УДК 33
Экономические науки
Молла Георгий Георгиевич, студент 2-го курса магистратуры Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва)
ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: Рассмотрены вопросы развития ГЧП проектов в Арктической зоне РФ. Важность данной проблемы диктуется стратегической важностью ресурсного потенциала Арктики и растущей доступностью арктических территорий ввиду климатических изменений. Приведено сравнение разных видов реализации крупных инфраструктурных проектов. Приведена оценка влияние механизмов ГЧП на общий уровень социально-экономического развития страны и регионов.
Ключевые слова: ГЧП, Арктика, СШХ, Северный Широтных ход.
Abstract: The issues of the development of PPP projects in the Arctic zone of the Russian Federation are considered. The importance of this problem is dictated by the strategic importance of the resource potential of the Arctic and the growing accessibility of the Arctic territories due to climate change. A comparison of different types of implementation of large infrastructure projects is given. The impact of PPP mechanisms on the overall level of socio-economic development of the country and regions is estimated.
Keywords: PPP, Arctic, Northern Latitudinal Stroke, NLS.
В условиях современного рынка достижение высоких темпов прироста экономики страны, ее отдельных регионов не представляется возможным без плодотворного сотрудничества органов власти любого уровня с организациями частного бизнеса. Процесс наращивания инвестиционной деятельности в
регионах России тесно связан с партнерскими отношениями правительства и частного сектора.
Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) — это сравнительно новый инструмент взаимодействия, направленный на развитие благосостояния страны и населения.
Данное понятие переводится с английского выражения public-private partnership, оно уже давно успешно применяется в мировой деловой практике. Механизм ГЧП подразумевает официальное применение долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений между правительством и частным бизнесом, при которых ресурсы, риски и выгоды справедливо распределяются для получения готовой продукции или оказания услуг в государственном секторе экономики.
Использование термина ГЧП в нашей стране по большей части соответствует единым международным стандартам применительно к данной области и действуют в национальной практике многих экономически развитых стран мира [5].
Термин ГЧП используется как в масштабном, так и в более узком понимании. В глобальном значении ГЧП представляет собой определенную форму взаимодействия между государственной (публичной) и единичной (частной) сторонами. При этом целью данного взаимодействия является решение различных вопросов социально-экономической сферы. В узком понимании ГЧП — это отдельная установленная законом форма некоего сотрудничества государства в целом, а также субъектов РФ или муниципальных образований с отдельным частным инвестором [1]. Данное сотрудничество направлено на реализацию единого совместного крупного инвестиционного проекта по отношению к объекту государственной инфраструктуры, то есть интереса или контроля со стороны правительства.
Мировой опыт выгодного взаимодействия государства и сторонней частной организации имеет весьма продолжительную историю. Но именно Францию считают одной из самых первых стран, которые передали
полномочия по управлению государственными объектами инфраструктуры различным представителям частного сектора экономики. Во Франции ГЧП используют для строительства и эксплуатации автодорог и мостов, автомобильных стоянок, централизованного водоснабжения и т. д. Не так давно эти механизмы применялись для таких объектов, как телевидение, тюрьмы и т. д.
Французские компании на конкурсных условиях имеют право проводить работы по крупным проектам в странах Юго-Восточной Азии, а также в Европе и Соединенных штатах Америки, в частности осуществляли строительство автомобильной магистрали из Будапешта в Вену [3].
Также в 1990-е годы началась активная реализация проектов ГЧП в Великобритании, причиной этому послужил достаточно высокий дефицит государственного бюджета в 1970-1980-е годы. При этом правительство страны критиковали за абсолютно неэффективную модель госзакупок. В Великобритании принципы ГЧП реализуются на практике, в основном, в качестве частной финансовой инициативы (далее - ЧФИ). Понятие PFI (Private Finance Initiative) стало использоваться в Великобритании в связи с многолетними поисками правительства страны путей улучшения качества предоставляемых государственных услуг при одновременном уменьшении бюджетных расходов на эти направления [3, с. 139].
Необходимо отметить, особенность ведения проектов в Великобритании, когда частный инвестор осуществляет создание или реконструкцию и дальнейшую эксплуатацию объекта, а последующая компенсация со стороны государства происходит за счет доходов от непосредственной эксплуатации, или с использованием субсидий из государственного бюджета. Ключевое отличие подобной схемы от проведения конкурсных тендеров состоит в том, что в последних, как правило, основным критерием остается цена, при этом частная инициатива нацелена на повышение эффективности затрат
В современной России успешно развивается законодательство по вопросам применения ГЧП, при этом реализуется порядка 3000 соглашений,
практически каждое из которых реализуются в форме концессий [6]. Подобные проекты играют большую роль в развитии территории Арктики и формирования значимого международного транспортного сообщения, которое призвано сократить поставку грузов в европейскую часть страны и на Дальний Восток, также предполагается, что в перспективе оно станет основным связующим звеном с Юго-Восточной Азией и Европой.
Планируется, что северный широтный ход (далее - СШХ) станет частью действующей транспортной инфраструктуры в центре Арктической зоны РФ. Он будет проходить по центру Ямало-Ненецкого автономного округа (далее -ЯНАО). Ключевая роль СШХ состоит в доставке различного рода грузов напрямую от грузоотправителей до покупателей. Крупнейшими объемами грузов на Ямале перевозится газоконденсат. На данной территории действуют и дополнительно разрабатываются важнейшие газоконденсатные месторождения России. Также планируются другие выгодоприобретатели, в том числе Новоуренгойский газохимический комплекс выходит с продукцией на западные регионы страны и европейские рынки.
Территория ЯНАО включает порядка трети всех действующих проектов по Арктической зоне. Необходимо отметить, что экономика региона ориентирована, в первую очередь, на добычу газа.
За 2019 год объемы разведанного природного газа в ЯНАО составляли 47,5 трлн м3, то есть порядка 80% общего объема по стране, кроме того, было разведано около 5 млрд тонн нефти.
Не так давно в ЯНАО было введено в эксплуатацию новое месторождение природного газа — Бованенковское газоконденсатное месторождение, которое имеет проектную мощность порядка 140 млрд м3 газа в год. В целях успешной реализации интегрированного проекта «Ямал-СПГ» и для повышения объемов добычи углеводородов необходимо развитие качественной железнодорожной инфраструктуры. Еще в конце 2015 года между правительством ЯНАО и подрядной строительной организацией ООО «ВИС ТрансСтрой» было подписано официальное соглашение по созданию и вводу в
эксплуатацию новой современной железной дороги Бованенково-Саббета общей протяженностью участка в 170 км. В соответствии с данным соглашением железнодорожная линия не будет являться объектом общественного пользования. Изначально предполагалась пропускная способность около 7 млн тонн груза на 5-й год после ввода в эксплуатацию, около 14 млн тонн - на 10-й год и в дальнейшем - до 35-40 млн тонн за год.
Появление данной железнодорожной линии — это не только новый транспортный коридор с прямым выходом в порт, но также и возможность осуществить эффективное бесперебойное снабжение и освоение территорий с разведанными запасами более 16 трлн м3 и более 1 млрд тонн жидкого углеводорода.
Благодаря строительству железной дороги от Бованенково до Сабетты в рамках проекта СШХ, регион ЯНАО сможет активно развивать свою сырьевую базу, расположенной вдоль новой современной инфраструктуры, то есть новые месторождения наиболее перспективных районов местного недропользования (на полуострове Ямал, Гыданском полуострове и шельфе Карского моря) [4]. Как следствие этому, появятся дополнительные поступления в местный бюджет, создадутся новые рабочие места и произойдет существенный прирост валового национального продукта региона и России в целом.
По проекту объем инвестиций на строительство железной дороги составил 131 141,5 млн рублей [7]. Данная сумма была в равной степени поделена между ЯНАО и компанией подрядчиком и не легла на регион в полной мере, как при обычном госзаказе, то есть и все риски по данному проекту были также поделены поровну. Кроме того, правительство региона взяло на себя все обязательства по выплатам, в случае если подрядчик не получит при эксплуатации дороги свой минимальный гарантированный доход (далее - МГД). Регион понесет финансовую ответственность в случае, если грузооборот данной железнодорожной линии не будет достигать прогнозных показателей. При этом если участвующая в проекте частная сторона постоянно
будет получать от проекта сверхприбыль, то определенная ее часть будет перечислять в региональный бюджет.
В случае реализации ГЧП изначально происходит экономия значительных средств из бюджета в сравнении с госзаказом, а после ввода в эксплуатацию вероятно возникновение переплаты по имеющимся обязательствам МГД. Но существующие риски возникновения больших выплат по МГД на правовой основе минимизируются путем заключения дополнительного соглашения с выгодоприобретателями создаваемой инфраструктуры.
Можно вполне обосновано предположить, что если бы с самого начала данного проекта не было решено применить ГЧП и привлечь частную сторону, было бы существенное превышение запланированных расходов на этапе строительства и даже после ввода объекта в эксплуатацию, а, следовательно, увеличение бюджетных расходов. В период реализации подобного рода проектов с применением ГЧП, как правило, не бывает перерасходов по бюджетным средствам, так как по договору основные риски по проекту на этих этапах обычно принимает на себя частный партнер.
Масштабный проект по строительству железной дороги по маршруту от Бованенково до Сабетты, входящему в Северный широтный вход, имеет важнейшее экономическое значение в развитии ЯНАО и Российской Федерации в целом [9]. Применение ГЧП в качестве альтернативного варианта госзаказа может помочь региону не только получить необходимую инфраструктуру в ожидаемые и оговоренные сроки, но и взаимовыгодно распределить риски с организацией подрядчиком, позволит не ожидать высокого роста предполагаемых затрат на протяжении всего жизненного цикла проекта.
В реальной практике достаточно сложно достигать развитие инфраструктуры регионов на основе госзакупок, дефицит бюджетных ресурсов не дает возможности без помощи частной стороны реализовывать важные для региона проекта своевременно и качественно. Не менее значимым фактором
является то, что успешная реализация инфраструктурных проектов возможна при ГЧП благодаря заинтересованности частных строительных компаний в создании объектов высокого качества в короткие сроки. Их интерес состоит в том, что только в данном случае они смогут без лишних расходов получать хорошие доходы после ввода объекта в эксплуатацию [2].
По госзаказу фактические бюджетные затраты обычно оказываются существенно выше, чем плановые расходы, поэтому в настоящее время развитию ГЧП уделяется большое внимание. Данный механизм позволяет устранить перерасход бюджетных средств, создавать объекты инфраструктуры качественно в короткие сроки, что является ключевым преимуществом, как для субъекта, так и для страны в целом. Конечные результаты по проектам ГЧП — это дополнительный приток инвестиций на развитие регионов.
При использовании механизма госзаказа реальные расходы бюджетных средств, как правило, оказываются, значительно выше запланированных, поэтому на данный момент развитию инструмента ГЧП уделено пристальное внимание. ГЧП позволяет в действительности устранить перерасход выделяемых для реализации проекта бюджетных средств, строить объекты инфраструктуры максимально качественно и за короткий срок. Данные факторы являются основным преимуществом для региона и страны в целом. Также результатом по проектам с применением механизма ГЧП становится дополнительный приток реальных инвестиций в регионы.
В числе тех регионов, которые заметно улучшили свои экономические показатели в 2019 году, находится ЯНАО, поднявшийся с 29-го места в 2018 году на 6-е место в 2019 году [8]. Ранее, чтобы округ попал в число лидеров по активности применения ГЧП было вполне достаточно развить эффективную институциональную обстановку в регионе и разработать достаточную нормативно-правовую базу ГЧП, но в настоящее время невозможно гарантировать это в виду изменений многих факторов. При этом огромное значение придается «Опыту в реализации значимых крупных проектов».
Для развития направления ГЧП по реализации стратегических проектов в ЯНАО ключевым остается улучшение условий для инвестирования и финансирования. В достаточной степени оценить экономическую эффективность от реализации крупных инфраструктурных проектов непросто, однако их значение для будущего развития данного округа и страны в целом вполне очевидна.
Механизм ГЧП является наиболее эффективным, использование его необходимо, в том числе, для целей реализации крупнейших проектов топливно-энергетического комплекса.
Необходимо добавить, что объекты недропользования по российскому законодательству не могут являться объектами соглашений с применением ГЧП, а также концессионных соглашений.
Но несмотря на это, реализация проектов по соглашениям с использованием ГЧП для целей создания крупных объектов инфраструктуры региона содействует общему развитию Арктической зоны РФ и стимулирует разработку множества месторождений углеводорода.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 13.07.2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71129190/.
2. М. В. Богданова, «Стимулирование развития регионов России с использованием механизмов государственно-частного партнерства» / Актуальные проблемы управления-2017.. - М.: Издательский дом ГУУ. - 2018
3. Н. А. Лихачев, Зарубежный опыт государственно-частного партнерства и проблемы его адаптации в РФ // Социально- экономические явления и процессы. - 2014.
4. Материалы российской недели ГЧП 2019, Специальное издание для обсуждения и доработки в рамках VI Инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП». - М., 2019.
5. А. С. Рыжова, «Использование различных форм государственно-частного партнерства для реализации проектов в отраслях ТЭК» / А. С. Рыжова, О. И. Большакова // Актуальные проблемы управления-2018. - М.: Издательский дом ГУУ, 2018.
6. Спецвыпуск журнала «Региональная энергетика и энергосбережение», февраль 2017.
7. Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, раздел «Социально-экономическое развитие» [Электронный ресурс]. https: //de.yanao .ru/activity/28/?nav-proj ects=page-1/
8. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2018-2019: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2019. http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2017_B5_Block_31 -03-2017-web.pdf
9. На Ямале в 2017 г в рамках Северного широтного хода начнется строительство железнодорожной линии Бованенково- Сабетта. - Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/view/149879-Na-Yamale-v-2017-g-v-ramkah-Sevemogo-sЫшtnogo-hoda-nachnetsya-stшitelstvo-zheleznodorozhшy-Hnп-Bovanenkovo-Sabetta.