Научная статья на тему 'Проектные технологии в преподавании филологических дисциплин'

Проектные технологии в преподавании филологических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULTIMEDIA TECHNOLOGY / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / PROJECT METHOD / МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ / THE MODEL CLASS / ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DESIGN TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Л.В.

В статье рассматривается опыт применения инновационных образовательных технологий в учебном процессе вуза в ходе организации и проведения практического занятия со студентами-бакалаврами по дисциплине «Теория и методика обучения русскому языку».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN TECHNOLOGY IN TEACHING PHILOLOGICAL DISCIPLINES

This paper examines the experience of the application of innovative educational technologies in the educational process of the university, in the course of organizing and conducting workshops with undergraduate students on the subject «Theory and methods of teaching Russian language».

Текст научной работы на тему «Проектные технологии в преподавании филологических дисциплин»

УДК 371

Л.В. Филиппова

канд. пед. наук, доцент, кафедра методики дошкольного и начального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье рассматривается опыт применения инновационных образовательных технологий в учебном процессе вуза в ходе организации и проведения практического занятия со студентами-бакалаврами по дисциплине «Теория и методика обучения русскому языку».

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, инновации, педагогические технологии, мультимедийные технологии, проектный метод, модель занятия, проектное задание, образовательная среда.

L.V. Filippova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

DESIGN TECHNOLOGY IN TEACHING PHILOLOGICAL DISCIPLINES

Abstract. This paper examines the experience of the application of innovative educational technologies in the educational process of the university, in the course of organizing and conducting workshops with undergraduate students on the subject «Theory and methods of teaching Russian language».

Keywords: federal state educational standards, innovation, educational technology, multimedia technology, project method, the model class, the design task, educational environment.

В Проекте Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения говорится, что бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен уметь решать следующие профессиональные задачи:

- в области педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития; организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями); организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности; использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- в области научно-исследовательской деятельности: сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования; разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности; проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов [6].

В связи с этим педагогу представляется целесообразным использовать в учебном процессе весь спектр мультимедийных технологий, способствующих обогащению процесса обучения и позволяющих сделать его более эффективным [3].

Одной из таких образовательных технологий ХХ1 века является проектная технология, отражающая основные принципы гуманистического подхода в образовании. Метод проекта как

педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проектный метод обучения - это совокупность таких приемов и способов обучения, при которых студенты с помощью коллективной или индивидуальной деятельности по отбору, распределению и систематизации материала по определенной теме, составляют проект. Технология проектного обучения - совокупность самых современных подходов к обучению. Задача преподавателя - с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, интересов, потребностей, планов на будущее - создать такую рабочую атмосферу, которая бы стимулировала мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность. Цель метода проектов - стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний; показать практическое применение полученных знаний.

В исследовании Е.С. Полат обосновано применение проектной методики следующим образом: 1) на органично вписывается в вузовский учебный процесс и не искажает содержание обучения, определенного образовательным стандартом высшей школы; 2) позволяет активно-деятельностным способом достигать поставленных образовательных целей; 3) обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала и профессиональное развитие обучающихся, но и их коммуникабельность [3]. В основе учебных проектов в вузе лежат исследовательские методы обучения.

Эффективная организация учебного проекта в студенческой аудитории предполагает деление групп на подгруппы. Деятельность студентов в проектной подгруппе состоит из следующих этапов: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы; обсуждение методов исследования; проведение сбора информации; анализ полученных данных; оформление результатов; подведение итогов, корректировка, выводы. Преподаватель выступает как координатор и консультант, а студенты являются участниками «мозгового штурма», изобретателями, исполнителями.

Организация работы над учебным проектом проходит следующие стадии:

1. Разработка проектного задания: выбор темы проекта, выделение подтем в общей теме, планирование исследования, определение способов представления итогов проектной деятельности.

2. Разработка проекта.

3. Оформление результатов.

4. Презентация.

5. Рефлексия.

Опыт организации проектной деятельности студентов на практических занятиях по дисциплине «Теория и методика обучения русскому языку» позволяет представить структуру и содержание одного из проектов, реализуемых в процессе освоения раздела «Методика развития речи» на 4 курсе филологического факультета. Для проекта нами была избрана наиболее сложная для будущих словесников тема «Освоение речевых жанров в процессе изучения стилистики в школьном курсе русского языка».

Поскольку вопрос о речевом и литературном жанре, проблема соотношения жанра и функционального стиля речи является трудной для студентов, то на практических занятиях приходится решать сразу несколько задач: освоение содержания параграфов, посвященных изучению стилистических жанров; выявление системы подачи теоретического материала и способов формирования практических навыков при изучении указанных параграфов; определение этапов в изучении жанров, относящихся к тому или иному функциональному стилю речи; выявление знаний, умений и навыков, которые должны сформироваться у школьников в процессе знакомства с речевыми жанрами. Перечисленные задачи и были положены в основу заданий для подгрупп.

Опишем содержательную сторону и процесс организации проектной деятельности студентов на примере проекта «Освоение жанров официально-делового стиля в 6 классе по УМК под редакцией М.М. Разумовской». При разработке проектного задания после выбора общей темы и деления на подгруппы было принято решение о выделении подтем в соответствии с изучаемыми жанрами. Группы решили исследовать способы изучения на уроках русского языка объявления, заявления, справки, расписки, инструкции, приказа. Следует заметить, что в учебнике М.М. Разумовской «Русский язык» для учащихся 6 класса нет параграфа «Жанры официально-делового стиля», в котором бы давалась описательная характеристика последних. Студентами были отобраны материалы к исследованию: школьные программы, учебники, учебные пособия для вузов по стилистике, научные справочники и словари, пособия для учителей. В качестве источника для сбора дидактических материалов студенты использовали оригинальные тексты современных документов.

Этапы исследования были распределены следующим образом:

1. Изучение соответствующих разделов школьных программ и учебников по русскому

языку.

2. Структурирование содержания учебного материала в параграфах по изучению жанров официально-делового стиля.

3. Подбор необходимых теоретических сведений из разных источников.

4. Систематизация отобранных сведений, создание на их основе наглядных пособий для изучения теории жанра на уроке.

5. Определение этапов изучения исследуемого жанра официально-делового стиля со школьниками, их соотнесение с планированием уроков.

6. Подбор дидактических материалов к урокам.

7. Создание модели урока по изучению одного из жанров официально-делового стиля.

8. Подготовка к презентации результатов исследования (проведение урока в форме деловой игры с одногруппниками, озвучивание комментария к видеозаписи, компьютерная презентация).

Детально прописанные этапы исследования позволили вовлечь в проектную деятельность всех участников подгруппы: один студент занимался анализом темы в программе и учебнике, другой - отбором необходимых теоретических сведений, третий - подбором дидактических материалов, четвертый - их оформлением и созданием наглядных материалов, пятый -моделированием урока или видеосъемкой. Очевидно, что при таком распределении обязанностей ни один из участников проекта не мог обойтись без взаимодействия со своей подгруппой: все должны были изучить соответствующий параграф учебника, получить минимум знаний по теории вопроса, узнать, какие методические приемы рекомендовано использовать при изучении жанров официально-делового стиля, познакомиться с дидактическими материалами. Окончательный вариант «игрового» урока или комментария к видеоматериалам обсуждался подгруппой коллективно.

Результатом проекта «Освоение жанров официально-делового стиля в 6 классе по УМК под редакцией М.М. Разумовской» стали собранные студентами и оформленные в качестве опорных материалов сведения по теории жанра, текстовые материалы для редактирования, модели уроков по изучению соответствующих параграфов учебника. Выявлена схема освоения речевого жанра в школьном курсе русского языка: определение жанра - описание его композиционных особенностей - работа с изучаемыми теоретическими сведениями на материале образцового текста - описание языковых средств, специфичных для жанра - работа с композиционными частями изучаемого жанра - самостоятельный подбор текстов - редактирование - создание высказывания в определенном стиле и жанре - анализ созданных высказываний.

Применение в учебном процессе проектной технологии имеет свои положительные сто-

роны: студенты получают навыки самообразования и самоконтроля, моделирования реальной технологической цепочки: задача - результат; навыки групповой деятельности; индивидуальный подход; формируется интерес к познавательной деятельности. Недостатки проектной деятельности видятся в том, что возрастает нагрузка на педагога; студент часто попадает в стрессовую ситуацию ввиду переоценки возможностей, технических накладок; могут возникать психологические коммуникативные проблемы; проблемы субъективной оценки; принципы системности и научности знаний не реализуются.

Анкетирование студентов после проведения нашего практического занятия показало, что самым интересным для них оказалось проведение исследования, изучение жизнедеятельности объектов исследования; соотнесение теории с практикой; составление модели; увидеть работу других; работа в группе; заниматься серьезными вещами; делать самостоятельно выводы; узнавать новое об объекте. Самым трудным - уметь самостоятельно организовывать свою работу; начать работу; определить тему исследования; проанализировать полученные результаты; разобраться в большом количестве информации; поверить в свои силы. Благодаря включению в проектную деятельность студенты открыли в себе: желание заниматься исследовательской деятельностью; способность достигать поставленные цели; способность решать возникающие трудности; желание узнать новое; дух исследования и нового человека, способного загрузить себя работой; отрицательные качества, мешающие заниматься делом. Открыли в своих сокурсниках: готовность к взаимопомощи; надежных товарищей; самообладание и творческий подход; энтузиазм и терпение; желание общаться с одногруппниками.

Положительно, что студенты научились: организовывать свою работу; систематизировать материал; определять цель, планомерно ее достигать, осваивать новые методики; включаться в проект; составлять модель; контактировать с людьми; верить в себя.

Таким образом, одним из существенных достоинств проекта как метода является то, что он позволяет приобретать и развивать навыки педагогической деятельности будущих словесников во взаимосвязи с пополнением лингвистических знаний и освоением разнообразных методических средств, проводить значительную часть занятий в форме деловых игр, в которых обыгрываются реальные жизненные ситуации, с которыми выпускники будут встречаться в профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Ильин, Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной парадигмы / Г.Л. Ильин // Образовательная технология. - 2008. - № 3. - С. 110-119.

2. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб.: Каро, 2009. - 367 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

4. Русова, Н.Ю. Современные технологии в науке и образовании: магистерский курс: программа и терминологический словарь / Н.Ю. Русова. - Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. - 28 с.

5. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе: (методическое пособие) / М.Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

7. Миронычева, В.Ф. Продуктивное проектное обучение на уроке литературы как средство саморазвития старшеклассников / В.Ф. Миронычева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № 6. - С. 83-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.