Научная статья на тему 'Проектный менеджмент как эффективный метод управления изменениями по противодействию преступности в органах прокуратуры Республики Казахстан'

Проектный менеджмент как эффективный метод управления изменениями по противодействию преступности в органах прокуратуры Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектный менеджмент как эффективный метод управления изменениями по противодействию преступности в органах прокуратуры Республики Казахстан»

О©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D

DOI:10.24412/2076-1503-2021-4-216-219 ДАУЕШОВ Халлидулла Зиноллаевич,

соискатель,

ФГКОУ ВО «Университет прокуратуры Российской Федерации», прокурор Атырауской области Республики Казахстан,

e-mail: hallid_oko@mail.ru

ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОСТИ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы внедрения и осуществления проектного менеджмента в органах прокуратуры Республики Казахстан для воплощения стоящих перед органами прокуратуры задач по противодействию преступности, предупреждению, выявлению правонарушений и профилактике преступности. Проектное управление в деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью способствует реализации различных инициатив, а именно: совершенствование новых технологий, внедрение новых, более прогрессивных методов организации деятельности, взаимодействия смежных организаций.

Ключевые слова: проектный менеджмент, управление изменениями, эффективные методы управления, противодействие преступности, борьба с преступностью.

DAUESHOV Hallidulla Zinollaevich,

applicant,

University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, prosecutor of the Atyrau region of the Republic of Kazakhstan

PROJECT MANAGEMENT AS AN EFFECTIVE METHOD OF MANAGING CHANGES IN COMBATING CRIME IN THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Annotation. The article deals with the issues of implementation and implementation of project management in the Prosecutor's Office of the Republic of Kazakhstan, justifies the fact that in order to implement the tasks facing the prosecutor's office to combat crime, prevent, identify offenses and prevent crime. The project management of the activities of law enforcement agencies in the fight against crime contributes to the implementation of various initiatives, namely: the improvement of new technologies, the introduction of new, more progressive methods of organizing activities, and the interaction of related organizations.

Key words: project management, change management, effective management methods, crime prevention, crime control.

Развитие общества в условиях современных изменений обусловлено осуществлением деятельности, функционирующей в условиях устойчивых динамических изменений внешней среды.

В связи с этим многие организации направляют свою деятельность на построение проектного управления. Это позволяет им быть более гибкими, ставить перед собой четкие цели и достигать их, повышается прозрачность всей деятель-

ности организации и увеличивается степень вовлеченности участников проекта в процесс, т.к. у каждого возникает личный интерес в успешном завершении проекта.

В этих условиях формируется предпочтение, основанное на результатах для конкретной организации. Успешное развитие деятельности по управлению проектами будет зависеть от их способности создавать и реализовывать различные инициативы, а именно: совершенствование новых

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

технологий, внедрение новых, более прогрессивных методов организации деятельности, взаимодействие смежных организаций.

Прокуратура является единственным органом, обеспечивающим высший надзор за соблюдением законности в стране. Ежегодно органами прокуратуры выявляются десятки тысяч нарушений законности прав и свобод граждан, рассматриваются сотни тысяч обращений граждан.

Вместе с тем, реалии сегодняшнего дня требуют дальнейшего совершенствования системы органов прокуратуры, раскрытия ее правозащитного потенциала, выражающегося как в надзорной, так и в иных ее функциях. Стремление к демократическому, светскому, правовому и социальному государству обусловливает создание эффективного механизма обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан от преступных посягательств, повышению роли и правового статуса прокуратуры как одного из гарантов соблюдения прав и свобод граждан. Эффективным инструментарием управления этими процессами являются методы и средства проектного менеджмента.

Проектное управление в органах прокуратуры в настоящее время становится одним из наиболее эффективных методов управления и представляет собой систему управления процессами и инструментами реализации ресурсов для достижения стратегических целей правоохранительного органа. Проект, как инструмент, обладая особыми свойствами, предполагает наличие определенных условий для успешной реализации. К таким условиям относится, в первую очередь, организационное обеспечение проектной деятельности, т.е. создание определенной структуры для реализации. Подобная структура имеет «горизонтальный» характер и не может сочетаться с бюрократической структурой.

Проект (от лат. «projectus» - «выступающий, выдающийся вперёд, торчащий») [6, c. 624] - это, в самом общем смысле, что-то, что планируется [7, c. 12]. По определению К. Грея, проект - комплексное, не повторяющееся, одномоментное мероприятие, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению, разработанными под потребности заказчика [5, c. 43]. Проект представляет собой некий комплекс мероприятий, реализуемых для получения определенного результата. Отсюда можно выделить одну из особенностей проекта как инструмента - это возможность управления отдельными мероприятиями как единым объектом.

Еще одной характерной чертой проекта является направленность на достижение конкретного результата, т.е. цели. Согласно рекомендациям PMBOK (Project Management Body of Knowledge), любой проект должен приводить к

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

созданию уникального продукта, услуги или результата [4, а 2]. И, как следствие, цель проекта должна обладать уникальностью и неповторимостью.

Уникальность проекта, как одна из отличительных черт, отмечается и многими исследователями. Так, К. Грей и Э. Ларсон подчеркивают, что «проекты никогда не бывают одинаковыми и всегда включает какие-то уникальные элементы» [5, а 46]. Уникальность проекта заключается не только в создании никогда не существовавшего предмета или услуги, но и в том, что цель проекта создается под определенные критерии и потребности заказчика.

Принципы проектного менеджмента позволяют системно планировать и реализовывать проекты, оптимизируя затраты временных, финансовых и человеческих ресурсов, не отклоняясь при этом от запланированного качества конечного результата.

В настоящее время в сфере органов прокуратуры Республики Казахстан по противодействию преступности возрастает значимость соблюдения на практике данного принципа, поскольку объединение всех проектов в едином стратегическом для организации направлении является необходимым для достижения больших результатов.

В применении этого вида управления в системе государственных органов страны Генеральная прокуратура Республики Казахстан выступила новатором и катализатором новых идей. В связи с этим акиматом Кызылординской области Республики Казахстан создан проектный офис, которым на сегодняшний день активно используется опыт внедрения проектного управления Белгородской области Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Здесь важно отметить опыт Белгородской области, которая с момента внедрения в систему государственного управления проектного менеджмента за 7 лет сумела увеличить свои основные социально-экономические показатели и по индексу развития вошла в тройку лидирующих регионов Российской Федерации.

Конституцией Республики Казахстан на органы прокуратуры возложена миссия по осуществлению высшего надзора за соблюдением законности на территории страны, представлению интересов государства в суде и осуществлению от его имени уголовного преследования [1].

В этой связи закономерно, что именно прокуратура координирует деятельность различных правоохранительных и государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбе с преступностью.

Стоит отметить, что если при осуществлении уголовного преследования в противодействии

преступности задействованы конкретные участники в лице органов следствия и дознания, прокуратуры и судов, принимающих меры по индивидуальным правонарушениям, то при профилактике правонарушений перечень задействованных участников существенно расширяется, равно как и охват проводимых мероприятий.

Прокуратура Атырауской области за время применения опыта проектного менеджмента хорошо продвинулась в своей работе и находится на передовых позициях. Все разработанные и реализуемые на сегодняшний день проекты направлены на систематизацию работы, как в сфере прокурорского надзора, так и в деятельности уполномоченных и заинтересованных органов.

Отметим, что разрабатывая тот или иной проект прокуратура использует международный опыт, изучает вопросы его «приживаемости» в наших реалиях. Один из таких примеров - проект «Полиция ближе к народу», реализованный совместно с акиматом и Департаментом полиции Атырауской области.

Поскольку этот опыт уже реализуется в городе Самара, нами он был изучен, получены образцы и схемы стационарных пунктов полиции. Его цель - обеспечить доступность участковых инспекторов полиции населению, адреса которых многие жители просто не знают. На примере опыта работы полиции Японии в видных общественных местах в криминогенных участках Атырауской области установлено несколько стационарных пунктов.

По результатам обмена опытом с Российской Федерацией перенята система обеспечения общественной безопасности, примененная в городе Самара при проведении чемпионата мира по футболу.

В целях обеспечения общественного порядка и в Атырауской области осуществляется планомерная работа по профилактике уголовных правонарушений, разработан ряд проектов в этом направлении. По инициативе прокуратуры Атырауской области совместно с акиматом и Департаментом полиции области успешно реализуется проект «Безопасный город», который исходит из «Плана Нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» [2].

Участковые инспекторы полиции практически круглосуточно работают с людьми на обслуживаемой территории, как правило, раньше других подразделений полиции приходят на помощь населению, постоянно занимаются профилактикой преступлений, детской беспризорности, алкоголизма и наркомании. До этого опорные пункты полиции дислоцировались в многоэтажных домах или местах, которые были недостаточно доступны жителям города Атырау Атырауской области. Ука-

занные обстоятельства не позволяли участковым инспекторам в полной мере осуществлять целенаправленную и планомерную работу с населением в части профилактики правонарушений, оперативно реагировать на сообщение граждан.

Целью проекта «Безопасный город» является размещение стеклянных участковых пунктов полиции в видных местах для оперативного служения населению. Стационарный пункт полиции нового формата оснащен всем необходимым современным оборудованием, компьютерной техникой, специальной базой Министерства внутренних дел Республики Казахстан и наружным звонком «102». Круглосуточное функционирование этих пунктов служит сдерживающим фактором преступлений и позволяет быстро принимать заявления граждан и реагировать на правонарушения, также обеспечивает общественный порядок в городе.

В городе Атырау построено суммарно более 20 прозрачных участковых пунктов полиции с круглосуточным дежурством полицейских, и, как результат, наблюдается устойчивое снижение преступности в общественных местах.

В Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Первый Президент страны Н.А. Назарбаев особо подчеркнул важность циф-ровизации всех сфер жизнедеятельности общества [3]. В рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан» и дальнейшей модернизации уголовного процесса в электронном формате в 2020 г. расследовано 1395 уголовных дел, это почти 22% от общего числа дел, по эффективности использования Атырауская область занимает шестое место по республике.

Выделенные для реализации данной ^-системы бюджетные средства на сумму свыше 400 млн тенге позволили обеспечить на 100% оснащение всех рабочих мест следователей и дознавателей органов полиции. Но самое главное, цифро-визация усилила защиту прав участников уголовного процесса, исключила манипуляцию статистическими данными и коррупционные риски. Любые процессуальные действия по делу отслеживаются в онлайн-режиме. В свою очередь, у прокуратуры появилась возможность дистанционно осуществлять надзор за ходом всего уголовного процесса и своевременно реагировать на нарушения законности. Исключение бумажных документов в уголовном процессе также привело к экономии финансовых затрат и рабочего времени.

Также прокуратурой Атырауской области разработана «дорожная карта» по реализации мероприятий, направленных на улучшение качества, эффективности работы по защите конституционных прав граждан и повышение уровня доверия населения к правоохранительным органам.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Как показал анализ, факты нарушения конституционных прав граждан в уголовном процессе все еще имеются. На практике ограничение прав граждан начинается уже со стадии их доставления в органы, ведущие уголовный процесс, многие жители не знают, что сотрудники правоохранительных органов не могут задерживать людей более трех часов. Все это контролируется прокуратурой в электронном формате.

Прокуратурой путем мониторинга выявляются факты доставления граждан в органы полиции, которые содержались в административных зданиях свыше установленного срока. В результате внедрения системы электронного контроля за посетителями и доставляемыми лицами удалось сократить количество фактов незаконного доставления и содержания граждан в служебных помещениях. Принципиальная позиция прокуратуры позволила добиться наказания ряда должностных лиц, допустивших нарушения закона и конституционных прав граждан.

Проект как инструмент реализации деятельности правоохранительных органов страны по борьбе с преступностью, именно, на региональном уровне проявляет свою специфику - точечное решение локальных проблем и создание уникального результата. На наш взгляд, именно на региональном уровне проектный менеджмент как эффективный инструмент организации деятельности по противодействию преступности в органах прокуратуры может реализоваться максимально эффективно, т.к. местные проблемы не отличаются крупным масштабом, соответственно, не требуют крупных денежных вливаний. Местные власти могут достаточно успешно справляться с этими проблемами, учитывая местную специфику, и получать на выходе уникальный результат.

Список литературы:

[1] Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдтет» // РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ K950001000_/history (дата обращения: 12.03.21).

[2] Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» [Электронный ресурс]. Астана (Нур-Султан). - Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/addresses/ addresses_of_president/poslame-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g (дата обращения: 12.03.21).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

[3] «Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан» [Электронный ресурс] Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 г. № 827. -Режим доступа: https://primeminister.kz/assets/ media/gosudarstvennaya-programma-tsifrovoy-kazakhstan-rus.pdf (дата обращения: 12.03.21).

[4] ГОСТ Р 54870-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов / Введ. 2012-09-01. - M: Стандартинформ, 2011. - 9 с.

[5] Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство / пер. с англ. - M.: Дело и Сервис, 2003. - 527 с.

[6] Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - 2-е изд., переработ. и доп. - M.: Русский язык, 1976. - 1096 с.

[7] Mазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. - 2-е изд. - M.: Омега-Л, 2004. - 664 c.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Respubliki Kazahstan ot 30 avgusta 1995 g. [Elektronnyj resurs] // Informacion-no-pravovaya sistema normativnyh pravovyh aktov Respubliki Kazahstan «edilet» // RGP na PHV «Institut zakonodatel'stva i pravovoj informacii Respubliki Kazahstan» Ministerstva yusticii Respubliki Kazahstan. - Rezhim dostupa: https://adilet.zan.kz/rus/ docs/K950001000_/history (data obrashcheniya: 12.03.21).

[2] Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan Nazarbaeva N.A. narodu Kazahstana ot 31 yanvarya 2017 g. «Tret'ya modernizaciya Kazahstana: glob-al'naya konkurentosposobnost'» [Elektronnyj resurs]. Astana (Nur-Sultan). - Rezhim dostupa: https://www. akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/ poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnaz-arbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g (data obrashcheniya: 12.03.21).

[3] «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj pro-grammy «Cifrovoj Kazahstan» [Elektronnyj resurs] Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 12 dekabrya 2017 g. № 827. - Rezhim dostupa: https://primeminister.kz/assets/media/gosudarstven-naya-programma-tsifrovoy-kazakhstan-rus.pdf (data obrashcheniya: 12.03.21).

[4] GOST R 54870-2011. Proektnyj menedzh-ment. Trebovaniya k upravleniyu portfelem proektov / Vved. 2012-09-01. - M: Standartinform, 2011. - 9 s.

[5] Grej K.F., Larson E.U. Upravlenie proektami: Prakticheskoe rukovodstvo / per. s angl. - M.: Delo i Servis, 2003. - 527 s.

[6] Dvoreckij I.H. Latinsko-russkij slovar'. - 2-e izd., pererabot. i dop. - M.: Russkij yazyk, 1976. -1096 s.

[7] Mazur I.I., Shapiro V.D., Ol'derogge N.G. Upravlenie proektami. - 2-e izd. - M.: Omega-L, 2004. - 664 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.