Научная статья на тему 'Компетенции бакалавра бизнес-информатики: условия формирования'

Компетенции бакалавра бизнес-информатики: условия формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ОСВОЕННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / BUSINESS INFORMATICS / COMPETENCY / SKILLS FORMATION / ASSESSMENT OF LEVEL OF COMPETENCES MASTERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершов Владимир Николаевич

Данная статья раскрывает основные механизмы формирования компетенций бакалавра бизнес-информатики и оценки их освоенности; в основе систематизация опыта кафедры «Бизнес-информатики» Костромского государственного университете им. Н.А. Некрасова по внедрению ФГОС ВПО последнего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ершов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competences of Bachelor of Business Informatics: formation conditions

This article reveals the basic mechanisms of competence Bachelor of Business Informatics and assess their development, based on the experience of organizing the department "Business Informatics" Nekrasov Kostroma State University in implementation of last state requirements.

Текст научной работы на тему «Компетенции бакалавра бизнес-информатики: условия формирования»

Ершов Владимир Николаевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Данная статья раскрывает основные механизмы формирования компетенций бакалавра бизнес-информатики и оценки их освоенности; в основе — систематизация опыта кафедры «Бизнес-информатики» Костромского государственного университете им. Н.А. Некрасова по внедрению ФГОС ВПО последнего поколения.

Ключевые слова: бизнес-информатика, компетентность, формирование компетенций, оценка уровня освоенности компетенций.

Направление «080700.62» - «Бизнес-информатика» открыто в КГУ им. Н.А. Некрасова в 2006 г. На настоящий момент состоялось три выпуска бакалавров и один выпуск магистрантов. Само направление является новым для России и поэтому обладает целым рядом особенностей, влияющих на учебный процесс. Во-первых, учебный процесс, даже в рамках второго ГОС, строился по системе «бакалавриат+магистратура». Во-вторых, данное направление, являясь экономическим (УГНС 08), содержит практически 50% дисциплин, связанных с изучением информационных технологий, а большинство экономических дисциплин рассматривает или в контексте их применения в области ИТ, или в контексте их применения при внедрении, сопровождении и разработке информационных систем. В-третьих, бизнес-информатика изначально задумывалась как прикладное практи-ко-ориентированное направление. Данные особенности позволили в максимально короткие сроки перейти к обучению по новому ФГОС (третьего поколения), а требования к формированию и оценке

знаний, умений, навыков перевести в формирование и оценку компетенций. Новый ФГОС направления «Бизнес-информатика» содержит 19 общекультурных компетенций и 29 профессиональных в шести видах деятельности.

Основой для разработки механизма формирования компетенций, помимо общепринятых методик, в нашем случае явилось выделение трёх образовательных маршрутов:

- общеобразовательного (общеобразовательные дисциплины, математическая и языковая подготовка, юридические дисциплины и т.п.);

- экономического (профильные и специализированные экономические дисциплины: менеджмент, моделирование и анализ бизнес-процессов, маркетинг и т.д.);

- блок изучения информационных технологий (теоретические основы информатики, управление жизненным циклом информационных систем, базы данных, программирование и т.д.).

Основой для работы стало выявление связей как внутри блока, так и между блоками (рис. 1).

Рис. 1. Пример построения образовательного маршрута (блок изучения информационных технологий)

78

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

© Ершов В.Н., 2012

Распределение дисциплин по этим маршрутам, понимание конечного результата (на уровне освоенности компетенций) и содержательной части каждой из дисциплин, вкупе с использованием элементов структурирования функций качества, позволили выявить роль каждой дисциплины в формировании той или иной компетенции, а также определить входные и выходные требования к дисциплинам по уровню и объёму их освоенности. Наличие такого рода информации позволило в дальнейшем сформировать достаточно эффективную процедуру оценки и мониторинга освоения компетенций бакалаврами.

Однако необходимо отметить и существующие проблемы, которые были выявлены в ходе этой работы.

Главное - систематизация построения учебного процесса, понимание бизнес-информатики как практико-ориентированного направления позволили выработать следующие механизмы, обеспечивающие прогнозируемый процесс формирования нужных нам компетенций:

1. При изучении специализированных дисциплин отказ от классического проведения лекций. Лекция перестала быть односторонним процессом передачи информации. В большинстве случаев -это диалог, в ряде случаев - разбор практических примеров с демонстрацией правил применения теоретических знаний к решению практических задач. В этом случае незаменимыми становятся специалисты-практики. На кафедре бизнес-информатики число преподавателей, работающих в сторонних компаниях на профильных должностях или выполняющих тематические НИОКР для нужд бизнеса, составляет более 40%.

2. Использование группового подхода при выполнении практических заданий. Разбиение студентов на группы, членам которой дается общее задание, что не только готовит студента к коллективной работе, но и запускает механизмы взаимообу-чения, так как результат зависит от освоенности материала каждым членом группы и его участия в полученном результате.

3. Проектная увязка практических заданий взаимосвязанных дисциплин. В итоге это позволяет не только снижать общую нагрузку на студента, но и формирует умение достигать целостного результата, комплексно видеть и решать проблемы в ходе профессиональной деятельности.

4. Поддержка самостоятельной работы средствами ИТ: совместная работа по изучению материалов, их систематизации средствами wiki - гипертекстовая среда для организации многопользовательского сбора и структурирования документов и другой информации; контроль исполнения заданий, промежуточная отчётность и методическая поддержка средствами системы дистанционного обучения Moodle, свободный доступ к информационным ис-

точникам сети Интернет в ходе выполнения занятий.

5. Спиральное обучение ключевым элементам профессии. Анализ входных и выходных требований с учётом полученных взаимосвязей позволил выделить ключевые элементы, без освоения которых качество подготовки не может быть удовлетворительным. Поэтому была построена спиральная модель обучения, когда ключевые элементы изучаются от дисциплины к дисциплине с предварительным повторами и постепенным наращиванием уровня сложности. Именно выявление ключевых элементов позволило усилить подготовку на первых двух курсах, когда за счёт перераспределения между связными дисциплинами требований к уровню освоенности компетенций происходит коррекционное обучение поступивших, доводка всех студентов до необходимого минимального уровня.

6. Полный отказ от проведения занятий, направленных на освоение конкретных инструментальных сред и информационных систем. Студентам даются только общие технологии, функционал работы, принципы и подходы к работе в системах или с программным обеспечением подобного класса, а практическое изучение выносится на самостоятельное изучение, которое поддерживается и сопровождается средствами, перечисленными в п. 4.

Всё вышеперечисленное позволило усилить качество подготовки, а самое главное - реализовать основную концепцию образования «учись учиться».

Следует отметить, что контроль всего процесса обучения является важной самостоятельной задачей. В силу современной специфики организации работы вузов все описанные механизмы были максимально эффективно использованы для блока дисциплин, преподаваемых кафедрой. На остальные дисциплины, за которые несут ответственность другие кафедры, а в худшем случае - другие факультеты, распространение требований и контроль уровня их исполнения являются фактически невозможными в рамках функциональной модели. Поэтому всё описанное, в нашем случае, относится к профессиональным дисциплинам. Тем не менее обеспечение необходимого уровня подготовки в целом всё же входит в зону ответственности выпускающей кафедры, поэтому на кафедре бизнес-информатики КГУ им. Н.А. Некрасова оценка уровня освоенности компетенций построена на следующих принципах:

1. Разработаны индикаторы и показатели освоенности компетенций, по которым проводится оценка в рамках проведения ГАК.

2. Обязательным элементом является защита выполненных практических работ с обоснованием выбора методов решения и реализации.

3. В ходе изучения оценивается практический результат. При выставлении итоговой оценки студент, владеющий только теоретическими знания-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

79

ми, не умеющий применять их на практике (то есть не решивший практическую задачу), может рассчитывать максимум на оценку «удовлетворительно».

4. Экзамен в ходе проведения ГАК является комплексным и практико-ориентированным. Билет составлен так, что все пять заданий являются частью одной общей задачи, решающей конкретную практическую проблему, например, подготовка к внедрению ИС на предприятии. В этом случае студенту необходимо задокументировать бизнес-процессы, подлежащие автоматизации, обосновать выбор программной и аппаратной части ИС, определить экономическую целесообразность предлагаемого решения. Теоретические выкладки являются вспомогательными, рассматриваются именно как аргументы,

а не как самоцель. При выполнении задания разрешается и рекомендуется использовать все доступные (неодушевлённые) источники информации.

5. Итоговый экзамен является оценкой общей подготовки студента, в то время как защита ВКР является оценкой его как узконаправленного специалиста и позволяет глубже и точнее оценить ряд специализированных компетенций.

Такая работа позволяет поддерживать достаточно высокий уровень качества подготовки обучающихся, что подтверждается востребованностью выпускников на рынке труда, долей трудоустроенных выпускников, а также сформированным положительным образом направления среди будущих абитуриентов.

УДК 378

Ефремова Вероника Васильевна Силин Анатолий Николаевич

Тюменский государственный нефтегазовый университет

[email protected]

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФГОС ВПО

В статье обсуждаются особенности организации самостоятельной работы студентов в формате ФГОС ВПО по направлению «менеджмент». Развить потребность в формировании у студентов необходимых компетенций можно лишь при междисциплинарном, согласованном проектном обучении, начинающемся уже с первых курсов при создании института тьюторства.

Ключевые слова: организация самостоятельной работы, сформированность компетенций, проектное обучение, институт тьюторства, опрос студентов.

Эффективность модернизации высшего профессионального образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентного, конкурентного специалиста. Поскольку удельный вес времени, отводимого по ФГОС на организацию самостоятельной работы студентов, возрастает, то повышение эффективности самостоятельной работы, в конечном итоге, будет существенно влиять и на качество подготовки выпускников.

Российская система высшего образования должна соответствовать европейским стандартам в контексте Болонских соглашений, подготовки высококомпетентного специалиста, способного к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, обладающего такими профессиональными компетенциями, которые позволили бы ему активно включаться в самостоятельную познавательную деятельность в вузе, и способного активно использовать свои выработанные компетенции в целях непрерывного прогрессивнотворческого саморазвития.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 080200 «Менеджмент»

в числе общекультурных и профессиональных компетенций указывает именно те, которые отражают необходимость активизации самостоятельной работы студентов:

- ОК-5 - владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- 0К-10 - стремление к личному и профессиональному саморазвитию;

- ПК-20 - владение методами управления проектами и готовность к их реализации с использованием современного программного обеспечения;

- ПК-28 - понимание основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования;

- ПК-48 - умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;

- ПК-50 - способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Перечисленные выше компетенции могут быть сформированы только при активном вовлечении самого студента в образовательный процесс и при условии системного самообразования.

80

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

© Ефремова В.В., Силин А.Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.