1УДК 372.8 ББК: 74.202
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В. Р. Потемкина
В данной статье (Творческие проекты в обучении русскому языку: достижения и перспективы» рассматриваются примеры успешных творческих проектов в обучении школьников русскому языку в разных странах мира. Автор статьи описывает основные инновационные технологии и метод проектов, как успешный способ обучения русскому языку как иностранному. Автор рассматривает примеры творческих и международных проектов, как способ мотивации школьников к изучению русского языка в разных странах мира.
Ключевые слова: инновация, инновационные формы обучения, технология, проект, инновационный проект, проектное обучение, международный проект, творческий проект, мотивация.
CREATIVE PROJECTS IN TEACHING RUSSIAN: ACHIEVEMENTS AND PROSPECTS
V. R. Potemkina
The article considers the examples of creative projects in teaching of Russian language in different countries. The author describes the main innovative technologies and project methods as one of successful ways of teaching Russian as a foreign language. The author considers examples and creative international projects, as a way to motivate students to study Russian language in different countries of the world.
Keywords: innovation, innovative forms of teaching, project, innovative project, project teaching, international project, creative project, motivation.
Применение инновационных технологий обеспечивает непроизвольное и эффективное овладение иностранным языком. Л. В. Московкин и Г. Н. Шамонина в своей книге «Инновации в обучении русскому языку как иностранному» дают определение инноваций, как педагогических новшеств, форм, методов работы, технологий обучения, не используемых в массовой практике работы. Инновации требуют новых подходов к организации образовательных процессов. В качестве инноваций авторы рассматривают использование таких технологий, как экскурсионная, театральная, проблемная, проектная, этнокультурная, компьютерная. Авторы характеризуют их следующим образом [1, с. 9-51]:
• Экскурсионная технология в обучении русскому языку как иностранному предполагает организацию овладения языком в ходе подготовки и проведения студентами разного рода экскурсий;
• Театральная технология предполагает организацию овладения языком в ходе подготовки и проведения студентами разного рода спектаклей, театральных постановок;
• Проблемная технология предполагает организацию овладения языком в ходе самостоятельного решения учащимися теоретических и практических задач;
• Проектная технология создает условия для самостоятельного управления учебно-познавательным процессом со стороны учащегося и реализации его креативных способностей;
• Этнокультурная технология способствует воспитанию толерантного сознания и поведения в поликультурном мире;
• Компьютерная технология - технология обучения при помощи компьютера.
Нами были проанализированы мероприятия, которые были организованы и проведены преподавателями русского языка школ, гимназий, лицеев, техникумов, вузов, сотрудниками Российских центров науки и культуры, представительств фонда «Русский мир» и другими инициаторами распространения и развития русского языка в мире. В качестве источников были использованы сайты Федерального Агентства «Россотрудничество». Фонда «Русский мир», Польской Ассоциации русистов, МА-
ПРЯЛа, сборник статей «Изучение и преподавание русского языка в Финляндии». Многие мероприятия проводятся в странах на протяжении нескольких лет. Но для анализа мы взяли период 2013-2015 гг. Мы считаем, что большую их часть можно отнести к проектной инновационной технологии.
В последнее время большое внимание уделяется проблеме внедрения проектной методики в образовательный процесс. Вопросы методики преподавания иностранных языков нашли отражение в исследованиях Е. С. Полат, Я. В. Тараски-ной, Д. А. Старковой, Н. Ф. Коряковцевой, Н. А. Газовой, Е. А. Тюриной, О. В. Думитраш и др. [2-8]. Существует большое количество определений и классификаций проектной методики в обучении иностранным языкам. Полное определение проектной методики дано в словаре методических терминов: «Проектная методика или метод проектов - одна из технологий обучения, в том числе и иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. В ее основе лежит лич-ностно-деятельностный подход к обучению. Под проектом понимается самостоятельно планируемая и реализуемая на иностранном языке работа, например, выпуск газеты или журнала, сборника статей, подготовка выставки, концерта и др. Работа над проектом позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность, за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы. Проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе "ученик-учитель-группа" и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности. В результате такой деятельности происходит непроизвольное запоминание лексических единиц и грамматических структур, мотивируется речевая деятельность на изучаемом языке" [9, с. 226-227].
М. Ю. Бухаркина [10, с. 4] считает, что «проект -это совместная творческая, учебно-познавательная деятельность педагога и учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы дея-
тельности и направления на достижение общего результата деятельности». Такое определение весьма актуально для рассматриваемых нами примеров, которые будут приведены ниже. Использование проектов, помимо самостоятельной деятельности, предполагает также проявление умения делать это средствами русского языка на всех этапах проекта. Е. С. Полат - одна из основоположников метода проектов выделяет следующую типологию проектов и отмечает такие типологические признаки [11, с. 4-9; 5-12; 26-29]:
1. Доминирующие в проекте метод или вид деятельности:
- исследовательский;
- творческий;
- ролево-игровой;
- информационный;
- практико-ориентированный и т. д.
2. Предметно-содержательная область:
- монопроекты;
- межпредметные проекты.
3. Характер координации процесса:
- с открытой координацией;
- со скрытой координацией.
4. Характер контактов:
- внутренний;
- международный.
5. Количество участников проекта:
- личностные;
- парные;
- групповые.
6. Продолжительность проекта:
- краткосрочный;
- средней продолжительности;
- долгосрочный.
Большинство рассмотренных нами проектов по доминирующему в проекте виду деятельности могут быть отнесены к творческим. Анализируемые нами проекты связаны с обучением русскому языку учащихся начальных школ, гимназий, лицеев, вузов в ряде стран Европы и Азии, поэтому мы рассмотрим конкурсы на знание русского языка в первую очередь. Как правило, такие конкурсы проводятся в письменной форме - теста либо сочинения. Во многих странах данный конкурс дает победителям привилегии при поступлении на отделения русского языка. Приведем примеры конкурсов на знание русского языка, которые были проведены в последние два года в Болгарии, Вьетнаме, Китае, Эстонии (табл. 1).
Таблица 1
Конкурсы на знание русского языка
Тип проекта Название проекта Организаторы проекта Место и время проведения Описание проекта
Конкурс на знание русского языка «Я — знаток русского языка» Пловдивский университет (Болгария), Фонд «Русский мир» Пловдивский университет (Болгария), 2015 Национальное состязание — тест на проверку знаний уровни А2— В1. Победители имеют привилегии при поступлении на филологические отделения вузов
Конкурс на лучшее сочинение на русском языке Конкурс на лучшее сочинение на русском языке на тему «Моя будущая профессия» Фонд «Русский мир» Русский центр в Ханое (Вьетнам), 2015 Конкурс состоит из двух этапов: отборочного и финального. Участники — старшеклассники спецшкол с углубленным изучением русского языка
Конкурс на знание русского языка Конкурс по русской каллиграфии и русской фонетике Фонд «Русский мир», Ун-т иностранных языков (Гуанчжоу, Китай) Русский центр Университета иностранных языков (Гуанчжоу, Китай), 2014 Представление каллиграфических работ по стихотворениям любимых поэтов. Победители (6 участников) имеют привилегии при поступлении в вузы
Конкурс на знание русского языка Фестиваль русской речи в Таллине Таллинский Институт Пушкина, Эстонская ассоциация русистов Таллин (Эстония), 2014 Участники — 250 учащихся русских и эстонских гимназий. Демонстрация знаний по русскому языку и литературе
Таблица 2
Олимпиады по русскому языку
Тип проекта Название проекта Организаторы проекта Место и время проведения Описание проекта
Олимпиада ХХХХУ Всепольская олимпиада по русскому языку «Россотрудничество» Российский центр науки и культуры в Варшаве (Польша), 2014 Участники — 1000 польских школьников. Два этапа: 1) знание грамматики, лексики, фонетики русского языка, 2) знание главного исторического события года. 20 лауреатов без экзаменов могут стать студентами высших учебных заведений
Олимпиада Всетурецкая Олимпиада по русскому языку Российско-турецкий фонд культуры, РУДН, Совет по русскому языку при Президенте РФ, «Русский мир», Музеи Пушкина, Толстого, Достоевского Университеты Айдын, Фатих, Окан, Эрджиес-ский университет, Стамбул (Турция), 2014 Проходит в три этапа: 1) знание русского языка, 2) страноведение России, 3) творческий конкурс (чтение русской поэзии, исполнение русской песни). Конкурс на знание русского языка проводится по четырем уровням владения: факультативному, начальному, базовому, продвинутому
Олимпиада XVII государственная олимпиада школьников по русскому языку «Россотрудниче-ство», Министерство образования, культуры и науки Монголии Российский центр науки и культуры, Улан-Батор (Монголия), 2012 Участники — ученики 5-11-го классов. Два этапа: 1) знание грамматики, лексики, фонетики русского языка; 2) знание главного исторического события года. Победители награждаются квотами в российские вузы
Олимпиады - очень важная часть изучения русского языка. Их также можно отнести к творческим проектам. Цель олимпиад - повышение престижа образования и качества знаний учащихся по русскому языку, выявление и поддержка наиболее способных учащихся. Как правило, олимпиады состоят из нескольких этапов. Первый этап включает задания по фонетике, морфологии, лексике, синтаксису, культуре русской речи и проверяет языковые, речевые и коммуникативные навыки и умения участников. Вторая часть олимпиа-
ды - это проектное задание по исторической теме, которое обычно отражает наиболее значимое историческое событие года, либо по какой-то страноведческой теме. Третий этап, если он есть -может быть конкурсом чтецов, вокальных исполнителей или носить любую творческую направленность. Победители олимпиад получают право внеконкурсного поступления на отделения русского языка отечественных и российских вузов. Приведем примеры олимпиад, которые проводились в Польше, Турции, Монголии (табл. 2).
Конкурсы чтецов, которые активно проводятся в разных странах, также можно отнести к виду творческой проектной деятельности. Целями поэтических конкурсов является знакомство учащихся с литературными произведениями известных русских поэтов, популяризация литературных произведений среди школьников, развитие устной речи, формирование фонетических и интонационных навыков. В данном виде проектной деятельности важны участие преподавателя, помощь в выборе поэтического произведения, с учетом индивидуальности учащегося, совместная подготовка к публичному выступлению.
Существуют конкурсы, которые проводятся в течение многих лет. Например, конкурс чтецов поэзии А. С. Пушкина и А. Мицкевича в 2014 г. прошел в Польше в 29-й раз. В нем ежегодно участвует до 150 участников, а награждение победителей проходит в День русского языка в музее Адама Мицкевича в торжественной обстановке. Приведем примеры поэтических конкур-
сов, проводимых в Польше (г. Варшава, г. Августов, г. Люблин), Болгарии, Франции (табл. 3).
Чрезвычайно важно использовать проекты, в ходе которых ученики смогут получить знания о России - географии, истории, культуре, традициях, народе. К таким проектам можно отнести конкурсы на знание России. Это также творческие и научно-познавательные проекты, в которых учащиеся могут продемонстрировать свои знания о России, а также проявить творческие способности. В качестве примеров приведем мероприятия, проводимые в Польше (г. Люблин, г. Краков, г. Новая Гута) (табл. 4).
Примером успешного способа повышения мотивации к изучению русского языка мы можем назвать фестивали русской песни. Они также являются примером творческого проекта. Главная цель фестивалей - повышение уровня мотивации учащихся к изучению русского языка посредством русских песен, знакомство учащихся с русской народной и современной музыкой, повышение интереса учащихся к совершенствованию
Таблица 3
Поэтические конкурсы
Тип проекта Название проекта Организаторы проекта Место и время проведения Описание проекта
Поэтический конкурс XXIX Конкурс чтецов произведений А. С. Пушкина и Адама Мицкевича «Пушкиниана» «Россотрудниче-ство», Общество Дружбы «Польша-Восток», Варшава, Польская ассоциация русистов. Общество Дружбы «Польша-Восток», Варшава (Польша), 2014 Старейший поэтический конкурс чтецов среди школьников гимназий и лицеев в Польше. Ежегодно в нем принимают участие от 80 до 150 учащихся со всех уголков Польши. Цель - знакомство с произведениями А. С. Пушкина и А. Мицкевича, развитие устной речи, формирование фонетических и интонационных навыков
Поэтический конкурс Конкурс литературных сочинений, посвященный 200-летию М. Ю. Лермонтова Фонд «Русский мир» Средняя общеобразовательная № 73 им. Владислава Грамматика, София (Болгария), 2014 «Герой нашего времени должен оставить на земле светлый, добрый след» — именно эта мысль явилась главным выводом сочинений, которые представили на суд жюри ученики 11-го класса
Поэтический конкурс Международный музыкально-поэтический фестиваль «Звучащий глагол» «Россотрудниче-ство», Фонд «Русский мир» Российский центр науки и культуры, Париж (Франция), 2014 Школьники и студенты, изучающие русский язык. Чтение известных произведений русских поэтов
Поэтический конкурс Конкурс чтецов поэзии, к 200-летию М. Ю. Лермонтова в рамках Дней русской культуры «Россотрудниче-ство», Фонд национальных меньшинств «Русич» Дом культуры, г. Августов (Польша), 2014 Участники — 35 учащихся гимназий и лицеев г. Августова. Чтение произведений М. Ю. Лермонтова, выступление детских и народных коллективов, выставка «М. Ю. Лермонтов»
Поэтический конкурс XVI Конкурс чтения стихов русской поэзии Фонд «Русский мир», Институт славянской филологии, Центр русского языка Центр русского языка Университета Кюри-Скло-довской, Люблин (Польша), 2014 Участие приняли 28 старшеклассников. Прозвучали стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Крылова, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина, А. Блока, В. Брюсова, Б. Ахма-дулиной, В. Высоцкого
языковых и музыкально-артистических умений и навыков. Для детей также чрезвычайно привлекательна демонстрация своих вокальных способностей с большой сцены, конкурентная борьба со своими ровесниками из других школ и городов, и все это - на русском языке. Приведем примеры успешно проводимых фестивалей в Польше - в г. Варшава и г. Лодзь (табл. 5).
Особое место в образовательной деятельности школы занимают различные международные проекты. Под учебным международным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую дея-
тельность учащихся-партнеров, направленную на достижение совместного результата деятельности. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в международном проекте требуются знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур. Мы рассмотрели для примеров мероприятия, проводимые в Германии и Польше (г. Скавин, г. Билгорай, г. Варшава) (табл. 6).
В данной статье были проанализированы примеры использования современных инновационных технологий при обучении русскому
Таблица 4
Конкурсы о России
Тип проекта Название проекта Организаторы проекта Место и время проведения Описание проекта
Конкурс на знание России Конкурс-выставка детских рисунков «Россия в зеркале архитектурных символов» Фонд «Русский мир», Польская Ассоциация русистов Центр русского языка, Ун-т Марии Кюри-Склодовской, Люблин, Польша. 2014. Представление конкурсных рисунков в двух возрастных номинациях: начальная школа и гимназия. Требование: изображение архитектурных памятников и достопримечательностей России — Москвы, Санкт-Петербурга, Золотого кольца
Конкурс на знание России Конкурс «Я знаю Россию!» в рамках Недели российской книги Фонд «Русский мир», Генеральное консульство РФ в Польше Русский центр, г. Краков (Польша), 2014 Проведение конкурса в девяти категориях: история русской империи, литература и культура XIX в., география России, спорт, древняя история России, русская кинематография, советская культура, литература XX и XXI вв.
Конкурс на знание России Конкурс «В кругу русской культуры», в рамках социального проекта «Путешествия с мечтой» Краковский педу-ниверситет Начальная школа № 92 г. Новая Гута (Польша), 2014 Участники — ученики краковских начальных школ 6—11 лет. Требования: проверка знаний об основных достопримечательностях России, флаге, гербе РФ, географическом положении страны, героях русских народных сказок, народном творчестве
Таблица 5
Фестивали русской песни
Тип проекта Название проекта Организаторы проекта Место и время проведения Описание проекта
Фестиваль русской песни II Общепольский Фестиваль русской песни для младших школьников Польская ассоциация русистов, «Росотрудни-чество», Фонд «Русский мир» Российский центр науки и культуры, Варшава (Польша), Апрель 2014 Исполнение младшими школьниками песен из репертуара русских исполнителей, народных песен. Номинации — солисты, дуэты, ансамбли. Оценка вокального мастерства, чистоты и правильности русского языка.
Фестиваль русской песни V Общепольский фестиваль русской песни для школьников Фонд «Русский мир», Польская ассоциация русистов, «Россотруд-ничество» Музыкальный театр, г. Лодзь (Польша), 2015 Исполнение учащимися польских гимназий и лицеев песен из репертуара русских исполнителей, народных песен. Номинации — солисты, дуэты, ансамбли. Оценка вокального мастерства, чистоты и правильности русского языка.
Таблица 6
Совместные проекты
Тип проекта Название проекта Организаторы проекта Место и время проведения Описание проекта
Международный проект. Детский лагерь с изучением русского языка Летний лагерь «Планета-Д» Фонд «Русский мир» Нюрнберг (Германия), 2014 Участники — 90 детей 5—12 лет из Германии, России, Израиля и Белоруссии. Общение детей и преподавателей на русском языке, посещение городских музеев, замков, центра «Русского мира»
Международный творческий фестиваль IV Творческий Фестиваль иностранных языков школьной молодежи в Центр русского языка в Кракове, Ген. консульство РФ в Кракове, Институт Гете, Школа иностранных языков в Скавине Технико-экономический лицей, г. Скавин (Польша), 2014 Участники — ученики лицеев, гимназий и техникумов городов Малопольского воеводства. Конкурсы и викторины по владению иностранными языками и знаниям России, Англии и Германии, конкурсы на лучший национальный костюм, чтецов, вокалистов. Языки — русский, английский, немецкий
Международный театральный фестиваль II Международный детский театральный фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Сергея Михалкова Лицей им. ООН, «Россо-трудничество», Польская ассоциация русистов, Российский фонд культуры, фонд «Русский мир» Лицей им. ООН, г. Билго-рай (Польша), 2015 Участники — 13 детских театров из России, Франции Польши. Возраст участников: 8-18 лет. Программа: 9 номинаций, одна из которых — театральное представление произведений Сергея Михалкова. Мастер-классы Светланы Враговой, (руководитель театра «Модернъ»), Сергея Колесникова (засл. артист России), Януша Опрыньско-го, режиссер (Польша)
Международный литературный проект Международный проект «Мозаика сказок» (Русская сказка на русском и польском языках — П. Ершов «Конек-горбунок») Издательство G+J RBA National Geographic, Warszawa, 2012 г. Варшава (Польша), 2012 Представление сказок народов разных стран на польском и родных языках — русском, испанском, чешском, украинском, белорусском, турецком, грузинском, арабском, вьетнамском языках Цель: знакомство детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов с фольклором народов мира, обогащение словарного запаса, развитие навыков говорения и аудирования, развитие чувства уважения к культуре своей и других стран, чувства патриотизма и национального самосознания
языку в странах Европы и Азии. Отличительными признаками инновационных технологий являются изменение характера деятельности, создание условий для более полной реализации личностного потенциала. Рассмотренные нами проектные методы - творческий, практико-ориентиро-ванный, компьютерный, международный не заменяют традиционных средств обучения, но с их помощью можно повысить интерес учащихся к языку, сделать обучение более эффективным, интересным, актуальным и разнообразным.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Московкин, Л. В., Инновации в обучении русскому языку как иностранному [Текст] / Л. В. Московкин, Г. Н. Шамонина. - Варна: ВСУ «Черноризец Храбър» Университетско изд-во, 2013.
2. Полат, Е. С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М., 2002.
3. Тараскина, Я. В. Проектная методика как средство формирования иноязычной компетенции студентов языкового вуза [Текст]: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Я. В. Тараскина. - Улан-Удэ, 2003.
4. Старкова, Д. А. Групповая проектная деятельность как средство развития управленческих методических умений будущего учителя иностранного языка [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. А. Старкова. -Екатеринбург, 2009.
5. Коряковцева, Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образова-
Слово предоставляется
тельные технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов лингв. фак. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Коряковцева. - М., 2010.
6. Газова, Н. А. Учебная коммуникативно-проектная деятельность на английском языке как средство формирования профессиональной компетентности специалиста в условиях неязыкового вуза [Текст] / Н. А. Газова. - Петрозаводск, 2007.
7. Тюрина, Е. А. Применение проектной технологии в курсе русского языка как иностранного на подготовительном отделении российского вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Тюрина. - М., 2012.
8. Думитраш, О. В. Проектное исследование по русскому языку как способ формирования культурно-языковой компетенции молдавских старшеклассников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О. В. Думитраш. - М., 2012.
9. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М., 2009.
10. Бухаркина, М. Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М. Ю. Бухаркина. - М., 1994.
11. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1-3.
12. Изучение и преподавание русского языка в Финляндии [Текст]: сб. ст. / под ред. А. Му-стайоки и др. - СПб.: Златоуст, 2010. - 496 с.
REFERENCES
1. Moskovkin L. V., Shamonina G. N. Innovatsii v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu. Varna: VSU "Chernorizets Khrabyr". Univer-sitetsko izd-vo, 2013.
2. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V., Pet-rov A. E. Novye pedagogicheskie informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. Moscow, 2002.
3. Taraskina Ya. V. Proektnaya metodika kak sred-stvo formirovaniya inoyazychnoy kompetentsii studentov yazykovogo vuza. Extended abstract of PhD Dissertation (Education). Ulan-Ude, 2003.
4. Starkova D. A. Gruppovaya proektnaya dey-atelnost kak sredstvo razvitiya upravlencheskikh metodicheskikh umeniy budushchego uchitelya inostrannogo yazyka. Extended abstract of PhD Dissertation (Education). Ekaterinburg, 2009.
5. Koryakovtseva N. F. Teoriya obucheniya in-ostrannym yazykam: produktivnye obrazovatel-nye tekhnologii: ucheb. posobie dlya studentov lingv. fak. vyssh. ucheb. Moscow, 2010.
6. Gazova N. A. Uchebnaya kommunikativno-pro-ektnaya deyatelnost na angliyskom yazyke kak sredstvo formirovaniya professionalnoy kompe-tentnosti spetsialista v usloviyakh neyazykovogo vuza. Petrozavodsk, 2007.
7. Tyurina E. A. Primenenie proektnoy tekhnolo-gii v kurse russkogo yazyka kak inostrannogo na podgotovitelnom otdelenii rossiyskogo vuza. PhD dissertation (Education). Moscow, 2012.
8. Dumitrash O. V. Proektnoe issledovanie po russkomu yazyku kak sposob formirovaniya kulturno-yazykovoy kompetentsii moldavskikh starsheklassnikov. PhD dissertation (Education). Moscow, 2012.
9. Azimov E. G., Shchukin A. N. Slovar metodicheskikh terminov (teoriya i praktika prepoda-vaniya yazykov). Moscow, 2009.
10. Bukharkina M. Yu. Ispolzovanie telekommuni-katsiy v obuchenii inostrannomu yazyku v ob-shcheobrazovatelnoy shkole. PhD dissertation (Education). M., 1994.
11. Polat E. S. Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. -2000, No. 1-3.
12. Mustayoki A., et all (Ed.). Izuchenie i prepoda-vanie russkogo yazyka v Finlyandii: sb. st. St. Petersburg: Zlatoust, 2010. 496 p.
Потемкина Виктория Равельевна, соискатель Института русского языка им. Пушкина, координатор программ Российского центра науки и культуры в Варшаве (Польша) e-mail: [email protected]
Potemkina Victoria R., Post-graduate student, Pushkin Institute of Russian Language, coordinator of programs of the Russian center of science and culture in Warsaw (Poland) e-mail: [email protected]