У спортсменов мужского пола продолжению занятий сопутствует установка на достижение результата. Когда мальчик попадает в истинно мужской вид спорта, то это соответствует его гендерной роли и не вызывает удивления, поэтому одним присутствием на занятиях не проявить индивидуальности, на тебя обратят внимание, только в случае достижения определенного уровня спортивного мастерства. Как следствие этого достижения -подчеркивание в себе «мужского». С установками на достижение результата мальчики чаще девочек приходят в тхэквондо, что можно считать как изначально большую мотивированность спортсменов мужского пола на продолжительные занятия, поскольку очевидно, что за короткий промежуток времени не возможно научиться всему необходимому для приобретения высокой квалификации. Выяснено, что у квалифицированных спортсменов, как мужского, так и женского пола на протяжении занятий не снижается мотивационная ценность прикладного аспекта восточных единоборств. Большинство новичков, выучив несколько приемов, считают себя способными защититься при нападении, в то время как спортсмены, тренирующиеся не один год, осознают всю сложность и многоплановость техники тхэквондо и необходимость ее постоянного совершенствования, чтобы не только выступить в соревновательном поединке, проходящем по установленным правилам, но и суметь противостоять при неожиданной угрозе в неординарной ситуации.
У опытных спортсменов практически не обнаружены межполовые различия в мотивах увлечения единоборствами. Для девочек занимающихся несколько лет, уже не столь значимо выделиться перед окружающими. Для них, также как и для мальчиков, ведущим мотивом становится достижение высокого результата, стремление к тому, чтобы их многолетняя практика могла вылиться в приобретение той статусной платформы, которая поможет их дальнейшему продвижению в жизни. Причем, опытные спортсменки отмечали у себя это желание достичь чего-то уже на начальном этапе, при выборе спортивной специализации. То есть, изначально мотивировали себя на продолжительные занятия. Имеющиеся на начальном этапе различия в мотивах занятий единоборствами -ориентация девочек на превосходство над другими, мальчиков - на достижение спортивных результатов, у квалифицированных спортсменов с длительным стажем занятий исчезают.
В целом, приверженности к занятиям тхэквондо как у спортсменов мужского, так и женского пола сопутствуют мотивы прикладного значения единоборств, стремление к достижению высоких результатов, желание совершенствовать физические и психические качества, сформированные уже на начальных этапах и устойчивые во времени.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796:338.28; 796.078
ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ И ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ
Алексей Алексеевич Кирпиченков, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием дидактической модели физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении с участием родителей и применением «волнового тренажера Агашина».
Ключевые слова: дидактическая модель физического воспитания, «волновой тренажер Агашина», дети старшего дошкольного возраста, родители, дошкольное образовательное учреждение.
DIDACTIC MODEL OF PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN AGED 5-7 YEARS OLD IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION WITH PARTICIPATION OF PARENTS AND TRAINING DEVICES
Alexei Alexeevich Kirpichenkov, the post-graduate student,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Annotation
The article goes into the questions connected with usage of physical training didactic model in preschool educational institution with participation of parents and application of «Agashin's wave training simulator».
Keywords: didactic model of physical training, «Agashin's wave training simulator», children of senior preschool age, parents, preschool educational institution.
Система образования Российской Федерации по праву считается в мировом сообществе одной из самых прогрессивных и технологичных, что в полной мере относится и к учебно-воспитательному процессу в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), базирующемуся на многочисленных научных исследованиях, отраженных в программно-нормативных документах.
В тоже время анализ научно-методической литературы и нормативных документов, регламентирующих организационно-содержательные и процессуальные аспекты физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, свидетельствует о недостаточном научно-методическом обеспечении процесса повышения физического потенциала ребенка. Рассматривая физическое воспитание с точки зрения общих методических принципов оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности, следует отметить, что она должна осуществляться в тесном взаимодействии ДОУ и участия родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности детей.
Поэтому следует обратить внимание на необходимость активизации родительской роли в физическом воспитании дошкольника, так как семья, ее образ жизни во многом определяют физическое, психическое здоровье, а также социальное развитие ребенка.
Проведенное нами анкетирование родителей старших дошкольников, принимавших участие в педагогическом эксперименте, показало:
- 15% родителей отмечают определяющую роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей; с удовольствием с ними занимаются физическими упражнениями, стремятся воспитать здорового ребенка;
- 57% родителей разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но им не хватает знаний и опыта, и они нуждаются в консультациях и рекомендациях;
- 28% респондентов недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу, испытывают дефицит свободного времени в связи с загруженностью на работе; у них отсутствует желание заниматься ребенком. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.
Как показали результаты анкетирования к принципиальным предпосылкам, определяющим эффективное решение исследуемой проблемы, следует отнести разработку инновационной модели физического оздоровления старших дошкольников и конструирование процесса физического воспитания, т.е. совместную деятельность субъектов педагогического процесса, для обеспечения функциональной эффективности предлагаемой дидактической системы.
Разработанная дидактическая модель физического воспитания дошкольника в ДОУ с участием родителей позволила педагогам и родителям, как полноправным субъектам физкультурного процесса, с учетом конкретной дидактической ситуации, конструировать занятия физическими упражнениями дошкольника с применением «волнового тренажера Агашина», что существенно повысило физическую подготовленность и спо-
собствовало снижению заболеваемости (рис. 1).
Рис. 1. Дидактическая модель процесса физического воспитания старшего дошкольника в
ДОУ с участием родителей
Дидактическая модель процесса физического воспитания старшего дошкольника основана на организационно-методических компонентах, реализация которых происходила в четыре этапа:
Первый этап - повышение уровня профессиональной компетентности специалистов ДОУ в применении «волнового тренажера Агашина», в физическом воспитании дошкольников.
Второй этап - знакомство с родителями, жизнью семьи и ее интересами, проблемами, трудностями в воспитании ребенка, установление с родителями доверительных отношений.
Третий этап - формирование установки на сотрудничество, где предлагаются следующие формы работы: выявление знаний и умений родителей в воспитании здорового ребенка.
Четвертый этап - организация открытых мероприятий, причем родителям предлагают не только теоретические занятия, но и осуществляется практическая подготовка по вопросам физического воспитания, а также физкультурные занятия с применением «тренажера Агашина», индивидуальные и групповые консультации, рекомендации.
Цель совместных физкультурных занятий - педагогическое просвещение, дать возможность родителям заниматься физическими упражнениями вместе с детьми; создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности, снизить дефицит общения.
Методическая особенность физкультурных занятий детей в ДОУ с участием в них родителей состояла в том, что взрослые помогают педагогу, и каждый из них - тренер ребенка. Несомненно, эффект таких занятий достаточно высок: значительно повышается активность занимающихся и высокая результативность занятий физическими упражнениями. Кроме того, формы работы с родителями на этапах дают возможность наметить пути в дальнейшем оказании действенной помощи, ответить на возникающие у родителей вопросы по физическому воспитанию ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доронова, Т.Н. Из детства в отрочество : программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2002. - 67 с.
2. Казина, О.Б. Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников / О.Б. Казина // Инструктор по физической культуре. - 2010. - № 3. - С. 72-77.
3. Кошкарова, Т. А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т.А. Кошкарова // Школа здоровья. - 2004. - № 2. - С. 5-14.
4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском
саду» / под ред. В.В. Гербовой, В.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-
Синтез, 2006. - 400 с.
5. Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М.И. Лисина // Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк ; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : Междунар. акад., 2004. - С. 136-143.
6. Педагогика : учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Высшее образование, 2007. - 430 с.
7. Методика совершенствования взаимодействия родителей и детей с преимущественным использованием средств физкультурно-спортивной деятельности / Ю.К. Чернышенко, В. А. Баландин, И.И. Гайдадина, К.Ю. Чернышенко // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ / под ред. А.И. Погребного. - Т. 12. - Краснодар, 2010. - С. 62-68.
Контактная информация: [email protected]
УДК 351.74 : 159.9.07 : 159.944.4
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Игорь Юрьевич Кобозев, майор милиции, адъюнкт, Санкт-Петербургский университет МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследования интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД. Выделены подгруппы с высокой, средней и низкой интенсивностью профессионального стресса. Среди руководителей ОВД у 62 % выявлена средняя интенсивность профессионального стресса, а у 23 % - высокая. Рассматриваются результаты изучения механизмов психологической защиты руководителей ОВД.
Ключевые слова: профессиональный стресс, профессиональное выгорание, руководители ОВД, психодиагностика, механизмы психологической защиты.
ESTIMATION OF THE PROFESSIONAL STRESS AND ITS INFLUENCE ON THE
MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF MANAGERS
Igor Jurevich Kobozev, the major of militia, graduated in a military academy,
The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
The article presents the results of research of intensity of professional stress of internal affairs managers. Subgroups with high, average and low intensity of the professional stress have been defined. Among the 62 % of the internal affairs departments managers the average intensity of professional stress has been revealed, and the high intencity is revealed at 23 % managers. Results of the studying of mechanisms of psychological protection of managers of internal affairs department are considered.
Keywords: professional stress, job burnout, managers of organs of internal affairs, psycho diagnostics, mechanisms of psychological protection.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность любого руководителя заключается в уравновешивании порой взаимоисключающих задач, в балансировке между интересами службы, коллектива и личными интересами отдельных сотрудников [3,6,8].
Проходящее в настоящее время глубокое реформирование всей системы МВД возлагает на руководителей всех уровней все увеличивающийся груз ответственности. На фоне выросших и кардинально изменившихся требований к качеству работы ОВД происходит существенное сокращение штатной численности личного состава подразделений. В условиях постоянного дефицита времени, непрерывно меняющейся оперативной об-