. На первом курсе
позиции 1.6 соответствует оценка 0,91 баллов, 1.10
- 1,09 и 1.13 - 1,06 баллов, на четвертом: 1.6 - 0,84,
1.10 - 1,08 и 1.13 - 0,95 баллов соответственно. Позиции, набравшие наименьшее количество баллов среди девушек НГУ, такие же, как и у юношей, а именно: 1.6 - 0,76 баллов, 1.10 - 1,05 баллов, 1.13
- 0,81 балла на первых курсах и соответственно на четвертых: 1.6 - 0,61 баллов, 1.13 - 0,84 балла, а также 1.4 - степень развития своих физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации) и двигательных способностей, их соответствие половозрастной норме - 0,96 баллов.
4. Среди студентов ЗНТУ позиции с наименьшим количеством баллов на первых курсах это: 1.6 - 0,82,
1.10 - 0,7, 1.11 - 0,75 и 1.12 - 0,85 баллов; на четвертых - 1.6 - 1,24 , 1.10 - 0,97 и 1.12 - 1,26 баллов соответственно. С меньшими баллами у девушек остаются те же позиции, что и у юношей ЗНТУ: на первых курсах: 1.6 - 0,84, 1.10 - 0,98 и 1.12 - 0,73 балла; на четвертых - 1.6 - 1,2, 1.10 - 1,00 и 1.12 -1,05 баллов.
5.В то же время, обобщенные результаты анкетирования юношей трех украинских университетов, согласно которым ведущее место занимают имеющиеся у них знания: о вредном воздействии курения, алкоголя, наркотиков, переедания и т.д. - позиция 1.9 - 1,91 баллов на первых курсах и 1,96 баллов на четвертых; об основных правилах и приемах гигиены тела, волос, полости рта, одежды и обуви, жилья, это позиция 1.7 - 1,84 балла на первых и 1,86 баллов на четвертых курсах; о воздействии средств физической культуры на здоровье человека, позиция 1.2 - 1,74 баллов на первых и 1,77 баллов на четвертых курсах.
6.Среди девушек трех университетов ситуация аналогична. Ведущее место занимают знания: о вредном воздействии курения, алкоголя, наркотиков, переедания и т.д. - позиция 1.9 - по 1,96 баллов на первых и четвертых курсах; - об основных правилах и приемах гигиены тела, волос, полости рта, одежды и обуви, жилья, это позиция 1.7 - 1,93 на первых и 1,96 баллов на четвертых курсах; о воздействии средств физической культуры на здоровье человека, позиция 1.2 - 1,73 на первых и 1,8 балла на четвертых курсах.
Перспектива дальнейших исследований определяется необходимостью установить, как имеющиеся знания связаны с умениями их использования, а также способности формирования физкультурной деятельности и здорового образа жизни студентов университетов.
Литература:
1. Выдрин В. М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №№5-б. - С.15-17.
2. Ермаков С.С., Иващенко С. Н., Гузов В.В. Особенности мотивации студентов к применению индивидуальных программ физической самоподготовки /С.С. Ермаков, С. Н. Иващенко, В.В. Гузов //Физическое воспитание студентов. 2012, N4. С. 59-61.
3. Пашин А. А. Современная концепция физической культуры и пути ее реализации / А. А. Пашин, В. А. Кабачков // Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью. Матер. Междунар. науч. конф. Т. 2. - Пенза, 2011. - С.21-27.
4. Приходько В. В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (Опыт игрового проектирования и экспертизы): дис. ... доктора пед. наук : 13.00.04 / Приходько Владимир Васильевич. - М., 1991. - 41б с.
5. Степусь О.В. Система непрерывного физкультурного образования в республике Беларусь, ее содержание и формы организации / О.В. Степусь //Физическое воспитание студентов. 2012, N2, с. 86-91.
6. Чернігівська С. А. Інноваційна технологія непрофесійної фізкультурної освіти студентів, звільнених від практичних занять з «Фізичного виховання» : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд.. наук з фіз. вих. і спорту : спец. 24.00.02 «Фізична культура, фізичне виховання різних груп населення» / С. А. Чернігівська. - Дніпропетровськ, 2012. - 20 с.
7. Ямалетдинова ГА. Система самоуправления учебнопознавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры : дис. .доктора пед. наук : 13.00.08 / Ямалетдинова Галина Александровна. - М., 2009. - 421 с.
8. Carlson S.A., Fulton J.E., Lee S.M., Maynard M., Drown D.R., Kohl III H.W., Dietz W.H. Physical education and academic achievement in elementary school: data from the Early Childhood Longitudinal Study. / Carlson S.A., Fulton J.E., Lee S.M., Maynard M., Drown D.R., Kohl III H.W., Dietz W.H. //American Journal of Public Health, 2008, vol.98(4), pp. 721-727.
9. Constantine Chatoupis. Effects of practice and inclusion styles on perceived athletic competence of Greek primary school children. / Constantine Chatoupis. //Studies in physical culture and tourism. 2005, vol. 12, No. 1, 47-57.
10. David A. Birch, Michele Wallen, Elizabeth Chaney. Developing School Health Education Advocacy Skills Through College Personal Health Courses. / David A. Birch, Michele Wallen, Elizabeth Chaney. //Health Education Teaching Techniques Journal. 2011, vol.1, pp. 70-86.
Информация об авторах:
Белых Сергей Иванович
[email protected] Донецкий национальный университет ул. Университетская 24, г. Донецк, 83001, Украина.
Черниговская Светлана Анатольевна
[email protected] Национальный горный университет просп. Карла Маркса 19, 49027, г.Днепропетровск, Украина
Поступила в редакцию 27.10.2012г.
a2°12
References:
1. Vydrin V. M. Teoriia i praktika fizicheskoj kul tury [Theory and practice of physical culture], 1995, vol.5-6, pp. 15-17.
2. Iermakov S.S., Ivashchenko S. N., Guzov V.V. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2012, vol.4, pp. 59-61.
3. Pashm A. A., Kabachkov V. A. Sovremennye aspekty fizkulturnoj i sportivnoj raboty s uchashchejsia molodezh’iu [Modern aspects of athletic and sporting work with studying young people], 2011, T.2, pp. 21-27.
4. Prikhod’ko V. V. Pedagogicheskie osnovyfizkul ’turnogo obrazovaniia studentov [Pedagogical bases of athletic education of students], Dokt. Diss., Moscow, 1991, 416 p.
5. Stepus’ O.V. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2012, vol.2, pp. 86-91.
6. Chernigivs’ka S. A. Innovacijna tekhnologiia neprofesijnoyi fizkul'turnoyi osviti studentiv, zvilnenikh vidpraktichnikh zaniat' z «Fizichnogo vikhovannia» [Innovative technology of amateurish athletic education of students, exempt from practical employments after «Physical education»], Cand. Diss., Dnipropetrovsk, 2012, 20 p.
7. Iamaletdinova G.A. Sistema samoupravleniia uchebno-poznavatel'noj deiatel'nost'iu studentov v sfere fizicheskoj kul'tury [System of selfgovernment to educational-cognitive by activity of students in the field of physical culture], Dokt. Diss., Moscow, 2009, 421 p.
8. Carlson S.A., Fulton J.E., Lee S.M., Maynard M., Drown D.R., Kohl III H.W., Dietz W.H. Physical education and academic achievement in elementary school: data from the Early Childhood Longitudinal Study. American Journal of Public Health, 2008, vol.98(4), pp. 721727.
9. Constantine Chatoupis. Effects of practice and inclusion styles on perceived athletic competence of Greek primary school children. Studies in physical culture and tourism. 2005, vol. 12, No. 1, 47-57.
10. David A. Birch, Michele Wallen, Elizabeth Chaney. Developing School Health Education Advocacy Skills Through College Personal Health Courses. Health Education Teaching Techniques Journal. 2011, vol.1, pp. 70-86.
Information about the authors: Belykh S.I.
[email protected] Donetsk National University University str. 24, Donetsk, 83001, Ukraine.
Chernigovskaia S.A. [email protected] National Mountain University Charl Marks avenue 19, 49027, Dnepropetrovsk, Ukraine Came to edition 27.10.2012.