Научная статья на тему 'Кластер - инструмент эффективной региональной экономической политики'

Кластер - инструмент эффективной региональной экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Позмогова Светлана Борисовна

Рассмотрены вопросы формирования и развития интегрированных корпоративных структур в региональном производственно-строительном комплексе, структурированы предпосылки формирования кластера, предложен алгоритм формирования регионального строительного кластера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластер - инструмент эффективной региональной экономической политики»

ЭКОНОМИКА

УДК 338.45:69 С. Б. ПОЗМОГОВА

КЛАСТЕР - ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Рассмотрены вопросы формирования и развития интегрированных корпоративных структур в региональном производственно-строительном комплексе, структурированы предпосылки формирования кластера, предложен алгоритм формирования регионального строительного кластера.

Ключевые слова: интегрированные корпоративные структуры, кластерная политика, природно-ресурсный потенциал, региональная экономика.

Наиболее эффективным инструментом региональной экономической политики во всём мире признаётся кластерный подход. Деятельность по реализации кластерного подхода может быть обозначена как кластеризация и представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными институтами с целью ассоциации предприятий в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества.

Для исследования сущности кластерной политики следует рассмотреть различные её типологии. М. Энрайт предложил рассматривать четыре типа кластерной политики, представленные в таблице 1, отличающиеся механизмами её проведения [1].

На рис. 1 схематично представлены предпосылки формирования регионального строительного кластера.

Формирование и развитие интегрированных корпоративных структур в региональном производственно-строительном комплексе рассматривается автором как один из этапов непрерывного процесса стратегического управления. Разработка кластерного проекта включает в себя три стадии: подготовительную, основную и завершающую. Алгоритм формирования регионального строительного кластера представлен схематично на рис. 2.

© Позмогова С. Б., 2013

Конкурентные преимущества региональной экономики и предприятий, осуществляющих деятельность в рамках регионального территориального пространства, во многом зависят от ряда специфических факторов, присущих тому или иному региону.

К таким специфическим факторам относятся:

1. Географическое положение региона, его природно-ресурсный потенциал. Природно-ресурсный потенциал, характеризующий основные направления развития региона, его специализацию. Географическое положение региона влияет на формирование определённых межрегиональных связей. Чем ближе регион расположен к центру, тем больше вероятность наличия в нём благоприятного инвестиционного климата. Если регион по географическому положению является периферийным, тем больше вероятность менее благоприятного уровня инвестиционного климата и высоких инвестиционных рисков. В этом проявляется действие так называемого «волнового эффекта».

2. Экономические особенности развития региона. Все регионы различаются по степени износа основных фондов, по уровню развития технологий, по уровню доходов населения. При этом половина регионов характеризуется дефицитом бюджета. Это приводит к тому, что регионам требуется помощь из федерального бюджета. Данный факт оказывает негативное влияние на уровень экономического и финансового рисков. В итоге происходит ухудшение инвестиционного климата, а соответственно, и рост регионального инвестиционного риска.

Таблица 1

Типы кластерной политики

Тип кластерной политики Описание

Каталитическая кластерная политика Правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские фирмы) и оказывает им небольшую финансовую поддержку

Поддерживающая кластерная политика Каталитическая политика государства дополняется значительными инвестициями в инфраструктуру регионов (в образование, профессиональное обучение, маркетинг и др.), создающую благоприятную среду для развития кластеров

Директивная кластерная политика Поддерживающая функция государства осуществляется в рамках программ трансформации специализации регионов посредством развития кластеров

Интервенционистская кластерная политика Правительство активно формирует специализацию кластеров и посредством трансфертов, субсидий, административных ограничений или стимулов контролирует деятельность фирм в кластерах.

Предпосылки формирования кластеров

Устойчивая положительная динамика роста промышленного производства

Наличие развитой транспортной инфраструктуры федерального и значения

Прогрессивная динамика эффективного диалога с властью

Близость к рынкам

Обеспечение специализированной рабочей силой

Доступность специфических природных ресурсов

Экономия за счёт масштаба производства

Возможности полного доступа к информации

Работа нескольких предприятий региона на одного заказчика (отрасль)

Рис. 1. Предпосылки формирования регионального строительного кластера

I стадия

III стадия

Оценка территориально-отраслевой специализации

1 г

Выделение приоритетных направлений

Отрасль, ориентируемая на вывоз Отрасль, ориентируемая на ввоз

Группа отраслей для формирующегося кластера

Формирование оптимального баланса потребности на товары

Вывозимые Ввозимые

1 1

Определение рациональности структуры

Вывоз Ввоз

Обоснование необходимости создания кластера

Выявление базовой отрасли

1 г

Ядро строительного кластера

г

Выявление территориальных производственных возможностей

1 г

В случае достаточной аргументации

Формирование кластера

1 г

Выработка стратегий развития кластера

1 г

да

В случае достаточной аргументации

Оценка полученного эффекта

1 г

Корректировка программы развития кластера

Рис. 2. Алгоритм формирования региональных кластеров

3. Законодательные особенности. Все регионы различаются по уровню развития инвестиционного регионального законодательства. Законодательные условия инвестирования регулируют возможности вложения капитала в те или иные сферы или отрасли. Большинство инвесторов (особенно иностранные инвесторы) в значительной степени реагирует на наличие соответствующих законодательных актов, касающихся инвестиций. Чем больше условий для инвестиционной деятельности в регионе с точки зрения законодательства, тем ниже уровень законодательного риска, а соответственно, и регионального инвестиционного риска.

4. Политические факторы. Регионы различаются по уровню политической стабильности.

Изменение системы выборов в местные органы власти, назначение новых глав регионов напрямую влияет на уровень политического риска. Политические процессы и реакция на них различаются на федеральном и региональном уровнях. В регионах политические риски могут быть выше, чем в общем по России. Соответственно инвестиционный риск на уровне региона также может быть более высоким.

5. Факторы, связанные с темпами проводимых реформ. Регионы зачастую характеризуются не только разными темпами осуществления реформ, но и разной их направленностью. Этот факт усиливает уровень дифференциации между регионами, затрудняет их взаимодействие. В итоге происходит рост инвестиционных рисков.

6. Факторы инфраструктурного развития района. Регионы различаются по уровню развития рыночной и производственной инфраструктур. Отдельно стоит отметить наличие банковских учреждений, как существенной составляющей инфраструктуры, которая играет важную роль в наличии у региона инвестиционной привлекательности. Российская банковская система характеризуется неравномерностью территориального распределения входящих в неё институтов. Экономический рост не создаёт стимулов для привлечения инвестиций в производственную сферу. Наблюдаются высокие инвестиционные риски в капиталоёмкие объекты с длительными сроками окупаемости.

Стратегический подход к управлению развитием кластера определяет возможные альтернативы и сценарии развития кластера; условия и способы поведения участников кластера; согла-

сование управленческих решений.

Строительный кластер по своей природе является разновидностью отраслевых кластеров с преобладающими горизонтальными связями между участниками. Координатором развития кластера может стать некоммерческая организация «Региональное объединение строителей».

Модель интегрированной корпоративной структуры в региональном строительном комплексе представлена на рис. 3.

Автор считает, что требование системности кластерной стратегии должно стать основным при разработке стратегий социально-экономического развития на всех уровнях управления. Необходима интеграция систем кластерного стратегического планирования по отдельным кластерам в общенациональную систему индикативного планирования.

Рис. 3. Модель формирования строительного кластера

Формирование экономического кластера региона должно начинаться с всестороннего анализа социально-экономического развития региона. Отличительной особенностью данного анализа, на наш взгляд, является разделение всех секторов экономики на основные и поддерживающие отрасли. С этой целью был проведён анализ строительной, добывающей и перерабатывающей отраслей.

Анализ генезиса строительного комплекса, его современной структуры особенностей жизненного цикла реализации строительных проектов приводит к выводу о целесообразности создания кластеров в рамках строительного комплекса как прогрессивного и эффективного вида организации структурных взаимоотношений. Это позволит изменить содержание строитель-

ной политики в отдельных субъектах РФ, окажет значительное влияние на рост производительности на предприятиях строительного комплекса и повышение конкурентоспособности продукции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ларина, Н.И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов / Н. И. Ларина, А. И. Ма-каева // ЭКО. - 2006. - № 10.

Позмогова Светлана Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Строительное производство и материалы» УлГТУ.

УДК 332.8

Л. Г. КУЧЕПАТОВА

СУДЬБА АВАРИЙНЫХ ДОМОВ

Рассмотрены основные аспекты оценки недвижимости и расходов на её содержание. Ключевые слова: капитальный ремонт, недвижимость, реконструкция, содержание.

Для оценщиков представляет особую важность понятие экономической целесообразности, то есть насколько целесообразно реконструировать (модернизировать) физически, морально и функционально устаревшее жильё. Но, к сожалению, до сих пор автор не встречал ни одного вполне квалифицированного обоснования целесообразности использования земельного участка с такими объектами. А если учесть цену поддержания жизнеспособности тонкостенных «хрущёвок», то, на взгляд оценщика, общественной целью должен быть снос всего этого жилья ради застройки современными высотными зданиями.

Однако реально собственниками объектов,

© Кучепатова Л. Г., 2013

которые не удовлетворяют никаким нормативным показателям, является разрозненная масса лиц с сугубо частными интересами. Но и при согласованности интересов до сих пор не выработана государственная программа расселения этой части жилого фонда. А ведь именно государство, десятилетиями решавшее жилищную проблему населения, было инициатором разработки типовых проектов с использованием временных проектов и экспериментальных материалов (чего стоит качество однослойных панелей, закладных деталей в керамзитобетоне и т. д.). В итоге, при нормативном сроке эксплуатации 100 лет, уже через 30 лет дома начинают разрушаться.

Оценка недвижимости, кроме физического, предполагает расчёт морального и функционального износа. Возьмём хотя бы эти кухоньки площадью 5 кв. метров, такие же прихожие,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.