ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 378
А. М. Савинов
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ
В статье рассматриваются особенности преподавания академического рисунка в дизайн-образовании. Отражены основные методические принципы выполнения рисунка и обоснованы качества, какими должен обладать академический рисунок при подготовке дизайнеров. Показана связь академического рисунка с получаемой квалификацией.
In article there are considered the peculiarity of training to the academic drawing in design-education. The basic methodical principles of performance of drawing are reflected and qualities what the academic drawing should possess by preparation of designers are proved. Communication of the academic drawing with received qualification is shown.
Ключевые слова: академический рисунок, методические принципы, процесс преподавания, дизайн-образование.
Keywords: the academic drawing, methodical princi ples, process of teaching, design-education.
За многие годы в отечественной художественной школе сложилось обоснованное задачами академического рисунка и практикой его проведения мнение о профессиональных основах подготовки студентов по рисунку, выработались определенные методы обучения, накопился значительный опыт в освоении методических принципов учебного рисования. Имеющаяся методика преподавания рисунка берет начало из того времени, когда обучение рисунку базировалось на штудировании античных образцов и последующем тщательном изучении живой натуры, постепенно приводя обучающегося к овладению навыками и приемами академического рисования. Данная методика в основе своей остается во многом неизменной и сегодня для большинства художественных вузов России. Но в то же время при обучении рисунку при подготовке различных специальностей художественной направленности сложились свои особенности. Такой подход был обусловлен специализацией вузов. Например, можно отметить, что Академия художеств готовила специалистов классической академической школы, а художествен© Савинов А. М., 2011
но-промышленное училище, основанное графом С. Г. Строгановым (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова), ставило своей целью дать возможность ремесленникам и торговцам улучшать свои изделия при помощи искусства. В отличие от Академии художеств, Строгановская школа была ориентирована на промышленное производство. Она готовила рисовальщиков для производства и стала своего рода прототипом дизайнерского вуза.
В учебных заведениях, готовивших художников с прикладной направленностью, при обучении рисунку складывалась своя специфика -академический рисунок был непосредственно связан с процессом проектирования и способствовал формированию знаний, умений, навыков, приспособленных для передачи проектных идей [1].
Цели были различны, но многовековой опыт искусства и художественной педагогики показал, что для достижения этих целей использовался академический рисунок. Отличительной особенностью рисунка как учебной дисциплины является то, что в процессе обучения студенты получают как общехудожественную подготовку -основу для профессионального самосовершенствования, так и практически овладевают рисунком, что позволяет решать конкретные изобразительные задачи. Обучение рисунку дает навыки композиционного мышления, развивает художественный вкус, формирует пространственное видение объектов. Когда студент рисует, происходит сортировка информации, ведущей к проектным идеям, следовательно, умение рисовать является одним из важнейших условий свободы творчества. А чтобы достичь свободного выражения идей средствами рисунка студентам необходимо освоить ряд методических положений, относящихся к выполнению академического рисунка.
Одним из главных таких положений является методический принцип последовательности выполнения академических рисунков. Этот принцип также подразумевает обеспечение некоторых частных принципов учебного рисования: выполнение рисунка от общего к деталям, от больших форм к более мелким, от главного к второстепенному. Методическая последовательность в работе над рисунком должна строго со-
блюдаться, нельзя перескакивать через отдельные этапы работы, игнорируя профессиональные требования и задачи последовательного выполнения рисунка.
Соблюдая методическую последовательность на начальной стадии выполнения рисунка, необходимо соблюдать принцип композиции изображения. Определение формата изобразительной плоскости листа является одним из первых элементов композиции. Если формат выбран неточно, то это не позволит создать выразительный рисунок и полностью решить его задачу. Важной задачей при решении композиции изображения на листе бумаги является выбор точки зрения на объект, что во многом и определяет успех в работе над рисунком. Важно с первых учебных занятий убедить студентов, что выбор формата, точки зрения и правильная, убедительная компоновка самого изображения на листе бумаги есть неотъемлемая часть выполнения рисунка, и он не может быть одинаков при разных заданиях и разных задачах, которые стоят перед рисующими.
Для того чтобы свободно пользоваться пространством в композиционном построении изображения, необходимо учить студентов с самого начала всегда следить за соотношением размеров. Определение пропорциональных отношений - одно из важнейших действий рисующего. А в дизайне вопрос отношений - один из главных. Дизайнер все время встречается с соотношениями размеров, масс, силы тона и т. д. В силу условности рисунка это означает, что то или иное изображение объекта верно не абсолютно, как он существует в натуре, а относительно. Сам по себе размер и тон на изображении часто бывает меньше, слабее, чем в натуре, потому что диапазон от самого малого до самого большого в размере и тоне гораздо больше, чем в изобразительных средствах рисовальщика. Сила рисунка в том и заключается, что небольшими средствами можно передать многообразие действительности, познавая и изображая ее. Задача педагога - научить студентов правильно использовать изобразительные средства рисунка, научить видеть и оценивать перспективу форм, научить работать отношениями.
Методический принцип выполнения академического рисунка, который для будущих дизайнеров является основополагающим, - это принцип конструктивного анализа формы изображаемого объекта. Проектируя изделие, дизайнер должен учитывать взаимосвязь ее элементов не только в пространственном, но и в конструктивно-структурном отношении. Отсюда вытекает необходимость постановки в обучении рисунку аналитических задач. Студенты должны научиться анализировать средствами графики логику и за-
кономерности структуры, конструкции, формообразования в пространстве и выявлять эти закономерности в рисунке. Будущий дизайнер должен обладать уверенным чувством формы, умением организовать ее, интерпретировать и варьировать в соответствии с проектной задачей.
Особенности освоения аналитико-конструк-тивного подхода к выполнению рисунка заключаются в том, что он требует от студента строгого логического суждения, точности, умения мыслить в процессе работы в связи с решаемыми задачами, представлять в пространстве взаимосвязанность и соотношения частей предметов. Проводя конструктивный анализ, необходимо ясно представлять себе строение всех частей, как видимых глазом, так и невидимых. Студенты, начиная рисунок предмета сложной формы, для выработки синтезированного представления о нем должны ответить на следующие вопросы: какова общая форма предметов; из каких простых по форме частей складывается весь предмет; каковы способы соединения этих частей в систему, образующую сложную форму предмета; какова система поверхностей предмета, образующих сложную поверхность предмета; как взаимосвязаны поверхности и в каких пропорциональных отношениях они находятся.
Для более убедительного выявления формы рисуемого объекта применяется принцип тонального решения рисунка, основанный на закономерностях освещения. Теорию теней, тоновой рисунок, как и конструкцию формы, полезно изучать на примере гипсовых предметов. Но, в конечном счете, рисунки гипсовых предметов являются подводящими к умению правильно рисовать обычные реальные предметы, воспроизводить средствами рисунка фактуры различных материалов. Поэтому, рисуя гипсы, нужно стремиться к тому, чтобы усвоенные студентами знания, умения и навыки применять для достижения главной цели - изображения объектов реальной действительности. Малейшая тональная ошибка приводит к погрешностям и неприятностям в рисунке: например, блик может «оторваться» от поверхности предмета либо то или иное место изображения может «провалиться». Поэтому при тональной проработке рисунка, как и при его построении, необходимо делать множество разнообразных сравнений и сопоставлений. Нужно постоянно сравнивать одну силу тона с другой и в то же время не упускать из виду общее состояние. Распределение светлых и темных пятен в рисунке, обозначающих освещенность формы, необходимо проводить через конструктивный анализ этой формы. Именно такой подход определил условность в передаче освещения в рисунках при подготовке дизайнеров.
Необходимо отметить, что, выполняя рисунок, необходимо помнить о целостности изображения. Что такое целостность и как ее добиться? Исчерпывающее пояснение на этот вопрос дает П. Я. Павлинов, в частности, он пишет: «Что такое целостность в изображении? В рисунке - это подчинение всех частей одной общей форме, одной идее, одному плану. Когда печник складывает печь, то дымоходы в начале его работы представляются какими-то не связанными между собой каналами в толще строящейся печи. Дымоходами сделаются они только при завершении всей работы, когда, соединившись в вершине печи в один непрерывный от топки до трубы ход, он примет свою настоящую форму. Печник должен предвидеть общую идею устройства печи с момента укладывания первого кирпича: каждый кирпич должен класться в соответствии с общим планом печи; во всякий момент работы каждая новая детальная форма должна строиться в точной зависимости от общей цельной формы сооружения. Если печник о целой окончательной форме печи не думает с самого начала, у него печи не получится. Так и в рисунке. Мы не можем сразу одним жестом построить рисунок. Мы поневоле строим его постепенно, как сооружение из кирпичей, - линиями, точками, пятнами. И необходимость удерживать каждое свое движение карандашом по бумаге в подчинении общей идее изображения - непременное условие добиться целостности» [2]. Иногда можно услышать мнение, что обобщать рисунок нужно только в конце работы, но большинство художников-педагогов считают, что возвращение к целостности восприятия предмета и рисунка должно происходить на всех этапах его выполнения.
Невозможно представить себе дизайнерское решение проекта, в котором не было бы концепции, образного начала, идейного замысла. Важно отметить, что в дизайне художественный образ формируется в процессе проведения пред-проектного исследования. Это этап, по результатам которого рождается концептуальное решение проекта. И его можно разложить на следующие основные стадии.
Первоначально определяются методологические подходы к исследованию и собирается необходимая информация об объекте, анализируются аналоги.
Далее определяется образно-ассоциативный ряд для поиска. После этого можно приступить к созданию поисков и выбору концепции своего проекта.
Выполнение поискового ряда является самой увлекательной составной частью процесса проектирования, потому что именно на данном этапе дизайнер находит новые идеи, то есть занимается творчеством. Последующие этапы являются
доработкой основной концепции. По мере выражения первоначального замысла возникают новые варианты решения, уточняются и совершенствуются форма и детали объекта. Рисующий, определивший для себя концепцию, выбирает выразительные средства и задает технику для более яркого выражения идеи. Нагрузка в формировании таких умений ложится в основном на курс композиции, но и курс рисунка играет очень существенную роль: задания по рисунку должны быть направлены на понимание и практическое применение таких категорий, как динамика и статика, ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, целостность, завершенность, экспрессия. Все это непосредственно связано с выразительностью рисунка. Выразительность рисунка в свою очередь зависит от композиционного решения рисунка, конструктивного анализа формы, светотени и грамотного применения изобразительных материалов. Л. Г. Медведев отмечает, что «ценность учебного рисунка определяется степенью соответствия двух сторон: одна сторона связана с его выразительностью, другая - с технико-аналитическими знаниями. В изобразительной деятельности эти два начала неразделимы» [3]. Таким образом, выразительность в академическом рисунке выступает связующим звеном между учебными и творческими задачами, так как основана на эмоционально-образном восприятии окружающей действительности. Поэтому, чтобы рисунок приобрел образное звучание, у студентов необходимо развивать способность к оперированию образами. В. П. Зинченко дает такую последовательность данного процесса: «От наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к художественно-образному мышлению -таков путь развития творческих способностей, связанных с отражением действительности в форме художественных образов» [4].
Для того чтобы студенты приобрели большую способность к оперированию образами, необходимо развивать у них способности к мысленному рисованию. О необходимости мысленно формируемого графического изображения с предварительным проговариванием выполняемых действий говорилось давно. Еще Энгр указывал, что «надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом» [5]. П. П. Чистяков определял рисование как мыслительный процесс и постоянно подчеркивал, что рисовать - это рассуждать [6]. Исходя из этого формирование зрительных представлений, мысленное рисование вообще в этом случае становятся необходимым условием успешного обучения рисунку. Эксперименты Е. И. Игнатьева [7] в свое время также доказали, что нельзя мысленно изобразить предмет, если у учащихся не будет ясного представления о самом процессе
изображения и условий, при которых он происходит.
Для того чтобы студенты смогли увидеть мысленно нарисованное четкое изображение натуры, можно выполнить упражнение промежуточного характера, способствующее побудить студентов к активной мыслительной и графической деятельности, например, набросок или, как их сейчас часто называют, скетч (англ. sketch, буквально - эскиз, набросок, зарисовка). Как известно, набросок - это быстрая лаконичная зарисовка натуры. Задание выполнить краткосрочный набросок подталкивает студентов к предварительному мысленному набрасыванию изображения. Развитие быстроты мыслительных действий активизирует психические процессы восприятия, памяти, воображения и др. Наброски по памяти, когда студенты наблюдают натуру, а потом выполняют ее изображение, вообще невозможны без активизации мыслительной деятельности рисующего, при этом важно нацелить учащихся именно на осмысление графических действий. Кроме того, именно быстрое рисование для дизайнера больше всего необходимо в его профессиональной деятельности. Навыки быстрого изображения интерьера и экстерьера, наброски проектируемого объекта «от руки» с разных ракурсов, умение в качестве ответа на поставленный вопрос заказчика нарисовать по представлению несколько вариантов концептуального решения проекта и т. д. Поэтому студентам необходимо освоить разные техники скетча. В первую очередь это техника рисунка карандашом и мягкими материалами, а также техника рисунка маркерами (типа Copie или аналогичными), техника рисунка с использованием графического планшета.
Акцентирование внимания студентов на предварительное представление натуры, выполненной в рисунке, побуждает их к активной мыслительной и графической деятельности, выражающейся прежде всего в том, что студенты внимательнее наблюдают натуру, стремятся лучше ее рассмотреть и запомнить. Конечно, не все студенты сразу после упражнений имеют ясные и четкие зрительные представления натуры и графических действий, так как воспитание умения создавать такие представления требует времени. Но опыт работы со студентами показывает, что формирование зрительных представлений и всего хода графических действий возможно. Для этого необходим опыт рисования с натуры, наглядные пособия, систематическая забота педагога о формировании зрительных представлений в процессе рисования с натуры.
Такой подход в обучении академическому рисунку будущих дизайнеров позволит сохранить традиционную методику рисования как основу
художественного образования и в то же время разрешит противоречия в методиках преподавания рисунка, возникающих в подготовке студентов, осваивающих различные направления дизайна. Освоение методических принципов выполнения академического рисунка дает возможность найти компромисс между критерием лаконичности изображения и требованием показать различные аспекты объекта, выразить его различные качества: пространственные, пропорциональные, структурные, конструктивные, ритмические, тональные. В итоге такое рисование ведет к умению кратко и полно выразить свою мысль, свое отношение к объекту изображения, что является признаком профессионализма.
Из вышесказанного следует, что при подготовке дизайнеров академический рисунок должен обладать следующими качествами:
- выражать идею, концепцию работы, с применением законов композиции;
- в нем должен преобладать конструктивный подход, вызванный стремлением выявить закономерности формообразования;
- условностью тонального решения, при решении аналитических задач;
- лаконичностью выразительных средств;
- разнообразием техник исполнения и приемов преобразования объекта, особенно в краткосрочных рисунках при поисках концептуального решения.
Итак, подводя итоги, можно сформулировать следующие особенности преподавания академического рисунка в дизайн-образовании:
1. Академический рисунок не должен преподаваться как что-то отдельное, оторванное от получаемой квалификации, от процесса проектирования.
2. Преподавание рисунка должно развивать у студентов умения не только точно проводить анализ объекта, воспроизводить с натуры форму, но и творчески преобразовывать ее, выявляя пластико-ритмические, формообразующие, декоративные и иные ее качества.
3. Будущему дизайнеру необходимо освоить ряд методических принципов академического рисунка, главные из которых - принцип методической последовательности в работе над рисунком, принцип композиции изображения, принцип конструктивного анализа формы, принцип тонального решения, принцип целостности изображения, принцип художественно-образного решения, принцип мысленного рисования.
4. В преподавании должно быть учтено развитие умения воспроизводить средствами рисунка фактуры различных материалов, решать задачи, связанные с выявлением формообразующих возможностей материала, для этого необходимо
С. С. Куклина. Вклад учебного предмета «иностранный язык» в формирование базовых компетенций.
учить владеть широким спектром изобразительно-выразительных средств рисунка.
5. Освоение рисунка в дизайн-образовании тесно связано с развитием конструктивно-пространственного и образно-пластического мышления, которое позволяет по памяти, по представлению и воображению моделировать любую пространственную форму.
6. Развитию необходимых дизайнеру умений и навыков способствуют кратковременные задания с определенно сформулированными задачами - зарисовки и наброски. Выполнение таких рисунков имеет свои особенности: лаконичность, то есть изложение замысла с использованием наименьшего количества графических средств; законченность, когда выполненный краткосрочный рисунок может использоваться в дальнейшем проектировании в виде выполненного поиска; заострение на идейном замысле; выполнение наброска по памяти или воображению. В зависимости от задач учебного задания рисунки могут быть как аналитического характера, так и эмоционального, экспрессивного.
Рассмотрев особенности преподавания академического рисунка при подготовке дизайнеров, можно констатировать, что академический рисунок был и остается основой художественного образования, способствует познанию и эстетическому освоению действительности во всех видах пространственно-пластических искусств, в том числе и дизайне. В основу методов изучения натуры и ее изображения положен предметный объемно-пространственный и конструктивный анализ, а основным видом рисования является объемное изображение, которое позволяет воспитывать активное отношение к натуре, изучая и изображая ее пластические и пространственные свойства.
Примечания
1. Горелов М. В. Рисунок как инструмент проектного мышления: на примере МГХПУ им. С. Г. Строганова: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2006.
2. Павлинов П. Я. Для тех кто рисует: советы художника. М.: Сов. художник, 1965. С. 64-65.
3. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: учеб. пособие для студ. худ.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. С. 86.
4. Зинченко В. П. Методические принципы развития творческих способностей на занятиях академическим рисунком // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 2. М.: Прометей, 1998. С. 33-37.
5. Энгр об искусстве / сост. А. Н. Изергина. М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1962. С. 56.
6. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919. М.: Искусство, 1953.
7. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей (психологический анализ процесса изображения): автореф. дис ... д-ра пед. наук (по психологии). М., 1961. 40 с.
УДК 371.3:811
С. С. Куклина
ВКЛАД УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье дается характеристика базовых компетенций выпускника учебного заведения и приводятся примеры, доказывающие, что предмет «иностранный язык» вносит значительный вклад в формирование всех ключевых компетенций оканчивающих общеобразовательную школу.
The article characterizes basic competencies of an educational institution graduate and gives examples to prove the idea that "foreign language" as a school subject makes a significant contribution into the formation of all key competencies of a secondary school leaver.
Ключевые слова: базовые компетенции, социально-политическая, информационная, коммуникативная, социокультурная компетенции, готовность к образованию через всю жизнь.
Keywords: basic competencies, socio-political, information, communicative, socio-cultural competencies, readiness for education through life.
Последние десятилетия во многих странах мира были отмечены, с одной стороны, неудовлетворенностью результатами школьного образования и, соответственно, необходимостью реформировать образовательные системы, а с другой - объединением усилий мирового педагогического сообщества для выработки стратегических направлений развития систем образования с целью подготовки таких выпускников учебных заведений, которые бы могли успешно жить и трудиться в современном постиндустриальном, информационном обществе.
Одним из примеров такого объединения можно назвать симпозиум в г. Берн, который проходил в рамках проекта «Среднее образование для Европы» в марте 1996 г. при участии представителей всех европейских стран. По мнению участников симпозиума, пять ключевых компетенций в совокупности обеспечивают способность и готовность выпускников различных учебных заведений к адаптации и самореализации в условиях современного рынка труда. К ним относятся: а) социально-политическая, б) информационная, в) коммуникативная, г) готовность к образованию и саморазвитию через всю жизнь и д) социокультурная компетенции. Перечисленные компетенции являются до определенной степени универсальными, ибо позволяют тем, кто обладает
© Куклина С. С., 2011