Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ И УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ И УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / CRIMINOLOGICAL CLASSIFICATION / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ / CRIMES CONNECTED WITH HUMAN TRAFFICKING / CRIMINAL-LAW CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекмагамбетов Алимжан Бауржанович

В статье на основе анализа действующего уголовного законодательства, обширного эмпирического материала Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Министерства внутренних дел РК и специальной литературы о криминологической и уголовно-правовой классификации, показана продуктивность использования формулировки «преступления (преступность), связанные (связанная) с торговлей людьми». Через призму логико-структурного и сопоставительного анализа норм УК РК показано сходство сложного феномена «торговля людьми» с такими многоплановыми криминальными явлениями как терроризм, экстремизм, коррупция, в отношении которых уголовным правом и криминологией разработаны, а законодателем закреплены перечни террористических, экстремистских, коррупционных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бекмагамбетов Алимжан Бауржанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL AND CRIMINAL-LEGAL CLASSIFICATION OF CRIMES CONNECTED WITH HUMAN TRAFFICKING: THE THEORETICAL-PRACTICAL VALUE

In the article on the basis of analysis of the current criminal legislation, the vast empirical material of the Commission on Human Rights under the President of the Republic of Kazakhstan, the General Prosecutor, the Supreme Court, the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan and special literature about the criminology and criminal-legal classification, shows the efficiency of the use of the phrase «crime (crime), connected (associated) with human trafficking». Through the prism of the logical-structure and comparative analysis of norms of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan shows the similarities of complex phenomenon of «human trafficking » with such multifaceted criminal phenomena as terrorism, extremism, corruption, for which criminal law and criminology developed and legislator fixed lists of terrorist, extremist, corruption crimes. The author, expressing support for a proposal to return to the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan the phrase «crimes, connected with human trafficking » considers it necessary to supplement this list of existing rules on liability for illegal activities on adoption (adoption), human cloning, the illegal removal of organs and human cadaver tissue, as well as novellas about the enslavement and the use of slave labor.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ И УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

УДК 343.431

БЕКМАГАМБЕТОВ А.Б. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ И УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ: ТЕОРЕТИКО-

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Ключевые слова: криминологическая классификация, уголовно-правовая классификация, преступления, связанные с торговлей людьми.

В статье на основе анализа действующего уголовного законодательства, обширного эмпирического материала Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Министерства внутренних дел РК и специальной литературы о криминологической и уголовно-правовой классификации, показана продуктивность использования формулировки «преступления (преступность), связанные (связанная) с торговлей людьми». Через призму логико-структурного и сопоставительного анализа норм УК РК показано сходство сложного феномена «торговля людьми» с такими многоплановыми криминальными явлениями как терроризм, экстремизм, коррупция, в отношении которых уголовным правом и криминологией разработаны, а законодателем закреплены перечни террористических, экстремистских, коррупционных преступлений.

BEKMAGAMBETOV, A.B. CRIMINOLOGICAL AND CRIMINAL-LEGAL CLASSIFICATION OF CRIMES CONNECTED WITH HUMAN TRAFFICKING: THE THEORETICAL-PRACTICAL VALUE

Keywords: criminological classification, criminal-law classification; crimes, connected with human trafficking.

In the article on the basis of analysis of the current criminal legislation, the vast empirical material of the Commission on Human Rights under the President of the Republic of Kazakhstan, the General Prosecutor, the Supreme Court, the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan and special literature about the criminology and criminal-legal classification, shows the efficiency of the use of the phrase «crime (crime), connected (associated) with human trafficking». Through the prism of the logical-structure and comparative analysis of norms of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan shows the similarities of complex phenomenon of «human trafficking » with such multifaceted criminal phenomena as terrorism, extremism, corruption, for which criminal law and criminology developed and legislator fixed lists of terrorist, extremist, corruption crimes. The author, expressing support for a proposal to return to the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan the phrase «crimes, connected with human trafficking » considers it necessary to supplement this list of existing rules on liability for illegal activities on adoption (adoption), human cloning, the illegal removal of organs and human cadaver tissue, as well as novellas about the enslavement and the use of slave labor.

Исследуемая проблема в специальной литературе изучена в недостаточной степени, хотя в практической деятельности международных организаций, уполномоченных правоохранительных органов, представителей неправительственного сектора формулировки «преступления (преступность), связанные (связанная) с торговлей людьми» активно и продуктивно используются. В этой связи, очевидны роль и значение криминологической и уголовно-правовой классификации общественно-опасных деяний в такой сложной сфере, как торговля людьми.

Наиболее глубоко вышеназванные вопросы исследованы и проработаны уважаемыми криминологами Кудрявцевым В.Н. и Лунеевым В.В. В одной из современных работ Лунеев В.В. пишет: «Уголовно-правовая систематизация деяний, осуществляемая по объекту преступления, имеет определенное теоретическое, практическое и в какой-то мере политическое значение» [1, c. 165], которая к тому же по

справедливому утверждению автора имеет криминологический смысл в части установления нагрузки на оперативно-следственный аппарат различных подразделений, а на прокуратуру и суды для дальнейшего мониторинга эффективности учетно-регистрационной деятельности, правоприменительной практики, а также в целом правоохранительной политики. В конечном итоге все это учитывается в процессе совершенствования законодательства и ведомственного нормотворчества.

В Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, в которой в частности отмечается, что «в условиях всеобщей глобализации и роста мировой конкуренции многие страны столкнулись с необходимостью модернизации правовых систем и максимального приближения их к нуждам и потребностям людей» [2].

Одним из первоочередных мероприятий стала модернизация отраслей законодательства криминального цикла: УК, УПК, УИК, что получило позитивные научно-экспертные отклики.

Генеральной прокуратурой РК совместно с заинтересованными государственными органами разработана Государственная программа дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы, утвержденная Указом Президента РК от 31 декабря 2013 года №720, реализация, которой вместе с Концепцией во вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, утвержденной Указом Президента РК от 17 января 2014 г. №732 создаст основу для надежной правоохранительной системы, отвечающей мировым стандартам, в которой права человека будут являться точкой отсчета и занимать ключевое место. При этом, «основным индикатором этой работы определен уровень доверия граждан к правоохранительным органам»[3,с.2].

В рамках вышеназванной масштабной работы по переформатированию и модернизации правовой политики Республики Казахстан, в том числе правоохранительной деятельности сегодня поступательно развивается система мер по противодействию торговле людьми.

В сравнительно-правовом плане отметим, что все это созвучно с тем, что методично и профессионально разрабатывается Саратовским филиалом Института государства и права РАН по внедрению в понятийно-категориальный аппарат термина «правоохранительная политика», ознчающего «научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны, по выстраиванию полноценной правоохранительной системы»[4,с.6].

В то же время весьма актуальны слова Головко Л.о том, что «в целом реформа органов, осуществляющих «борьбу с преступностью», будет эффективна только в том случае, если она будет проводиться на основе унифицированного понимания «нарушения закона, заслуживающего применения государственной репрессии» (материально-правовой уровень), «полицейского дознания (расследования)» (процессуальный уровень) и «полиции» (институциональный уровень)»[5,с.43].

На современном этапе в Казахстане сделан серьезный прорыв в деле усиления межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества в борьбе с криминальными вызовами и угрозами, в том числе с торговлей людьми.

Сегодня комплексную и системную деятельность осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам борьбы с незаконным вывозом, ввозом и торговлей людьми при Правительстве Республики Казахстан, в состав которой входят Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции, Верховный Суд РК, Генеральная прокуратура РК, Комитет национальной безопасности РК, Комиссия по правам человека при Президенте РК, Министерство внутренних дел РК, Министерство здравоохранения РК, Министерство иностранных дел РК, Министерство

по инвестициям и развитию РК, Министерство культуры и спорта РК, Министерство образования и науки РК, Министерство труда и социальной защиты РК, Министерство финансов РК, Министерство юстиции РК, Национальный центр по правам человека. Они принимают участие в нормотворческой работе по совершенствованию и гармонизации законодательства, в реализации организационно-практических мероприятий по противодействию торговле людьми и оказанию помощи жертвам, в осуществлении сотрудничества с компетентными органами государств-участников СНГ, а также международными и неправительственными организациями. Особое место среди направлений совместной работы занимает претворение в жизнь организационно-профилактических мер противодействия торговле людьми. В целях создания необходимых условий для выше перечисленных видов работ специально предусмотрено информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение.

В результате такого комплексного подхода за более чем 20-летний период накоплен обширный опыт совершенствования нормативно-правовой базы, сформирована правоприменительная практика, налажена взаимообратная связь между заинтересованными государственными органами и институтами гражданского общества по повышению эффективности противодействия преступности, связанной с торговлей людьми. В числе первостепенных мер постоянный мониторинг ситуации и отражение в соответствующих аналитических материалах Комиссии по правам человека при Президенте, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Министерства внутренних дел РК. Надо заметить, что аналогичную работу ведут международные, а также отечественные неправительственные организации.

Сразу заметим, что в период до 2013 года уголовно-правовая классификация деяний, связанных с торговлей людьми включала всего два вида преступления: торговлю людьми и торговлю несовершеннолетними. Специалисты констатируют, что «согласно статистическим данным Комитета правовой статистики и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК отмечается рост рассматриваемых преступлений (по ст.128 «Торговля людьми», 133 УК РК «Торговля несовершеннолетними» количество возбужденных уголовных дел приведено в таблице 1)»[6,с.170].

Года Статья 128 УК РК Статья 133 УК РК

2004 15 0

2005 13 1

2006 20 4

2007 19 5

2008 17 5

7 мес. 2009 19 8

По сведениям НПО число возбужденных уголовных дел в отношении преступлений, связанных с торговлей людьми, значительно увеличилось в последние годы. По данным МВД РК, за 2009 г. в республике было возбуждено 271 уголовное дело по фактам, относящимся к торговле людьми, в том числе 20 уголовных дел - по ст.128 Уголовного кодекса РК («Торговля людьми»), 16 уголовных дел - по ст.133 («Торговля несовершеннолетними»....за первое полугодие 2010 г. органами полиции было возбуждено 18 уголовных дел по статье 128 Уголовного кодекса РК («Торговля людьми»), 10 уголовных дел - по ст.133 «Торговля несовершеннолетними»). »[7,с.9].

В Докладе, представленном в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин Организации Объединенных Наций, содержится следующая информация.

В 2006 году на территории Республики Казахстан зарегистрировано 16 преступлений, (по ст.128 УК РК «Торговля людьми» и ст.133 УК РК «Торговля

несовершеннолетними» - прим. наше), что на 77,8% больше. Чем было зарегистрировано в 2005 году(9 фактов). В 2007 году в производстве органов уголовного преследования находилось 18 дел о преступлениях по торговле людьми (ст.128 Уголовного кодекса) и 6 дел по торговле несовершеннолетними (ст.133 Уголовного кодекса). В 2008 году количество преступлений по фактам торговли людьми выросло и составило 44 преступления. На 2009 год было возбуждено 229 уголовных дел по фактам торговли людьми. За 12 месяцев 2010 года судами Республики по первой инстанции рассмотрено 193 уголовных дела[8,0.22].

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия торговле людьми» от 4 июля 2013 года №127-V в примечании к статье 128 УК РК «Торговля людьми» был добавлен п.4 следующего содержания: «преступлениями, связанными с торговлей людьми, признаются преступления, предусмотренные статьей 113, пунктом 113, пунктом б) части третьей статьи 125, пунктом б) части третьей статьи 126, статьями 128, 132-1, 133, 270 и 271 настоящего Кодекса»[9].

В конце того же года Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры обнародованы первые статистические данные, согласно которым в 2010 году было зарегистрировано 501 преступление, связанное с торговлей людьми, в 2011 году - 584, 2012 - 505, 11 мес. 2012 - 468, 11 мес.2013 г. - 752 [10,о.1].

Однако если обратить внимание на таблицу №2 специального доклада Комиссии по правам человека при Президенте РК мы получим другой цифровой расклад: в 2011 году зарегистрировано преступлений, связанных с торговлей людьми 285, в 2012 - 267, 2013 - 350 [11,0.25].

В Докладе по выполнению международных стандартов в сфере прав и свобод человека и гражданина констатируется, что за 2011-2013 годы возбуждено 900 уголовных дел, из них: за похищение человека с целью эксплуатации - 38, незаконное лишение свободы с целью эксплуатации - 35, торговлю людьми - 77, вовлечение в занятие проституцией - 30, торговлю несовершеннолетними - 47, вовлечение в занятие проституцией - 89, организацию или содержание притонов для занятия проституцией или сводничество - 584[12,0.12].

Международная организация по миграции в Казахстане, ссылаясь на Комитет криминальной полиции МВД РК, отмечает, что за период с 2004 по 2013 год количество уголовных дел по данной разновидности преступности составило 2987. [13,0.7]. В сравнительном плане заметим, что в соответствии с этим же документом, в 2010 году таких уголовных дел было 279, в 2011 году - 287, 2012 году - 267, 2013 году - 348. Последние данные практически совпадают с цифрами другого документа, в котором отмечено, что за 2013 год возбуждено 346 уголовных дел[14,о.10]

Небезынтересно обратить внимание на следующую таблицу[15,0.4].

Сведения по направленным в суд уголовным делам по фактам похищений человека,

незаконным лишениям свободы и торговли людьми за 2009-2013 годы

Период времени Статья 125 Статья 126 Статья 128

Уголовного Уголовного Уголовного

кодекса кодекса кодекса

2009 год 72 0 5

2010 год 69 97 15

2011 год 72 92 20

2012 год 61 17 7

2013 год 65 105 21

Кроме того, заметим, что по данным Генеральной прокуратуры РК «за 2013 год совершено 88 преступлений в сфере торговли несовершеннолетними»[16, с.5].

По данным МВД РК за 11 месяцев 2016 года в производстве органов внутренних дел находилось 776 уголовных дел о преступлениях, связанных с торговлей людьми против 695 аналогичного периода прошлого года (рост на 11,6%)[17,с.1].

Под названную категорию подпадают уголовные правонарушения, предусмотренные ст.ст.:

-116 УК (принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека);

-125 ч.3 п.2 УК (незаконное похищение человека с целью эксплуатации);

-126 ч.3 п.2 УК (незаконное лишение свободы с целью эксплуатации);

- 128 УК (торговля людьми);

- 134 УК (вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией);

- 135 УК (торговля несовершеннолетними);

- 308 УК (вовлечение в занятие проституцией);

-309 УК (организация и содержание притонов для занятия проституцией).

В разрезе прежде упомянутых уголовно-правовых норм картина предстает следующая.

По ст.116 УК (принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека) в производстве находилось 2 дела (Департаменты внутренних дел г.г.Алматы и Астаны), по ст.125 ч.3 п.2 УК (похищение человека с целью эксплуатации) - 6 дел (Департаменты внутренних дел Южно-Казахстанской - 3, Актюбинской - 2 и Восточно-Казахстанской областей - 1), в т.ч. 4 направлено в суд. Для сравнения в аналогичном периоде прошлого года в суд было направлено всего 2 дела. По ст. 126 ч.3 п.2 УК (незаконное лишение свободы с целью эксплуатации) находилось в производстве 32 уголовных дела (Департаменты внутренних дел: г. Алматы - 12, Карагандинской области

- 8, Южно-Казахстанской области - 7, г.Астаны, Актюбинской, Атырауской областях по одному делу, в Центральном аппарате МВД - 1 дело). На аналогичный период прошлого года пришлось 19 таких дел. Всего в суд направлено 23 уголовных дела.

По ст.128 УК (Торговля людьми) в производстве находилось 102 уголовных дела (Департаменты внутренних дел: Костанайской области - 20, Карагандинской - 18, Восточно-Казахстанской - 14, Актюбинской - 7, г.Астаны и Акмолинской области - по 6, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской и Северо-Казахстанской

- по 5, г.Алматы - 4, Алматинской, Западно-Казахстанской и Кызылординской - по 3, Мангистауской - 2, Атырауской - 1) против 84 дел прошлого года. Из названных в суд направлено 23 (в 2015 году - 2).

По ст.134 УК (вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией) в производстве находилось 31 дело (Департаменты внутренних дел: г.г. Астаны и Алматы, Акмолинской и Западно-Казахстанской областей - по 4, Северо-Казахстанской - 3, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской и Костанайской областей - по 2, Актюбинской, Кызылординской, Мангистауской, Южно-Казахстанской областей - по 1) против 28 в 2015 году. В суд было направлено всего 2 дела.

По ст. 135 УК (торговля несовершеннолетними) в производстве находилось 47 дел (Департаменты внутренних дел: г.Алматы - 18, Мангистауской области - 6, г.Астаны, Атырауской и Карагандинской областей - по 4, Южно-Казахстанской и Алматинской -по 3, Акмолинской, Актюбинской, Костанайской, Кызылординской, СевероКазахстанской областей и на транспорте - по 1) против 39 в предшествующий год. В суд направлено 25 дел.

По ст.308 УК (вовлечение в занятие проституцией) было в производстве 105 дел (Департаменты внутренних дел: г.Алматы - 35, г.Астаны - 18, Акмолинской области -12, Кызылординской - 7, Алматинской и Южно-Казахстанской - по 6, Западно-Казахстанской - 5, Карагандинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской - по 3,

Атырауской - 2, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Костанайкой областей и в Представительстве МВД в г.Байконыр - по 1) против 103 в аналогичный период прошлого года. В суд в 2016 году было направлено 6 дел.

По ст.309 УК (организация и содержание притонов для занятия проституцией и сводничество) в производстве находилось 451 дело (Департаменты внутренних дел: г. Астаны - 57, г.Алматы - 55 , Южно-Казахстанской области - 51, Карагандинской - 44, Алматинской - 40, Восточно-Казахстанской - 32, Акмолинской - 24, Западно-Казахстанской - 23, Кызылординской - 20, Жамбылской - 19, Костанайской - 18, Мангистауской - 16, Северо-Казахстанской - 13, Актюбинской - 11, на транспорте - 10, Павлодарской - 9, Атырауской области -7 , представительстве МВД в г.Байконыр и Центральном аппарате - по 1) против 419 в 2015 году. В суд направлено 99 дел.

Такова следственная практика, в рамках которой активно используется криминологическая классификация деяний, связанных с торговлей людьми. Составы, входящие в данную группу рассредоточены в различных главах Особенной части УК РК, соответственно имеют различные объекты посягательства.

В п.2 нормативного постановления Верховного Суда РК №7 от 29.12.2012 г. «О практике применения законодательства, устанавливающего ответственность за торговлю людьми» указано, что объектом преступления, связанного с торговлей людьми, являются свобода человека, его личная безопасность, права и законные интересы, честь и достоинство, право на свободный выбор места жительства, рода занятия и профессии[18,о.22]

В настоящее время по новому УК РК нормативные постановления Верховного Суда, равно как и Конституционного совета, являются составной частью действующего уголовного права.

Наряду с этим, в 2015 году, когда вступил в силу новый УК РК Верховный Суд Республики Казахстан в ходе обобщения практики опирался на исключенную законодателем формулировку «преступления, связанные с торговлей людьми». В частности, им отмечалось, что «...в примечании к статье 128 УК прежней редакции законодателем разъяснены понятия купли-продажи, иных сделок относительно торговли людьми, согласие потерпевшего, приведен перечень преступлений, отнесенных к торговле людьми: статья 113 УК - понуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека; пункт «б» части 3 статьи 125 УК - похищение человека с целью эксплуатации похищенного; пункт «б» части 3 статьи 126 УК - лишение свободы с целью эксплуатаций; статья 128 УК - торговля людьми; статья 132-1 УК - вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией; статья 133 УК - торговля несовершеннолетними; статья 270 УК - вовлечение в занятие проституцией; статья 271 УК - организация и содержание притонов для занятия проституцией и сводничество»[19,о.39].

Как следует из аналитического документа Верховного Суда РК, в 2014 году в суды поступило 208 дел (2013 году - 209 дел), в том числе по статье 271 УК (организация или содержание притонов для занятия проституцией и сводничества) - 166 дел или 79,8% (в 2013 году -163 или 78%), по статье 133 УК (торговля несовершеннолетними) - 20 дел или 9,6% (в 2013 году - 17 дел или 8,1%), по статье 128 УК (торговля людьми) - 8 дел или 3,8% (в 2013 году - 6 дел или 2,9%), по части 3 статьи 126 УК (незаконное лишение свободы) - 7 дел или 3,4% (в 2013 году - 9 дел или 4,3%), по части 3 статьи 125 УК (похищение человека) - 3 дела или 1,4% (в 2013 году - 6 дел или 2,9%), по статьям 270 и 132-1 УК (вовлечение в занятие проституцией/вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией) - по 2 дела или 0,9% (в 2013 году - по статье 270 УК - 5 дел или 2,4%, по статье 132-1 УК - 3 дела или 1,4%).

Всего в 2014 году окончено 199 дел (в 2013 году - 191 дело), в том числе с вынесением приговора 159 (в 2013 году - 153). Наибольшее количество дел окончено судами г. Астаны (45), г. Алматы (22), Восточно-Казахстанской (21) и ЮжноКазахстанской областей (20). Наименьшее количество оконченных судами дел в Мангистауской и Павлодарской областях (по 2). С 2008 в структуре преступности, связанной с торговлей людьми превалируют деяния по организации и содержанию притонов для занятия проституцией (порядка 70%). В 2014 году было осуждено 185 лиц (в 2013 году - 175), в том числе к лишению свободы 40 или 21,6% от общего числа (за

2013 год - 42 лица или 24%), условно 140 человек или 75,7% (за 2013 год - 113 или 64,6%).

В разрезе статей УК по статье 271 УК осуждено 133 лица или 71,9% (в 2013 году -127 или 72,6%), по статье 133 УК - 29 лиц или 15,7% (в 2013 году - 16 или 9,1 %), по статье 128 УК - 8 человек или 4,3% (в 2013 году - 6 или 3,4%), по части 3 статьи 126 УК - 5 лиц или 2,7% (в 2013 году - 12 или 6,8%), по части 3 статьи 125 УК - 5 лиц или 2,7% (в 2013 году - 8 или 4,6%), по статье 270 УК - 4 человека или 2,1% (в 2013 году - 4 лица или 2,3%), по статье 132-1 УК - 1 лицо или 0,5% (в 2013 году - 2 или 1,1%).

В целом обобщение судебной практики было посвящено вопросам правильной квалификации, назначение наказания, то есть уголовно-правовым аспектам противодействия указанной категории криминальных деяний. Глобально в контексте разрабатываемой нами концепции политики противодействия преступности, связанной с торговлей людьми, в вышеназванном аналитическом документе основной упор был сделан на уголовно-правовой подсистеме.

В 2016 году Верховный Суд РК в свете активного следования курсом усиления повышения эффективности правоохранительной деятельности с акцентом на виктимологическую политику, вполне закономерно, принимает Обобщение по вопросам обеспечения в судебном разбирательстве прав потерпевших по делам о торговле людьми (на основе рассмотренных в 2014-2015 г.г. уголовных дел)[20]. Всего из поступивших в

2014 году 208 дел было окончено 160, в рамках которых осуждено 182 человека, а в 2015 году из 158 окончено 109 с осуждением 109 лиц. Из всех деяний традиционно наибольший удельный вес заняли деяние, предусмотренное ст.270 УК. В 2014 году по этой норме рассмотрено 160 уголовных дел с осуждением 182 лиц, в 2015 году соответственно 109 дел и 117 виновных лиц.

В вышеназванном официальном документе, мы узрели два взаимосвязанных элемента политики противодействия преступности, связанной с торговлей людьми: уголовно-процессуальную и криминологическую подсистемы. Мы не будем на этом подробно останавливаться, поскольку данный аспект не входит в задачи настоящего научного сообщения.

Возвращаясь к основному предмету научного анализа - к правовой классификации преступлений, связанных с торговлей людьми следует признать теоретико-прикладную значимость формулировки «преступления, связанные с торговлей людьми», что в свою очередь свидетельствует о сложном многогранном характере этого феномена, такого же как организованная преступность, терроризм, экстремизм, коррупция. В отношении них законодатель в УК РК закрепил криминологически обоснованные перечни террористических, экстремистских, коррупционных преступлений. По большому счету все эти полиаспектные явления сложно уместить в уголовно-правовой «оболочке» и «таксономии» в плане определения понятия и систематизации деяний, потому возрастает роль криминологической науки. При этом никто не умаляет значения уголовно-правовой доктрины. Оптимальной и продуктивной является интегративная модель взаимодействия криминологии и уголовного права.

Законодатель в рамках очередной полномасштабной модернизации Уголовного кодекса Республики Казахстан незаслуженно исключил соответствующий перечень. В этой связи, правы представители судебного корпуса страны, когда в вышеупомянутом обобщении указывают на необходимость возврата ранее существовавшей и востребованной практикой формулировки с включением отдельной нормы в статью 3 УК РК.

Принципиально поддерживая такую позицию, хотелось лишь подчеркнуть, что этот перечень необходимо включить уголовно-правовые нормы об ответственности за незаконную деятельность по усыновлению (удочерению), клонирование человека, незаконное изъятие органов и тканей трупа человека, обращение в рабство и использования рабского труда. Справедливости ради заметим, что в действующем УК до сих пор нет статьи о рабстве, и это является серьезным правовым пробелом. Для дальнейшей гармонизации правовой системы представляется оправданным изложение названия нормативного постановления Верховного Суда РК №7 от 29.12.2012 г. в следующей редакции: «О практике применения законодательства, устанавливающего ответственность за преступления, связанные с торговлей людьми».

В плане глобального подхода полагаем целесообразным принятие базового закона о противодействии преступности, связанной с торговлей людьми - правовой основы соответствующей разновидности антикриминальной политики.

Литература и источники

1. Мониторинг уголовной политики России. Монография/Под общ. ред. С.В.Максимова.-Москва: Институт государства и права РАН,2015- 482 с.

2. Казахстанская правда от 27.08.2009 г.. №205 (25949)

3. Стратегический план Генеральной прокуратуры Республики Казахстан на 2014-2018 годы. Астана,2015.

4. Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект)/Под ред. А.В.Малько.-Саратов.: СГАП,2012/

5. Головко Л. Перспективы реформирования органов, осуществляющих обеспечение безопасности и борьбу с преступностью//Зацгер-2010-№9.

6. Кенбаев Ж.А., Оспанов С.А. Теоретические аспекты уголовно-правового регулирования мероприятий по противодействию торговле людьми в Республике Казахстан: Конституция Республики Казахстан: 15 лет: М-лы межд. Научно-практ.конф./Отв.ред. С.Е.Еркенов, И.Ш.Борчашвили.-Карагада: КарЮИ МВД РК им.Б.Бейсенова,2009.-Т.1.

7. Анализ текущего положения дел в сфере борьбы с торговлей людьми в Казахстане. Доклад к третьей сессии Обзорной конференции ОБСЕ 2010 года, Астана, 26-28 ноября 2010 г.

8. Доклад о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Утвержден постановлением Правительства РК от 15.09.2011 г. №1064. Астана,2011 - 63 с.

9. Казахстанская правда 11.07.2013 г. №230 (27504); Ведомости Парламента РК 2013 г., №15, ст.78.

10. Анализ статистических данных о состоянии преступности, связанной с торговлей людьми за 2010-2012 г.г., 11 месяцев 2013 года. Астана: Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, 4 декабря 2013 года - 9 с.

11. Специальный доклад «Актуальные проблемы защиты прав человека в сфере противодействия торговле людьми в Республике Казахстан». Астана: Комиссия по правам человека при Президенте РК,2014 - 170 с.

12. Второй периодический доклад о выполнении Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах. Утвержден постановлением Правительства РК от 03.12.2014 г. №1271. Астана,2014 - 34 с.

13. Борьба с торговлей людьми: Казахстан. Статистические данные с января 2004 - по июнь 2014 года. Астана: МОМ в Казахстане,2014- 7с.

14. Второй периодический национальный доклад Республики Казахстан в рамках Универсального периодического надзора по правам человека. Утвержден постановлением Правительства РК от 29.09.2014 г. №1038. Астана,2014 -25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Первый периодический доклад о мерах, принятых Республикой Казахстан в целях осуществления Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Утвержден постановлением Правительства РК от 27.05.2014 г. №547. Aстана,2014 -22 с.

16. Об итогах проверки применения законодательства об усыновлении за 2012-2013 годы. Aстана: Генеральная прокуратура РК,2013 - 28 с.

17. Справка о состоянии расследования уголовных дел, связанных с торговлей людьми (ст.ст.116, 125 ч.3 п.2), 128, 134, 135, 308, 309 УК) за 11 месяцев 2016 года. ACT-ана: МВД РК,2017- 4 с.

18. Бюллетень Верховного Суда Республики Казахстан.-2013-№1-С.22.

19. Обобщение судебной практики по уголовным делам, связанным с торговлей людьми за 2013 и 2014 годы (предусмотренными статьями 125 ч.3 п. «б», 126 ч.3 п. «б», 128, 132-1, 270, 271 УК)// Бюллетень Верховного Суда Республики Казахстан- 2015-№12- С.36-64.

20. Обобщение по вопросам обеспечения в судебном разбирательстве прав потерпевших по делам о торговле людьми (на основе рассмотренных в 2014-2015 г.г. уголовных дел)// Бюллетень Верховного Суда Республики Казахстан- 2016-№12- С.78-108.

References and Sources

1. Monitoring ugolovnoj politiki Rossii. Monografiya/Pod obshch. red. S.V.Maksimova.-Moskva: Institut gosudarstva i prava RAN,2015- 482 s.

2. Kazahstanskaya pravda ot 27.08.2009 g.. №205 (25949)

3. Strategicheskij plan General'noj prokuratury Respubliki Kazahstan na 2014-2018 gody. Astana,20 i 5.

4. Koncepciya pravoohranitel'noj politiki v Rossijskoj Federacii (proekt)/Pod red. A.V.Mal'ko.-Saratov.: SGAP,2012/

5. Golovko L. Perspektivy reformirovaniya organov, osushchestvlyayushchih obespechenie bezopasnosti i bor'bu s prestupnost'yu//ZaHger-2010-№9.

6. Kenbaev ZH.A., Ospanov S.A. Teoreticheskie aspekty ugolovno-pravovogo regulirovaniya meropriyatij po protivodejstviyu torgovle lyud'mi v Respublike Kazahstan: Konstituciya Respubliki Kazahstan: 15 let: M-ly mezhd. Nauchno-prakt.konf./Otv.red. S.E.Erkenov, I.SH.Borchashvili.-Karagada: KarYUI MVD RK im.B.Bejsenova,2009.-T.i.

7. Analiz tekushchego polozheniya del v sfere bor'by s torgovlej lyud'mi v Kazahstane. Doklad k tret'ej sessii Obzornoj konferencii OBSE 2010 goda, Astana, 26-28 noyabrya 2010 g.

8. Doklad o vypolnenii Konvencii o likvidacii vsekh form diskriminacii v otnoshenii zhenshchin. Utverzhden postanovleniem Pravitel'stva RK ot i5.09.2011 g. №1064. Astana,2011 - 63 s.

9. «Kazahstanskaya pravda» 11.07.2013 g. №230 (27504); Vedomosti Parlamenta RK 2013 g., №15, st.78.

10. Analiz statisticheskih dannyh o sostoyanii prestupnosti, svyazannoj s torgovlej lyud'mi za 2010-2012 g.g., ii mesyacev 2013 goda. Astana: Komitet po pravovoj statistike i special'nym uchetam General'noj prokuratury RK, 4 dekabrya 2013 goda - 9 s.

11. Special'nyj doklad «Aktual'nye problemy zashchity prav cheloveka v sfere protivodejstviya torgovle lyud'mi v Respublike Kazahstan». Astana: Komissiya po pravam cheloveka pri Prezidente RK,2014 - i70 s.

12. Vtoroj periodicheskij doklad o vypolnenii Respublikoj Kazahstan Mezhdunarodnogo pakta o grazhdanskih i politicheskih pravah. Utverzhden postanovleniem Pravitel'stva RK ot 03.12.2014 g. №1271. Astana,2014 - 34 s.

13. Bor'ba s torgovlej lyud'mi: Kazahstan. Statisticheskie dannye s yanvarya 2004 - po iyun' 2014 goda. Astana: MOM v Kazahstane,2014- 7s.

14. Vtoroj periodicheskij nacional'nyj doklad Respubliki Kazahstan v ramkah Universal'nogo periodicheskogo nadzora po pravam cheloveka. Utverzhden postanovleniem Pravitel'stva RK ot 29.09.2014 g. №1038. Astana,2014 -25 s.

15. Pervyj periodicheskij doklad o merah, prinyatyh Respublikoj Kazahstan v celyah osushchestvleniya Mezhdunarodnoj konvencii dlya zashchity vsekh lic ot nasil'stvennyh ischeznovenij. Utverzhden postanovleniem Pravitel'stva RK ot 27.05.2014 g. №547. Astana,2014 -22 s.

16. Ob itogah proverki primeneniya zakonodatel'stva ob usynovlenii za 20i2-20i3 gody. Astana: General'naya prokuratura RK,20i3 - 28 s.

17. Spravka o sostoyanii rassledovaniya ugolovnyh del, svyazannyh s torgovlej lyud'mi (st.st.ii6, 125 ch.3 p.2), i28, i34, 135, 308, 309 UK) za ii mesyacev 2016 goda. Astana: MVD RK,2017- 4 s.

18. Byulleten' Verhovnogo Suda Respubliki Kazahstan.-2013-№1-S.22.

19. Obobshchenie sudebnoj praktiki po ugolovnym delam, svyazannym s torgovlej lyud'mi za 2013 i 2014 gody (predusmotrennymi stat'yami 125 ch.3 p. «b», 126 ch.3 p. «b», 128, 132-i, 270, 271 UK)// Byulleten' Verhovnogo Suda Respubliki Kazahstan- 2015-№12- S.36-64.

20. Obobshchenie po voprosam obespecheniya v sudebnom razbiratel'stve prav poterpevshih po delam o torgovle lyud'mi (na osnove rassmotrennyh v 2014-2015 g.g. ugolovnyh del)// Byulleten' Verhovnogo Suda Respubliki Kazahstan- 2016-№12- S.78-108/

БЕКМАГАМБЕТОВ АЛИМЖАН БАУРЖАНОВИЧ - кандидат юридических наук, Костанайский филиал Челябинского государственного университета, заместитель директора по науке.

BEKMAGAMBETOV, ALIMZHAN B. - Ph.D. in Law, Kostanay Branch of Chelyabinsk State University Deputy, director for science (adilet1979@mail.ru)

УДК 343.57

БЕСЧАСТНОВА О.В. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИДОПИНГОВЫХ

ПРАВИЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: допинг, антидопинговые правила, запрещенные субстанции, склонение к употреблению, спортсмен, тренер.

Данная статья посвящена вопросам установления уголовной ответственности за нарушение антидопинговых правил в настоящее время. В 2016 году Уголовный кодекс РФ был дополнен статьями 230.1 и 230.2, устанавливающих уголовную ответственность за склонение спортсмена к использованию допинга и за использование допинга независимо от согласия спортсмена.

BESCHASTNOVA, O.V.

CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR THE VIOLATION OF ANTI-DOPING RULES IN THE

RUSSIAN FEDERATION

Keywords: doping, anti-doping rules, prohibited substances, the inducement to use, athlete, coach.

This article is devoted to the establishment of criminal liability for violation of anti-doping rules in current time. In 2016, the Criminal Code of the Russian Federation was supplemented by articles 230.1 and 230.2 which are criminalized the declination of an athlete to use doping and use against athlete independently of its consent. The subject of this crime is coaches, experts in the field of sports medicine and other authorized persons in the field of physical culture and sports, such as the duty officer in the gym, the administrator of the training process, the director of a sports organization or a sports school, etc. Athletes themselves for the use of illegal drugs criminal responsibility Do not carry, as punishment to them is applied by heads of the international and Russian sports federations. In addition, sellers of such drugs and doctors of other medical institutions that are not related to sports medicine will not be held criminally liable.

В последнее время Российская Федерация была втянута в ряд скандалов, связанных с употреблением допинга во время международных соревнований. Множество спортсменов были лишены своих наград, либо не были допущены к участию в соревнованиях из-за употребления различных препаратов. Так, в связи с нарушением антидопинговых требований к Олимпийским играм в 2016 году не была допущена вся сборная по легкой атлетики Российской Федерации. По данным Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) по применению допинга на первом месте стоит Россия - 373 случая за 2014-2015 годы. [2] При этом многие спортсмены не были осведомлены, что используют запрещенные средства, поскольку тренеры или спортивные врачи не уведомляли их об этом. Проблема допинга в настоящий момент является одной из главнейших проблем в современном профессиональном спорте, поскольку употребление допингов спортсменами не только наносит ущерб их здоровью, но и подрывает принцип справедливости в спорте.

В связи с ужесточением в 2015 году антидопинговых мер, предусмотренных Всемирным антидопинговым кодексом ВАДА, и принимая во внимание множественные случаи нарушений антидопинговых правил, в Российской Федерации назрела необходимость установления ответственности за применение допинга в спорте. Федеральным законом от 22.11.2016 N 392-ФЗ в национальное законодательство РФ были внесены дополнения, устанавливающие не только административную, но уже и уголовную ответственность за нарушение антидопинговых правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.