Педагогика
УДК: 796.8
кандидат педагогических наук Каменский Дмитрий Анатольевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет
имени И. И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Санкт-Петербург);
кандидат педагогических наук, доцент Коваленко Владимир Николаевич
Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Военно-космическая академия
имени А. Ф. Можайского» Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург);
кандидат педагогических наук, доцент Батурин Алексей Евгеньевич
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)
СТИЛЬ ВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПОЕДИНКА БОЙЦОМ-РУКОПАШНИКОМ И ЕГО
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Аннотация. В статье по результатам анализа соревновательной деятельности спортсменов рукопашников определены наиболее эффективные технические действия, способствующие достижению победы в соревновательном поединке спортсменами различных стилей ведения поединка. Установлено, что спортсмены комбинационного стиля, сочетающие в своем арсенале как ударную, так и борцовскую технику, имеют преимущество над спортсменами ударного и борцовского стиля ведения схватки.
Ключевые слова: рукопашный бой, технико-тактическая подготовленность, результативность технических действий, соревновательная деятельность.
Annotation. In the article, based on the results of the analysis of the competitive activity of wrestlers, the most effective technical actions are determined that contribute to the achievement of victory in an competitive duel by athletes of different styles of fighting. It has been established that combinational style athletes combining both shock and wrestling techniques in their arsenal have an advantage over the athletes of the shock and wrestling style of fighting.
Keywords: hand-to-hand combat, technical and tactical preparedness, effectiveness of technical actions, competitive activities.
Введение. Проблема подготовки спортсменов в рукопашном бою на протяжении многих лет является актуальной и постоянно. Повышение уровня технической и тактической подготовки спортсменов рукопашников, изменение правил проведения соревнований выдвигает необходимость постоянного поиска новых методических приемов и средств подготовки, в целях повышения уровня спортивного мастерства спортсменов, рассматриваемого вида спорта. Успешность выступления в конкретном соревновании, выступает в качестве самого информативного критерия, позволяющего оценивать уровень подготовленности спортсмена. Т.е. о качестве системы подготовки бойца единоборца можно судить по результативности его соревновательной деятельности. Совершенствование отдельных составляющих подготовленности спортсмена, по опыту спортивной деятельности, должно быть тесно связано с необходимостью становления важнейших компонентов соревновательной деятельности [2].
Уровень технико-тактической подготовленности спортсменов различных видов единоборств во многом определяет успешность их выступления в соревнованиях различного уровня [3].
Учитывая то обстоятельство, что спортсмены различных стилевых манер в своем арсенале используют различные технические действия, способствующие достижению победы в поединке, существенный интерес представляет их сравнительный анализ.
Цель исследования - изучение результативности технических действий спортсменов-рукопашников различных стилей.
Изложение основного материала статьи. Для изучения вопросов планирования средств и методов специальной физической подготовки в системе подготовки спортсменов рукопашников особую значимость имеет проведение статистического анализа количественных характеристик тех или иных тактических действий в зависимости от стиля ведения поединка.
Экспертная оценка видеоматериалов соревнований позволила нам выявить и разделить рукопашников на три группы, различающиеся индивидуальным стилем ведения поединка: ударная, борцовская и комбинационная.
Спортсмены, принимавшие участие в экспериментальной работе (75 человек), в зависимости от манеры ведения боя были нами разделены на три группы: борцовский стиль, ударный и комбинационный (использующие борцовскую и ударную технику). На соревнованиях различного уровня нами было проанализировано более 200 поединков данных спортсменов. Результаты представлены в табл. 1.
Представленные сведения свидетельствуют о значительном превосходстве спортсменов, придерживающихся комбинационной манере ведения боя. Так спортсмены, составившие группу бойцов, исповедующих комбинационный стиль, в большинстве случаев становились победителями (из 20 спортсменов этой группы 18 стало победителями (24,0%), 2 проигравшими (2,6%); из группы исповедующих ударную технику 14 спортсменов стало победителями (18,7%) и 16 - проигравшими (21,3%), реже победителями становились бойцы из группы, предпочитающих борцовский стиль (10,7% победителей и 22,7% проигравших).
Таблица 1
Анализ соревновательной деятельности спортсменов различной манеры боя
п/% Стиль
Борцовский п=25 Ударный п=30 Комбинационный п=20
Победители п 8 14 18
% 10,7 18,7 24,0
Проигравшие п 17 16 2
% 22,7 21,3 2,6
У спортсменов каждой из этих групп нами определялись следующие показатели их участия в соревнованиях: общее количество проведенных ударов рукой; ударов, проведенных ногой; количество одиночных ударов проведенных в поединке; количество ударов, выполненных в сериях; количество проведенных результативных прямых ударов; количество проведенных за бой боковых ударов; количество выполненных эффективных бросков.
Также рассчитывались показатели технико-тактической подготовленности спортсменов: объем технических действий; их разнообразие; коэффициент надежности атаки; средняя оценка технических действий; временной интервал атаки, временной интервал успешной атаки.
Данные показатели в наибольшей степени характеризуют уровень подготовленности спортсменов в техническом и тактическом отношении и, по мнению специалистов спортивных единоборств, являются объективными и информативными.
Проведенный нами анализ соревновательной деятельности рукопашников различных стилей ведения поединка позволил установить следующее: наиболее эффективными техническими действиями при ведении соревновательного боя рукопашниками борцовского стиля являются: удары рукой сидя сверху, удары ногой по голени, броски подсечкой, подножкой и подсадом.
Достижению успеха, при ведении соревновательного боя спортсменами, исповедующими ударный стиль, способствуют такие технические действия как: проведение прямых и боковых ударов рукой, ударов ногой и сваливаний противника.
Комбинационные спортсмены достигают победы за счет применения следующих технических действий: прямых и боковых ударов рукой, проведения ударов рукой находясь сидя сверху соперника, проведения разнообразных ударов ногой по корпусу, бедру и голени соперника, а также сваливаний и бросков.
Большое количество самых разнообразных факторов определяет эффективность всей системы подготовки спортсменов рукопашников на этапе предсоревновательной подготовки. В настоящее время, при подготовке к ответственным соревнованиям крайне важно пристальное внимание уделять изучению специфических индивидуальных особенностей конкретного спортсмена [1].
По результатам научных исследований известно, что индивидуальными особенностями спортсменов рукопашников определяется и выбор тех или иных технических и тактических задач при ведении соревновательного поединка единоборцев [4].
Так, спортсмены, предпочитающие борцовский стиль при проведении ударов отмечаются меньшими показателями силы проведения одиночных ударов и выполнения комбинаций ударов. В частности, у спортсменов борцовского стиля выявлены более низкие относительные показатели силы нанесения удара рукой (правой 8,4 усл. ед., левой 5,9 усл. ед.) и, наименьшая сила выполнения комбинации ударов (849,2 усл. ед.), а также наименьший тоннаж ударов в серии (4935,7 кг).
Иное наблюдается у рукопашников, предпочитающих ударный стиль ведения поединка. Они выделяются более существенной силой проведения одиночных ударов, а также выполнения комбинации ударов рукой и ногой. Так, у них отмечены более высокие показатели силы ударов рукой (правой - 10,4 усл. ед., левой - 8,2 усл. ед.), а также более существенная сила проведения комбинации ударов (1225,6 усл. ед.). Данные показатели свидетельствуют, что спортсмены, являющиеся представителями ударного стиля, проводят поединок в более агрессивной манере, за счет более высокой силы проведения комбинаций ударов.
Данные спортсмены сочетают в своих действиях борцовскую и ударную технику. Также они выделяются более высокими значениями проведения одиночных ударов. Так, их характеризуют следующие показатели силы удара рукой: правой - 10,8 усл. ед., левой - 9,7 усл. ед. Сила выполнения комбинации ударов у них несколько меньше (1126,1 усл. ед.) нежели чем у спортсменов ударного стиля, а также и тоннаж ударов в пятисекундной серии (7247,1 усл. ед.).
Анализ использования наиболее эффективных технических действий спортсменами различных стилей ведения поединка свидетельствует о том, что наименьший арсенал эффективных приемов используют спортсмены борцовского стиля (5 технических действий). Наиболее часто победителями различных соревнований становятся рукопашники комбинационного и ударного стиля ведения соревновательного поединка и значительно реже спортсмены борцовского стиля.
Спортсменов ударного стиля характеризует применение семи наиболее эффективных технических действий, причем с рукопашниками борцовского стиля их объединяет только один эффективный прием -удар ногой по голени.
Если же рассматривать арсенал спортсменов комбинационного стиля ведения боя, то можно увидеть то, что они используют все приемы, которые являются наиболее эффективными для спортсменов как борцовского, так и ударного стиля соревновательной деятельности.
Проведенный анализ позволил нам сделать предположение о том, что успешности выступления в соревнованиях спортсменов борцовского и ударного стиля будет способствовать включение в содержание их тренировочного процесса эффективных приемов из противоположной стилевой группы и применения скоростного варианта использования тренировочной нагрузки.
По результатам научных исследований общеизвестно, что организация подготовки спортсменов рукопашников к ответственным соревнованиям зависит, прежде всего, от их ранга.
Вместе с этим, тренеры зачастую применяют уже ранее проверенные варианты построения тренировочного процесса, вариативность которых, как правило, сводится к минимуму.
На основании этого нами на этапе предсоревновательной подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям основной акцент был сделан на использовании скоростного нагрузочного варианта подготовки в течение восьми недель. Полученные данные были нами сопоставлены с выступлением в соревнованиях, табл. 2.
Таблица 2
Изменение показателей эффективности решения соревновательных задач спортсменами различного стиля ведения поединка
Манера ведения боя Показатели Кол-во ударов рукой в боях Кол-во удары ногой в боях Одиночные удары (%) Комбинации ударов %) Прямые удары (%) Боковые удары (%) Удары снизу (%)
Ударная исходные 192,6 50,2 40,5 59,5 41,5 36,0 22,5
конечные 183,4 52,9 42,6 57,4 47,7 37,8 14,5
Р <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Комбинационная исходные 200,6 48,9 34,8 65,2 38,5 32,3 29 2
конечные 194,8 54,8 37,1 62,9 37,6 36,6 25,8
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Борцовская исходные 188,1 51,0 44,5 55,5 52,7 27,8 7,3
конечные 159,3 61,4 58,5 41,5 64,9 32,5 18,8
Р <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05
Следует отметить, что более выраженные изменения наблюдались спортсменов борцовской манеры ведения боя. У спортсменов, исповедующих комбинационный и ударный стиль ведения поединка, изменения не носят достоверных различий, что свидетельствует о том, что для спортсменов данных групп наиболее эффективным является общепринятый вариант построения тренировочного процесса.
Следовательно, различия в системе подготовки спортсменов рукопашников к ответственным соревнованиям оказывают существенное влияние на развитие двигательных способностей различных стилей. Более выраженное влияние тренировочной нагрузки скоростной направленности отмечается у спортсменов, исповедующих борцовскую манеру ведения боя.
Выводы. Проведенные исследования позволяют сделать заключение о том, что индивидуальный стиль или манера поединка влияет не только на «выбор» способов достижения тактического превосходства в поединке, но и определяет проявление основных технических действий спортсменов.
Успешности выступления рукопашников в соревнованиях будет способствовать применение в учебно-тренировочном процессе спортсменов арсенала наиболее эффективных технических действий и достижение ими модельных характеристик бойцов комбинационного стиля ведения соревновательного поединка и применения скоростного варианта использования тренировочной нагрузки.
Литература:
1. Ашкинази С.М., Климов К.В. Базовая техника рукопашного боя как синтез техники спортивных единоборств: учеб. - метод. пособие / С.М. Ашкинази, К.В. Климов; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: Издательство, 2006. - 80 с.
2. Модель подготовки курсантов ФСИН России к применению боевых приемов борьбы / Н.С. Помогаева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018 - № 3(157). - С. 251-254.
3. Громов А.В. Предсоревновательная подготовка рукопашников с учетом манеры ведения поединка и индивидуальных психологических особенностей: Автореф. дисс... канд.пед.наук. - СПб., 2007. -22 с.
4. Кувшинков М.А. Методика подготовки сборной команды по рукопашному бою к соревнованиям: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук. - СПб., 2006. - 21 с.
Педагогика
УДК:372.8
кандидат педагогических наук, доцент Канянина Татьяна Ивановна
Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ^ЦЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ
СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности сетевой проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Использование различных сетевых сервисов показано на примерах учебных и сетевых проектов, проводимых педагогами Нижегородской области.
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, сетевые сервисы, проектная деятельность.
Annotation. The article discusses the didactic opportunities of the network project activities for the formation of universal learning activities of students. The use of various network services is shown in examples of training and network projects conducted by teachers of the Nizhny Novgorod region.
Keywords: regulative universal learning actions, cognitive universal learning actions, communicative universal learning actions, network services, project activity.
Введение. Сегодня перед школой поставлена задача формирования у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Разработка и внедрение концепции формирования универсальных учебных действий в систему общего образования потребовали изменения используемых технологий обучения, овладение новым инструментарием. Высоким дидактическим потенциалом для формирования необходимых УУД обучающихся обладает метод проектов. Метод проектов возник более 100 лет назад, но интерес к нему не только не ослабевает сегодня, а значительно увеличивается в связи с переходом к формированию универсальных учебных действий. Проектная деятельность в контексте вызовов современности обсуждается в публикациях [4, 10, 11, 13].
То, что сегодня проектной деятельности уделяется серьезное внимание, говорит тот факт, что составляющей примерной основной образовательной программы основного общего образования [12] является программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
В программе отмечается, что итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
К инновационным формам организации проектной деятельности обучающихся следует отнести учебные и внеурочные проекты на основе сетевых сервисов Веб 2.0. Сервисы Веб 2.0 - это сервисы, построенные на принципах сотрудничества и доступности, дающие возможность пользователям самостоятельно производить контент. При этом от пользователей требуются такие качества, как критическое и системное мышление, коммуникативность, толерантность, социальная ответственность. Это говорит о том, что сервисы Веб 2.0 могут успешно использоваться для достижения обучающимися личностных и метапредметных результатов, сформулированных в ФГОС.
Изложение основного материала статьи. Несмотря на то, что проектному методу уже более ста лет, его использование и сегодня является актуальным. Объясняется это адаптируемостью метода ко времени и его вызовам. Время вместе со своими вызовами определяет технологическую (инструментальную) базу, ресурсы продуктивной деятельности, средства коммуникации. Сегодня, очевидно, что инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии.
Несомненно, метод проектов можно использовать и без применения информационно-коммуникационных технологий, но их применение дает серьезные преимущества, т.к. позволяет в полной мере реализовать возможности сотрудничества между обучающимися и преподавателями в ходе проектной деятельности. Организация проектной деятельности в информационной образовательной среде школы позволяет придать учебному процессу развивающий характер, усилить мотивацию учебной деятельности, сформировать необходимые компетенции обучающихся.
Проектная деятельность с использованием социальных сетевых сервисов является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень самостоятельности обучающихся, их познавательной активности, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, мотивацию к обучению, дает опыт работы в команде, опыт постановки и решения проблем, формирует навыки работы с различными видами информации. Глобальная сеть Интернет предлагает большое количество инструментов (социальных сетевых сервисов), которые способны содержательно и инструментально обогатить проектную деятельность. Например, использование технологии вики для организации проектной деятельности описано в статье [9]. Использование других социальных сетевых сервисов подробно представлено в пособии [1]. Но социальные сетевые сервисы пока еще недостаточно используются в педагогической практике. При этом их использование позволило бы обогатить спектр средств и методов обучения.
В ходе сетевой проектной деятельности формируется развивающая среда проекта, где создаются условия, с одной стороны, для свободного развития творческой индивидуальности, активности участников, с другой стороны, для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Систематическая практика