ми, не умеющий применять их на практике (то есть не решивший практическую задачу), может рассчитывать максимум на оценку «удовлетворительно».
4. Экзамен в ходе проведения ГАК является комплексным и практико-ориентированным. Билет составлен так, что все пять заданий являются частью одной общей задачи, решающей конкретную практическую проблему, например, подготовка к внедрению ИС на предприятии. В этом случае студенту необходимо задокументировать бизнес-процессы, подлежащие автоматизации, обосновать выбор программной и аппаратной части ИС, определить экономическую целесообразность предлагаемого решения. Теоретические выкладки являются вспомогательными, рассматриваются именно как аргументы,
а не как самоцель. При выполнении задания разрешается и рекомендуется использовать все доступные (неодушевлённые) источники информации.
5. Итоговый экзамен является оценкой общей подготовки студента, в то время как защита ВКР является оценкой его как узконаправленного специалиста и позволяет глубже и точнее оценить ряд специализированных компетенций.
Такая работа позволяет поддерживать достаточно высокий уровень качества подготовки обучающихся, что подтверждается востребованностью выпускников на рынке труда, долей трудоустроенных выпускников, а также сформированным положительным образом направления среди будущих абитуриентов.
УДК 378
Ефремова Вероника Васильевна Силин Анатолий Николаевич
Тюменский государственный нефтегазовый университет
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФГОС ВПО
В статье обсуждаются особенности организации самостоятельной работы студентов в формате ФГОС ВПО по направлению «менеджмент». Развить потребность в формировании у студентов необходимых компетенций можно лишь при междисциплинарном, согласованном проектном обучении, начинающемся уже с первых курсов при создании института тьюторства.
Ключевые слова: организация самостоятельной работы, сформированность компетенций, проектное обучение, институт тьюторства, опрос студентов.
Эффективность модернизации высшего профессионального образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентного, конкурентного специалиста. Поскольку удельный вес времени, отводимого по ФГОС на организацию самостоятельной работы студентов, возрастает, то повышение эффективности самостоятельной работы, в конечном итоге, будет существенно влиять и на качество подготовки выпускников.
Российская система высшего образования должна соответствовать европейским стандартам в контексте Болонских соглашений, подготовки высококомпетентного специалиста, способного к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, обладающего такими профессиональными компетенциями, которые позволили бы ему активно включаться в самостоятельную познавательную деятельность в вузе, и способного активно использовать свои выработанные компетенции в целях непрерывного прогрессивнотворческого саморазвития.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 080200 «Менеджмент»
в числе общекультурных и профессиональных компетенций указывает именно те, которые отражают необходимость активизации самостоятельной работы студентов:
- ОК-5 - владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- 0К-10 - стремление к личному и профессиональному саморазвитию;
- ПК-20 - владение методами управления проектами и готовность к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
- ПК-28 - понимание основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования;
- ПК-48 - умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;
- ПК-50 - способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.
Перечисленные выше компетенции могут быть сформированы только при активном вовлечении самого студента в образовательный процесс и при условии системного самообразования.
80
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
© Ефремова В.В., Силин А.Н., 2012
Из самого стандарта следует, что основным мотивирующим фактором активизации самостоятельной работы является подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности и создание базы для профессионального роста и карьеры.
Согласно классической модели высшего образования, мотивацию самостоятельной работы обеспечивают [1]:
- полезность выполняемой работы, то есть при постановке задачи, в обязательном порядке, должна быть сформулирована сфера применения результатов. Материал разделов дисциплины, вынесенный на самостоятельную проработку обязательно включается в промежуточную аттестацию (экзамен, зачёт);
- участие студента в творческой деятельности (выполнение учебно-исследовательской, научноисследовательской работы и др.);
- постановка реальных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью специалиста;
- участие студента в олимпиадах по учебным дисциплинам и конкурсах научно-исследовательских работ и т.д.;
- непрерывный мониторинг и контроль знаний;
- личность преподавателя, обладающего высокими личностными и профессиональными компетенциями, который может быть примером для студентов и помогает им раскрывать свой творческий потенциал.
При организации самостоятельной работы студентов в новых условиях следует учитывать, что студент, привыкший действовать по обучающему алгоритму, тщательно продуманному преподавателем, не станет самостоятельно осваивать те или иные профессиональные компетенции, знания, технологии.
Отсюда наиболее актуальной представляется модель организации самостоятельной работы, основанная на компетентностной парадигме (проектная модель). Содержанием самостоятельной работы студента в этой модели является создание конкретного продукта - отчёта по результатам исследования, программы, эссе, критического обзора литературы, решения прикладной (управленческой, экономической, расчётной) задачи и/или задачи, связанной с современными научными и технологическими разработками.
Для создания такого рода продукта студенту, разумеется, необходимо овладеть определёнными знаниями, освоить конкретные навыки и умения. Однако в данном случае знания, навыки и умения выступают средством решения конкретной проблемы или задачи. При организации проектной модели обучения чрезвычайно важным является увязка получаемой студентом междисциплинарной информации в разрезе основной образовательной программы.
Однако в новых социально-экономических условиях практика совмещения учёбы с работой является необходимой для большинства студентов. Для многих из них это единственный способ оплачивать обучение, расходы на проживание и другие социальные нужды.
Ещё один мотив трудоустройства студентов, по мнению профессора Л.С. Гребнева, связан с тем, что «старшекурсники в России, в том числе сильные, хорошо учившиеся на младших курсах, прекрасно зная отношение работодателей к качеству «корочки» и к опыту работы по профессии, сознательно идут на угрозу потери «качества оценок в приложении» ради получения опыта работы, оплата которой при этом выступает далеко не самым важным параметром»[2].
Совмещение студентами учёбы с работой -обычная практика зарубежного образования. В отличие от российских, студенты зарубежных университетов имеют возможность самостоятельно составлять своё расписание на очередной семестр с учётом своей занятости у работодателя. Это обеспечивается индивидуально-ориентированной организацией учебного процесса. Отсюда актуальность перехода на систему зачётных единиц трудоёмкости, которая активизирует самостоятельную работу студентов. В формате ЗЕТ студент самостоятельно структурирует собственное учебное время, декомпозирует поставленную преподавателем цель на комплекс задач, работает с источниками информации, научными, методическими и иными текстами.
Сформированность компетенций проверяется именно по способности студента к созданию конкретного проекта, отвечающего определённой системе требований. Уровень сформированности компетенций определяется степенью сложности проекта [3].
Проекты, создаваемые студентами в процессе самостоятельной работы, должны носить междисциплинарный характер, но в то же время оставаться в разрезе профиля подготовки.
Наиболее полезной здесь представляется вовлечённость студента в исследовательскую работу уже на младших курсах, с учетом того, что срок подготовки бакалавра составляет четыре года. Отсюда необходим постоянный контакт между преподавателями разных кафедр, которые будут разрабатывать задания по отдельным дисциплинам не разрозненно, а показывая связь навыков, получаемых при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического или математического и естественнонаучного циклов, с дисциплинами, вырабатывающими профессиональные компетенции. При этом происходит формирование неразрывной связи и потребности в самостоятельном получении знаний [4].
Таким образом, можно утверждать, что развитие и активизация самостоятельной работы по отдельной дисциплине будет неполной без согласо-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
81
ванного, проектного формирования ключевых профессиональных компетенций.
Проведенные нами опросы студентов Тюменского государственного нефтегазового университета показали тенденцию сокращения доли лиц, совмещающих обучение с работой на момент поступления в вуз и рост удельного веса работающих начиная с третьего курса. При этом не больше половины из них трудится по профилю изучаемой специальности. Кроме того, выявилась тенденция уменьшения среднего возраста абитуриентов, поступающих на заочную форму обучения.
В ходе анкетного опроса разных групп студентов выявлялись также возникающие трудности и их причины при организации самостоятельной работы и проведении практик, что позволило, во-первых, наладить обратную связь со студентами, во-вторых, разработать и реализовать конкретные меры по устранению выявленных дисфункций в организации самостоятельной работы и управления этим процессом.
Формирование профессиональных компетенций, как это и рекомендовано федеральным государственным образовательным стандартом, должно происходить в постоянном сотрудничестве включённых в основную образовательную программу дисциплин, преподавателей, реализующих эту программу, и самих студентов в ходе их самостоятельной работы при условии контроля со стороны преподавателя. В связи с этим возрастает и роль ин-
ститута тьюторства. На тьюторов возлагается обязанность разъяснять студенту важность получения той или иной информации для формирования его компетенций, востребованных работодателями.
Таким образом, в условиях двухуровневой системы высшего образования самостоятельная работа студента является одной из наиболее значимых составляющих его будущей компетентности.
Развить потребность в формировании указанных компетенций способно лишь междисциплинарное, согласованное проектное обучение, начинающееся уже с первых курсов. Введение института тьюторства будет способствовать активизации проектной деятельности самого студента без ожидания «рекомендаций» преподавателя.
Библиографический список
1. Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. - 2010. -№ 11. - С. 86-89.
2. Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного образования // Высшее образование в России. - 2011. - № 7. - С. 109-114.
3. Звонников В.И. Совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров по направлению «менеджмент» // Вестник университета. -2009. - №7. - С. 44-51.
4. СилинА.Н. Менеджер - это прежде всего первоклассный профессионал // Высшее образование сегодня. - 2010. - №2. - С. 52-53.
УДК 330.34:338.1
Завгородняя Елена Александровна
Национальная металлургическая академия Украины (г. Днепропетровск)
elenza vg@gmail. com
ОБ ИННОВАЦИОННЫХ И ЭКОГЕНЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ
В статье обобщаются результаты поиска носителей наследственной экогенетической информации; анализируется роль противоречий как источников и катализаторов инновационных экогенетических изменений; раскрывается полифукциональность экономической новизны и инноваций, как ее первичных носителей; определяются основные направления регулирования экогенетических модификаций и трансформаций.
Ключевые слова: динамика, экогенетика, носители наследственной экогенетической информации, противоречия, технологии, институты, качественные изменения, новизна, инновации.
Конъюнктурные волны глобального кризиса разрушительно повлияли на эконо-. мику большинства стран, дифференцируя тяжесть последствий в зависимости от степени и характера их интегрированности в мирохозяйственные процессы, от вектора и масштабов влияния внешнего фактора на национальное воспроизводство. К сожалению, среди наиболее пострадавших стран оказалась Украина, в порыве либерально-рыночного энтузиазма открывшая себя миру, но не позаботившаяся превентивно укрепить свои конкурентные позиции и механизмы защиты стратегических национальных интересов при распреде-
лении выгод глобализации. Текущая критическая ситуация - последствия допущенной в прошлом системных ошибок, связанных как с преимущественно экзогенной детерминированностью модели экономической макродинамики, так и с пренебрежением и недооценкой научной составляющей программ авангардизации и модернизации экономики.
Однако не зря у мудрых китайцев иероглиф, обозначающий кризис, имеет и второе значение -«путь к новым возможностям». Хочется надеяться, что необходимость опираться при проектировании экономического будущего на новейшие разра-
82
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
© Завгородняя Е.А., 2012