Научная статья на тему 'Инновационное развитие Сургутского государственного университета: будущее за системой "наука - образование - производство"'

Инновационное развитие Сургутского государственного университета: будущее за системой "наука - образование - производство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВАЯ КАФЕДРА / BASIC CHAIR / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATIVE EDUCATIONAL POLICY / ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / INNOVATIVE AND EDUCATIONAL CENTER / МОДЕЛЬ "ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ" / TRIPLE HELIX MODEL / ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / BOARD OF TRUSTEES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенок Сергей Михайлович

Рассматривается опыт инновационного развития Сургутского государственного университета при подготовке инженеров, основанного на реализации системного подхода к взаимодействию науки, образования и производства. Показано, что успех в осуществлении этого подхода в значительной степени зависит от поддержки образовательной политики университета органами власти и представителями бизнеса.The article examines the experience of innovative development of the Surgut state University in the training of engineers, based on the implementation of a systematic approach to the interaction of science, education and production. It is shown that the success of this approach largely depends on the support of the educational policy of the University authorities and business representatives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косенок Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие Сургутского государственного университета: будущее за системой "наука - образование - производство"»

УДК 378.1

С.М. Косенок,

Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Инновационное развитие Сургутского государственного университета: будущее за системой «наука - образование - производство»

Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (фото А. Андриенко)

В последние годы высказывается много претензий к качеству высшего образования. В числе недостатков в работе вузов особо выделяется отсутствие связи университетских образовательных программ с запросами отраслей экономики. Перед руководством субъектов Федерации, ректорским корпусом страны и представителями работодателей на X съезде Российского Союза ректоров поставлена задача создания «программы образовательной поддержки потребностей регионов в квалифицированных кадрах» [4]. О необходимости инновационного развития вузов, усиления роли научно-исследовательской деятельности россий-

© Косенок С.М., 2015

ских университетов говорится и в ряде документов Правительства нашей страны, Министерства образования и науки Российской Федерации.

Одно из ключевых направлений, выделенное в государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий», связано с интеграцией образовательной и научной деятельности, развитием вузовской науки и созданием научно-образовательных центров [1]. На базе ведущих вузов предполагается развернуть инновационную инфраструктуру, лаборатории под руководством ведущих ученых. Стимулируется кооперация высших учебных заведений с высо-

котехнологичными компаниями, акцентируется необходимость активизации исследований и инновационных разработок в сфере высшего профессионального образования [2].

Университетская доктрина «Новые университеты для новой России», принятая на X съезде Российского Союза ректоров, стала своеобразной программой развития вузов. Образование в ней определяется как один «из ключевых факторов обеспечения международной конкурентоспособности и национальной безопасности России». Это утверждение можно назвать обоснованием миссии университетов в современных условиях - готовить в ин-

СЕРГЕИ МИХАИЛОВИЧ КОСЕНОК

доктор педагогических наук, профессор, ректор Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, заслуженный учитель Российской Федерации. Сфера научных интересов: педагогика, инноватика в управлении, современные образовательные технологии, дистанционное обучение, непрерывное образование. Автор более 100 публикаций

Рассматривается опыт инновационного развития Сургутского государственного университета при подготовке инженеров, основанного на реализации системного подхода к взаимодействию науки, образования и производства. Показано, что успех в осуществлении этого подхода в значительной степени зависит от поддержки образовательной политики университета органами власти и представителями бизнеса.

Ключевые слова: базовая кафедра, инновационная образовательная политика, инновационно-образовательный комплекс, модель «тройная спираль», попечительский совет.

The article examines the experience of innovative development of the Surgut state University in the training of engineers, based on the implementation of a systematic approach to the interaction of science, education and production. It is shown that the success of this approach largely depends on the support of the educational policy of the University authorities and business representatives.

Key words: basic chair, innovative educational policy, innovative and educational center, the triple helix model, the board of trustees.

тересах государства высококвалифицированных специалистов для рынка труда [4].

Большое значение развитию системы высшего образования придает Президент Российской Федерации В.В. Путин. В его ежегодном Послании Федеральному Собранию, например, говорится, что «базовое условие развития экономики - это, конечно, профессионально подготовленный и квалифицированный рабочий класс, инженерные кадры» [5]. Приоритетным направлением Президент, Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки в своих программных документах называют необходимость создания для вуза образовательной программы, предполагающей обеспечение потребностей региона в квалифицированных кадрах, модернизацию инженерного образования.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, несмотря на географическую удаленность, климатические особенности, является одним из ведущих промышленных регионов нашей страны. Сургут - современный, обладающий огромным потенциалом развития город. В Сургуте сосре-

доточены крупные компании, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти и газа, производством и транспортировкой электроэнергии. В нем расположены такие предприятия, как ОАО «Сургутнефтегаз», «Газпром переработка», «Газпром трансгаз Сургут», ОАО «Тюменьэ-нерго», филиал ОАО «ФСК ЕЭС» -МЭС Западной Сибири, «Сургутская ГРЭС-2» ОАО «Э.ОН Россия», Сургутская торгово-промышленная палата и другие компании. Благодаря своему расположению Сургутский государственный университет имеет уникальную возможность прямого взаимодействия с этими градообразующими предприятиями.

Стратегия технологического развития, реализуемая правительством автономного округа, основана на создании совместных научно-инновационных и образовательных центров как с Российской академией наук и ее институтами, высокотехнологичными отраслями промышленности, так и институтами развития. Подписанные губернатором Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Н.В. Комаровой соглашения с Российским фондом фундаментальных исследований и Россий-

ской академией наук существенно расширяют возможности региона по привлечению потенциала академических институтов к подготовке инженеров и усиливают научную, организационную и финансовую основу уже ведущихся работ.

Какие результаты инновационной деятельности уже есть в Сургутском государственном университете и что планируется сделать для того, чтобы он соответствовал современным требованиям, предъявляемым государством к вузам всей страны, и продолжал развиваться в соответствии с доктриной «Новые университеты для новой России»? Что необходимо предпринять для усиления роли университета как регионального центра науки и инноваций?

Прежде всего отметим, что кроме выполнения своей основной задачи - организации и ведения образовательного процесса при подготовке специалистов -Сургутский государственный университет играет роль центра притяжения инициативных групп, творческих сообществ, представителей промышленности, муниципалитета, представителей органов власти. Во взаимодействии с высококвалифицированным персоналом университета они создают основополагающие документы и стратегические планы развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Результатом такой совместной работы стала разработанная «Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года и на период до 2030 года».

В стадии завершения находится подготовка регионального научно-образовательного проекта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инженеры XXI века». Стратегическая цель проекта - устойчивое социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и г. Сургута.

Эта образовательная инициатива является результатом совместной работы правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Научно-исследовательского института системных исследований Российской академии наук, Российского федерального ядерного центра -Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики, Московского педагогического государственного университета, Сургутского государственного университета. Она направлена на формирование системы подготовки инженерных кадров, соответствующих требованиям инновационного развития вуза и региона. Этот проект призван обеспечить технологический паритет во всех отраслях производства. Основными направлениями развития инженерного образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на этот момент являются нефтегазодобыча, транспортировка углеводородов, ле-сопереработка, биологические и биомедицинские технологии.

Для нашего автономного округа важны не только подготовка, но и закрепление в регионе высококвалифицированных инженерных кадров. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югры хотя и сохраняется положительный демографический баланс, но все же существует угроза утечки талантов, что, в частности, связано с факторами, ограничивающими привлекательность региона: это географическая изолированность оттра-диционных центров культурной и социальной активности, тяжелые климатические условия и др. Поэтому достаточно сложной, но крайне важной задачей является создание условий для удержания талантливых молодых инженеров в Югре.

В образовательной политике университета, который в декабре 2014 года прошел очередную ак-кредитационную экспертизу Ро-собрнадзора, уже определена

перспектива развития вуза в составе инновационно-образовательного комплекса, создаваемого в Сургуте.

Для координации разработки концепции и стратегии инновационно-образовательного комплекса в университете действует научно-проектный центр «Сатрив-идга». Концепция комплекса, основными направлениями деятельности которого являются инженерное, строительное, медицинское, естественнонаучное и педагогическое образование, утверждена на заседании рабочей группы инвестиционного проекта развития пойменной части реки Обь в г. Сургуте в декабре 2014 года. Это событие послужило стимулом для дальнейшего развития университета.

Создание кампуса в автономном округе обеспечит формирование гибкой локально-сконцентрированной инновационно-ориентированной, образовательной, учебно-производственной, социально-бытовой инфраструктуры, отвечающей современным требованиям. В инновационно-образовательном комплексе возможна оптимальная реализация системного подхода «наука - образование - производство». Такой подход воплощает активно разрабатываемую в настоящее время модель «тройной спирали» -выстраивание эффективного сотрудничества, взаимодействия между властью, бизнесом и уни -верситетом. В этой модели главной движущей силой инновационного развития представлен университет [3].

Эффективность реализации системного подхода в организации образовательной политики вуза подкрепляется и анализом результатов зарубежных командировок. В мировой практике принято использовать результаты оценки и сравнения какого-либо проекта, программы с показателями деятельности, результатами признанных мировых (отраслевых)

лидеров в соответствующей сфере для получения информации, которая поможет новой структуре избежать ошибок и как можно быстрее достичь желаемых целей.

Именно поэтому Международный банк реконструкции и развития в содружестве с Британским советом в рамках работы над проектом будущего комплекса организовал поездку группы ученых и сотрудников Сургутского государственного университета в Великобританию (в города Абердин, Эдинбург) и Норвегию (в г. Ста-вангер).

В Абердине, как и в Сургуте, благополучие региона зависит от динамичной работы прежде всего нефтегазового сектора экономики. Современный Университет Абердина (University of Aberdeen) предлагает прекрасные условия для учебы и научных исследований. Абердин - это нефтяная столица Европы, соответственно, в университете осуществляется высококачественное обучение для специалистов нефтегазовой отрасли, в том числе по программам менеджмента бизнеса в сфере энергетики.

Университет Роберта Гордона (Robert Gordon University) обрел статус университета в 1992 году. В данном случае это образец тесного взаимодействия университетской науки и нефтедобывающей отрасли экономики, что повлияло на структуру кампуса, набор образовательных программ, материально-техническое оснащение университета.

В Эдинбурге научным центром является кампус Университета Хэриота и Уатта (Harriot-Watt University), который является одним из лучших университетов Великобритании в преподавании бизнес-дисциплин. Именно здесь располагается знаменитая Эдинбургская бизнес-школа (Edinburgh Business School). Специфика этого образовательного учреждения заключается и в том, что он в свое время переме-

стился из центра Эдинбурга в его пригород, на территорию, специально спроектированную под кампус. Это позволило создать комфортную среду для научных исследований, обучения, отдыха и проживания сотрудников университета и студентов.

В Университете Ставангера (University of Stavanger) в качестве опорных элементов созданной в нем сети выступают Национальная нефтяная компания «Statoil», крупнейший зарубежный филиал американской нефтяной компании «ConocoPhillips», организация «Экономическое развитие большого Ставангера», учредителем которой являются 15 муниципалитетов, входящих в городскую агломерацию Ставангер, а также Торговая палата района Ставангер. Академические структуры представлены Университетом Ставан-гера и Международным научно-исследовательским институтом Ставангера «IRIS».

Каждая из опорных структур ориентирована на решение своих задач. Однако присутствие и ведущая роль нефтяных компаний задают главную стратегическую цель кампуса Ставангера - это повышение эффективности эксплуатации месторождений нефти и газа норвежского морского шельфа.

Таким образом, успешное развитие кампусов основано на том, что университеты являются центрами научно-образовательных комплексов. На их базе выполняются фундаментальные и прикладные исследования. Наука в мировых вузах, как отмечается и в программе «Развитие науки и технологий», является их конкурентным преимуществом [1]. Комплексное развитие вузовского сектора науки является одним из основных направлений развития и Сургутского государственного университета.

Одним из важных событий в научной жизни нашего университета стало создание в 2014 году на

базе Политехнического института суперкомпьютерного центра. С его открытием вуз получил возможность не только поднять профессиональную подготовку студентов на качественно более высокий уровень, но и эффективно заниматься научно-исследовательской работой в тесном контакте с предприятиями, решать их практические задачи.

Коллектив Сургутского государственного университета осознает не только свою ответственность за подготовку инженерных кадров, востребованных на рынке труда, но и прекрасно понимает, что только во взаимодействии со специалистами предприятий региона можно добиться желаемого результата - обеспечить Югру квалифицированными кадрами.

В настоящее время в системе инженерного образования страны имеются серьезные проблемы. Одну из них на съезде Российского Союза ректоров обозначал его президент В.А. Садовничий: это разрыв звеньев цепи «образование - фундаментальные исследования - научный результат - внедрение его в технологию и производство» [4].

Над решением этой проблемы работает сейчас университет в содружестве с попечительским советом, который возглавляет А.Л. Сидоров, уполномоченный по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре. В ректорате особое внимание уделяется выстраиванию долгосрочных партнерских отношений в системе непрерывного образования «школа - колледж -вуз - предприятие» с целью качественной профессиональной подготовки инженерных кадров в Сургутском государственном университете для предприятий региона. На собраниях попечительского совета в формате круглого стола обсуждаются проблемы повышения эффективности образования в университете. Особенностью ноябрьского собрания 2014

года стало единодушное признание представителями фундаментальной науки, образовательных учреждений разного уровня и профиля, промышленных предприятий и муниципальной власти необходимости дальнейшего развития практико-ориентированного образования в университете. Благодаря продуманной образовательной политике в вузе подготовлена основа для реализации инновационных направлений такого вида образования. Одним из результатов совместной деятельности специалистов предприятий и Сургутского государственного университета стало открытие базовой кафедры управления жизненным циклом информационных систем в Политехническом институте университета.

Базовая кафедра, созданная по инициативе ООО «Сургутнефтегаз», позволяет эффективно организовать учебный процесс, чтобы студенты были непосредственно вовлечены в решение проблем реального предприятия. Являясь учебно-научным структурным подразделением университета, базовая кафедра призвана сформировать стратегические партнерские отношения в совместной научной деятельности и образовательном процессе. Специалисты предприятия осознают при этом специфику учебного процесса, а преподаватели Политехнического института имеют возможность постоянно повышать свою профессиональную компетентность. В образовательную программу подготовки специалистов включен и производственный компонент, отражающий национально-региональные особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Опыт деятельности новой структуры решено распространить на такие важные для регионального образования и местной промышленности направления подготовки кадров, как «Строительство» и «Энергетика».

Нашими партнерами в создании еще одной базовой кафедры «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» стали ОАО «Мегафон», «Вымпел-Коммуникации», «Мобильные Телесистемы». Открытие базовых кафедр носит стратегический характер для сотрудничества университета с крупными государственными и частными компаниями. Студенты и преподаватели базовых кафедр, решая прикладные задачи, получают возможность внедрять в производство собственные разработки, создавая условия для импор-тозамещения.

Взаимовыгодная деятельность Сургутского государственного университета со специалистами промышленных предприятий отражена в решении многих вопросов практико-ориентированного образования. На собраниях попечительского совета или совместных совещаниях на территории предприятий обсуждается целый спектр направлений совместной деятельности. Это создание рабочих групп, в состав которых должны войти ведущие преподаватели профильных кафедр университета и высококвалифицированные сотрудники ведущих предприятий г. Сургута; участие специалистов предприятий в разработке профессиональных стандартов отрасли и формировании нового профессионального облика инженера в системе «вуз - предприятие»; совместная работа над содержанием учебных планов университета, составленных в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования; совершенствование содержания производственной практики и привлечение высококвалифицированных специалистов к научно-исследовательской работе студентов на уровне кураторства

при выполнении курсовых проектов и выпускных квалификационных работ; участие специалистов предприятий в качестве экспертов при государственной аттестации выпускников. Выработанные во время совещаний совместные решения стали определяющими компонентами образовательной политики университета, в основу которой закладывается система «наука - образование - производство». Руководители предприятий, многие из которых являются членами попечительского совета, намерены активно продолжать сотрудничать с университетом как в процессе подготовки молодых специалистов, так и научно-исследовательской работе. Обоснования такого подхода к определению стратегических направлений развития университета мы находим во всех документах Министерства образования и науки, выступлениях Президента страны, президента Российского Союза ректоров.

Современные условия развития экономики требуют установления прочных связей между наукой, образованием и производством, поэтому вуз должен обеспечить свой регион научными и производственными кадрами. Такая кооперация должна основываться на стратегии развития, предполагающей постоянное совершенствование вузовского сектора науки; строгом выполнении всех положений тех соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве, которые заключены с предприятиями; постоянном изучении потребностей региона в кадрах. При этом необходимо учитывать данные социологических исследований, например, оценку ресурсов общеобразовательных учреждений в подготовке абитуриентов, анализ потребностей молодежи.

В заключение сделаем вывод, что кооперация Сургутского государственного университета с предприятиями региона (бизнесом), властями регионального и муниципального уровней очень важна и жизненно необходима.

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы / Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4 %D0%BE%D0%BA%D1%83%D0% BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D 1%8B/4125/%D1%84%D0%B0%D 0%B9%D0%BB/3083/M0N-r-907_ ot_17.04.2014_g..pdf (дата обращения: 19.01.2015).

2. Дополнительные и обосновывающие материалы к государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» / Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%B A%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0% BD%D1%82%D1%8B/4125/%D1%8 4%D0%B0%D0%B9%D0%BB/3084/ Dopolnitel'nye_materialy.pdf (дата обращения: 19.01.15).

3. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / пер. с англ; под ред. А.Ф. Уварова. Томск, 2010.

4. Новые университеты для новой России (университетская доктрина) // Материалы X съезда Российского Союза ректоров (30 октября 2014 года). М.: МГУ, 2014. 21 с.

5. Послание Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года. URL: http://kremlin. ru/news/47173 (дата обращения: 19.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.