Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4757
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вицелярова К. Н.

В научной статье на основе методологии проектной деятельности представлены понятия «эффективность» и «результативность» проекта. Автором доказано, что проектная деятельность представляет собой один из прогрессивных подходов к управлению организациями, в условиях реализации проектов деятельность организации становится прозрачной, легко управляемой, поскольку информация о проекте всегда доступна. Повышается эффективность работы участников проекта, так как каждый участник команды проекта и весь персонал организации в целом напрямую заинтересованы в его успехе, в повышении эффективности и достижении результативности проекта. В статье представлена классификация ограничений проекта, как факторов, определяющих эффективность и результативность проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT EFFICIENCY AND PERFORMANCE ASSESSMENT METHODOLOGY

In a scientific article, based on the methodology of project activities, the concepts of «efficiency» and «effectiveness» of the project are presented. The author has proved that project activity is one of the progressive approaches to the management of organizations; in the context of project implementation, the organization's activities become transparent, easily manageable, since information about the project is always available. The efficiency of the work of the project participants increases, since each member of the project team and all personnel of the organization as a whole are directly interested in its success, in increasing the efficiency and achieving the effectiveness of the project. The article presents the classification of project constraints as factors that determine the effectiveness and efficiency of the project.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ»

5. Gres, R.A. The structure of the land fund of the Kostroma region as a factor in the socio-economic development of the region / R. A. Gres, Yu. S. Kazachkova, Sh. R. Holmatov // Alley of Science. -2019. - T. 1. - No. 8 (35). - S. 325-333. (In Russian).

6. Pepelyaeva, A.R. Analysis of the concept and structure of the digital economy and its components / A.R. Pepelyaeva // Science without borders. - 2020. - No. 10 (50). - S. 44-48. (In Russian).

7. Taran, E. A. Structural dynamics of the Russian economy as a process of transition from quasi-convergent to divergent structural shift / E. A. Taran // Modern Economy Success. - 2019. - No. 5. -S. 139-143. (In Russian).

8. Dotsenko, E. Yu. Structural inertia as a methodological tool for studying structural changes in the economy / E. Yu. Dotsenko // Economics and innovation management. - 2019. - No. 1. - P. 4-18. (In Russian).

9. Official statistics [Electronic resource] / Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Penza Region / - Access mode: http://pnz.gks.ru/ (date of treatment 07.26.2021).

10.Bukin, S. N. Management of the territories of municipal districts in the conditions of urbanization (on the example of the Penza region) / S. N. Bukin // Actual problems of economics and management. - 2019. - No. 3 (23). - S. 34-42. (In Russian).

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-48-52

К.Н. Вицелярова - доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента Краснодарского государственного технологического университета, [email protected],

K.N. VitseIyarova - Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor af the Department af Industry and Project Management af the Krasnodar State Technological University.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ PROJECT EFFICIENCY AND PERFORMANCE ASSESSMENT METHODOLOGY

Аннотация. В научной статье на основе методологии проектной деятельности представлены понятия «эффективность» и «результативность» проекта. Автором доказано, что проектная деятельность представляет собой один из прогрессивных подходов к управлению организациями, в условиях реализации проектов деятельность организации становится прозрачной, легко управляемой, поскольку информация о проекте всегда доступна. Повышается эффективность работы участников проекта, так как каждый участник команды проекта и весь персонал организации в целом напрямую заинтересованы в его успехе, в повышении эффективности и достижении результативности проекта.

В статье представлена классификация ограничений проекта, как факторов, определяющих эффективность и результативность проекта.

Abstract. In a scientific article, based on the methodology of project activities, the concepts of «efficiency» and «effectiveness» of the project are presented. The author has proved that project activity is one of the progressive approaches to the management of organizations; in the context of project implementation, the organization's activities become transparent, easily manageable, since information about the project is always available. The efficiency of the work of the project participants increases, since each member of the project team and all personnel of the organization as a whole are directly interested in its success, in increasing the efficiency and achieving the effectiveness of the project.

The article presents the classification of project constraints as factors that determine the effectiveness and efficiency of the project.

Ключевые слова: проектная деятельность, проект, эффективность проекта, результативность проекта, проектный менеджмент.

Keywords: project activity, project, project efficiency, project efficiency, project management.

Проектный подход представляет собой уникальную деятельность, имеющую начало и конец, направленную на достижение заранее определённого результата, создание определён-

ного уникального продукта или услуги. Актуальность проектной деятельности можно определить тем, что дает организации применение проектного подхода.

Так, промежуточные показатели эффективности и результативности проекта становятся понятными, доступными и прозрачными не только для менеджеров различного уровня, но главное, для исполнителей, это связано с тем, что при разработке проекта должна быть определена четкая цель, задачи, составлен календарный план, разбитый на этапы, включая планирование мероприятий проекта с распределением участников проекта, ответственных за их реализацию. Следует отметить, что на любой стадии реализации проекта, если возникнет необходимость, план можно откорректировать, в случае изменения факторов внутренней и внешней среды организации, в которых происходит реализация проекта, показатели необходимо корректировать. Исходя из методологии проектной деятельности изначально выявляются риски, которые ставят под угрозу успех проекта, и заранее должен быть разработан комплекс мер по их предотвращению. На наш взгляд, следует уточнить, что успех проекта выражается в достижении показателей эффективности и результативности.

Еще одном достоинством проектного подхода является тот факт, что деятельность организации становится легко контролируемой и управляемой. Поскольку о проекте всегда доступна информация следующего характера: в какой стадии он находится, какие мероприятия уже реализованы, предварительные итоги реализации проекта, какова их эффективность, сколько ресурсов уже истрачено, и сколько их еще потребуется при сохранении имеющихся тенденций.

Если оценивать влияние проектной деятельности на сотрудников организации, их мотивацию и координацию труда в коллективе, то повышается эффективность работы участников проекта, так как каждый напрямую заинтересован в его успехе.

Актуальность и целесообразность проектного подхода определяется действующим международным стандартом по управлению проектами - ISO 21500:2012, который утвержден Россией, США и Евросоюзом. Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации, которая разрабатывает критерии оценки бизнеса и технологий. На базе международного стандарта ISO принят Национальный стандарт РФ - «Управление проектами (ГОСТ Р ИСО 21500-2014)». Ценность этого стандарта заключается в том, что документ базируется на мировой практике управления проектами и обеспечивает руководителей и членов команды проекта эталоном для сравнения с актуальными практиками.

Следует отметить, что общепринятого научного определения термина «проект» не существует, рассмотрим ряд определений, которые часто используются в научной литературе.

Проект (от лат. рroject - брошенный вперед) представляет собой временное предприятие (ограниченное во времени), имеющее целью создание уникального продукта, услуги или достижение конкретного результата в заданные сроки, и в рамках указанного бюджета.

Исходя из представленного выше определения, к общим признакам, отличающим проект от других видов деятельности, относятся:

o направленность на достижение конкретных целей

o определенная временная ограниченность (с началом и концом проектом);

o ограниченная протяженность по срокам, стоимости и ресурсам;

o неповторимость и уникальность (в определенной степени);

o комплексность - наличие большого числа факторов, прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта;

o правовое и организационное обеспечение (создание специфической правовой базы и организационной структуры на время реализации проекта).

Говоря об уникальности проекта, следует отметить, что несмотря на то, что проекты могут быть типовыми, результатом проекта может выступать однотипный продукт, но каждый проект так или иначе будет считаться уникальным, так как разница может проявиться как в результатах, достигаемых проектом, так и в способах их достижения. Кроме того, должно учитываться окружение проекта, как один из важнейших внешних факторов, оказы-

вающих влияние на эффективность реализации и успех проекта, поэтому команда проекта должна учитывать следующие факторы:

о внешние факторы, действующие за пределами организации, реализующей проект -это социально-экономическая, географическая, политическая, правовая, технологическая и экологическая ситуация;

о внутренние факторы организации, реализующей проект - это стратегия, ресурсный потенциал, технологии, проектная организационная зрелость и доступность ресурсов, корпоративная культура и организационная структура.

Проект, как правило, реализуется в рамках организации, охватывающей и другие виды деятельности, однако следует учитывать, что любой проект должен реализовываться в рамках стратегии организации. В таких случаях, следует учитывать отношения между проектом и его окружением, бизнес-планированием и операционной деятельностью. Также проекты могут быть организованы в рамках программ и портфелей проектов.

Национальный стандарт Российской Федерации РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2008 даёт следующие определения результативности и эффективности. «Результативность - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами».

Результативность проекта определяется только достигнутым результатом без учёта затрат на его достижение. То есть, чем ближе к поставленной цели, тем лучше результативность, методологически показатели результативности оцениваются на основе сравнения фактически достигнутых показателей проекта с запланированными. Например, запланировано в рамках проекта проведение десяти мероприятий, а проведено только восемь, таким образом, план выполнения мероприятий по проекту составил 80 %. Результат не достигнут. Таким образом, чтобы измерять результативность, нужно иметь четко определенные цели и планы, т.к. без этого не будет точки отсчета для оценки результативности.

Для оценки результативности проектов необходимо учитывать критерии результативности, а именно, они должны быть измеримы, реалистичны, привязаны ко времени, сравнимы с ситуацией до реализации проекта. При этом следует учитывать, что они могут быть как количественными, так и качественными.

Количественная результативность отвечает на вопрос «что сделано?», фиксирует количество произведенных товаров или оказанных услуг, количество участников мероприятий, количество получателей конкретной помощи, численность участников команды проекта, количество охваченных проектом людей, количество социальных мероприятий за определенный период, реализуемых в рамках проекта и т.д., а также динамику и степень выполнения этих мероприятий.

Качественная результативность отвечает на вопрос «что изменилось?», качественная результативность должна отражать позитивные изменения, которые произошли в результате проведения мероприятий, в ходе создания уникального продукта при реализации всех этапов проекта. Например, повышение информационной культуры, привлечение внимания к социальной проблеме, развитие профессиональных способностей у ряда категорий персонала организации, сплочение коллектива и др.

На практике для оценки количественных и качественных показателей результативности проекта используются следующие методы: опрос (анкетирование, интервьюирование), ревизии, экспертные оценки, фокус-группы и др.

Одним из показателей результативности инвестиционного проекта является срок окупаемости инвестиций. Срок окупаемости - это промежуток времени, по прошествии которого, сумма инвестиций (вложенных средств) сравняется с суммой полученных доходов. Таким образом, срок окупаемости инвестиций показывает, какое время потребуется для того, чтобы вернуть инвестору вложенные деньги и начать получать прибыль. Нередко показатель используется для того, чтобы выбрать один из альтернативных проектов для инвестиций. Для инвестора более предпочтительным будет тот проект, значение показателя - срок окупаемости инвестиций у которого меньше.

При оценке эффективности проектов используются такие виды, как эффективность участия в проекте и эффективность проекта в целом.

Эффективность - это продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели, соотношение результатов, полученных в ходе реализации проекта и затрат на него. Например, эффективность продаж определяется как разница между выручкой от продаж (доходом от реализации товаров) и расходами или их отношением. Превышение дохода над затратами называется прибылью. Прибыль, как абсолютный финансовый результат, является экономической целью коммерческого проекта, показателем эффективности проекта. Относительным финансовым результатом и показателем эффективности проекта выступает рентабельность, как соотношение результата к затратам. Данный показатель демонстрирует насколько эффективно в организации используются имеющиеся материальные, технические, технологические, трудовые, финансовые и иные ресурсы. Показатели рентабельности проекта необходимы также для осуществления комплексного финансового анализа деятельности организации, выявления ее слабых сторон, рисков, планирования и проведения мероприятий по повышению эффективности деятельности организации. Виды рентабельности разделяются на те, которые базируются на затратном подходе (ресурсном подходе) или на подходе, характеризующим прибыльность продаж. Различные виды расчета рентабельности преследуют собственные задачи и используют множество разных экономических, бухгалтерских показателей, таких как, чистую прибыль, себестоимость продукции, коммерческие или управленческие расходы, прибыль от реализации и т.д.

Таким образом, эффективность проекта - та категория, которая отображает соответствие затрат и результатов проекта целям участников, а также интересам государства и населения.

Эффективность участия в проекте определяется для того чтобы оценить возможность реализуемости проекта, а также заинтересованность в проекте его участников. Здесь используются такие виды эффективности как эффективность затрат, а также эффективность участия в проекте структур более высокого уровня.

Эффективность проекта в целом определяется для того, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта для всех заинтересованных сторон, а также с целью поиска инвесторов, доноров, спонсоров. Этот вид эффективности включает: социальную и экономическую эффективность.

Социальная эффективность проекта выражает эффективность данного проекта с точки зрения интересов всего общества. Показатели социальной эффективности свидетельствуют о целесообразности расходования ресурсов на осуществление конкретного проекта. К таким показателям относятся следующие:

о проведение в рамках проекта общественно и социально значимых мероприятий; о вовлечение в проект социально незащищённых групп населения; о развитие и поддержка отдельных социально незащищенных групп населения; о патриотическое воспитание подрастающего поколения; о выявление, хранение и трансляция традиционной культуры и др. Что касается экономической эффективности проекта, как было отмечено выше, то она непосредственно связана с проблемой комплексной оценки эффективности финансовых вложений, поскольку проект в данном случае рассматривается как объект инвестирования.

В заключение следует отметить, что эффективные и результативные проекты преобразуют стратегии в действие, при этом успешность некоммерческих проектов оценивается только показателям результативности, что касается коммерческих проектов, то их успешность оценивается как на основе показателей результативности, так и на основе показателей эффективности.

Источники:

1. Вицелярова К.Н., Горшенина Е.В. Предпринимательство и проектная деятельность. - Краснодар: КГИК, 2017. - 256 с.

2. Вицелярова К.Н., Захарова Ю.Н. Предпринимательство и проектная деятельность. - Краснодар: КГИК, 2021. - 416 с.

3. Инвестиционные проекты: информационный портал. [Электронный ресурс]. URL: http: //www .cfin.ru/.

References:

1. Vitselyarova K.N., Gorshenina E.V. Entrepreneurship and project activities. - Krasnodar: KGIK, 2017. - 256 p.

2. Vitselyarova KN, Zakharova Yu.N. Entrepreneurship and project activities. - Krasnodar: KGIK, 2021. - 416 p.

3. Investment projects: information portal. [Electronic resource]. URL: http://www.cfin.ru/

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-52-55

К.Н. Вицелярова - к.э.н., доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, Кубанский государственный технологический университет, [email protected],

K.N. Vitselyarova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Industry and Project Management of the Kuban State Technological University;

Ю.Н. Захарова - к.э.н., доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы, Краснодарский государственный институт культуры, [email protected],

Yu.N. Zakharova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Art Business and Advertising of the Krasnodar State Institute of Culture.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГЕ SOCIAL NETWORKS AND THEIR IMPORTANCE IN INTERNET MARKETING

Аннотация. В научной статье представлена характеристика социальных сетей и их значение в интернет-маркетинге. В статье отмечено, что в широком смысле интернет-маркетинг - это продвижение товаров и услуг онлайн, и, как правило, его конечной целью выступает продажа товара или услуги, или повышение узнаваемости организации.

Авторами доказано, что основное отличие интернет-маркетинга от классического маркетинга заключается в возможности с помощью веб-аналитики отследить весь путь пользователя: от первого взаимодействия до продажи товара или услуги.

Abstract. The scientific article presents the characteristics of social networks and their importance in Internet marketing. The article notes that in a broad sense, Internet marketing is the promotion of goods and services online, and, as a rule, its ultimate goal is to sell a product or service, or increase the awareness of an organization.

The authors proved that the main difference between Internet marketing and classical marketing is the ability to use web analytics to track the entire path of the user: from the first interaction to the sale of a product or service.

Ключевые слова: интернет-маркетинг, продвижение, реклама, таргетинговая реклама, контент, социальные сети, эффективность рекламы.

Keywords: Online marketing, promotion, advertising, targeted advertising, content, social media, advertising performance.

В широком смысле интернет-маркетинг - это продвижение товаров и услуг онлайн. Как правило, его конечная цель заключается в продаже товаров или услуг, а также в повышении узнаваемости организации [1].

Его основное отличие от классического маркетинга в возможности с помощью веб-аналитики отследить весь путь пользователя: от первого взаимодействия до продажи товара или услуги. К тому же онлайн-маркетинг позволяет точечно таргетироваться на каждого от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.