Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
Леонова Л.Б. Leonova L.B.
доцент, кандидат технических наук, докторант, доцент кафедры экономики и управления строительством и рынком недвижимости, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Кокшаров В.А. Koksharov У.А.
профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики транспорта, Уральский государственный университет
путей сообщения, г. Екатеринбург, Российская Федерация
УДК 338:519.237 DOI: 10.17122/2541-8904-2019-4-30-61-72
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В статье рассматриваются характеристики кластеров, сформулированные великими учеными-теоретиками, такими как А. Маршалл, Й. Шумпетер, Ф. Перру, М. Портер и др. Рассмотрены этапы формирования кластеров с точки зрения их конкурентоспособности, технико-экономических методов исследования, уровня охвата территории. Рассмотрены также вопросы кластерной концепции и стратегии в РФ с точки зрения поддержки их создания для реализации кластерной политики в стране.
Для создания кластеров необходимо определить следующую последовательность действий: наличие предпосылок, выявление заинтересованности и состава участников, механизм создания, оценка эффективности деятельности кластера.
Все эти составляющие авторы данной работы выявили и предложили для формирования и функционирования социально-экономического кластера в сфере ЖКХ.
Для оценки эффективности деятельности социально-экономического кластера в сфере ЖКХ авторами предложены многочисленные факторы, существенно влияющие на сферу жилищно-коммунального хозяйства. Систематизация этих факторов позволяет дать комплексную оценку и, в соответствии с предложенной авторской методикой, рассчитать интегральный показатель эффективности функционирования социально-экономического кластера и темп его роста в сфере ЖКХ.
В результате проведённых расчётов, интегральный показатель составил около 2, что говорит о существенном влиянии рассмотренных факторов на сферу ЖКХ, а расчёт темпов роста социально-экономического кластера позволит найти «болевые точки» в данной сфере.
Ключевые слова: комплексный подход, оценка эффективности деятельности, социально-экономический кластер, сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), интегральный показатель функционирования кластера, кластерная политика, методика определения интегрального показателя деятельности социально-экономического кластера.
EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY OF THE TERRiTORY
COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC CLUSTER IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
The article discusses the characteristics of clusters formulated by great theorists, such as A. Marshall. J. Schumpeter, F. Perrux, M. Porter and others. There are the stages of the formation of clusters are considered from the point of view of their competitiveness, technical and economic research methods, the level of coverage of the territory.
The issues of the cluster Concept and strategy in the Russian Federation from the point of view of supporting their creation for the implementation of cluster policy in the country are also discussed in this paper.
To create clusters, it is necessary to determine the following sequence of actions: the presence of prerequisites, the identification of interest and composition of participants, the creation mechanism, and the evaluation of the effectiveness of the cluster.
All these components, the authors of this article have identified and proposed for the formation and functioning of the socio-economic cluster in the housing and communal services.
To assess the effectiveness of the socio-economic cluster in the housing and utilities sector, the authors proposed numerous factors that significantly affect the housing and communal services. Systematization of these factors allows us to give a comprehensive assessment and, in accordance with the proposed author's methodology, calculate the integral indicator of the functioning of the socio-economic cluster in the housing and communal services and its growth rate.
As a result of the calculations, the integral indicator was about 2, which shows a significant impact of the factors considered on the housing and communal services, and the calculation of the growth rate of the socio-economic cluster will allow finding "pain points" in this area.
Key words: integrated approach, performance evaluation, socio-economic cluster, housing and communal services, integral indicator of the functioning of the cluster, cluster policy, methodology for determining the integral indicator of the socio-economic cluster.
Актуальность. Сфера ЖКХ касается жизни каждого человека. Вопросы её реформирования и модернизации всегда актуальны. За почти 30 лет существования в РФ новой экономической формации данная сфера не усилила заметно свои позиции. Многочисленные проблемы, накопившиеся в ней в последние годы, только усугубляются, несмотря на значительные усилия органов государственной власти и финансирование отрасли из бюджета. Между тем, по данным Минстроя РФ, износ коммунальной инфраструктуры в стране превысил 60 %, протяжённость ветхих теплосетей составляет 49,4 тыс. км, ветхих сетей водоснабжения и водо-отведения - 328,1 тыс. км. С 2020 по 2024 годы Минстрой России предлагает выделить из федерального бюджета на модернизацию систем теплоснабжения 120,3 млрд руб., на водоснабжение и водоотведение - 245,9 млрд руб. Причём большинство сетей, очистных
сооружений и котельных построены ещё в прошлом веке и уже не подлежат ремонту, их надо просто строить заново. Стоимость замены 1 км теплосетей, по данным специалистов, составляет сегодня порядка 17 млн руб. Плата за ЖКУ за последние 10 лет выросла в 40 раз. Поэтому финансирование со стороны потребителя осуществлять невозможно.
По мнению авторов статьи, радикально изменить ситуацию в сфере ЖКХ возможно посредством формирования социально-экономического кластера в ней. В каждом муниципальном образовании социально-экономический кластер практически уже сформировался, так как налицо наличие всех его участников: потребителей, поставщиков ресурсов, управляющих компаний, учебных заведений и др. Однако данный кластер должен быть сформирован «сверху вниз» для упорядочения связей между его участниками. И веду-
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
щую роль здесь должны сыграть региональные органы власти, в частности Министерство ЖКХ. Нельзя пустить ситуацию в сфере ЖКХ в настоящее время на самотёк, поскольку она является одной из базовых, системообразующих отраслей. А недооценить её деятельность для социально-экономической стабильности в стране просто нельзя. При создании любого агломерата, а именно социально-экономического кластера в данной сфере, встаёт вопрос об оценке эффективности его деятельности.
В связи с этим целью данного исследования является дать комплексную оценку эффективности деятельности социально-экономического кластера в сфере жилищно-коммунального хозяйства в зависимости от многочисленных факторов, влияющих на него.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты влияния различных факторов на деятельность социально-экономического кластера;
- определить основные факторы, влияющие на социально-экономический кластер;
- оценить эффективность его деятельности в зависимости от влияния комплекса факторов.
Исследование вопроса. Впервые основные характеристики кластера сформулировал английский экономист А. Маршалл (1890 г.), к которым отнес:
- присутствие на территории трудовых ресурсов в необходимом количестве с наличием необходимой квалификации;
- развитие сопутствующих отраслей;
- наличие специализированных фирм на всех этапах производственного процесса [1, 2].
А. Маршалл считал, что внешне кластер есть группа взаимосвязанных отраслей, которые локализованы в одном месте - агломерации. Они образуют общий рынок труда и технологий, а поэтому представляют выгоду для участников.
Идеи А. Маршалла продолжил Й. Шумпетер (1930 г.), сформулировав идею о том, что главными для экономического
роста являются инновации, новые технологии [3].
Последователем Й. Шумпетера стал французский экономист Ф. Перру, который позднее сформулировал концепцию «полюсов роста». По мнению ученого, полюсом роста может являться отдельный регион страны, на территории которого располагается предприятие динамично развивающейся отрасли промышленности. Такое предприятие может являться центральным и образовывать зону развития, объединяя вокруг себя фирмы поддерживающих отраслей. Следуя Й. Шумпетеру, Ф. Перру считал, что с помощью инноваций и инвестиций крупные предприятия распространяют положительный экономический эффект на фирмы, располагающиеся в регионе, а далее и на всю страну [4]. Идеи Ф. Перру получили массовое распространение в Европе (например, Ж.-Р. Бурвиль, П. Потье, Х.Р. Ласуэн, Х. Ригардсон, Т. Хэгерстранд) [5].
И уже потом М. Портер впервые (1990 г.) дал определение кластеру как группе компаний, которые:
1) расположены близко по географическому признаку;
2) осуществляют свою деятельность в одной сфере/направлении;
3) имеют возможность осуществлять коммуникацию и взаимодействие;
4) своей деятельностью дополняют и способствуют деятельности остальных членов [6].
М. Портер приводит причины, по которым кластеры повышают производительность труда и конкурентоспособность фирм:
- лучшая доступность к квалифицированному труду и поставщикам;
- доступ к специализированной информации;
- взаимодополнение;
- доступ к институтам и общественным благам;
- большая мотивация и простота оценки [6].
Именно М. Портер рассматривал кластер с позиций конкурентоспособности. Он выделяет три этапа формирования кластера:
EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY OF THE TERRiTORY
1 этап - выявление крупного предприятия и выявление предприятий поставщиков ресурсов;
2 этап - выявление образовательных, научных, финансовых предприятий;
3 этап - поддержка правительственных организаций, заинтересованных в развитии и процветании кластера [6].
Лаврикова Ю.Г. рассматривает кластеры в соответствии с технико-экономическими методами исследования, которые основаны на анализе «затраты - выпуск», картами отношений в цепочках поставщиков, данными о патентах, лицензиях. При этом речь идет о межотраслевом кластере. Объектом внимания являются межотраслевые связи отраслей, дополняющих друг друга [7].
Эксперты организации экономического сотрудничества выделяют три уровня охвата кластеров:
- макроуровень - уровень страны в целом;
- мезоуровень - уровень отрасли, подотрасли;
- микроуровень - уровень предприятия и межфирменные связи.
В «Стратегии развития РФ до 2024 года», представленной Минэкономразвития, указано на необходимость поддержки развития кластеров в промышленности и сфере услуг. На федеральном уровне разработана концепция кластерной политики в Российской Федерации, в которой декларируется развитие территориальных производственных кластеров в России в качестве важнейшего условия повышения конкурентоспособности экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнёрства. Программой социально-экономического развития РФ, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 01.2006 № 38р, отмечены необходимость определять направления развития территориально-производственных кластеров, проводить исследования и эксперименты по реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровне. Основными направлениями участия структур власти в реализации кластерного подхода являются:
- долевое финансирование аналитических исследований по созданию кластеров - обоснование структуры, целей, направления развития;
- создание в кластерах центров по обмену знаниями;
- привлечение к совместным действиям заинтересованных организаций;
- содействие выходу предприятий кластера на внешние рынки;
- проведение маркетинговых исследований;
- повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров;
- содействие коммерциализации результатов исследовательской деятельности.
Кластерный подход находит отражение в стратегии социально-экономического развития субъектов РФ и муниципалитетов. Главной причиной скептического отношения к кластеру является длительность сроков их создания - 10 и более лет, что обусловлено развитием новых технологий управления цепочками поставщиков, внедрением интернет-технологий и т.д.
Исходя из мирового опыта, можно ожидать, что кластерно-ориентированная политика в будущем станет основой развития экономики. При этом в результате реализации кластерной политики в России планируется достичь увеличения доли инновационных и наукоёмких отраслей в структуре ВНП, повысить конкурентоспособность традиционных отраслей экономики, увеличить доли малых и средних предприятий, повысить уровень занятости и обеспечить рост доходов населения в регионах.
Для реализации кластерной политики необходимо стимулировать возникновение кластерных инициатив и их реализовать.
При формировании социально-экономического кластера в сфере ЖКХ необходимо учитывать все его составляющие, поскольку он является многофункциональным и включает в себя:
• жилищное хозяйство (жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатирующих, ремонтно-строительных и других предприятий);
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
• коммунальное хозяйство, подразделяющееся на подсистемы: системы инженерного обеспечения (ресурсообеспечения), холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, газоснабжение и электроснабжение;
• общегородское коммунальное хозяйство, включающее системы внешнего благоустройства и содержание территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и утилизация твердых коммунальных отходов, зелёное хозяйство и др.), а также банно-пра-чечное, гостиничное и ритуальное хозяйства [8].
Так или иначе, сфера ЖКХ сформировалась и функционирует в любом муниципальном образовании. Жилищные и коммунальные услуги необходимы всегда и везде, а также будут востребованы всегда. А значит,
потребители данной сферы являются постоянными и полноправными участниками деятельности сферы. Важным моментом является финансирование деятельности сферы ЖКХ. Тарифы по оплате услуг устанавливают субъекты федерации, то есть региональные власти. Утверждаются тарифы региональными энергетическими комиссиями (РЭК). Федеральный уровень власти регулирует эти тарифы, устанавливая предельные индексы их повышения.
Муниципалитеты не оказывают влияние на тарифную политику, они в лице администраций отвечают за ресурсоснабжение объектов. В таблице 1 приведём функции управления социально-экономическим кластером в сфере ЖКХ на всех уровнях государственного управления.
Уровень государственного управления Выполняемые функции
Федеральный уровень • определение стратегии и Концепции деятельности сферы ЖКХ • финансирование федеральных целевых программ
Региональный уровень • выявление приоритетных задач функционирования сферы ЖКХ • проведение конкурсного отбора проектов по модернизации сферы ЖКХ • заключение концессионных соглашений с муниципалитетами и частными предприятиями по модернизации объектов инфраструктуры • финансирование договоров, заключённых в соответствии с законодательством при реализации механизмов ГЧП • утверждение тарифов на жизненно важные ресурсы (через региональные энергетические комиссии) • определение приоритетных объектов на проведение капитального ремонта • контроль над расходованием финансовых ресурсов на работы по капитальному ремонту • своевременный учёт и контроль над состоянием жилфонда • снос аварийного и ветхого жилья • контроль над планами по обеспечению населения доступным жильём
Муниципальный уровень • координация договоров и проектов при модернизации объектов инфраструктуры в рамках концессионных соглашений • контроль над своевременным и бесперебойным обеспечением потребителей сферы ЖКХ всеми необходимыми ресурсами, то есть за поставщиками ресурсов • координация и контроль над подготовкой инженерных систем жизнеобеспечения для работы в зимний период • контроль над деятельностью управляющих компаний • обеспечение и координация деятельности в сфере общегородского коммунального хозяйства • информирование и эвакуация населения в случае ЧС
Микроуровень.
Таблица 1. Уровни государственного управления социально-экономическим кластером в сфере ЖКХ и их функции (составлена авторами)
ECONOMIC SCIENCE_
EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY OF THE TERRiTORY
Предприятия сферы ЖКХ, в том числе:
Ресурсоснабжающие организации • производство ресурсов, распределение их потребителям • расчет тарифов на подачу и доставку ресурсов до потребителя
Управляющие компании • заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями • заключение договоров с ремонтно-строительными предприятиям на проведение работ по капитальному ремонту жилых домов • контроль над исполнением договоров с ресурсоснабжающими организациям и ремонтно-строительными предприятиями • установление тарифов на обслуживание и эксплуатацию объектов недвижимости • контроль над своевременной оплатой потребителей за ЖКУ
Ремонтно-строительные организации • своевременное проведение работ по капитальному ремонту жилых объектов • своевременное проведение работ по ликвидации аварийных ситуаций на объектах ЖКХ
Таким образом, социально-экономический кластер в сфере ЖКХ является достаточно уникальным, многофункциональным, на него оказывают влияние многочисленные факторы. По классификациям кластеров он сформировался с помощью «дирижистской», или «континентальной», кластерной модели в каждом муниципальном образовании РФ. С точки зрения национальных особенностей, он функционирует исключительно для внутреннего рынка, сегмент его потребления составляет 100 %, поскольку его потребителями являются всё население страны и все предприятия. С точки зрения основных его черт, выявление в нём предприятия-лидера не представляется возможным, поскольку данный кластер является многофункциональным, предоставляющим большое количество ЖКУ. Сформировался он «сверху вниз», то есть при непосредственной поддержке и участии региональных органов власти. С точки зрения методов выявления, социально-экономический кластер в сфере ЖКХ сформировался как результат действия экономии на агломерации. По уровню охвата территории он является межотраслевым, поскольку жилищные услуги предоставляет сфера строительства, а энергетические ресурсы - сфера энергетики.
Приведение к единообразным стандартам действий органов власти и управления потребует от субъекта федерации, муниципалитетов рассмотрения их собственных возможностей создания и развития кластеров. Для
этого необходимо формирование модельного представления о концепции построения и развития кластеров
Романова О.В. и др. отмечают, что концепция формирования и развития кластера на территории должна отражать ряд принципиальных позиций [9]:
1. Наличие экономических предпосылок создания кластера. Для этого необходимы:
- анализ состояния отрасли специализации в стране и на отдельной территории;
- выделение приоритетов, методов и инструментов государственной поддержки его развития.
2. Выявление заинтересованности участников в создании кластера. Реализация этого принципа предполагает определение экономических мотивов вхождения в кластер:
- извлечение прибыли;
- усиление роли инноваций, знаний, индивидуального и коллективного обучения;
- агломерационный эффект - минимизация издержек, рост конкурентоспособности;
- конкуренция;
- усиление преимуществ территории вследствие увеличения внешних экономий.
3. Определение состава участников кластера. Основными участниками кластера являются:
- предприятия, специализирующиеся на профильных видах деятельности;
- предприятия - поставщики продукции;
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
- организации рыночной инфраструктуры (консалтинговые, кредитные, страховые, лизинговые, логистика и др.);
- научно-исследовательские и образовательные организации;
- некоммерческие и общественные организации;
- организации инновационной инфраструктуры и поддержки малого и среднего бизнеса.
Состав участников кластера формируется под воздействием институциональной и социальной среды хозяйственной деятельности. Институциональная среда (внешняя и внутренняя) определяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов.
Эффективность функционирования кластера зависит от взаимодействия с органами власти. Создание кластера может происходить по принципу «снизу вверх» - активная поддержка территориальной властью, в том числе муниципалитетами, «сверху вниз» -инициируется федеральными властными структурами.
4. Механизм создания кластера. Под кластерным механизмом понимается реализация определённого алгоритма действий, осуществление которых происходит посредством сопряжения экономических интересов институтов территорий.
Для разработки механизма можно выделить:
- консолидацию инвестиций, технологий, навыков, информации;
- объединение предприятий и организаций;
- сотрудничество - согласование интересов и действий власти и бизнеса для оптимизации путей развития;
- диверсификацию межотраслевых связей - доступность внутри кластера различных источников технологических знаний и связей.
При формировании и функционировании кластера необходимо комплексно оценить его по определённым параметрам:
1. Оценка конкурентоспособности кластера.
В этом случае должна отслеживаться целесообразность создания кластера в системе взаимоотношений «рынки - потребители». Конкурентоспособность кластера может быть описана долей кластера в добавленной стоимости территории, величины прибыли, инвестиций в новые технологии и человеческий капитал.
2. Оценка эффективности создания кластера.
Под оценкой эффективности создания кластера понимают идентификацию развития оказания услуг, инновационного обмена.
Ожидаемые результаты от создания кластера дифференцируются в зависимости от интересов его участников. Эффективность участия хозяйствующих субъектов может быть подтверждена следующими показателями:
- динамика изменения основных показателей (рентабельность, объемы, фондоотдача и др.);
- увеличение объёма привлекаемых инвестиций;
- увеличение доли интеллектуального продукта и т.д.
3. Стратегия развития кластера.
Ключевыми результатами при выборе
стратегии рассматриваются степень и форма государственного участия, прогнозируемые результаты.
Федеральные органы власти должны нести ответственность за безопасность страны и конкурентоспособное развитие отраслей, определяя общую стратегию. Региональная политика должна быть направлена на интеграцию межотраслевой кооперации предприятий. Муниципальные возможности должны опираться на естественный потенциал муниципального образования.
Формирование концептуальных основ создания кластера требует наличия базы данных, позволяющих определить экономические предпосылки, круг участников, стратегические сценарии и ожидаемую результативность. Однако в настоящее время таковая, особенно для ЖКХ, отсутствует. Поэтому считаем целесообразным в дальнейшем рабо-
EcONOMicS AND MANAGEMENT iN THE iNDuSTRiES AND AREAS OF AcTiViTY OF THE TERRiTORY
тать над созданием такой базы данных для сферы ЖКХ.
В работе Баженова С.И. отмечено, что существуют разные подходы к развитию кластеров в мировой практике. Авторами работы выделены две группы стран, реализующих кластерную политику:
1. «Англосаксонская» кластерная политика. Основной принцип: кластер - это рыночный организм, роль центральной власти состоит в том, чтобы не мешать его развитию. Такую кластерную политику проводят США, Великобритания и Австралия.
2. «Континентальная» политика развития кластеров. При этом главную роль играет государство, которое отдаёт приоритет при формировании тех или иных кластеров, а также финансирует проекты развития наиболее важных кластеров. Такую политику проводят такие страны, как Швеция, Франция, Сингапур, Япония, Корея [10].
Для формирования кластера необходимо сформировать кластерную политику, стратегической целью которой является устойчивое развитие, повышение эффективности и качества производственного потенциала ведущей промышленной отрасли региона, отвечающего экономическим, экологическим и соци-
альным нуждам, учитывающего интересы будущих поколений [11].
При этом в результате реализации кластерной политики в России планируется достичь увеличения доли инновационных и наукоёмких отраслей в структуре ВНП, повысить конкурентоспособность традиционных отраслей экономики, увеличить доли малых и средних предприятий, повысить уровень занятости и обеспечить рост доходов населения в регионах.
Исходя из анализа кластеров, можно отметить, что все мировые кластеры сформированы в отраслях, производящих продукцию. В мире нет кластеров, производящих услуги. И этот факт делает сферу ЖКХ и формирование в ней социально-экономического кластера достаточно специфичной. Однако в силу огромного количества факторов, влияющих на кластер, а также на большое количество и разнообразие его участников, описать его с помощью математической модели не представляется возможным.
На социально-экономический кластер в сфере ЖКХ влияют многочисленные факторы. В таблице 2 приведём перечень таких факторов.
Группа факторов Влияние факторов Прямой/косвенный фактор. Расчет
Экономиче ские Валовая прибыль предприятий-участников кластера. Тарифы и ценообразование, производительность труда, потребляемые ресурсы, обеспеченность жильем, степень благоустройства жилых помещений Прямые, количественные
Социальные Заработная плата в сфере, доходы домохозяйств, платежеспособность населения Прямые, количественные
Организационные Выделение субсидирования для модернизации объектов инфраструктуры Прямые, количественные
Демографические Рождаемость населения, смертность Косвенные, количественные
Политические Политическая система в стране, социальная политика государства, социальная обстановка Косвенные, качественные
Экономической безопасности Экономическая независимость; стабильность и устойчивость субъектов хозяйственной деятельности; способность экономики к саморазвитию и прогрессу, инвестиционный климат Косвенные, количественные
Таблица 2. Факторы, влияющие на формирование социально-экономического кластера в сфере ЖКХ (составлена автором)
_ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
Системообразующие Системообразующим фактором является цель, благодаря которой элементы системы объединяются и функционируют ради ее достижения; системообразующие факторы порождаются объединяющимися в систему отдельными элементами, то есть участниками кластера ЖКХ Косвенные, качественные
Институциональные Учёт исторических традиций, менталитета населения, системы ценностных установок, уровня правосознания. Всё это институциональные составляющие социально-экономической системы. Инфраструктурные объекты системы жизнеобеспечения Косвенные, качественные
Экологические Качество окружающей среды, в том числе воды, воздуха, переработка ТБО. Использование ресурсосберегающих smart-технологий Прямые, количественные
Учёт влияния всех этих факторов в комплексе позволяет дать оценку его функционированию и управлению.
Комплексная оценка подразумевает определение интегрального показателя, учитывающего влияние каждого из вышеприведенных факторов. Для этого разработана авторская методика.
Интегральный показатель может быть представлен в виде формулы:
I —Х/Зэф *~Эсф * Эоф * Эдф * Эпф
* Эфэб * Эсоф * Эиф * Ээкф (1)
где Ээф - эффективность экономических факторов;
Эсф - эффективность социальных факторов;
Эоф - эффективность организационных факторов;
Эдф - эффективность демографических факторов;
Эпф - эффективность политических факторов;
Эфэб - эффективность факторов экономической безопасности;
Эсоф - эффективность системообразующих факторов;
Эиф - эффективность институциональных факторов;
Ээкф - эффективность экологических факторов.
Качественные факторы невозможно описать с помощью формул. Поэтому формула (1) преобразуется в формулу (2). В итоге получаем упрощенную формулу для расчёта
интегрального показателя, дающего комплексную оценку работы социально-экономического кластера в сфере ЖКХ.
/ = ^/Ээф * Эсф * Эоф * Э фэб * Ээкф, (2)
Ээф - эффективность экономических факторов - определим по формуле (3):
Ээф = ВП/ И предприятий, (3)
где ВП - валовая прибыль предприятий, входящих в социально-экономический кластер, тыс. руб.;
И предприятий - издержки предприятий, входящих в кластер, тыс. руб.
Эсф - эффективность социальных факторов - определим по формуле (4):
Эсф = В/(Зжкх* ЧР), (4)
где В - выручка предприятий ЖКХ, тыс. руб.;
Зжкх - средняя заработная плата в сфере ЖКХ, тыс. руб;
ЧР - численность работников сферы ЖКХ, чел.
Эоф - эффективность организационных факторов - определим по формуле (5):
Эоф = Зм/Сг, (5)
где Сг - субсидии, выделяемые государственными органами разных уровней на модернизацию объектов инфраструктуры, тыс. руб.,
Зм - суммарные затраты на модернизацию объектов инфраструктуры, тыс. руб.
Эфэб - эффективность факторов экономической безопасности - определим по формуле (6):
Эфэб = ВП/И, (6)
где И - инвестиции в сферу ЖКХ, тыс. руб.
ECONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY OF THE TERRiTORY
Ээкф - эффективность экологических факторов - определим по формуле (7):
Ээкф = Ддх/Зжку, (7)
где Зжку - затраты домохозяйств на оплату ЖКУ (для квартиры площадью 54 кв.м), тыс.
руб.;
Ддх - доходы домохозяйств (2 работающих с медианной заработной платой), тыс.
руб.
Расчёты интегрального показателя для оценки эффективности социально-экономического кластера в сфере ЖКХ представлены в таблице 3.
Таблица 3. Расчёт интегральной оценки эффективности деятельности социально-экономического кластера для г. Екатеринбург
Показатель 2017 г. 2018 г. Темп роста, в долях
Выручка предприятий, входящих в кластер, тыс. руб. 28565685 34918211 1,22
Валовая прибыль предприятий, входящих в кластер, тыс. руб. 3505020 3539407 1,01
Издержки предприятий ЖКХ, тыс. руб. 22565685 27934569 1,23
Инвестиции в сферу ЖКХ (из бюджета), млн руб. 1344,4 1599,8 1,19
Средняя заработная плата работников на предприятиях ЖКХ, тыс. руб. в месяц 37,664 40,300 1,07
Численность работающих в социально-экономическом кластере сферы ЖКХ, тыс. чел. 132531 126649 0,96
Затраты домохозяйств на оплату ЖКУ (для квартиры площадью 54 кв.м), тыс. руб. 7200 8300 1,15
Доходы домохозяйств (2 работающих с медианной заработной платой), тыс. руб. 56690 59426 1,05
Доходы домохозяйств (2 работающих со средней заработной платой), тыс. руб. 77800 82400 1,09
Затраты на модернизацию систем ЖКХ, тыс. руб. 2385100 2590000 1,09
Эффективность экономических факторов Ээф = ВП/И предприятий 0,16 0,13 0,81
Эффективность социальных факторов Эсф = В/(Зжкх* ЧР), 5,72 6,84 1,20
Эффективность организационных факторов Эоф = Зм/Сг 1,77 1,62 0,92
Эффективность факторов экономической безопасности Эфэб = ВП/И 2,61 2,21 0,85
Эффективность экологических факторов Ээкф = Дх/Зжку 10,81 9,93 0,92
По данным таблицы 6 рассчитаем интегральный показатель эффективности деятельности социально-экономического кластера:
В 2017 году:
5/0,16 *5,72 *1,77 *2,61 * 10,81 = ^45/7 = 2,15.
В 2018 году:
^0Д 3 *6,84 * 1,62 * 2,21 * 9,93 = УЩ> = 1,99,
Интегральный показатель эффективности говорит о том, что в целом, в зависимости от влияния различных факторов, эффективность деятельности кластера сферы ЖКХ составляет более 1^2. Это указывает на положи-
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
тельную оценку и синергетический эффект деятельности социально-экономического кластера.
Для социально-экономического кластера в сфере ЖКХ могут быть предложены следующие критерии оценки его деятельности (см. табл. 4).
Таблица 4. Оценка интегрального критерия степени влияния факторов на деятельность социально-экономического кластера в сфере ЖКХ
I Уровень оценки эффективности на деятельность социально-экономического кластера
0 < I < 1 НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Влияние факторов на деятельность социально-экономического кластера низкое. Синергетического эффекта от взаимодействия его участников не наблюдается
I = 1 УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Положительной динамики в деятельности кластера не наблюдается. Взаимодействие участников кластера не способствует росту его эффективности
1 < I < 2 ХОРОШИЙ. Характеризует позитивную динамику в деятельности кластера. Наблюдается позитивный синергетический эффект от взаимодействия участников кластера
I 2 > ВЫСОКИЙ. Характеризует высокую эффективность при функционировании социально-экономического кластера и высокий синергетический эффект от взаимодействия его участников
Кроме интегрального показателя эффективности социально-экономического кластера можно определить темп роста социально-экономического кластера в сфере
ЖКХ по формуле:
51
Ткр = I Т з р * Т ср * Т о р * Т о р * Тэ к р (8)
где Тэр - темп экономического роста (по показателям выручки предприятий, входящих в социально-экономический кластер);
Тср - темп роста заработной платы работников предприятий ЖКХ;
Тор - темп организационного роста в муниципальном образовании или регионе по количеству выделяемых субсидий на оплату услуг ЖКХ;
Тир - темп инвестиционного роста сферы ЖКХ за счет притока инвестиций в сферу ЖКХ;
Тэкф - темп роста экологического фактора за счет субсидирования госудаством сферы ЖКХ.
Расчёты показали, что в 2018 году он составляет:
Ткр = ^Т эр * Тср * Тор * Тир * Тэкр =
= ^0,81 * 1,2 * 0,92 * 0,85 * 0,92 = = Уо/7= 0,93,
В соответствии с приведёнными расчетами, Ткр в 2018 году составил 0,93, что ука-
зывает на негативную динамику роста деятельности основных факторов, влияющих на социально-экономический кластер в сфере ЖКХ. Это объясняется негативными тенденциями развития сферы ЖКХ, поскольку инвестиции в сферу снижаются, а субсидии и расходы на ЖКУ растут. То есть данные показатели комплексной оценки социально-экономического кластера могут служить индикаторами развития сферы жилищно-коммунального хозяйства и указывать на «болевые точки» в развитии отрасли.
Выводы
Таким образом, социально-экономический кластер в сфере ЖКХ является достаточно уникальным, многофункциональным, на него оказывают влияние многочисленные факторы.
В результате для оценки деятельности социально-экономического кластера в сфере ЖКХ авторами предложены различные факторы, позволяющие дать комплексную оценку функционирования данной сферы, и разработана новая методика определения интегрального показателя деятельности социально-экономического кластера, а также приведена оценка интегрального критерия степени влияния факторов на деятельность социально-экономического кластера в сфере ЖКХ, что позволит в дальнейшем дать комплексную оценку его деятельности и указать на проблемные зоны в отрасли.
ECONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY OF THE TERRiTORY
Список литературы
1. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебник для вузов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
2. Белоцерковская Е.М., Белоцерковская Н.В., Калиева О.М., Шептухин М.В. О сущности экономического понятия «кластер» // Молодой ученый. — 2017. — № 12. — С. 228-233. — URL https://moluch.ru/ archive/146/41019/ (дата обращения: 18.12.2018).
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
- 401 с.
4. Ласуэн Х.Р. Урбанизация и экономическое развитие: временное взаимодействие между географическими и отраслевыми кластерами // Пространственная экономика. — 2010. — № 1. — С. 68-104.
5. Неустроева Н.А. Теоретические аспекты формирования кластерного подхода к развитию региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4 (20). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-klasternogo-podhoda-k-razvitiyu-regiona (дата обращения: 23.02.20)
6. Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ.
- М.: Вильямс, 2003. - 296 с.
7. Лаврикова Ю.Г. Кластеры как рыночный институт пространственного развития экономики региона: Дис. ... д-ра экон. наук. -Екатеринбург, 2009. - С. 94.
8. Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в ЖКХ: теория, методология и практика. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.- пед. университет, 2006. - 419 с.
9. Формирование промышленного кластера в экономике крупнейшего города / О.А. Романова, А.В. Макаров, А.П. Петоров, Р.И. Чененова, И.В. Макарова; РАН, УрО, Ин-т экономики. - М.: Экономика, 2008. - 133 с.
10. Баженов С.И. Условия формирования конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. - 215 с.
11. Территориальные кластеры. URL: https:// cluster.hse.ru/ (дата обращения 27.03.19)
References
1. Vechkanov G. Economic Theory: a textbook for universities. - 3rd edition. - SPb.: Peter, 2011. - 512 p.
2. Belotserkovskaya Ye.M., Belotserkovskaya N.V., Kaliyeva O.M., Sheptukhin M.V. On the Essence of the Economic Concept of "Cluster" // Young Scientist. - 2017. - № 12. - p. 228-233.
- URL https://moluch.ru/archive/146/41019/ (appeal date: 12/18/2018).
3. Schumpeter J. Theory of Economic Development. - M.: Directmedia Publishing, 2008. - 401 p.
4. Lasuen H.R. Urbanization and Economic Development: Temporary Interaction between Geographical and Industry Clusters // Spatial Economics. - 2010. - № 1. - P. 68-104.
5. Neustroeva N.A. Theoretical aspects of the formation of a cluster approach to the development of the region // Actual problems of economics and law. - 2011. - № 4 (20). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-klasternogo-podhoda-k-razvitiyu-regiona (access date: 23.02.20)
6. Porter M.E. Competition: Per. from English.
- M.: Williams Publishing House, 2003. - 296 p.
7. Lavrikova Yu.G. Clusters as a market institution for the spatial development of a regional economy: Dis. for competition uch. step. Dr. econ sciences. Yekaterinburg, 2009. -P. 94.
8. Rutkauskas T.K. Formation and development of market relations in housing and communal services: theory, methodology and practice. Ekaterinburg: Publishing house of the GOU VPO "Ros. state prof. - ped. University, 2006.
- 419 p.
9. Formation of an industrial cluster in the economy of the largest city / O.A. Romanova, A.V. Makarov, A.P. Petorov, R.I. Chenenova, I.V. Makarova. RAS, UrO, Institute of Economics. - M.: Economics, 2008. - 133 p.
10. Bazhenov S.I. Conditions for the formation of a competitive environment in the field of housing and communal services. Ekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2006. - 215 p.
11. Territorial clusters. URL: https://cluster.hse. ru/ (appeal date 03/27/19)