Научная статья на тему 'ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ'

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
проектное управление / дошкольное образовательное учреждение / развитие дошкольного образования. / project management / preschool educational institution / development of preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева А.В.

В статье проанализирована проблема проектного управления дошкольного образовательного учреждения. Представлены возможности и варианты руководства, которое нацелено на модернизацию и развитие дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Князева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article analyzes the problem of project management of a preschool educational institution. Opportunities and options for leadership are presented, which are aimed at the modernization and development of preschool education.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

8) подготовка ЭУП к использованию - корректировка содержания и мультимедийного контента.

В заключение следует отметить, что электронные учебники и учебные пособия существенно повышают качество предоставляемой для изучения информации за счет большей красочности, образности и динамичности.

Список литературы

1. Ильина М.А. Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе [Электронный ресурс] / М.А. Ильина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2012. - № 3. - Режим доступа: http://joumal.kuzspa. ru/articles/87/

2. Козлова Е. И. Электронные учебные издания в современном вузе: учебно-методическое пособие / Е.И. Козлова. - Москва: Форум, 2013. - 207 с.

3. Швые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Е.С. Полат. -Москва: Академия, 2008. - 269 с.

4. Основы разработки электронных учебных изданий / Г.В. Алексеев, И.И. Бриденко, Е.И. Вер-болоз, М.И. Дмитриченко. - Санкт-Петербург: Лань, 2016. - 144 с.

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Князева А.В.

Сургутский государственный университет, Магистр 1 курса, кафедра Менеджмента и бизнеса

PROJECT MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Knyazeva A.

Surgut State University, Master of the 1st year, Department of Management and Business

Аннотация

В статье проанализирована проблема проектного управления дошкольного образовательного учреждения. Представлены возможности и варианты руководства, которое нацелено на модернизацию и развитие дошкольного образования.

Abstract

The article analyzes the problem of project management of a preschool educational institution. Opportunities and options for leadership are presented, which are aimed at the modernization and development of preschool education.

Ключевые слова: проектное управление, дошкольное образовательное учреждение, развитие дошкольного образования.

Keywords: project management, preschool educational institution, development of preschool education.

Постановка проблемы исследования обусловлена тем, что современный этап реформирования экономики требует создания на всех уровнях принципиально новых эффективных систем управления развитием образования. Одним из составляющих путей реформирования управления образовательными мероприятиями является научное обоснование и отработка инновационных моделей управления. Все большую актуальность приобретает проблема освоения основ стратегического управления хозяйствующими субъектами, выбора обоснованных стратегических ориентиров и перспектив их развития в рыночных условиях. Особое внимание приобретает реализация стратегического планирования деятельности дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ), направленного на обеспечение его развития, как субъекта рынка образовательных услуг, функционирующего сегодня в сложной конкурентной среде.

Содержанием новой парадигмы управления дошкольным образованием на современном этапе

является ориентация на ребенка и его потребности, создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка, ориентация педагогов на эффективную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность в различных автоно-мизированных педагогических системах.

Для того чтобы управленческий процесс на всех его уровнях был эффективным, каждый руководитель должен иметь четкое представление о законодательно-нормативных актах, соблюдать их и обеспечивать исполнение. В процессе управления является необходимым условием модернизации и развития дошкольного образования.

Анализ последних исследований. Теория управления развитием дошкольного образования опирается на общую теорию социального управления, основы которого 3 раскрыли Г. В. Афанасьев, П.И. Третьяков. В работах Б.С. Гершунского, М.М. Дарманской, О.И. Зязюна, В.И. Маслова, В.В. Олейника, В.С. Пикельной освещены теоретиче-

ские основы процесса управления образования. Вопросы соблюдения законодательно-нормативной базы дошкольного образования в процессе управления частно освещены в трудах Л.В. Артемовой, К.Л. Крутой, Л.Д. Покроевой и других. В то же время в педагогической науке не раскрыта собственно специфика управления развитием дошкольных образовательных учреждений.

Целью статьи есть определение подходов к управлению развитием ДОУ.

Изложение основного материала. За годы независимости система дошкольного образования претерпела существенные изменения: наработаны особые подходы к формированию, совершенствованию и признанию на государственном уровне дошкольного образования не только как обязательной структурной составляющей, но и как начального базового звена в системе общего непрерывного образования человека.

Реформирование дошкольного образования предполагает радикальную перестройку управленческого звена, его демократизацию, децентрализацию и гуманизацию, требующие отказа от авторитарного стиля руководства, осознание необходимости обновления функций управления современным ДОУ.

На современном этапе в дошкольном образовании происходит обновление содержания, разработанное и внедряемое в работу ФГОС [1]; повысились требования к управлению системой повышения квалификации педагогических работников и руководителей ДОУ. На основе многолетнего отечественного и мирового опыта разработки психологических характеристик ребенка учеными созданы индивидуальные образовательные программы, в которых освещен комплекс взаимосвязанных задач и направлений в работе специалистов с ребенком. В.И. Кузьменко отмечает, что для повышения качества работы с питомцами целесообразно внедрять индивидуальные образовательные программы [5].

В научных работах Н.А. Бастун, А.А. Колупа-евой предлагается внедрять командный подход в раннем вмешательстве в детский и педагогический коллектив. Н.А. Бастун рекомендует осуществлять комплексную профессиональную подготовку не только детей, но и семьи в целом. Благодаря этому будет повышаться уровень родительской компетенции, "они научатся адекватно реагировать на основные потребности своего ребенка, нарабатывать в каждом конкретном случае эффективные способы ухода, воспитания и заботы о его здоровье" [8]. А.А. Колупаева отмечает, что эффективность учебно-воспитательной, коррекционно-развиваю-щей и лечебно-профилактической работы в значительной степени зависит от скоординированности действий воспитателя и разнопрофильных специалистов (социального педагога, медицинского работника, психолога), входящих в состав так называемой команды [4,]. Т.М. Симонова, А.А. Ушаков предлагают организовывать взаимодействие -трансдисциплинарный подход между членами педагогического коллектива. [7]. В ДОУ должен пре-

обладать открытый стиль общения, и следует помнить, что несогласие между членами команды является естественной частью процесса сотрудничества. Все работники ДОУ должны быть проинформированы по вопросам помощи ребенку. Вся работа с ребенком должна быть направлена на достижение главной цели — подготовить ребенка к будущей жизни. При этом нужно следить, чтобы помощь и поддержка в ходе обучения не перегружала необходимую, иначе ребенок станет слишком зависим от поддержки [4].

На наш взгляд, с целью максимального обеспечения интересов детей в ДОУ следует вводить командный подход. Команда - это группа людей, объединенных для достижения общей цели под руководством лидера [8]. Есть три модели командной деятельности: мультидисциплинарная, интердисциплинарная, трансдисциплинарная.

Мультидисциплинарная модель: ребенок и семья находятся в центре внимания, однако специалисты многопрофильной команды не контактируют друг с другом. Между членами команды нет взаимодействия, их исследования и услуги 5 изолированы. Кроме того, существует смешанный подход, при котором ребенок рассматривается комплексно, достижения и услуги полностью интегрированы.

Интердисциплинарная модель: внимание концентрируется на ребенке и семье, но специалисты команды взаимодействуют между собой.

Трансдисциплинарная модель: есть эффективный обмен информацией между членами команды, чувствуется коллективная ответственность за общие результаты. Все члены команды должны активно сотрудничать. Наблюдения за детьми ведутся всеми членами мультидисциплинарной команды. Все дети, независимо от состояния их здоровья, должны иметь одинаковые права и возможности. Благоприятная среда побуждает всех детей независимо от их возможностей к исследованиям, инициативе и творчеству, что обеспечивает успешное обучение и развитие [6].

Анализ теоретических положений управления развитием ДОУ свидетельствует о взаимосвязи понятий: проектирования, планирования, прогнозирования, моделирования.

Проектирование подразумевает разработку главных направлений, условий, концепций, моделей, средств, содержания деятельности. Программно-целевое управление можно представить как интеграцию целей, задач и соответствующих шагов проектирования. Использование программно-целевого планирования деятельности ДОУ позволяет социально сориентировать учебно-воспитательный процесс, а именно: удовлетворять образовательные потребности согласно гуманистическим устоям общества; осуществлять постоянный поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей, учитывать их изменяемость, внедрять инновации; отказаться от образовательных программ, противоречащих интересам потребителей; разрабатывать и внедрять образовательные программы, которые учитывают интересы самого ДОУ и полезны для социального развития региона.

Итак, программно-целевое планирование деятельности ДОУ - одна из технологий управления, которая учитывает потребности и запросы всех участников учебно-воспитательного процесса.

Потребителям образовательных услуг - воспитанникам и родителям - оно нужно для того, чтобы: расширить возможности удовлетворения духовных, социальных, личностных потребностей; получить качественные образовательные услуги, новые знания; сознательно проводить выбор ДОУ.

Воспитателям и помощникам воспитателя -для того, чтобы: использовать более широкие возможности для самореализации; работать с лучшим результатом; иметь возможность получить дополнительную оплату труда.

Заведующим ДОУ - для того, чтобы: определить новую стратегию управления ДОУ в условиях рыночных отношений; обеспечить условия развития педагогической системы ДОУ; управлять более эффективно материальными, финансовыми и человеческими ресурсами.

В ДОУ практикуют создание индивидуальных образовательных программ, в которых ярко прослеживается практическое воплощение принципа совместной работы группы специалистов разного профиля (педагогов, психологов, медицинских работников) [5].

Все члены многопрофильной команды ДОУ вместе с родителями направляют все усилия на улучшение условий пребывания ребенка, его развитие, закрепление положительных черт и профилактику негативных. Работники ДОУ должны постоянно акцентировать внимание на том, что родители являются важными членами коллектива детского сада, желательными и нужными, их вклад в общее дело ценен и необходим. Залог успеха педагогического коллектива в командной работе всех причастных к этому делу лиц: членов семьи, медицинских работников и других специалистов [6].

Для участников многопрофильной команды характерно творческое мышление, активность в действиях и поступках, свобода. В мультидисци-плинарной команде независимые эксперты из разных областей знаний работают по отдельным планам работы. Они могут работать в разных агентствах и формировать команду для ведения частного случая. Оценивание проделанной работы, определение пакета услуг, предлагаемого конкретному клиенту, происходит на регулярных групповых встречах. Координация работы членов команды и представление новейших случаев осуществляется координатором, которым может быть хоть какой специалист в команде [8]. От каждого члена команды требуются навыки совместной деятельности - умение выполнять координирующую или исполнительскую роли.

Руководитель ДОУ становится ключевой фигурой в осуществлении управленческой деятельности. Поэтому модернизация образовательного процесса выдвигает новые универсальные требования к профессиональной компетентности руководителей дошкольных учреждений:

- овладение технологиями менеджмента и маркетинга в образовании;

- вовлечение в управленческие процессы широкой общественности педагогической общественности, родителей, общественных организаций;

- создание принципиально новых моделей научно-методической работы в дошкольном учреждении;

- обновление образовательного процесса, реформирование образовательной отрасли и повышение статуса директора дошкольного учреждения как руководителя;

- модернизация программы повышения квалификации с учетом опыта других стран мира.

Руководитель ДОУ, осуществляя различные виды деятельности, должен быть в первую очередь профессионалом. Его квалификацию определяют четыре основных фактора:

- умение ставить актуальные, теоретически обоснованные и практически значимые цели;

- умение осуществлять тактическое планирование деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и своей;

- умение с помощью эффективных средств выбирать и реализовать поставленные цели и корректировать ранее определенную тактику, соотнося ее с реальными условиями образовательного процесса;

- умение осуществлять квалифицированный самоанализ и анализ всех участников образовательного процесса. [3].

Важным в управленческой деятельности руководителей ДОУ является знание таких методологических подходов, как гуманистический, диалектический, глобальный (цельный), процессный, ситуационный, системный и т.д. Изменение методологических подходов к управлению ДОУ предполагает соответствующие изменения в деятельности руководителей: психологические, функциональные, организационные и содержательные.

Психологические изменения происходят в сознании руководителей по формированию ими собственной творческой педагогической деятельности, формируя такие качества личности, как: отклонения от шаблона, оригинальность, инициативность, настойчивость, высокую самоорганизацию, работоспособность и т.д.

Функциональные - проявляются в применении модернизированных управленческих функций руководителя ДОУ, таких как прогностическое, представительное, консультативное, политико-дипломатическое, менеджерское.

Выводы. Сейчас отрасль дошкольного образования все еще переживает не лучшие времена, но, несмотря на все социально-экономические проблемы, она законодательно и нормативно признана, функционирует и развивается, управленческие структуры постоянно находятся в поиске наиболее эффективных путей реализации основных своих задач, развития инновационных процессов.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384 [Электронный ресурс] Режим доступа: ШрБ :/^о 8. гц^о б^О Б^О/

2. Гузенко И.В. Векторное моделирование / И.В. Гузенко, В.А. Кутало // Библиотека воспитателя детского сада. - 2009. - С. 79-81.

3. Зайченко Е.И. Управление дошкольным учебным заведением в современных условиях // Новая педагогическая мысль: науч. журнал. 2010. №1. С. 55-57

4. Колупаева А.А. Инклюзивное образование: А. Колупаева. - К.: Саммит, 2009. - 269 с.

5. Кузьменко В.В. Индивидуальные образовательные программы как средство учета отличий

«нестандартного» ребенка / В. Кузьменко // Дошкольное воспитание. 2018. № 6. С.6-9

6. Савчук Л.А. Актуальные проблемы теории и практики в научно-методическом и организационно-педагогическом внедрении инноваций в образовании детей с особыми образовательными потребностями / Л.А. Савчук // Новая педагогическая мысль. 2017. № 1. С. 70-73.

7. Симонова Т.М. Решение социальных заморочек как социальный процесс // Регион: политика, экономика, социология». 2006. №3-4. С.105-107

8. Ушаков А.А. Научно-методическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития педагога // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 6. С. 80-81.

ХАРАКТЕРНЫЕ ТИПОВЫЕ МАНЕРЫ БОРЦОВ И УДАРНИКОВ В СМЕШАННЫХ ВИДАХ

ЕДИНОБОРСТВ

Мордвинцев Д.Н.

Российский государственный университет физической культуры спорта, молодежи и туризма

(ГЦОЛИФК), Москва Аспирант кафедры теории и методики бокса и кикбоксинга

TYPICAL TYPICAL MANNERS OF WRESTLERS AND DRUMMERS IN MIXED MARTIAL ARTS

Mordvintsev D.

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTSOLIFK), Moscow Graduate student of Department of Theory and Methods of Boxing and Kickboxing

Аннотация

В данной работе продолжена классификация типовых манер ведения боя в смешанных видах единоборств на примере тактико-технической деятельности борцов и ударников. Обращено внимание на разделение типовых манер ведения боя представителей ударной и борцовской техники.

Abstract

In this paper, the classification of typical fighting manners in mixed martial arts is continued on the example of tactical and technical activities of wrestlers and strikers. Attention is drawn to the separation of typical fighting manners of representatives of shock and wrestling equipment.

Ключевые слова: смешанные виды единоборств, ММА, тактико-техническая подготовка, физическая подготовка, манеры ведения боя, ударники, борцы.

Keywords: mixed martial arts, MMA, tactical and technical training, physical training, fighting manners, strikers, wrestlers.

Некоторые характеристики соревновательной деятельности спортсменов смешанных видов единоборств (ММА), мы приводили ранее [4,5].

Исследования многих лет на примере ударных видов спорта (бокс, кикбоксинг, каратэ и пр.) и борьбы (вольная, дзюдо, самбо и пр.), показали, что для достижения высоких спортивных результатов необходимо индивидуализировать учебно-тренировочный процесс в соответствии с манерами ведения боя спортсменов смешанных видов единоборств. Индивидуализация представляет собой комплекс физических и психических качеств спортсмена, присущих ему при проведении соревновательного поединка в различной тактике и технике ведения боя, разнообразии применения

спортсменом применяемых приемов ведения поединка.

Проведенное нами исследование показало, что тренеры и спортсмены выделяют, в основном, две тактики проведения боя в смешанных видах единоборств: ударная и борцовская.

Нами был проведен опрос 124 респондентов. Это тренеры и спортсмены ударных и борцовских техник ведения боя. После проведения опроса были выявлены определенные показатели, составлены диаграммы, результаты которых проведены ниже.

Так, в первой анкете-опроснике было предложено ответить на вопрос: «какая, по вашему мнению, техника преобладает в соревновательной деятельности спортсменов ММА?». Респондентам были предложены варианты ответов: «ударная»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.