Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛАСТЕРНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА'

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛАСТЕРНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / МУЛЬТИПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИЯ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идигова Л.М., Юсупова А.М., Магомадов И.Р.

В статье описывается структура формирования кластерной социально-экономической системы региона с внедрением проектного подхода в управлении кластерами с учетом международных практик в формировании кластеров и кластерной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT APPROACH IN FORMING A CLUSTER OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION

The article describes the structure of the cluster formation of socio-economic system in the region with the implementation of the project approach in the management of clusters based on international practices in the formation of clusters and cluster policy.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛАСТЕРНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА»

чение расхода мутона, необходимого для изготовления капюшона, что позволяет сбалансировать себестоимость изделия.

На основании выше изложенного сделаем следующие выводы:

1) Основным фактором, определяющим себестоимость мехового изделия, является стоимость мехового полуфабриката, используемого для изготовления изделия;

2) Себестоимость мехового изделия определяется также расходом мехового полуфабриката, который зависит от модели и размера изделия;

3) Наиболее распространенной формой организации промышленного производства в меховой отрасли является производство по технологически-неделимым операциям;

4) Использование пушнины увеличивает потребительскую ценность и себестоимость изделия из мутона, ее доля в себестоимости в зависимости от модели составляет не менее 28%.

Литература

1. UNdata [Электронный ресурс]: База данных статистической информации ООН / United Nations Statistics Division,2014 - URL: http: //data.un.org/Data.aspx?d=POP&f=tableCode %3a240 (09.01.2014).

2. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 471с.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/Пер. 16-го. Англ. Изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 472-474.

4. Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием):учебник. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - С. 182-185.

УДК 332.1

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛАСТЕРНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Идигова Л. М., доктор экономических наук, профессор Юсупова А. М., соискатель Магомадов И. Р., председатель профсоюзного комитета студентов

ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет»

PROJECT APPROACH IN FORMING A CLUSTER OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

OF THE REGION

Idigova L. M., Professor, Doctor of Economic Sciences Yusupova A. Sh., Seeker of Scientific Degree, Senior teacher Magomadov I. R., Chairman of the trade union committee of students Chechen state university

FSBEIHPE «Chechen State University»

В статье описывается структура формирования кластерной социально-экономической системы региона с внедрением проектного подхода в управлении кластерами с учетом международных практик в формировании кластеров и кластерной политики.

Ключевые слова: кластер, мультипроект, государственно-частное партнерство, инновация, регион.

The article describes the structure of the cluster formation of socio-economic system in the region with the implementation of the project approach in the management of clusters based on international practices in the formation of clusters and cluster policy.

Key words: cluster, multiproject, public-private partnerships, innovation, region.

Одной из причин замедленного развития социально-экономической системы является отсутствие четко структурированной кластерной

политики региона. В подтверждение этому есть ряд обстоятельств. Во-первых, с точки зрения синергетики - государство должно создать все

необходимые условия для совершенствования своей социально-экономической системы на региональном и микроуровнях управления. Во-вторых, наряду с активизацией процесса глобализации современное экономическое развитие характеризуется все возрастающей регионализацией, когда близость создателей интеллектуально-технологических ресурсов и бизнеса имеет решающее значение для достижения успеха в инновационной сфере. В-третьих, в развитых странах все большее распространение получает тенденция широкой торгово-промышленной специализации, которая обусловлена сосредоточивать профильные виды производства в регионах. В-четвертых, местные правительства достаточно компетентны и опытны в партнерских отношениях с частным сектором, они могут оказывать существенное влияние на соответствующие программы и расходы, имея в распоряжении средства местного бюджета. В-пятых, местные органы управления мобильней, ближе к субъектам хозяйствования, чем национальные правительственные организации.

Процессы глобализации, усиления конкуренции, мировой финансовый кризис, развитие информационно-компьютерных технологий, постоянно растущая связь между рынками капитала и новыми технологиями, усиление социальной ориентации последних, масштабный характер функционирования знаний, технологий, продуктов и услуг, обусловили возникновение кластеров как основы инновационного развития регионов и страны в целом. Проблема формирования кластеров для целей инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономических систем является актуальной для многих стран догоняющего развития [1]. В основе кластерного развития основным понятием является «кластер», по существу представляющий собой общую систему географически близкорасположенных взаимосвязанных организаций и компаний. Поставщики, производители и покупатели и связанные с ними организации образовательных учреждений, органы государственной и региональной власти, инфраструктурные компании, действуют в общей сфере и дополняют друг друга.

В соответствии с институциональной теорией, источником экономического роста и повышения конкурентоспособности в условиях нестабильной внешней среды является ресурс межличностных отношений, основанных на доверии и сотрудничестве между хозяйствующими субъектами, представляющий социальный капитал.

Таким образом, вызванные глобализацией и несовершенством инновационных систем проблемы инновационного развития России и ее регионов, роль кластеров в социально-экономическом развитии стран и регионов, положительный опыт применения кластерной концепции в зарубежных странах и недостаточная разработанность методологии и методики кластерного подхода в инновационном развитии экономик предопределили актуальность исследования [4].

Цель исследования - разработать теоретико-методологические и методические основы формирования региональной кластерной стратегии для обеспечения устойчивого инновационного развития региона.

Теоретико-методологические основы формирования региональной кластерной стратегии

Проведенный анализ зарубежного опыта формирования кластерной политики позволил сделать следующие выводы:

1) существуют национальные особенности кластерной политики (стратегии стран в кластерной политике различаются в зависимости от национальных традиций и культуры процесса формирования политики, а также концепции кластера);

2) присутствует многообразие стратегических кластерных альтернатив, которые определяются национальными особенностями и принятой кластерной концепцией;

3) кластерные политики государств различаются по степени вмешательства правительства в процесс кластеризации;

4) методические основы формирования кластерной политики не разработаны.

С учетом обоснованных автором теоретических основ кластера и кластерного подхода, концепции управления конкурентоспособностью экономических систем на основе организации кластеров, зарубежного опыта формирования кластерной политики, а также научного подхода к процессу выработки и осуществления политики, предлагаются следующие теоретико-методологические основы разработки и осуществления региональной кластерной стратегии в Чеченской Республике.

Значительная роль в кластеризации зарубежных экономик принадлежит некоммерческим организациям - промышленным ассоциациям. Они выступают инициаторами создания кластеров в регионе, оказывают помощь в разработке национальной/региональной стратегии конкурентоспособности посредством предоставления информации об уровне конкуренции, требованиях покупателей, новых рыночных возможно-

стях и др. Ассоциации способствуют повышению конкурентоспособности кластера за счет учреждения связей между субъектами кластера, а также взаимодействия с местными органами управления и правительством страны по вопросам совершенствования законодательства.

Деловые сообщества в форме некоммерческих организаций становятся субъектом права для инициирования законодательных реформ по поддержке кластеров, для взаимосвязей с зарубежными инвесторами по привлечению инвестиций в кластеры, установления и расширения торгово-экономических связей с зарубежными региональными администрациями в целях развития приграничного сотрудничества. В условиях глобализации и регионализации, развития международного сотрудничества в рамках СНГ, ЕврАзЭС, организация интернациональных кластеров имеет большое значение для экономического роста и повышения конкурентоспособности республики [3].

Центральным этапом формирования кластерной политики является разработка кластерной стратегии, которая, в соответствии с принципом многоуровневости формирования, должна разрабатываться на уровне государства (национальная), на местном уровне (региональная) и на уровне субъектов кластеров (микро-уровень). Исходя из обозначенного системного подхода, кумулятивного характера процессов кластеризации, а также роли кластеров в повышении конкурентоспособности экономических систем, региональная кластерная стратегия должна быть составной частью стратегии социально-экономического развития региона.

На основе результатов исследования кластеров генерируются стратегические альтернативы. Оптимальный набор стратегических альтернатив определяется в зависимости, во-первых, от стадии жизненного цикла кластеров: возникающие, кластеры в стадии развития, кластеры в стадии упадка. Например, для возникающих кластеров стратегиями поддержки их развития могут быть просвещение и популяризация кластерного подхода, обеспечение форума для конструктивного диалога между участниками кластеров, привлечение иностранных инвестиций в кластер, экономическое стимулирование сетевого сотрудничества в науке, образовании, маркетинге и сбыте.

Для кластеров в стадии развития - поддержка предпринимательства, расширение источников финансирования, трансфер технологий в кластере, проведение совместных маркетинговых исследований и сбыта на внешних рынках, развитие приграничного сотрудничества, прове-

дение совместных разработок новой продукции для субъектов кластера.

Для кластеров в стадии упадка - создание банка инвестиционных проектов в кластере, создание объектов финансовой инфраструктуры в регионе (общества взаимного кредитования, венчурные фонды и др.), привлечение иностранных инвестиций в кластер, расширение приграничного сотрудничества и сбыта на внешнем рынке.

Во-вторых, стратегические альтернативы будут зависеть от степени развития кластерных отношений. Например, оптимальная стратегия для реальных кластеров будет отличаться от стратегии для потенциальных кластеров. Так, стратегическими альтернативами для потенциальных кластеров могут быть следующие: просвещение и популяризация кластеров, экономическое образование специалистов органов государственного, регионального управления и менеджеров предприятий, организационное объединение субъектов в некоммерческую организацию, разработка методов экономического стимулирования кластеров и др.

Для реальных кластеров, которые уже организационно оформлены (создана некоммерческая организация) и налажены отношения сотрудничества, стратегическими альтернативами могут быть: создание общей деловой инфраструктуры для кластера, привлечение иностранных инвестиций в кластер, осуществление программ совместного сбыта на внешних рынках, совместных научных разработок и др. [2].

Оптимальная стратегия для кластеров, которые можно охарактеризовать как очень локализованные, широкие, глубокие, с высокой конкурентоспособностью, в которых доминируют малые и средние предприятия и преобладают долгосрочные отношения, будет существенно отличаться от стратегии для тех кластеров, которые рассредоточены, узкие, мелкие, имеют низкую конкурентоспособность.

В-третьих, стратегические альтернативы зависят от целей и приоритетов в формировании кластерных связей и сотрудничества. Программы кластерного развития могут быть сконцентрированы на следующих направлениях: расширении и углублении местного рынка; привлечении иностранных инвесторов; сочетании этих двух направлений. По этому фактору формирования кластерной стратегии возможны следующие стратегические альтернативы:

• стратегия национального/регионального кластера, целью которой является повышение конкурентоспособности страны/региона путем выявления кластеров в стране/регионе и созда-

ния мер по их развитию. Преимущество этой стратегии в том, что она способствует созданию особых конкурентных преимуществ страны/региона, которые сложно скопировать;

• стратегия интернациональных кластеров, которая предполагает создание кластеров путем привлечения иностранных инвесторов и внешних поставщиков. Преимущество этой стратегии заключается в быстром развитии региональной экономики. Слабая сторона этой стратегии состоит в том, что интернациональные кластеры являются предметом для копирования и конкуренции. Кроме того, существует риск, что иностранные инвесторы по каким-либо причинам могут свернуть свои мощности и уйти с рынка;

• смешанная стратегия, согласно которой объединяются стратегия национального/регионального кластерного развития и стратегия интернационального кластера. Смешанная стратегия, будучи по существу привлекательной, может привести к неопределенности и конкуренции среди стратегий, направленных на местные и иностранные предприятия.

Таким образом, оптимальный набор стратегических альтернатив будет зависеть от существующих местных ресурсов и изначальных возможностей самого кластера, а также от проводимой кластерной политики. Выбор стратегических кластерных альтернатив осуществляется по следующим критериям: осуществимость, достижимость цели, ресурсообеспеченность, минимальный риск, период реализации стратегии.

На основе определенных кластерных стратегий разрабатывается кластерная программа, включающая: мероприятия, сроки, затраты, источники финансирования, ответственных исполнителей. Кластерная программа разрабатывается по приоритетным направлениям, выявленным в ходе анализа, и состоит из отдельных проектов, таких как проект развития кластерных инициатив, организации конкретного кластера (например, туристического кластера, кластера обуви, льна и т. д.), проект создания кластерной инфраструктуры, трансграничного сотрудничества кластеров, технического развития поставщиков и др. Таким образом, программа может формироваться как мультипроект государственно-частного партнерства.

Отличительной особенностью этого подхода является широкое вовлечение в процесс планирования представителей различных гражданских инициатив, бизнес-сообществ, ученых и специалистов на всех этапах, т.е. он позволяет реализовать принципы государственно-частного партнерства, что повышает объективность, эко-

номическую эффективность и достижимость программ. Это создается на основе организационной структуре управления проектом, включая координационный или попечительский совет, панельные группы для проведения мониторинга и анализа, разработки мероприятий, планирование финансовых потоков и контролирующий орган.

Государственными заказчиками региональных кластерных программ могут выступать облисполкомы, разработчиками могут быть научно-исследовательские, консалтинговые организации, высшие учебные заведения, центры поддержки предпринимательства, региональные агентства по экономическому развитию, центры маркетинга. Организационное и финансовое обеспечение может осуществляться международными донорскими организациями. В случае привлечения международных организаций к организации и финансированию кластерной программы, она приобретает статус государственно-частно-международной программы.

В отличие от существующих методов планирования, метод проектного управления и финансирования имеет ряд преимуществ: повышает научную обоснованность кластерной стратегии и комплексное решение проблемы благодаря построению логико-структурной матрицы, обеспечивает соответствие проектов достижению стратегических целей более высокого уровня за счет взаимоувязки целей и достижение целей проекта; расширяет источники финансирования за счет совместного использования ресурсов государства, бизнеса и международных организаций, позволяет эффективно управлять ресурсами, сроками, бюджетом благодаря разработанной системе мониторинга и оценки, что в совокупности позволит субъектам регионального управления разрабатывать и реализовывать эффективные кластерные программы с целью повышения конкурентоспособности кластеров и регионов.

Литература

1. Шилец Е.С. «Управление международной конкурентоспособностью на основе разработки и реализации кластерной политики».

2. Аблаев Р.И. «Разработка и реализация кластерной стратегии управления реальным сектором экономики».

3. Идигова Л.М., Таймасханов И.М. «Оценка состояния и приоритеты развития экономики Чеченской Республики с учетом среднесрочных социально-экономических задач // Агропродо-вольственная политика России. - №11. - 2012. - С.24-32.

4. Идигова Л.М., Таймасханов И.М., Осма-ев Д.С. «Приоритеты формирования инновационного потенциала региона» // Научно-

экономический журнал. Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом, «ВНИОЭНГ». - М. - №6. - 2013. - С. 17-21.

УДК - 338.518:624.01

КОНЦЕПЦИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАРАСТАЮЩЕГО ИЗНОСА ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТАХ

Казиев В. М., кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

THE CONCEPT OF COMPENSATION OF INCREASING DETERIORATION OF BUILDINGS

AT THE LOWEST OPERATING COST

Kaziev V. M., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Для эффективного возмещения нарастающего износа зданий необходимы мероприятия по обеспечению заданного срока их службы при минимальных эксплуатационных затратах. Для воспроизводства утраченной стоимости жилых зданий необходимо создавать накопления средств, которые образуют специальный «денежный фонд, фонд возмещения, предназначенный для восстановления зданий. Особую актуальность приобретают вопросы безремонтной эксплуатации, создания долговечных конструкций, не требующих капитального ремонта, а только возобновления защитных покрытий, выполняющих и эстетические функции.

Ключевые слова: износ, текущий ремонт, капитальный ремонт, фонд возмещения, конструктивные элементы.

There are some activities required to effectively compensate the growing deterioration of buildings. These measures provide the set time at the lowest operating cost. It is necessary to accumulate funds, so called fund for compensation, to reproduce the lost value of buildings. The issues related to maintenance - free operations, development of both strong and durable constructions, which require no overhaul but resumption of protective coatings, are of a special urgency.

Key words: deterioration, maintenance, overhaul, fund for compensation, elements of construction

Предельный срок службы, в течение которого здания и сооружения не утрачивают необходимых эксплуатационных качеств, определяется сроком службы основных конструкций - «фундаментов, перекрытий, несущих стен или каркаса, и варьируются от 150 до 50 лет (не сменяемые элементы), и другими конструктивными элементами, такими как, заполнение стен, полы, кровля, двери, оконные переплеты и пр. (сменяемые элементы), обладающих меньшей долговечностью, со сроком службы от 50 до 6 лет» [2,10], которые изнашиваются быстрее.

Износ связан со старением материалов. Интенсивность старения различна во времени. С первых дней эксплуатации все конструкции зданий изменяются под воздействием физико-

механических и химических факторов, постепенно снижая свои прочностные характеристики. Замедление или возмещение износа достигается благодаря проведению профилактических и капитальных ремонтов, см. рис. 1, кривая восстановления износа за счет ремонта. Следовательно, необходимо согласовывать периодичность капитальных ремонтов с интенсивностью износа объекта и отдельных его элементов.

«Срок службы здания без капитального ремонта, примерно будет равен времени естественного износа» [1, с. 11], см. рис. 1, кривая естественного износа.

С целью предупреждения преждевременного износа, предотвращения аварий, а также для поддержания жилых зданий, и их инженерного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.