1
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 3. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 3. 2017
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37
Проектно-ориентированный подход в образовательном процессе педагогического колледжа
© 2017 Магомедова М. Г.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель исследования - проанализировать состояние проблемы управления качеством образования в педагогической теории и практике. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, проектирование. Результат. В статье рассмотрены актуальные вопросы управления качеством образования в педагогическом колледже, проектно-ориентированный подход, как взаимосвязанная совокупность стратегии, культуры, организационно-управленческих моделей и инноваций, направленных на достижение уникального результата в системе управления качеством образовательного процесса. Вывод. Результаты исследования подтвердили, что основными организационно-педагогическими условиями реализации концепции проектно-ориентированного управления качеством образовательного процесса в колледже является взаимосвязь типологии учебного заведения с внешними структурами, взаимосвязь внешних и внутренних факторов.
Ключевые слова: матричная структура управления, проектно-ориентированный подход, педагогический колледж, образовательный процесс, качество образования, профессиональное образование.
Формат цитирования: Магомедова М. Г. Проектно-ориентированный подход в образовательном процессе педагогического колледжа // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 56-62.
Project-Oriented Approach in Educational Process of Pedagogical College
© 2017 Marina G. Magomedova
Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of this article is analyzing the state of the education quality management problem in the pedagogical theory and practice. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, generalization of systemization, design. Result. The author of the article considers the topical issues of education quality management in pedagogical college, a project-oriented approach as interrelated complex of strategy, culture, organizational management forms and innovations, focused on achievement the unparalleled results in the system of management of educational process quality. Conclusion. Results confirm that interrelation of schools typology and external structures, interrelation of external and internal factors are the basic organizational pedagogical conditions of realization the project-oriented approach conception of the education quality management in pedagogical college.
Keywords: matrix management, project-oriented approach, pedagogical college, educational process, education quality, vocational education.
For citation: Magomedova M. G. Project-Oriented Approach in Educational Process of Pedagogical College. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 56-62. (In Russian)
Введение
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального педагогического образования новые задачи, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях теории и практики деятельности колледжей. Эти
преобразования целесообразно
рассматривать в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование
существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социокультурной политикой государства. Современная система профессионального педагогического образования
предусматривает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни и поэтому должна:
- предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями;
- учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов;
- способствовать развитию демократических свобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих собственные оригинальные образовательные программы.
Новые рыночные отношения и конкуренция послужили толчком в развитии профессионального образования и, как показало исследование, наиболее
перспективным направлением его развития будет широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образовательной системы России. В стране стали складываться новые социально-
экономические отношения, которые повлияли на формирование содержания профессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных
(появление новых специальностей) и качественных изменений (гуманитаризация
содержания, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии обучения).
Решение этой масштабной задачи требует проведения рассчитанных на длительную перспективу мероприятий, которые не всегда могут быть ограничены рамками систем образования. В частности, необходимо предусмотреть возможность адаптации образовательных программ и, получаемых в результате их выполнения, квалификаций к требованиям мирового рынка труда; расширить обучение на основных мировых языках; улучшить образовательный
менеджмент, информационную деятельность и маркетинг; содействовать мобильности студентов и научно-педагогических
работников и их трудоустройству или дальнейшему обучению на других уровнях высшего образования.
Анализ проблемы управления качеством средне-специального профессионального образования показал, что подходы к решению этой актуальной задачи весьма вариативны и единой позиции по данному кругу вопросов в науке не выработано. Изучение состояния проблемы управления качеством современного образования определяется сегодня факторами внешней среды, а именно социально-экономическими условиями деятельности субъектов, важнейшими составляющими которых выступают рынок труда и
конкурентоспособность.
Поддерживаемая в настоящее время государством и многими исследователями цель оценки качества образования на уровне заданных стандартов, не умаляет значение национальных традиций, а также богатый опыт и приоритеты российской системы образования. Концепция качества
российского образования, с нашей точки зрения, должна строиться на основе анализа и синтеза лучших достижений мировой и национальной науки и практики.
Основой новой российской модели качества образования должны служить такие базовые принципы, как: сокращение централизованного контроля над деятельностью образовательных
учреждений, расширение их автономии и ответственности; наличие национального, независимого от государственных структур управления образованием, органа (или органов) для оценки деятельности учреждений образования; полноправное участие самих учреждений в процедуре оценки и изменение этой процедуры таким
образом, чтобы отчет о самооценке выдвигался на первый план и рассматривался в сопоставлении с заключением внешней аудиторской экспертизы.
Все это возможно осуществить лишь в рамках проектно-ориентированного подхода к построению процесса управления образовательным учреждением, поскольку он позволяет интегрировать в единое целое управление сразу несколькими проектами, подчиненными вместе с тем общей стратегической цели образовательного учреждения.
Мы предлагаем рассматривать сегодня проектно-ориентированное образовательное учреждение, педагогический колледж, как взаимосвязанную совокупность стратегии, культуры, организационно-управленческих моделей и инноваций, направленных на достижение уникального результата в системе управления качеством
образовательного процесса.
Основными условиями реализации концепции проектно-ориентированного управления качеством образовательного процесса в колледже является взаимосвязь типологии учебного заведения с внешними структурами (рынок труда и
образовательных услуг, социальные, культурные, информационные и иные институты, другие учебные заведения, предприятия и организации, органы управления, семья и т. п.); взаимосвязь внешних и внутренних факторов.
Особое значение для повышения конкурентоспособности российского профессионального образования имеет, разумеется, улучшение его качества, поэтому в ближайшие годы предполагается прежде всего всемерно сочетать образование и научные исследования, обновлять
образовательные программы и
профессиональное образование в целом с учетом современного состояния науки, научных представлений о мире и практики. В организационном плане ключевая роль
должна отводиться разработке и использованию взаимоприемлемых
критериев и механизмов для оценки и подтверждения качества профессионального образования, некоторые элементы которой присутствуют в эффективно функционирующих национальных системах оценки качества ряда стран, например, во Франции, Швеции, Дании, Великобритании и других.
Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к
высокопрофессиональному труду.
В педагогической деятельности как в теории, так и на практике все более осознается, что игнорирование или принижение роли в учебных программах, практике образовательного процесса какого-либо элемента или вида содержания образования наносит громадный ущерб интересам не только отдельной личности, но и всего общества, прогресс которого напрямую связан с качеством образования
[5].
Словосочетание «качество образования» в начале 90-х годов ХХ века впервые в России появилось в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 и 1996 гг.), в статье о государственном контроле за качеством образования, что породило большое количество различных практик такого контроля, инициировало разработки соответствующих теоретических концепций, превратившись в основной фактор устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме. В настоящее время общее число публикаций по проблемам качества образования исчисляется тысячами.
Анализ дефиниции «качество
образования», представленный в [3-6; 8] позволяет выделить широкое и узкое толкование данного понятия. В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению
потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства [10]. При этом выпускники, считают некоторые исследователи, должны рассматриваться, с
одной стороны, как потребители информации, которую они получают в образовательном учреждении, с другой - как поставщики собственных знаний и умений работодателю [8]. Кроме того, результаты образования могут быть оценены для разных объектов (дети, учителя, школа, вуз) по разным параметрам, в разных измерениях и на разных уровнях. И каждый раз речь идет о разных результатах. Это определяет более узкое (или специальное) содержание качества образования.
Качество образования специалиста осуществляется в процессе адаптации, овладения им исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры. Становление субъектности обеспечивается исторически сложившейся системой образования, а на последующих этапах развития личности - реальным бытием и конкретной профессиональной деятельностью. Качество образования -личностная особенность, необходимая человеку для осуществления той или иной деятельности, в том числе
профессиональной.
Качество профессионального образования в целом состоит, с одной стороны, из отдельных качеств, а с другой - является системой, предназначенной для решения конкретных профессиональных задач. Поэтому основным связующим отдельные параметры звеном является стандартная профессиональная задача.
Основные параметры качества профессионального образования могут быть сведены к следующим положениям:
- освоение специалистами фундаментальных моделей решения профессиональных задач;
- приобретение способностей и опыта, необходимых для решения профессиональных задач и элементарных профессиональных проблем;
- владение навыками использования исследовательских методов в разработке проектов решения задач в профессиональной сфере.
Мы также выделяем следующие характерные черты, раскрывающие содержание понятия «качество профессионального образования» в научном и прикладном аспектах: культурно-историческая обусловленность,
комплексность, системность,
междисциплинарность, целенаправленность, стандартизированость, субъектность.
Состояние проблемы управления качеством современного образования определяется прежде всего факторами внешней среды, а именно социально-экономическими условиями деятельности субъектов, важнейшей составляющей которых сегодня выступает рынок труда.
Необходимо также отметить, что в профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается динамика роста инновационной активности. Это
свидетельствует о том, что российское среднее профессиональное образование ищет ответы на вопросы, которые поставила современная действительность [3].
Современные тенденции модернизации касаются содержания образования, моделей обучения и управления, что обеспечивает качество среднего профессионального образования.
В качестве критериев эффективности управления качеством образования в профессиональном педагогическом
колледже некоторые исследователи [11] определяют:
1) успешность реализации целевых установок образовательной деятельности, обусловленных социальным заказом и современным рынком труда;
2) качество образования, рассматриваемое как единство качества условий, реализации и результатов образовательного процесса;
3) степень готовности педагогического коллектива к реализации управленческих решений, обеспечивающих качество образования, то есть достижение диагностично заданных целей образования;
4) рост профессиональной компетентности коллектива профессионально-педагогических работников.
Например, О. Л. Назарова (2003) считает, что управление качеством образования профессионально-педагогического колледжа
предусматривает реализацию управленческой деятельности по нескольким направлениям. Это прежде всего подчинение действий всех субъектов образовательного процесса единой цели с помощью локальных актов «Управление качеством реализации образовательных программ»; определение характера и стиля взаимодействия руководителей и исполнителей всех
субъектов образовательного процесса. Для организации эффективного I управления и единого I подхода необходимо I проводить диагностику ^^^Н профессиональной компетентности и Н профессионально-значимых качеств менеджеров образования и профессионально-педагогических работников в I общем смысловом I ключе. Эффективная реализация системы обучения профессионально-педагогических работников знаниям и умениям в области образовательного менеджмента с I учетом результатов диагностики. Целевая установка прямых и обратных, внешних и внутренних связей между различными видами, формами, структурными элементами Н системы управления образованием за счет матричной
структуры управления и Н системной организации управленческих действий всех структурных компонентов
внутриколледжного управления на основе современных информационных технологий.
С такой концепцией можно согласиться лишь отчасти. I Например, не I доказана оптимальность матричной организационной структуры управления ^Н качеством образования I для колледжа. I Из теории менеджмента известно, I что матричная структура (рис. 1) управления возникла как реакция на I необходимость проведения быстрых технологических изменений при максимально эффективном I использовании высококвалифицированной рабочей силы.
Рис. 1. Матричная структура управления Примечание: РСП - руководитель специализированного подразделения. ЦР - целевой руководитель.
Главное отличие матричных структур от множества других состоит в том, что они позволяют осуществлять единое руководство (планировать, координировать,
контролировать) над ^Н несколькими подразделениями Н по вертикали и горизонтали. Руководящий орган наделен при этом всей полнотой власти характерно авторитарному стилю руководства.
Матричные структуры всегда есть результат
совмещения двух ■■ организационных альтернатив - функциональной и продуктовой [11].
В I случае применения I лишь такой структуры колледж превращается в сетевую организацию, построенную I на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной I службы, с другой -руководителю более I высокого ранга,
наделенному необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления.
В качестве главного достоинства матричных структур можно отметить возможность принятия руководителем подразделения быстрых,
квалифицированных, творческих решений. Такие руководители меньше опираются на бюрократические методы, меньше склонны к формализму, чем действующие в рамках классических организационных структур.
Но при этом матричные структуры не лишены недостатков, так как в них ярко выражены такие позиции, как подрыв принципа единоначалия; большая сложность в управлении и координации деятельности организации в целом.
На сегодняшний день не известно ни одной матричной структуры управления колледжем, которая получила широкое внедрение в системе среднего
профессионального образования. Наиболее распространёнными являются гуманно ориентированные, выстроенные на педагогике и психологии взаимного сотрудничества и ответственности.
В большей части проведённого нами анализа литературы по проблеме построения организационных структур управления, выделяются проектно-ориентированные структуры (ПОС), которые, с нашей точки зрения, сегодня наиболее точно отвечают целям и задачам управления качеством образования. Проектно-ориентированная структура - это такая структура, которая позволяет эффективно интегрировать в единое целое управление сразу несколькими проектами одновременно. В качестве таких проектов можно рассматривать все подразделения колледжа, за исключением технических служб.
Проектно-ориентированный подход -относительно новая методология научного анализа, не получившая достаточного обоснования в отечественной литературе. Мы обращаем внимание на это и для российских образовательных учреждений такой подход к организационному проектированию малоизвестен в силу различных факторов, основным из которых является слабое представление о том, как проектный менеджмент может быть использован в наших специфических
условиях, тем более, применительно к отечественной сфере образования. На эту тему существуют лишь отдельные публикации, рассматривающие возможности использования проектно-ориентированного подхода для колледжей и университетов.
Заключение
Результаты исследования показали, что сегодня мы не видим препятствий использования данного подхода для педагогического колледжа. С нашей точки зрения, проектно-ориентированное образовательное учреждение можно определить и как взаимосвязанную совокупность стратегии, образования, культуры, организационно-управленческих моделей и инноваций, направленных на достижение уникального результата в системе управления качеством
образовательного процесса. Кроме этого, в условиях дефицита и падения престижа педагогических кадров, возможно, спроектировать модель преемственности учебных планов по сокращённым срокам обучения выпускников педколледжей и педуниверситетов по профильным специальностям.
Основной организационной и
эффективной подструктурой проектно-ориентированного учреждения,
реализующей конкретный проект, является полуавтономная группа сотрудников, которую можно назвать динамически устойчивой проектной группой.
Цель создания такой проектной группы состоит в реализации определенного продукта деятельности образовательного учреждения. В зависимости от сложности решаемых задач и продолжительности их решения проектные группы могут иметь ту или иную степень структурированности и различный статус внутри учреждения. Динамически устойчивые проектные структуры могут иметь собственные материальные ресурсы обеспечения деятельности. За ними могут быть закреплены учебные аудитории,
компьютерные классы, офисные помещения.
Проведённое исследование показало, что современная система среднего
профессионального образования на новом качественном уровне может
функционировать при условии
взаимодействия всех заинтересованных сторон (педколледжа с работодателями; профориентационная работа
педагогического коллектива в регионе) и перспективы развития социальной востребованности педагогических кадров. При этом хотелось бы подчеркнуть, что основными организационно-
педагогическими условиями реализации концепции проектно-ориентированного
управления качеством образовательного процесса в колледже является взаимосвязь типологии и специфики учебного заведения с внешними структурами (рынок труда и образовательных услуг, социальные, культурные, информационные и иные институты, другие учебные заведения, предприятия и организации, органы управления, семья и т. п.); взаимосвязь внешних и внутренних факторов.
Литература
1. Адамс А. В. Доклад Всемирного Банка о политике в области профессионального образования. Перспективы / А. В. Адамс, Д. Мидлтон, А. Зайдерман // Вопросы образования. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. № 2. 1993 (82). 82 с.
2. Азарьева В. В. Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2. С. 110-113.
3. Анисимов П. Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Монография. Казань: Изд-во ИСПО РАО, 2001. 256 с.
4. Багаутдинова Н., Новиков Д. Управление качеством образования // Стандарты и качество. 2002. № 9. С. 68-73.
5. Бердникова З. А. Педагогические условия подготовки будущих руководителей профессиональных училищ к управлению качеством начального профессионального
образования. Дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 169 с.
6. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. Монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 359 с.
7. Булынский Н. Н. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах. Дисс. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1998. 336 с.
8. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб. : Изд-во СПбУ, 1992. 154 с.
9. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М. : Просвещение, 1965. 260 с.
10. Гребнев Л. С. Управление содержанием гуманитарного образования в России: правовой, целевой и технологический аспекты. М. : Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. 192 с.
11. Назарова О. Л. Теоретические основания управления качеством образования профессионально-педагогического колледжа. Учебно-методическое пособие. Магнитогорск. Изд-во МаГУ. 2003. 81 с.
References
1. Adams A. V. Report of the world bank on policies in the field of vocational education. Prospects. A. V. Adams, D. Middleton, A. Zayderman. Voprosy obrazovaniya. Ezhekvartal'nyy zhurnal YuNESKO [Questions of education. Quarterly journal of UNESCO]. No. 2. 1993 (82). 82 p. (In Russian)
2. Azaryeva V. V. Development of the brand of higher educational institution as an element of building quality management system. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. 2004. No. 2. Pp. 110-113. (In Russian)
3. Anisimov P. F., Sosonko V. E. Upravlenie kachestvom srednego professional'nogo obrazovaniya. Monografiya [Quality management of vocational education. Monograph].
Kazan, IMVE RAE Publ., 2001. 256 p. (In Russian)
4. Bagautdinova N., Novikov D. Management of education quality. Standarty i kachestvo [Standards and quality]. 2002. No. 9. Pp. 68-73. (In Russian)
5. Berdnikova Z. A. Pedagogicheskie usloviya podgotovki budushchikh rukovoditeley professional'nykh uchilishch k upravleniyu kachestvom nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya [Pedagogical conditions of future managers' training of vocational schools, the management of the quality of initial vocational education]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Chelyabinsk, 1999. 169 p. (In Russian)
6. Bordovsky G. A., Nesterov A. A., Trapizyn S. Yu. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo protsessa.
Monografiya [Management of educational process quality. Monograph]. Saint Petersburg, A. I. Herzen RSPU Publ., 2001. 359 p. (In Russian)
7. Bulynsky N. N. Teoriya i praktika upravleniya kachestvom obrazovaniya v professional'nykh uchilishchakh [Theory and practice of management of education quality in vocational schools]. Pedagogy Doctoral dissertation. Chelyabinsk, 1998. 336 p. (In Russian)
8. Ginezynsky V. I. Osnovy teoreticheskoy pedagogiki [Fundamentals of theoretical pedagogy]. Saint Petersburg, SPbU Publ., 154 p. (In Russian)
9. Gonobolin F. N. Kniga ob uchitele [Book about a teacher]. Moscow, Prosvesheniye Publ., 1965. 260 p. (In Russian)
10. Grebnev L. S. Upravlenie soderzhaniem gumanitarnogo obrazovaniya v Rossii: pravovoy, tselevoy i tekhnologicheskiy aspekty [Management of humanitarian education content in Russia: law, purposeful and technologic aspects]. Moscow, SU HSE Publ., 2000. 192 p. (In Russian)
11. Nazarova O. L. Teoreticheskie osnovaniya upravleniya kachestvom obrazovaniya professional'no-pedagogicheskogo kolledzha. Uchebno-metodicheskoe posobie [Theoretical bases of education quality management of vocational pedagogical college. Study guide]. Magnitogorsk, MaSU Publ., 2003. 81 p. (In Russian)
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
9
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Магомедова Марина Гаджиевна,
кандидат педагогических наук, доцент, и. о. ректора, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия: e-mail: [email protected]
Принята в печать 14.08.2017 г.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Marina G. Magomedova, Ph. D.
(Pedagogy), assistant professor, acting rector, Dagestan State Pedagogical University, Махачкала, Россия; e-mail:
Received 14.08.2017.