В. П. Панасюк (Ленинградская обл.), Г. В. Головичер (г. Салехард), О. В. Ковальчук (г. Всеволожск)
ПРОЕКТНО-КВАЛИТАТИВНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с проблематикой инновационного развития муниципальных образовательных систем. Предложены концептуальные и методические подходы к разработке и применению стандартов при проектировании квалитативно-ориентированных моделей управления инновационным развитием муниципальных образовательных систем
Качество образования в современном мире выступает как основополагающий фактор эффективного социально-экономического и социокультурного развития государства, его конкурентоспособности на мировом рынке. Развитие образования в России связано с системными изменениями во всех сферах жизни общества, на всех уровнях управления и направлено на приведение системы образования в соответствие с современными реалиями в экономике и социально-культурной сфере. Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства, рынка труда [1, 4].
Задачи построения общероссийской, региональных и муниципальных систем обеспечения качества образования остро поставили вопрос о применении проектно-квалитативных моделей управления инновационным развитием образовательных систем различного уровня, о месте и роли стандартизации и стандартов в таких моделях.
В самом общем виде проектно-квалитативная модель управления инновационным развитием образовательных систем понимается нами как модель, которая ориентирована на:
- создание образа, прогнозирование развития и будущего состояния образовательной системы в результате инновационного развития [3];
- отбор таких структурных элементов и организацию таких связей между ними, кото-
рые обеспечивают перевод образовательной системы на новый качественный уровень, появление у нее новых свойств, востребованных внешними системами [5];
- сочетание программно-целевого и синергетического подходов к управлению системами и процессами;
- приоритет качественных характеристик в ситуации многовариантности выбора педагогических и организационных инноваций, принятии проектных и управленческих решений.
Применение проектно-квалитативной модели управления инновационным развитием муниципальных образовательных систем опирается на ряд исходных позиций, фиксирующих исходное состояние системы, составляющих базовое инвариантное ядро системогенетического развития системы и позволяющих прогнозировать характер и последствия внедрения отдельных инноваций и их взаимосвязанного комплекса [4].
Прогностичность является основополагающим требованием проектно-квалитативной модели управления, что напрямую связано с применением системы стандартов различного уровня и назначения, гарантирующих сохранение образовательной системой тех свойств, которые определяют ее качество, в том числе на переходных этапах, связанных с инновационным совершенствованием.
С учетом общетеоретических положений нормологии и стандартологии [4, 6] выскажем предположение, что концепция муниципального стандарта качества образования может содержать общие принципы и указания, которыми должны руководствоваться
различные образовательные учреждения и организации, предоставляющие образовательные услуги. Данные принципы и указания обеспечивают основу для создания эффективной системы оценки качества образования, способствуют упорядочению работы по оценке качества образования в муниципалитете, содержат концептуальное видение системного менеджмента качества на муниципальном уровне, определяют перспективу создания комплекса средств и инструментария, технологий оценки качества образования на различных уровнях муниципальной образовательной системы. Очевидно, что концепция муниципального стандарта качества образования также должна учитывать социокультурные, экономические, национальные и этнокультурные потребности жителей той или иной территории.
Муниципальный стандарт качества образования - это документ, содержащий совокупность требований к функционированию и развитию муниципальной системы образования, к деятельности образовательных учреждений и педагогических работников, к результатам освоения основных и дополнительных образовательных программ. Эти требования основываются на балансе интересов и совместной ответственности личности, общества и государства за их достижение. Стандарт качества образования, таким образом, есть социальная норма, в которой отражены требования к качеству образования со стороны различных заказчиков и потребителей образовательных услуг.
Муниципальный стандарт качества образования призван определить общие подходы к обеспечению качества образования на муниципальном уровне и составить основу для разработки аналогичных стандартов для регионального, субрегионального уровней и уровня образовательного учреждения.
Стандарт способствует реализации федеральной, региональной и муниципальной политики в области качества образования, его применение призвано гарантировать сохранение единого образовательного пространства, обеспечивать должный уровень образования. В силу того, что государственный образовательный стандарт не обеспечивает фиксацию всех требований к качеству образования, назначение муниципального стандарта качества состоит в том, чтобы охватить своим полем такие аспекты, стороны, как: каче-
ство функционирования и развития образовательных систем и образовательных учреждений; качество научно-методической, воспитательной, опытно-экспериментальной работы; качество управления сетью образовательных учреждений и всеми видами ресурсов.
В силу этого региональный стандарт качества образования согласуется, дополняет требования обязательных стандартов в части обеспечения качества образования и проектирования систем менеджмента качества (Федеральный государственный образовательный стандарт, ГОСТР ИСО 9000-2008) [1, 2, 6].
Муниципальный стандарт качества образования должен разрабатываться органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, с привлечением общественного, профессионального педагогического и экспертного сообществ, структур гражданского общества, общественных организаций, союзов и ассоциаций и утверждаться представительным органом местного самоуправления. С точки зрения стабильности важно, чтобы муниципальный стандарт качества образования подвергался пересмотру не чаще одного раза в пять лет.
Стандарт должен носить обязательный характер и применяться с сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, начального и дополнительного профессионального образования.
Стандарт должен разрабатываться в соответствии с Конституцией РФ, кодификационными и отраслевыми федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ и субъекта РФ, муниципального образования, регулирующими образовательную деятельность, Концепцией общероссийской системы оценки качества образования, а также учитывать действующие международные правовые акты.
Разработка муниципального стандарта качества образования должна способствовать: обеспечению конкурентоспособности муниципального образования; созданию единого образовательного пространства на региональном, субрегиональном и территориальном уровнях; обеспечению устойчивого развития муниципальной образовательной системы; созданию условий для повышения открытости образовательных систем, формиро-
ванию механизма государственно-общественного управления ими; принятию обоснованных управленческих решений администрацией образовательных учреждений, муниципальными органами управления образованием, представительными органами местного самоуправления; повышению объективности оценки образовательных систем; их экономической и социальной эффективности; обеспечению конкурентоспособности экономики муниципального образования; развитию нормативно-правовой базы образования, разнообразию форм получения образования различными категориями граждан, включая взрослое население; интеграции ступеней непрерывного образования; обеспечению высокого качества обучения и воспитания; инновационному развитию муниципальной сферы образования; появлению конкуренции на рынке образовательных услуг.
В то же время стандартизация способствует:
- формированию механизма интеграции муниципальной образовательной системы в образовательное пространство субъекта Российской Федерации и страны в целом; выработке муниципальной политики в области образования;
- созданию основы для проведения сравнительных исследований в области образования, внедрению в управление инновационных подходов и процедур оценки, экспертизы и аудита качества образования;
- выстраиванию механизма независимой оценки качества образования, появлению негосударственных, коммерческих и некоммерческих структур, реализующих функции аудита, экспертизы, мониторинга качества образования;
- появлению на рынке образовательных услуг новых типов и видов образовательных учреждений (организаций), профессионально-педагогических общественных организаций, ассоциаций и союзов, инновационных форм интеграции системы образования с другими секторами экономики и социальной сферы.
На основе учета современных достижений нормологии и стандартологии, педагогики, квалитологии, теории управления, системо-логии, других теорий и наук можно сформулировать основные принципы, определяющие построение и применение муниципального стандарта качества образования: это
принципы взаимосвязи, взаимодополнения и преемственности системы стандартов; стабильности стандарта; всеобщности управления качеством; организации системы стандартов исходя из требований положения о полном жизненном цикле или «петли качества»; системогенетической функции стандартов; цикличности развития стандартов; гибкости и адаптивности системы стандартов; совместимости системы стандартов процессов и видов деятельности и стандартов результатов, качества функционирования образовательных систем и качества их развития; учета и баланса интересов потребностей системы образования, общества, государства, работодателей, граждан, местных особенностей, национальных и этнокультурных потребностей жителей конкретного муниципалитета; ориентации стандарта на многоас-пектность качества объектов, процессов, педагогических и социальных результатов образовательной деятельности; демократичности процедур оценки и экспертизы качества образования; адекватности стандарта требованиям и ожиданиям потребителей и заказчиков образовательных услуг; учета и согласования внутреннего и внешнего системносоциального качества; ведущей роли стандарта в механизмах проектирования и внедрения систем менеджмента качества (систем управления качеством); фиксации в стандарте гарантий открытости информации о механизмах, процедурах и результатах оценки качества образования в рамках действующего законодательства.
Основной целью муниципального стандарта качества образования является создание системы гарантий и механизма обеспечения качества функционирования и развития систем образования, результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических работников, результатов освоения обучающимися основных и дополнительных образовательных программ.
Задачи муниципального стандарта качества образования:
- обеспечение единства подходов к обеспечению качества образования на всех уровнях муниципальной образовательной системы;
- установление ответственности и полномочий органов муниципального управления, администрации образовательных учреждений и организаций, педагогических работни-
ков, заказчиков и потребителей образовательных услуг в области обеспечения высокого уровня качества образования;
- повышение уровня эффективности образовательных систем.
Концептуальные основания, определяющие построение и применение муниципального стандарта качества образования включают положения о приоритетности международных, федеральных, региональных, обязательных и официальных стандартов и норм качества образования; о системности построения стандартов качества в муниципальной образовательной системе; о разнообразии стандартов, устанавливающих требования к качеству образования; об особом статусе стандарта качества образования в структуре нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования; об ориентации стандарта на текущие и перспективные потребности местного рынка труда и образовательных услуг; о возможности включения в стандарт норм, требований, регламентов, содержащихся в нормативно-правовых актах региона, РФ, международном законодательстве, межотраслевых, отраслевых, международных стандартах, включая стандарты негосударственных союзов и ассоциаций.
Муниципальный стандарт качества образования должен устанавливать единые требования к обеспечению качества, регламенты осуществления, модельные требования к следующим объектам и процессам сферы образования:
- разработка стратегических документов развития муниципальной образовательной системы (программа развития, политика в области качества);
- разработка содержания образования (базисный учебный план, основные образовательные программы);
- условия для осуществления образовательной деятельности, управление ресурсами и инфраструктурой;
- управление сетью образовательных учреждений;
- процедуры контроля, аудита, экспертизы, мониторинга, оценки качества образования;
- качество социальных и педагогических результатов образовательной деятельности;
- требования к системам обеспечения и оценки качества образования и проверке эффективности их применения.
С точки зрения концептуального видения муниципального стандарта качества образования важно определить организационно-методические положения его разработки и утверждения. Представляется, что основанием для разработки стандарта может выступать концепция и техническое задание. Разработка стандарта должна осуществляться на конкурсной основе под управлением муниципального оператора, назначенного распоряжением главы Администрации или главы муниципального образования. До представления стандарта для утверждения депутатами представительного органа местного самоуправления проект стандарта подлежит публичному обсуждению в соответствии с процедурой публичных слушаний и одобрению не менее чем 2/3 педагогов и 1/2 жителей территории.
На первом этапе слушаний по стандарту депутатами представительного органа местного самоуправления должны участвовать представители общественных организаций, ассоциаций, союзов, уставными целями которых является образовательная деятельность и содействие образовательной деятельности. Важно, чтобы стандарт не подвергался коррекции и пересмотру в течении трех или пяти лет с момента его принятия.
Инициатива по коррекции и пересмотру стандарта может принадлежать главе муниципального образования как высшему должностному лицу муниципалитета, председателю и депутатам муниципального совета, главе Администрации, органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования.
Таким образом, изложенные выше концептуальные положения позволяют говорить о муниципальном стандарте качества образования как о нормативно-программно-методическом документе, призванном при использовании проектно-квалитативной модели управления инновационным развитием муниципальных образовательных систем зафиксировать требования к уровню качества образования, отразить характер инновационных процессов в муниципальной системе образования, служить ориентиром для разработки и внедрения в образовательную практику новых технологий, организационных форм, моделей и подходов.
Литература
1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 113 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. - М.: Изд-во стандартов, 2008. - 68 с.
3. Маркова С. М. Теоретические основы проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук.
- СПб.: Институт ПТО РАО, 2002. - 50 с.
4. Субетто А. И. Квалитология образования. - СПб. ; М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 220 с.
5. Субетто А. И. Введение в нормологию и стандартологию образования. - СПб. ; М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 216 с.
6. Татур А. О. и др. Стандарты и тесты в образовании. - М.: МИФИ, 1995.
7. Тарасов С. В., Марон А. Е. Инновационное развитие системы образования на основе методологии средового подхода // Человек и образование. - 2010. - №3. - С. 14-18.
8. Управление современной школой : в 2 кн. Кн. 2 : Качество образования / под общ. ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. - СПб.: ЛОИРО, 2003. - 285 с.
--------^----------