Научная статья на тему 'ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА '

ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2337
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / проект / проектная деятельность / управление проектами / классификация проектов / culture / project / project activity / project management / project classification

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.Н. Вицелярова, Х.М. Микаелян

Проектная деятельность в настоящее время является одним из самых прогрессивных подходов к ведению бизнеса, а слова «проект» и «управление проектом» прочно укрепились в терминологии, используемой организациями разных сфер и уровней управления. В статье обозначена роль культурной сферы в социально-экономической системе, выявлены и систематизированы понятия «проектная деятельность», рассмотрена классификация проектов, а также приведены примеры и дана характеристика таких проектов как: выставка «Культура малой родины», международный театральный фестиваль «Кварталы искусств», ХIХ Международный театральный фестиваль «Радуга» в г. Санкт-Петербурге со спектаклем «Гроза» А.Н. Островского. Сделан вывод о том, что проектный подход, закрепляет практику партнерства государственных структур и неправительственных организаций, способствует увеличению ресурсного потенциала сферы культуры, ускоряет адаптацию организаций и учреждений культуры к современным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AND ARTS PROJECTS

Project activity is currently one of the most progressive approaches to doing business, and the words «project» and «project management» are firmly entrenched in the terminology used by entrepreneurs of different spheres and levels of management. The article identifies the role of the cultural sphere in the socio-economic system, identifies and systematizes the concepts of «project activity», considers the classification of projects, as well as provides examples and characteristics of such projects as: the exhibition «Culture of the small Motherland», the international theater festival «Quarters of Arts», the XIX International Theater Festival «Rainbow» in St. Petersburg with the play «Thunderstorm» by A.N. Ostrovsky. It is concluded that the project approach strengthens the practice of partnership between government agencies and non-governmental organizations, contributes to increasing the resource potential of the cultural sphere, and accelerates the adaptation of cultural organizations and institutions to modern conditions.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА »

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в определении закономерностей развития долевой экономики на уровне города. Практическая значимость исследования состоит в обосновании возможности применения данной бизнес модели для развития общественного сектора.

References:

1. Zvolska L., Voytenko Palgan Y., Mont O. How do sharing organisations create and disrupt institutions? Towards a framework for institutional work in the sharing economy // Journal of Cleaner Production. - 2019 - № 219. P. 667-677. D01:10.1016/j.jclepro.2019.02.057.

2. Botsman, R., Rogers, R. Beyond Zipcar: Collaborative consumption // Harvard Business Review. - 2010. -№88(10). P. 30.

3. Kaplan A.M., Haenlein M. (2010). Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. - 2010. - № 53(1). P.59-68.

4. Wang C., Zhang P. The evolution of social commerce: The people, management, technology, and information dimensions // Communications of the Association for Information Systems. - 2012 - №31(1). P. 105-127.

5. Zervas G., Proserpio D., Byers J. The rise of the sharing economy: Estimating the impact of Airbnb on the hotel industry // Boston University School of Management, Research Paper - 2013. - № 16. Режим доступа: http://ssrn.com/abstract=2366898 (accessed 10.06.2020).

6. Philip H.E., Ozanne L.K., Ballantine P.W. Examining temporary disposition and acquisition in peer-to-peer renting // Journal of Marketing Management. - 2015. - № 31 (11-12). - P. 1310-1332.

7. Acquier A., Daudigeos T., Pinkse J. Promises and paradoxes of the sharing economy: An organizing framework //Technological Forecasting and Social Change - 2017 - № 125. - P. 1-10 DOI: 10.1016/j.techfore.2017.07.006.

8. Popov, E. V., Hercegova, K. and Semyachkov, K.A. (2018). Innovations in the Institutional odelling of the Sharing Economy //Journal of Institutional Studies. - 2018. - № 10(2). -P. 25-42.

9. Hamari J., Sjoklint M., Ukkonen A. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption // Journal of the Association for Information Science and Technology. - 2016. - T.67. - №9. P. 2047-2059.

10. Soltes V. et al. (2016). Education in information security. In: INTED 2016 : 10th International Technology, Education and Development Conference P. 4418-4424.

11. Standing C., Standing S., Biermann S., The implications of the sharing economy for transport // Transport Reviews. - 2018. - Vol.39. №2. P. 1-17. D0I:10.1080/01441647.2018.1450307.

12. Boyko C. et al. How sharing can contribute to more sustainable cities // Sustainability. 2017. - Vol.9. - № 701.

13. Curtis S., Mont O., Sharing economy business models for sustainability // Journal of Cleaner Production. - 2020. - T. 266 - № 121519.

14. Garbarovaa M., Vartiak L., Consequences of the sharing economy on passenger transport , Transportation Research Procedia. - 2021. - № 55. - P. 57-62.

15. Sharing economy UK. Режим доступа: https://www.sharingeconomyuk.com/join (20.12.2021)

16. Rausser G., Strielkowski W., Streimikienè D. Smart meters and household electricity consumption: A case study in Ireland // Energy & Environment. - 2018. - 29(1). - P 131-146. DOI: 10.1177/0958305X17741385.

17. MD-SUTD Smart City Index Report, 2020. Режим доступа: https://ict.moscow/en/research/smart-city-index-2020/

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-128-132

К.Н. Вицелярова - к.э.н., доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, Кубанский государственный технологический университет, kvicelyarova@mail.ru,

K.N. Vitselyarova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Industry and Project Management, Kuban State Technological University;

Х.М. Микаелян - магистрант 2 курса, направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Кубанский государственный технологический университет, mikaelyan-96@mail.ru,

Hh.M. Mikaelyan - 2nd year undergraduate student, areas of training «State and Municipal Administration», Kuban State Technological University.

ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА CULTURE AND ARTS PROJECTS

Аннотация. Проектная деятельность в настоящее время является одним из самых прогрессивных подходов к ведению бизнеса, а слова «проект» и «управление проектом» прочно укрепились в терминологии, используемой организациями разных сфер и уровней управления. В статье обозначена роль культурной сферы в социально-экономической системе, выявлены и систематизированы понятия «проектная деятельность», рассмотрена классификация проектов, а также приведены приме-

ры и дана характеристика таких проектов как: выставка «Культура малой родины», международный театральный фестиваль «Кварталы искусств», XIX Международный театральный фестиваль «Радуга» в г. Санкт-Петербурге со спектаклем «Гроза» А.Н. Островского.

Сделан вывод о том, что проектный подход, закрепляет практику партнерства государственных структур и неправительственных организаций, способствует увеличению ресурсного потенциала сферы культуры, ускоряет адаптацию организаций и учреждений культуры к современным условиям.

Abstract. Project activity is currently one of the most progressive approaches to doing business, and the words «project» and «project management» are firmly entrenched in the terminology used by entrepreneurs of different spheres and levels of management. The article identifies the role of the cultural sphere in the socio-economic system, identifies and systematizes the concepts of «project activity», considers the classification of projects, as well as provides examples and characteristics of such projects as: the exhibition «Culture of the small Motherland», the international theater festival «Quarters of Arts», the XIX International Theater Festival «Rainbow» in St. Petersburg with the play «Thunderstorm» by A.N. Ostrovsky.

It is concluded that the project approach strengthens the practice of partnership between government agencies and non-governmental organizations, contributes to increasing the resource potential of the cultural sphere, and accelerates the adaptation of cultural organizations and institutions to modern conditions.

Ключевые слова: культура, проект, проектная деятельность, управление проектами, классификация проектов.

Keywords: culture, project, project activity, project management, project classification.

В соответствии с положениями Стратегии государственной культурной политики до 2030 года [1] «обозначилось кардинальное изменение роли государства по отношению к культуре». Проектная деятельность дает возможность субъектам культурной политики реализовывать в процессе сотрудничества разнообразные творческие идеи. Существование многообразных форм деятельности государственных и муниципальных организаций наряду с независимыми проектами способно создать цивилизованный рынок культурных благ и услуг.

Актуальность исследования проектной деятельности в сфере культуры связана с повышением роли культуры в социально-экономических преобразованиях, переосмыслением целей и задач проводимой культурной политики, ее приоритетов и средств их достижения.

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер. В своих работах многие отечественные и зарубежные ученые выдвигают собственные определения данного понятия, рассмотрим основные составляющие понятия проектной деятельности.

В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект» [2] :

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел, план.

По К.М. Кантору проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конструирующей всякий трудовой процесс [3].

Процесс создания проекта называется проектированием. Дж.К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». Актуальность проектного подхода подтверждается наличием международного стандарта по управлению проектами - ISO 21500:2012, который утвержден Россией, США и Евросоюзом. Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации, которая разрабатывает критерии оценки бизнеса и технологий. На базе международного стандарта ISO принят Национальный стандарт РФ - «Управление проектами (ГОСТ Р ИСО 21500-2014)». Ценность этого стандарта для предпринимателя заключается в том, что документ базируется на мировой практике управления проектами и обеспечивает руководителей и членов команды проекта эталоном для сравнения с актуальными практиками.

Ранее проектная деятельность ассоциировалась с документами, отражающими конструктивные и технологические аспекты в области строительства. При этом благодаря теории проектного управления такой метод, стал успешно внедряться, и в другие сферы жизнедеятельности общества. [4] Проект-

ный подход дает возможность привлечь к формированию культурных мероприятий различные инстанции, которые в свою очередь позволят в разы увеличить ресурсную основу мероприятий.

В учебном пособии «Опыт проектного управления в сфере культуры» указывается, что организация выставок и фестивалей, съемка фильма, проведение Дня горда, торжественные церемонии вручения премий, выпускные балы и так далее - все это определяют культурные проекты. Что дает организации применение проектного подхода?

Во-первых, результаты работ становятся более предсказуемыми, так как при разработке проекта задается четкая цель и составляется календарный план, разбитый на этапы. На любой стадии, если возникнет необходимость, план можно откорректировать. Изначально выявляются риски, которые ставят под угрозу успех проекта, и заранее разрабатываются меры по их предотвращению.

Во-вторых, деятельность организации становится прозрачной, легко контролируемой и управляемой. Ведь о проекте всегда известно, в какой стадии он находится: каковы его результаты, сколько ресурсов уже истрачено, и сколько их еще потребуется при сохранении имеющихся тенденций.

В-третьих, повышается эффективность работы участников проекта, так как каждый напрямую заинтересован в его успехе.

Любой проект реализуется через ряд фаз, имеет начало и завершение. Жизненный цикл проекта - это последовательность фаз проекта от начала до завершения проекта, задаваемых в соответствии с потребностями управления проектом. Независимо от размеров и степени сложности, все проекты, как правило, имеют следующие четыре фазы жизненного цикла [5]:

1) начало проекта (включает разработку устава проекта, определение заинтересованных сторон, создание команды);

2) планирование проекта (включает разработку плана, определение целей и задач);

3) исполнение проекта (непосредственная работа по проекту, процесс управления проектом);

4) завершение проекта (включает закрытие отдельной фазы или проекта, а также извлеченные уроки).

В зависимости от поставленной цели проекты в сфере культуры можно подразделить на три типа [5]:

- внутриведомственные проекты предполагают совершенствование работы управленческих структур либо учреждений культуры;

- «внутрисферные» означают внедрение новшеств в организацию культурных мероприятий, поддержку творческих деятелей;

- социокультурные проекты направлены на изменение социальной среды, т.е. улучшение социальных показателей и снятие социальной напряженности методами и средствами культуры.

Чтобы лучше представить себе всё многообразие проектов, необходимо их классифицировать. Злотникова З.И. в своей работе привела примеры практически всех видов и типов библиотечных проектов [6].

1. По целям деятельности проекты подразделяются на:

- Коммерческие - считаются проекты, основной целью которых является получение прибыли.

- Некоммерческие проекты не преследуют в качестве основной цели получение прибыли и не распределяют её между участниками.

С точки зрения «ускоренности» проекты делятся на:

- Инновационные проекты не всегда могут быть понятны широкой публике, однако без них невозможно дальнейшее развитие культуры и искусства.

- Традиционные проекты также должны быть поданы в новом ракурсе или в оригинальной «упаковке».

2. по масштабам:

- монопроекты (для одного учреждения культуры);

- мультипроекты (для нескольких учреждений культуры);

- мегапроекты (для учреждений культуры какого-либо региона).

3. по содержанию:

- научные;

- производственные;

- технологические;

- организационные;

- управленческие.

4. по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели:

- краткосрочные (проекты продолжительностью до 1 года);

- среднесрочные (программы от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более).

5. по принципу целевой ориентации могут быть выделены следующие виды проектов:

- локальные проекты - разрабатываются и реализуются силами определенного учреждения культуры и решают задачу приоритетного развития культурной сферы данной местности, области или региона, финансируются, как правило, на средства местного и регионального бюджетов, а также спонсорские или грантовые;

- межрегиональные проекты - характеризуются, прежде всего, тем, что они создаются и финансируются на федеральном уровне. Также в финансировании межрегиональных проектов участвуют и Минкультуры России, и Комитет по культуре Совета Федерации, и администрации регионов, и фонды по поддержке и развитию региональных связей. Кроме того, подобные проекты обладают большой привлекательностью для региональных и столичных спонсоров, которые используют свое участие в них в рекламных целях;

- международные проекты рассчитаны на привлечение внимания к российским культурным событиям ближайших иностранных государств. Кроме того, они позволяют решить вопрос привлечения в регион иностранных и российских туристов, то есть, прежде всего, ориентированы на туристический рынок.

В большинстве регионов России культура давно признана стратегическим ресурсом. Примеры успешного развития территорий за счет культурно-символического ресурса демонстрируются и в Краснодаре. В городе, на примере культурного учреждения КМТО «Премьера», которая занимается деятельностью по организации и постановке театральных и оперных представлений, были реализованы следующие проекты:

- выставка в рамках реализации федерального партийного проекта «Культура малой родины», целью которого является расширение возможностей для культурной жизни населения и формирование гармоничной, всесторонне развитой личности [7];

- участие в первом международном театральном фестивале «Кварталы искусств», в рамках фестиваля заявлены были программы для развития международного культурного обмена и сотрудничества, образовательные программы, как для специалистов, так и для зрителей;

- участие в XIX Международном театральном фестивале «Радуга» в г.Санкт-Петербурге со спектаклем «Гроза» А.Н. Островского. Концепция фестиваля - современная драматургия и режиссерская интерпретация классики в рамках театра для молодёжной аудитории.

Проведение таких проектов направлено на поддержку и повышение качества работы учреждений культуры, а также такие проекты дают возможность обеспечить доступ всех граждан к участию в культурной жизни страны, разнообразить культурный досуг и расширить возможности для дополнительного образования, осуществляя поддержку молодежи.

В целом, проектный подход в управлении сферой культуры позволяет:

- обеспечить достижение результатов, которые запланированы органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- обеспечить соблюдение и сокращение сроков достижения результатов;

- обеспечить эффективное использование временных, человеческих и финансовых ресурсов, выделяемых для реализации проектов в сфере культуры;

- обеспечить прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений через предоставление актуальной и достоверной информации о реализации проектов в сфере культуры;

- повысить эффективность взаимодействия между внутриведомственных, межведомственных и межуровневых структур органов государственной власти и местного самоуправления, а также взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями;

- обеспечить эффективные механизмы контроля за реализацией проектов в сфере культуры;

- обеспечить возможности прогнозировать ход реализации проектов в сфере культуры и своевременно предпринимать корректирующие меры.

Таким образом, в современной России в управлении сферой культуры созданы предпосылки для появления новых подходов, одним из которых выступает проектный подход, который закрепляет практику партнерства государственных структур и неправительственных организаций, способствует

увеличению ресурсного потенциала сферы культуры, ускоряет адаптацию организаций и учреждений культуры к современным условиям.

Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». Режим доступа: http://static.government.ru/media/files /AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 15.10.2021).

2. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 2015. - 1375, [1] с. : портр.; 22 см. - (Новые словари).

3. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 84-96.

4. Букина Д.М. Деятельность в сфере культуры. - М., 2019. 32 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Вицелярова К.Н. Предпринимательство и проектная деятельность: учебное пособие для студентов, обучающихся в вузах культуры/ К.Н. Вицелярова, Е.В. Горшенина - Краснодар: КГИК, 2017. - 167 с.

6. Злотникова, З.И. Проектная деятельность библиотек как фактор формирования социально-культурной среды региона: Дис. канд. пед. Наук / З.И. Злотникова .- М., 2014.-233 с.

7. Федеральный проект «Культура малой Родины» 2019 г. Режим доступа: https://kmto-premiera.ru/premiera /news/10190/ (дата обращения: 16.10.2021).

References:

1. Order of the Government of the Russian Federation of February 29, 2016 No. 326-r "On approval of the Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030". Access mode: http://static.government.ru/media/files /AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (date of access: 15.10.2021).

2. Explanatory dictionary of the Russian language: 100,000 words, terms and expressions: [new edition] / Sergei Iva-novich Ozhegov; under total. ed. L. I. Skvortsova. - 28th ed., Rev. - Moscow: Peace and education, 2015. - 1375, [1] p. : portr .; 22 cm - (New dictionaries).

3. Kantor K.M. Experience of a socio-philosophical explanation of the design possibilities of design // Problems of Philosophy. 2016. No. 11. P. 84-96.

4. Bukina D.M. Activities in the field of culture. - M., 2019.32 p.

5. Vitselyarova K.N. Entrepreneurship and project activity: a textbook for students studying in universities of culture / K. N. Vitselyarova, E. V. Gorshenina - Krasnodar: KGIK, 2017 - 167 p.

6. Zlotnikova, ZI Project activity of libraries as a factor in the formation of the socio-cultural environment of the region: Dis. Cand. ped. Science / Z.I. Zlotnikova .- M., 2014.-233 p.

7. Federal project "Culture of the Small Homeland" 2019 / Internet resource / Access mode: https://kmto-premiera.ru/premiera/news/10190/ (date of access: 16.10.2021).

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-132-143

Е.С. Вылкова - д.э.н., профессор кафедры кафедры экономики, Северо-Западный институт управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, vylkova-es@ranepa.ru,

E.S. Vylkova - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration;

М.Н. Конягина - д.э.н., профессор кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический униерситет, Konyagina-MN@ranepa.ru,

M.N. Koniagina - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Economics of Shipbuilding Industry, Saint-Petersburg State Marine Technical University, Saint-Petersburg.

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ПО ВКЛАДАМ ГРАЖДАН. ЧАСТЬ 2. ASSESSMENT OF THE POTENTIAL FOR THE IMPLEMENTATION OF THE RUSSIAN STATE POLICY IN TAXATION OF INCOME ON PEOPLE'S DEPOSITS. PART 2.

Аннотация. Действенные налоговые решения для успешного выхода из коронакризиса и обеспечения экономического роста сегодня остро необходимы всем государствам. Поэтому анализ эффективности государственной политики по налогообложению вкладов граждан и моделирование налоговых доходов бюджета, исходя из действовавшего в России до и после 2021 года их законода-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.