Научная статья на тему 'Проектное управление в сфере инноваций: междисциплинарный подход'

Проектное управление в сфере инноваций: междисциплинарный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ИННОВАТОРА / PROJECT MANAGEMENT / INNOVATIVE ACTIVITY / ECONOMIC PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGY OF THE INNOVATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минасян Г. Г.

В данной статье предлагается модель организации проектного управления в сфере инновационных проектов. В статье отмечается подход к инновации как к экономико-психологическому феномену, исходя из чего, предложен междисциплинарный подход к организации управления в области организации инновационной деятельности. Проводится анализ содержания инновационной деятельности, в результате которого выделяется два основных этапа: этап реализации экономического творчества, включающий в себя возникновение идеи и составление первоначального плана, а также дальнейшая реализация деятельности с дальнейшей его корректировкой. Первый этап начинается с возникновения идеи у основного участника процесса – инноватора. На первом этапе происходит подбор и обоснование необходимых ресурсов для реализации этой идеи. Формализован результат этого этапа может быть в четкий план работы, содержащий описание необходимых ресурсов. Второй этап в сущности является не инновационной деятельностью, а экономической. Предлагаемый междисциплинарный подход учитывает не только экономическую составляющую и оценку финансовой эффективности самих инноваций, но и психологические особенности генераторов идей – «инноваторов», инновационной деятельности и институциональной среды. Описываемая модель включает в себя жесткое ядро команды инноватора, а также вспомогательный пояс, включающий службы психологического, технического, экономического и юридического сопровождения. Особый акцент делается на психологических приемах и методиках, позволяющих оптимизировать и стимулировать процесс инновационной деятельности. В качестве основных приемов психологического сопровождения отмечаются мотивационные беседы, создание банков идей, позитивное подкрепление, фасилитация. Предлагаемая модель приведет к снижению бюрократической нагрузки в первую очередь за счет подключения технического персонала, отвечающего непосредственно за подготовку необходимой технической документации. Во-вторых, снижение бюрократической нагрузки возможно за счет определения максимально четких временных рамок и критериев оценки результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project management in the sphere of innovations: interdisciplinary approach

In this article it is suggested a model of organization of project management in the field of innovative projects. The article notes the approach to innovation as an economic-psychological phenomenon, on the basis of which, an interdisciplinary approach to the organization of management in the field of organizing innovation activity is proposed. It is analyzed the content of innovation activity. As the result it is underlined two main stages: the stage of economic creativity, which includes the emergence of the idea and the preparation of the initial plan, and further implementation of the activity with its further adjustment. The first stage begins with the emergence of the idea of the main participant of the process the innovator. At the first stage, the selection and justification of the necessary resources for the realization of this idea takes place. The result of this stage can be formalized in a clear work plan, the content of the description of resource resources. The second stage is essentially a non-innovative activity, but an economic one. The proposed interdisciplinary approach takes into account not only the economic component and the effectiveness evaluation, but also the psychological features of the generators of ideas – «innovators», innovation activity and institutional environment. The described model includes the hard core of the innovator team, as an auxiliary belt, which includes psychological, technical, economic and legal support services. Particular emphasis is placed on psychological techniques that allow optimizing and stimulating the process of innovation. As the basic receptions of psychological support are noted motivational conversations, creation of banks of ideas, positive reinforcement and facilitation. The proposed model will reduce the bureaucratic burden primarily through the connection of technical personnel responsible for preparing the necessary technical documentation. Secondly, the reduction in bureaucratic burden is possible due to the definition of the most precise timeframe and the criteria for assessing the result.

Текст научной работы на тему «Проектное управление в сфере инноваций: междисциплинарный подход»

Оригинальная статья/Original article УДК 360

DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-4-289-296

Проектное управление в сфере инноваций: междисциплинарный _подход_

Гульнара Г. Минасян 1 [email protected]

1 Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина (филиал РАНХиГС), ул. Радищева, 41, Саратов, 410003, Россия Реферат. В данной статье предлагается модель организации проектного управления в сфере инновационных проектов. В статье отмечается подход к инновации как к экономико -психологическому феномену, исходя из чего, предложен междисциплинарный подход к организации управления в области организации инновационной деятельности. Проводится анализ содержания инновационной деятельности, в результате которого выделяется два основных этапа: этап реализации экономического творчества, включающий в себя возникновение идеи и составление первоначального плана, а также дальнейшая реализация деятельности с дальнейшей его корректировкой. Первый этап начинается с возникновения идеи у основного участника процесса - инноватора. На первом этапе происходит подбор и обоснование необходимых ресурсов для реализации этой идеи. Формализован результат этого этапа может быть в четкий план работы, содержащий описание необходимых ресурсов. Второй этап в сущности является не инновационной деятельностью, а экономической. Предлагаемый междисциплинарный подход учитывает не только экономическую составляющую и оценку финансовой эффективности самих инноваций, но и психологические особенности генераторов идей - «инноваторов», инновационной деятельности и институциональной среды. Описываемая модель включает в себя жесткое ядро команды инноватора, а также вспомогательный пояс, включающий службы психологического, технического, экономического и юридического сопровождения. Особый акцент делается на психологических приемах и методиках, позволяющих оптимизировать и стимулировать процесс инновационной деятельности. В качестве основных приемов психологического сопровождения отмечаются мотивационные беседы, создание банков идей, позитивное подкрепление, фасилитация. Предлагаемая модель приведет к снижению бюрократической нагрузки в первую очередь за счет подключения технического персонала, отвечающего непосредственно за подготовку необходимой технической документации. Во-вторых, снижение бюрократической нагрузки возможно за счет

определения максимально четких временных рамок и критериев оценки результата._

Ключевые слова: проектное управление, инновационная деятельность, экономическая психология, психология инноватора

Project management in the sphere of innovations: interdisciplinary

approach

Gulnara G. Minasyan 1 [email protected]

1 Stolypin Volga Region Institute of Adminstration (branch of RANEPA), Radishcheva str., 41, 410003, Russia_

Summary .In this article it is suggested a model of organization of project management in the field of innovative projects. The article notes the approach to innovation as an economic-psychological phenomenon, on the basis of which, an interdisciplinary approach to the organization of management in the field of organizing innovation activity is proposed. It is analyzed the content of innovation activity. As the result it is underlined two main stages: the stage of economic creativity, which includes the emergence of the idea and the preparation of the initial plan, and further implementation of the activity with its further adjustment. The first stage begins with the emergence of the idea of the main participant of the process - the innovator. At the first stage, the selection and justification of the necessary resources for the realization of this idea takes place. The result of this stage can be formalized in a clear work plan, the content of the description of resource resources. The second stage is essentially a non-innovative activity, but an economic one. The proposed interdisciplinary approach takes into account not only the economic component and the effectiveness evaluation, but also the psychological features of the generators of ideas -«innovators», innovation activity and institutional environment. The described model includes the hard core of the innovator team, as an auxiliary belt, which includes psychological, technical, economic and legal support services. Particular emphasis is placed on psychological techniques that allow optimizing and stimulating the process of innovation. As the basic receptions of psychological support are noted motivational conversations, creation of banks of ideas, positive reinforcement and facilitation. The proposed model will reduce the bureaucratic burden primarily through the connection of technical personnel responsible for preparing the necessary technical documentation. Secondly, the reduction in bureaucratic burden is possible due to the

definition of the most precise timeframe and the criteria for assessing the result._

Keywords:project management, innovative activity, economic psychology, psychology of the innovator_

Для цитирования

Минасян Г.Г. Проектное управление в сфере инноваций: междисциплинарный подход // Вестник ВГУИТ. 2017. Т. 79. № 4. С. 289-296. doi: 10.20914/2310-1202-2017-4-289-296

For citation

Minasyan G.G. Project management in the sphere of innovations: interdisciplinary approach. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2017. vol. 79. no. 4. pp. 289-296. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2017-4-289-296

Введение

Как отмечается в работах Й. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева, С.Ю. Глазьева и других ученых, описывающих динамику развития экономических систем, инновации выступают основанием для социально-экономического развития общества. Достаточно подробно описан жизненный цикл инновации после ее появления (Н.Г. Яковенко, М.И. Басс, Н.В. Махров), процесс диффузии инноваций (Г. Тард, Э. Роджерс) и построены математические модели данного процесса (Ф. Басс). Несмотря на множество работ в сфере экономики, социологии, культурологии, описывающих характер жизнедеятельности инновации, до недавнего времени не уделялось должного вниманию процессу инновационной деятельности и человеку, создающему инновации - инноватору.

Жизненный цикл инновации, включающий в себя стадии идеи, реализации, диффузии и рутинизации какого-то нового продукта сам определил проектный характер инновационной деятельности. Во-первых, благодаря конечности процесса внедрения и распространения инновации, во-вторых, благодаря необходимости четкого пошагового планирования деятельности. Описаны жизненные циклы инновационного проекта, включающие в себя стадии НИОКР, непосредственной реализации и завершения, однако, как видно из таблицы 1, выделяемые этапы весьма абстракты и могут быть отнесены к любому проекту, не обязательно инновационному.

Несмотря на актуальность и разработанность темы определение того, что такое инновация остается до сих пор одним из спорных вопросов. Часто в экономической науке инновация определяется как результат инновационной деятельности, которая, в свою очередь, определяется как деятельность по созданию инноваций. Данные определения противоречат одному из основных правил составления определения, согласно которому определяемое понятие не должно повторяться в определяющем ни прямо, ни косвенно. В противном случае возможно возникновение так называемого «порочного круга» в определении, что мы и наблюдаем в случае с инновацией и инновационной деятельностью.

Впервые термин «innovation» появился в научных исследованиях зарубежных культурологов и означал «введение некоторых элементов одной культуры в другую» [Байбаева, Маркаева, Исмаилова, 2016]. Инновация, нововведение (англ. innovation) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком, которое является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса,

открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. В различных словарях даны определения того, что же такое инновация (таблица 2).

Таблица 1.

Этапы жизненного цикла инновационного проекта

Table 1.

Stages of the life cycle of the innovation project

Автор Author Стади ижизненного цикла инновационного проекта Stages of the life cycle of the innovation project

X. Кук и К. Тейт H. Cooke and K. Tate 1. стадия инициации, 2. стадия планирования, 3. стадия исполнения, 4. стадия окончания. 1. stage of initiation, 2. stage of planning, 3. stage of execution, 4. stage of graduation.

Ф. Бэгьюли P. Bagueler 1. этап технико-экономического обоснования; 2. этап планирования и разработки; 3. этап производственный; 4. этап заключительный 1. stage of feasibility study; 2. the planning and development phase; 3. the stage of production; 4. the final stage

М.В. Романова M.V. Romanova 1. инициация (начальная фаза). 2. Фаза разработки (промежуточная фаза). 3. Фаза исполнения (промежуточная фаза). 4. Фаза контроля (промежуточная фаза). 5. Фаза завершения (конечная фаза). 1. Initiation (initial phase). 2. Development phase (intermediate phase). 3. Phase of execution (intermediate phase). 4. Control phase (intermediate phase). 5. The completion phase (final phase).

Таблица 2.

Официально принятые определения понятия инновация

Table 2.

Formally accepted definitions of the concept of innovation

Источник References Определение Definition

Оксфордский толковый словарь. Oxford Explanatory Dictionary Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами Any new approach to the design, production or sale of goods, as a result of which the innovator or his company gain an advantage over competitors

Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» Federal Law of the Russian Federation "On Science and the State Scientific and Technical Policy" введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях1. introduced new or significantly improved product (product, service) or process, a new sales method or a new organizational method in business practice, workplace organization or in external relations

Современная энциклопедия Modern Encyclopedia то же, что нововведение2. same as novation

Финансовый словарь Финам Financial Dictionary Finam буквально инвестиции в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования3. literally investing in innovation, investing in the development of new technology, technology, scientific research

Словарь иностранных слов Dictionary of foreign words вложение средств в новую технологию, новые формы организации труда и управления, охватывающие не только отдельное предприятие, но и их совокупность, отрасль investing in new technology, new forms of organization of labor and management, covering not only a single enterprise, but also their aggregate, industry

Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения Strategic and innovative management. Terms and Definitions Конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности4. The final result of innovation activity, which has been realized as a new or improved product sold on the market, a new or improved technological process used in practice

Большой толковый словарь по культурологии Great Dictionary of Cultural Studies выработка, синтезирование новых идей, создание новых моделей действия, ценностей, политических программ, имеющих часто индивидуальный и неповторимый характер. Инновация культурная впервые появляющиеся в данном обществе (культуре) объекты, институты, черты, нормы, ценности в результате изобретения или заимствования из других культур [Кононенко Б.И., 2003]. the development, synthesis of new ideas, the creation of new models of action, values, political programs that often have an individual and unrepeatable character. Cultural innovation is the first appearing in this society (culture) objects, institutions, features, norms, values as a result of inventiveness or borrowing from other cultures [Kononenko B.I., 2003].

В 60-е годы XX века в следствие развития исследований инноваций, а также определения их роли и важности в ходе экономического развития возникла необходимость статистического учета подобных исследований и разработок. Для обеспечения этого учета в 1963 г. Было принято руководство по проведению таких статистических исследований - «Руководство Фраскатти»5. В дальнейшем оно послужило основой для создания международных стандартов

статистики науки, техники и инноваций. В соответствии с этими стандартами, инновация -это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

'Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»» N 254-ФЗ от 21 июля 2011 года

2URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/19758 дата обращения: 01.02.2016

3 https://www.finam.ru/dictionary дата обращения: 01.02.2016

4 ГОСТ Р 54147-2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения

5Стандартотчетностипонаучнымисследованиямиразработкам (ProposedStandardPracticeforSurveysofResearchandExperimentalDevelopment — ЛеП^еаШапиа1). - ОЭСР, 2002. - 150 с.

Таким образом, в этом определении делается акцент на том, что инновации оказываются бессмысленными без их интенсивного распространения.

Ф. Удвадиа определяет инновацию как относящуюся к: а) принятию деятельности или-новых технологий, являющихся новыми для организации; б) изменениям в структуре организации или используемой в ней управленческой практике; в) адаптации к рыночным условиям результатов внутрикорпоративных исследований и процессов организационного развития. Р. Смитс рассматривает инновацию как успешную комбинацию оборудования, технологий и организационного ресурса в контексте определённой социальной либо экономической модели.

Большинство авторов, рассматривающих понятие инновации (таблица Таблица3), исходят из позиции Й. Шумпетера, являющегося общепризнанным авторитетом в экономической науке по данной проблеме. Опираясь на мнение Ж.-Б. Сея о том, производство чего-либо является комбинацией имеющихся вещей и сил, он определяет инновации как нечто новое или произведенное отличным от имеющихся способом, т. е. новые комбинации вещей и сил.

Другая трактовка термина «инновация» менее широка и учитывает только научно-техническую сторону создания новых технологии

или новой продукции. Например, П. Друкерв работе «Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения» приводит следующее определение инновации: инновация - это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придают новые очертания экономике данного бизнеса/

Одним из основных ученых по данной проблеме, на идеи которого опирается большинство психологических работ, является С. Московичи. Согласно С. Московичи, инновация является единицей социального влияния, источником которого обычно является меньшинство или индивид, старающийся либо ввести или создать новые представления, понятия, способы мышления или поведения, либо изменить принятые представления, мнения, традиционные позиции и прежние способы мышления или поведения.

Приведенные определения отражают только одну сторону инноваций - экономическую (как некий новый товар) или психологическую (как единицу социального влияния). Данные подходы интегрированы в экономико-психологическом подходе к изучению инноваций, предложенном А.Н. Неверовым [Губайдуллина, Неверов, 2015]. Инновация в его работах представляет собой новое экономическое благо.

Таблица3. Определения понятия «инновация»

Table 3.

Definitions of the concept of "innovation"

Автор Определение Примечание

Р. Смитс R. Smits Инновация - успешная комбинация оборудования, технологий и организационного ресурса в контексте определённой социальной либо экономической модели Innovation is a successful combination of equipment, technologies and an organization resource in the context of a specific social or economic model Как новая комбинация As a new combination

П. Друкер P. Drucker Инновация - это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придают новые очертания экономике данного бизнеса... Innovation is the development and implementation of a new, previously not existing, with the help of which old, known elements bring new outlines to the economy of this business ... Как итоговый результат творческого процесса и внедрения нового As the final result of the creative process and the introduction of a something new

А.Н. Неверов A.N. Neverov Инновация - новое экономическое благо, т. е. новый продукт, обладающий редкостью и полезностью Innovation is a new economic good, that is, a new product that has a rarity and utility Как новый продукт, удовлетворяющий потребности и имеющийся в ограниченном количестве As a new product, satisfying the needs and having a limited number

С. Московичи S. Moskovici Инновация - единица социального изменения Innovation is a unit of social change Как изменение в обществе As a change in society

И. Шумпетер J. Schumpeter Инновация - новая комбинация вещей и сил Innovation - a new combination of things and forces Как новый продукт As a new product

BecmHUKßryHT/Proceeätngs of VSUET, Т. 79, № 4, 2017-

Исходя из приведенных выше работ, как классических, так и более поздних, следует, что инновационная деятельность это в первую очередь процесс создания новой комбинации ресурсов (вещей и сил). Инноватор может быть изобретателем и подобрать необходимые ресурсы для дальнейшего превращения новшества в новое экономическое благо, а может найти человека (скомбинировать человеческие ресурсы), который сможет воплотить его идею в жизнь.

Инновационная деятельность безусловно носит творческий характер. Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата [Общая..., 1986]. Однако творчество не в чистом виде [Неверов, 2010]. В основе инновационной деятельности лежит особый вид творчества -творчество экономическое [Неверов, 2010]. Есть несколько определений того, что же из себя представляет экономическое творчество. Согласно одному из них - это особая функция экономической деятельности, направленная на экономические нововведения (изготовление нового блага или обеспечение нового качества того или иного уже существующего блага, внедрение нового или усовершенствование старого метода производства, освоение нового рынка сбыта, получение нового источника сырья и полуфабрикатов, проведение эффективной реорганизации, напр., обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения др. предприятия и т. д.).6 Данное определение полностью отражает, что результатом экономического творчества является инновация (новое благо). Согласно другому определению, результатом экономического творчества может выступить

оптимизация экономического процесса организации: экономическое творчество направлено на поиск оптимального использования экономических рычагов и стимулов для обеспечения конкурентоспособности предприятий социальной сферы путем повышения качества предлагаемых продуктов и услуг и снижения цен на них.

Исходя из приведенных выше определений, экономическое творчество - это процесс поиска путей оптимизации существующей социально-экономической системы через создание новых продуктов.

Инновационная деятельность на наш взгляд может быть разделена на два основных этапа (рисунок 1). Первый этап начинается с возникновения идеи у основного участника процесса -инноватора. На первом этапе происходит подбор и обоснование необходимых ресурсов для реализации этой идеи. Формализован результат этого этапа может быть в четкий план работы, содержащий описание необходимых ресурсов. Второй этап по сути является не инновационной деятельностью, а экономической. Любой человек, имеющий отношение к бизнесу иреа-лизации проектов может согласно плану реали-зовывать создание нового блага. Однако преимущества проектного подхода состоит в гибкой методологии. Согласно данной методологии возможна коррекция плана на всех этапах реализации. Это обезопасит инноватора от того, чтобы его не исключили из процесса реализации проекта. На наш взгляд именно это и различает предпринимателя в том смысле слова, котором его понимал Й. Шумпетер и бизнесмена, занимающегося рутинной экономической деятельностью. Когда идея начинает реализовываться необходимы навыки экономической бизнес-деятельности по продвижению нового блага, такие же как и любого другого.

Идея Idea

vT

Конкретизация (описание) Specification (description)

4

f >

Реализация

Implementation

Экономическое творчество Economic creativity

Рисунок 1. Этапы инновационной деятельности Figurel. Stages of innovation

Y"

Коррекция первоначального плана Correction of the original plan

6URL: http://www.potencial-school.ru/tvorchestvo-ekonomich-eskoe.html дата обращения: 01.02.2016

Описание процесса создания и вывода его на рынок хорошо укладывается в структуру стандартного бизнес-плана. Основным отличием выступает необходимость юридической защиты предмета интеллектуальной деятельности. В связи с этим, мы предполагаем, что для организации и реализации инновационного проекта необходимы следующие вспомогательные сектора. Для реализации инновационного проекта, на наш взгляд, необходимы следующие основные и вспомогательные элементы.

Ядром системы выступает сам автор идеи - «генератор» инновации. Автор проекта, выступающий его основным инициатором. Он может выступать в единственном числе, подбирать себе команду единомышленников, разделяющих его идею, или представлять собой коллектив из нескольких человек.

Сектор маркетинга. В отличие от типичных экономических задач в целях обеспечение инновационного проекта данный сектор должен обладать знаниями и навыками, необходимыми для привлечения внимания к новому продукту и определения и последующего занятия рыночной ниши.

Экономический сектор необходим для определения и необходимых затрат и возможных рисков и эффектов от реализации конкретного проекта.

Юридический сектор необходим для обеспечения защиты интеллектуальной собственности, следовательно должен специализироваться на особенностях патентного права и регистрации НИОКР.

Технический сектор необходим для осуществления организационно-технического сопровождения проекта, снижая таким образом бюрократическую нагрузку с автора проекта и его команды. Необходимы знания основ организации работы в сфере НИОКР.

Одним из важнейших секторов обеспечения организации инновационных проектов на наш взгляд выступает психологический сектор. Исходя из психологического анализа инновационной деятельности, проведенного нами в рамках работы 2011-2016 гг., было выявлено, что основными мотивами успешных инноваторов являются принесение пользы себе и обществу, а также реализация проекта, интерес в самом его воплощении, а не только в получении прибыли от ее реализации [Минасян, 2016]. На наш взгляд модель проектной деятельности в сфере инноваций должна отличаться от других видов деятельности включением обязательного психологического блока в организацию деятельности.

Психологический сектор оказывает поддержку на стадии разработки проектов при помощи специализированных тренинговых методик. Выступает фасилитаторами на обсуждениях,

помогает проводить мозговые штурмы. Работают с поддержанием мотивации и интереса в процессе дальнейшей реализации процесса, либо дают рекомендации по коррекции и смене командного состава.

На первом этапе психологическое сопровождение может включать следующие виды работ:

— Мозговой штурм. Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных [Шмаков, Колесник, Костарева, 2015]. Данный метод должен быть особо эффективен на этапе оформления идеи и подбора возможных вариантов реализации.

— Методики решения изобретательских задач (на основе теории и алгоритма решения изобретательских задач (ТРИЗ, АРИЗ)) с целью активизации творческих ресурсов и преодоления возникающих в процессе реализации проекта противоречий.

— Оперативные совещания с применением методики фасилитации со стороны профессионального психолога. На оперативных совещаниях возможна коррекция первоначального плана в управляемой фасилитатором среде.

Приведенные выше методики способствуют организации творческой среды, необходимой для реализации проектной деятельности в сфере инноваций.

На втором этапе реализации проектной деятельности на наш взгляд необходимы следующие мероприятия:

— Презентация промежуточных результатов. На наш взгляд одной из основных проблем организации инновационной деятельности является высокая степень бюрократизации и сложность контроля промежуточных итогов. В качестве одного из способов решения этой проблемы может стать смена формы предоставления отчета о деятельности. Изложение промежуточных результатов на бумаге не отражает в полной мере картину продвижения проекта и чаще всего представляет собой формальный набор индикаторов. Заполнение набора отчетных документов занимает время основных участников проекта, при этом эффективность данного вида контроля низка. Мы предлагаем смену формальной бюрократической отчетности публичной презентацией промежуточных результатов с целью выявления слабых мест и пополнения идей взглядами со стороны привлеченных участников мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Оперативные совещания целью определения необходимости коррекции плана, возможно также с участием фасилитатора.

ю

VO

8 De Jong, Jeroen P.J. Entrepreneurial Behavior by Employees in Organizations. 2016. URL: SSRN: https://ssrn.com/abstract=2721615or http://dx.d oi.org/10.2139/ssrn.2721615

9 Sledzik K. Schumpeter's View on Innovation and Entrepreneurship // Management Trends in Theory and Practice, (ed.) Stefan Hittmar, Faculty of Management Science and Informatics, University of Zilina & Institute of Management by University of Zilina, 2013.

10 Tur-Sinai O.M. Technological Progress and Well-Being Loy. U. Chi L.J. 2016. № 145.

11 Yesil, S., Sozbilir, F. An empirical investigation into the impact of personality on individual innovation behaviour in the workplace. Procedia // Social & Behavioral Sciences. 2013. № 81. С. 540-551.

REFERENCES

1 Bajbaeva M. H., Markaeva D., Ismailova H. The concept of innovation in education, their classification. Molodoj uchenyj [Young scientist] 2016. no. 4. pp. 744-746. Available at: https://moluch.ru/archive/108/25653. (in Russian)

2 Gubaj dullina G.G. To the question of the leading motive of innovation activity. Vestnik Nizhego-rodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Serija: Social'nye nauki. [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences] 2014. no. 3 (35). pp. 57-64. (in Russian)

3 Gubajdullina G.G., Neverov A.N. Level of organization of the psychological structure of the innovator's personality. Jekonomicheskaja psihologija: sovremennye problemy i perspektivy razvitija Pjatnadcataja mezhdu-narodnaja nauchno-prakticheskaja jubilejnaja konfer-encija: materialy konferencii. [Economic Psychology: Contemporary Problems and Development Prospects Fifteenth International Scientific and Practical Jubilee Conference: conference materials]. 2015. pp. 51-54. (in Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Гульнара Г. Минасян младший научный сотрудник, Центр психолого-экономических исследований СНЦ РАН, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина (филиал РАНХиГС), ул. Радищева, 41, Саратов, 410003, Россия, [email protected]

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Гульнара Г. Минасян Полностью подготовила рукопись и несет ответственность за плагиат

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ПОСТУПИЛА 08.09.2017 ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 03.11.2017

4 Minasjan G.G. Empirical model of psychological structure of innovative activity of a businessman. Jekonomicheskaja psihologija: proshloe, nastojashhee, budushhee. [Economic psychology: past, present, future] 2016. no. 3-1. pp. 157-165. (in Russian)

5 Oksfordskij tolkovyj slovar' [Oxford Explanatory Dictionary] Available at: http://www.oed.com.

6 Shmakov A.G., Kolesnik E.A., Kostareva L.V. The method of brainstorming. Teorija i opyt primenenija in-teraktivnyh metodov obuchenija v vuze sbornik nauchnyh trudov. Cheljabinskij gosudarstvennyj universitet ; pod ob-shhej iedakciej A. G. Shmakova. Cheljabinsk [Theory and experience of the application of interactive teaching methods in the university collection of scientific papers. Chelyabinsk State University] 2015. pp.. 185-198. (in Russian)

7 Javed B., Naqvi S., Khan A., Arjoon S. Impact of inclusive leadership on innovative work behavior: The role of psychological safety. Journal of Management & Organization, 2017 https://doi.org/10.1017/jmo.2017.3

8 De Jong, Jeroen P.J. Entrepreneurial Behavior by Employees in Organizations. 2016. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2721615

or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2721615

9 Sledzik K. Schumpeter's View on Innovation and Entrepreneurship. Management Trends in Theory and Practice, (ed.) Stefan Hittmar, Faculty of Management Science and Informatics, University of Zilina & Institute of Management by University of Zilina, 2013.

10 Tur-Sinai O.M. Technological Progress and Well-Being Loy. U. Chi L.J. 2016. no. 145.

11 Yesil, S., Sozbilir, F. An empirical investigation into the impact of personality on individual innovation behaviour in the workplace. Procedia. Social & Behavioral Sciences. 2013. no. 81. pp. 540-551.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Gulnara G. Minasyan junior researcher, Center of psycho-economic researches of SSC RAS, Stolypin Volga Region Institute of Adminstration (branch of RANEPA), Radishcheva str., 41, 410003, Russia, [email protected]

CONTRIBUTION

Gulnara G. Minasyan Completely prepared the manuscript and is responsible for plagiarism

CONFLICT OF INTEREST

The author declare no conflict of interest.

RECEIVED 9.8.2017 ACCEPTED 11.3.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.