Научная статья на тему 'Качество образовательных систем в контексте системогенетических механизмов развития'

Качество образовательных систем в контексте системогенетических механизмов развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / КАЧЕСТВО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ / EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATIONAL SYSTEM COMPONENT / QUALITY OF EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEM QUALITY / QUALITY OF EDUCATIONAL SYSTEM FUNCTIONING AND DEVELOPMENT / SYSTEM-GENETIC LAWS AND PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панасюк Василий Петрович, Ковальчук Ольга Владимировна

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с проблематикой качества образовательных систем. С позиций системогенетических законов и принципов анализируются проблемы качества текущего функционирования и качества развития образовательных систем различного уровня и назначения. Предложены концептуальные подходы к анализу, обеспечению и оценке качества образовательных систем в условиях инновационных преобразований в российском образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF SYSTEM-GENETIC DEVELOPMENTAL PRINCIPLES

A whole complex of issues tied to the problems of educational system quality is investigated in the paper. From the position of system-genetic laws and principle the authors analyse the problems of routine functioning and developmental quality of educational systems of different purposes and levels. Conceptual approaches to educational system quality analysis, evaluation and support are given taking into account the circumstance of innovative trends in Russian education.

Текст научной работы на тему «Качество образовательных систем в контексте системогенетических механизмов развития»

В. П. Панасюк (Санкт-Петербург) О. В. Ковальчук (Всеволожск)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с проблематикой качества образовательных систем. С позиций системогенетических законов и принципов анализируются проблемы качества текущего функционирования и качества развития образовательных систем различного уровня и назначения. Предложены концептуальные подходы к анализу, обеспечению и оценке качества образовательных систем в условиях инновационных преобразований в российском образовании

Последнее десятилетие ознаменовано для российской системы образования поиском концептуальных основ развития [1, 4,

9, 10]. Одним из приоритетов в формируемой национальной политике в области образования является качество образования. С качеством образования связаны инновационные преобразования в содержании, формах образования, управлении образовательными системами [1, 2, 4, 5, 7].

Необходимо отметить, что изменения коснулись всех подсистем, организационных уровней системы образования, ее концептуальных основ. Инновационный процесс продолжается и в настоящее время. Его интенсивность определяется многими факторами, в числе которых факторы объективного и субъективного порядка, факторы ресурсных ограничений.

Рассматривая инновационный процесс и качество образования, необходимо отметить, что между ними существует сложная и неоднозначная связь. В основе такого утверждения лежат следующие положения:

- инновационные изменения в любой системе образования обусловливаются потребностями и логикой вывода ее на качественно новый уровень функционирования, адаптации к изменившимся условиям;

- инновационные изменения своим следствием могут иметь значительную сто-хастичность образовательной системы, потерю управляемости и, как следствие, снижение качества ее текущего функционирования;

- качество текущего функционирования и качество развития образовательной

системы - две взаимодополняющие и две конкурирующие тенденции в условиях инновационных изменений. На фоне снижения качества текущего функционирования эффект может быть получен в виде появления у образовательной системы новых свойств, цикл полного формирования которых занимает определенное время.

Любая образовательная система (региональная, муниципальная, отраслевая, образовательная система школы или вуза) подчиняется действию определенных системогенетических законов. А. И. Субетто в ряде своих работ [12, 13, 14] выделил такие универсальные законы и принципы систе-могенетики, как: закон разнообразия; закон дуальности организации и управления; закон системного наследования; принцип системной фрактальности; принцип гетерогенности развития систем. Рассмотрим их более подробно в контексте заявленной в названии статьи проблемы.

Закон разнообразия ориентирует при рассмотрении вопросов качества образовательных систем на достижение их соответствия по сложности тем условиям, в которых они функционируют (социальным, экономическим, технологическим, культурноидеологическим). Разнообразие, с одной стороны, вносит хаос и неуправляемость, с другой стороны, служит средством адаптации к изменяющимся внешним условиям существования той или иной системы. Новое качество в образовательных системах может проявляться в разнообразии типов образовательных учреждений, программ, организационных форм, содержательных

линий и т.п. [7, 8]. Хорошей иллюстрацией этого утверждения является реализация идеи старшей профильной школы (спектр профилей, которые предлагаются для выбора; разнообразие организационных форм профильного обучения, включая профильные сети; информационное обеспечение в виде многообразия учебной литературы, источников информации).

Значительный рост разнообразия в образовательной системе может иметь и негативные последствия в виде потери управляемости, невыполнении системой своих главных функций, нерациональности в использовании ограниченных ресурсов и т.п. Управление качеством должно способствовать снятию или минимизации этих негативных последствий. Речь идет об унификации, разработке и применении системы стандартов и норм. Вместе с тем закон разнообразия, являясь системогенетическим законом, отображающим необходимое условие прогресса, восходящего воспроизводства качества образовательных систем и их компонентов, носит универсальный характер, является непременным атрибутом любой образовательной системы.

Такой же глобальный и универсальный характер имеет и действие закона дуальности организации и управления. Дуальность для образовательной системы означает двойственность в ориентации на функционирование и развитие, двойственность в выстраивании контуров управления образовательной системой [11, 12]. Ориентация на функционирование, управление качеством текущего функционирования имеют своими основаниями и необходимым условием информацию о прошлых состояниях и свойствах образовательной системы, ее отдельных компонентов. Опираясь на информацию отрицательной обратной связи, полученную в результате контрольно-оценочных процедур, субъект управления качеством стремится устранить выявленные несоответствия, унифицировать и придать более управляемый и предсказуемый характер ключевым процессам, с тем чтобы в последующем гарантировать необходимый (требуемый) уровень качества образовательных услуг. В этих целях применяется

нормативное регулирование, мониторинг, статистическое наблюдение, инспектирование [2, 3, 6].

Ориентация на развитие предполагает акцент на отбор и культивирование в образовательной системе тех свойств, которые необходимы с точки зрения будущих условий. В известной мере такие свойства могут противостоять свойствам, необходимым в данный промежуток времени. Имея длительный цикл своего становления, такие свойства подвержены значительным изменениям, требуют соответствующего ресурсного обеспечения. Контур управления качеством развития образовательной системы, таким образом, связан с обеспечением ее качества, которое будет востребовано по прошествии какого-то времени.

Сложная связь и отношения двух контуров в организации жизнедеятельности образовательных систем описываются как биполярное взаимодействие двух механизмов в развитии образовательной системы и предстают как взаимодействие устойчивости развития, стабилизации и инноваций (обновления), дестабилизации, нарушения равновесия в развитии. В процессе движения симметрии - асимметрии: инвариантность - изменчивость, стабилизация - дестабилизация, бюрократизация, стереотипизация - креатизация, стагнация - иннова-тирование и т.д. - происходит периодическое выталкивание части «прошлого» из «памяти» структур образовательных систем под напором «будущего», инноваций [12]. Рассматривая системогенетический закон дуальности организации и управления в контексте проблем качества образования, можно сделать ряд практикоориентированных выводов:

- применение закона дуальности одновременно ко всем компонентам той или иной образовательной системы без проведения необходимых мероприятий по синхронизации изменения их свойств может иметь своим следствием резкое снижение качества образования;

- неэффективность систем обеспечения качества в образовательных системах или игнорирование при их построении закона дуальности организации и управления может являться причиной появления в

образовательной системе противостоящих друг другу, конкурирующих свойств;

- сочетание контура управления качеством текущего функционирования и контура управления качеством развития образовательной системы должно быть экономически целесообразным, то есть должно учитываться соотношение объемов ресурсов (материально-финансовых, временных, человеческих, методических) для успешного их осуществления; должен быть определен состав компонентов и элементов образовательной системы, переводимых в режим развития, продолжительность этих циклов развития и спрогнозированы результаты, риски.

Наличие в образовательных системах контура управления качеством развития ставит вопрос о создании механизмов преемственности, с тем чтобы сохранить в системе те компоненты, элементы, которые определяют эффективность системы, ее «выживаемость», а самое главное - стабильность на фоне изменений во внешней и внутренней среде.

Эти проблемы решаются в системоге-нетике с позиций закона системного наследования. Данный закон определяет общее видение эволюционирования любых систем, сохранения наследуемых инвариантных системных элементов. Механизм наследования сводится к отбору тех элементов системы, которые успешно и эффективно функционировали в прошлом и которые являются перспективными с позиций новых требований.

Рассматривая изменения последних лет в российской системе образования с позиций закона системного наследования, необходимо отметить, что многие инновационные изменения не затронули базовые системные элементы отечественной системы образования (содержание образования, систему внутришкольного контроля, методы и формы обучения и воспитания). Преемственность также просматривается в организации образовательного процесса, управлении школой, системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров [4].

Закон системного наследования в отношении качества образовательных систем

выполняет положительную роль в том смысле, что:

- сохранение определенных инвариантных элементов, в первую очередь перечисленных выше, на фоне нарастающего разнообразия и неопределенности в системе, определяет циклическое воспроизводство качества или, как минимум, не снижение его уровня на этапе интенсивных инновационных преобразований;

- наличие и стабильность таких элементов образовательной системы как нормативная база, система ведомственной статистики, процедуры государственного регулирования образовательной деятельности, позволяет использовать в управлении качеством те его виды, которые основываются на информации отрицательной обратной связи, определяются наличием достаточной информации на входе управления;

- механизм наследования в образовательной системе во многом определяет цикличность процессов, осуществляемых в ее рамках. Это означает, что чем больше элементов остаются в системе как инвариантные, тем вероятнее обеспечить должный уровень качества процессов, развертывающихся на больших циклах.

Принцип системной фрактальности применительно в образовательной системе означает, что системы различных уровней соотносятся и выстраиваются таким образом, что система более низкого порядка входит в систему более высокого порядка наподобие матрешки. Фрактальность (вложенность) систем означает еще и подобие в системной организации. К примеру, организационные структуры управления образованием регионального уровня в значительной степени напоминают построение организационных структур управления федерального уровня (с появлением Федеральной службы по надзору в сфере образования спустя несколько лет аналогичная структура появилась и на региональном уровне).

Принцип системной фрактальности в полной мере применим в отношении проблемы обеспечения качества образовательных систем. Подобие систем различного уровня, их структурно-функционального построения, безусловно, гарантирует еди-

ные подходы и процедуры в реализации ключевых функций образовательных систем. Унификация через подобие снимает проблему неуправляемости, нарастания хаоса в системе, обеспечивает качество системообразующих элементов и, соответственно, всей образовательной системы в целом.

Принцип гетерогенности развития систем ориентирует на учет того, что различные образовательные системы изменяются по различным траекториям, эти изменения имеют различный темп и временные характеристики. Начало этих изменений имеет различное положение на временной шкале. Фактор гетерогенности, с точки зрения качества образовательных систем, может в различных ситуациях играть либо положительную, либо отрицательную роль. С одной стороны, неравномерность изменений осуществления определенных реформаций на региональном и муниципальном уровнях может существенно и в отрицательном ключе повлиять на качество той образовательной системы, в которой изменения проходят более медленно. С другой стороны, неравномерность изменений в различных образовательных учреждениях, входящих в муниципальную образовательную систему, может при определенных условиях гарантировать стабильность образовательного процесса, обеспечить для муниципальной образовательной системы некий приемлемый уровень качества ее функционирования.

С учетом рассмотренных выше системогенетических законов и принципов должен осуществляться отбор критериев и показателей для оценки качества образовательных систем. Пространство данных критериев и показателей фиксирует такие значимые моменты и атрибуты образовательной системы, как: уровень сложности, устойчивость, адекватность внешней среде, управляемость, синергичность процессов внутри системы, детерминированность и др. В числе критериев и показателей качества образовательной системы можно назвать следующие:

- субстратная или морфоэлементная сложность - число (или мера разнообразия) элементов системы;

- внутренне (внешне) - структурная сложность системы - число или разнообразие связей между элементами внутри системы (связей элементов системы с элементами системного окружения);

- атрибутивная сложность по составу -число или разнообразие свойств и функций системы;

- операциональная сложность проектирования образовательной системы;

- существенная взаимосвязь свойств -коррелятивность свойств;

- стохастичность функционирования образовательной системы;

- интенсивность обменных процессов с внешней средой (обмен веществом, энергией и информацией);

- степень связанности иерархических уровней, сочетающихся на основе принципа единства централизации и децентрализации.

Состав данных критериев и показателей может быть значительно расширен в различных ситуациях оценки и экспертизы качества образовательных систем (ситуация внутренней оценки, ситуация внешней оценки; ситуация формальной, официальной оценки, ситуация неформальной, независимой оценки; ситуация разовой оценки, ситуация повторяющейся мониторинговой оценки).

В заключение отметим, что в данной статье выдвинута проблема и сделана попытка обоснования концептуальных подходов к решению проблемы трактовки, определения и оценки качества образовательных систем с позиций фундаментальных законов системогенетики. Системогенетический анализ проблемы качества образовательных систем является, на наш взгляд, наиболее эффективным и адекватным в том смысле, что предоставляет значительные возможности для рассмотрения таких систем как систем развивающихся, систем самоорганизующихся, систем эволюционирующих, систем, проходящих определенные стадии (этапы) своего качественного развития. Дальнейшие исследования и поиск в данном направлении, в том числе накопление эмпирических данных, возможно, позволят выйти на новые выводы и практические рекомендации по управлению и оценке качества образовательных систем.

Литература

1. Алферов Ю. С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. - 2002. - № 7. - С.88-95.

2. Гузаиров М. Б. Рационализация управления системой непрерывного образования на основе оптимизации региональных стандартов и мониторинга качества (на примере системы образования Республики Башкортостан). Спец. 05.13.10 - Управление в социальных и экономических системах : дис. ... д-ра техн. наук. -Воронеж, 1998.

3. Карелина И. Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом : аналитич. обзор. - Воронеж: ВГУ, 2006. - 181 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 г. № 393.

5. Литвиненко Э. В. Квалиметрические модели и технология оценки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений : дис. ... д-ра пед. наук. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 2005.

6. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. - СПб.: Образование-Культура, 1998. - 344 с.

7. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / под науч. ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто : труды Исследовательского центра. - М., 1995. - 199 с.

8. Панасюк В. П., Шапоренкова Г. А., Головичер Г. В. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения (учебно-методическое пособие). - СПб.-М.-Сале-хард: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, ЯНОИПКРО, 2007. - 182 с.

9. Политика качества образования и проблема квалиметри-ческого мониторинга в сфере образования : научные доклады Седьмого симпозиум «Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Проблемы измеримости образовательных стандартов и квалиметрического мониторинга образования». Кн. 1. / под науч. ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 198 с.

10. Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования : сб. трудов. - М., 2007.

11. Селезнева Н. А. Автоматизация проектирования систем управления качеством высшего образования : дис. ... д-ра техн. наук в форме науч. доклада. - Воронеж, 1992. - 37 с.

12. Субетто А. И. Системологические основы образовательных систем. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 641 с.

13. Субетто А. И. Квалитология образования. - СПб.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 220 с.

14. Субетто А. И. Основы системологии образования : мо-ногр. в 2-х частях. Ч. II Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 251 с.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.