Научная статья на тему 'Распределенная самоорганизующаяся система управления инновационными проектами как метод реализации открытых инноваций'

Распределенная самоорганизующаяся система управления инновационными проектами как метод реализации открытых инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INNOVATION PROJECT / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / ЭКСПЕРТ / EXPERT / МОДЕЛЬ / MODEL / ВЕРИФИКАЦИЯ / VERIFICATION / БАЗА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE BASE / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / USER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трошин Д. В., Ворожихин В. В.

В современных условиях выбора инновационного пути развития национальной экономики наиболее остро стоит вопрос повышения инновационной активности экономических агентов и создания благоприятных условий для их реализации в качестве новаторов. Авторами предлагаются метод и инструмент эффективной реализации инновационного потенциала. Их целью является поддержка инноваций на основе использования персональных и профессиональных коммуникаций инноваторов и заинтересованных лиц с использованием сетевых возможностей и автоматизации процессов накопления и использования знаний. В статье описывается формирование единого информационного поля, поддерживающего развитие инноваций на основе автоматизированной системы управления. Обосновано создание самоорганизующегося знаниевого пространства и самоорганизующихся проектных групп для формирования и адаптивного управления инновационными проектами так называемыми открытыми инновациями. В работе изложен замысел создания и развития системы, ее задачи, функции, принципы функционирования и развития, состав, основные сценарии работы. Реализация системы позволит принципиально снизить барьеры инновационного развития за счет повышения плотности связей заинтересованных лиц, формирования исчерпывающего описания инновационных предложений и предоставления доступа к ним, интерактивного обмена информацией по возникающим вопросам. Представленные механизмы определения рейтингов участников, моделей и других объектов и субъектов системы, накопления знаний позволяют реализовать саморазвитие системы. В предлагаемой системе нет ограничений по количеству центров развития, их влияние должно определяться в зависимости от объективно складывающихся рейтингов. Использование материалов статьи на практике может существенно повысить эффективность национальной инновационной системы, заполнить отсутствующие или исправить неконкурентоспособные звенья инновационной цепочки. Предложенная модель предоставляет возможность гибкого формирования мегапроектов на основе готовых и наиболее значимых инновационных проектов, а также управления ими путем перераспределения ресурсов и времени реализации отдельных составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трошин Д. В., Ворожихин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distributed self-organizing system of innovation projects management as a method for implementing open innovation

Importance In the present-day conditions, the selection of innovative development of the Russian economy is the most burning issue to enhance the innovative activities of economic agents and to create favorable conditions for their development as innovators. For this purpose, we propose a method and tools for the efficient implementation of innovation potential. Objectives The purpose is to support innovation on the basis of use of the personal and professional communications of innovators and stakeholders using network functionality and automation of the processes of accumulation and use of knowledge. Methods The article describes the formation of a single information field that supports the development of an innovation-based automated control system. We substantiate the creation of a self-organizing knowledge space and self-organizing project teams for the development and adaptive management of innovation projects, the so called open innovation. The article describes the design of creation and development of the system, including its objectives, functions, principles of operation and development, composition, and the basic operation scenarios. The implementation of the system will make it possible to reduce the barriers of innovation development by increasing the density of connections between stakeholders, forming a comprehensive description of innovative proposals and providing access to them, the interactive exchange of information on emerging issues. In addition, the offered mechanisms for determining the participants’ ratings, models and other objects and entities of the system, the accumulation of knowledge allow realizing a self-development system. There is no limit on the number of development centers in the proposed system. Their influence should be determined depending on objectively created ratings. Results The findings of the article, in practical terms, can significantly improve the effectiveness of the national innovation system and fill in the missing or fix uncompetitive links of the innovation chain. Conclusions and Relevance The proposed model provides the possibility of the flexible formation of megaprojects on the basis of completed and the most significant innovation projects, as well as their management through the redistribution of the resources and time of implementation of the individual components.

Текст научной работы на тему «Распределенная самоорганизующаяся система управления инновационными проектами как метод реализации открытых инноваций»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 338.28

распределенная

САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

управления инновационными

ПРОЕКТАМИ КАК МЕТОд РЕАЛИЗАЦИИ

открытых инноваций*

д. В. ТРОШИН, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected] В. В. ВОРОЖИХИН, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected]

Институт проблем экономической безопасности

и стратегического планирования

Финансового университета при Правительстве РФ

В современных условиях выбора инновационного пути развития национальной экономики наиболее остро стоит вопрос повышения инновационной активности экономических агентов и создания благоприятных условий для их реализации в качестве новаторов. Авторами предлагаются метод и инструмент эффективной реализации инновационного потенциала. Их целью является поддержка инноваций на основе использования персональных и профессиональных коммуникаций инноваторов и заинтересованных лиц с использованием сетевых возможностей и автоматизации процессов накопления и использования знаний.

В статье описывается формирование единого информационного поля, поддерживающего развитие

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве РФ на 2014 г.

инноваций на основе автоматизированной системы управления. Обосновано создание самоорганизующегося знаниевого пространства и самоорганизующихся проектных групп для формирования и адаптивного управления инновационными проектами —так называемыми открытыми инновациями.

В работе изложен замысел создания и развития системы, ее задачи, функции, принципы функционирования и развития, состав, основные сценарии работы. Реализация системы позволит принципиально снизить барьеры инновационного развития за счет повышения плотности связей заинтересованных лиц, формирования исчерпывающего описания инновационных предложений и предоставления доступа к ним, интерактивного обмена информацией по возникающим вопросам. Представленные механизмы определения рейтингов участников, моделей и других объектов и субъектов системы, накопления знаний позволяют реализовать саморазвитие системы. В предлагаемой системе нет ограничений по

количеству центров развития, их влияние должно определяться в зависимости от объективно складывающихся рейтингов.

Использование материалов статьи на практике может существенно повысить эффективность национальной инновационной системы, заполнить отсутствующие или исправить неконкурентоспособные звенья инновационной цепочки. Предложенная модель предоставляет возможность гибкого формирования мегапроектов на основе готовых и наиболее значимых инновационных проектов, а также управления ими путем перераспределения ресурсов и времени реализации отдельных составляющих.

Ключевые слова: инновационный проект, информационная система, эксперт, модель, верификация, база знаний, пользователь

В современных условиях выбора (фактически на безальтернативной основе) инновационного пути развития экономики России наиболее остро стоит вопрос повышения инновационной активности экономических агентов и создания благоприятных условий для их реализации в качестве новаторов. Главная задача поддержки инноваций заключается в том, чтобы новаторы присутствовали в необходимом количестве и имели возможность реализовать свой инновационный потенциал, свою систему знаний, формирующуюся с учетом менталитетов и межличностных связей. Собственно инновация несет отпечаток индивидуальности ее авторов и раскрывается через уникальную модель действий по ее созданию и продвижению. Для этого необходимо соблюдение как минимум трех условий:

• наличия у агента-новатора необходимых знаний и умений;

• развития институциональной инфраструктуры, создающей возможность инноваций и поощряющей инновационную психологию;

• психологической готовности (потребности) пойти на определенный риск ради созидания

[17].

Последнее условие, в свою очередь, также складывается из трех компонент:

1) материальных стимулов;

2) психологической предрасположенности, т. е. психологических особенностей, являющихся проявлением эмоции «интерес»;

3) обеспечения ключевой ценности личности —достижения социальной значимости [16] через создание новых общественно полезных благ (созидания лучшего будущего), проявления творческих и организаторских способностей.

Первая компонента обеспечивается созданными или уже функционирующими институтами, нормативно-правовой базой и относится к внешней мотивации. Вторая —формирует внутреннюю мотивацию, и на эту компоненту влиять, по крайней мере, экономическими инструментами невозможно. Третья компонента формируется за счет как психологических особенностей агента, так и социальных и культурных факторов его существования. Она является интеграцией внутренней и внешней (нематериальной) мотиваций1.

Человек живет не столько ради насыщения, сколько ради общественного признания —эту мысль Гегеля, отражающую также и русский дух, и французскую атмосферу, популяризировал неогегельянец А. Кожев [7]. «Нет ничего более полезного и благодарного, а также в наибольшей степени способствующего удовлетворению тщеславия, чем реализация проектов, которые улучшают не только жизнь общества, но и собственное существование», — писал Б. Франклин [15].

Таким образом, модель поведения агента-ин-новатора зависит от многих факторов: культурного, психологического, экономического, институционального, правового. Личность, ориентированная на созидательный тип экономической деятельности или склонная к риску, в большей степени мотивирована на внедрение новшеств. Человек осторожный или добывающий, напротив, не склонен к риску, а старается «выжать» максимум дохода из тех возможностей, которыми располагает в данный момент.

Несмотря на то, что новатором могут быть не только предприниматели, ключевая роль во внедрении в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности (РИД) высокотехнологичных предприятий принадлежит руководителям этих предприятий или мажоритарным акционерам [3, 13]. С одной стороны, руководитель может иметь внутреннюю и внешнюю мотивации для реализации инновационных проектов, с другой — сталкивается с риском неудачи, необходимостью предпринимать значительные личные усилия по продвижению проекта с неопределенной, в общем случае, пользой, а также преодолевать консерватизм персонала. Принимая решения, руководитель, независимо от типа экономического

1 Строго говоря, социальная значимость может удовлетворяться и в форме богатства, т.е. на первый план опять же выходят материальные стимулы.

мышления и отношения к новациям, сознательно или подсознательно, рационально или интуитивно взвешивает аргументы «за» и «против». Методы внедрения РИД в хозяйственный оборот не могут повлиять на генетическую составляющую внутренней мотивации, однако они должны поддерживать новаторскую модель поведения, помогать руководителю в преодолении трудностей на пути реализации инновационных проектов, т.е. снижать риски, трансформационные и транзакционные издержки. Если это будет сделано на уровне, превышающем некоторый порог (индивидуальный для каждого руководителя), то вероятность принятия решения в пользу инноваций будет выше.

Следует отметить, что кроме методов снижения рисков и транзакционных издержек, всякий раз используемых субъектом инновационной деятельности, для осуществления проектов внедрения новшеств необходимо выполнение еще некоторых условий. Они являются постоянными на определенном интервале времени, задают границы допустимого и достижимого и учитываются инноватором как данность, на которую он непосредственно в процессе внедрения новшеств влиять не может. Среди этих условий — нормативные и правовые ограничения, различные льготы, особенности институциональной среды, уровень развития науки и техники, образовательный и творческий потенциалы трудовых ресурсов и др. Рассмотрение данных условий выходит за рамки настоящей работы.

В литературе представлен достаточно обширный спектр методов и механизмов внедрения РИД, в том числе направленных на привлечение финансирования, предотвращение или минимизацию рисков. Многие из них успешно используются на предприятиях. В настоящей работе предлагается метод внедрения РИД в хозяйственный оборот, имеющий богатый потенциал развития и важное значение для поддержки новаторской модели поведения.

Ключевое значение для успеха инновационных проектов, в частности внедрения РИД в хозяйственный оборот, имеют методы управления знаниями об инновационном проекте и среде, в которой он может быть выполнен. Во-первых, информация и знания являются основой для формирования отношения к окружающей действительности и принятия решений. Во-вторых, методы управления знаниями на определенном уровне обобщения носят универсальный характер и позволяют разработать метод внедрения в хозяйственный оборот не только

конкретных РИД для конкретных предприятий, но и широкий спектр таких результатов на отраслевом и межотраслевом уровнях.

На необходимость совершенствования информационного обеспечения системы управления хозяйственным оборотом РИД указывают многие исследователи [1, 10-12, 19, 20]. В частности, в работе [9] отмечаются:

— целесообразность создания единого информационного поля, которое бы объединило совокупность баз данных федеральных органов исполнительной власти, связанных с управлением оборотом РИД;

— необходимость повышения эффективности управления оборотом РИД посредством совершенствования контрактно-конкурсного механизма размещения оборонных заказов, связанных с созданием РИД;

— необходимость оптимизации управления информационным обликом РИД при их продвижении на научно-технологические рынки, основанной на сочетании интересов обеспечения военно-экономической безопасности России и целей маркетинговой стратегии промышленных предприятий.

В Российской Федерации ведутся работы по созданию автоматизированных систем управления текущими научными и техническими разработками, функционирует биржа инноваций, включающая электронные торговые площадки. Развиваются центры трансфера технологий, призванные устранить информационные барьеры между разработчиками и потребителями технологий. Однако все эти разработки решают частные задачи в общем мегапроекте создания национальной инновационной системы, а единой информационной системы для создания информационного пространства инноваций по-прежнему нет.

В Институте проблем химической физики РАН реализован проект создания информационной системы поддержки коммерциализации РИД для предоставления заинтересованным лицам сведений об инновационных разработках институтов академии. Под инновационными разработками в этом проекте подразумеваются информационные образы объектов интеллектуальной собственности, технических решений, а также технологические запросы, идеи и иные нематериальные активы, полученные в результате творческого интеллектуального труда в научно-технической сфере [2]. В проекте использован европейский стандарт исследовательской информации CERIF (Common European Research

Information Format)2, который, однако, не охватывает предметные области, связанные с работой экспертов и подготовкой инновационной разработки к коммерциализации. Этот недостаток восполнен в упомянутом проекте ИПХФ РАН.

В проекте реализована онтологическая модель предметной области информационной системы поддержки инновационных разработок институтов РАН. Информационную систему составляют три основные подсистемы:

• научные исследования;

• возможные области внедрения, включая поиск потенциальных инвесторов;

• экспертные оценки возможности коммерциализации инновационных разработок, включая подбор экспертов.

Для оперативной оценки перспектив коммерциализации технологий и результатов НИР, разработанных малыми предприятиями, группой российских ученых создана автоматизированная система КАСТА-2 [4]. Эта система позволяет через Интернет проводить анкетирование экспертов в отношении предмета анализа по специально разработанным опросникам, находящимся на сетевом сервере, и выдавать заключение о степени коммерциализу-емости разработки. Обработка ответов экспертов осуществляется как решение задачи распознавания образов.

Аналогичные работы проводятся и за рубежом. Например, в США с 2007 г. компания Kauffman Innovation Network Inc развивает интернет-про-

3 "

ект3, призванный познакомить тех, кто имеет идеи, с теми, кто хочет их воплощать. Университеты, присоединяющиеся к данной сети, получают возможность публиковать сведения о своих открытиях и инновациях на соответствующем сайте.

В настоящей работе в рассматриваемом прикладном аспекте в качестве метода управления знаниями предлагается направление развития указанных и других реализуемых в настоящее время идей и проектов за счет создания и использования специализированного инструмента — распределенной самоорганизующейся системы управления инновационными проектами (далее — РСО СУИП). Особенностями и преимуществами данной системы должны быть способность роста из любой точки вир-

2 CERIF 2008 —1.2 Full Data Model (FDM). Introduction and Specification. URL: http://eurocris.org/Uploads/Web%20pages/ CERIF2008/Release_1.2/CERIF2008_1.2_FDM.pdf.

3 URL: http://ibridgenetwork.com.

туального пространства, автоматическая адаптация к пользовательской среде на основе внутренней системы верификации, интеллектуальная модельная и экспертная поддержка пользователей, автоматизированная реализация сценария формирования проектов и проектных групп. При этом поиск способов коммерциализации РИД может приводить к постановке задач по разработке сопряженных РИД и, соответственно, новшеств и приводить к генерации «соцветия» инноваций. Изначально с высокой степенью независимости могут существовать одновременно несколько точек роста. В каждой такой точке может возникать информационный портал заинтересованного участника инновационных процессов, который служит сетевым центром для развития подсистемы РСО СУИП, отражающей специфику деятельности, интересы и возможности этого участника.

Цели РСО СУИП - преодоление информационной замкнутости и транзакционных барьеров в среде инициативных участников инновационных проектов, снижение уровня субъективной оценки рисков внедрения новшеств со стороны лица, принимающего решения (ЛПР), служить овеществленной основой развития открытых инноваций. Предназначение РСО СУИП - создание самоорганизующегося знаниевого пространства и самоорганизующихся проектных групп для формирования и адаптивного управления инновационными проектами.

Задачи РСО СУИП:

1) обеспечение заинтересованных лиц информацией, необходимой для организации и выполнения инновационных проектов, включая:

— формирование и актуализацию информационного и знаниевого пространства о РИД, инновационных проектах, среды их формирования, реализации и использования;

— формирование и актуализацию пространства объективизированного коллективного знания, касающегося разработки и выполнения инновационных проектов, в форме моделей и формализованных экспертных знаний;

2) обеспечение контролируемого доступа к информационной и знаниевой среде неограниченного количества заинтересованных лиц в режиме удаленного доступа по глобальной телекоммуникационной сети (возможно, в пределах специальных доменов, с учетом пользовательских профилей и защиты национальных интересов);

3) автоматизированная интеллектуальная поддержка запросов и интересов пользователей в режиме активного сопровождения их деятельности;

4) автоматическая актуализация моделей знаний об инновационных проектах, среде их реализации, участниках и заинтересованных лицах.

Функции РСО СУИП:

1) прием от пользователей, хранение и предоставление информации распределенной базы знаний и данных. Организация и многопользовательское администрирование банка данных о РИД, сформированных и реализуемых инновационных проектах;

2) организация и многопользовательское администрирование банка данных об участниках инновационных процессов: творцах новшеств, предприятиях-реализаторах, предпринимателях, источниках финансирования, пользователях и потребителях;

3) организация и многопользовательское администрирование базы справочной информации научно-технического, правового и иного характера;

4) организация и администрирование банка методов, методик и моделей для анализа, отбора РИД и проектов, изучения перспектив их внедрения, нейтрализации рисков и т.п.;

5) предоставление пользователям возможности удаленного доступа к справочным и административным ресурсам общего пользования через пользовательские порталы системы;

6) сопровождение профессиональных профилей участников инвестиционных проектов и создателей РИД, профилей РИД, включая новшества, готовые для запуска в производство, профилей юридических лиц и неформальных сообществ, заинтересованных в реализации инновационных проектов;

7) моделирование интересов пользователя и предложение ему данных, информации и знаний в контекстном режиме работы;

8) формирование в автоматическом режиме информационных моделей инновационных проектов и среды их реализации;

9) сбор и предоставление заинтересованным пользователям моделей рынков для анализа ценовых факторов и условий равновесного состояния интересующих их рынков;

10) постоянная верификация информации и знаний системы, составление рейтингов проектов по содержательным группам и их участников — по функциональным группам;

11) обеспечение контроля и ограничение доступа для специальных ведомственных или корпоративных доменов;

12) отбор и предоставление пользователям форм типовых документов, справочных данных,

презентаций для заполнения и обмена в целях организации проектных групп и выполнения инновационных проектов;

13) обеспечение оперативной связи между участниками инновационных процессов для обмена документами с электронной подписью, видеоинформацией (в том числе в режиме реального времени), обеспечение возможности проведения телеконференций;

14) обеспечение возможности осуществления платежей через сертифицированные платежные системы, электронные банки и т.п.

Принципы применения метода внедрения РИД в хозяйственный оборот, построенного на использовании РСО СУИП:

1) некоммерческий характер формирования, развития и функционирования РСО СУИП;

2) корпоративная, отраслевая прозрачность в рамках ограничений, диктуемых необходимостью обеспечения защиты государственной тайны и конфиденциальной информации в соответствии с требованиями действующей нормативной правовой базы;

3) объективизация данных, информации и знаний за счет постоянной актуализации, верификации и экспертных оценок;

4) возможность субъективного выбора данных, моделей, решений на основе личных предпочтений заинтересованного лица;

5) постоянное функционирование обратной связи и формирование рейтинга солидарного доверия к различным элементам РСО СУИП;

6) автоматизация рутинных операций;

7) предоставление информации в формате дружественного интерактивного интерфейса;

8) отсутствие централизации. Доминирование различных узлов («стволовых клеток») возможно только как объективный результат активности и высоких рейтингов доверия пользователей системы на основе исключительных практических результатов;

9) возможность беспрепятственного некоммерческого реплицирования информационных объектов системы, предоставленных пользователями для свободного обращения в системе, а также информационных объектов, порождаемых моделями системы (информационных моделей, рейтингов, результатов работы различных элементов и подсистем и т.п.);

10) повышенное внимание к новым участникам системы в целях предоставления им возможности

проявить себя (пока у них по объективным причинам отсутствует рейтинг доверия).

Для успешного старта сетевого инновационного центра он должен сконцентрировать потоки релевантной информации определенного объема и привлечь заинтересованных лиц — оба показателя должны быть выше критического порога для конкретных локальных условий. Наиболее реальным шагом по поддержке данного проекта представляется государственная инициатива, которая, используя административный ресурс, могла бы реализовать РСО СУИП в секторе государственных предприятий или хозяйствующих субъектов (с долей государственного участия, позволяющей влиять на стратегию жизнедеятельности). Высокий потенциал для такого старта имеют также различные саморегулируемые организации, высокотехнологичные предприятия, корпорации.

Состав РСО СУИП. Определить точный состав системы на данном этапе исследований невозможно, да и не требуется. Кроме того, по замыслу авторов, этот состав не будет постоянным, а должен выстраиваться в соответствии с развитием самой системы и методов ее внедрения. Однако в перечень основных структурных элементов должны входить следующие компоненты:

1) база данных по РИД и готовых к производству новшеств;

2) база данных по предприятиям — изготовителям РИД, предприятиям — производителям наукоемкой продукции;

3) база данных по потребителям инновационной продукции;

4) база данных (профилей) создателей РИД, руководителей предприятий-инноваторов, предпри-нимателей-инноваторов;

5) база данных источников финансирования;

6) база данных секторов рынков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) база данных заказов на инновационную продукцию;

8) банк моделей равновесия потребительских рынков различного типа;

9) банк средств информационного и когнитивного моделирования инновационных проектов и процессов их реализации;

10) банк данных по моделям угроз реализации инновационных проектов;

11) банк моделей оценки РИД и коммерческой эффективности инновационных проектов;

12) банк моделей оптимизации схем финансирования инновационных проектов с использованием методов ценообразования сложных контрактов;

13) база данных (профилей) экспертов в области анализа РИД, ценообразования;

14) банк моделей экспертной оценки различных параметров;

15) модель верификации информации системы, автоматического расчета рейтингов доверия;

16) банк моделей описания персональных и групповых предпочтений и других моделей поддержки принятия решений, в том числе в многокритериальном пространстве в условиях неопределенности;

17) модель интеллектуализированного автоматизированного сопровождения деятельности пользователя;

18) банк моделей синтаксического и семантического поиска информации, включая выявление ассоциаций между функционально различными объектами для организации процессов проектирования;

19) средства для организации информационного взаимодействия пользователей;

20) средства для организации информации в рамках пользовательского информационного портала и предоставления ее пользователю в интерактивном режиме с учетом требований по масштабированию.

Основные этапы работы в РСО СУИП.

1. В систему через портал поступает информация о полученном РИД. Данные представляются посредством заполнения формализованной анкеты в диалоговом режиме с использованием дополнительных опций по усмотрению автора (владельца). Указываются проблемы, которые автор не может решить самостоятельно, например:

— развитие РИД до конечной продукции (экспериментальная лабораторная база, материалы, опытное производство, вычислительные мощности, специалисты и т. д.);

— отсутствие сопряженных технических и (или) технологических решений;

— финансирование;

— затруднения с оценками коммерческой перспективы (маркетинговые исследования, продвижение на рынок).

Информация о РИД связана с профилями его разработчика (заказчика, предприятия) и авторов. Таким образом, с поступлением РИД накапливается информация и об их создателях. Если профили создателей уже есть, они актуализируются.

2. В соответствии с формализованной анкетой и дополнительными данными, которые сообщает о себе эксперт, в систему поступает соответствующая

информация. Для формирования базы знаний по экспертам целесообразно обеспечить доступ системы к Федеральному реестру экспертов научно-технической сферы, актуализируемому ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ в соответствии с приказом Минобрнауки России от 19.03.1996 № 42, а также определить подходы к формированию реестра и порядка аккредитации специалистов.

3. К РСО СУИП подключаются информационные пространства предприятий в части, касающейся их предмета ведения. На производственных предприятиях, согласно современным концепциям, единое информационное пространство (далее — ЕИП) должно включать всю информацию, связанную с производимым изделием, и обеспечивать информационную поддержку всех этапов жизненного цикла продукции [8, 18]. Основная идея создания ЕИП — универсализация форм представления информации и способов информационного обмена всех участников жизненного цикла изделия4. Классическим методом организации ЕИП является автоматизация сквозной реализации жизненных циклов продукции. Особой характеристикой такой автоматизации является учет динамики потребительских характеристик рынка. При высокой динамике рынка требуются технологии, обеспечивающие быструю адаптацию технологического процесса разработки продукции к изменяющимся потребностям рынка.

4. В соответствии с разработанными формами вводится информация об источниках финансирования.

5. Программные средства поиска и формирования онтологических моделей жизненного цикла РИД, инновационных проектов в автоматическом режиме информируют участников системы, которые могут быть заинтересованы в участии в проекте по реализации рассматриваемого РИД. Одновременно для владельца РИД выстраивается предложение по составу участников проекта. Данные представляются как графически, так и в виде информационных панелей с соответствующими профилями.

Формируются альтернативные предложения по критерию убывания рейтингов доверия.

6. Владелец РИД анализирует информацию, осуществляет поиск вручную.

7. Для исследования различных параметров блок управления моделями предлагает подходя-

4 Доронин В.В. Основы технологии ускоренного проектирования сложных образцов вооружения и военной техники // Вестник Концерна ПВО «Алмаз-Антей». 2013. № 2(8).

щие варианты из арсенала моделей, содержащихся в соответствующих базах и описанных в разделе метаданных о моделях.

8. Работа с экспертами может осуществляться в режиме обмена документами, заполнения типовых (из базы) или оригинальных (предложенных заинтересованным лицом) анкет, консультаций в режиме обмена текстовыми сообщениями или посредством телеконференций.

9. После формирования проекта осуществляются процедуры по его юридическому оформлению и проведение финансовых операций.

10. Сформированный проект размещается в базе действующих проектов. В процессе управления им возможны повторения описанных шагов и процедур для коррекции в зависимости от конкретной ситуации.

11. Для каждого субъекта — участника системы составляются рейтинги, которые учитывают активность участия, степень доверия со стороны взаимодействующих сторон, степень подтверждения мнений и оценок, уровень участия в реализованных проектах (по стадиям жизненного цикла и в целом).

Для анализа РИД, профессиональной деятельности коллективов ученых (в том числе неформальных и распределенных групп), построения в целом «компьютерных картин мира экспертов», а также решения задач интеллектуального поиска и обнаружения ассоциаций в массивах информации могут быть использованы наработки, полученные в Институте систем информатики РАН при создании системы анализа научных публикаций Exactus Expert [14]. Кроме того, для анализа неструктурированных распределенных в сети массивов информации, с которыми необходимо работать в РСО СУИП, в настоящее время существует ряд программно-инструментальных средств, в том числе и доведенных до уровня рыночных продуктов.

Доступ ко всем информационным и программным ресурсам и подсистемам РСО СУИП удобно организовать с использованием веб-портала. В этом случае пользователь входит на портал и с помощью интерактивного интуитивно понятного меню выбирает задачу, которую ему требуется решить.

Представляется, что реализация предлагаемого метода внедрения РИД в хозяйственный оборот, опирающегося на создание РСО СУИП или ей подобной системы, позволит снизить «раз-ряженность» национальной институциональной системы, возникающей вследствие преобладания

иррационального поведения и принятия решений, свойственного российским экономическим агентам и создателям РИД в силу культурно обусловленной специфики [5, 6]. Данный метод позволит за счет возможностей виртуализации облегчить распространение решений (иррациональных) от одного индивидуума к другому, расширить свойственную им локализацию. В этом случае полезное свойство иррациональности — находить решения там, где рациональный подход бессилен, получит воплощение в методе и инструменте для его использования.

При достижении масштаба, превышающего пороговый системный уровень, РСО СУИП может служить не только для реализации отдельных РИД и конкретных инновационных проектов для создания какого-либо продукта или технологии, но и как средство составления и управления мега-проектами. Такие мегапроекты могут объединять целые «созвездия» новых технологий и продуктов для решения стратегических социальных задач с минимальными транзакционными издержками.

С помощью РСО СУИП реализуются принципы открытой инновационной системы, к которой на любом этапе может подключиться любое заинтересованное и способное к делу лицо. При определении степени поддержки проекта, технологии и конкретного лица необходимо учитывать, как было отмечено ранее, приоритетность интересов национальной экономики и ее субъектов, а также требований по соблюдению государственной тайны.

Список литературы

1. Багриновский К.А., Хрусталёв Е.Ю. Методология и модельный инструментарий управления научно-техническими программами // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 32. С. 2-13.

2. Волохов В.М., Прохоров А.И., Амосова Е.С. Онтологическая модель предметной области информационной системы поддержки инновационных разработок институтов РАН // Информационные ресурсы России. 2011. № 3. С. 27-32.

3. Деминг У.Э. Новая экономика. М.: Эксмо, 2008. 208 с.

4. Зинов В.Г., Кузнецов Л.В., Лебедева Т.Я. Экспресс-анализ (аудит) коммерциализуемости наукоемких технологий с помощью КАСТА-2 // Инновации. 2010. № 3. С. 91-93.

5. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. М.: Наука, 2002. 192 с.

6. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. 568 с.

7. Кожев А.В. Введение в чтение Гегеля. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос, 1998. 208 с.

8. Косенко И.И. и др. Моделирование и виртуальное прототипирование: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 176 с.

9. Ловцов Д.А., Богданова М.В. Экономико-правовое регулирование оборота результатов интеллектуальной деятельности предприятий промышленности России // Экономика, статистика и информатика. 2013. № 3. С. 55-59.

10. Мартов С.Н. Комплексный подход к разработке информационной инфраструктуры для деятельности малых инновационных предприятий бизнеса // Регион: системы, экономика, управление. 2012. № 4. С. 108-113.

11. Митрофанов Е.П. Методологические основы информационного обеспечения развития региональных инновационных подсистем. М.: Дашков и Ко, 2012. 351 с.

12. Некрасов Д.А. Информационные технологии в управлении инновациями организации. URL: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/nekra-sov_d._a._78_82_12_140_2013.pdf.

13. Нив Г. Организация как система: принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Демин-га. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 370 с.

14. Осипов Г. Как оценить научные тексты. URL: http://polit.ru/article/2013/10/24/ps_index_osipov.

15. Ренкель А. Рожденные молнией // Изобретатель и рационализатор. 2010. № 9. С. 28-29.

16. Смирнов П.И. Ценность: стимул деятельности и одно из основных понятий социологии // Теоретический журнал «Credo new». 2011. № 1. С.139-157.

17. Сухарев О.С. Психологические факторы в анализе инновационного поведения и экономического развития // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 11. С. 2-11.

18. Таратынов О.В., ТаратыновP.O. Концептуальный подход к формированию информационного поля в технологических системах // Труды МГИУ. 2011. Т. 1. С. 48-56.

19.Худовердова С.А. Модель информационного обеспечения инноваций в образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. Т. 2. № 3. С.55-58.

20. The Global Competitiveness Report 20122013. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_G lobalCompetitivenessReport_2012-13.pdf.

National interests: priorities and security Innovation and investment

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

DISTRIBUTED SELF-ORGANIZING SYSTEM OF INNOVATION PROJECTS MANAGEMENT AS A METHOD FOR IMPLEMENTING OPEN INNOVATION

Dmitrii V. TROSHIN, Vladimir V. VOROZHIKHIN

Abstract

Importance In the present-day conditions, the selection of innovative development of the Russian economy is the most burning issue to enhance the innovative activities of economic agents and to create favorable conditions for their development as innovators. For this purpose, we propose a method and tools for the efficient implementation of innovation potential. Objectives The purpose is to support innovation on the basis of use of the personal and professional communications of innovators and stakeholders using network functionality and automation of the processes of accumulation and use of knowledge. Methods The article describes the formation of a single information field that supports the development of an innovation-based automated control system. We substantiate the creation of a self-organizing knowledge space and self-organizing project teams for the development and adaptive management of innovation projects, the so called open innovation. The article describes the design of creation and development of the system, including its objectives, functions, principles of operation and development, composition and the basic operation scenarios. The implementation of the system will make it possible to reduce the barriers of innovation development by increasing the density of connections between stakeholders, forming a comprehensive description of innovative proposals and providing access to them, the interactive exchange of information on emerging issues. In addition, the offered mechanisms for determining the participants' ratings, models and other objects and entities of the system, the accumulation of knowledge allow realizing a self-development system. There is no limit on the number of development centers in the proposed system. Their influence should be determined depending on objectively created ratings. Results The findings of the article, in practical terms, can significantly improve the effectiveness of the national innovation system and fill in the missing or fix uncompetitive links of the innovation chain.

Conclusions and Relevance The proposed model provides the possibility of the flexible formation of meg-aprojects on the basis of completed and the most significant innovation projects, as well as their management through the redistribution of the resources and time of implementation of the individual components.

Keywords: innovation project, information system, expert, model, verification, knowledge base, user

References

1. Bagrinovskii K.A., Khrustalev E.Yu. Me-todologiya i model'nyi instrumentarii upravleniya nauchno-tekhnicheskimi programmami [A methodology and modeling toolkit of management of scientific and technical programs]. Natsional'nye interesy: pri-oritety i bezopasnost' —National interests: priorities and security, 2014, no. 32, pp. 2-13.

2. Volokhov V.M., Prokhorov A.I., Amosova E.S. Ontologicheskaya model' predmetnoi oblasti informatsionnoi sistemy podderzhki innovatsionnykh razrabotok institutov RAN [The ontological model of the subject area of information system to support innovation institutions of RAS]. Informatsionnye resursy Rossii —Information resources of Russia, 2011, no. 3, pp.27-32.

3. Deming W.E. Novaya ekonomika [The New Economics for Industry, Government, Education]. Moscow, Eksmo Publ., 2008, 208 p.

4. Zinov V.G., Kuznetsov L.V., Lebedeva T.Ya. Ekspress-analiz (audit) kommertsializuemosti nau-koemkikh tekhnologii s pomoshch'yu KASTA-2 [An express-analysis (audit) of commercial marketing of knowledge-based technologies using CASTA-2]. In-novatsii —Innovation, 2010, no. 3, pp. 91-93.

5. Kachalov R.M. Upravlenie khozyaistvennym riskom [Managing business risk]. Moscow, Nauka Publ., 2002, 192 p.

6. Kleiner G.B. Strategiyapredpriyatiya [Strategy of an enterprise]. Moscow, Delo Publ., 2008, 568 p.

7. Kozhev A.V. Vvedenie v chtenie Gegelya. Ideya smerti v filosofii Gegelya [Introduction to the reading of Hegel. The idea of death in Hegel's philosophy]. Moscow, Logos Publ., 1998, 208 p.

8. Kosenko I.I. et al.Modelirovanie i virtual'noe prototipirovanie: uchebnoe posobie [Simulation and virtual prototyping: a textbook]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012, 176 p.

9. Lovtsov D.A., Bogdanova M.V. Ekonomiko-pra-vovoe regulirovanie oborota rezul'tatov intellektual'noi deyatel'nosti predpriyatii promyshlennosti Rossii [Economic and legal regulation of the circulation of the results of intellectual activities of Russian industrial enterprises]. Ekonomika, statistika i infor-matika —Economics, statistics and informatics, 2013, no. 3, pp. 55-59.

10. Martov S.N. Kompleksnyi podkhod k razrabotke informatsionnoi infrastruktury dlya deyatel'nosti ma-lykh innovatsionnykh predpriyatii biznesa [An integrated approach to the information infrastructure development for small innovative enterprises]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie —Region: systems, economics, management, 2012, no. 4, pp. 108-113.

11. Mitrofanov E.P. Metodologicheskie osnovy in-formatsionnogo obespecheniya razvitiya regional 'nykh innovatsionnykh podsistem [The methodological fundamentals of information support for the regional innovation sub-systems development]. Moscow, Dashkov i Ko. Publ., 2012, 351 p.

12. Nekrasov D.A. Informatsionnye tekhnologii v upravlenii innovatsiyami organizatsii [Information technologies in innovation management of the organization]. Available at: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/ nekrasov_d._a._78_82_12_140_2013.pdf. (In Russ.)

13. Neave H.R. Organizatsiya kak sistema: printsipy postroeniya ustoichivogo biznesa Edvardsa Deminga [The Deming Dimension]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2007, 370 p.

14. Osipov G. Kak otsenit'nauchnye teksty [How to evaluate scientific texts]. Available at: http://polit. ru/article/2013/10/24/ps_index_osipov. (In Russ.)

15. Renkel' A. Rozhdennye molniei [Born by lightning]. Izobretatel'i ratsionalizator —Inventor and rationalizer, 2010, no. 9, pp. 28-29.

16. Smirnov P.I. Tsennost': stimul deyatel'nosti i odno iz osnovnykh ponyatii sotsiologii [The value:

an incentive of activity and one of the basic concepts of sociology]. Teoreticheskii zhurnal "Credo new " —Theoretical journal Credo new, 2011, no. 1, pp. 139-157.

17. Sukharev O.S. Psikhologicheskie faktory v analize innovatsionnogo povedeniya i ekonomichesko-go razvitiya [Psychological factors in the analysis of innovative behavior and economic development]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika —Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 11, pp. 2-11.

18. Taratynov O.V., Taratynov P.O. Kontseptual'nyi podkhod k formirovaniyu informatsionnogo polya v tekhnologicheskikh sistemakh [A conceptual approach to the development of an information field in the technology systems]. TrudyMGIU —Proceedings of MSIU, 2011, vol. 1, pp. 48-56.

19. Khudoverdova S.A. Model' informatsion-nogo obespecheniya innovatsii v obrazovanii [The information support model to ensure innovation in education]. Standarty i monitoring v obrazovanii — Standards and monitoring in education, 2014, vol. 2, no. 3, pp. 55-58.

20. The Global Competitiveness Report 20122013. Available at: http://www3.weforum.org/docs/ WEF_GlobalCompetitivenessReport_2012-13.pdf.

Dmitrii V. TROSHIN

Institute of Problems of Economic Security and Strategic Planning of Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]

Vladimir V. VOROZHIKHIN

Institute of Problems of Economic Security and Strategic Planning of Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]

Acknowledgments

The article was written using the results of the research carried out at the expense of the budgetary funds as per the State job of the Financial University under the Government of the Russian Federation for 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.