Научная статья на тему 'Деловая игра как форма контроля самостоятельной работы студентов в проектных группах'

Деловая игра как форма контроля самостоятельной работы студентов в проектных группах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROJECT-BASED LEARNING / ДЕЛОВАЯ ИГРА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / INDEPENDENT WORK OF THE STUDENT / ROLE PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жирнова Е. А.

Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Системы качества» на основе проектного обучения на кафедре управления качеством и сертификации СибГАУ. Показано, как на основе деловой игры в проектных группах можно подтвердить одновременно несколько профессиональных компетенции бакалавров по направлению подготовки 221700 «Стандартизация и метрология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE GAME AS A FORM OF STUDENT SELF-CONTROL AT PROJECT-BASED LEARNING

An experience of the organization of student independent work in the discipline ”Quality Systems” is grounded on project-based learning at the department of quality management and certification in SibSAU. The role play in the project groups can simultaneously confirm a number of professional competences of bachelors taking 221700 ”Standardization and Metrology” program.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как форма контроля самостоятельной работы студентов в проектных группах»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 658.2

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНЫХ ГРУППАХ

Е. А. Жирнова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]

Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Системы качества» на основе проектного обучения на кафедре управления качеством и сертификации СибГАУ. Показано, как на основе деловой игры в проектных группах можно подтвердить одновременно несколько профессиональных компетенции бакалавров по направлению подготовки 221700 «Стандартизация и метрология».

Ключевые слова: проектное обучение, деловая игра, самостоятельная работа студента.

ROLE GAME AS A FORM OF STUDENT SELF-CONTROL AT PROJECT-BASED LEARNING

E. A. Zhirnova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]

An experience of the organization of student independent work in the discipline "Quality Systems" is grounded on project-based learning at the department of quality management and certification in SibSAU. The role play in the project groups can simultaneously confirm a number of professional competences of bachelors taking 221700 "Standardization and Metrology " program.

Keywords: project-based learning, role play, independent work of the student.

В современных условиях подготовка высшими учебными заведениями высококвалифицированных специалистов, обладающих набором теоретических знаний и практических навыков, востребованных на рынке труда, является актуальной задачей. При этом необходимость навыков самостоятельной учебной деятельности студентов является основой для развития практических знаний и навыков будущих специалистов, воспитания самоорганизации, дальнейшего послевузовского самообразования и саморазвития. Увеличение объема самостоятельной работы студентов и уменьшение аудиторной нагрузки приводит к необходимости разработки новых форм организации и контроля самостоятельной работы студентов. Целью самостоятельной работы студентов является создание условий, при которых учащиеся приобретают профессиональные, коммуникативные и командно-ролевые компетенции [1].

Для этого необходимо применять проектное обучение, которое всегда ориентировано на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение какой-то конкретной проблемы в проектном обучении достигается не только за счет использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, но и интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих способностей [2].

Эффективность проектного обучения обеспечивается за счет активного включения обучающихся как

в процесс самостоятельного приобретения знаний, так и их непосредственного использования.

Формой контроля самостоятельной работы студентов в проектных группах может служить деловая игра - эффективный активный метод обучения. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации.

На кафедре управления качеством и сертификации СибГАУ с 2008 г. успешно применяют проектный метод обучения в ходе учебного процесса по дисциплине «Системы качества» для бакалавров направления подготовки 221700 «Стандартизация и метрология».

В ходе изучения дисциплины «Системы качества» должны быть реализованы профессиональные компетенции, в частности, студент должен уметь:

- участвовать в практическом освоении систем менеджмента качества, рекламационной работе, составлении заявок на проведение сертификации (ПК-13);

- участвовать в работах по подготовке к сертификации систем качества; в проведении аккредитации органов по сертификации (ПК-14);

- участвовать в планировании работ по стандартизации и сертификации, систематически проверять соответствие применяемых на предприятии (в организации) стандартов, норм и других документов действующим правовым актам и передовым тенденциям развития технического регулирования (ПК-11).

Решетневскуе чтения. 2013

Организация самостоятельной работы студентов на основе проектного обучения включает следующие этапы:

1. Выдача задания, в частности, студенты изучают ГОСТ ИСО 9001-2011, устанавливающий требования к системе менеджмента качества, ГОСТ ИСО 19011-2011, регламентирующий порядок проведения сертификации, а также нормативные документы, определяющие правила аккредитации органов по сертификации.

2. Разделение студентов на две проектные группы: орган по сертификации и предприятие машиностроительной отрасли.

3. Самостоятельное распределение ролей и функций в соответствии со структурой и сферой деятельности предприятия и органа по сертификации.

4. Разработка нормативной документации, необходимой для практического освоения системы качества и аккредитации органа по сертификации каждой проектной группой соответственно. При выполнении работы студенты используют отечественный и зарубежный опыт в области управления качеством.

Вышеуказанные этапы являются самостоятельной подготовкой студентов к деловой игре «Сертификация системы качества», которая проводится на последних практических занятиях и имитирует процедуру сертификации системы менеджмента качества органом по сертификации. Данная деловая игра позволяет подтвердить владение студентов требуемыми профессиональными компетенциями.

Самостоятельная работа студентов позволяет повысить эффективность принятия решений и инициативность студентов, способность их к самостоятельному освоению и использованию материала в течение всего процесса выполнения проекта. Групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций у студентов, посредством их общения и сотрудничества друг с другом, развития личностной рефлексии, нахождения путей взаимопонимания, а также осознания проблем при командной работе, развитие способности разрешать возникающие конфликты [3].

Таким образом, включение студентов в проектную деятельность оказывает значительное влияние на эффективность образовательного процесса. Проектное обучение имеет большой образовательный, коммуникационно-развивающий и социально-ориентированный потенциал, и, обеспечивая максимальную активность студентов в учебном процессе, способствует

формированию у студентов практических навыков. Проектный метод обучения помогает стать будущим выпускникам активными, компетентными и конкурентоспособными на рынке труда.

Библиографические ссылки

1. Жирнова Е. А., Римаренко О. В. Повышение качества подготовки специалистов путем совершенствования организации самостоятельной учебной работы студентов // Современное образование: технические университеты в модернизации экономики России : материалы Междунар. науч.-метод. конф. (27-28 января 2011, г. Томск). Томск : Изд-во ТУСУР, 2011. С. 138-139.

2. Гринберг Г. М., Курзюкова Ф. В. Новые грани проектной технологии обучения // Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : науч.-метод. сб. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2008. С. 16-20.

3. Римаренко О. В., Жирнова Е. А. Проектный метод обучения как способ повышения качества образовательной услуги // Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (4 февраля 2011, г. Красноярск). Красноярск, 2011.

References

1. Zhirnova E. A., Rimarenko O. V. Povyshenie kachestva podgotovki specialistov putem sovershenstvovanija organizacii samostojatel'noj uchebnoj raboty studentov // Sovremennoe obrazovanie: tehnicheskie universitety v modernizacii jekonomiki Rossii: materialy Mezhdunar. nauch.-metod. konf. (27-28 janvarja 2011 g.). Tomsk : Izdatel'stvo TUSUR, 2011. S. 138-139.

2. Grinberg, G. M., Kurzjukova F. V. Novye grani proektnoj tehnologii obuchenija [Tekst] // Innovacionnaja integrirovannaja sistema professional'nogo obrazovanija: problemy i puti razvitija: nauch.-metod. sb. / Sib. gos. ajerokosmich. Un-t. Krasnojarsk, 2008. S. 16-20.

3. Rimarenko O. V., Zhirnova E. A. Proektnyj metod obuchenija kak sposob povyshenija kachestva obrazovatel'noj uslugi // Innovacionnaja integrirovannaja sistema professional'nogo obrazovanija: problemy i puti razvitija: materialy Vseros. nauch.-metod. konf. (4 fevralja 2011, g. Krasnojarsk).

© Жирнова Е. А., 2013

УДК: 378.147

ОСОБЕННОСТИ И ИЛЛЮЗИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Ю. Журавлев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. Е-шаП: [email protected]

Представлен результат исследования особенностей технологий дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.