Научная статья на тему 'Проектные smart-технологии в структуре электронного портфолио студентов архитектурных специальностей в рамках формирования иноязычной профессиональной компетентности'

Проектные smart-технологии в структуре электронного портфолио студентов архитектурных специальностей в рамках формирования иноязычной профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты архитектурных специальностей / портфолио / иноязычная образовательная среда / профессиональные языковые навыки / проектные smart -технологий / электронное портфолио / students of architectural specialties / portfolio / foreign language educational environment / professional language skills / project smart -technologies / e-portfolio

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Бухова

В статье актуализируется проблема формирования электронного портфолио студентов архитектурных специальностей как показателя готовности будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях конкурентоспособности на отечественном и международном рынках труда. Определена структура портфолио и его функциональное наполнение, реализованное на основе анализа и разработок проектных smart -технологий в строительстве, архитектуре, дизайне в рамках формирования иноязычной профессиональной компетентности. В условиях e-learning, профессиональные идеи, входящие в портфолио, выступают как способ демонстрации развития и оценки профессиональной иноязычной компетентности студентов на основе оперативного включения в иноязычное профессиональное общение. Проекты объектов экологического градостроительства, архитектурных элементов, дизайна и их презентация основаны на интеграции интерактивных методов формирования профессиональной иноязычной компетентности, технологии развития критического мышления и моделирования образовательной среды на основе овладения узкоспециализированными (sub skills) профессиональными языковыми навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Бухова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Smart-technologies in the structure of the electronic portfolio of students of architectural specialties within the framework of foreign language formation professional competence

The article aims to highlight the fundamental priority of modern educational technologies in professional foreign language teaching in the field of architecture and building construction through the application of electronic portfolio. The new approach to professional competence assessment is considered as an indicator of future specialists’ proficiency in response to high competitiveness in domestic and international labor markets. The structure of portfolio, its constituent parts, and functional content are determined and implemented based on analysis and development of project-based smart-technologies in construction, architecture, and design. Within e-learning study, professional ideas contained in portfolio serve as a way of demonstrating development and evaluation of students’ foreign-language competence through effective integration into foreign-language professional communication. The projects of urban ecological planning, specific elements of architecture and design as well as their presentation are based on the combination of interactive methods of foreign-language competence formation, the technology of critical thinking development and educational environment modeling through the acquisition of professional language sub-skills.

Текст научной работы на тему «Проектные smart-технологии в структуре электронного портфолио студентов архитектурных специальностей в рамках формирования иноязычной профессиональной компетентности»

хайлович; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Санкт-Петербург, 2001. - 291 с. 4. ФГОС ВО по направлению подготовки 07.04.01 «Архитектура» / Министерство образования и науки РФ // fgosvo.ru:

Портал Федеральных гос. образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/7 (дата обращения: 12.05.2021). - Москва, 2017.

Н.В. Бухова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0108

N.V. Bukhova

Проектные smart-технологии в структуре электронного портфолио студентов архитектурных специальностей в рамках формирования иноязычной профессиональной компетентности Smart-technologies in the structure of the electronic portfolio of students of architectural specialties within the framework of foreign language formation professional competence

Ключевые слова: студенты архитектурных специальностей, портфолио, иноязычная образовательная среда, профессиональные языковые навыки, проектные smart -технологий, электронное портфолио. Keywords: students of architectural specialties, portfolio, foreign language educational environment, professional language skills, project smart -technologies, e-portfolio.

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования электронного портфолио студентов архитектурных специальностей как показателя готовности будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях конкурентоспособности на отечественном и международном рынках труда. Определена структура портфолио и его функциональное наполнение, реализованное на основе анализа и разработок проектных smart -технологий в строительстве, архитектуре, дизайне в рамках формирования иноязычной профессиональной компетентности. В условиях e-learning, профессиональные идеи, входящие в портфолио, выступают как способ демонстрации развития и оценки профессиональной иноязычной компетентности студентов на основе оперативного включения в иноязычное профессиональное общение. Проекты объектов экологического градостроительства, архитектурных элементов, дизайна и их презентация основаны на интеграции интерактивных методов формирования профессиональной иноязычной компетентности, технологии развития критического мышления и моделирования образовательной среды на основе овладения узкоспециализированными (sub skills) профессиональными языковыми навыками.

Abstract. The article aims to highlight the fundamental priority of modern educational technologies in professional foreign language teaching in the field of architecture and building construction through the application of electronic portfolio. The new approach to professional competence assessment is considered as an indicator of future specialists' proficiency in response to high competitiveness in domestic and international labor markets. The structure of portfolio, its constituent parts, and functional content are determined and implemented based on analysis and development of project-based smart-technologies in construction, architecture, and design. Within e-learning study, professional ideas contained in portfolio serve as a way of demonstrating development and evaluation of students' foreign-language competence through effective integration into foreign-language professional communication. The projects of urban ecological planning, specific elements of architecture and design as well as their presentation are based on the combination of interactive methods of foreign-language competence formation, the technology of critical thinking development and educational environment modeling through the acquisition of professional language sub-skills.

Возросшее внимание к формированию иноязычной профессиональной компетенции на сегодняшний день переживает новый этап развития, связанный с международными отношениями в рамках образовательного и профессионального сотрудничества. С этой позиции потенциал иноязычной коммуникации реализуется в аспекте устранения границ, препятствующих осуществлению профессиональной деловой, дискурсивной и стратегической коммуникации при реализации совместных международных проектов. Профессиональная иноязычная компетентность специалистов, реализующих свои возможности в рамках международного

сотрудничества, обусловливает дальнейший рост уровня их профессионализма и является фактором успеха профессиональной карьерной деятельности [6].

В настоящее время, когда на международной арене утвердился курс на устойчивое экономическое развитие, возрастает значимость разнообразных перспективных проектов, ведущее место среди которых занимают тенденции экологичного градостроительства, архитектурного планирования «умных» городов и ландшафтного дизайна, отвечающего требованиям инновационной политики в области строительства. Аспект международного сотрудничества и консолидации сил высоко-

408

Образование

квалифицированных специалистов архитектурных и строительных специальностей имеет сегодня огромную значимость. Это связано с тем, что реализация зшай-технологий в рамках международных экономических взаимодействий, социокультурной и политической интеграции актуализирует проблемы, связанные с разработкой таких методологических оснований профессиональной подготовки будущих строителей и архитекторов, которая отвечала бы требованиям современных инноваций, предписываемых международным сотрудничеством в области профессионального взаимодействия [3].

В связи с этим, являясь необходимым условием профессиональной интернационализации, эффективное обучение будущих специалистов языку специальности, употребляемому как в условиях массового общения, так и в контексте релевантной терминологии, обеспечивает необходимый фундамент профессионального делового взаимодействия в рамках иноязычной коммуникации. Это дополняется рядом основных аспектов образовательной интернационализации, которая реализуется в процессе профессиональной подготовки специалистов и отражает уровень их профессионализма в процессе использования инновационной методологии. Одной из таких методологических инноваций является формирование электронного портфолио, которое в условиях е-1еагшпд (обучение в условиях электронной информационно-образовательной среды) позволяет демонстрировать профессиональные идеи и проекты будущих специалистов, выступающие как способ презентации развития и оценки уровня сформированности профессиональных компетенций, а также профессионально ориентированной иноязычной компетентности на основе оперативного включения в иноязычное профессиональное общение.

На этой основе проекты объектов экологического градостроительства, архитектурных элементов, дизайна и их презентация основаны на интеграции интерактивных методов формирования профессиональной иноязычной компетентности, технологии развития критического мышления и моделирования образовательной среды с учетом следующих структурных компонентов:

- коммуникативно-обучающий компонент, который заключается в развитии способностей студентов строительных и архитектурных специальностей в эффективном овладении знаниями профессионального языкового, речевого и коммуникационного содержания;

- информационно-трансляционный компонент, предусматривающий развитие способностей будущих специалистов правильного восприятия профессиональной информации (документация, описание проектов, технологическая оснастка решения, разрешительная документация и пр.), ее отбора и трансформации, а также корректной трансляции содержания данной информации;

- мотивационно-потребностный компонент, служащий формированию симулирующих факторов, опосредующих эффективное освоение языка специальности на фоне высокой познавательной активности и включенности в образовательную среду, интегрирующую элек-

тронно-информационное и профессионально ориентированное образовательное пространство;

- инструментально-адаптационный компонент, который предопределяет возможности и способности наиболее эффективного использования средств, методов и приемов для реализации поставленных целей;

- реализационно-развивающий компонент, который предвосхищает самоактуализацию, саморазвитие через приобретение собственного профессионального иноязычного коммуникативного опыта через опытно-экспериментальную, профессионально-проектную, научно-исследовательскую творческую деятельность, являющуюся своеобразным показателем положительных результатов для системной саморефлексии и самопрезентации в рамках международного сотрудничества [1, 4, 5].

Реализационно-развивающий компонент методологии подробно раскрывается в инновационной методике, известной как электронное портфолио, представляющее собой целостную совокупность различных сведений, отделов и разнообразных работ, отражающих уровень профессионализма и стороны профессиональной направленности, позволяя тем самым обеспечивать условия дальнейшей профессиональной самореализации и роста личности [7, 8].

При подготовке студентов архитектурных и строительных специальностей мы реализовали следующие функции электронного портфолио: накопительную и модельную.

Накопительная функция заключалась в формировании базы теоретической документации (варианты профессиональных специализированных текстов, профессиональные языковые клише, сценарии деловых игр, результаты образовательных достижений, научные публикации, сертификаты, грамоты и пр.).

Модельная функция отражала динамику развития будущего специалиста и включала уже имеющиеся результаты его самореализации, которые предусматривали именно формирование иноязычной профессиональной компетентности:

- диагностический компонент, выражающийся в оценке сформированности уровня коммуникативно-языковых способностей и возможностей индивидуальных особенностей к усвоению языка специализации как средового языка, сопровождающихся эффективной когнитивной обработкой воспринимаемой и транслируемой профессионально ориентированной информации (данный компонент был представлен результатами исследования читательской стратегии будущих специалистов, анализа способности восприятия иноязычных текстов, результатов совершенствования языковой компетенции в ходе деловых игр, применения технологии развития критического мышления, а также результаты участия в конференциях различного уровня, ^^еЬ-конференциях, симпозиумах и др. научных мероприятиях);

- проектировочный компонент, выражающийся в самоуправлении самостоятельной учебной деятельностью студентов строительных и архитектурных специальностей (данный компонент был представлен в развитии

умений, навыков и компетенций студентов, позволяющих им самостоятельно осуществлять систематизацию языковых знаний путем разработки самостоятельных проектов, ориентированных на современные тенденции в области выбранной профессии; так, в нашем исследовании в рамках smart-технологий студентами были разработаны проекты, которые подразумевали реализацию совместно со специалистами других стран).

Помимо вышеуказанных структурных компонентов электронного портфолио, были выделены конструктивный компонент (эффективное владение средовым языком, включая эффективное использование информационных технологий и технологий web-дизайна для создания smart-проектов), организационный компонент (регулирующий высокую познавательную активность в рамках совершенствования иноязычной профессиональной компетенции), коммуникативный компонент, обеспечивающий координацию и согласование личностных позиций в профессиональном языковом взаимодействии. В рамках последнего был проведен сравнительный анализ эффективности традиционных образовательных технологий, а также интеграции инновационных проектных технологий и технологий портфолио, для которого были сформированы 6 групп (контрольные и экспериментальные) студентов II курса, обучающихся по следующим направлениям и специальностям: «Проектирование зданий и сооружений» (2 группы по 25 чел.), «Промышленное и гражданское строительство» (2 группы по 20 чел.), «Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений» (2 группы по 20 чел.). На этапе формирующего эксперимента при оценке эффективности освоения нового знания были получены следующие результаты: при достигнутом в течение периода исследования ^=1год) уровне сформированности умения конструктивно работать с информацией на изучаемом языке в процессе восприятия, а также умения конструктивно выявлять имеющиеся по заданной теме знания и эффективно применять такие способы интегрирования информации, как кластерный подход, глоссирование, моделирование и составление тезаурусных полей, охватили более 50% информационного текстового содержания 55% студентов, что составило на 15% больше, чем в контрольных

группах. Остались и студенты, охватившие менее 50% содержания, однако их количество также превышало результат студентов контрольных групп на 20%. Считаем важным также отметить, что в экспериментальных группах были отмечены студенты, охватившие более 75% информации в заданном лимите времени (n=25%). В результате исследования были подтверждены правомерность и рациональность рабочей гипотезы, подтверждающей эффективность проектных технологий и технологий портфолио для успешной профессиональной самореализации студентов строительных и архитектурных специальностей, их дальнейшего профессионального роста.

Библиография:

1. Бектемесов М.А. Определение структуры, видов решаемых задач и направлений эффективного использования электронного портфолио студентов вузов / М.А. Бектемесов, В.В. Гринш-кун, М.А. Скиба, А.Р. Турганбаева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2017. - № 4. - С. 406-417.

2. Беляков И. Лучшие примеры архитектурных портфолио / И. Беляков. - Текст: электронный // Liwjournal: [сайт]. - Опубликовано 29.06.2017. - URL: https//schemmelivejourr]akom/1399.html (датаобращения: 17.042021).

3. Берденова К.А. «Зелёная» экономика как двигатель устойчивого развития / К.А. Берденова, В.В. Штанг // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2012. - № 15. - С. 4.

4. Глумова Е.П. Технология профессионального портфолио при формировании межкультурной компетенции будущих учителей иностранного языка / Е.П. Глумова, А.С. Шимичев // Язык и культура. - 2017. - №39. - С. 167-179.

5. Дементьева Ю.В. Основные проблемы формирования электронного портфолио обучающихся по образовательным программам высшего образования / Ю.В. Дементьева // Образование и наука. - 2016. - № 2 (131). - С. 145-160.

6. Казанцева Е.М. Специфика формирования дискурсивной компетенции профессионала в области деловой межкультурной коммуникации / Е.М. Казанцева, Г.А. Проскурина // Учёные записки ЗабГУ Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2016. - №6. - С. 93-99.

7. Креузова В.С. Инновационные образовательные технологии в вузе: технология портфолио / В.С. Креузова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2015. - № 11. - С. 132-138.

8. Меркулова Т.А. Проектные технологии в формировании межкультурной компетентности в профессиональной подготовке иностранных студентов вузов культуры и искусств / Т.А. Меркулова // Вестник МГУКИ. - 2011. - №3. -С. 240-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.