Научная статья на тему 'Проектная графика как фактор реализации профессиональной подготовки студентов художественных специальностей'

Проектная графика как фактор реализации профессиональной подготовки студентов художественных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1856
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАФИКИ / СТУДЕНТ-ДИЗАЙНЕР / СТУДЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / DESIGN GRAPHICS / EXPRESSIVE GRAPHICS / STUDENT-DESIGNER / STUDENTS MAJORING IN ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелова Е. А.

В статье проведен краткий анализ специфических средств выразительности проектной графики и их влияние на становление профессиональных компетенций студентов творческих специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a brief overview of the specific means of design graphics and its influence on the formation of professional competences of students majoring in arts.

Текст научной работы на тему «Проектная графика как фактор реализации профессиональной подготовки студентов художественных специальностей»

Е.А. Горелова

Проектная графика как фактор реализации профессиональной подготовки студентов художественных специальностей

В статье проведен краткий анализ специфических средств выразительности проектной графики и их влияние на становление профессиональных компетенций студентов творческих специальностей.

Ключевые слова: проектная графика, выразительные средства графики, студент-дизайнер, студенты художественных специальностей.

Такое направление в искусстве, как дизайн, использует универсальный инструмент проектирования, который позволяет достичь высоких результатов и является безотказным средством междисциплинарного общения специалистов. Этот универсальный специфический язык представляет собой проектная графика. Проектная графика как язык должна давать методологическое представление об объекте и процессе художественного проектирования и позволять решать проектные задачи. Только в случае

профессионального владения проектной графикой дизайнер обладает как универсальным инструментом проектирования, так и действенным, результативным, безотказным средством междисциплинарного общения специалистов - универсальным языком дизайна.

Проектная графика как язык искусства используется для определенных видов художественной деятельности. Он строго фиксирован и меняется лишь решением специалистов в условиях изменяющихся требований времени. По структуре эти язык чрезвычайно прост, однороден, «логичен». Проектная графика как язык современной архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства регламентируется государственными и международными стандартами.

Впервые подробный анализ вопросов проектной графики, ее места в художественной практике и методике обучения был проведен в посвященной этим проблемам диссертации И. А. Спичака. Он ввел понятие художественно-конструкторской графики, специфика которой определяется объектом проектирования, его функциональными особенностями и конкретной проектной задачей. Автор отмечал, что во всех случаях художественно-конструкторская графика - это сочетание методов рисования и черчения, применение различных средств изображения, которыми дизайнер должен владеть в полном объеме [3, с. 16].

Именно такая задача ставится перед всеми учебными заведениями, готовящими будущих художников и дизайнеров. Проектная графика становится фактором, т.е. движущей силой самого процесса проектирования и составной частью профессиональной подготовки дизайнеров. Она выделяется в отдельную учебную дисциплину, однако отведенное государственным образовательным стандартом время не позволяет студентам освоить ее в полном объеме. Закрепление, расширение приемов работы в дальнейшем осуществляется в разных учебных дисциплинах, а интегрируется в курсе проектирования, как правило, за счет умственного и волевого напряжения самих студентов. Некоторые из них так и не могут пройти данное испытание.

Овладение студентами языком проектирования - проектной графикой - во многом зависит от общих установок учебного заведения и педагогического коллектива, который реализует проектную деятельность в процессе обучения. Если в учебном процессе недостаточно актуализированы проектные компетенции, то у студента происходит неравномерное и неполное освоение проектной графики, что рано или поздно отрицательно скажется на его профессиональной подготовке.

В процессе анализа роли проектной графики в профессиональной подготовке художников и дизайнеров следует учитывать, что дизайнерская

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

деятельность - с одной стороны, это процесс последовательного выполнения действий (операций) для получения намеченного результата, с другой - движение, развернутое во времени, от некоторой условной исходной ситуации к условно конечной цели. При этом действия и время оказываются взаимосвязанными. На каждом временном промежутке при выполнении определенных действий имеется определенным образом выраженный результат - то или иное проектно-графическое изображение. В профессиональной подготовке художника рисунок является первоосновой всех графических изображений. В отличие от станкового искусства, изобразительная графика в художественном конструировании имеет не самодовлеющее (т.е. несущее результат в самом себе), а подчиненное значение, выявляя и отображая композиционно-пластические и колористические особенности проектируемых изделий [3, с. 9].

Поскольку деятельность дизайнеров и художников связана с проектированием предметного мира, он должен овладеть средствами графического изображения объемно-пространственных объектов и систем, отражая закономерности их формообразования, пластических качеств и свойств, что немыслимо без знаний законов различных видов перспективы и профессионального владения изобразительными средствами графики.

Проектируя окружающую человека предметную среду, дизайнер должен чувствовать и уметь моделировать пространственно-масштабную взаимосвязь различных объектов, создавать графически интерпретированные модели предметно-пространственной среды и ее элементов. Следовательно, необходимость воспитания у будущих дизайнеров развитого объемно-пространственного мышления требует постановки и решения аналитических объемно-пространственных задач в курсе учебного рисунка. Будущий дизайнер должен обладать уверенным чувством формы, умением организовывать ее, интерпретировать и варьировать в соответствии с решаемой творческой задачей. Поэтому воспитание чувства формы - важнейшего профессионального качества дизайнера - является также одной из задач обучения рисунку.

В арсенал изображений проектной графики входит набросок, зарисовка, поисковый рисунок, демонстрационный (технический) рисунок, чертежи общего вида (компоновки внешнего вида). Проектная графика - та область деятельности, где многообразие приветствуется, т.к. позволяет более точно передать замысел художника-конструктора. Когда художнику надо получить конкретный, зримый ответ на творческий замысел, особое значение приобретают основные признаки наброска: его обобщенность и лаконичность, которые со стороны воспринимаются как

незаконченность. Между тем именно эта кажущаяся незаконченность наброска больше всего стимулирует дальнейшую деятельность художественного воображения, ведет автора к большей выразительности. Незавершенность наброска позволяет быстро убедиться в правильности найденного решения, в соответствии с его первоначальным замыслом и без особого труда вносить изменения, направленные в сторону улучшения. При этом намеченные исправления делают на том же наброске, чтобы сравнить прежде сделанное с новым, измененным вариантом. Для обогащения наброска деталями их рисуют с натуры, т.е. выполняют зарисовки, которые помогают изучить светотеневые и фактурные особенности натуры и хорошо тренируют руку и зрительную память. Различие между наброском и зарисовкой заключается не столько во времени, затрачиваемом на исполнении того или другого, но главным образом в самих способах работы. Зарисовка исполняется с начала до конца только с натуры.

Из архитектуры в художественное проектирование пришел термин «кроки» - наскоро сделанный от руки эскиз, план, рисунок. Для нас важно, что это синоним понятию «эскиз», который соответствует самому первому этапу проектирования. Эскиз должен обладать, таким образом, многими нередко противоречивыми свойствами.

С одной стороны, воображение проектировщика не должно сковываться излишней законченностью и графической определенностью. С другой - мы уже имеем дело с некоторой функционально-технической основой, поэтому самые беглые эскизы должны основываться на заданных схемах и размерах, с учетом эргономики. Несколько неопределенное изображение дополняется воображением зрителя (автора или стороннего лица), толкая его на домысливание недосказанного и на отбор лучшего варианта (при сравнении).

К «эскизу» в дизайне близко понятие «поисковый рисунок», где отражаются первоначальные компоновки и общий вид проектируемого объекта в ортогональных проекциях, его планы, сечения, перспектива, различные выносные элементы. При этом используются методы рисования, черчения, применяются различные инструменты и приспособления, позволяющие выполнять рисунок быстро и с достаточной степенью точности. Поисковый рисунок - это чаще всего монохромное, обобщенное изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных узлов, выполняемое за короткий промежуток времени и с привлечением минимума изобразительных средств. Ценность его заключается в том, что он позволяет быстро фиксировать появляющиеся в ходе проектного анализа идеи, служит средством проектного поиска. При коллективном обсужде-

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

нии проектной идеи именно проектный рисунок сопровождает профессиональное общение. Это также должно учитываться при подготовке будущих дизайнеров.

На определенном этапе проектирования обязательно появляются чертежи. Совокупность чертежей должна раскрыть содержание проекта. На основных проекциях передается цвет и фактура, характер моделировки предмета. Сопоставление линейного и иллюминованного чертежей помогает зрительно определить главные, ключевые аспекты проекта. Чертежи должны располагаться в логической последовательности, давать исчерпывающее представление о предмете проектирования, быть привлекательным, т.е. выполнять и рекламную функцию. Чертежи общего вида - это прежде всего чертежи компоновки и внешнего вида изделия. На этапе поиска образного решения составляется предварительный чертеж компоновки. Он призван дать представление о возможном размещении узлов и агрегатов объектов, об их форме, характере пропорций и масштабе.

В связи с тем, что чертежи компоновки приближаются к чертежам инженерного характера, спектр профессиональных знаний и умений студентов значительно расширяется. Возникает проблема инженерно-технической подготовки дизайнеров и художников, которыми традиционно занимались учебные дисциплины «Начертательная геометрия» и «Черчение». Основная цель этих предметов - на основе развития пространственных представлений студентов дать необходимые знания и умения по выполнению изображений методом ортогонального проецирования. В конечном счете, замысел воплотится в проект с полным комплектом проектно-конструкторской документации: чертежи общих видов изделий, сборочные чертежи с разрезами, сечениями, спецификацией, чертежи узлов и деталей. Интеграция всех видов графических изображений произойдет, если студент будет владеть всем багажом знаний и умений: техника проектно-графических изображений непрерывно обогащается новыми приемами.

В последние десятилетия компьютер стал активным помощником в процессе проектирования. При эскизировании он значительно облегчает процесс компоновки, освобождая проектировщика от перерисовки. Компьютер по заданным ортогональным чертежам создает трехмерные изображения, наполняя их цветом, светом и бликами. Все учебные планы отводят достаточно много времени на овладение графическими редакторами. Но процесс профессиональной подготовки должен начинаться с «традиционных» способов освоения всего многообразия проектной графики, ибо они предусматривают разнообразные, многоплановые дви-

жения рук. Они помогают мозгу зафиксировать проектный образ, а затем конкретизировать его и сделать достоянием потребителей.

По нашему мнению, наиболее продуктивный вариант, позволяющий обеспечить полноценную проектно-графическую подготовку дизайнеров на основе интеграции, осуществляется, когда обучение всем видам проектной графики осуществляет одна кафедра, преподаватели которой придерживаются однинаковых взглядов на профессиональную подготовку дизайнеров, но этого достичь практически невозможно. В решении этой проблемы могут помочь хорошо организованные межкафедральные методические семинары, способствующие выработке единых подходов к процессу и результату обучения. Также продуктивно влиять на уровень знаний и умений студентов позволяет участие разных специалистов в просмотрах и защитах проектов. Сама организация обучения должна создавать необходимые условия для освоения всех видов проектно-графических изображений будущими дизайнерами.

Проектная графика имеет в дизайне особый художественный статус, индивидуальное лицо и играет ведущую роль в образном решении проектного задания. Разговор о путях освоения проектной графики в профессиональной подготовке дизайнеров и художников может быть продолжен в разных плоскостях, что будет только способствовать совершенствованию этого процесса.

Библиографический список

1. Зайцев К.Г. Графика и архитектурное творчество. М., 1979.

2. Мосина В.Р., Горелова Е.А. Проектная графика: Учебн.-методический комплекс. М., 2011.

3. Спичак И. С. Некоторые вопросы взаимосвязи художественно-конструкторской проектной графики и художественно-графической подготовки художников-конструкторов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1981.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.