А.Я. Багрова
УДК 372.881.1
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В статье освещается один из современных методов обучения иностранному языку - метод проектов. В отечественной методике представлена типология проектов, которая выделяет проекты по виду деятельности, по принципу предметно-содержательной области проекта, по характеру координации, по характеру контактов, по количеству участников, по продолжительности проведения. Метод проектов позволяет создавать на уроке иностранного языка исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Ключевые слова: проектный метод; типология; исследовательские; творческие; ролево-игровые; монопроекты; межпредметные проекты; проекты с открытой и со скрытой координацией; личностные; парные; групповые; краткосрочные; долгосрочные; средней продолжительности.
A.Ya. Bagrova
THE METHOD OF PROJECTS IN TRAINING IN FOREIGN LANGUAGES
This article covers one of modern methods of training in a foreign language - a method of projects. In domestic methods of teaching the typology of projects which allocates projects by the form to activity, by the principle of subject and substantial area of the project, on nature of coordination, on nature of contacts, by number of participants, on carrying out duration is presented. The method of projects allows to create the research creative atmosphere which involves each pupil or student in an active informative process on the basis of a cooperation technique at a lesson of a foreign language.
Key words: method of projects; typology; the research; the creative; the role and game; monoprojects; intersubject projects; projects with open and with the hidden coordination; the personal; steam rooms; the group; the short-term; the long-term; average duration.
силу того, что интеграция российской экономики в мировую способствует формированию повышенного спроса на специалистов со знанием иностранных языков, возникает необходимость мотивации в изучении языков международного общения. По этой причине в настоящее время существенно меняется социокультурный контекст изучения иностранных языков: вырастает их образовательная функция в школе, профессиональная значимость на рынке труда в целом. Новые задачи предполагают изменения в уровне владения иностранным языком, определяют новые подходы к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля. Немаловажную роль играет умение самостоятельно отбирать материал, критически осмысливать полученную информацию, делать выводы, аргументировать их, решать возникшие проблемы. В современном образовании на помощь учителю приходят различные виды технологий, которые могут помочь в осуществлении поставленных задач.
На формирование вышеперечисленных умений нацелен метод проектов. Метод проектов относится к современным интерактивным технологиям обучения иностранному языку. В основу проектной технологии положена идея о том, что необходимо научить учащихся мыслить самостоятельно; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Метод проектов прочно вошел в педагогическую практику многих стран мира, потому что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся самостоятельность мышления, позволяет создавать на занятиях иностранного языка исследовательскую, творческую атмосферу, когда каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. В настоящей статье рассматривается общедидактическая ти-
пология проектов, используемая при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнёрами.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку проблемы с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
В отечественной методике выделяется следующая типология проектов. Е.С. Полат предлагает различать следующие проекты [Полат, 2003]. По виду деятельности Е.С. Полат выделяет:
1. Исследовательские проекты, которые характеризуются хорошо продуманной структурой, обозначением целей, обоснованной актуальностью предмета исследования для всех участников. Они имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним. Подобные проекты, естественно, должны соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.
2. Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов. Оформление результатов требует четко продуманной структуры, например, в виде видеофильма, репортажа, дизайна определенной рубрики, альбома и т.д.
3. Ролево-игровые проекты, в которых структура намечается, но остается открытой до окончания проекта. Участники такого проекта принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта. Роли могут быть самые разнообразные: от литературных и сказочных персонажей до деловых людей нашего времени. Степень творчества в подобных проектах достаточно высокая, но основным видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
4. Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-либо событии или явлении. Участники проекта собирают эту информацию с целью ознакомления с ней широкой аудитории. Выполнение такого проекта можно сравнить с выполнением исследовательского: требуется хорошо продуманная структура, постоянная корректировка по ходу работы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их определенной частью, модулем.
5. Практико-ориентированные проекты имеют четко обозначенный результат деятельности участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы всех участников проекта. Например, это может быть какой-то законопроект, конвенция по правам тинейджеров, свод законов о поощрениях и наказаниях в данной школе, проект здания новой школы с зимним садом и т.д.
Такой проект требует определенного сценария с четко распределенными обязанностями всех членов группы, Работы должна выполняться поэтапно по заранее разработанному плану. После каждого этапа необходимо проводить обсуждение, целью которого является оценка проделанной работы. Если в работе появляются сбои, их необходимо устранять общими усилиями.
Е.С. Полат выделяет:
1). Монопроекты. Обычно они проводятся в рамках одного предмета, и темы выбираются наиболее сложные для усвоения. Например, при изучении иностранного языка наиболее сложными являются темы страноведческого, социального или исторического характера. Конечно, работа над проектом на подобную тематику будет предусматривать привлечение знаний и из других областей. Учитель должен знать, какие знания, умения и навыки приобретут учащиеся в результате выполнения этого проекта, наметить поурочный план работы над проектом: логику выполнения проекта,
роли в группе, форму презентации. Хотя стоит и оговориться, что форму презентации учащиеся могут выбрать и сами. Часто времени на уроке недостаточно для работы над проектом, поэтому его выполнение можно перенести частично на внеурочное время.
2). Межпредметные проекты. Эти проекты сложно выполнять во время урока, они, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, но могут быть и объемные, продолжительные, входящие во внутришкольный план. Например, проекты на тему «Борьба с подростковой преступностью в нашем обществе» или «История и современность нашей страны» и т.д. Такие проекты являются достаточно объемными, над ними работают несколько творческих групп, чья работа должна быть достаточно слаженной, хорошо продуманной. При выполнении таких проектов необходим промежуточный контроль результатов.
По характеру координации выделяются проекты с открытой явной координацией (здесь координатор направляет работу участников проекта, помогая и организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта) и со скрытой координацией (здесь координатор выступает как полноправный участник проекта). Примером последних могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Кэмбриджском университете Великобритании. В такие проекты внедряется профессионал, который направляет работу по нужному руслу. Например, в группе разработчиков проекта по правовым вопросам, над которым работают учащиеся профильных правоведческих классов, может в роли скрытого координатора выступать молодой юрист, который под видом одного из деловых партнеров подскажет наиболее эффективные решения конкретных уголовных или гражданских дел.
Общедидактическая типология проектов может быть представлена следующим образом:
По виду деятельности Исследовательские; творческие; ролево-игровые; информационные; практико-ориентированные
По предметно-содержательной области Монопроекты; межпредметные проекты
По характеру координации Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией
По характеру контактов Внутренние, региональные; международные
По количеству участников Личностные; парные; групповые
По продолжительности проведения Краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные
Как правило, в реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому учителю при разработке проекта следует внимательно изучить типологию проектов и иметь в виду признаки и характерные особенности каждого их них.
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждую группу включаются ученики с разной степенью владения иностранным языком. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.
Следует помнить, что для того, чтобы выполнить все задания проекта, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации),
анализировать информацию, делать обобщения и выводы, работать с различными справочными материалами. К творческим умениям можно отнести умение генерировать идеи (для этого требуются знания в различных областях).
Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из вышеназванных умений.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе (подразумевается, что не только в обучении иностранному языку), причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.
На всех этапах урока учитель должен инициировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся, направлять на определение проблемы, составляющую основу данного проекта и поиск путей ее решения.
Проектный метод имеет следующие преимущества:
проектный метод обучения характеризуется высокой коммуникативностью и активным включением учащихся в учебную деятельность;
каждый учащийся принимает личную ответственность за продвижение в обучении;
работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых;
использование метода проектов позволяет создавать условия для развития личности учащегося, так как он развивает активное самостоятельное мышление и учит ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике;
• процесс работы над проектом стимулирует учащихся быть деятельностными;
• при защите проектов ученик выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-либо необходимые изменения для улучшения владения иностранным языком.
При использовании метода проектов при обучении иностранному языку меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель
выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника новой информации, координатора. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение. Вдумчивый учитель готовится к уроку, прогнозируя возможные речевые и неречевые действия учеников, планируя уровень опор, необходимых для каждой группы школьников в отдельности. Все это делает урок достаточно продуктивным. Не следует забывать, что велика роль юмора и экспромта на уроке.
Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения между учителем и учащимися. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, нежели учителю. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Литература
Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2003. - 187с.
Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2002. - №3. - С.5.