44
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 37.03:37.016
В. Н. Дворак
ЗНАНИЯ - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ОБЩЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Общее физкультурное образование способствует осознанному принятию личностью ценностей физической культуры, поэтому поиску способов его совершенствования в настоящее время уделяется повышенное внимание. В данной статье, рассмотрены проблемы, представлена теоретическая модель, определены условия совершенствования общего физкультурного образования студенток вуза. В ходе педагогического эксперимента подтверждена эффективность разработанной педагогической технологии общего физкультурного образования.
Введение
Достижение цели физического воспитания - формирование физической культуры личности в высшем учебном заведении - происходит в процессе общего (непрофессионального) физкультурного образования.
Сформировалось оно «в качестве органического вида образования в целом в силу объективной потребности в систематической и целенаправленной физической подготовке подрастающих поколений к практической деятельности, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками» [1, 24].
Под общим физкультурным образованием студентов (ОФОС) нами понимается процесс творческой учебной деятельности студентов, формирующий их компетентность в сфере физической культуры и осознанное, креативное, активно-положительное отношение к ее ценностям.
Таким образом, с учетом того, что ОФОС является педагогическим процессом и, следовательно, подчиняется общепедагогическим принципам, технология общего физкультурного образования - это способ реализации модели его содержания посредством системного использования средств, форм, методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование физической культуры личности.
В основе технологии ОФОС лежат следующие философско-педагогические концепции: теория формирования понятий (восприятие - осмысление - запоминание - применение усвоенного на практике), в которой под обучением понимается обобщение получаемых знаний и образование определенных понятий; деятельностная теория учения (потребности - мотивы - цели - условия -действия); теория содержательного обобщения, в которой учащийся рассматривается как самоизменяющийся субъект учения; теория поэтапного формирования умственных действий, определяющая рациональное управления процессами усвоения знаний, навыков и умений.
Цель и методы исследования
Цель исследования - экспериментально проверить эффективность технологии ОФОС.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и структуру содержания ОФОС и выявить взаимосвязь составляющих его структурных компонентов;
2. Разработать и экспериментально апробировать педагогическую технологию ОФОС и систему педагогического контроля ее эффективности.
Предполагалось, что повысить уровень ОФОС возможно при условии построения учебного процесса на основе педагогической технологии, базирующийся на методике, направленной на формирование физкультурных знаний и методических умений студентов, которая включает в себя:
- активные методы обучения (проблемные лекции, дидактические игры, творческие исследовательские задания с последующей их защитой);
- комплексную систему оценки ОФОС.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
45
Результаты исследования и их обсуждение
На основании концепции содержания образования и положений теории и методики физической культуры нами разработана теоретическая модель ОФОС (рисунок 1).
Рисунок 1 - Теоретическая модель ОФОС
Остановимся на элементах модели подробнее:
а) интеллектуальный компонент, представляющий собой систему знаний в области физической культуры и спорта;
б) методико-практический компонент, включающий методико-практические умения и навыки планирования и осуществления физкультурно -спортивной деятельности;
в) двигательно-практический компонент, содержащий двигательные умения и навыки;
г) физический (телесный) компонент, который отражает физическую подготовленность студентов;
д) отношенческо-деятельностный компонент отражает прилежание в процессе проведения учебных занятий, отношение студентов к физической культуре и реальную физкультурно-спортивную активность (посещаемость академических занятий, участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, занятия физическими упражнениями во внеучебное время), основанную на осознанной потребности в данном виде деятельности.
Физкультурные знания являются системообразующим компонентом общего физкультурного образования. На их основе выполнение двигательных действий приобретает осознанный характер, формируются убеждения в пользе физкультурно-спортивной активности и ценностное отношение к физической культуре, создаются предпосылки к самоорганизации и самопостроению студентами здорового стиля жизни.
В данном контексте также важно употребить высказывание В. И. Ильинича, который пишет, что «...чаще всего отношение каждого студента складывается из наличия или отсутствия знаний в данной области, т. е. осознанности и понимания отдельных сторон этой сферы общей культуры. А далее по цепочке: отсутствие понимания - отсутствие мотивации - отсутствие интереса - пассивность в формировании собственной физической культуры» [2, 18]. Качество усвоения знаний можно повысить на основе продуктивного и творческого процесса обучения.
В процессе проведения эксперимента теоретико-методическая подготовка студенток ЭГ (экспериментальная группа) осуществлялась с использованием в учебном процессе активных методов обучения, в частности дидактических игр, при подготовке к которым студентки ЭГ использовали разработанный нами учебно-методический комплекс «Физическая культура. Теоретический курс». По окончании игрового этапа студентки выполняли и защищали свое творческое исследование по актуальной для физической культуры и спорта тематике. В КГ (контрольная группа) занятия проводились с помощью традиционного для педагогики объяснительно-иллюстративного метода на лекционных и семинарских занятиях. Всего в опытных группах объем учебного времени, отведенного на теоретико-методическую подготовку, составил 34 аудиторных часа. Из них теоретическая составляющая - 20 часов, методическая - 14. Практические занятия, направленные на развитие двигательных качеств, на формирование двигательных умений и навыков в ЭГ и КГ, проходили по общепринятым в теории физической культуры методикам.
46
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
На основании комплексной (обобщающей) оценки ОФОС определялись качественные и количественные показатели успешности общего физкультурного образования студенток обеих групп.
По итогам внедрения в учебный процесс по физическому воспитанию студенток ЭГ педагогической технологии общего физкультурного образования были получены следующие результаты:
1. Интеллектуальный компонент: тестирование установило, что уровень усвоения физкультурных знаний у студенток ЭГ выше, чем у студенток КГ, как по отдельным блокам-модулям, так и по общей оценке (р < 0,05). Качественнее всего студентками, принявшими участие в эксперименте, были усвоены сведения, касающиеся основ безопасности при проведении занятий физической культурой: 66% правильных ответов в КГ и 78% - в ЭГ. На втором месте по качеству усвоения - информация об истории физической культуры и спорта (59% верных ответов у девушек из КГ и 70% - из ЭГ). Сведения, касающиеся организационно-методических аспектов физической культуры, прочно усвоили 51% студенток КГ и 68% ЭГ. Соответственно 55% девушек из КГ и 67% из ЭГ знают фундаментальные основы теории физической культуры. Хуже студентки усвоили медицинско-биологические знания (50 и 64% верных ответов в КГ и ЭГ). Данный факт отчасти можно объяснить спецификой факультета, на котором обучаются студентки. Приведенный цифровой анализ оценок, полученных за ответы на тестовые задания, показал, что студентки ЭГ получили значительно большее количество высоких баллов (начиная от семи и выше), чем студентки КГ (коэффициент усвоения знаний больший либо равный 0,7), что свидетельствует о прочном усвоении знаний (по итогам эксперимента зафиксирован у 83% студенток ЭГ и 23% студенток из КГ). Необходимо особо отметить, что во время проведения теоретических занятий процент посещаемости составил: в КГ - 93%, в ЭГ - 100%, что, по нашему мнению, свидетельствует об имеющейся у студенток потребности в физкультурных знаниях. Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что методы обучения, использованные в экспериментальной технологии общего физкультурного образования, являются более эффективными.
2. Физический (телесный) компонент. Итоговая проверка зафиксировала положительную динамику уровня физической подготовленности в обеих опытных группах. В экспериментальной группе достоверное улучшение результатов зафиксировано во всех контрольных тестах физической подготовленности (р < 0,05), в контрольной группе - в двух: в челночном беге и наклоне вперед (р < 0,05). Наиболее высокие индивидуальные результаты зафиксированы у студенток ЭГ. Более высокие показатели физической подготовленности у студенток ЭГ можно объяснить тем, что, во-первых, в данной группе за время педагогического эксперимента увеличилось число занимающихся физической культурой во внеучебное время, во-вторых, у студенток ЭГ повысился интерес к практическим занятиям физической культурой, о чем свидетельствует анализ динамики посещаемости учебных занятий по физической культуре студентками ЭГ и КГ в течение ПЭ (педагогический эксперимент).
3. Методико-практический и двигательно-практический компоненты. По итогам ПЭ зафиксирован рост показателей уровня владения методическими и двигательными умениями и навыками в обеих группах. С помощью U-критерия Манна-Уитни были обнаружены статистические различия (при уровне значимости р < 0,05) в приростах результатов по всем видам исследуемых умений в пользу ЭГ. Причем в ЭГ отмечен достоверный прирост результатов (р < 0,05) по обоим видам умений и навыков, в КГ - только по двигательным умениям и навыкам (р < 0,05).
4. Отношенческо-деятельностный компонент. Сравнительный анализ баллов, полученных студентками КГ и ЭГ, выявил достоверные различия в оценке данного компонента (р < 0,05) в пользу ЭГ. Во время проведения теоретических занятий процент посещаемости составил: в КГ - 93%, в ЭГ - 100%, что свидетельствует об имеющемся интересе студенток к таким занятиям и их потребности в физкультурных знаниях. Анкетирование показало, что в ЭГ в течение ПЭ стали самостоятельно заниматься физическими упражнениями на 20% девушек больше, чем в КГ.
Анализ полученных анкетных данных по окончании ПЭ свидетельствует о том, что 7% студенток КГ и 33% ЭГ оценили состояние своего здоровья на «отлично», 23% в КГ и 43% в ЭГ - на «хорошо», 63% и 23% - на «удовлетворительно». 7% студенток КГ считают состояние своего здоровья неудовлетворительным.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
47
По мнению 20% девушек из КГ и 37% из ЭГ, занятия по физическому воспитанию в вузе способствуют улучшению здоровья, 27% в КГ и 3% в ЭГ соответственно ответили на данный вопрос отрицательно. Большинство (53% из ЭГ и 60% из КГ) считают, что, занимаясь физической культурой в вузе, здоровье можно улучшить лишь отчасти.
Получают удовольствие от занятий физической культурой в вузе 17% студенток КГ. В ЭГ эта цифра более чем в два раза выше - 37%. Не доставляют удовольствие занятия физкультурой 27% студенток КГ и 7% - ЭГ.
За период проведения ПЭ отношение к занятиям физическим воспитанием улучшилось у 13% студенток КГ и у 43% в ЭГ, ухудшилось у 3% студенток обеих групп, осталось без изменений соответственно у 83% девушек КГ и у 53% ЭГ.
Анализ ответов на вопрос: «Занимаетесь ли Вы физической культурой во внеучебное время?» показал, что в ЭГ 83% студенток с различной степенью регулярности выполняют физические упражнения во внеучебное время, в КГ эта цифра несколько ниже - 57% (рисунок 2).
Рисунок 2 - Частота занятий физической культурой во внеучебное время в КГ и ЭГ
У 80% студенток КГ и 67% ЭГ из числа занимающихся физическими упражнениями самостоятельно занятие длится в среднем до 1 часа, у 20% девушек КГ и 13% ЭГ - 1 час; 20% студенток ЭГ проявляют физическую активность на протяжении 1,5 часов занятий, а еще у 10% девушек из ЭГ занятие продолжается два и более часа.
Определенный интерес представляют ответы на вопрос: «Когда Вы почувствовали потребность в самостоятельных занятиях физической культурой?» В ЭГ у 70% студенток такая потребность возникла в течение обучения в вузе (то есть за период проведения ПЭ), а у 30% - еще в школе. В КГ соотношение ответов составляет соответственно 60% и 40%.
Особый интерес представляют ответы на вопрос о результатах, достигнутых студентками обеих групп за время учебных и индивидуальных занятий физической культурой. Анализ ответов показал, что около четверти студенток КГ достигли главной своей цели - своевременного получения зачета, тогда как в ЭГ данный результат является вторым по значимости (20%). На первом месте студентки ЭГ назвали результат - приобретение необходимых знаний по физической культуре (23%). Третий по значимости результат для девушек КГ - приобретение новых друзей, знакомых (17%), для студенток ЭГ - повышение работоспособности, снижение чувства усталости (17%).
За время самостоятельной физкультурной активности студентки обеих групп улучшили фигуру, стабилизировали вес - 23% КГ и 33% ЭГ, улучшили здоровье, уменьшили частоту заболеваний - по 20% студенток КГ и ЭГ. Для 17% девушек КГ способствовали повышению работоспособности, а для 13% девушек из ЭГ - развитию физических качеств.
В таблице 1 представлены оценки студентками качества проведения различных форм учебных занятий по физическому воспитанию в вузе.
48
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Таблица 1 - Оценка студентками различных форм учебных занятий по физической культуре
Качество проведения занятия КГ | ЭГ
Теоретические занятия
Удовлетворяет 68% 84%
Не удовлетворяет 32% 16%
Методические занятия
Удовлетворяет 60% 76%
Не удовлетворяет 40% 24%
Практические занятия
Удовлетворяет 84% 80%
Не удовлетворяет 16% 20%
23% студенток ЭГ по окончании эксперимента оценили свой уровень владения физкультурными знаниями как «высокий» и «хороший», тогда как в КГ такие же оценки поставили себе лишь 3% и 13% соответственно. Оценили уровень своих знаний как «средний» 83% студенток в КГ и 53% в ЭГ. Низких оценок зафиксировано не было (рисунок 3).
■ 1. Высокий
■ 2. Хороший
■ 3. Средний
■ 4. Низкий
Рисунок 3 - Оценка студентками КГ и ЭГ собственного уровня владения физкультурными знаниями
Для большинства студенток ЭГ и КГ (по 67%) объем физкультурных знаний, полученных за время ПЭ, является оптимальным. Удовлетворены полученной суммой знаний отчасти 26% студенток КГ и 32% - ЭГ. Около 7% девушек из КГ объем полученных теоретических сведений за первый год обучения в вузе сочли неудовлетворительным.
На максимально возможный балл (по пятибалльной шкале) оценили соответствие своего образа жизни критериям здорового 7% студенток в КГ и 13% в ЭГ, на четыре балла 13% в КГ и 47% в ЭГ, на три - 53% и 40% соответственно. Два балла поставили себе 27% студенток КГ.
Таким образом, в течение ПЭ в целом наблюдалась положительная динамика в посещаемости студентками обеих групп академических учебных занятий по физической культуре, а также самостоятельной физкультурно-спортивной активности. В ЭГ эти изменения были статистически достоверны и носили более выраженный характер.
1. За время проведения ПЭ улучшились показатели по всем компонентам ОФОС у студенток КГ и ЭГ. Сравнительный анализ прироста результатов показал, что существуют статистические значимые различия (р < 0,05) в уровне ОФОС в пользу студенток ЭГ по всем его компонентам, в КГ только по двум его составляющим - двигательно-практическому и отношенческо-деятельностному.
2. На основании факторного анализа доказано, что системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на качество ОФОС первого курса, является интеллектуальный компонент его модели (факторная нагрузка - 1,767; суммарная дисперсия - 48,958%).
3. По результатам итогового обследования зафиксирован низкий УФЗ у студенток обеих групп. Тем не менее отмечена положительная динамика его показателей в течение ПЭ. Статистически значимые изменения в УФЗ зафиксированы у студенток ЭГ (р < 0,05).
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
49
На основании результатов, полученных в течение педагогического эксперимента, можно сделать следующие выводы:
1. Разработанная теоретическая модель общего физкультурного образования, основанная на концепции содержания образования и положениях теории и методики физического воспитания, выступает в качестве целевого ориентира для осуществления учебного процесса по физической культуре в вузе и может быть использована учеными и практиками для дальнейшего изучения вопросов по проблеме исследования.
2. Научно-педагогические основания совершенствования общего физкультурного образования студентов в высшем учебном заведении:
- гуманистическая ориентация педагогического процесса на основе личностно -деятельностного, системного и компетентностного подходов;
- реализация принципов сознательности и активности, научности, прочности, индивидуализации и доступности;
- повышение качества теоретико-методической подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура»;
- воспитание потребности в реальной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- учет психологических и физических личностных особенностей;
- комплексная и объективная система оценки ОФОС, включающая все составляющие компоненты;
- субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса;
- готовность преподавателя физической культуры к модернизации учебно -воспитательного процесса.
3. Технология ОФОС состоит из следующих этапов:
- диагностический (педагогический мониторинг исходного уровня ОФОС: оценка отдельных компонентов и комплексная оценка ОФОС в целом);
- потребностно-мотивационный (стимулирование познавательной активности студентов и формирование отношения к общему физкультурному образованию как к личностной ценности);
- деятельно-практический (непосредственная реализация на практике содержания ОФОС);
- контрольный (определение итогового уровня ОФОС при помощи методик педагогического мониторинга, аналогичных диагностическому этапу);
- рефлексивно-коррекционный (анализ эффективности технологии ОФОС, устранение возможных недочетов и ошибок).
4. Экспериментальная технология ОФОС, включающая в себя активные методы усвоения физкультурных знаний: проблемные лекции, тематические дискуссии, творческие задания, деловые игры; методики формирования практических умений и навыков; методики развития двигательных качеств; формы учебно-познавательной деятельности (индивидуальная, коллективная); методы педагогического мониторинга компонентов модели ОФОС; методы организации взаимодействия между преподавателем и студентами (беседа, рассказ, консультация, опрос, зачет); разные типы занятий (изучение нового материала, закрепление, применение знаний на практике, контроль и коррекция), способствует достижению более высокого качественного уровня общего физкультурного образования студенток по сравнению с традиционной.
Литература
1. Выдрин, В. М. Перестройка в области физической культуры (проблемы и пути) / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 8. - С. 22-24.
2. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь : учеб. / В. И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2007. - 366 с.
Summary
The achieved result runs the following: the defining of theoretical and methodical base of improving the general physical education of the students of Higher Educational Establishments based on modern approaches to the contents of education and the theory of physical culture. There was built a model of general physical education of the students, there was developed a technology which allows to improve the level of general physical education of the students, and also was developed the system of grades for evaluating the efficiency of general physical education.
The efficiency of the developed technology is based on the positive dynamics of growth of all the indices of general physical education of the students of the experimental group.
The materials of the research can be used by the scientists, governors, Methodists, who study the problems of general physical education of students.
Поступила в редакцию 02.11.09.