Решетневские чтения. 2017
УДК 378
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В. С. Козлов*, С. В. Котельникова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается проектно-ориентированная технология командного обучения студентов в вузе с описанием последовательности действий и мероприятий, обеспечивающих организацию такого обучения на начальном и последующих этапах внедрения.
Ключевые слова: проектно-ориентированные технологии, обучающий проект, заказчик проекта, команда проекта, инициатор проекта.
A PROJECT-ORIENTED TECHNOLOGY FOR TEAM TEACHING STUDENTS
V. S. Kozlov*, S. V. Kotelnikova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The research considers a project-oriented technology for a team of students at the University with a description of the sequence of actions and events, providing the organization of such training in the initial and subsequent stages of implementation.
Keywords: project-oriented technologies, training project, project customer, project team, project initiator.
Современные требования работодателей к качеству обучения специалистов привели к необходимости использовать новые подходы к методам обучения. Исследования показали, что для работодателей принципиальным моментом при решении вопроса о приеме выпускника вуза на работу является, помимо специальных знаний, наличие таких личностных качеств потенциального работника, как восприимчивость, динамичность, готовность учиться, готовность начинать с малого. Кроме того, по мнению работодателей, важным фактором для них является наличие предыдущего некоего опыта работы как показателя ответственности и надежности будущего работника. Это действительно непростая задача, которая требует совершенно нестандартного подхода и новых методов обучения [1]. В ряду таких подходов стоят проектно-ориентированные технологии командного обучения, суть которых составляет соединение процесса получения знаний с опытом выполнения реальных проектов и получения результатов.
Проектно-ориентированный подход позволяет также интегрировать знания, приобретенные студентами в рамках разных учебных дисциплин, развивать критическое мышление и творческую инициативу, перенести акцент на интенсивную самостоятельную работу студентов [1].
Начальным этапом проектно-ориентированного командного обучения студентов является идея проекта, которая может быть реализована в следующих
формах, востребованных на рынке, в промышленности, учебном процессе:
- создание новых наукоемких изделий;
- создание учебных изделий;
- создание новых технологий;
- разработка учебных материалов;
- проведение научных исследований;
- выполнение технических, экономических расчетов и др.
Идею проекта выдвигает инициатор проекта, в качестве которого могут выступать:
- внутренний заказчик проекта (внутренним заказчиком проекта выступает вуз в лице ректора или иного официально уполномоченного лица);
- администрация вуза;
- дирекция/деканат;
- выпускающая (профилирующая) кафедра;
- иные подразделения вуза;
- студенты;
- внешний заказчик проекта.
Возможно совместное выдвижение идеи проекта внутренним и внешним заказчиками проекта.
Решение об открытии проекта либо об отказе в реализации проекта принимает на открытых заседаниях рабочих групп, создаваемых для проведения конкурсного отбора проектов. Решение принимается с учетом профиля обучения, научных и производственных связей профилирующей кафедры, специфики проектно-ориентированного командного обучения
Опорный университет — социальная ответственность и региональное развитие
студентов данной специальности. Профилирующая кафедра, на базе которой организуется проектно-ориентированное командное обучение студентов, определяет круг преподавателей и сотрудников кафедры, участвующих в проекте. Из числа преподавателей и сотрудников профилирующей кафедры назначается команда, реализующая функции управления в проекте. К команде управления проектом в случае необходимости подключается ведущий специалист от предприятия-заказчика. Управление командой является одной из задач профилирующей кафедры и включает в себя выделение преподавателей, требуемых для выполнения проекта, координацию их усилий, фиксацию замечаний, оценку их работы.
Следующим этапом проекта является формирование команды проекта - временно созданной команды студентов, отвечающих за достижение целей проекта и подчиняющихся куратору и ведущему специалисту проекта. Работу по формированию проектных команд на профилирующей кафедре организует заведующий кафедрой. Определяется количественный состав команды проекта, в которую могут входить студенты одного или разных курсов, специальностей, факультетов и даже разных вузов города. Кроме того, предусматривается кооперация и взаимодействие с подразделениями университета, а также со сторонними организациями.
Работа команды проекта организуется как органическая составляющая процесса подготовки специалистов к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности: научно-исследовательской; проектно-конструкторской; организационно-управленческой; производственно-технологической [2].
С одной стороны, реализация проекта в рамках одного из видов профессиональной деятельности последовательно или параллельно проходит все основные стадии разработки: от технического задания до конечного результата. С другой стороны, проектно-ориентированное командное обучение студентов включается в образовательную программу в виде индивидуального учебного плана для участников команды. Учебным планом предусматривается изучение в процессе работы над проектом некоторых дисциплин, программы которых соответствуют содержанию проекта (включенное обучение). При этом также происходит замена ряда учебных форм (расчетные задания, курсовые работы и проекты, практика, лабораторные работы и др.) соответствующей работой над проектом в рамках проектно-ориентированного командного обучения.
Для участников проекта, как студентов, так и преподавателей разрабатываются и утверждаются индивидуальные планы участников проекта. После разработки и утверждения индивидуальных учебных планов участников проекта проектно-ориентированное командное обучение для них становится обязательным.
За время выполнения проекта команда проекта выполняет значительный объем работ, включающий в себя (в зависимости от тематики проекта) маркетинг
и определение целевого продукта, анализ предметной области и описание требований, проектирование, разработку, тестирование, документирование, комплексные испытания, внедрение и сопровождение.
Процессами завершения отдельных этапов проекта, а также всего проекта в целом служат официальное подтверждение и оформление промежуточных и конечных результатов проекта. Обязательным мероприятием по завершении проекта, проводимым с целью оценки полученных производственных и учебных результатов, является презентация проекта.
К основным преимуществам использования предложенной выше проектно-ориентированной технологии командного обучения студентов относятся:
- интеграция знаний, приобретённых студентами в ходе изучения различных дисциплин;
- решение реальных производственных задач и применение полученных теоретических знаний на практике;
- возможность показать свои творческие способности, проявить себя, самоутвердиться в деловой среде;
- повышение сплочённости студенческой команды и уровня ответственности каждого за порученное дело;
- приобретение студентами коммуникативных навыков, необходимых для работы в команде;
- возможность научиться работать в условиях неопределенности и преодолевать реальные риски.
Указанные выше преимущества обеспечивают вузу возможность подготовки квалифицированных специалистов в различных областях профессиональной деятельности через формирование как специализированных, так и общекультурных компетенций. В свою очередь у выпускников вуза есть возможность за время обучения пройти практикоориентированную подготовку, позволяющую успешно и без дополнительной профессиональной переподготовки на рабочем месте выполнять обязанности работника и быть высококонкурентным специалистом на современном рынке.
Библиографические ссылки
1. Малкова И. Ю. Проектные технологии в высшей школе: гипотезы о содержании проектной компетентности // Образовательные технологии. 2005. № 3.
2. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. 2009. № 4.
References
1. Malkova I. Ju. [Proektnye tehnologii v vysshej shkole: gipotezy o soderzhanii proektnoj kompetentnosti].
Obrazovatel'nye tehnologii. 2005. № 3. P. 164-167. (In Russ.)
2. Dvoreckij S., Puchkov N., Muratova E. Х. [Formi-rovanie proektnoj kul'tury]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 4. P. 15-22. (In Russ.)
© Козлов В. С., Котельникова С. В., 2017