Научная статья на тему 'Проектные характеристики понимания художественного текста'

Проектные характеристики понимания художественного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
222
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНИМАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / МЕТАФОРА / ОБРАЗ / ПРОЕКТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНО-ПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / МЕДИАГЕРМЕНЕВТИКА / UNDERSTANDING OF LITERARY TEXT / METAPHOR / IMAGE / PROJECT QUALITY / REFLEXIVE-REFERENCE MODEL / MEDIA-HERMENEUTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковалева Наталья Борисовна

В статье ставится проблема исследования и формирования способности понимания художественного текста (образной ткани, метафорического смысла) в контексте проектной деятельности. Иллюстрируется методика, анализируются результаты исследования, выполненного на основе авторской рефлексивно-позиционной образовательной модели и медиагерменевтических технологий. Показывается стратегическое значение развития проектных характеристик понимания образных, метафорических текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project characteristics of l iterary text interpretation

The article raises the issue of research and development of the ability to understand a literary text (figurative fabric, metaphorical content) in the context of project activities. The author demonstrates the methodology analyzing the results of the research carried out on the basis of the original reflexive-reference educational model and media-hermeneutic technologies. The author considers the strategic value of development of the project characteristics of metaphorical texts interpretation.

Текст научной работы на тему «Проектные характеристики понимания художественного текста»

УДК 159.955.4:801.73

Ковалева Наталья Борисовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Московского педагогического государственного университета

ПРОЕКТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНИМАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Kovaleva Natalia Borisovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Psychological Anthropology Department, Moscow State Pedagogical University

PROJECT CHARACTERISTICS OF LITERARY TEXT INTERPRETATION

Аннотация:

В статье ставится проблема исследования и формирования способности понимания художественного текста (образной ткани, метафорического смысла) в контексте проектной деятельности. Иллюстрируется методика, анализируются результаты исследования, выполненного на основе авторской рефлексивно-позиционной образовательной модели и медиагерменевтических технологий. Показывается стратегическое значение развития проектных характеристик понимания образных, метафорических текстов.

Ключевые слова:

понимание художественного текста, метафора, образ, проектность, рефлексивно-позиционная модель, медиагерменевтика.

Summary:

The article raises the issue of research and development of the ability to understand a literary text (figurative fabric, metaphorical content) in the context of project activities. The author demonstrates the methodology analyzing the results of the research carried out on the basis of the original reflexive-reference educational model and media-hermeneutic technologies. The author considers the strategic value of development of the project characteristics of metaphorical texts interpretation.

Keywords:

understanding of literary text, metaphor, image, project quality, reflexive-reference model, media-hermeneu-tics.

Современный образовательный прототип, понимаемый как нормативный идеал, указывающий на «образ наступающего будущего» [1, с. 126], в качестве одного из основных ориентиров задает необходимость развития личностного начала человека. Фиксируется парадигмальный сдвиг от культуры «полезности», функциональности, узко понятой прагматичности к культуре «достоинства», интегративного присутствия в культуре или на практическом уровне - к антропо-практике, центрирующей педагогическое внимание на формировании условий для становления именно «человеческого в человеке» [2]. Одной из непростых задач в связи с этим является формирование метапредметных способностей учащихся, а именно способностей понимания, рефлексии, самоопределения, культуры проектной и исследовательской деятельности [3].

С точки зрения развиваемого нами рефлексивно-позиционного подхода значимой базовой способностью, формирующей творческий потенциал личности, является способность понимания текстов [4]. Как было показано в ряде формирующих экспериментов [5], наиболее сложным для современного поколения оказывается понимание художественной основы произведения, его образной ткани, в частности смысла иносказаний и метафор - всего того, что требует выхода за пределы наличной ситуации в ее функциональной трактовке к идеальным смыслам и образам культуры. В связи с этим возникает вопрос, за счет чего, за счет каких усилий, способностей осуществляется такой переход, что оказывается сложным в понимании художественного текста?

Для ответа на эти вопросы нами было предпринято исследование особенностей понимания художественного текста студентами 1-го курса факультета начального образования МПГУ в контексте решения проектировочных задач. Проектный тип учебной деятельности был выбран не случайно. Общепризнано, что характерной чертой значимых современных начинаний является «проектность» [6]. Проектные формы организации самой различной практики получили массовое распространение, однако культура проектной деятельности как деятельности, обеспечивающей, по сути, развитие и формирование нашего общего будущего, остается фрагментарной. Одна из задач данного исследования состояла в выявлении взаимосвязи характеристик понимания художественного текста и качества решения проектировочных задач.

В качестве художественного образца была выбрана новелла о городе «Доротея» из цикла «Города и желания» книги Итало Кальвино «Невидимые города» [7]. Книга является воображаемой беседой Кублай-хана с известным путешественником Марко Поло, в ней возникают иносказательные картины и образы городов, сокрытых от простого взгляда. Здесь удается различить

«сквозь стены и башни, обреченные на разрушение, филигрань столь тонкого рисунка, что его не смог бы укусить термит» [8, с. 5].

В выбранной новелле разворачивается метафора столичного города. Город интересен тем, что в нем есть герой: молодой человек, который приехал из пустыни, как бы оценивая возможность жизни в нем. Это создает дополнительные художественные возможности для понимания устройства жизни города, чувств молодого погонщика верблюда, впервые попавшего в город. А главное - создает условия для решения задачи продолжения рассказа с последующим проектированием пространства города на основе проспективной рефлексии, осуществляемой в ситуации встречного понимания.

С точки зрения рефлексивно-позиционной модели творческой деятельности [9] проектный замысел рождается в ответ на выявление личностно значимой проблематики и поиска идеи ее разрешения в опоре на образ желательного будущего и культурные традиции. Можно предположить, что решение проектировочной задачи будет определяться характеристиками понимания города и коррелировать с ценностными ориентациями и установками студентов.

Вопросы и задания строились в соответствии с принципами рефлексивно-позиционной модели организации понимания в контексте творческой деятельности на основе медиагерменевти-ческого метода [10]. В соответствии с проектировочными задачами текст изначально давался не полностью: студенты знакомились только с основной частью рассказа, в которой город задается таким, каким его впервые увидел герой. Окончание же рассказа, состоящее в рефлексивном вневременном размышлении героя об этом событии, предъявлялось учащимся позже, после окончания проектной сессии. Таким образом, рассказ обрывался в момент кульминационного «вхождения» в город юного погонщика (табл. 1) и требовал от студентов встречного понимания, поддержанного специально разработанными вопросами и заданиями с дальнейшим выходом к формам творческой рефлексии [11] и поиску проектных идей (табл. 2).

Таблица 1 - Исходный текст «Города и желания»_

_Отрывок_

Рассказ о городе, носящем имя Доротея, может быть двояким: можно сообщить, что там четыре алюминиевые башни возвышаются над стенами между семью воротами, снабженными пружинными подъемными мостами, перекинутыми через ров, наполненный водой, питающей четыре сплошь заросших ряскою канала, проходящих через город, разбивая его на девять кварталов, каждый с тремя сотнями домов и семьюстами дымоходами; и, зная, что невесты каждого квартала выбирают женихов себе в других и семьи их ведут обмен товарами, которые являются их монополией, - бергамотом, осетровою икрою, астролябиями, аметистами, - с учетом этих данных вычислить любые сведения о минувшем, настоящем и грядущем Доротеи; ну, а можно на манер погонщика верблюдов, что привез меня туда, сказать: «Когда однажды утром я, совсем мальчишкой, приехал в этот город, множество людей спешило в сторону базара, женщины, сияя белозубыми улыбками, смотрели прямо мне в глаза, три молодых солдата, стоя на помосте, наигрывали что-то на кларино, всюду развевались красочные надписи, вертелись там и сям колеса. Я прежде видел лишь пески и караванные пути, и вот в то утро в Доротее я почувствовал..._

Таблица 2 - Задания (метод медиагерменевтики)_

Задание 1. Продолжите, пожалуйста, рассказ._

Вопросы:_

1. Что понравилось, что вызвало напряжение в данном рассказе?_

2. Какие детали запомнились, какие ассоциации появились?_

3. О чем рассказ? Какова его тема?_

4. Можно ли сказать, что описанный город - символ или метафора? И если да, то символ или метафора чего?_

5. Назовите 2-3 закона, по которым строится жизнь в городе._

6. Как бы Вы назвали этот город?_

7. При каких условиях Вы бы могли остаться жить в этом городе?_

Задание 2. Нарисуйте схему города и отдельно ту его часть, в которой бы Вы хотели жить._

Анализ полученных ответов проводился на основе рефлексивно-позиционной модели понимания Н.Б. Ковалевой [12]. Использовались следующие параметры нормативного анализа: характеристики города, демонстрируемые установки, ход развития сюжета, особенности языка, ценности, проблемы, парадоксы. Все ответы испытуемых были занесены в специальные таблицы и проинтерпретированы. Рассмотрим пример такой интерпретации на материале ответов одной из студенток 1-го курса МПГУ (табл. 3-5).

Таблица 3 - Анализ продолжения рассказа

...я почувствовал, что причиной улыбок женщин стал мой внешний вид - мужчинам здесь было не принято ходить в открытой одежде. Несмотря на здешнюю жару, всякий - от мала до велика - был одет в длинную мешковатую одежду, которая совсем не мешала работать. Я это заметил не сразу.

Установки Характеристики города Образы. Ключевые детали Тема, идея, легенда Мотив, ценности Проблемы. Парадоксы Позиционность. Отношение к герою

Адаптация Жара, одежда, работа Улыбки женщин, длинная мешковатая одежда Вхождение в пространство города Социализация. Имидж Косвенно: «свой - чужой». Жара - тип одежды Функционально-ролевая позиция. Эмоциональная идентификация с героем

Таблица 4 - Вопросы медиагерменевтического круга

Вопросы Ответы

1. Что понравилось, что вызвало напряжение в данном рассказе? Понравилась II часть, помогает представить жизнь города, вызвала напряжение I - слишком много неважных вещей.

2. Какие детали запомнились, какие ассоциации появились? Ассоциация маленького старого города, в котором кипит жизнь.

3. О чем рассказ? Какова его тема? Предыстория жизни мальчика.

4. Можно ли сказать, что описанный город - символ или метафора? И если да, то символ или метафора чего? Метафора жизни с главной целью.

Интерпретация ответов. Понимание рассказа ограничено собственной установкой на оценку пригодности города для жизни современного молодого человека. Читателю не важно, что хочет сказать автор, он оценивает текст только с точки зрения собственной целевой установки.

Таблица 5 - Проектировочные вопросы

Вопросы Ответы

5. Назовите 2-3 закона, по которым строится жизнь в городе. Доброжелательное отношение, устоявшаяся жизнь населения.

6. Как бы Вы назвали этот город? «Стронго».

7. При каких условиях Вы бы могли остаться жить в этом городе? Условия современного города.

8. Нарисуйте схему города и отдельно ту его часть, в которой бы Вы хотели жить. Отказ.

Интерпретация ответов. Уровень понимания художественного текста определяется прагматической целью: студента интересует лишь информация. Желание разобраться в стилевых особенностях рассказа и авторской позиции не проявлено. В продолжении рассказа есть интенция на переориентировку его на себя и начало новой истории. Стремление закончить рассказ не наблюдается. В проектировочной части выражены ценности современной жизни, обеспечивающие психологический и социальный комфорт, установки же на учет традиции и преобразование города на новых основаниях нет.

Таким образом, читатель выделяет во всем рассказе только одну деталь, свидетельствующую о внимании к тому, как люди одеты, и на основе этой детали совершает действие, позволяющее адаптироваться к городу: «надевает» соответствующую одежду. Описание самого города оказалось неинтересным, излишним, привлекает только активно напряженная эмоциональная часть рассказа - чувства мальчика, впервые попавшего в город. Данный факт свидетельствует о том, что текст воспринимается и понимается одномерно и фрагментарно, в рамках утилитарной позиции. В проектной части не появляется собственного замысла или идеи жизни в городе, так как город для студента остался внешним объектом - не выделено ни проблем, ни метафорического смысла, также нет попытки, исследуя текст, восстановить модель жизни в городе. То есть наблюдаются характеристики «вмененного понимания» - выделение наиболее эмоционально насыщенного фрагмента и решение задачи проектирования только на основе выделенного при первом прочтении. Есть абстрактно выраженная ценностная установка на сохранение цивилизованного современного образа жизни, которая никак не применяется к данному городу.

Анализ полученных результатов показывает, что большая часть испытуемых (75 %) рассматривала город как место прогулки, развлечения, которые должны вызывать положительные эмоции. Соответственно, появлялись такие характеристики, как «волшебный», «полный восточных ароматов»; «с красивыми сооружениями, традициями», «дружелюбный». В то же время такая установка не позволяла выделить проблему, понять идею автора, распознать метафору, выйти в позицию проектирования. Три человека увидели в Доротее и символ будущего, и место,

пробуждающее страх неизвестности (15 %). Страх не позволил выйти в проектировочную позицию, но установка на его преодоление позволила почувствовать город. Только два человека (10 %) сумели понять идею автора через образ города Доротеи как столицы, противопоставленной бескрайним пескам пустыни, в которых вырос герой, и полюбить и принять этот город как место новой жизни и возможности самореализации.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, обнаруживается явная взаимосвязь интерпретации поступков героя, устоев и традиций жизни города с собственными ценностными ориентациями и мировоззренческими идеалами учащихся. В ситуации необходимости выйти в позицию проектировщика и «оживить» пространство города в попытке сделать его «своим» местом жизни, смоделировать законы его жизни происходит процесс интенсификации ценностного самоопределения. В ответах практически на все вопросы проявляются установки и ценности современного образа жизни: разнообразие вариантов выбора, имидж, комфорт. Только несколько человек сумели выйти в позицию реального проектирования, и именно у них проявлены ценности познания, творчества, развития.

Во-вторых, подтвердилась гипотеза о взаимосвязи способности понимания образной ткани текста, его метафорического смысла и качества проектных идей. По данным рассматриваемой серии экспериментов только 15 % студентов сумели представить реальные проектные идеи жизни в городе. Это именно те студенты, которые увидели в рассказе метафорическое отображение актуальных для них самих проблем современной жизни. Еще 10 % учащихся раскрыли для себя метафору города как «разрушительной силы» и не смогли преодолеть страх, возникающий у них в этом пространстве, чтобы попытаться как-то преобразовать «враждебную» среду. Можно предположить, что способность к пониманию метафорического образного высказывания является необходимым, но недостаточным условием для формирования проектной культуры. Рождение замысла предполагает установку на развитие, способность порождать образ желательного будущего вопреки наличным условиям как возможность разрешения непреодолимых противоречий.

Полученные данные коррелируют с результатами ранее проведенных исследований, показывающими взаимосвязь той или иной картины мира с развитием способности мыслить «сложными образами», с одной стороны, и проектными способностями в целом - с другой [13]. Образовательные формы (и комплексы их технологического обеспечения), развивающие данные способности и обеспечивающие условия для становления творческой позиционности учащихся, представляются в педагогическом смысле целесообразными и стратегически важными.

Ссылки:

1. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 464 с.

2. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009. 264 с.

3. Богин Г.И. Обретение способности понимать: введение в герменевтику. Тверь, 2001. 516 с. ; Ковалева Н.Б. Мета-предметность и личностные результаты в контексте задач модернизации образования // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 11-12. С. 75-79.

4. Ковалева Н.Б.: 1) Метапредметность и личностные результаты ... ; 2) Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 120-123.

5. Ковалева Н.Б. Роль рефлексии ... ; Лопаткова И.В. Художественное поле самоактуализации: рефлексодрама // Мир психологии. 2010. № 4. С. 103-112.

6. Богин Г.И. Указ. соч. ; Ковалева Н.Б. Метапредметность и личностные результаты ... ; Ее же. Роль рефлексии ... ; Лопаткова И.В. Указ. соч. ; Слободчиков В.И. Указ. соч.

7. Кальвино И. Невидимые города. М., 2011. 224 с.

8. Там же. С. 5.

9. Ковалев Ф.А. Развитие личностной позиционности средствами медиагерменевтики // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения : сб. науч. тр. по итогам конф. № 3. Екатеринбург, 2016. С. 125-127.

10. Ковалев Ф.А. Указ. соч. ; Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования). М., 2015. 167 с.

11. Ковалев Ф.А. Указ. соч.

12. Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Указ. соч.

13. Там же.

References:

1. Ilyenkov, EV 1991, Philosophy and Culture, Moscow, 464 p.

2. Slobodchikov, VI 2009, Anthropological perspective of national education, Ekaterinburg, 264 p.

3. Bogin, GI 2001, Gaining the ability to understand: Introduction to hermeneutics, Tver, 516 p.; Kovaleva, NB 2015a, 'Metasub-ject and personal results in the context of the modernization of education problems', Modern Science: Actual problems of theory and practice. "Humanities" series, no. 11-12, p. 75-79.

4. Kovaleva, Nb 2015a, 'Metasubject and personal results in the context of the modernization of education problems', Modern Science: Actual problems of theory and practice. "Humanities" series, no. 11-12, p. 75-79; Kovaleva, NB 2015b, 'The role of reflection in the development of a culture of co-creation', Azimut research: pedagogy and psychology, no. 4 (13), p. 120-123.

5. Kovaleva, NB 2015b, 'The role of reflection in the development of a culture of co-creation', Azimut research: pedagogy and psychology, no. 4 (13), p. 120-123; Lopatkova, IV 2010, 'Artistic field of self-actualization: reflexodrama', World of Psychology, no. 4, p. 103-112.

6. Bogin, GI 2001, Gaining the ability to understand: Introduction to hermeneutics, Tver, 516 p.; Kovaleva, NB 2015a, 'Metasub-ject and personal results in the context of the modernization of education problems', Modern Science: Actual problems of theory and practice. "Humanities" series, no. 11-12, p. 75-79; Kovaleva, NB 2015b, 'The role of reflection in the development of a culture of co-creation', Azimut research: pedagogy and psychology, no. 4 (13), p. 120-123.; ; Lopatkova, IV 2010, 'Artistic field of self-actualization: reflexodrama', World of Psychology, no. 4, p. 103-112.

7. Calvino, I 2011, Invisible Cities, Moscow, 224 p.

8. Calvino, I 2011, Invisible Cities, Moscow, 224 p.

9. Kovalev, FA 2016, 'Development of personal positional of means media hermeneutics', Problems of modern pedagogy and psychology: a fresh look and new solutions: results of conf. no. 3, Ekaterinburg, p. 125-127.

10. Kovalev, FA 2016, 'Development of personal positional of means media hermeneutics', Problems of modern pedagogy and psychology: a fresh look and new solutions: results of conf. no. 3, Ekaterinburg, p. 125-127; Kovaleav, NB & Kovalev, FA 2015, The innovative design of educational technology (in the aspect of implementation of the GEF general education), Moscow, 167 p.

11. Kovalev, FA 2016, 'Development of personal positional of means media hermeneutics', Problems of modern pedagogy and psychology: a fresh look and new solutions: results of conf. no. 3, Ekaterinburg, p. 125-127.

12. Kovaleav, NB & Kovalev, FA 2015, The innovative design of educational technology (in the aspect of implementation of the GEF general education), Moscow, 167 p.

13. Kovaleav, NB & Kovalev, FA 2015, The innovative design of educational technology (in the aspect of implementation of the GEF general education), Moscow, 167 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.