Научная статья на тему 'Освоение газовых месторождений полуострова Ямал как фактор экономического развития Арктической зоны России'

Освоение газовых месторождений полуострова Ямал как фактор экономического развития Арктической зоны России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
317
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПОЛУОСТРОВ ЯМАЛ / СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Катышева Е.Г.

В настоящее время главнейшим регионом добычи природного газа в России является ЯмалоНенецкий автономный округ. В статье отмечено, что разработка разведанных запасов газа на территории полуострова Ямал, а также доразведка уже открытых месторождений могут стать важными этапами освоения углеводородного потенциала округа. Указано, что в результате доразведки месторождений Тамбейской группы было открыто уникальное газоконденсатное месторождение. В качестве одного из важнейших стратегических направлений освоения ресурсной базы полуострова Ямал выделена реализация интегрированного инвестиционного проекта «ЯмалСПГ». В статье охарактеризованы производственные мощности завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), а также логистические схемы поставок СПГ потребителям. При этом указано, что ряд существенных преимуществ имеет транспортировка СПГ по Северному морскому пути. В связи с наличием уникальных запасов природного газа на территории полуострова Ямал рассмотрен вопрос целесообразности создания в данном регионе высокотехнологичных газохимических производств. Отмечено, что уровень развития добывающих и газоперерабатывающих производств напрямую зависит от наличия и расположения транспортной сети, по которой осуществляются поставки углеводородов на мировые рынки. Указано, что для решения вопроса транспортировки продукции и грузов на полуострове Ямал были созданы крупные инфраструктурные объекты морской многофункциональный круглогодичный порт Сабетта, международный аэропорт Сабетта, а также начато проектирование нового транспортного проекта «Северный широтный ход», предполагающего строительство инфраструктуры железнодорожного транспорта. Сделаны выводы о значимости проекта «ЯмалСПГ» для развития экономики не только полуострова Ямал, но и всей Арктической зоны России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Катышева Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение газовых месторождений полуострова Ямал как фактор экономического развития Арктической зоны России»

Освоение газовых месторождений полуострова Ямал как фактор экономического развития Арктической зоны России

Катышева Елена Геннадьевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, учета и финансов, Санкт-Петербургский горный университет, helene_la_belle@mail.ru

В настоящее время главнейшим регионом добычи природного газа в России является Ямало-Ненецкий автономный округ. В статье отмечено, что разработка разведанных запасов газа на территории полуострова Ямал, а также дораз-ведка уже открытых месторождений могут стать важными этапами освоения углеводородного потенциала округа. Указано, что в результате доразведки месторождений Тамбейской группы было открыто уникальное газоконденсатное месторождение. В качестве одного из важнейших стратегических направлений освоения ресурсной базы полуострова Ямал выделена реализация интегрированного инвестиционного проекта «Ямал-СПГ». В статье охарактеризованы производственные мощности завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), а также логистические схемы поставок СПГ потребителям. При этом указано, что ряд существенных преимуществ имеет транспортировка СПГ по Северному морскому пути. В связи с наличием уникальных запасов природного газа на территории полуострова Ямал рассмотрен вопрос целесообразности создания в данном регионе высокотехнологичных газохимических производств. Отмечено, что уровень развития добывающих и газоперерабатывающих производств напрямую зависит от наличия и расположения транспортной сети, по которой осуществляются поставки углеводородов на мировые рынки. Указано, что для решения вопроса транспортировки продукции и грузов на полуострове Ямал были созданы крупные инфраструктурные объекты - морской многофункциональный круглогодичный порт Сабетта, международный аэропорт Сабетта, а также начато проектирование нового транспортного проекта «Северный широтный ход», предполагающего строительство инфраструктуры железнодорожного транспорта. Сделаны выводы о значимости проекта «Ямал-СПГ» для развития экономики не только полуострова Ямал, но и всей Арктической зоны России.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, Арктическая зона, полуостров Ямал, сжиженный природный газ, Северный морской путь, инфраструктура.

Введение

Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) в настоящее время является главнейшим регионом добычи газа в России. На территории округа сосредоточены около 75 % разведанных запасов природного газа страны. Объем начальных суммарных запасов газа оценивается экспертами в 55,6 трлн м3 [10]. Добыча углеводородного сырья в округе осуществляется на четырех базовых месторождениях Надым-Пур-Тазовского региона: Уренгойском, Медвежьем, Заполярном и Ямбургском. Эти месторождения обеспечивают получение 320 - 350 млрд м3 газа в год, что составляет свыше 50 % отечественной добычи, однако период максимальных объемов добычи уже завершен и отмечается ее естественное снижение.

Темпы социально-экономического развития округа определяются эффективностью дальнейшего освоения месторождений углеводородов. Следовательно, перспективы роста объема инвестиций в разработку новых месторождений нефти и газа на территории округа очевидны.

Основная часть перспективных запасов углеводородного сырья Ямало-Ненецкого автономного округа расположена в его северной части - на полуострове Ямал, в Арктической зоне. Объем подготовленных разведанных запасов газа на территории полуострова превышает 17 трлн м3 [1]. Разработка этих запасов, а также доразведка уже открытых месторождений могут стать важными этапами дальнейшего освоения углеводородного потенциала ЯНАО.

Исследование

Освоение газовых ресурсов Ямала началось с ввода в эксплуатацию Бованенковс-кого газоконденсатного месторождения. Добыча газа на месторождении была начата в 2012 г. На Бованенковском месторождении была впервые применена новая технология - единая производственная инфраструктура для добычи газа из сеноманских и апт-альбских залежей. Использование данной технологии приводит к существенному удешевлению обустройства месторождения и повышению эффективности его эксплуатации.

После того, как будут введены в разработку неоком-юрские залежи, прогнозируемая производительность месторождения выйдет на уровень 140 млрд м3 газа в год [1]. По газопроводу «Бованенково - Ухта» добытый газ поступает в Единую систему газоснабжения России, а затем экспортируется в страны Европы.

В настоящее время в ПАО «Газпром» принято решение о начале разработки запасов Харасавэйского месторождения Ямала. Кроме этого, монополист рассматривает вопрос освоения и других крупных месторождений, в частности, расположенных в акватории Карского моря.

Важным этапом в развитии углеводородного потенциала полуострова Ямал является доразведка месторождений Тамбейской группы, которая привела к открытию гигантского газоконденсатного месторождения. Открытие данной группы месторождений произошло в 1980-х годах. Основной объем геологоразведочных работ, включающий сейсморазведочные работы 2D и бурение 69 разведочных скважин был осуществлен до 2000 года. За это время на изучаемой территории было обнаружено 35 продуктивных газовых пластов, извлекаемые запасы газа оценивались в 1555 млрд м3, конденсата - в 75 млн т, нефти - в 33 млн т. общая разведанность запасов составила 76 % [10].

Лицензия на право разведки и добычи углеводородного сырья на Тамбейском месторождении (Западно-Тамбейском, Северо-Тамбейском и Тасийском участках) была получена ПАО «Газпром» в 2008 г. В 2009 - 2012 гг. компанией были проведены работы по актуализации моделей геологического строения месторождений, осуще-

О £

ю

5

2

сч со £

Б

а

2 о

ствлены сейсморазведочные работы 3D, разработана программа доразведки месторождений. В 2013 г. на Тамбейском месторождении возобновилось разведочное бурение - было пройдено 14 разведочных скважин, что позволило получить более 70 газовых притоков.

Активизация проведения буровых работ в арктических условиях, на неосвоенной удаленной территории потребовала оперативной разработки логистической схемы для доставки оборудования и материалов, а также формирования масштабного производственного комплекса, включающего транспортную инфраструктуру и полноценную систему жизнеобеспечения.

Следует отметить, что геологоразведочные работы на Тамбейском месторождении ведутся ПАО «Газпром» с соблюдением жестких экологических требований, предъявляемых к компаниям, работающим в уязвимых природных условиях Арктической зоны. На всех участках месторождения с начальных стадий геологоразведки осуществляется производственный экологический контроль и мониторинг состояния окружающей среды, проводятся рекультивационные работы.

В результате геологоразведочных работ, проведенных сервисной компанией «Газпром геологоразведка», была получена уникальная информация. Выяснилось, что Западно-Тамбейский, Северо-Тамбейский и Тасийский участки представляют собой единое гигантское газо-конденсатное месторождение. Было установлено, что основная часть запасов расположена в глубоких юрских и нижнемеловых горизонтах. Таким образом, в настоящее время оценочные запасы газа Тамбейского месторождения достигают 5,5 трлн м3 [7].

В результате бурения разведочных скважин на Тамбейском месторождении была установлена промышленная газоносность ачимовской толщи на севере полуострова Ямал. Необходимо отметить, что ачимовский комплекс широко распространен на территории ЗападноСибирской нефтегазоносной провинции, обладает значительным ресурсным потенциалом, однако в северной части полуострова Ямал промышленного дебита газа из него ранее получено не было.

Для дальнейшей разведки запасов Тамбейского месторождения ПАО «Газпром» планируется более детальное изучение нижнемеловых и среднеюрских отложений. С этой целью разработана новая программа геологоразведочных работ, включающая проведение детали-

зационной сейсморазведки 3D, а также бурение 21 разведочной скважины сложной конструкции, в частности, наклонных стволов. Кроме этого, предполагается применение современных методов интенсификации притока углеводородов, таких как многостадийный гидроразрыв пласта, а также физико-химических методов воздействия на пласт. Выполнение данной программы должно позволить перевести основную часть запасов углеводородов из категории С2 в категорию С1 и завершить подготовкуТамбейс-кого месторождения к промышленной разработке, что приведет к увеличению минерально-сырьевой базы ПАО «Газпром» на полуострове Ямал.

Вторым стратегическим направлением освоения ресурсной базы полуострова Ямал является реализация масштабного интегрированного инвестиционного проекта «Ямал-СПГ», который предусматривает добычу природного газа с Южно-Тамбейского месторождения, его сжижение и поставку потребителям. Объем вероятных и доказанных запасов газа на Южно-Тамбейском месторождении достигают 926 млрд м3 по стандартам PRMS. Годовой проектный уровень добычи составляет 27 млрд 3 газа, срок разработки - не менее 20 лет [8].

В качестве оператора проекта выступает компания «Ямал СПГ» - совместное предприятие компании «НОВАТЭК» (50,1 %), французского концерна Total (20 %), китайской компании CNPC (20 %) и Фонда Шелкового пути (9,9 %) [11].

Поскольку проект «Ямал-СПГ» не имеет аналогов по уровню сложности и реализуется в экстремальных природно-климатических условиях, все необходимое для разработки месторождения оборудование адаптировано к местным погодным особенностям. В частности, специально разработаны для проекта буровые установки «Арктика», полностью защищенные от ветров. Это позволяет осуществлять буровые работы непрерывно, обеспечивая комфортные условия для работы персонала.

Проектом предусмотрено строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). В структуру завода входят три технологические линии мощностью 5,5 млн т сжиженного газа в год. В настоящее время введены в эксплуатацию две из них. Поставки СПГ на основе долгосрочных контрактов были начаты в апреле 2018 г., а завершение строительства и запуск третьей технологической линии запланировано на 2019 г. Ежегодное производство СПГ и газо-

вого конденсата предусмотрено на уровне 16,5 млн т и 1,2 млн т соответственно. Основными потребителями продукции завода будут государства Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

Поставка СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона будет осуществляться по двум логистическим схемам: в восточном направлении - по Северному морскому пути в танкерах ледового класса, в западном направлении - через Суэцкий канал. Во втором случае СПГ будет доставляться танкерами ледового класса в порты Европы, где газ будет перегружаться на стандартные СПГ-танке-ры и далее транспортироваться в азиатский регион. Северный морской путь имеет ряд существенных преимуществ, основное из которыз заключаются в значительном сокращении времени перевозки. Например, транспортировка груза из Норвегии в Японию может быть осуществлена до 21 дня быстрее, чем через Суэцкий канал [7]. Дополнительным преимуществом Северного морского пути является то, что практически на всем его протяжении возможна бункеровка судов природным газом с береговых или шель-фовых месторождений.

Следует отметить, что первая поставка СПГ с Ямала в Азиатско-Тихоокеанский регион была осуществлена в декабре 2017 г. с помощью уникального танкера-газовоза «Кристоф де Маржери», одного из 15 танкеров, построенных специально для проекта «Ямал-СПГ». Данное судно имеет возможность осуществлять круглогодичную навигацию без ледокольной проводки по Северному морскому пути в западном направлении и в период летней навигации - в восточном направлении.

Танкер-газовоз «Кристоф де Марже-ри» был построен на южно-корейской верфи Daewoo Shipbuilding Marine Engineering и спущен на воду в октябре 2016 г. Судно имеет длину 300 м, водоизмещение 172 тыс. м3 и оснащено силовой установкой мощностью 45 МВт. Оно способно повернуться вокруг своей оси, а также пробить лед толщиной до 2,1 м. Танкер сконструирован с учетом чрезвычайно жестких экологических требований [6]. Помимо традиционных видов топлива силовая установка танкера может использовать отпарной СПГ. По сравнению с традиционным тяжелым топливом использование СПГ способствует снижению выбросов в атмосферу. Наибольшее снижение происходит по SOx, твердым частицам. Выбросы NOx снижаются на 80 % [4]. Кроме этого, отмечается снижение

выбросов парниковых газов. Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» стал родоначальником нового типа судов -Yamalmax - и в настоящее время является самым большим ледокольным судном в мире. Очевидно, что начало поставок СПГ по Северному морскому пути судном ледового класса Arc7 станет стимулом для активизации грузоперевозок и дальнейшего развития судоходства в акватории Северного Ледовитого океана.

Дальнейшее развитие производства сжиженного природного газа в Ямало-Ненецком автономном округе представляется более интенсивным после ввода в эксплуатацию второго СПГ-завода - «Ар-ктик СпГ-2». Данный завод сегодня находится на предпроектной стадии: ведется разработка базового варианта проекта с учетом международных требований, рассматриваются различные технические решения с целью выбора оптимального и наиболее безопасного. Ресурсной базой проектируемого завода должно стать Салмановское месторождение на полуострове Гыдан. Кроме этого, в настоящее время рассматривается вопрос строительства третьего завода по производству СПГ на Ямале и оценки ресурсной базы для него.

Наличие уникальных запасов природного газа на территории полуострова Ямал позволяет поставить вопрос о создании в данном регионе высокотехнологичных газохимических производств. В частности, строящийся Новоуренгойский газохимический комплекс предназначен для переработки этансодержаще-го газа, который является побочным продуктом, получаемым в результате деэта-низации газового конденсата [3]. Проектная мощность перерабатывающего комплекса планируется на уровне 1,4 млн т в год, также на предприятии предусмотрено производство полиэтилена различных марок объемом до 400 тыс т в год. На базе указанного газохимического комплекса планируется формирование газохимического кластера и производства упаковочных материалов из полиэтилена, стрейч-пленки и т.д.

Необходимо принимать во внимание, что масштаб и уровень развития добывающих и газоперерабатывающих производств находится в прямой зависимости от наличия и грамотного расположения транспортной сети, по которой осуществляются поставки углеводородов на рынки сбыта. Поэтому одной из важнейших задач является создание сквозного транспортного коридора, который позволил бы обеспечить доступ отечествен-

ного углеводородного сырья и продуктов переработки на мировые рынки.

Для решения данной задачи на полуострове Ямал были созданы крупные инфраструктурные объекты, значимость которых для развития экономики всего полуострова очевидна:

- в рамках проекта «Ямал-СПГ» на принципах государственно-частного партнерства сооружен многофункциональный морской порт Сабетта. Строительство порта осуществлялось по заказу Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт». Согласно договору, часть объектов находится в государственной собственности, а часть принадлежит проекту «Ямал-СПГ». По данным источника [11], в федеральной собственности находятся ледозащит-ные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, система управления движением судов и навигационного обеспечения, здания морских служб. К объектам «Ямал-СПГ» относятся технологические причалы по перевалке СПГ и газового конденсата, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации [2]. Порт Сабетта работает круглогодично. В настоящее время уже разработаны логистические схемы для крупнотоннажных судов по Северному морскому пути с учетом требований экологической безопасности;

- также в рамках проекта «Ямал-СПГ» построен аэропорт Сабетта, получивший статус международного. Аэропорт имеет возможность принимать самолеты большой грузоподъемности, доставляющие грузы для строительства завода по сжижению природного газа. Кроме этого, наличие аэропорта в районе реализации проекта позволило сократить сотрудникам, работающим по вахтовому методу, время в пути с «большой земли» на Ямал до трех часов;

- с целью соединения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Северной и Свердловской железных дорог в августе 2018 г. было подписано концессионное соглашение между Правительством Российской Федерации и ООО «СШХ», давшее начало разработке нового проекта «Северный широтный ход». Соглашение предполагает финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта по направлению «Обская - Салехард - Надым». При этом деятельность по финансированию, проектированию и вводу в эксплуатацию отдельных участков железной дороги будет осу-

ществляться ОАО «Российские железные дороги» и ПАО «Газпром». Необходимая проектная документация и финансирование строительства автомобильно-железнодорожного моста через реку Обь будут предоставлены правительством округа. Следующим этапом формирования транспортной инфраструктуры является продление железнодорожной ветки от станции Обская до порта Сабетта. Для решения этой задачи инициирован проект «Северный широтный ход 2», который необходим для развития центральной части российской Арктики [5].

По мнению специалистов, эффективная реализация инвестиционных проектов по производству СПГ на полуострове Ямал позволит производить более 70 млн т СПГ в год [Заб]. Использование этого потенциала позволит России войти в число мировых лидеров по экспорту сжиженного природного газа.

Заключение

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Уникальный проект «Ямал СПГ» является наиболее значимым для российской экономики проектом. Следует отметить, что реализация проекта осуществляется с соблюдением сроков и точным исполнением бюджета. Проект стал образцовым с точки зрения организации работ по освоению арктических территорий: была доказана высокая эффективность применения вахтовой организации труда на Ямале.

2. Проект «Ямал СПГ» выступает в качестве успешной замены отложенного не менее масштабного проекта по освоению Штокмановского газоконденсатно-го месторождения и позволяет России конкурировать с крупнейшими мировыми производителями СПГ.

3. Стратегическая и геополитическая значимость производства СПГ на Ямале очевидны. Благодаря логистическим возможностям Северного морского пути Россия, являясь крупнейшим поставщиком природного газа, сможет получить конкурентные преимущества в условиях обострившейся борьбы за потребителя.

4. Реализация проекта «Ямал СПГ», предполагающая ежегодный ввод в эксплуатацию новых мощностей, играет важную роль в развитии всего региона. Создание самого северного завода по производству СПГ, нового международного аэропорта, а также полноценного круглогодичного морского порта Сабетта могут стать стимулами развития Северного морского пути.

©

Ю

5

*

со 2

5. В целом реализация проекта полностью соответствует наиболее обоснованной стратегии для российского топливно-энергетического комплекса, который в значительной степени зависит от состояния ресурсной базы углеводородного сырья [9]. Проект «Ямал СПГ» способствует развитию экономики не только полуострова Ямал, но и всей Арктической зоны России. Кроме этого, в ходе реализации проекта был разработан и испытан в арктических условиях целый ряд новых технологий, а также доказана необходимость существования варианта транспортировки газа, альтернативного трубопроводному транспорту.

6. Устойчивый рост газодобычи как базового сектора экономики Ямало-Ненецкого автономного округа повлечет за собой развитие на территории региона таких отраслей, как нефтегазовый сервис и нефтегазохимия, что станет шагом к диверсификации монопрофильного характера экономики округа.

Литература

1. Артюхов Д 2018 У Ямала есть все для опережающего развития Российской Арктики Neftegaz.RU 10 21-24.

2. Balashova E S and Gromova E A 2017 Arctic shelf development as a driver of the progress of the Russian energy system MATEC Web of Conferences 23 May 2017 106 06008.

3. Borisov V N and Pochukaeva O V 2017 Investment and innovative technological efficiency Case study of the Arctic project Studies on Russian Economic Development 28 (2) 169-179.

4. Katysheva E and Tsvetkova A 2017 The future of oil and gas fields development on the arctic shelf of Russia International Multidisciplinary Scientific GeoConference

on Surveying Geology and Mining Ecology S Management, SGEM 17 53 935-940

c«j £

6 a

2 ©

5. Katysheva E G 2017 Localization of Equipment Production for the Oil Industry in the Russian Arctic RRI-2016 -International Conference Responsible Research and Innovation. European Proceedings of Behavioural Sciences 26 387-392

6. Katysheva E G 2018 The role of the Northern Sea Route in Russian LNG Projects Development Arctic: History and Modernity. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 180 012008.

7. Книжников А, Клементьев А и Григорьев A 2017 Взгляд на Арктику Oil and Gas Russia 5 (115) 72-78

8. Komkov N I, Selin V S, Tsukerman VA and Goryachevskaya E S 2017 Problems and perspectives of innovative development of the industrial system in Russian Arctic regions Studies on Russian Economic Development 28 (1) 31-38

9. Leksin V N and Profiriev B N 2017 Socio-economic priorities for the sustainable development of Russian arctic macro-region Economy of Region 4 985-1004.

10. Завьялов A 2018 «Газовый айсберг» Тамбея Oil and Gas Russia 8 (128) 22-26.

11. Забелло E 2018 СПГ из Арктики Oil and Gas Russia 8 (123) 28-33.

Developing Gas Fields in the Yamal Peninsula as a Factor of Economic Development of the Arctic Zone of Russia Katysheva E.G. St. Petersburg Mining University Currently, one of the main gas-producing regions in Russia is the Yamalo-Nenets autonomous district. In this article, we point out that surveying the detected gas deposits in the territory of the Yamal peninsula, as well as detailed field appraisal of those fields that have been discovered already can be important stages in developing the hydrocarbon potential of this region. We also point out that, during the detailed survey of a deposit field in the Tambey suite, a unique gas deposit was discovered. As one of the most important strategic directions in developing the resource base of the Yamal peninsula, there is an integrated investment project "Yamal-LNG".

In this article, we characterize the production capacity of the plant for producing liquefied natural gas (LNG), as well as logistic schemes to deliver LNG to the consumers. We point out that transporting LNG via the Northern sea rout has a number of sufficient advantages. Due to presence of some unique deposits of natural gas in the territory of the Yamal peninsula, we investigate the issue of plausibility of creating high-tech manufacturing plants in this region. We mark that the level of development of the gas-producing and gas-processing plants directly depends on the positioning of the transport network for delivering hydrocarbons and cargo to world markets. We point out that large infrastructural objects we created for transporting products and cargo in the Yamal peninsula - such as the multifunctional year-round sea port Sabetta, the international airport Sabetta; also, a new transport project "The Northern Latitudinal Railway" is now being designed; it implies constructing some railway infrastructure. We make a conclusion about the significance of the project "Yamal-LNG" for economic development of not only the Yamal peninsula but also of the entire Arctic zone of Russia. Keywords: oil and gas complex, Arctic zone, Yamal peninsula, liquefied natural gas, Northern sea rout, infrastructure. References

1. Artyukhov D 2018 Yamal has everything for the

advanced development of the Russian Arctic Neftegaz.RU 10 21-24.

2. Balachova Energy Controller of the Russian energy

system MATEC Web of Conferences 23 May 2017 106 06008.

3. Borisov VN and Pochukaeva OV 2017 Investment

and Innovative Technological Development 28 (2) 169-179.

4. Katysheva E and Tsvetkova A, 2017

5. Katysheva EG 2017 Arctic RRI 2016 - International

Conference Responsible Research and Innovation. European Proceedings of Behavioural Sciences 26 387-392

6. Katysheva E G 2018 Project Arctic Development:

History and Modernity. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 180 012008.

7. Knizhnikov A, Klementyev A and Grigoriev A

2017 A look at the Arctic Oil and Gas Russia 5 (115) 72-78

8. Komkov N I, 2017 Selin V S, Tsukerman V A S

Gridachevskaya E S 2017 on the Russian Economic Development 28 (1)

9. Leksin V N and Profiriev B N 2017 Socio-

economic priorities for the Russian economy macro-region Economy of Region 4 985-1004.

10. Zavyalov A 2018 "Gas Iceberg" by Tambay Oil and Gas Russia 8 (128) 22-26.

11. Zabello E 2018 LNG from the Arctic Oil and Gas Russia 8 (123) 28-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.