Научная статья на тему 'Попечительский совет: консолидация идей - работа на результат'

Попечительский совет: консолидация идей - работа на результат Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / BOARD OF TRUSTEES / ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ / TYPES OF MANAGEMENT ACTIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATIONAL POLICY / ПИЛОТНАЯ МОДЕЛЬ / PILOT MODEL / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельцова Надежда Яковлевна

Рассматривается опыт работы попечительского совета Сургутского государственного университета. Анализируются его возможности в определении образовательной политики. Приводятся результаты деятельности коллегиального органа вуза в процессе совершенствования технического образования как важнейшего условия развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа Югры в системе непрерывного образования «школа колледж вуз предприятие».We summarize the working experience of the Board of Trustees of Surgut State University. Analyze the capabilities of the Council in determining the educational policy of the University. Describe the results of the activities of the collegial body of the university in the process of improving technical education as the main condition of the economical development of KhMAO-Ugra in the Continuing Education System «school college -university enterprise».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрельцова Надежда Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Попечительский совет: консолидация идей - работа на результат»

УДК 378.1

Н.Я. Стрельцова,

Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Попечительский совет: консолидация идей - работа на результат

Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Какую роль играет попечительский совет в вузе как коллегиальный орган управления?Удалосьли попечительскому совету Сургутского государственного университета за три года работы повлиять на образовательную политику университета? Как воздействует деятельность совета на качество подготовки кадров?

Деятельность попечительского совета Сургутского государственного университета осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» [1]. Новая кол© Стрельцова Н.Я., 2015

легиальная социальная структура, в состав которой вошли представители власти, крупных хозяйствующих компаний, бизнеса, общественных организаций, развивающаяся по каким-то собственным законам, стала оказывать значительное влияние на образовательную политику в вузе. Богатейший профессиональный, управленческий и общественный опыт членов попечительского совета играет очень важную роль в развитии системы профессионального образования. Интеллектуальный капитал органа самоуправления, чле-

ны которого добровольно решили участвовать в подготовке кадров, становится важнейшим профессиональным ресурсом университета в стратегии развития практико-ориентированного образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Консолидация идей, взаимодействие в формировании и исполнении механизма объединения возможностей университета, работодателей и представителей власти является хорошей иллюстрацией современных подходов

НАДЕЖДА ЯКОВЛЕВНА СТРЕЛЬЦОВА

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель председателя попечительского совета Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, заслуженный учитель Российской Федерации. Сфера научных интересов: инноватика в управлении, превентивный характер управления, коллегиальные органы управления (государственно-общественные, самоуправления). Автор более 30 публикаций

Рассматривается опыт работы попечительского совета Сургутского государственного университета. Анализируются его возможности в определении образовательной политики. Приводятся результаты деятельности коллегиального органа вуза в процессе совершенствования технического образования как важнейшего условия развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в системе непрерывного образования «школа - колледж - вуз - предприятие».

Ключевые слова: попечительский совет, виды управленческих действий, образовательная политика, пилотная модель, непрерывное образование.

We summarize the working experience of the Board of Trustees of Surgut State University. Analyze the capabilities of the Council in determining the educational policy of the University. Describe the results of the activities of the collegial body of the university in the process of improving technical education as the main condition of the economical development of KhMAO-Ugra in the Continuing Education System «school - college -university - enterprise».

Key words: the Board of Trustees, types of management actions, educational policy, a pilot model, continuing education.

к развитию высшей профессиональной школы.

В деятельности попечительского совета Сургутского государственного университета можно выделить несколько важных компонентов:

- состав членов попечительского совета;

- председатель совета, его образовательная и идейная платформа;

- особенности влияния попечительского совета на образовательную политику университета;

- решения собраний совета в контексте интеграции университета в социально-экономическую сферу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- формы взаимодействия Сургутского государственного университета и работодателей (хозяйствующих субъектов) как инструмент эффективной системы социального партнерства;

- психологические аспекты управления деятельностью и мотивацией членов попечительского совета Сургутского государственного университета.

Ученый совет университета, возглавляемый доктором педаго-

гических наук, профессором, ректором С.М. Косенком, принял решение назначить председателем совета А.Л. Сидорова, кандидата экономических наук, уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Длительное время он был руководителем администрации г. Сургута. А.Л. Сидоров - лауреат конкурса «Российский мэр -95», почетный строитель России, имеет много почетных званий и наград. Он один из активных инициаторов открытия университета в г. Сургуте, внесший выдающийся вклад в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Личность председателя сыграла большую роль в формировании состава попечительского совета. Кандидатуры подбирались с учетом способности каждого внести достойный вклад в развитие как самого вуза, так и партнерских отношений со структурами города, округа и других территорий, чтобы эти ответственные и неравнодушные люди обратили свой взор на повышение качества профессионального образования, что позволит Сургутскому государствен-

ному университету стать более открытым и инвестиционно привлекательным вузом.

Уже на первом собрании А.Л. Сидоров четко определил свою основную позицию, направленную на содержание деятельности попечительского совета университета. Он предложил рассматривать социализацию университета в регионе, обществе, экономике, общественной жизни прежде всего с позиции нужности и востребованности его продукта, т.е. выпускника, востребованного предприятиями и организациями г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Он нацелил попечительский совет на оптимизацию профессионального образования на основе взаимодействия предприятий - заказчика - университета -исполнителя. Взаимодействие же между заказчиком и исполнителем должно осуществляться путем взаимного вхождения представителей обеих сторон в органы управления структурными подразделениями заказчика и исполнителя, тогда наука, передовые технологии, материально-техническая база и другие ресурсы будут реально работать на выпускника, будущего инженера XXI века.

А.Л. Сидоров - председатель попечительского совета университета

Тщательно подбирались кандидатуры членов попечительского совета. В него были привлечены депутаты Тюменской областной думы, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, г. Сургута, руководители администраций Сургута, Сургутского района, г. Нефтеюганска, руководители крупных градообразующих предприятий -ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Тю-меньэнерго», ООО «Газпром переработка», ООО «Газпром транс-газ Сургут», филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Западной Сибири, «Сургутская ГРЭС-2» ОАО «Э.ОН Россия», строительных компаний «СОК» и «Сибпромстрой», Сургутской торгово-промышленной палаты, Сургутского филиала ОАО «Ханты-Мансийский банк», а также преподаватели, студенты Сургутского государственного университета.

Практика показала, что опытные, авторитетные люди, способные не только подсказать количественные и качественные потребности для предприятий Югры, повлиять на показатели набора студентов по востребованным направлениям и специальностям, изучающие общественные требования к качеству образования в регионе, приобретали функции экспертов. Созданный орган самоуправления в Сургутском государственном университете действует, ориентируясь на современные требования, которые предъявляются Правительством Российской Федерации и Министерством образования и науки к университетам России. Только осознанное понимание стратегических целей и задач позволяет вузу в настоящее время чувствовать себя уверенно. Так, в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на X съезде Российского Союза ректоров, а затем в ежегодном Послании Федеральному собранию особое внимание руководителей вузов он

Структуры взаимодействия Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с внутриву-зовскими и внешними партнерами г. Сургута и региона

Рис. Пилотная модель структуры взаимодействия Сургутского государственного университета с внутривузовскими и внешними партнерами Сургута и региона Примечание. СурГУ - Сургутский государственный университет.

обратил на важность налаживания прямых тесных контактов с будущими работодателями, недопустимость оторванности подготовки инженеров в вузах от реальной производственной базы, от передовых исследований и разработок в своих областях. В.В. Путин рекомендовал вузам «перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах» [3, 2]. Президент страны определил вектор развития современных университетов. Именно над созданием прочных взаимовыгодных отношений «вуз - производство» и работает попечительский совет Сургутского государственного университета .

Действующая пилотная модель структуры взаимодействия Сургутского государственного университета с внутривузовскими и внешними партнерами Сургута и региона выглядит следующим образом (рис.).

Практически сразу после своего образования в качестве одной из целей работы Совета была определена интеграция университета в социально-экономическую сферу Ханты-Мансийского округа.

Как же выстраивать взаимовыгодные отношения с нефтегазовыми и энергетическими компаниями города? Как сделать университет привлекательным для этих регионообразующих предприятий, для которых Сургутский государственный университет не является отраслевым (опорным)?

Казалось бы, давайте сделаем традиционными экскурсии на предприятия, регулярно будем проводить День работодателя в университете, наладим проведение мастер-классов ведущих специалистов компаний. И связь с работодателями будет налажена! Кто подвергнет сомнению важность таких форм взаимосвязи?

Однако для попечительского совета и Сургутского государственного университета такие формы работы стали только базой, основой для налаживания более сложных форм взаимодействия. В результате продуманной поэтапной работы попечительского совета рождаются сначала решения, а затем в соответствии с ними организуется целенаправленная деятельность вуза и предприятий. Особое внимание уделяется технологии выработки решений каждого собрания. Да, попечительский совет - это орган самоуправления, он не обладает административными полномочиями. Однако для попечительского совета Сургутского государственного университета стали характерны основные виды управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Особенно важное значение в этой цепи имеет этап планирования. Когда-то А. Эйнштейн пришел к выводу, что правильная постановка задачи более важна, чем ее решение. Эти слова применительно к рассматриваемой проблеме означают, что необходимо правильно и корректно формулировать и темы, и задачи, и решения собраний так, чтобы были учтены реальные потребности, способности и возможности каждой из сторон. Вспомним: еще Аристотель говорил о том, что люди могут не согласиться с самыми безукоризненными умозаключениями, если они не отвечают их актуальным потребностям. Необходимо четко сформулировать повестку каждого собрания,

продумать, кто из докладчиков будет выступать, кого из заинтересованных сторон, кроме членов попечительского совета, пригласить на каждое собрание и привлечь к обсуждению поставленных вопросов. Важно провести принятые решения через все звенья управленческой цепи, заканчивая контролем, например, регулярными отчетами на заседании ученого совета, самих собраниях попечительского совета, на которых анализируются принятые и реализованные решения, в средствах массовой информации, на встречах с профессорско-преподавательским составом, студентами.

В положении о попечительском совете Сургутского государственного университета записано, что собрания проводятся не реже одного раза в год, но реальная жизнь подсказала, что сегодня нужны конкретные долгосрочные действия, а не их имитация. Определив круг актуальных стратегических задач, попечительский совет способствует углублению своей деятельности в содержание подготовки кадров. За три года проведено девять собраний. Поставленный председателем совета

Библиотека университета

вопрос: можно ли добиться от работодателей реального заказа на специалистов - выпускников Сургутского государственного университета и что для этого необходимо? - сподвиг членов Совета сформировать новую основу отношений между работодателями и университетом на базе знаний о новых технологиях производства. Новое отношение к реальному сотрудничеству и обновлению деятельности в рамках партнерских отношений по подготовке современного специалиста позволило создать базовую кафедру управления жизненным циклом информационных систем на базе ОАО «Сургутнефтегаз», открыть именную лабораторию ООО «Газпром переработка», ежегодно выделять студентам-победителям конкурса сертификаты на получение специальных стипендий ОАО «Ханты-Мансийский банк», а студентам-энергетикам не только открыть экскурсии на объекты компании ОАО «Тюменьэнерго», но и участвовать в соревнованиях профессионального мастерства «Тю-меньэнерго». Появились новые формы организации так называемой сквозной производственной

Собрание попечительского совета

практики с целью максимального и наиболее раннего приобщения студента к специфике приобретаемой профессии, а также с предоставлением рабочего места и последующим трудоустройством для студентов, оставшихся без родителей.

Попечители - активные участники проекта «Учусь и работаю в Югре». Они охотно участвуют на Дне работодателя, в проведении мастер-классов, в жюри конкурса «Лучший выпускник Сургутского государственного университета».

Последовательно решаются достаточно сложные проблемы организации взаимодействия Сургутского государственного университета с разными образовательными учреждениями. Речь идет об организации системы непрерывного образования, кластера «школа - колледж - вуз - предприятие». Университет заключил соглашения о сотрудничестве с общеобразовательными организациями: средними общеобразовательными школами № 1, № 7 и № 19, Сургутским естественнонаучным лицеем, Центром научно-технического творчества «Ин-форматика+»; Сургутским политехническим колледжем, а также

долгосрочные договоры с компаниями и предприятиями о производственной практике, отражающие специфику сотрудничества и совместной деятельности в сфере образования, и многими компаниями по подготовке кадров.

Отношения между образовательными учреждениями и предприятиями основаны на принципах доверия и взаимовыгодного сотрудничества. На каждом этапе работы и в любом сочетании взаимодействующих структур реализуется принцип обратной связи.

В порядке эксперимента председатель попечительского совета Сургутского государственного университета подписал соглашение с образовательными организациями, определив попечительскому совету следующие функции.

1. Способствовать развитию долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений в системе непрерывного образования «школа - колледж - вуз - предприятие» с целью качественной профессиональной подготовки инженерных кадров в Сургутском государственном университете для высокотехнологичных системообразующих предприятий Сур-

гута и региона, реализации федеральных государственных образовательных стандартов и высокому уровню удовлетворенности потребностей работодателей в кадрах.

2. Ориентировать участников соглашения на рынок труда и потребности региональной экономики, приближая профессиональное образование к реальному производству.

3. Информировать участников соглашения об общественных запросах на качество образования, динамично изменяющиеся потребности личности, общества, инновационной экономики, предприятий в необходимых кадрах.

В поддержку создания современной системы непрерывного образования «школа - колледж -вуз - предприятие» выступили директора средних общеобразовательных школ. Они рассказали и о первых положительных результатах на собрании попечительского совета 28 ноября 2014 года.

С.В. Кац, директор средней об-шеобразовательной школы № 19, привела убедительные примеры опыта социального партнерства «школа - вуз - предприятие» между филиалом ОАО «Э.ОН Россия» Сургутской гидроэлектростанции, общеобразовательной школой № 19, Политехническим институтом Сургутского государственного университета, Международной ассоциацией корпоративного образования и благотворительным фондом «Надежная смена» в рамках проекта «Карьера начинается в школе».

Е.Г. Кондрашкина, директор средней общеобразовательной школы № 7, назвала основные направления деятельности школы, нацеленные на подготовку инженеров XXI века. С сентября 2015 года школа № 7 получает статус ресурсного центра технологического профиля обучения. К взаимодействию привлекаются также партнеры дополнительного обра-

зования негосударственного сектора экономики. Создаются условия для развития устойчивого позитивного интереса обучающихся к техническому образованию посредством робототехники, конструирования и моделирования технических устройств, активно используются технологии теории решения изобретательских задач.

Попечительский совет работает открыто. На собрания приглашаются ученые, академики, ректоры других вузов, руководители структур разного уровня власти, сотрудники предприятий и организаций, представители средств массовой информации, профессорско-преподавательский состав Сургутского государственного университета, студенты.

Обсуждение тем собраний проходит в режиме творческих диалогов, участниками которых могут быть все желающие.

Руководитель Сургутского политехнического колледжа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры В.Н. Шутов предложил пути совершенствования технического образования как важнейшее условие развития экономики Югры в системе непрерывного образования «школа - колледж -вуз - предприятие». Многолетний опыт и его государственный подход к управлению развитием учреждения профессионального образования позволил еще раз осознать необходимость нового формата взаимодействия с работодателями и ориентации профессионального образования на опережение потребностей рынка труда, способствующего модернизации учреждений среднего профессионального образования.

Участие производственников в собрании попечительского совета существенно обогатило обсуждение этой темы. Например, доклад начальника управления информационных технологий ОАО «Сургутнефтегаз» Р.Д. Гимранова «На-

учно-производственное партнерство - единственный способ осуществления современных требований к профилю компетенций ИТ-специалиста» убедительно продемонстрировал участникам собрания необходимость максимального сближения науки, образования с производством,практикой, реальной потребностью прорывных технологий, т.е. синергией этих составляющих в единый процесс. Он подчеркнул, что для этого нужны новые кадры, высококвалифицированный персонал.Такие доклады, выступления участников собрания порой обращены к деятельности университета, которому предлагаются новые идеи, критически оцениваются неэффективные решения, что позволяет администрации, ученому совету вуза перестраивать свою деятельность, направленную на качественный результат.

Из истории попечительских советов России хорошо известно, что в первую очередь попечители осуществляли финансовую поддержку социальным структурам, в частности - образовательным учреждениям.

Оказание финансовой благотворительной помощи Сургутскому государственному университету, которая осуществляется целенаправленно и используется как средство развития материально-технической базы - это тоже одно из направлений деятельности попечительского совета вуза. Наши попечители хорошо это понимают, они по возможности участвуют в развитии материально-технической базы университета, оказывают финансовую поддержку для проведения научно-практических конференций, студенческих мероприятий.

Выбранный подход попечительского совета Сургутского государственного университета -на паритетных началах влиять на образовательную политику, формирование стратегии, реализа-

цию программ образовательного стандарта на основе активизации инновационных процессов, обеспечения интеграции образовательной, научной и практической деятельности, требований федеральных государственных образовательных стандартов с учетом интересов работодателей, является ключевым в развитии высшего профессионального образования.

Формирующаяся своеобразная система ценностей, принципов и правил в попечительском совете Сургутского государственного университета - это новая «философия местного сообщества, воспринимаемая добровольно» [3], которая способствует развитию успеха во взаимоотношениях граждан, стратегического мышления руководящих кадров и участников образовательного процесса.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г Ст. 26. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0 %BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0 %B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 (дата обращения 26.01.2015).

2. Послание Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г URL: http://kremlin. ru/news/47173 (дата обращения: 21.01.2015).

3. Путин В.В. Выступление на X съезде Российского союза ректоров. URL : http://kremlin.ru/news/46892 (дата обращения: 21.01.2015).

4. Социальная инноватика в управлении: муниципальные финансово-производственные группы: учеб. пособие для вузов / под ред. В.И. Иванова, С.Б. Мельникова. Акад. наук социал. технологий и местного самоуправления. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Муниципальный мир, 2006. 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.