Научная статья на тему 'Проектный центр индивидуальных образовательных стратегий обучающихся инженерного профиля'

Проектный центр индивидуальных образовательных стратегий обучающихся инженерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПРОЕКТНЫЙ ЦЕНТР / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжаков Виталий Владимирович, Кондрашкина Елена Георгиевна

В статье раскрывается реализация проекта направленного на решение социально и экономически значимой для развития региона задачи повышения качества подготовки абитуриентов для региональных вузов, формирования необходимого потенциала кадрового обеспечения развития сферы высоких технологий в Югре. Создание проектного центра индивидуальных образовательных стратегий обучающихся инженерного профиля даст возможность формирования сети открытых практико-ориентированных образовательных программ для приоритетных инженерных направлений и обеспечит работу с индивидуальными образовательными стратегиями обучающихся, а также даст возможность раннего выявления и сопровождения мотивационно-одаренных обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжаков Виталий Владимирович, Кондрашкина Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектный центр индивидуальных образовательных стратегий обучающихся инженерного профиля»

Проектный центр индивидуальных образовательных стратегий обучающихся инженерного профиля

Рыжаков Виталий Владимирович,

кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой радиоэлектроники и электроэнергетики Политехнического института БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», v.ryzhakov@gmail.ru

Кондрашкина Елена Георгиевна,

кандидат педагогических наук, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», ondrashkina_eg@mail.ru

В статье раскрывается реализация проекта направленного на решение социально и экономически значимой для развития региона задачи - повышения качества подготовки абитуриентов для региональных вузов, формирования необходимого потенциала кадрового обеспечения развития сферы высоких технологий в Югре. Создание проектного центра индивидуальных образовательных стратегий обучающихся инженерного профиля даст возможность формирования сети открытых прак-тико-ориентированных образовательных программ для приоритетных инженерных направлений и обеспечит работу с индивидуальными образовательными стратегиями обучающихся, а также даст возможность раннего выявления и сопровождения мотивационно-одаренных обучающихся.

Ключевые слова: проект, индивидуальные образовательные стратегии обучающихся, проектный центр, сетевые образовательные программы, инженерное образование.

В актуализированной в 2017 году Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №339-рп от 09.06.2017г. - далее Стратегия 2030) сделан акцент на инновационном сценарии развитии экономики и социальной сферы Югры. В частности, в документе указывается:

«Экономическое развитие новых отраслей во многом соответствует современным тенденциям развития мировой экономики: их конкурентное преимущество определяется не сырьем, а знаниями и компетенциями, активным инновационным поиском, а вместо немногих мощных предприятий отрасль комплектуется зачастую сетью из большого числа небольших, но гибких производителей...

...Главная возможность социально-

экономического развития состоит в том, чтобы конвертировать слабые стороны в сильные: используя опыт хозяйствования в сложных природно-климатических условиях, опыт освоения нефтегазовых месторождений и инфраструктурного обустройства новых территорий, Югра использует имеющиеся финансовые возможности для создания новой инфраструктуры знания, которая позволит ему стать интеллектуальным плацдармом российского хозяйственного движения на Север и в Арктику.

. В период до 2030 года главными приоритетами развития будут «умная» экономика, конкурентоспособный человеческий капитал, здоровая экология. Приоритет «умной» экономики включает, развитие в нефтедобыче как базовой для экономики отрасли все более наукоемких и экологически безопасных технологий; при этом постепенное развитие и расширение спектра новых производств и видов услуг, ориентированных как на внутренний спрос, так и на спрос потребителей в российских и зарубежных регионах. Конкурентоспособность человеческого капитала определяется условиями для максимально полной реализации творческого потенциала каждого жителя. Эти условия - длительность здоровой жизни, обладание востребованными на рынке труда навыками и компетенциями, способность к креативной и инновационной деятельности, высокое качество жизни (благоприятные жилищные, бытовые, социальные, культурные и другие условия)».

В распоряжении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2017 года № 663-рп «Об основных направле-

со ^

0

сч

со

01

ниях инвестиционной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 году» говорится:

«В Югре заданы приоритеты новой промышленной политики, ключевой целью которой является диверсификация экономики за счет создания новых производств в приоритетных направлениях, внедрение в промышленное производство новейших разработок и современных технологий. С 2018 она будет реализовываться в соответствии с государственной программой автономного округа «Развитие промышленности, инноваций и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года».

На основании анализа Стратегии 2030, других региональных нормативных документов, можно сделать вывод о том, что развитие компетенций для новых высокотехнологичных производств является одной из ключевых задач формирования конкурентоспособного человеческого капитала для развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ее диверсификации и расширении доли промышленного производства в общем объеме регионального валового продукта.

Миграционный поток молодых специалистов для сферы высоких технологий Автономного округа из других регионов Российской Федерации незначительный и составляет величину не более 10% от общего числа трудоустроенных на предприятия Югры. Поэтому основным источником кадров для инновационного развития автономного округа являются региональные вузы.

Региональная система подготовки кадров для сферы высоких технологий представлена тремя региональными вузами - Сургусткий государственный университет, Югорский государственный университет и Нижневартовский государственный университет. Необходимость системного развития вузовского образования для достижений целей кадрового обеспечения инновационного развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры была осознана региональным Правительством, итогом чего стало издание распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июля 2015 года № 386-рп «О Концепции инновационно-образовательного комплекса (Кампус) в городе Сургуте и плане мероприятий («дорожной карте») создания инфраструктуры инновационно-образовательного комплекса (Кампус) в городе Сургуте, а также его актуализация в распоряжении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О внесении изменения в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июля 2015 года № 386-рп «О концепции инновационно-образовательного комплекса (кампус) в городе Сургуте и плане мероприятий («дорожной карте») создания инфраструктуры инновационно-образовательного комплекса (кампус) в городе Сургуте» от 14 июля 2017 года №444-рп.

Утверждаемый данным проектом распоряжения план мероприятий («дорожная карта») создания инфраструктуры инновационно-образовательного

комплекса в городе Сургуте направлен на создание инфраструктуры проекта, поэтапное строительство и ввод в эксплуатацию зданий, сооружений, входящих в проект, а также на установление перечня конкретных мероприятий и ответственных за их исполнение. Таким образом, было принято принципиальное решение о необходимости кардинального улучшения качества кадрового обеспечения инновационного развития региона для достижения целей Стратегии 2030.

Анализ динамики поступления в вузы Югры по направлениям обучения инженерно-технического профиля заставляет констатировать факт низкого уровня базовых знаний абитуриентов - выпускников югорских школ, которые составляют порядка 85% от общего числа поступающих по техническим направлениям подготовки. Так, средний балл по ЕГЭ среди всех зачисленных на первый курс на бюджетные места для инженерно-технических направлений в 2017 году Сургусткого государственного университета составил 59,7, Югорского государственного университета - 58,2, Нижневартовского государственного университета - 54,8, что значительно ниже общероссийского балла по ЕГЭ по этим направлениям - 66,7. Низкое качество абитуриентов региональных вузов приводит к недостаточно высокому уровню подготовки выпускников, что не позволяет сформировать избыточный потенциал инновационного роста региональной экономики и является сдерживающим фактором достижения целей реализации Стратегии 2030.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися в 14-15 лет. Однако основная масса выпускников школ не имеет представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института. По данным Центра социально-профессионального самоопределения молодежи, 50% учащихся выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% учащихся ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых -родителей, родственников или знакомых; 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% учащихся не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере труда. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе. Лишь 1015% имеют твердые профессиональные намерения, примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах.

Предлагаемый для реализации проект направлен на решение социально и экономически значимой для развития региона задачи - повышения качества подготовки абитуриентов для региональных вузов, формирования необходимого потенциала кадрового обеспечения развития сферы высоких технологий в Югре. Создание Проектного цен-

тра индивидуальных образовательных стратегий обучающихся инженерного профиля даст возможность формирования сети открытых практико-ориентированных образовательных программ для приоритетных инженерных направлений и обеспечит работу с индивидуальными образовательными стратегиями обучающихся, а также даст возможность раннего выявления и сопровождения моти-вационно-одаренных обучающихся, что дает возможность Сургутскому государственному университету ряд преимуществ, таких как:

• Стать инновационным региональным центром, определяющим приоритеты модульных открытых образовательных программ инженерно-технической направленности региона, тем самым запуская процесс самоопределения обучающихся направленный на университет;

• Сформировать экспертное сообщество, определяющее приоритеты для образовательных программ инженерной направленности в соответствии с ситуацией региона.

• Привлечь мотивационно-одаренных обучающихся округа с высокими баллами ЕГЭ в университет на инженерно-технические направления;

• Вовлечь представителей ВУЗов, производственных предприятий, коммерческих и не коммерческих организаций в проектирование и реализацию открытых образовательных программ.

Основанием нормативно-правовой разработки проекта являются следующие документы: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральные государственный образовательные стандарты; ГОСТ ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту; ГОСТ Р 54147-2010 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения; ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент; Устав БУ ВО «Сургутский государственный университет»; Программа развития БУ ВО «Сургутский государственный университет» на 20162020 гг. Концепция развития дополнительного образования Ханты -Мансийского автономного округа - Югры.

Цель проекта; Создание системы обеспечения региона кадрами высокой квалификации, подготовленными для успешного решения задач любого уровня сложности в условиях глобализации и диверсификации экономики на основе высоких технологий до 2020 года.

Задачи проекта:

• Стать точкой доступа к лучшим образовательным программам мотивированно-одаренным обучающимся, отличающимся глобальной конкурентоспособностью и актуальностью на местном уровне, поставщиком приоритетных компетенций и квалификаций для регионального социально-экономического развития.

• Разработать и реализовать современную высокотехнологичную систему профессиональной ориентации школьников.

• Выстроить систему отношений с работодателями, нацеленную на выявление наиболее востребованных технологий и компетенций,

• Создать условия для реализации концепции «Обучение через всю жизнь» обучающимся с индивидуальными образовательными стратегиями.

Продукты проекта:

• Проектный центр индивидуальных образовательных стратегий обучающихся инженерного профиля.

• Сеть открытых практико-ориентированных образовательных программ для приоритетных инженерных направлений: «Проектный центр «Интернет вещей», «Мастерская «Электромонтаж», «Сетевая академия «ADMIN.RU», Техническая лаборатория «Мехатроника»,

• Современная высокотехнологичная система профессиональной ориентации школьников.

Ключевые показатели проекта определяются по приоритетным проектным направлениям:

• Количество учащихся занимающихся с индивидуальными образовательными стратегиями по открытым образовательным программам.

• Качественный состав изучаемых модулей образовательных программ: спектр соответствия интересов школьников приоритетным направлениям развития региона.

• Количество реализованных инициатив обучающихся при изучении модулей образовательных программ.

• Возникновение внутри центра собственных проектов и инициатив, обучающихся с освоенным предметным содержанием.

• Участие обучающихся центра в конференциях научных обществ, компетентностных и предметных олимпиадах регионального, федерального и международного уровня.

• Рост и разнообразие образовательных запросов участников образовательных программ, соответствие содержания этих запросов основным направлениям развития региона.

• Количество привлеченных внешних партнеров с целью создания сетевой образовательной программы.

• Результаты ЕГЭ выпускников модульных образовательных программ в сравнении с другими обучающимися.

Проект реализуется в рамках апробации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (сертификат дополнительного образования), осуществляющейся в соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 264-рп от 05.05.2017г. Проектная инициатива по созданию системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей направлена на разработку и апробацию новой системы управления дополнительным образованием, в которой основанием для реализации образовательных программ, станет выбор ребенком конкретной образовательной программы. Управление предложением и контроль качества оказания услуг дополнительного образования в рамках системы строится как на основе

объективных критериев, так и на основе анализа оценок потребителей программ - детей и их родителей. По состоянию на 1 января 2018 года в реестр системы ПФДО включены 91,7 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет, выдано 66,6 тыс. сертификатов, из них 29,4 тыс. активированы. В 2017 году в систему включены 10% детей Югры, по планам 2018 года этот показатель увеличится до 15%. К 2020 году процент детей, охваченных программой ПФДО, составит 20%.

Литература

1. Елагина В.С. Проблемы регионализации в современной образовательной политике. Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. - C. 25 [Сетевое электронное издание, ISSN 2221-7703]. 2015. № 01(09). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.xn--80aejaldqdtdkdn0ap.xn--p1ai/ (копия - URL: www.pu.virmk.ru).

2. Наумов С.В. Регионализация образования и стратегии управления его развитием // Интеграция образования. - № 4. - (37). - 2004. С. 15 - 19. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-obrazovamya-i-strategii-upravlemya-ego-razvitiem#ixzz4DhVjXkeT].

3. Савчук Е.И. Особенности развития образовательных организаций в инновационной среде // Вестник университета Российской академии наук. - № 2 (75). - 2015. - С. 76 - 80.

4. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2017 года № 663-рп «Об основных направлениях инвестиционной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 году».

5. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры до 2020 года и на период до 20130 года. Электронный ресурс // Режим доступа: http://ugra2030.admhmao.ru/docs/101-%D1%80%D0%BF.pdf

6. Калекина А.В. Трансформация образовательной среды в технологиях инженерной подготовки. // Инновации и инвестиции. 2014. №5. с.25-28

7. Галыня А.В. Педагогические условия формирования информационной культуры бакалавров-инженеров в области автомобильно-дорожного строительства. // Инновации и инвестиции. 2014. №6. с.68-72

Project center of individual educational strategies of training engineering profiles

Ryzhakov V.V., Kondrashkina E.G.,

Surgut State University

The article reveals the implementation of the project improving the quality of the preparation of entrants for regional universities and the formation of the necessary potential for human resources development in the development of high-tech in Ugra. This project is aimed at solving the socially and economically significant for the development of the region the task of improving the quality of the preparation of entrants for regional universities and the formation of the necessary potential for human resources development in the development of high-tech in Ugra. Creation of a project center for individual educational strategies for students of the engineering profile will make it possible to form a network of open practical-oriented educational programs. This project also is make a possible reach a goal for priority engineering directions and will ensure work with individual educational strategies of students and will also provide an early detection and support of motivationally gifted students.

Key words: project, individual educational strategies of trainees, project center, network educational programs, engineering education.

References

1. Yelagina V.S. Regionalization problems in modern educational

policy. Political management: scientific information and education online magazine. - C. 25 [Online electronic media, ISSN 2221-7703]. 2015. No. 01(09). [Electronic resource] access Mode: http://www.xn--80aejaldqdtdkdn0ap.xn--p1ai/ (the copy - URL: www.pu.virmk.ru).

2. Naumov S.V. Regionalization of education and strategy of management of his development//Integration of education. - No. 4. - (37). - 2004. Page 15 - 19. [Electronic resource] access Mode: http://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-obrazovaniya-i-strategii-upravleniya-ego-razvitiem#ixzz4DhVjXkeT].

3. Savchuk E.I. Features of development of the educational organizations in the innovative environment//the Bulletin of the university of the Russian Academy of Sciences. - No. 2 (75). -2015. - Page 76 - 80.

4. The order of the Government of Khanty-Mansi Autonomous Okrug of November 17, 2017 No. 663-rp "About the main directions of investment policy of Khanty-Mansi Autonomous Okrug in 2018".

5. The strategy of social and economic development of Khanty-

Mansi Autonomous Okrug till 2020 and until 20130. Electronic resource//Mode of access:

http://ugra2030.admhmao.ru/docs/101-%D1%80%D0%BF.pdf

6. Kalekina A.V. The transformation of the educational environment

in engineering training technologies. // Innovation and investment. 2014. No5. p. 25-28

7. Galynia A.V. Pedagogical conditions for the formation of the

information culture of bachelor-engineers in the field of road construction. // Innovation and investment. 2014. No.6. p. 68-72

00 ^

0

СЧ

to

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.