Ершов Владимир Николаевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
Данная статья раскрывает основные механизмы формирования компетенций бакалавра бизнес-информатики и оценки их освоенности; в основе — систематизация опыта кафедры «Бизнес-информатики» Костромского государственного университете им. Н.А. Некрасова по внедрению ФГОС ВПО последнего поколения.
Ключевые слова: бизнес-информатика, компетентность, формирование компетенций, оценка уровня освоенности компетенций.
Направление «080700.62» - «Бизнес-информатика» открыто в КГУ им. Н.А. Некрасова в 2006 г. На настоящий момент состоялось три выпуска бакалавров и один выпуск магистрантов. Само направление является новым для России и поэтому обладает целым рядом особенностей, влияющих на учебный процесс. Во-первых, учебный процесс, даже в рамках второго ГОС, строился по системе «бакалавриат+магистратура». Во-вторых, данное направление, являясь экономическим (УГНС 08), содержит практически 50% дисциплин, связанных с изучением информационных технологий, а большинство экономических дисциплин рассматривает или в контексте их применения в области ИТ, или в контексте их применения при внедрении, сопровождении и разработке информационных систем. В-третьих, бизнес-информатика изначально задумывалась как прикладное практи-ко-ориентированное направление. Данные особенности позволили в максимально короткие сроки перейти к обучению по новому ФГОС (третьего поколения), а требования к формированию и оценке
знаний, умений, навыков перевести в формирование и оценку компетенций. Новый ФГОС направления «Бизнес-информатика» содержит 19 общекультурных компетенций и 29 профессиональных в шести видах деятельности.
Основой для разработки механизма формирования компетенций, помимо общепринятых методик, в нашем случае явилось выделение трёх образовательных маршрутов:
- общеобразовательного (общеобразовательные дисциплины, математическая и языковая подготовка, юридические дисциплины и т.п.);
- экономического (профильные и специализированные экономические дисциплины: менеджмент, моделирование и анализ бизнес-процессов, маркетинг и т.д.);
- блок изучения информационных технологий (теоретические основы информатики, управление жизненным циклом информационных систем, базы данных, программирование и т.д.).
Основой для работы стало выявление связей как внутри блока, так и между блоками (рис. 1).
Рис. 1. Пример построения образовательного маршрута (блок изучения информационных технологий)
78
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
© Ершов В.Н., 2012
Распределение дисциплин по этим маршрутам, понимание конечного результата (на уровне освоенности компетенций) и содержательной части каждой из дисциплин, вкупе с использованием элементов структурирования функций качества, позволили выявить роль каждой дисциплины в формировании той или иной компетенции, а также определить входные и выходные требования к дисциплинам по уровню и объёму их освоенности. Наличие такого рода информации позволило в дальнейшем сформировать достаточно эффективную процедуру оценки и мониторинга освоения компетенций бакалаврами.
Однако необходимо отметить и существующие проблемы, которые были выявлены в ходе этой работы.
Главное - систематизация построения учебного процесса, понимание бизнес-информатики как практико-ориентированного направления позволили выработать следующие механизмы, обеспечивающие прогнозируемый процесс формирования нужных нам компетенций:
1. При изучении специализированных дисциплин отказ от классического проведения лекций. Лекция перестала быть односторонним процессом передачи информации. В большинстве случаев -это диалог, в ряде случаев - разбор практических примеров с демонстрацией правил применения теоретических знаний к решению практических задач. В этом случае незаменимыми становятся специалисты-практики. На кафедре бизнес-информатики число преподавателей, работающих в сторонних компаниях на профильных должностях или выполняющих тематические НИОКР для нужд бизнеса, составляет более 40%.
2. Использование группового подхода при выполнении практических заданий. Разбиение студентов на группы, членам которой дается общее задание, что не только готовит студента к коллективной работе, но и запускает механизмы взаимообу-чения, так как результат зависит от освоенности материала каждым членом группы и его участия в полученном результате.
3. Проектная увязка практических заданий взаимосвязанных дисциплин. В итоге это позволяет не только снижать общую нагрузку на студента, но и формирует умение достигать целостного результата, комплексно видеть и решать проблемы в ходе профессиональной деятельности.
4. Поддержка самостоятельной работы средствами ИТ: совместная работа по изучению материалов, их систематизации средствами wiki - гипертекстовая среда для организации многопользовательского сбора и структурирования документов и другой информации; контроль исполнения заданий, промежуточная отчётность и методическая поддержка средствами системы дистанционного обучения Moodle, свободный доступ к информационным ис-
точникам сети Интернет в ходе выполнения занятий.
5. Спиральное обучение ключевым элементам профессии. Анализ входных и выходных требований с учётом полученных взаимосвязей позволил выделить ключевые элементы, без освоения которых качество подготовки не может быть удовлетворительным. Поэтому была построена спиральная модель обучения, когда ключевые элементы изучаются от дисциплины к дисциплине с предварительным повторами и постепенным наращиванием уровня сложности. Именно выявление ключевых элементов позволило усилить подготовку на первых двух курсах, когда за счёт перераспределения между связными дисциплинами требований к уровню освоенности компетенций происходит коррекционное обучение поступивших, доводка всех студентов до необходимого минимального уровня.
6. Полный отказ от проведения занятий, направленных на освоение конкретных инструментальных сред и информационных систем. Студентам даются только общие технологии, функционал работы, принципы и подходы к работе в системах или с программным обеспечением подобного класса, а практическое изучение выносится на самостоятельное изучение, которое поддерживается и сопровождается средствами, перечисленными в п. 4.
Всё вышеперечисленное позволило усилить качество подготовки, а самое главное - реализовать основную концепцию образования «учись учиться».
Следует отметить, что контроль всего процесса обучения является важной самостоятельной задачей. В силу современной специфики организации работы вузов все описанные механизмы были максимально эффективно использованы для блока дисциплин, преподаваемых кафедрой. На остальные дисциплины, за которые несут ответственность другие кафедры, а в худшем случае - другие факультеты, распространение требований и контроль уровня их исполнения являются фактически невозможными в рамках функциональной модели. Поэтому всё описанное, в нашем случае, относится к профессиональным дисциплинам. Тем не менее обеспечение необходимого уровня подготовки в целом всё же входит в зону ответственности выпускающей кафедры, поэтому на кафедре бизнес-информатики КГУ им. Н.А. Некрасова оценка уровня освоенности компетенций построена на следующих принципах:
1. Разработаны индикаторы и показатели освоенности компетенций, по которым проводится оценка в рамках проведения ГАК.
2. Обязательным элементом является защита выполненных практических работ с обоснованием выбора методов решения и реализации.
3. В ходе изучения оценивается практический результат. При выставлении итоговой оценки студент, владеющий только теоретическими знания-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
79
ми, не умеющий применять их на практике (то есть не решивший практическую задачу), может рассчитывать максимум на оценку «удовлетворительно».
4. Экзамен в ходе проведения ГАК является комплексным и практико-ориентированным. Билет составлен так, что все пять заданий являются частью одной общей задачи, решающей конкретную практическую проблему, например, подготовка к внедрению ИС на предприятии. В этом случае студенту необходимо задокументировать бизнес-процессы, подлежащие автоматизации, обосновать выбор программной и аппаратной части ИС, определить экономическую целесообразность предлагаемого решения. Теоретические выкладки являются вспомогательными, рассматриваются именно как аргументы,
а не как самоцель. При выполнении задания разрешается и рекомендуется использовать все доступные (неодушевлённые) источники информации.
5. Итоговый экзамен является оценкой общей подготовки студента, в то время как защита ВКР является оценкой его как узконаправленного специалиста и позволяет глубже и точнее оценить ряд специализированных компетенций.
Такая работа позволяет поддерживать достаточно высокий уровень качества подготовки обучающихся, что подтверждается востребованностью выпускников на рынке труда, долей трудоустроенных выпускников, а также сформированным положительным образом направления среди будущих абитуриентов.
УДК 378
Ефремова Вероника Васильевна Силин Анатолий Николаевич
Тюменский государственный нефтегазовый университет
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФГОС ВПО
В статье обсуждаются особенности организации самостоятельной работы студентов в формате ФГОС ВПО по направлению «менеджмент». Развить потребность в формировании у студентов необходимых компетенций можно лишь при междисциплинарном, согласованном проектном обучении, начинающемся уже с первых курсов при создании института тьюторства.
Ключевые слова: организация самостоятельной работы, сформированность компетенций, проектное обучение, институт тьюторства, опрос студентов.
Эффективность модернизации высшего профессионального образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентного, конкурентного специалиста. Поскольку удельный вес времени, отводимого по ФГОС на организацию самостоятельной работы студентов, возрастает, то повышение эффективности самостоятельной работы, в конечном итоге, будет существенно влиять и на качество подготовки выпускников.
Российская система высшего образования должна соответствовать европейским стандартам в контексте Болонских соглашений, подготовки высококомпетентного специалиста, способного к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, обладающего такими профессиональными компетенциями, которые позволили бы ему активно включаться в самостоятельную познавательную деятельность в вузе, и способного активно использовать свои выработанные компетенции в целях непрерывного прогрессивнотворческого саморазвития.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 080200 «Менеджмент»
в числе общекультурных и профессиональных компетенций указывает именно те, которые отражают необходимость активизации самостоятельной работы студентов:
- ОК-5 - владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- 0К-10 - стремление к личному и профессиональному саморазвитию;
- ПК-20 - владение методами управления проектами и готовность к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
- ПК-28 - понимание основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования;
- ПК-48 - умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;
- ПК-50 - способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.
Перечисленные выше компетенции могут быть сформированы только при активном вовлечении самого студента в образовательный процесс и при условии системного самообразования.
80
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
© Ефремова В.В., Силин А.Н., 2012