Научная статья на тему 'Проектное творчество на уроках технологии, как средство обеспечивающее возможность формирования самостоятельности'

Проектное творчество на уроках технологии, как средство обеспечивающее возможность формирования самостоятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апухтина Е. А.

В статье рассматриваются способы внедрения средств проектного творчества на уроках технологии. Представлены методики, позволяющие определить уровень самостоятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апухтина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектное творчество на уроках технологии, как средство обеспечивающее возможность формирования самостоятельности»

ПРОЕКТНОЕ ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

© Апухтина Е.А.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье рассматриваются способы внедрения средств проектного творчества на уроках технологии. Представлены методики, позволяющие определить уровень самостоятельности учащихся.

Ключевые слова самостоятельность, проектная деятельность.

Успешное решение сложных задач обучения и воспитания в современной школе неразрывно связано с проблемой педагогического процесса, поиском наиболее эффективных методов, форм и приемов работы с учащимися. Актуальной задачей в современных условиях является реализация в учебном процессе максимальной познавательной активности и самостоятельности учащихся. Анализ специальных исследований по проблемам эффективности и оптимизации обучения, а также практики работы школ позволяет убедиться, что одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у учащихся самостоятельности мышления, умения самостоятельно добывать и анализировать информацию [5].

Анализируя психолого-педагогические исследования можно увидеть разнообразие подходов к определению понятия «самостоятельность»: интеллектуальные способности ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться (М.И. Махмутов); готовность учащегося своими силами продвигаться к овладению знаниями (Н.А. Половникова); свойство личности, проявляющееся в желании своими силами овладеть знаниями и способами деятельности (Т.И. Шамова) [6].

Рассмотрев различные точки зрения, под определением «самостоятельность» мы понимаем, что это способность ученика самостоятельно осуществлять деятельность в процессе обучения, с целью повышения знаний и умений.

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта.

На наш взгляд, эффективность формирования самостоятельности может быть обеспечена применением метода проектов, если будут соблюдаться

* Учитель технологии МКОУ «СОШ № 9».

следующие условия: учащиеся на занятиях будут заниматься проектами различными по сложности и продолжительности, принимать участие в выставках, конкурсах, олимпиадах.

Для проверки эффективности этих условий нами была организованна экспериментальная работа.

Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы № 9». В экспериментальной работе приняли участие учащиеся 7 классов. Исследования проводились с 2013 по 2015 год в три этапа, на каждом решались конкретные задачи.

На первом этапе изучалось состояние проблемы в теории и практике; определялись методологические положения, цель, задачи исследования; выявлялось и теоретически обосновывалось влияние проектного творчества на формирование самостоятельности учащихся на уроках технологии; формулировалась гипотеза. На этом этапе разрабатывались программа проведения дальнейших исследований, инструментарий для формирующего эксперимента, проводился констатирующий эксперимент.

На втором, этапе: проводился формирующий эксперимент по определению эффективности средств проектного творчества на формирование самостоятельности, были обработаны и проанализированы полученные данные.

На третьем, заключительном этапе осуществлялись итоговая проверка эффективности влияния средств проектного творчества на процесс формирования самостоятельности учащихся на уроках технологии, анализ и статистическая обработка, а также обобщение и систематизация полученных результатов, формулировались выводы и оформлялся материал диссертации.

Из параллели двух 7 классов мы организовали контрольную и экспериментальную группу.

Для нашего исследования мы выбрали учащихся подросткового возраста. Подростковый возраст - период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период: физического, умственного, нравственного, социального.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Индивидуально-возрастные особенности младших подростков опосредованы культурно-исторической средой, в которой они живут и развиваются, с вытекающими из нее условиями обучения и воспитания, носят временно пространственный характер. Исследования Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова показали, что при изменении условий обучения, меняются возрастные границы и формы психического развития детей [1].

Таким образом, индивидуально-возрастные особенности младших подростков обусловлены:

- особенностями биологического развития организма;

- культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития;

- условиями обучения и воспитания;

- резервами индивидуального развития.

Основываясь на особенности подросткового возраста, в нашем исследовании мы применяем современные виды творчества, средства общения с учащимися, проведение уроков и контроля в нестандартном для них виде. Чтобы сформировать самостоятельность учащихся при выполнении учебных задач, нами был организован учебный процесс,орментируемый на интересы учащихся Так как без мотивации и интереса учебный процесс не даст должных результатов [2].

Для определения уровня самостоятельности в нашем исследовании мы применяли следующие методики:

1. Опросник «Что зависит от меня?» - с помощью него мы еще раз проверили уровень самостоятельности у контрольной и экспериментальной группы.

2. Диагностика самостоятельности - среди свойств, составляющих сущность самостоятельности человека, психологи выделяют способность к самоутверждению, умение решать свои проблемы, склонность к риску. Насколько эти свойства развиты у учащихся в предстартовый период, можно проверить с помощью данного теста.

3. Опросник интересов А.Е. Голомштока - предназначен для изучения склонностей и способностей учеников в разных сферах деятельности. Автор карты выделяет 23 сферы: математика, физика, филология, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, журналистика, искусство, история, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, электротехника, техника. Тест позволяет выявить структуру предпочтений. Поэтому методика карты интересов Голомштока актуальна в профориентации.

4. Опросник «Учебная мотивация» Г.А. Карпова- предназначен для выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности учащихся 5-8 классов.

5. Лист экспертной оценки умений учащихся использовать школьные и внешкольные источники информации - данная оценка производится по двум уровням:

- уровень элементарной грамотности (уровень образованности, который характеризуется освоением учебно-познавательной деятельности и возможностью её применения в познавательной, коммуникативной и практической деятельности);

- уровень функциональной грамотности (уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе преимущественно прикладных знаний).

В контрольной группе уроки проводились в стандартной форме. В экспериментальной группе каждый урок способствовал созданию проекта, проводились новые для учащихся методы контроля.

Результаты данных методик показали, что уровень самостоятельности учащихся экспериментальной группы стал выше. Из этого можно сделать вывод, что уроки технологии с применением средств проектного творчества положительно сказываются на формировании самостоятельной личности. Так как проектная деятельность дает свободу учащимся в выборе техник, методов обработки материалов, учит правильно оформить и представить свое изделие. При создании проекта каждый учащийся выбирал ту тему и технику выполнения, которая ему нравиться. По завершению у учащихся получились проекты, выполненные в разных техниках. Девочки выбрали изготовление мягкой игрушки, подушки оформленные лентами, изделие из соленого теста, квиллинг, плетение и др.

В 2014-2015 учебном год у учащихся 7 «Б» класса прослеживается большая активность в участии выставках. Работа по созданию проектов творческая и многим захотелось проявить свои способности и во вне урока. С проектными работами учащихся поучаствовали в различных выставках посвященной российской символике, юные хранители, день победы, пасхальная Русь.

Выставляли работы учащихся на дне открытых дверей в школе.

Таким образом, наблюдая за работой учащихся на уроке и повышением их успеваемости по предмету, можно сделать вывод, что занятия с применением проектной деятельности на уроках технологии положительно сказываются на формировании самостоятельности учащихся. А если, начиная с седьмого класса, мы будем формировать самостоятельную личность, то в итоге мы получим конкурентоспособную личность. А выпускаясь из школы, у учащегося не возникнет затруднений с выбором будущей профессии.

Список литературы:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - М, 2003.

2. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

3. Дрозина В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика её организации: монография. - Челябинск: Изд-во ЧГУ, 1997. - 111 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат, и др. - М.: «Академия», 2005. - 272 с.

5. Педкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей - М.: Педагогическое сообщество России, 1998. - 640 с.

6. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. - М.: Педагогика, 2000.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Гурьев М.Е.*

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Важнейшим структурным элементом системы воспитания обучающихся образовательных организаций Российской Федерации является патриотическое воспитание, проводимое обучающими в ходе реализации целей учебно-воспитательного процесса. По своей сущности это сложный многогранный процесс, предполагающий формирование высоких нравственных чувств, проявляющихся в беззаветной любви к своему Отечеству, готовности служить его интересам, защитить суверенитет и территориальную целостность. Анализу механизмов воспитания патриотических чувств у обучающихся образовательных организаций посвящен материал данной статьи.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; патриотические чувства; нравственные качества; мировоззрение; убежденность; моральный дух; моральное самосовершенствование; духовные силы; морально-психологическое состояние.

Анализ воспитательных возможностей содержания учебного процесса, выработка практических рекомендаций по их применению в комплексе с педагогическими условиями, направленными на реализацию воспитательной системы, оказывает положительное влияние на решение педагогической проблемы патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций Российской Федерации.

Задача обучающего состоит в том, чтобы в условиях обучения как можно полнее использовать потенциальную возможность воспитывающего характера данного учебного процесса [4].

В педагогическом отношении необходимо, чтобы учебный материал был обогащен идеями и положениями патриотического воспитания обучающих-

* Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.