Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ'

ПРОЕКТНО-ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ / САМООБУЧЕНИЕ / САМОТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МОТИВИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОСТОВЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / E-COURSES / SELF-LEARNING / SELF-TESTING / TECHNOLOGY / COGNITIVE INDEPENDENCE / PROJECT LEARNING / E-LEARNING MOTIVATING LEARNING / RELIABLE LEARNING / COLLABORATION / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Оксана Ильисовна, Кривич Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся технологий управления качеством образования в высшей школе; описаны проектно-электронные методы, описан опыт работы кафедры «Нетяговый подвижной состав» по внедрению их в учебный процесс. Выявлены недостатки проектно-электронных методов и причины, породившие их, определены направления их устранения. В статье дан анализ проектного обучения и электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыкова Оксана Ильисовна, Кривич Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-ELECTRONIC METHODS IN THE PROCESS OF TRAINING STUDENTS OF COMPANIES

The article deals with issues related to quality management technologies in higher education; describes design and electronic methods, describes the experience of the Department of "non-Heavy rolling stock" to implement them in the educational process. The shortcomings of design-electronic methods and the reasons that gave rise to them are identified, and the directions for their elimination are determined. The article analyzes project-based learning and e-learning.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ»

интересны и в которых они могут сами участвовать в качестве выступающих, тем самым продвигая свой передовой педагогический опыт.

Это помогает преподавателю - организатору курсов изучать, обобщать, давать возможность анализировать и продвигать передовой педагогический опыт, включая педагогов в научно исследовательскую и научно-методическую деятельность.

Выводы. Требования к обеспечению результативности образовательных услуг на уровне дополнительного профессионального образования, обусловливающих конкурентоспособность педагогов в условиях современной педагогической практики, приводят к необходимости модификации содержательно-технологического компонента программ данного уровня.

Литература:

1. Вербицкий. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А.А. Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.

2. Довгопол, И.И. Компетентностный подход в повышении квалификации педагогических кадров / И.И. Довгопол // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. С. 47-51.

3. Романова, Г.А. Актуальные проблемы модернизации педагогического образования Московской области / Г.А. Романова // «Вестник МГОГИ», вып. 2. Серия «Педагогика и психология», 2013. С. 51-55.

4. Романова, Г.А. Об организации системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров / Г.А. Романова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 2. С. 404-411.

5. Романова, Г.А. Развитие социокультурной компетентности личности в условиях образовательной инклюзии / Г.А. Романова // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Гл. ред. С.В. Алехина: МГППУ, 2017. С. 41-44.

6. Штанько, И.В. Модель индивидуальной образовательной траектории профессионального совершенствования педагога дополнительного образования / И.В. Штанько // Человеческий капитал. 2012. № 4. - 160 с.

7. Штанько, И.В Новый формат программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования художественного профиля / И.В. Штанько // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 3. Часть 2. Москва: АСОУ, 2018. С. 369-374.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Садыкова Оксана Ильисовна

Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва); кандидат технических наук, доцент Кривич Ольга Юрьевна

Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва)

ПРОЕКТНО-ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ

ФОРМЫ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся технологий управления качеством образования в высшей школе; описаны проектно-электронные методы, описан опыт работы кафедры «Нетяговый подвижной состав» по внедрению их в учебный процесс. Выявлены недостатки проектно-электронных методов и причины, породившие их, определены направления их устранения. В статье дан анализ проектного обучения и электронного обучения.

Ключевые слова: электронные курсы, самообучение, самотестирование, технология, познавательная самостоятельность, проектное обучение, электронное обучение мотивирующее обучение, достоверное обучение, сотрудничество, самостоятельность.

An^tatton. The article deals with issues related to quality management technologies in higher education; describes design and electronic methods, describes the experience of the Department of "non-Heavy rolling stock" to implement them in the educational process. The shortcomings of design-electronic methods and the reasons that gave rise to them are identified, and the directions for their elimination are determined. The article analyzes project-based learning and e-learning.

Keywords: e-courses, self-learning, self-testing, technology, cognitive independence, project learning, e-learning motivating learning, reliable learning, collaboration, independence.

Введение. В связи с уменьшением объема часов, отведенных на изучение дисциплин технического цикла и требованиями обеспечить хорошую подготовку выпускников по специальности подвижной состав железных дорог вузов, остро встал вопрос организации самостоятельной работы студентов, а также организации самоконтроля со стороны студентов своей учебной внеаудиторной деятельности. Наиболее простым инструментом самоконтроля являются технологии дистанционного обучения, а если более точно -то проектно-электронные методы, которые благодаря сетевым технологиям можно использовать их в любом месте в любое удобное для студента время.

Изложение основного материала статьи. Метод проектов в педагогической практике возник еще в двадцатом столетии в США и основан на гуманистических идеях американских философов и педагогов Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрика. В России методом проектов занимался С.Т. Шацкий в 1905 году. В современой педагогической теории ряд авторов занимались проблемой проектного обучения [1-5].

Теория образования Дж. Дьюи строилась на обучении, опирающимся на активность и самостоятельность, рефлексию обучающегося в познании нового.

Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов включен в структуру системы высшего образования. Но суть метода проектов заключается в следующем-переход от теории к практике через рефлексию студента. Знания должны быть востребованы в собственном профессиональном опыте. Метод проектов на современном этапе взаимосвязан с электронным обучением и дистанционными

технологиями. На наш взгляд можно ввести новое понятие проектно - электронные методы, по которыми мы будем понимать совокупность приёмов, действий учащихся, в их определённой последовательности для решения поставленной педагогом задачи, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта, с использованием электронных курсов, дистанционных технологий.

На кафедре «Нетяговый подвижной состав» имеется опыт применения проектного-электронных методов при подготовке студентов по специальности «Подвижной состав железных дорог». Так, например, задания на контрольную работу по дисциплине «Вагонное хозяйство» тесно связанно с «Дипломным проектированием, т.е. с профессиональной деятельностью студентов.

Проектное обучение, которое является образовательной технологией многих образовательных систем, помогает сформировать связи:

• между теоретическими знаниями и практическими умениями;

• между познавательной деятельностью и профессиональной деятельностью.

В основе метода проектов лежит развитие познавательной самостоятельности студентов (умение обучающихся самостоятельно организовать образовательную деятельность, умение контролировать самостоятельную познавательную деятельность).

Проектное обучение является тщательно спланированной учебной деятельностью, опирающаяся на современном этапе на электронное обучение. Мы будем понимать под электронным обучением систему обучения при помощи информационных и электронных технологий. Электронное обучение и проектное обучение являются неотъемлемыми частями друг друга. К электронно-проектным методам мы будем относить:

• организацию самостоятельной работы с обучающимися и информационными электронными ресурсами вуза;

• организацию получения консультаций (преподавателями, студентами) удалённых и территориальных, возможность дистанционного взаимодействия;

• работу по формированию и повышению информационной культуры у студентов и овладению ими современными информационными технологиями;

• работу по формированию и повышению информационной культуры преподавателей, через освоение и использование инновационных педагогических технологий.

Знания, полученные в результате симбиоза проектного обучения и электронного обучения, являются долгосрочными, благодаря тому, что они получены в среде наиболее комфортной современному студенту, и опираются на знания из разных учебных предметов, а также на профессиональную деятельность студентов. Цель проекта (определяемая как исследование темы, необходимой для защиты дипломного проекта) заключается в том, чтобы узнать, как можно больше о изучаемом объекте (предприятии вагонного хозяйства). В процессе проектного обучения студенты сотрудничают:

• с сокурсниками (консультации во время выполнения работы),

• сотрудниками предприятий на которых работают (собирают информацию о исследованом предприятии),

• с преподавателем (консультации во время выполнения работы).

По окончанию проекта студенты представляют свою работу для оценки преподавателю. Конечным результатом проекта является письменный отчет.

Задание на контрольную работу по дисциплине «Вагонное хозяйство» обеспечивает такой учебный опыт, который с помощью взаимосвязанных с профессиональной реальностью проектов, позволяет студентам в комплексе активно развивать и применять свои навыки и знания на последнем курсе, при выполнении дипломного проекта. Студенты проводят обследования предприятий вагонного хозяйства, полученная информация анализируется и синтезируется в представляемом преподавателю отчете в виде контрольной работы.

Проектное обучение является мотивирующим обучением, так как в процессе его реализации у студентов существует возможность выбора и контроля, вместе с возможностью сотрудничать. Таким образом, инженерные понятия изучаются в более приятной обстановке.

Проектное обучение опирается на междисциплинарные связи. Студенты используют знания из ранее изученных предметов, своего профессионального опыта.

Проектное обучение является эвристическим обучением, так как каков будет результат проекта не известно ни преподавателю, ни студенту. Например, заданием студентов по дисциплине «Вагонное хозяйство» является описание предприятия вагонного хозяйства, на котором работает студент. Предприятие-это постоянно изменяющаяся во времени структура.

Проектное обучение является поощряющим к сотрудничеству. Сотрудничество в процессе обучения является инструментом совместного обучения, расширения понимания студентами изучаемого материала.

Контрольная работа по дисциплине «Вагонное хозяйство» является проектом, который обычно выполняется маленькими группами студентов (группа студентов работает на одном предприятии). Задание на контрольную работу представляют из себя проблему, при разрешении которой студентам приходится принять настоящую роль исследователя.

Процесс проектного обучения на кафедре «Нетяговый подвижной состав» можно представить следующим образом:

1. Преподаватель кафедры определяет подходящую для студентов проблему по изучаемой дисциплине.

2. Преподаватель соединяет проблему с информационной средой студентов, складывающейся из профессиональной среды и образовательной среды ВУЗа.

3. Преподаватель организовывает процесс обучения, давая долю самостоятельности в этом процессе студенту (определить свой учебный опыт; спланировать решение проблемы и др.).

5. Преподаватель создает атмосферу содрудничества, через создание рабочих групп.

6. Преподаватель оценивает результат проектной деятельности.

Проектное обучение является технологией, активирующей образовательный процесс в вузе по нескольким направлениям:

• процесс познания со стороны студента (активизируется познавательная самостоятельность студентов в процессе разработки проекта);

• процесс познания со стороны преподавателей (активизируется профессиональная деятельность преподавателя, посредством разработки педагогических технологий для реализации метода проектов).

Кафедрой «Нетяговый подвижной состав» ведется работа по внедрению проектно-электронных методов в учебный процесс по всем дисциплинам кафедры, а также для подготовки и защиты работ итоговой аттестации. Проектно-электронные методы тесно взаимосвязаны с электронными курсами. Структура электронных курсов следующая:

1) Теоретический материал разбивается на маленькие блоки, усвояемость каждого блока контролируется тестом.

На практике используются следующие тестовые задания:

1. закрытые - с выбором альтернативных ответов или множественного выбора (с выбором одного или нескольких ответов - правильных или неправильных);

2. на установление соответствия, характеризующиеся наличием однозначного соответствия между рассматриваемыми понятиями (величинами и др.);

3. открытые, реализуемые в форме свободного изложения.

По сравнению с традиционными методами, проектно-электронные методы обучения имеют ряд преимуществ [2], [3], [4]:

1) изучение материала может проходить в удобное для студента время;

2) быстрое получение результатов испытания и освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования;

2) объективность в оценке;

3) конфиденциальность при анонимном тестировании;

4) тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию у студентов.

Как показала практика, обучение с помощью проектно-электронных методов имеет также следующие проблемы:

1) их применение призвано стимулировать познавательную самостоятельность студентов - заочников, но из-за недостаточной базы подготовки по предметам, студент затрудняется отвечать на вопросы и пытается получить результат с посторонней помощью;

2) проблема качественного применения проектно-электронных методов (кто и как может оценить);

3) правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности;

4) финансовые, касающиеся затрат на подготовку для их применения (создание электронных курсов их обновление; создание информационной среды вузов, подготовка специальной методики на кафедрах);

5) кадровые проблемы, связанные с подготовкой преподавателей, способных и желающих применять проектно-электронные методы в учебном процессе.

Изучение данной проблемы в научной литературе, в основных нормативных документах, а также наш собственный опыт практической деятельности в этом направлении позволили проанализировать состояние системы организации и контроля самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников, при изучении дисциплин по кафедре «Нетяговый подвижной состав» с помощью проектно-электронных методов, выявить недостатки и причины, породившие их, определить направление их устранения, сведя их к следующим двум группам условий:

- психолого-педагогическим (констатация и анализ результатов самообучения и самотестирования, целью которых является выявление реальных возможностей студентов, возникающих у них трудностей и путей их устранения);

- организационно-педагогическим (осуществление разработы по внедрению проектно-электронных методов в учебный процесс, с учетом специфики студентов, обучающихся по специальности «Подвижной состав железных дорог»).

Выводы. На кафедре «Нетяговый подвижной состав» проектное обучение фокусируется на открытии новых знаний в области своей профессиональной деятельности, требуя от студентов умения самостоятельно задавать вопросы, искать связи, находить решения, ориентироваться в созданной университетом образовательной среде, адаптироваться к электронному обучению и дистанционным технологиям. реализацией целей и задач образования на современном этапе с развития общества предусматривает внедрение проектно-электронных методов в учебный процесс.

Квалифицированные специалисты должны обладать также высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций. Все это обосновывает потребность внедрения проектно-электронных методов в образовании, сущность которого заключается в обеспечении реального ситуационного характера учебного общения, в рамках которого формируются вышеизложенные личностные качества. Авторы описали опыт работы преподавательского состава кафедры «Нетяговый подвижной состав» Российского Университета транспорта (МИИТ) и показали, что проектное обучение фокусируется на открытии новых знаний в области своей профессиональной деятельности, требуя от студентов умения самостоятельно задавать вопросы, искать связи, находить решения, ориентироваться в созданной университетом образовательной среде, адаптироваться к электронному обучению и дистанционным технологиям. Сегодня очевидно, что обучение с помощью проектно электронных методов- это реальная необходимость, помогающая уже сегодня заботится о комплексном решении перечисленных проблем, создать выделенные психолого-педагогические и организационно - педагогические условия.

Литература:

1. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. О.И., Садыкова, Н.Л., Перельмутер, Познавательная самостоятельность студентов и трудности ее развития в процессе обучения // Материалы 9-ой Международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы XXI веке», 25 января по 31 марта 2011 г.

3. О.И., Садыкова, Модель обучения численным методам студентов заочной формы обучения в техническом вузе // Научные труды международной научной конференции Международной академии наук педагогического образования «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ», проведенная в рамках общего годичного собрания Академии 14-15 марта 2013г. в Москве. В 2-х частях. - ч. 2. - М.: МАНПО. - Ярославль: Ремдер. 2013. - 416 с.

4. О.И., Садыкова, Самотестирование в процессе обучения студентов-заочников в техническом вузе // Современные проблемы и приоритетные направления развития транспортной системы в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17 июня 2013 г. - Рязань, Рязанский филиал МИИТ, 2013. - 107 с.

5. О.И., Садыкова, Н.В., Ристич, Управление образовательным процессом с элементами дистанционных технологий в ВУЗЕ // Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта: межвузовский научных трудов- Москва: московский государственный университет путей сообщения, 2015. - С. 233.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Серебрякова Наринэ Витальевна

Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Шашкина Гульнара Рустэмовна

Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы (г. Москва)

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются процессы формирования языковой системы у детей, трудности усвоения лексико-грамматической системы у детей раннего возраста с ОВЗ, методы диагностики данных нарушений у детей раннего возраста, направление и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: дети раннего возраста, диагностика речевого развития, лексико-грамматическая система, формирование, коррекция.

Annоtation. The article discusses the processes of formation of the language system in children, the difficulties of mastering the lexical and grammatical system in young children with disabilities, methods for diagnosing these disorders in young children, the direction and content of correctional and developmental work with young children in an inclusive education.

Keywords: young children, diagnosis of speech development, lexical and grammatical system, formation, correction.

Введение. Дети с речевыми нарушениями (с задержкой речевого развития, с заиканием, алалией), попадая в среду нормально развивающихся сверстников, не всегда могут получить необходимую помощь специалистов. В настоящее время дети с нарушениями речевого развития включены в систему инклюзивного образования.

Наиболее сложным представляется вопрос о содержании психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста с ОВЗ. Группы для детей от 2 до 3 дет в образовательных организациях в основном рассчитаны на детей с нормальным психофизическим развитием. Основной задачей педагогов, воспитывающих детей этого возраста является актуализация и обогащение словарного запаса, формирование элементарных грамматических категорий и развитие навыков диалогического общения [5].

Проблема выявления детей раннего возраста с риском нарушений речевого развития имеет особую значимость. Ранняя диагностика нарушений в развитии позволяет проводить коррекционную работу уже на первом году жизни ребенка и тем самым обеспечить эффективность коррекционной работы, раннюю профилактику вторичных отклонений в психическом и речевом развитии ребенка, способствует формированию личности, познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Изложение основного материала статьи. Дифференцированный диагноз особенностей речевого дизонтогенеза в раннем возрасте вызывает большие трудности по ряду объективных причин. К ним следует отнести, и недостаточную разработанность в отечественной лингвистике и психолингвистике возрастных норм речевого и, в частности, языкового развития детей этого возраста, индивидуальную вариативность отклонений речевого развития в рамках нормы, обусловленность состояния темпов развития речи микросоциальными влияниями, особенностями эмоционального и коммуникативного поведения родителей, которое в этот период имеет особо важное значение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе ранней диагностики нарушений речевого развития, в плане выявления симптоматики, очень важно обращать внимание, как на состояние экспрессивной речи, так и на особенности восприятия и понимания речи.

В этом отношении в ранний период и в младшем дошкольном возрасте нарушения речевого развития могут проявляться в следующих вариантах:

а) в нарушении восприятия речи в том возрасте, когда в норме речь еще отсутствует, но ребенок все же понимает отдельные слова и предложения;

б) в нарушении и восприятия, и экспрессивной речи, когда при нормальном онтогенезе эти процессы относительно сформированы;

в) в нарушении только экспрессивной речи при относительной сохранности восприятия речи.

Восприятие речи предшествует появлению речевых единиц в экспрессивной речи. Развитие восприятия

речи начинается значительно раньше, чем развитие экспрессивной речи. Часто именно особенности восприятия устной речи дают возможность выявить трудности ребенка и уточнить логопедическую диагностику.

В период около 2 лет, по данным Н.Х.Швачкина [7], ребенок различает все фонемы языка на слух, как звуки, которые есть в его речи, так и звуки, которые отсутствуют в произношении ребенка. Поэтому нарушение в восприятии слов, отличающихся только 1 звуком, у ребенка старше 2 лет свидетельствует о задержке в развитии его фонематического восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.