Научная статья на тему 'Проектное финансирование в атр - проблемы и перспективы «Золотого» региона'

Проектное финансирование в атр - проблемы и перспективы «Золотого» региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баринов А. Э.

В статье рассматриваются примеры использования проектного финансирования (ПФ) в различных странах Азиатско-Тихоокеанского региона на фоне происходящих в нем интеграционных процессов, приводятся статистические данные за 2004 год, сделан прогноз развития ПФ в АТР на среднюю перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектное финансирование в атр - проблемы и перспективы «Золотого» региона»

Зарубежный опыт

проектное финансирование в атр - проблемы и перспективы «золотого» региона

А.Э. БАРИНОВ, кандидат экономических наук

полном восстановлении. Ситуация после кризиса улучшилась во многом благодаря принятым рядом государств мерам по либерализации законодательства в отношении иностранных инвестиций и внешней политики1. В 2004 г. нетто-приток иностранного капитала на развивающиеся рынки (по данным Международной организации финансовых институтов) составил 279 млрд дол., причем на АТР пришлось 146,3 млрд дол. (табл. 1).

В настоящее время еще сохраняются структурные проблемы внутри самого АТР. Они связаны с рваной динамикой внутренней интеграции, а также трудностями банковского сектора в некоторых крупных государствах. Например, Китай и Япония лидируют в списке стран с наибольшим удельным весом невозвратных кредитов в активах банковской системы — 307 и 330 млрд дол. соответственно2.

«Золотым» в смысле разнообразных методов использования проектного финансирования (ПФ) считается Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Во-первых, данный регион в 2004 г. лидировал по сделкам, условно обозначенным журналом Project Finance в качестве «сделки года». Во-вторых, отмечается большое число промышленных компаний и банковских институтов, сочетающих различные функции и оказывающих широкий спектр услуг в региональных проектах. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что в азиатских государствах активно внедряются долгосрочные концессионные механизмы, что позволяет рассматривать разнообразные примеры ПФ.

Регион привлекал внимание инвесторов с начала 1990-х гг. Экономический кризис 1997 — 1998гг. резко снизил финансовую активность АТР, хотя на нынешнем этапе можно говорить о его почти

Таблица 1

Основные сделки АТР по ПФ в 2004 г., определенные в качестве сделки года

Проект Сумма, млн дол. Страна Сектор

1. Incheon International Airport Railroad 3,176 Корея Строительство аэропорта

2. Mitcham-Frankston Toll Road 2,913 Австралия Дорожное строительство

3. Guangdong Dapeng LNG 850,0 Китай Инфраструктура СПГ

4. Pusan Newport Company 800,0 Корея Портовое строительство

5. Wynn Macau 704,0 Китай Социальная инфраструктура

6. K-Power Company Limited 600,0 Корея Нефть и газ

7. Taiwan Broadband Communications 494,03 Тайвань Телекоммуникации

8. KerisPetro Finance 400 Индонезия Нефтехимия

9. Vopak Shanghai Logistics 208,34 Китай Нефтехимия и ТМО

10. PEARLOIL Holdings 35,0 Сингапур Нефть и газ

Источник: Project Finance, March 2005, Asia Pacific Report.

1 Так, в 2001 г. Республика Корея и Тайвань легализовали продажу контрольных пакетов национальных банков иностранцам и устранили лимиты участия зарубежных инвесторов в капитале фирм почти всех секторов экономики. Япония открыла доступ иностранному капиталу в телекоммуникационную и электроэнергетическую отрасли (помимо финансового сектора и автомобильной промышленности). А Китай привлек внимание инвесторов политической стабильностью, дешевизной рабочей силы и ориентацией на вступление в ВТО.

2 The Financial Times от 20.05.2005, p. 19.

3 Стоимость проекта составляет 16,8 млрд. тайваньских дол., курс которого постоянно колеблется по отношению к доллару, поэтому в расчетах пересчет проводился по курсу 1 дол. США = 34 НТД

4 Стоимость проекта составляет 1,725 млн юаней, он пересчитан по курсу 1 дол. США = 8,28 юаня.

Таблица 2

доля экспорта стран Азии в сшА, которая обеспечена за счет их реэкспорта через китай в общем объеме торгового оборота в сшА, %

Страна 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2003 г.

1. Япония 3,2 8,5 16,2 21,9

2. Южная Корея 24,8 28,4 37,3 40,9

3. Тайвань 27,5 40,2 49,5 68,8

4. Сингапур 14,7 19,2 34,8 40,1

5. Индонезия 48,5 59,7 68,0 66,8

6. Малайзия 37,4 36,8 47,3 65,0

7. Филиппины 41,9 45,6 45,9 60,7

8. Таиланд 36,4 47,5 55,7 69,8

Источник: The Economist, March 26th, 2005, p. 24.

На нынешнем этапе можно отметить следующие особенности АТР.

1. Усиление инвестиционных и торговых процессов в АТР. С начала рыночных реформ в 1980-е гг внешнеторговый оборот Китая расширялся быстрыми темпами. Доля Китая в мировой торговле возросла с 0,5 до 6 %, в то время как доля, например, США снизилась с 12 до 10 %, а Японии — с 7 до 6 %. Китай занимает первое место в мировом производстве стали, произведя в 2004г 22,5 % от мировых мощностей. За последнее десятилетие доля китайской продукции в совокупном импорте ведущих стран утроилась — в результате структурных внутренних преобразований, в частности поощрительных мер по созданию совместных предприятий с иностранными компаниями на основе импортируемых деталей и компонентов, для которых был введен либеральный внешнеторговый режим.

Реэкспорт продукции из смежных государств региона объясняет грандиозный успех Китая: большая часть товаров перевозится транзитом

5 Высокие темпы роста Китая формируют условия для изменения сложившейся структуры мировой хозяйственной системы, ориентированной на США, Западную Европу и Японию. Экономическая динамика именно в этих странах предопределяла тепы глобального роста. Однако с начала 1990-х гг. ситуация начала меняться — экономические циклы в этих странах раско-ординировались, и главенствующие позиции заняли США. В то время как американская экономика в 1990-х гг. развивалась высокими темпами, быстро расширялось и мировое хозяйство, несмотря на финансовые кризисы в Азии, России, Бразилии. С возникновением в американской экономике проблем, глобальный рост замедлился. В действительности роль США как главного генератора роста мировой экономики несколько преувеличивается. Согласно распространенной оценке, за последнее десятилетие две трети глобального экономического роста было обеспечено ростом в США. Роль американской экономики, безусловно, велика. Однако если проводить оценку не на объеме ВВП по текущему обменному курсу, а по паритету покупательной способности, вклад США в общемировой рост с 1995 по 2002 г. станет более скромным: всего 20 % (в то время как аналогичный показатель Китая — 25 %). Темпы роста в других развивающихся странах (от Южной Кореи до Японии) обеспечивают дополнительно 18 % глобального показателя, что дает возможность констатировать перемену ключевых двигателей международного развития.

через Гонконг. В начале 1990-х гг. на реэкспорт направлялось около 35 % ввозимой продукции, а в 2000 г. ее доля превысила 50 %. Именно азиатские страны являются основными инвесторами КНР. В 2000 — 2001 гг. на новые индустриальные страны и Японию приходилось около 60 % прямых инвестиций в Китай (для сравнения: доля их инвестиций в США и в Европу — около 20 %)5. Европейские государства выступили основными импортерами азиатской продукции (и экспортерами туда собственной), равно как и продукции (в основном сырья) восточных государств (табл. 2).

В Юго-Восточной Азии наилучшие перспективы интеграции имеют Малайзия и Сингапур. Оба государства являются участниками АСЕАН и активно развивают двустороннее сотрудничество. К концу 2004 г. общий объем торговли между Малайзией и Сингапуром достиг 44 млрд дол.. Государственное агентство Сингапура по инвестиционной деятельности вложило в экономику Малайзии в 2004 г. около 800 млн дол. Тогда же принадлежащая государству сингапурская холдинговая компания «Temasek Holding» приобрела за 422 млн дол. 5 %-ную долю в акционерном капитале Telekom Malaysia и за 125 млн дол. 15 %-ную долю в капитале Alliance Bank Malaysia. Правительственная инвестиционная корпорация Сингапура приобрела за 53 млн дол. 5 % акций малазийской компании Gamuda, специализирующейся на подготовке территории к строительству инфраструктурных объектов.

Намечаются тенденции к встречному движению капитала. Так, государственное малазийское агентство Kha-zanah Nasional решило приобрести долевое участие в сингапурских компаниях, связанных с правительством. Концерн Sime Darby ведет переговоры о приобретении за 122 млн дол. 30 % акций судостроительной фирмы «Jaya Holdings Ltd». Соглашение, подписанное в июне 2004 г. между малазийской и сингапурской биржами, облегчит для портфельных инвесторов обеих стран торговлю акциями.

С 1993 г. товарооборот между участниками АСЕАН удвоился, чему отчасти способствовало снижение с начала 2003 г. шестью участниками АСЕАН — Брунеем, Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами — ввозных пошлин на товары друг друга до 5 % от их стоимости. Несмотря на то, что некоторые страны в целях протекционизма наиболее «проблемных» отраслей отказались снижать пошлины (например, Малайзия, которая создает благоприятные условия для национального автомобильного производителя Proton, или Филиппины, поддерживающие пошлины на нефтехимическую продукцию), наблюдается концентрация промышленного и финансового капитала в нескольких наиболее развитых сегментах региона.

2. Роль отдельных стран в развитии региона. Стремительный приток вложений в АТР в 2004 г. объясняется благоприятной мировой конъюнктурой и низкими ставками привлечения займов. При довольно высоких темпах развития экономики азиатского блока в целом поступающие средства распределены крайне неравномерно (рис. 1).

Лидерство корейских и малазийских компаний на рынке ПФ стало возможным в результате успешных структурных реформ, проведенных правительствами этих государств в 1999 — 2001 гг Основное преимущество инфраструктурных проектов Гонконга и Сингапура заключается в том, что указанные страны почти полностью подчинили себе азиатские морские перевозки в части приема крупных океанских магистральных контейнеровозов. Различие в инвестиционных возможностях Китая и Индии, темпы экономического роста которых сопоставимы, объясняется прежде всего неразвитой банковской системой последней и неэффективными инструментами ее государственного регулирования. Кроме того, в Индии пока не создана национальная программа развития инфраструктуры (в отличие от области энергетики), следовательно, финансирование местных проектов носит в большинстве случаев хаотичный характер. С проблемами несовершенства внутреннего инвестиционного законодательства столкнулась и Индонезия, что выразилось в превышении в 2001 — 2003 гг. оттока иностранного капитала над его притоком.

Роль ссудного капитала в экономике региона при сохраняющемся уровне традиционных инструментов рынка в последние годы резко возросла. Капиталовложения, предоставляемые в рамках ПФ

40 ■ 20 ■

0 ■ 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

□ Кредиты 14,063 29,683 12,528 19,244 23,074 32,333

■ Инвестиции 4,397 13,512 5,411 4,581 6,195 6,659

□ Облигации 0,309 4,45 2,47 2,677 4,456 3,994

□ Кредиты

□ Инвестиции

□ Облигации

Рис. 1. Динамика рынка проектного финансирования в 1999 — 2004гг. (ЮВА — Тихоокеанский регион), млн дол.

в АТР, носят в основном среднесрочный характер, стабильные финансовые инструменты используются пока в минимальной степени (по сравнению с общим уровнем капиталовложений). В случае экономического кризиса усиливавшаяся концентрация промышленных и финансовых потоков вокруг Китая может привести к гораздо большему урону для всего АТР из-за отмеченного эффекта пузыря6.

3. Расширение торговли внутри стран азиатского блока. Как уже указывалось, специфической чертой внешней торговли в странах Азии является ориентация на экспорт товаров в Западную Европу и США на фоне стремительного общемирового роста поставок сжиженного природного газа (СПГ). Сроки соответствующих контактов в последние годы резко сократились: если ранее мировой рынок краткосрочных контрактов формировался под воздействием избыточного предложения со стороны продавцов и неудовлетворенного спроса со стороны покупателей СПГ, то в настоящее время он зависит от ценовой дифференциации на различных энергетических рынках. Для экспортеров СПГ, находящихся внутри региона, краткосрочные контракты выгоды тем, что увеличивают совокупный объем продаж и постепенно становятся неотъемлемым элементом диверсифицированной

торговой стратегии

7

6 Речь идет не об общей динамике и структуре размещения капиталовложений в АТР, а только в части тех соглашений, которые обеспечивают механизмы ПФ.

7 Важным фактором увеличения числа краткосрочных контрактов по СПГ в АТР стало техническое обеспечение поставок груза. По состоянию на начало 2002 г. транспортировкой СПГ занималось около 130 специальных судов-газовозов, и дополнительно 48 судов находилось в стадии строительства. Традиционно суда упомянутого класса строятся под четко определенные операции и используются на специально проложенных маршрутах. В последние годы некоторые покупатели СПГ, в частности японские энергетические компании, разместили заказы на суда-газовозы, не связанные с каким-либо конкретным проектом. Их, по-видимому, предполагается использовать в тех случаях, когда из-за отсутствия в контракте статьи о необходимости поставки товара в заранее оговоренный пункт, в стране-импортере для покупателей СПГ открываются новые возможности, связанные с реализацией газа на рынках третьих стран.

б т 5 -4 --

з -2 -1 -о 4-

I о

га 2 ш 2 о Ф

з У

Ъ S г

(О to о

й- в Й

о 5 s

о. & о

8 е

t X

i ? г £ I k i ё g

S 5 f8

ь

S 3

2 v.

5 £§

00 о x rt ™

&

о 5

s p

о

■ Компании-нерезиденты п Азиатские компании

Рис. 2. Влияние различных факторов на решение инвестировать вне азиатского рынка: 1 — неважно; 6 — очень важно

Изменение внешнеторговой стратегии позволило крупным экспортерам СПГ на азиатский рынок — Брунею, Индонезии и Малайзии — заключить соглашение о синхронизации деятельности заводов по производству СПГ, расположенных в этих странах, чтобы обеспечить бесперебойность поставок. Они также приняли меры по объединению национальных средств транспортировки СПГ (в целях обеспечения устойчивого и достаточного предложения сырья).

4. Наличие общего регионального риска. Все изложенное позволяет рассматривать регион как единый объект вложений: суверенный риск отдельных государств АТР в значительной степени подчинен так называемому региональному риску, т. е., отражающему общее состояние региона.

Рисунок 2 представляет интерес с точки зрения влияния различных факторов риска на намерение резидентов и нерезидентов АТР осуществлять проектные инвестиции. Данные рис. 2 говорят о том, что для региональных и нерегиональных компаний политический риск не является основополагающим и имеет почти такой же вес, как, например, стабильность валюты страны-реципиента. Это обстоятельство позволяет констатировать, что с точки зрения региональных и иностранных инвесторов АТР присущ единый уровень риска, его величина состоит из практически равновесомых компонентов. Этим в какой-то степени и объясняется активность корейских, австралийских и иных азиатских компаний, не имеющих четких ограничений в области финансовых вложений.

Рассмотрим ПФ различных отраслей государств, входящих в АТР.

1. Сектор инфраструктуры. Потребности азиатских стран в инфраструктурных инвестициях впечатляющи: по оценкам Мирового банка, для государств Восточной Азии потребуется более 200

млрд дол. в год на объекты инфраструктуры и возобновляемой энергетики, а в сектор традиционной энергетики в ближайшие двадцать лет необходимо привлечь 3 — 4 трлн дол. В 1990 — 2001 гг. в регионе было реализовано 611 единиц инфраструктурных проектов, обеспеченных за счет частного капитала на сумму 192,9 млрд дол. В 2003 г. Азия привлекла уже 11,5 млрд дол. на 23 проекта, из которых почти половина приходилась на Китай.

Рассмотрим участников транспортных проектов в странах АТР (табл. 3).

Реализация проектов на условиях государственных и частных партнерств и инициативы в области частных размещений8 получила развитие на мировом рынке с 1990 г. Особенно активно эти формы применяются в Индонезии и Республике Корея. По состоянию на апрель 2005 г. тендерная документация была сформирована более чем на девяносто индонезийских проектов на общую сумму 22,4 млрд дол. (к концу года ожидалось дополнительно сорок два проекта). Правительство Индонезии планирует привлечь 150 млрд дол. в ближайшие четыре года, при этом 80 млрд дол. — из частного сектора. В случае осуществления данных планов государство может вернуть утраченные позиции лидера в области ПФ.

В 1994 г. в Республике Корея был принят закон содействия частным инвестициям в сектор инфраструктуры и учреждена программа частных инвестиций в инфраструктуру. В соответствии с данной программой в 1995 г. Korea Development Bank принял участие в реализации проекта Incheon Int'l Airport Highway. Программа не имела большого успеха из-за незначительного участия в ней госу-

8 По состоянию на третий квартал 2004 г. на условиях РР1 было реализовано 112 проектов на общую сумму 32 млрд дол. (в среднем — 285 млн дол. за проект).

Таблица 3

Основные организаторы кредитов и кредиторы в АТР в 2004 г. в транспортном секторе, млн дол.

Перечень основных организаторов Перечень основных кредиторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование Сумма орга- Число Наименование Общая Число

низованных проектов величина операций

кредитов кредитов

1. Korea Development Bank 2,739 3 1.Korea Development Bank 579 4

2. Kookmin Bank 1,704 5 2. Commonwealth Bank of 514 3

Australia

3. Commonwealth Bank of 817 4 3. Kookmin Bank 453 5

Australia

4. SG Corporate& Investment 528 2 4. Samsung Corp 391 4

Banking

5. United Overseas Bank 407 1 5. Westpac Banking Corp 301 3

6. HBOS 407 1 6. Shinhan Financial Group Co 295 4

7. Westpac Banking Corp 265 3 7. National Agricultural Co-op. 266 4

Federation

8. International Commercial 235 1 8. Woori Investment Bank 264 3

Bank of China

9. First Financial Holding Co 235 1 9. Kyobo Life Insurance Comp 263 6

10. ANZ Investment Bank 206 2 10. National Pension Corp 258 2

Источник: «Project Finance», March 2005, Asia-Pacific Report, p. 51.

дарства и усложненных процедур ее применения. Ситуацию ухудшил азиатский кризис 1997 г., после которого ряд проектов был «заморожен».

В 1998 г. вступил в силу новый закон о частных капиталовложениях в сектор инфраструктуры, который утвердил дополнительные меры по продвижению проектов со стороны государства, в частности схему минимального гарантирования доходов (MRG). Результат не заставил себя ждать: в 1998 г. доля частных инвестиций в общем объеме вложений в объекты инфраструктуры составила 4,4 %, а в 2004 г. она достигла 12,6 % (рис 3). Наиболее распространенными формами концессий стали: строительство — передача — эксплуатация (BTO); строительство — эксплуатация — передача (BOT), строительство — владение — эксплуатация (BOO), строительство — лизинг — эксплуатация (BLO).

Представленный в табл. 1 проект Incheon... имеет беспрецедентные масштабы для Кореи: долгосрочная кредитная задолженность по нему составляет эквивалент 2 млрд дол. (63 % всех источников), он также реализуется на условиях независимых производств. Отметим, что данный проект стал пятым независимым проектом Республики Корея с 1995 г. (табл. 4).

Структура проекта формировалась длительное время — с учреждения в 1998 г.

International Railroad Express; согласование условий передачи объекта в концессию сроком на тридцать лет заняло три года. Финансирование проекта растянулось еще на три года, в нем приняли участие 13 компаний, включая наиболее известные: Hundai E&C, Korea Development Bank, а также министерство строительства и транспорта Кореи. Целью проекта является строительство дорожной трассы протяженностью 61 км от международного аэропорта в Инчеоне до Сеула в следующие сроки и этапы:

— объединение международного аэропорта в Инчеоне с международным аэропортом в Кимпо, предполагаемый срок сдачи — до марта 2007 г.;

— создание маршрута Кимпо — Сеул — до 2010 г.

Строительство, обеспечиваемое спонсорским

капиталом и инвестициями государства, на начальной стадии не требовало заемных средств, кредиты банков были привлечены лишь в 2004 г.

Финансовый план подготовлен в зависимости от этапов строительства. Первый транш выделен

Инвестиции, % от общего количества

■ Трассы

■ Терминалы

□ Железные дороги

□ Объекты окружающей среды

Ш Парки

□ Прочие

Рис. 3. Сведения о проектах, реализуемых на принципах РР1 в Республике Корея

Таблица 4

независимые производства республики корея, реализуемые в соответствии с инициативой в области частного размещения в 1995 — 2004 гг.

Год утверждения финансовой составляющей Название проекта Сумма (эквивалент в млн дол.)

1995 Incheon Int'l Airport Highway 1,200

2000 Daegu-Busan Expressway 943

2002 Meiya Yulchon Power Plant 245

2003 Incheon North Seaport Phase 2-1 133

2004 Incheon Int'l Airport Railroad 3177

Источник: Project Finance, July/August 2005, p. 25.

на строительство и оперативную деятельность первой очереди в сумме 1,3 млрд дол. сроком на 18 лет, его погашение допускает шестилетний льготный период и должно вестись на ежеквартальной основе. Процентная ставка — плавающая и будет утверждаться на ежегодной основе, маржа за риск составляет 1,7 % сверх базовой ставки трехлетних облигаций градации ААА. Второй транш (в размере 200 млн дол.) составили долгосрочные (сроком на 16 лет) ресурсы на строительство второй очереди. Базовая ставка по данному кредиту также установлена на ежегодной основе, маржа составит 1,6 % сверх ставки трехлетних облигаций указанного уровня. Третий транш — 700 млн дол. — организован KDB путем эмиссии облигаций сроком 10 — 15 лет для поддержания финансовых потоков по проекту на прогнозируемом (приемлемом для сохранения финансового резерва по проекту) уровне. Ставка купона фиксируется в соответствии с рыночной

конъюнктурой в зависимости от даты эмиссии. Четвертая порция взноса на ту же сумму, что и третья часть, представляет собой «бриджевое» финансирование сроком на три года в целях частичного рефинансирования долгов по облигациям третьего транша. Процентная ставка по нему превышает базовую величину на 1,4 %. Наконец, пятый транш в размере 200 млн дол. является резервным кредитом KDB в случае возникновения просрочек по принятым обязательствам (рис. 4).

Корейский банк организовал также синдицированный кредит в размере 350 млн дол., объединивший средства 19 концернов (большинство из которых — корейские), в том числе, Национального пенсионного фонда и Национальной федерации аграрного сотрудничества. Риски по проекту имели трехуровневое покрытие. Основная нагрузка возлагалась на спонсоров: в случае снижения финансовых потоков по проекту им надлежит

Рис 4. Схема реализации проекта Incheon

предоставлять краткосрочные займы. Регресс по кредитам также приходится на спонсоров. Кроме того, правительство Республики Корея выставило гарантию обеспечения 90 % поступлений по проекту (MGR) сроком на 15 лет (ее величина снижается на 10 % каждые пять лет), а также приняло обязательство выделить из бюджета резервный кредит для выплаты основного кредита и процентов в случае необходимости.

Австралийский проект Mitcham-Frankston Toll Road организован на условиях ГЧП сроком на 36 лет при низкой долговой составляющей — 1,8 млрд дол. (62 % от всех источников). Проектной компании ConnectEast Group следовало за 49 мес провести строительство сорокакилометровой широкополосной трассы (включая тоннели протяженностью 1,5 км), объединяющей восточные и южные районы Мельбурна с использованием электронного трафика сбора платежей. Организованные австралийскими банками кредиты различались по формам и целям: краткосрочные ресурсы на непредвиденные и прочие расходы в размере 225 млн дол., долгосрочный кредит непосредственно на строительство в размере 1,6 млрд дол. (наиболее крупный синдицированный заем на рынке Австралии в 2004 г.). График погашения заемного капитала также подчинен возможностям проекта, маржа почти не зависит от срока кредита.

Собственный капитал проекта организован национальным крупнейшим инвестиционным банком Macquarie посредством первоначального размещения ценных бумаг (IPO) в сумме 849,7 млн дол. и 225,6 млн дол. При размещении стоимость одной акции (номиналом один австралийский доллар) составила 0,55, а при последующем размещении — 0,45 центов.

Проект Pusan — это строительство шести портовых причалов, три из которых должны быть сданы в эксплуатацию в январе 2006 г. (первая стадия), а оставшиеся — в мае 2009 г. (вторая стадия). Привлеченные кредиты по проекту разделялись согласно целевому принципу: на завершение второй фазы строительства и рефинансирование обязательств, возникших после первой его фазы (получившей статус «лучшая сделка 2003 г.» из-за различных форм гарантийного обслуживания по проекту, в том числе выставления гарантии минимальных доходов). Вторая стадия финансирования по лихости привлечения средств не уступает первой. Основной долг был сформирован двумя траншами сроком на 14 лет: 465 млн дол. привлечены из-за рубежа; и 350 млрд юаней — «местная» составляющая для сни-

жения рисков конвертации национальных валют. Средства и обслуживание проекта организованы шестью иностранными и тремя региональными банками, в том числе: ANZ, Banca Intesa (расчеты по контрактам), Bank of Tokyo-Mitsubishi, Calyon (учет по облигационному займу, кредитный менеджмент), DZ Bank (страхование и документарное обслуживание) и Kookmin Bank (организация ресурсов на национальном рынке). Переговоры проводились с 18 банками и институциональными инвесторами. Сделка были утверждена в декабре 2004 г., т. е., по истечении 86 дней после назначения менеджеров по организации займов, а в начале февраля 2005 г. уже был определен состав синдиката. Консорциум компаний-подрядчиков, работающих на условиях инжиниринг — поставка — строительство, объединял несколько корейских и японских корпораций во главе с Samsung Group и Hyundai Engineering.

Объекты социальной инфраструктуры относительно недавно стали попадать в поле зрения инвесторов. Представленный в табл. 1 китайский проект Wynn Macau (целью которого является строительство гостиничного городка площадью 100 тыс. кв. м) заметен из-за специфического для ПФ объекта инвестирования — коммерческая недвижимость. Банки обычно не так охотно вкладывают средства в социальную и коммерческую инфраструктуру на принципах обеспечения заемных обязательств будущими финансовыми потоками: этот бизнес весьма специфичен, и его организация осуществляется по заданным схемам. Очевидно, по этой причине доля заемного капитала в проекте не так велика: она составляет всего 56 % от всех источников (397 млн дол.).

Схема источников включает: «спонсорский» субординированный кредит крупнейшего американского оператора коммерческих объектов Wynn Resorts в размере 222 млн дол. (такие кредиты приравниваются к собственному капиталу, что удлиняет финансовый рычаг), 30 млн дол. — обеспеченный заем, взнос в уставный капитал производился в «твердой» валюте. Wynn Resorts также оформил на себя гарантию завершения строительства объекта, несмотря на то, что подрядчиком по контракту «разработка — поставка — строительство» являлось совместное предприятие с государственным участием. Особенностью финансовой схемы стало то, что транши носили независимый друг от друга и строго целевой характер. Это было необходимо для привлечения средств на создание казино, поскольку китайским банкам запрещено непосредственно развивать данный сегмент услуг. Именно созда-

ние казино, по мнению инициаторов, обеспечит большую часть поступлений от работы городка. Кредиты выделялись по целевой направленности из 370 млн дол. (табл. 5):

— 169,5 млн дол. организованы «под проект» (на строительство городка);

— после сдачи объекта в эксплуатацию заемщик получит дополнительно 182,5 млн дол. — на оплату ранее принятых обязательств по контрагентским договорам, в том числе на строительство казино;

— 18 млн дол. будут предоставлены отелю сроком на три года на обеспечение начала работы казино.

Taiwan Broadband Communication (TBC) — один из трех крупнейших операторов Тайваня в сегменте телевизионной телекоммуникации, на долю которого приходилась наиболее масштабная на рынке Азии в 2003 г. портфельная сделка (в размере 544 млн дол.). Холдинг создан в 1999 г. в рамках специально инициированной тайваньским правительством инициативы общей консолидации рынка (в результате которой в 1993 — 2003 гг. общее число операторов снизилось с 611 до 64 единиц), совокупные первоначальные инвестиции составили 50,8 млн дол. Тайваньский оператор приобрел лицензии (на основе франчайзинга) почти всех операторов в центральных участках Тайваня; кроме того, он уже располагал самостоятельными ресурсами вещания (каналами) наравне с другими крупными коммуникационными концернами: Eastern Multimedia (частная компания, капитал которой был сформирован национальными и иностранными инвесторами) и CNS. Проект способствует дальнейшей консолидации активов тайваньского холдинга путем присоединения к нему средних и мелких региональных операторов.

В январе 2004 г. Eastern Multimedia привлек у консорциума банков во главе с ABN Amro кредит в размере 13,8 новых тайваньских долларов (эквивалент 405 млн дол.) на семилетний срок для расширения бизнеса. Это усилило не только непосредственную конкуренцию между этими компаниями, но и косвенную между банками, ведь на стороне TBC находились не менее мощные спонсоры — The Carlyle Group, Citigroup (первый кредитор компании), а также «Calyon», предоставивший ей в 2003 г. 311 млн дол. The Carlyle Group организовал финансирование рассматриваемого проекта в размере 138 млн дол. сроком на восемь лет (процентная ставка по нему превысила базовый LIBOR на 2,5 %) и на сумму 306 млн дол. — на семилетний период (ставка — сверх базовой ставки на 2,1 %). Кроме того, Банк выделил возобновляемый кредит на семь лет в сумме 49,4 млн дол. Это пример удачной инвестиционной сделки для банка: прибыль оператора после уплаты налогов в 2005 г. возросла на 50 %.

2. Развитие нефтегазового сектора в регионе. Нефть постепенно становится для азиатских стран стратегическим сырьем: собственная нефтедобыча в Азии эквивалентна 10 % мирового спроса, в то же время его потребление достигает 25 % глобального предложения. При этом АТР чрезвычайно уязвим к колебаниям цен на нефть. В 2000 г. около 60 % спроса азиатских государств обеспечивалось за счет импортных поставок, а по прогнозам Nippon Oil, к 2010 г. этот показатель достигнет уже 74 %. Республика Корея, КНР, Филиппины, Сингапур и Таиланд большую часть своих потребностей обеспечивают за счет импорта.

В 2003 г. Китай стал вторым крупнейшим импортером нефти, обогнав по этому показателю

Таблица 5

Основные инвесторы и консультанты в области транспортных проектов ЮВА и тихоокеанского региона в 2004 г.

Ведущие компании-инвесторы (спонсоры) в проекты Ведущие компании-консультанты проектов

Наименование Сумма проекта, Число Наименование Сумма проекта, Число

(млн дол.) (млн дол.)

1. Macquarie Bank 2 313 4 1. 1. Macquarie Bank 7,494 7

2. Hyundai Corp 1 695 6 2. Korea Development Bank 5,489 3

3. Thiess 1 481 1 3. PriceWaterhouseCoopers 1,701 2

4. Daelim Industrial Co 553 3 4. Babcock & Broun 765 1

5. Motor Trades Association of 511 2 5. ICBC Asser Management 648 1

Australia & Cons. Co

6. Samwhan 467 2 6. Kookmin Bank 271 1

7. Hochtief 434 1 7. ABN Amro 221 1

8. Grupo Ferrovial 434 1 8. Westpac Banking Corp 158 1

9. Ontario Teacher's Pension 434 1 9. Bank of America 158 1

Plan Board

10. Korea Development Corp 422 3 Н. д.

Источник: Project Finance, March 2005, Asia-Pacific Report, p. 51.

Таблица 6

Потребление и импорт нефти наиболее крупными странами Азии, млн баррелей в сутки

Государство Потребление Импорт

1. Япония 5,57 5,45

2. КНР 5,56 2,02

3. Индия 2,20 1,40

Источник: БИКИ № 006 от 20.01.2005 г., с. 18.

США (объем импорта в Китай вырос на 40 %, а в США — на 20 %). В ближайшее время, по данным Международного энергетического агентства, на Китай придется треть роста мирового спроса. Индия значительно больше зависит от сырья, чем Китай: в 1980-е гг. она покрывала за счет собственной добычи 70 % потребностей в нефти, а в настоящее время — лишь 30 %. По прогнозу МЭА, к 2020 г. этот показатель снизится до 10 % (табл. 6).

Индийские фирмы активно ведут буровые работы в Аравийском море, пустыне Тар и в Бенгальском заливе. Индийская государственная компания ONGC инвестировала в месторождения Судана и России (Сибири) около 3,5 млрд дол. По заявлению национального правительства, совокупные инвестиции на приобретение (разработку) месторождений в Анголе, Сирии, Ливии, Иране и Мьянме вскоре достигнут 1 млрд дол.

КНР и Япония проявляют интерес к крупным нефтяным месторождениям. В феврале 2005 г. японский консорциум подписал контракт в сумме 2 млрд дол., по которому он получает право на разработку крупного нефтяного месторождения Azade-gan в Иране. Японские компании также надеются на проведение до Японии завершающего отрезка трубопровода «Ангарск — Находка» в Сибири (протяженность 3,7 тыс. км., стоимость оценивается в 11 млрд дол.). Китайские концерны заинтересованы в создании маршрута до Дацина (Северный Китай)9, для чего предложили средства национальных банков в разработку месторождения. Вопрос о конечном пункте назначения пока остается открытым.

За последние годы Сингапур существенно расширил торговлю со странами Ближнего Востока: в 2003 гг. совокупный объем инвестиций Сингапура в указанные рынки составил 510,1 млн дол., увеличившись почти в три раза по сравнению с 1999 г. А в 2004 г. торговый оборот между Сингапуром и странами Ближнего Востока вырос на 30 % и соста-

9 В последнее десятилетие китайские компании прилагают существенные усилия для получения доступа на емкие энергетические рынки: с 1993 по 2004 г. совокупные инвестиции в нефтяные месторождения Судана, Азии, Австралии, Латинской Америки составили более 5 млрд дол.

вил 19,3 млрд дол. При этом ожидается подписание соглашения между Сингапуром и Катаром о зоне свободной торговли, аналогичные переговоры ведутся с Кувейтом, Бахрейном и ОАЭ10. Сингапурские компании инвестируют почти во все секторы экономики восточных государств. Так, сингапурская водоочистительная компания Hyflux в октябре 2004 г. создала совместное предприятие в ОАЭ с государственной инвестиционной компанией Isthithmar. В начале 2005 г. она заключила два контракта на 30 млн дол. каждый для строительства в Дубае предприятий по опреснению воды. А в мае 2005 г. инвестиционно-банковская группа из Бахрейна Arcapita Bank B. S. C. совместно с сингапурской CapitalLand (подразделением государственной компании Temasek Holdings) основала исламский фонд недвижимости для инвестиций в Японию.

В Индонезии, единственном в Азии члене ОПЕК, инвестиции в добычу нефти остаются чрезвычайно низкими, при том, что некоторые производства были заморожены из-за азиатского кризиса. Стоимость представленного в табл. 1 проекта KerisPetro Finance составляет 400 млн дол. Цель сделки — завершить строительство нефтехимического комплекса Tuban, приостановленное в 1998 г. (на указанный момент проект был профинансирован более чем на 60 %). Проект существенно сокращал зависимость Индонезии от импорта нефтепродуктов и позволял государственной нефтегазовой компании Pertamina упрочить свои позиции в секторе производства конечных продуктов (табл. 7).

Спонсоры проекта приняли решение о реструктуризации долга путем создания новой холдинговой компании PT TubanPetro. Кредит в размере 200 млн дол. предоставил концерн Mitsui по страховому покрытию Японского банка международного сотрудничества, дополнительные средства в аналогичной сумме представляли собой синдицированный кредит, организованный Sumitomo Mitsui Banking Corporation под страховое покрытие NEXI's Over-

10 Интересна подробность: с начала 2004 г. высокопоставленные лица Сингапура 40 раз приезжали с визитами на Ближний Восток, в предыдущие четыре г. таких визитов насчитывалось лишь двадцать.

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные инвесторы и консультанты в области проектов нефти и газа в АтР в 2004 г.

Ведущие компании-инвесторы (спонсоры) в нефтегазовые проекты

Наименование Сумма проекта, млн дол. Число Наименование Сумма проекта, млн дол. Число

1. Alinta Finance 920 4 1.Macquarie Bank 896 1

2. AMR 746 3 2. UBS 896 1

3. Hasting Fund Management 707 3 3. ABN Amro 896 1

4. Alcoa 598 1 4. Barclays 749 1

5. Prime Infrastructure 475 1 5. Westpac Banking Corp 701 3

6. Optimal Olefins 375 1 6. Babcock & Brown 475 1

7. Petroleum Authority of 375 1 7. AMR 269 1

Thailand

8. Westpac Banking Corp 233 1 8. Carnegie Wylie & Co 235 2

9. Gradav 233 1

10. Tipperary Corp 105 1

Ведущие компании-консультанты нефтегазовых проектов

Источник: Project Finance, March 2005, p. 75.

seas Untied Loan Insurance. Зависимость проекта от политических рисков минимальна: во-первых, все расчеты по проекту проводились за рубежом, во-вторых, покрытие NEXI's распространялось на 97,5 % политических и 50 % коммерческих рисков. Помимо основной суммы под проект будет привлечено 65 млн дол. в форме «мезонинного» (промежуточного) финансирования, а также 217 млн дол. торговых кредитов (vendor debt), организуемых основным подрядчиком — компанией JGC Corporation для исполнения контракта.

Погашение кредитов зависело от объемов продаж KerisPetro малосернистого парафинистого мазута (Low Sulphur Waxy Residue) японскому концерну Mitsui. KerisPetro в свою очередь получает сырье от Pertamina по долгосрочному контракту в обмен на право последнего приобретать у оператора химические дистиллированные продукты (дизельное топливо и пр.) по другому долгосрочному контракту. По этим двум контрактам стоимостные и контрагентские условия почти полностью совпадали.

Самым «спонсорским» можно назвать китайский проект Vopak Shanghai Logistics (создание комплекса по расщеплению этилена Шанхая) на сумму, эквивалентную 208, 6 млн дол.11 из-за объема рисков, принятых на себя его спонсорами. Основной спонсор проекта — датская компания Royal Vopak выиграла тендер на поставку комплектующих и получила 50 %-ную долю в проекте. В состав акционеров вошли еще две китайские компании.

11 Около 60 млн дол. будет направлено на строительство пристани, 118 млн дол. — на изготовление емкости по хранению сырья, 30,6 млн дол. займут транспортные и иные расходы.

Спонсорские контракты заключены на довольно простых условиях: спонсорам надлежит поставлять комплектующие и обеспечивать пусконаладку оборудования в срок. Кроме того, они приняли обязательство завершить строительство объекта. Спонсоры стали реципиентами облигационных займов на 12,3 млн дол. каждый, а также субординированных кредитов на 14,8 млн дол. каждый. Им также следует предоставлять по 12,3 млн дол. займов в случае, если коэффициент покрытия долга снизится ниже уровня 1,3, и дополнительно столько же, — если ниже 0,5.

Делегирование рисков на спонсоров в таком объеме позволило привлечь под проект кредит в сумме 1 млрд юаней (эквивалент 125 млн дол. — 60 % всех источников) сроком на 10 лет по ставке 90 % от ставки привлечения Народного банка Китая. Погашение задолженности по кредитам имеет преимущество перед оплатой контрактов, что несет определенный риск для спонсоров. Прибыль по проекту будет поступать по специальным долгосрочным договорам на условиях «бери или плати».

PEARLOIL Holdings является дочерним предприятием сингапурского концерна «Pearl Energy». Проект по меркам мирового рынка далеко не самый емкий: всего 35 млн дол. Прямые инвестиции в размере 15 млн дол. предоставили три миноритарных акционера Pearl Energy: ANJ, 3i, Itochu. Обеспечением заемных средств, организованных австралийским банком ANZ в размере 35 млн дол. на шестилетний период, стали доказанные запасы головной компании, разрабатываемые в рамках соглашений о разделе продукции в Индонезии и концессии — в Таиланде. Правовой консультант проекта Milbank

Таблица 8

Прогнозные и статистические данные по импорту СПГ, млн т

Годы 2001 2005 (пр.) 2010 (пр.) 2015 (пр.)

Всего: 76,8 83 - 96 101 - - 134 125 - 173

1. Япония 54,5 56 - 58 60 - 70 63 - 80

2. Республика Корея 16,7 18 - 20 21 - 26 25 - 33

3. Тайвань 5,6 7 - 10 10 - 13 12 - 15

4. КНР 0 0 - 3 5 - 10 10 - 15

5. Индия 0 2 - 7 5 - 10 10 - 20

6. Западное побережье США 0 0 0 - 5 5 - 10

БИКИ № 076 от 08.07.2004, с. 18.

Tweed Hadley & McCloy помог устранить различия в законодательстве Индонезии и Таиланда, в том числе, связанные с тем, что нефтегазовые активы в этих странах не могут быть оформлены в залог напрямую. Поэтому залоговое обременение частично распространено на акции PEARLOIL Holdings, кроме того, была оформлена гарантия завершения строительства, предполагающая конкретные сроки сдачи объекта в эксплуатацию.

3. Структура и участники рынка возобновляемых видов энергии12. При рассмотрении сегмента возобновляемой энергетики отдельно выделим торговлю сжиженным природным газом.

На долю АТР в настоящее время приходится примерно 75 % объема мировой торговли СПГ13 (при этом на Японию, Республику Корею и Тайвань — 70 %). По мере становления регионального рынка СПГ в АТР возникают новые покупатели — Китай и Индия. Согласно оценкам специалистов, объем спроса на СПГ в АТР возрастет к 2015 г. по сравнению с 2001 г. в 1,6 — 2,3 раза. Примерно половина разведанных запасов находится в странах, которые экспортируют СПГ или являются потенциальными экспортерами (табл. 8).

12 Различают традиционную (гидравлическую, тепловую) и нетрадиционную (солнечную, ветровую, биомассовую и т. д.) возобновляемую энергию. К возобновляемым источникам относят и торговлю сжиженным газом.

13 Сжиженный природный газ представляет интерес, если

газ достаточно богат конденсатом (как правило, из 1 млн куб. футов газа извлекается, по крайней мере, 30 баррелей конденсата, а в результате сжижения эту величину можно удвоить). Главная проблема такого рода производств заключается в существенных расходах на создание всей технологической цепи производства — от добычи и очистки газа до его сжижения и транспортировки. Стоимость нового завода по производству

СПГ может составить 2 млрддол., а расширение его за счет строительства новой установки по сжижению газа обходится в 400 — 600 млн дол. и потребует в среднем 2 — 3 г. Природный газ может быть доставлен на рынок по трубопроводам в сжиженном виде или переведен в жидкое состояние. Несмотря на рост производства СПГ, более 70 % международной торговли газом до настоящего времени осуществляется с использованием трубопроводов.

По состоянию на конец 2003 г. в мире насчитывалось 18 действующих заводов по сжижению газа (на Ближнем Востоке, Индонезии, Алжире) при двенадцати строящихся.

Япония потребляет примерно половину мирового экспорта СПГ, динамика импорта зависит от политически нестабильного Ближнего/Среднего Востока. Военные действия в Ираке, по-видимому, переориентировали интерес Японии к российскому рынку газа. Начиная с февраля 2003 г. Tokyo Gas рассматривало возможность приобретения акций консорциума Sakhalin Energy, возглавляемого «Royal Dutch/Shell» (в него входят также японские торговые концерны Mitsui» и «Mitsubishi) в рамках проекта «Сахалин-2», стоимость которого 10 млрд дол.14

Согласно прогнозам, спрос на СПГ в Японии увеличится с 54,5 млн т в 2001 г. до 63 — 80 млн т в год к 2015 г. Столь существенные различия в оценках связаны с неясными перспективами ядерной энергетики Японии, а также неопределенностью норм ее природоохранного законодательства. В течение многих лет японские компании платили повышенную цену на газ в рамках долгосрочных соглашений на условиях «бери или плати», так они намеревались обеспечить стабильность поставок сырья. Однако либерализация энергетики Японии, в том числе облегчение доступа к терминалам СПГ, в значительной мере усилили конкуренцию как внутри газовой отрасли, так и между поставщиками отдельных видов сырья.

Электрические и коммунальные компании Японии предлагают иностранным контрагентам по мере истечения срока традиционных соглашений перезаключать их на более благоприятных рыночных условиях. И им это удается. Так, при продлении долгосрочного контракта сроком на 20 лет с Малайзией Tokyo Gas и Tokyo Electric смогла

14 Производство СПГ по проекту начнется в 2007 г., по состоянию на начало 2005 г. контрактами «покрыто» около 35 % его проектных мощностей (3,6 млн т из 9,5 млн т, причем на долю Tokyo Gas и Tokyo Electric Power приходится 72 % поставок).

изменить его начальные условия и добиться понижения цены почти на 5 %. Кроме того, 20 % согласованного объема поставок будет реализовано по отдельным контрактам сроком всего на один год. Наличие предложения усилило позиции японских покупателей: согласно некоторым прогнозам, к 2010 г. они могут добиться снижения контрактных цен на СПГ до 10 %.

Учитывая изменившуюся конъюнктуру рынка, торговля СПГ для компаний Республики Корея на традиционных условиях невыгодна15. Южнокорейским импортерам постепенно удается добиваться более привлекательных условий даже по сравнению с японскими фирмами при переговорах с одним и тем же поставщиком. Например, в феврале 2003 г. японская Shizuoka Gas подписала соглашение на поставку газа с австралийской компанией Woodside Petroleum (лидер консорциума, возглавляемого Shell, осваивающего месторождение Северо-Западный шельф) на фиксированных условиях — 24 года, тогда как «Korea Gas» смогла подписать аналогичный контракт сроком на 7 лет.

К 2010 г. национальный спрос в Корее, оценочно, достигнет 26 млн т в год, а к 2015 г. — 33 млн т в год (сейчас около 18 млн т в год). Несмотря на очевидность потребностей в проектах СПГ, отметим, что корейское ПФ пока сдерживается затянувшейся приватизацией крупных государственных концернов Korea Gas Corp. и Korea Electric Power Corp. (лимит иностранного участия в них не определен).

Представленный в табл. 1 корейский проект K-Power Company Limited предполагает строительство завода для переработки СПГ. Проект был утвержден в 1999 г. министерством коммерции, промышленности и энергетики Кореи и найден один из спонсоров — SK International. K-Power является одним из четырех независимых производств, по-

15 Навязываемые иностранными поставщиками корейским компаниям условия соглашений по СПГ, ориентированные на длительные сроки и фиксированные цены, не соответствуют изменившимся тенденциям мирового рынка. Сезонность потребления СПГ (в зимний период спрос на электрическую и тепловую энергию наиболее велик) также требует заключения краткосрочных контрактов. Южнокорейские покупатели СПГ заинтересованы в большей свободе при выполнении контрактных обязательств по приобретению сырья, в частности уменьшать договорные объемы закупок, использовать больше времени для оценки фактических потребностей в товаре, а также заключать соглашения на поставки в течение короткого периода. Кроме того, при согласовании стоимости договора они все чаще используют принцип формирования контрактной стоимости в зависимости от цен на нефтепродукты, уголь и электроэнергию.

лучивших соответствующую лицензию, и первым объектом размещения импортируемого СПГ.

Проект не является особенно технологичным. На взгляд автора, в список наиболее удачно завершенных сделок он попал по причине специального подхода к управлению сбытовыми рисками (для соблюдения конкурентных преимуществ16 необходимо было оценить эффективность проекта по сниженным сбытовым параметрам), а также из-за факта очередного комплексного участия корейских банков. Korea Development Bank, активно развивающий сегмент энергетики на национальном и внешнем рынках, выступил организатором займа на сумму 440,5 млрд вон (около 315 млн дол.) на срок 14,5 лет, а также предоставил собственный кредит на пополнение оборотных средств (на сумму 20 млн дол.).

Монопольное право импорта СПГ на Тайвань (из Индонезии и Малайзии) принадлежит корпорации Chinese Petroleum Corp, которая имеет единственный на острове терминал в порту Гаосюн (введенный в строй в 1990 г. с первоначальной мощностью 1,5 млн т в год). В 1996 г. после реконструкции его мощность была увеличена на 4,5 млн т с перспективами доведения до 7,75 млн т в год. В настоящее время Tung Ting Gas Corp (консорциум тайваньских и японских компаний) планирует построить на острове второй терминал. Taiwan Power Corp уже объявила торги на поставку для него СПГ объемом 1,68 млн т в год в течение 25 лет на общую сумму примерно 11,5 млрд дол.

Согласно прогнозам, спрос на природный газ в Китае к 2010 г. достигнет 10 млн т в год. Для его удовлетворения предполагается значительно расширить газораспределительные системы городской местности и построить ряд крупных магистральных газопроводов, в том числе газопровод «Запад — Восток» от Синьцзяна до Шанхая. Однако рынок СПГ в этой стране достаточно велик, особенно в прибрежных промышленных районах, которые удалены от местных источников газа. Группа компаний, возглавляемая British Petroleum, ведет строительство первого в Китае терминала по приему СПГ в Шеньчжене (провинция Гуандун) с первоначальной мощностью в 3 млн т в год. Второй терминал предполагается создать в провинции Фуцзянь. На право поставлять газ на терминал в

16 Корейский рынок энергетики делится на два сегмента: сектор, контролируемый крупнейшей государственной монополией KOGAS (имеющей долгосрочные контракты на поставку газа по сравнительно невысоким ценам), и сектор независимых производителей, которые не располагают такими возможностями.

Таблица 9

Основные спонсоры и консультанты в области возобновляемой энергетики АТР в 2004г. (11 мес)

Ведущие компании-инвесторы (спонсоры) Ведущие компании-консультанты

Наименование Сумма проекта Число Наименование Сумма проекта Число

(млн дол.) (млн дол.)

1. Alinta Finance 1 483 2 1. ABN Amro 1 782 3

2. Tokyo Electric Power Co 1 036 2 2. Calyon 1 293 1

3. Commonwealth Bank of 981 1 3. JP Morgan Chase 1 268 2

Australia

4. Australian Gas Light 981 1 4. Macquarie Bank 1 268 2

5. Gulf Electric Co 860 1 5. ANZ Investment Bank 1 197 1

6. Malakoff 599 1 6. Commonwealth Bank of Australia 588 1

7. Tenaga Nasional 599 1 7. Morgan Stanley 588 1

8. CLP Holdings 582 2 8. SG Corporate & Investment 536 1

Banking

9. BP 337 1 9. BNP Paribas 407 1

10. SK Corp 337 1 10. Sumitomo Mitsui Banking Corp 275 1

Источник: Project Finance, March 2005, p. 75.

Шеньчжене претендовали: консорциум во главе с British Petroleum (с индонезийского месторождения Tangguh), группа во главе с ExxonMobile (с месторождения Рас-Лаффан в Катаре) и австралийское отделение Shell» (с северо-западного шельфа Австралии). Сроки тендера были продлены в связи с тем, что китайская сторона заняла на переговорах весьма жесткую позицию по условиям поставок. Большинство специалистов склоняются к тому, что поставки из Индонезии наиболее выгодны: Китай в настоящее время заинтересован в максимальном укреплении контактов со всеми странами ЮВА, и особенно с крупнейшей из них - Индонезией (не случайно вопрос о поставке индонезийского СПГ на терминал в провинции Фуцзян был решен в ходе визита в КНР президента Индонезии, табл. 9).

Подписание в октябре 2002 г. долгосрочного контракта на поставки СПГ17 из Индонезии в ряд стран АТР существенно облегчило поиски финансирования для освоения газового месторождения Tangguh (мощностью 7 млн т сырья в год). Торги на строительство комплекса мощностью более 7 млн т в год выиграл консорциум, предложивший около 1,4 млрд дол. (в его состав входят американская Kellogg Brown и японская JGC). Это самая низкая цена за всю историю строительства таких заводов в Индонезии — ведущем экспортере СПГ в мире. Средства позволят продолжить развитие проекта общей стоимостью 5 млрд дол.

Отмеченный в табл. 1 проект строительства терминала по приемке СПГ (Guangdong Dapeng

17 Оператор проекта «ВР» заключил долгосрочные соглашения на поставку сырья на рынок Южной Кореи (около 1 млн т в год), США (около 3,7 млн т в год), и Китая (2,5 млн т в год).

LNG) — один из немногих проектов такого масштаба, который реализуется с привлечением преимущественно национальных компаний и банков. Проект является составной частью (первой стадией) пилотного проекта LNG GD, которая была одобрена в 1999 г. национальной комиссией по реформам и развитию. В состав проекта Guangdong Dapeng LNG стоимостью 850 млн дол. входит терминал по приемке и регазификации сырья мощностью 3, 7 млн т в год и ведущая к нему магистраль протяженностью 213 км.

Схема долгового финансирования включает кредит национальных банков в размере, эквивалентном 338 млн дол., сроком на 18 лет, 219 млн дол. — кредит в долларах США, организованный китайскими банками во главе с Банком Китая, 71 млн дол. привлечены на внутреннем рынке на трехлетний период для формирования оборотного капитала. Отметим весьма длительные для китайского рынка сроки кредитования, причем средства в долларах стоили всего LIBOR, увеличенный на 5,5 %, а стоимость займов в юанях составила 90 % от пятилетней ставки привлечения Народного банка Китая (PBOC). Сбытовая стратегия — «бери или плати» — предполагает оплату неустойки в случае нарушения обязательств по закупке. 30 % импортированного газа подлежит реализации коммунальным хозяйствам, 70 % необходимо поставить пяти электростанциям в Гангдонг. При этом одна из станций должна быть перепрофилирована на натуральный газ, четыре остальных будут сооружены в рамках второй стадии проекта. Правительственного одобрения вторая стадия пока не получила. Ее реализация зависит от многих факторов, в том числе от спроса на газ в районах сбыта сырья.

Рынок Индии почти полностью ориентирован на импорт из стран Ближнего и Среднего Востока18. Индийский консорциум Petronet, в состав которого входят четыре государственных компании, завершил строительство терминала в Дахедже (Западная Индия), на который будет поставлен газ из Катара. Petronet и катарская компания Ras Laffan LNG подписали дополнение к ранее заключенному контракту, согласно которому возможен пересмотр цены в сторону увеличения. Кроме того, «Petronet» получил право приобретать 2,5 млн т СПГ ежегодно для второго запланированного к строительству терминала в Кочи. Отметим, что концерн предпочитает мобилизовывать средства на национальном рынке: в конце 2004 г. он разработал специализированную двухстадийную облигационную программу в сумме, эквивалентной 255 млн дол.

Другой крупнейший государственный холдинг — Reliance Industries примет участие в разработке месторождений Бенгальского залива, совокупные инвестиции в которые составят более 2 млрд дол. Компания обычно привлекает средства крупных иностранных банков на условиях отсутствия регресса на спонсоров в дополнение к ранее организованным ABN Amro заимствованиям в сумме 250 млн дол. В марте 2005 г. ее совокупный долг возрос на 350 млн дол. сроком на пять лет, также организованный нидерландским банком.

4. о роли банков в развитии внешнеторговых стратегий при применении ПФ. Анализ проектов и кредитов, размещенных в азиатском регионе, выявил ряд следующих особенностей:

а) Обращает на себя внимание возросшая активность корейских, китайских и австралийских банков. Причем им свойственна агрессивная кредитная политика в отношении не только национальных проектов;

б) азиатские (а также австралийские) структуры почти полностью вытеснили с позиций организаторов кредитов при ПФ европейские банки, которые еще в 2000 г. активно участвовали в развитии сектора по всему миру19. Тенденции к установлению на-

18 В некоторых изданиях отмечается следующий факт: не существует однозначной связи между размером газовых запасов у какой-либо страны и ее участием в экспорте СПГ Например, Китай и Индия имеют большие запасы газа по сравнению с Тринидад и Тобаго, но их месторождения расположены вдали от центров потребления газа, по причине чего они вынуждены импортировать СПГ.

19 Речь идет об организаторах кредитов, поскольку в качестве прямых участников (кредиторов) европейские и американские банки по-прежнему работают в Азии, и их число сократилось незначительно.

ибольшего контроля за проектной деятельностью пусть и стихийно, но становится элементом региональной инвестиционной стратегии. Ее влияние распространилось на корпоративные интересы сторонних инвесторов, в меньшей степени затронув американские и английские банки, которые сосредоточены на объектах энергетики, как это было при изначальном формировании рынка.

При отсутствии в ближайшие годы энергетических или структурных кризисов АТР может полностью перейти под контроль азиатских и австралийских компаний и банков, по мере необходимости допускающих иностранцев в качестве непосредственных участников;

в) рынок финансовых консультантов в азиатском регионе состоит в большей части из национальных компаний (банков), быстро перенявших опыт у своих европейских коллег: их услуги более дешевы и доступны для широкого круга инвесторов.

Для банков, работающих в АТР, можно вывести три модели кредитной политики.

Азиатско-восточная «стимулирующая» модель кредитной политики в области ПФ. В 2004 г. кредитный портфель Asian Bank включал 14 проектов, из которых три единицы были в стадии согласования. Из этих проектов четыре единицы приходились на Японию, по две — на Катар и Оман, остальные реализовывались в Гонконге, Венгрии, Малайзии, Индонезии, Таиланде, Сингапуре. При этом шесть из его проектов получили статус «сделка года». Другой не менее известный английский банк — Standard Chartered располагал портфелем из 15 проектов, пять из которых приходились на азиатские страны, четыре — на ближневосточные государства.

Модель, условно обозначаемая как «энергетика внутри АТР», т. е. без увязывания структуры кредитного портфеля с необходимостью стимулирования внешних источников энергетики в целях налаживания поставок в регион. Примером стала деятельность французского банка Societe General, все шесть проектов которого приходились на АТР (причем два из них на сумму 2,5 млрд дол. — на Таиланд), и пять из них — на область энергетики.

Модели региональных исключений («сотрудни -чество, исключая АТР») придерживается французская финансовая группа Calyon, из 12 проектов которой в 2004 г. на долю АТР приходился всего один, несмотря на то, что большинство из них реализованы в энергетическом секторе (так же, как и группы Dexia—из шести). Непрофильным азиатский регион оказался и для немецкого банка ING, из 16 проектов которого в 2002 — 2003 гг. только один реализован в

АТР (в Индонезии). И это несмотря на то, что банк специализируется на «трудных» рынках - латиноамериканском, африканском, восточноевропейском (на их долю приходилось девять проектов, причем три из них - на Россию).

Испанский Banco Bilbao, известный своими предпочтениями к возобновляемой энергетике и инфраструктуре, в 2002 - 2003 гг. не принимал участия в азиатских проектах. Приоритетными областями вложений для банка были собственный рынок (реализованы 7 из 16 проектов) и Чили (3 проекта). В 2004 г. портфель банка объединял уже 3 3 проекта, из них 11 приходилось на Испанию и 16 на Латинскую Америку (в основном Чили и Мексику). Аналогичные показатели и у шотландского концерна Royal Bank of Scotland (из 18 проектов в 2004 г. лишь один — «австралийский», табл. 10).

На основе моделирования кредитной стратегии можно выделить три основные категории банков, принимающих участие в проектах АТР:

— банк-стратег, создающий благоприятные внешнеторговые предпосылки для поставок сырья с емких рынков. Это, как правило, крупный европейский или американский банк, имеющий опыт работы на «трудных» рынках и влияющий на стратегию развития проекта;

— банк-спонсор, работающий преимущественно в регионе и создающий условия для региональных проектов, вне зависимости от специфики отрасли. Целью деятельности такого банка является содействие национальным стратегиям развития региона;

— банк-провайдер, является одним из кредиторов в составе консорциума, на проект никак не влияющий — его интересы находятся в области коммерческой выгоды от реализации проекта (предоставления кредита).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2004 г. из иностранных банков (не азиатских) наиболее полно в АТР представлены:

— нидерландский ABN Amro, консультант (консультировал три проекта возобновляемой энергетики и по одному транспортного и нефтегазового сегментов). В основном банк осуществляет стратегические инвестиции на рынке Латинской Америки;

— испанский BNP Paribas, организатор (организовал 115 млн дол. в нефтегазовом секторе и 654 млн дол. кредитов в возобновляемой энергетике, непосредственно профинансировал 370 млн дол.);

— британский Barclays — организатор-кредитор (организовал для нефтегазовой и возобновляемой энергии более 1млрд дол. и выступил непосредственным кредитором в размере 509 млн дол.);

— американская Citigroup, профильный кредитор: компания имеет давние предпочтения к традиционной энергетике (организовала кредитов в размере 574 млн дол., самостоятельно вложив 334 млн дол.) и отчасти возобновляемым источникам (объем организованных кредитов составил 354 млн дол.). С некоторых пор группа, а также указанные выше банки стали ориентироваться на сектор возобновляемой нетрадиционной энергетики: с апреля 2004 г. по март 2005г. Citigroup и ABN Amro организовали кредитов на 250 млн дол. каждая, Barclays — на сумму 228 млн дол., на долю BNP Paribas

Таблица 1O

Основные организаторы кредитов и кредиторы в области возобновляемых видов энергетики АТР в 2004г.

Перечень основных организаторов Перечень основных кредиторов

Наименование Сумма организо- Число Наименование Общая вели- Число

ванных кредитов, проектов чина кредитов, операций

млн дол. млн дол.

1. Bank of China 778 3 1. Bank of China 612 3

2. BNP Paribas 654 6 2. China Construction Bank 410 3

3. AMR 425 1 3. United Overseas Bank 403 2

4.. Korea Development 416 1 4. AMR 400 1

Bank

5. Citigroup 354 2 5. BNP Paribas 370 5

6. Industrial Finance 338 2 6. Sumitomo Mitsui Banking 323 5

Corporation of Thailand Corp

7. Barclays 327 1 7. Industrial & Commercial 320 1

Bank of China

8. Siam City Bank 323 1 8. ANZ Investment Bank 272 5

9. Sumitomo Mitsui 315 4 9. National Australia Bank 260 2

Banking Corp

10. China Construction 242 2 10. Commonwealth Bank of 197 4

Bank Australia

Источник: Project Finance, March 2005, p. 75.

Таблица 11

Основные организаторы кредитов и кредиторы в области нефти и газа в АТР в 2004 г.

Перечень основных организаторов Перечень основных кредиторов

Наименование Сумма организо- Число Наименование Общая вели- Число

ванных кредитов, проектов чина кредитов, операций

млн дол. (млн дол.)

1. Westpac Banking Corp 1.209 4 1. Westpac Banking Corp 651 6

2. Barclays 768 3 2. Barclays 509 2

3. Citigroup 574 3 3. Citigroup 334 3

4. ANZ Investment Banking 205 2 4. ANZ Investment Banking 217 4

5. Industrial & Commercial 175 1 5. Industrial & Commercial 208 2

Bank of China Bank of China

6. China Development Bank 157 1 6. HBOS 166 4

7. China Construction Bank 157 1 7.China Construction Bank 157 1

8. Agricultural Bank of China 141 2 8. Agricultural Bank of 157 1

China

9. BNP Paribas 115 1 9. Commonwealth Bank of 149 3

Australia

10. Royal Bank of Scotland 50 1 10. BNP Paribas 144 4

Источник: Project Finance, March 2005, p. 75.

приходилось 279 млн дол. организованных средств. Их них активным кредитором сектора (в указанный период) стал лишь испанский банк (табл. 11).

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1) попытки некоторых государств АТР наладить стратегическое взаимодействие вне блока для решения энергетических проблем замедляют процессы интеграции внутри АТР;

2) у крупных иностранных банков, длительное время работающих в АТР, все более стираются отраслевые предпочтения или ограничения. Они в большей степени исходят из общего риска региона, отраслевые, административные и иные риски, присущие конкретному государству АТР, для них

отходят на второй план. На примере АТР наиболее ярко проявляется отношение внешних инвесторов к комплексному риску региона: либо они его безоговорочно принимают или так же безоговорочно отвергают;

3) масштабные инвестиции в АТР увеличивают риск неравномерной концентрации капитала внутри региона и ориентации крупных промышленных потоков на несколько стран.

В ближайшие годы можно будет свидетельствовать о возникновении, очевидно, самой закрытой (после европейского региона) «азиатской» модели ПФ, при которой инвестиционный проект исполняет стратегическую задачу комплексного экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.