Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ'

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
президентская программа / руководитель проекта / методика обучения / обучение действием / проектная сессия / инициирование проектов развития / presidential program / project manager / teaching methodology / action learning / project sessions / initiation of development projects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акатов Николай Борисович, Попов Виктор Леонидович, Бельмас Светлана Михайловна

Президентская программа подготовки управленческих кадров, осуществляемая по группе А (проектно-ориентированная подготовка) предполагает разработку и реализацию специальной методики обучения. В опубликованных источниках имеется информация о проектно-ориентированном обучении, применяемом в вузах, об обучении действием, применяемом в программах повышения квалификации, но обоснованной целостной методики, привязанной к целям программы группы А, обнаружить не удалось. Разработанная и реализованная авторами на практике уникальная методика представляет собой синтез нескольких подходов, технологий и инструментов. Слушатели Президентской программы направляются предприятием на учебу в образовательное учреждение, имея конкретные задания: разработать и организовать выполнение проектов, соответствующих планам стратегического развития. Им нужно получить соответствующие компетенции: знания, навыки, умения, развить способности. Пакет предоставляемых знаний должен соответствовать направлению «Менеджмент». Базовой дисциплиной образовательной программы, выполняющей системообразующую роль при проектировании и реализации программы, является дисциплина «Управление инновационными проектами». Программа открывается занятиями по актуализации и конкретизации исключительной роли руководителя проекта как активного субъекта управления в инициировании, разработке и реализации стратегически значимого проекта для предприятия, включает всестороннее изучение теории и лучшей практики инициирования и реализации инновационных проектов и завершается защитой на предприятии реальных проектов. Таким образом, базовая дисциплина, от открытия до завершения программы, выполняет свое предназначение координации и поддержания требуемого ритма подготовки. Базовая дисциплина в учебном плане представляется в трех форматах: лекционное изложение; работа в проектных командах; проектные сессии с выездом на предприятия. Лекционное изложение не должно превышать 50 % аудиторного времени. Практические занятия представляют собой работу в командах с освоением основных форматов и инструментов проектного менеджмента. Наиболее типичными форматами являются концепция, устав и план управления проектами. Представленные командами наработки презентуются и обсуждаются. Тем самым формируется набор приемов и инструментов, который потом используется слушателем при работе над индивидуальным проектом. Процесс выполнения индивидуальных проектов контролируется путем проведения трех проектных сессий непосредственно с выездом на предприятие. Заслушивание и обсуждение осуществляется в присутствии как представителей образовательного учреждения, так и руководителей предприятия. Тем самым обеспечивается непрерывный контроль качества выполнения проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акатов Николай Борисович, Попов Виктор Леонидович, Бельмас Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-ORIENTED TRAINING WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PRESIDENTIAL MANAGEMENT TRAINING PROGRAM

The Presidential program for training management personnel, conducted in Group “A” (projectoriented training), involves the development and implementation of a specialized training methodology. Published sources contain information about project-based learning used in universities and action learning used in advanced training programs. However, a well-substantiated, holistic methodology tailored to the goals of the Group “A” program has not been found. The unique methodology developed and implemented by the authors synthesizes several approaches, technologies, and tools. Students of the Presidential Program are sent by their enterprises to study at an educational institution with specific tasks: to develop and organize the implementation of projects that align with strategic development plans. They need to acquire the necessary competencies, knowledge, skills, and abilities. The acquired knowledge should align with the field of management. The core discipline of the educational program, which plays a pivotal role in its design and implementation, is “Management of Innovative Projects.” The program begins with classes that emphasize and clarify the unique role of the project manager as an active management entity in initiating, developing, and executing a strategically significant project for the enterprise. It includes a comprehensive study of the theory and best practices of initiating and implementing innovative projects and concludes with the defense of real projects at the enterprise. Thus, the core discipline, from the start to the completion of the program, serves its purpose of coordinating and sustaining the required pace of preparation. The core discipline in the curriculum is presented in three formats: lectures, work in project teams, and project sessions with visits to enterprises. Lectures should not exceed 50% of class time. Practical classes involve team-based work where students master the basic formats and tools of project management. The most typical formats include the Concept, Charter, and Project Management Plan, which are developed and presented by the teams for discussion. This process forms a set of techniques and tools that the student will later use in individual projects. The implementation of the latter is monitored through three project sessions with visits to the enterprises. Evaluation and discussion are carried out in the presence of representatives from both the educational institution and enterprise management, ensuring continuous quality control of project implementation.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ»

Научная статья

Б01: 10.15593/2224-9354/2024.2.22 УДК 378.091.315.7-057.17

Н.Б. Акатов, В.Л. Попов, С.М. Бельмас

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Президентская программа подготовки управленческих кадров, осуществляемая по группе А (проектно-ориентированная подготовка) предполагает разработку и реализацию специальной методики обучения. В опубликованных источниках имеется информация о проектно-ориенти-рованном обучении, применяемом в вузах, об обучении действием, применяемом в программах повышения квалификации, но обоснованной целостной методики, привязанной к целям программы группы А, обнаружить не удалось.

Разработанная и реализованная авторами на практике уникальная методика представляет собой синтез нескольких подходов, технологий и инструментов. Слушатели Президентской программы направляются предприятием на учебу в образовательное учреждение, имея конкретные задания: разработать и организовать выполнение проектов, соответствующих планам стратегического развития. Им нужно получить соответствующие компетенции: знания, навыки, умения, развить способности.

Пакет предоставляемых знаний должен соответствовать направлению «Менеджмент». Базовой дисциплиной образовательной программы, выполняющей системообразующую роль при проектировании и реализации программы, является дисциплина «Управление инновационными проектами». Программа открывается занятиями по актуализации и конкретизации исключительной роли руководителя проекта как активного субъекта управления в инициировании, разработке и реализации стратегически значимого проекта для предприятия, включает всестороннее изучение теории и лучшей практики инициирования и реализации инновационных проектов и завершается защитой на предприятии реальных проектов. Таким образом, базовая дисциплина, от открытия до завершения программы, выполняет свое предназначение координации и поддержания требуемого ритма подготовки. Базовая дисциплина в учебном плане представляется в трех форматах: лекционное изложение; работа в проектных командах; проектные сессии с выездом на предприятия. Лекционное изложение не должно превышать 50 % аудиторного времени. Практические занятия представляют собой работу в командах с освоением основных форматов и инструментов проектного менеджмента. Наиболее типичными форматами являются концепция, устав и план управления проектами. Представленные командами наработки презентуются и обсуждаются. Тем самым формируется набор приемов и инструментов, который потом используется слушателем при работе над индивидуальным проектом. Процесс выполнения индивидуальных проектов контролируется путем проведения трех проектных сессий непосредственно с выездом на предприятие. Заслушивание и обсуждение осуществляется в присутствии как представителей образовательного учреж-

© Акатов Н.Б., Попов В.Л., Бельмас С.М., 2024

Акатов Николай Борисович - д-р экон. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: akatov.nb@gmail.com.

Попов Виктор Леонидович - д-р техн. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: pku06@mail.ru.

Бельмас Светлана Михайловна - старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг» ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: svetlanabelmas25@gmail.com.

дения, так и руководителей предприятия. Тем самым обеспечивается непрерывный контроль качества выполнения проектов.

Ключевые слова: президентская программа, руководитель проекта, методика обучения, обучение действием, проектная сессия, инициирование проектов развития.

Введение. Президентская программа подготовки управленческих кадров для предприятий народного хозяйства стартовала в 1997 г. (Указ Президента РФ от 23 июля № 774) и предназначена для обеспечения хозяйствующих субъектов высококвалифицированными специалистами в области управления и организации производства, отвечающими современным требованиям экономики, способными эффективно работать в рыночных условиях. Базовый вариант программы (тип В) гарантирует приобретение традиционных управленческих компетенций, соответствующих программе профессиональной переподготовки. Опыт реализации базового варианта программы сформировал запрос на программу целевой подготовки руководителей для разработки и реализации проектов развития предприятий, максимально учитывающей реальные условия предприятий и лучшую практику такой подготовки. С 2007 г. в рамках Президентской программы стартовал проектно-ориентированный вариант программы (тип А), который по предъявляемым требованиям к обучению приближается к программе «Мастер делового администрирования (МВА)». Президентская программа реализуется практически во всех регионах Российской Федерации на базе ведущих научно-образовательных учреждений [1].

Реализация проектно-ориентированной программы по определению предполагает применение особых способов, методов, подходов и инструментов обучения с выполнением и контролем качества реальных проектов, разрабатываемых слушателями [2]. Каждое образовательное учреждение использует свою методику обучения, однако описания обобщенной детально структурированной методики в литературных источниках авторам найти не удалось. Поставлена цель - на основе успешного опыта реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров в Пермском национальном исследовательском политехническом университете «Управление проектами на предприятии» сделать обоснование содержания и описать методику проектно-ориентированного обучения.

Базовые предпосылки для формирования образовательной программы. В основу образовательной программы положен принцип неизбежности процесса развития предприятия для обеспечения его конкурентоспособности [3]. В содержание отдельных управленческих и экономических дисциплин «зашиты» идеи концепции «Менеджмент 2.0» [4], такие как: постановка высоких целей; руководство идеей корпоративной ответственности; подготовка почвы для проектов будущего [5] и др. Достижение планов стратегического развития предприятий осуществляется через инициацию, разработку и реализацию проектов.

Описание различных подходов к организации проектно-ориентиро-ванного обучения представлено в научной литературе. Так, детализированы

процедуры «проектно-ориентированного обучения в вузе на программах бакалавриата» [6]. Известен «подход к обучению взрослых обучающихся, сочетающий в себе передовые методы андрагогики с проектно-ориентированным обучением» [7]. По ряду публикации «можно с уверенностью констатировать, что проектно-ориентированное обучение» [8-10] в практике вузов для подготовки студентов уже применяется достаточно широко. Вместе с тем для исследуемой категории обучаемых (слушатели Президентской программы (тип А) необходимо учитывать свои особенности. Во-первых, это тесная связь разрабатываемых проектов с планами стратегического развития предприятий [11, 12]; во-вторых, процесс разработки проектов и их реализация происходит одновременно. В этом случае хорошие результаты дает метод, называемый «обучение действием» [13], широко применяемый в практике корпоративного обучения [14-16]. При этом еще важно, чтобы проекты слушателей были ориентированы на достижение выдающихся результатов [17].

Базовой дисциплиной (модулем) проектно-ориентированной образовательной программы, вполне естественно, является «Управление проектами» («Проектный менеджмент»). Систему каскадного управления проектами и соответствующей учебной дисциплины можно построить на основе Международных стандартов. Весьма распространенным в применении является Американский национальный стандарт по управлению проектами [18] и его Международный аналог [19]. Следует отметить, что Американский стандарт наилучшим образом подходит для формирования образовательной программы, поскольку он четко определяет философию, теоретико-методологические основы и приоритетные процессы в управлении проектами. Вместе с тем следует отметить, что ограничиваться каскадным управлением проектов в настоящее время уже нельзя, поскольку появились и гибкие подходы к управлению проектами [20].

К особенностям региональной Президентской программы подготовки управленческих кадров (для Пермского края) можно отнести тот факт, что среди слушателей большое количество разработчиков высокотехнологичных объектов новой техники. Это приводит к необходимости формировать специализированный курс «Управление инновационными проектами» [21], включая в его содержание «Методы поиска инновационных решений» [22]. Кроме того, учитывая стремление предприятий к трансформации производственных систем с целью повышения их эффективности, в образовательную программу вводится изучение новых концепций: «бережливое производство» [23], «быст-рореагирующее производство» [24], «гибкое производство» [25, 26].

Для моделирования перечня актуальных дисциплин образовательной программы целесообразно использование трех форматов: содержание требований профессиональных стандартов по направлению «Менеджмент»; «перечень процессов Международной бенчмаркинговой палаты» [27] (13 групп процессов); «области знаний по управлению проектами» [18] (10 областей). Соответ-

ствие изучаемых дисциплин принятым для реализации программы общепринятым нормативам, отраженным в вышеперечисленных документах, представлено в табл. 1.

Таблица 1

Соответствие изучаемых дисциплин общепринятым нормативам

№ п/п «Перечень процессов международной бенчмаркинговой палаты» [27] Профессиональный стандарт «Управление (руководство) организацией» «Области знаний по управлению проектами» [18] «Дисциплины (модули) Президентской программы» [28]

1 Изучение рынков и потребителей Отстаивание интересов акционеров Маркетинг проекта Маркетинг

2 Расширение представлений и стратегии Стратегическое управление Стратегическое управление портфелем проектов Стратегический менеджмент

3 Разработка товаров и услуг Управление инвестиционной и инновационной деятельностью Управление содержанием проекта Управление инновационными проектами

4 Рынок и сбыт Управление рисками Управление рисками проекта Управление рисками

5 Производство и доставка для производственных предприятий Управление производственными процессами и качеством Управление качеством и поставками проекта Управление процессами

6 Производство и доставка для предприятий сферы услуг Управление производственными процессами и качеством Управление качеством и поставками проекта Управление процессами

7 Выставление счета и обслуживание покупателя Управление отношениями с клиентами Управление сроками проекта Логистика

8 Создание и управление человеческими ресурсами Управление персоналом Управление командой проекта Управление человеческими ресурсами

9 Управление информационными ресурсами Управление информацией Управление коммуникациями проекта Управление информационными ресурсами

10 Управление финансовыми и материальными ресурсами Управление финансами Управление стоимостью проекта Финансовый менеджмент

11 Управление экологией Охрана окружающей среды Управление заинтересованными сторонами Экологический менеджмент

12 Управление внешними связями Управление ВЭД Управление заинтересованными сторонами Управление внешнеэкономической деятельностью

13 Управление улучшением и изменениями Руководство изменениями Управление изменениями Управление развитием и изменениями

Отдельные модули программы могут быть детализированы (расширены), например, изучение перспективных направлений развития производственных систем, изучение возможностей применения модели делового совершенства ЕБдМ - 2020 и др.

Методика проектно-ориентированного обучения. Разработанная авторами и систематически применяемая на практике в течение 16 лет методика проектно-ориентированного обучения схематично представлена на рисунке.

л

ек Ц

и и

Рис. Схема процесса проектно-ориентированного обучения Президентской программы подготовки управленческих кадров

Процесс подготовки в рамках Президентской программы условно разбивается на два самостоятельных потока: подготовка в аудитории в составе группы и индивидуальная работа над проектом на предприятии, направившем слушателя на обучение. Вместе с тем следует акцентировать важнейший этап реализации программы - подбор ее участников. На этапе конкурсного отбора, совместно с направляющей организацией и региональной комиссией, формируется состав группы обучающихся, а сама программа стартует с курса «Руководитель проекта: ответственность, полномочия, компетентность». С первого шага программы ее участник представляет свою миссию в разработке и реализации стратегически значимого проекта для предприятия и знает руководителя от университета и куратора от предприятия.

При аудиторной подготовке применяется традиционный набор инструментов: лекции, мастер-классы, семинары, тренинги, разбор конкретных ситуаций, работа в командах, обучение действием. Время на теоретические и практические занятия находится ориентировочно в процентном соотношении 50:50. Практи-

куются также стажировки - специальная программа посещения успешных предприятий для изучения передового опыта и развития экспертных компетенций обучающимися. Как правило, дисциплиной № 1 является «Управление инновационными проектами», поскольку она является комплексной, системообразующей, и задает ритм и регламенты проектно-ориентированного обучения. В рамках практической работы в проектных командах при освоении этой дисциплины слушатели сами выбирают интересующие их темы, осваивают основные инструменты управления проектами, формируют набор необходимых умений, который потом используют при выполнении индивидуальных проектов. Для отработки навыков практической работы членов команды проекта применяются следующие форматы: разработка концепции проекта; разработка устава проекта; разработка плана управления проектом. Помимо освоения традиционных методов и инструментов каскадного управления проектами осваиваются и гибкие методы (Agile, SCRUM).

Для обеспечения стратегической согласованности, качества и своевременности выполнения индивидуальных проектов проводятся проектные сессии с выездом на те предприятия, которые направили слушателей на Президентскую программу обучения. В состав участников проектной сессии входят как ведущие преподаватели Программы, так и представители руководства предприятий. Как правило, проводятся три проектные сессии. Первая проектная сессия направлена на разработку концепции проекта (на обеспечение стратегической согласованности, актуальности и проверку правильности формулировки проектной идеи). Вторая проектная сессия по содержанию соответствует формату «Устав проекта» и знаменует собой завершение этапа «Инициация проекта». Третья проектная сессия по содержанию соответствует формату «План управления проектом» и знаменует собой завершение этапа «Разработка проекта». Сама защита выпускной квалификационной работы, по существу, является четвертой проектной сессией, которая также проводится на предприятии в присутствии руководителей, выступающих в роли заказчика проекта.

Основные идеи описанной методики проектно-ориентированного обучения, оформленные в виде конкретных программ, были дважды представлены на конкурсы, организуемые Российской ассоциацией бизнес-образования (Казань, 2006 г.; Алма-Ата, 2007 г.). Программы вошли в состав финалистов и в настоящее время используются в разных модификациях: для корпоративных клиентов в программах повышения квалификации, для слушателей программы МВА, для бакалавров [26] и магистров [27] по направлению «Менеджмент». Их особенности представлены в табл. 2.

Опыт реализации программы был представлен на межрегиональном семинаре «Опыт реализации проектно-ориентированных программ подготовки руководителей» (25-26 апреля 2013 г., г. Пермь). Каждый участник программы имеет четкое представление о целях и задачах программы, ее структуре и последова-

тельности реализации [28]. Следует отметить, что на предприятиях с развитой системой управления проектами, проектно-ориентированная подготовка руководителей гармонично встраивается в систему предприятия. На предприятиях, где система управления проектами находится на стадии внедрения, проектно-ориентированная подготовка является проводником новых подходов и культуры управления проектами. Особую роль проектно-ориентированной подготовки в становлении системы управления проектами на предприятии необходимо отметить в части ее позитивного влияния на процессы инициирования проектов развития [29] и вовлечения персонала предприятия (организации) в данные процессы.

Таблица 2

Модификации программ проектно-ориентированного обучения

№ п/п Категория обучаемых Особенности образовательной программы

1 Слушатели программ повышения квалификации Программа «затачивается» на решение текущих проблем предприятия [16]

2 Слушатели программы МВА Программа соответствует стратегическому управлению портфелем проектов [5]

3 Студенты магистратуры Программа применяется для освоения комбинированных бизнес-дисциплин [27]

4 Студенты бакалавриата Программа предусматривает детальное изучение всего комплекса инструментов дисциплины «Управление инновационными проектами» [26]

Выводы. Разработана и прошла многолетнюю успешную апробацию методика проектно-ориентированного обучения в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров. Методика включает как образовательный процесс, организуемый образовательной программой, так и проектные сессии, проводимые на предприятиях. Методика в различных модификациях нашла широкое применение как в корпоративных, так и в вузовских образовательных программах.

Список литературы

1. Захаров, В.М. Президентская программа подготовки управленческих кадров как технология воспроизводства профессионального потенциала кадров регионального управления / В.М. Захаров // Научные ведомости. Философия. Социология. Право. - 2013. - № 23 (66), вып. 26. - С. 76-85.

2. Акатов, Н.Б. Выбор основных концептов для модели формирования кадрового резерва по выявлению перспективных управляющих в Пермском крае / Н.Б. Акатов, С.И. Косякин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2019. - № 2. - С. 136-150.

3. Гуияр, Ф.Ж. Преобразование организации / Ф.Ж. Гуияр, Д.Н. Келли. -М.: Дело, 2000. - 376 с.

4. Хэмел, Г. Менеджмент 2.0: новая версия для нового века / Г. Хэмел // Harvard Business Review. - 2009. - Октябрь. - С. 91-100.

5. Попов, В. Л. Стратегическое управление портфелем проектов: моногр. / В.Л. Попов. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2021. - 131 с.

6. Гергерт, Д.В. Практика внедрения проектно-ориентированного обучения в вузе [Practice of implementing project-oriented education at a university] / Д.В. Гергерт, Д.Г. Артемьев // Университетское управление: практика и анализ. - 2019. - № 23 (4). - С. 116-131.

7. Павлова, И.В. Практико-ориентированное обучение в рамках андраго-гического подхода (опыт КНИТУ) [Praktiko-orientirovannoe obuchenie v ramkah andragogicheskogo podhoda (opyt KNITU)] / И.В. Павлова, Ф.А. Сангер // Управление устойчивым развитием. - 2018. - № 6 (19). - С. 104-109.

8. Проблемно-ориентированное и проектно-ориентированное обучение в образовательной деятельности / В.А. Стародубцев, М.Г. Минин, Т.А. Костюкова, А.А. Веряев. - Томск: Изд. дом Том. гос. ун-та, 2017. - 144 с.

9. Проектное обучение. Практика внедрения в университетах / под ред. Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова. - М.: Сколково, 2018. - 152 с.

10. Применение проектного метода обучения в инженерном вузе: учеб. пособие / И.В. Павлова, Ф.Т. Шагеева, О.Ю. Хацринова, Ф.А. Сангер, М.С. Сунцова. - Казань: Школа, 2029. - 223 с.

11. Мрдуляш, П.Б. Проектирование развития в формате стратегических сессий / П.Б. Мрдуляш // Университетское управление: практика и анализ. -2019. - № 23 (1-2). - С. 155-164.

12. Мрдуляш, П.Б. Организация и ведение стратегических сессий / П.Б. Мрдуляш // Университетское управление: практика и анализ. - 2019. -№ 23 (4). - С. 132-141.

13. Педлер, М. Обучение действием для менеджеров: пер. с англ. / М. Педлер. - Рутледж, 2017. - 98 с.

14. Павлуцкий, А.В. Обучение действием: Новый подход к корпоративному обучению и развитию персонала [Электронный ресурс] / А. В. Павлуцкий, О.Е. Алехина. - URL: http://www.businesstuning.ru/training/training_korp/159-obuchenie-deystviem-novyy-podhod-k-korporativnomu-obucheniyu-i-razvitiyu-personala.html (дата обращения: 12.12.2023).

15. Резанович, И.В. Применение метода обучения действием в системе внутрифирменного повышения квалификации менеджеров / И.В. Резанович // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3 (40). - С. 156-158.

16. Александрова, Т.В. Развитие корпоративных знаний организации на основе технологии обучения действием / Т.В. Александрова, В.Л. Попов // Управленческие науки. - 2020. - Т. 10, № 1. - С. 68-80.

17. Акатов, Н.Б. Модель EFQM 2020: ориентация на выдающиеся результаты / Н.Б. Акатов, А.А. Сафонов, Д.Ю. Брюханов // Методы менеджмента качества. - 2019. - № 11. - С. 10-15.

18. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®): пер. с англ. - 5-е изд. - Ньютаун-Сквер: Project Management Institute, 2013. - 614 c.

19. ISO 21502-2020. Project, programmed and portfolio management - Guidance on project management. - 15 p.

20. Сазерленд, Дж. SCRUM. Революционный метод управления проектами: пер с англ. / Дж. Сазерленд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 288 с.

21. Попов, В.Л. Методологические аспекты управления процессом создания инновационного продукта / В.Л. Попов // Управление инновационным развитием социально-экономических систем / УрО РАН; Ин-т экономики. -Екатеринбург, 2010. - С. 133-172.

22. Комаров, С. В. Методы и инструменты поиска инновационных решений: учеб.-метод. пособие / С.В. Комаров, В.Л. Попов. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - 333 с.

23. Марков, Д. А. Бережливое и быстрореагирующее производство: мо-ногр. / Д.А. Марков, Н.А. Маркова, В.Л. Попов. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2018. - 325 с.

24. Сури, Р. Время - деньги. Конкурентное преимущество быстрореаги-рующего производства: пер. с англ. / Р. Сури. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 326 с.

25. Стивен, Д. Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов: пер. с англ. / Д. Стивен. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 384 с.

26. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / В.Л. Попов, Н.Д. Кремлев, А.В. Марков, Д.А. Марков, И.Г. Севастьянова [и др.]; под ред. В.Л. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 336 с.

27. Попов, В.Л. Бизнес-стратегии и управление технологией: учеб. пособие / В.Л. Попов. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2023. -165 с.

28. Акатов, Н.Б. Развитие компетенций руководителей инновационных проектов в рамках проектно-ориентированных программ подготовки: учебно-методический комплекс / Н.Б. Акатов, М.М. Кустова. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. поли-техн. ун-та, 2018. - 76 с.

29. Бельмас, С.М. Управление инициированием проектов развития организации / С.М. Бельмас, А.В. Молодчик, В.Л. Попов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2022. - № 1. - С. 132-141. DOI: 10.15593/22249354/2022.1.11

References

1. Zakharov V.M. Prezidentskaia programma podgotovki upravlencheskikh kadrov kak tekhnologiia vosproizvodstva professional'nogo potentsiala kadrov regional'nogo upravleniia [President's management training programme as reproduction of technology professional staff capacity for regional administration]. Nauchnye vedomosti. Filosofiia. Sotsiologiia. Pravo, 2013, no. 23 (66), iss. 26, pp. 76-85.

2. Akatov N.B., Kosiakin S.I. Vybor osnovnykh kontseptov dlia modeli formirovaniia kadrovogo rezerva po vyiavleniiu perspektivnykh upravliaiushchikh v Permskom krae [The choice of the main concepts for the model of formation of personnel reserve to identify promising managers in the Perm Krai]. PNRPU Sociology andEconomics Bulletin, 2019, no. 2, pp. 136-150.

3. Guillard F.J., Kelly D.N. Organization transformation (Russ. ed.: Guiiar F.Zh., Kelli D.N. Preobrazovanie organizatsii. Moscow, Delo, 2000, 376 p.).

4. Hamel G. Management 2.0: A new version for a new century (Russ. ed.: Khemel G. Menedzhment 2.0: novaia versiia dlia novogo veka. Harvard Business Review, 2009, October, pp. 91-100.).

5. Popov V.L. Strategicheskoe upravlenie portfelem proektov [Strategic project portfolio management]. Perm, PNRPU, 2021, 131 p.

6. Gergert D.V., Artem'ev D.G. Praktika vnedreniia proektno-orientirovannogo obucheniia v vuze [Practice of implementing project-oriented education at a university]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2019, no. 23 (4), pp. 116-131.

7. Pavlova I.V., Sanger F.A. Praktiko-orientirovannoe obuchenie v ramkakh andragogicheskogo podkhoda (opyt KNITU) [Practice-oriented training within the framework of the andragogical approach (KNRTU experience)]. Upravlenie ustoichivym razvitiem, 2018, no. 6 (19), pp. 104-109.

8. Starodubtsev V.A., Minin M.G., Kostiukova T.A., Veriaev A.A. Problemno-orientirovannoe i proektno-orientirovannoe obuchenie v obrazovatel'noi deiatel'nosti [Problem-based and project-oriented learning in educational activities]. Tomsk, TSU, 2017, 144 p.

9. Proektnoe obuchenie. Praktika vnedreniia v universitetakh [Project-based learning. Implementation practice in universities]. Eds. L.A. Evstratova, N.V. Isaeva, O.V. Leshukov. Moscow, Skolkovo, 2018, 152 p.

10. Primenenie proektnogo metoda obucheniia v inzhenernom vuze [Application of the project-based teaching method at an engineering university]. Eds. I.V. Pavlov, F.T. Shageev, O.Iu. Khatsrinov, F.A. Sanger, M.S. Suntsov. Kazan, Shkola, 2029, 223 p.

11. Mrduliash P.B. Proektirovanie razvitiia v formate strategicheskikh sessii [The practice of development planning in the format of strategic sessions]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2019, no. 23 (1-2), pp. 155-164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Mrduliash P.B. Organizatsiia i vedenie strategicheskikh sessii [Strategic sessions organization and conduction]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2019, no. 23 (4), pp. 132-141.

13. Pedler M. Action learning for managers (Russ. ed.: Pedler M. Obuchenie deistviem dlia menedzherov. Rutledzh, 2017, 98 p.).

14. Pavlutskii A.V., Alekhina O.E. Obuchenie deistviem: Novyi podkhod k korporativnomu obucheniiu i razvitiiu personala [Action learning: A new approach to corporate learning and people development]. Available at: http://www.busi-nesstuning.ru/training/training_korp/159-obuchenie-deystviem-novyy-podhod-k-kor-porativnomu-obucheniyu-i-razvitiyu-personala.html (accessed 12.12.2023).

15. Rezanovich I.V. Primenenie metoda obucheniia deistviem v sisteme vnutrifirmennogo povysheniia kvalifikatsii menedzherov [Use of "learning by doing" method in the system of in company personnel development of managers]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia, 2013, no. 3 (40), pp. 156-158.

16. Aleksandrova T.V., Popov V.L. Razvitie korporativnykh znanii organizatsii na osnove tekhnologii obucheniia deistviem [Developing an organization's corporate knowledge through action-based learning technologies]. Upravlencheskie nauki, 2020, vol. 10, no. 1, pp. 68-80.

17. Akatov N.B., Safonov A.A., Briukhanov D.Iu. Model' EFQM 2020: orientatsiia na vydaiushchiesia rezul'taty [EFQM model 2020: Focus on outstanding results]. Metody menedzhmenta kachestva, 2019, no. 11, pp. 10-15.

18. Project management body of knowledge PMBOK (Russ. ed.: Rukovodstvo k svodu znanii po upravleniiu proektami (Rukovodstvo PMBOK®). N'iutaun-Skver: Project Management Institute, 2013, 5th ed., 614 p.).

19. ISO 21502-2020. Project, programmed and portfolio management. Guidance on project management, 15 p.

20. Sutherland J. SCRUM. The art of doing twice the work in half the time (Russ. ed.: Sazerlend, Dzh. SCRUM. Revoliutsionnyi metod upravleniia proektami. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2016, 288 p.).

21. Popov V.L. Metodologicheskie aspekty upravleniia protsessom sozdaniia innovatsionnogo produkta [Methodological aspects to manager the process of creating an innovative product]. Upravlenie innovatsionnym razvitiem sotsial'no-ekonomicheskikh system. Yekaterinburg, Institute of Economics, RAS Ural branch, 2010, pp. 133-172.

22. Komarov S.V., Popov V.L. Metody i instrumenty poiska innovatsionnykh reshenii [Methods and tools for finding innovative solutions]. Perm, PNRPU, 2014, 333 p.

23. Markov D.A., Markova N.A., Popov V.L.. Berezhlivoe i bistro-reagiruiushchee proizvodstvo [Lean and responsive manufacturing]. Perm, PNRPU, 2018, 325 p.

24. Suri R. Quick response manufacturing: A companywide approach to reducing lead times (Russ. ed.: Suri R. Vremia - den'gi. Konkurentnoe preimushchestvo bystroreagiruiushchego proizvodstva. Moscow, BINOM. Laboratoriia znanii, 2014, 326 p.).

25. Denning S. The age of agile: How smart companies are transforming the way work gets done (Russ. ed.: Stiven D. Epokha Agile. Kak umnye kompanii meniaiutsia i dostigaiut rezul'tatov. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2019, 384 p.).

26. Popov V.L., Kremlev N.D., Markov A.V., Markov D.A., Sevast'ianova I.G. et al. Upravlenie innovatsionnymi proektami [Innovative project management]. Ed. V.L. Popov. Moscow, INFRA-M, 2022, 336 p.

27. Popov V.L. Biznes-strategii i upravlenie tekhnologiei [Business strategies and technology management]. Perm, PNRPU, 2023, 165 p.

28. Akatov N.B., Kustova M.M. Razvitie kompetentsii rukovoditelei innovatsionnykh proektov v ramkakh proektno-orientirovannykh programm podgotovki: uchebno-metodicheskii kompleks [Developing competencies of innovation project managers within project-oriented training programs: Educational and methodological complex]. Perm, PNRPU, 2018, 76 p.

29. Bel'mas S.M., Molodchik A.V., Popov V.L. Upravlenie initsiirovaniem proektov razvitiia organizatsii [Management of organization development project initiations]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 1, pp. 132-141. DOI: 10.15593/2224-9354/2022.1.11.

Оригинальность 89 %

Поступила 02.02.2024 Одобрена 21.02.2024 Принята к публикации 27.05.2024

N.B. Akatov, V.L. Popov, S.M. Belmas

PROJECT-ORIENTED TRAINING WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PRESIDENTIAL MANAGEMENT TRAINING PROGRAM

The Presidential program for training management personnel, conducted in Group "A" (project-oriented training), involves the development and implementation of a specialized training methodology. Published sources contain information about project-based learning used in universities and action learning used in advanced training programs. However, a well-substantiated, holistic methodology tailored to the goals of the Group "A" program has not been found.

The unique methodology developed and implemented by the authors synthesizes several approaches, technologies, and tools. Students of the Presidential Program are sent by their enterprises to study at an educational institution with specific tasks: to develop and organize the implementation of projects that align with strategic development plans. They need to acquire the necessary competencies, knowledge, skills, and abilities.

The acquired knowledge should align with the field of management. The core discipline of the educational program, which plays a pivotal role in its design and implementation, is "Management of Innovative Projects." The program begins with classes that emphasize and clarify the unique role of the project

manager as an active management entity in initiating, developing, and executing a strategically significant project for the enterprise. It includes a comprehensive study of the theory and best practices of initiating and implementing innovative projects and concludes with the defense of real projects at the enterprise. Thus, the core discipline, from the start to the completion of the program, serves its purpose of coordinating and sustaining the required pace of preparation. The core discipline in the curriculum is presented in three formats: lectures, work in project teams, and project sessions with visits to enterprises. Lectures should not exceed 50% of class time. Practical classes involve team-based work where students master the basic formats and tools of project management. The most typical formats include the Concept, Charter, and Project Management Plan, which are developed and presented by the teams for discussion. This process forms a set of techniques and tools that the student will later use in individual projects. The implementation of the latter is monitored through three project sessions with visits to the enterprises. Evaluation and discussion are carried out in the presence of representatives from both the educational institution and enterprise management, ensuring continuous quality control of project implementation.

Keywords: presidential program, project manager, teaching methodology, action learning, project sessions, initiation of development projects.

Nikolai B. Akatov - Doctor of Economics, Professor, Department of Management and Marketing, Perm National Research Polytechnic University, Russian Federation, e-mail: akatov.nb@gmail.com.

Viktor L. Popov - Doctor of Engineering, Professor, Department of Management and Marketing, Perm National Research Polytechnic University, Russian Federation, e-mail: pku06@mail.ru.

Svetlana M. Belmas - Senior Lecturer, Department of Management and Marketing, Perm National Research Polytechnic University, Russian Federation, e-mail: svetlanabelmas25@gmail.com.

Received 02.02.2024 Accepted 21.02.2024 Published 27.05.2024

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Акатов, Н.Б. Проектно-ориентированное обучение в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров / Н.Б. Акатов, С.М. Бельмас, В.Л. Попов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. - № 2. - С. 317-329.

Please cite this article in English as:

Akatov N.B., Popov V.L., Belmas S.M. Project-oriented training within the framework of the Presidential management training program. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 2, pp. 317-329 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.