Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / проектная деятельность / педагогические технологии / инновации / project / project activity / pedagogical technologies / innovations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евгений Ефимофич Несмеянов, Галина Сергеевна Харламова

Рассмотрены проблемы, требующие углубленной разработки педагогических технологий в сфере образования. Подчеркивается значимость проектной деятельности как формы обучения, обладающей потенциалом в деле генерирования и внедрения инноваций, подготовки конкурентоспособных специалистов, универсально развитых личностей. Исследуются условия возможности генезиса инноваций в проектной деятельности. Показано, что проектная деятельность – фактор, обусловливающий рождение инноваций. Отмечена специфика проектов, распространяемых в России с начала XX в., их междисциплинарный характер – разработка проблем истории страны, жизнедеятельности человека, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Сделан вывод, что проектная деятельность связана с творчеством человека, генерированием и апробацией новых идей, что и обусловливает рождение инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евгений Ефимофич Несмеянов, Галина Сергеевна Харламова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project activity at the university as the basis of innovation

The problems requiring in-depth development of pedagogical technologies in the field of education are considered. The importance of project activity as a form of education with the potential for generating and implement ing innovations, training competitive specialists, and universally developed personalities is emphasized. The conditions of the possibility of the genesis of innovations in project activities are investigated. It is shown that project activity is a factor that determines the birth of innovations. The specificity of the projects distributed in Russia since the beginning of the XX century is noted, their interdisciplinary nature is the development of problems of the country's history, human activity, both in theoretical and practical aspects. It is concluded that project activity is associated with human creativity, generation and testing of new ideas, which determines the birth of innovations.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.6)

Научная статья УДК 1

doi: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-20-27

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ

© Евгений Ефимофич Несмеянов1, Галина Сергеевна Харламова2

12Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия harlamova.alina@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены проблемы, требующие углубленной разработки педагогических технологий в сфере образования. Подчеркивается значимость проектной деятельности как формы обучения, обладающей по -тенциалом в деле генерирования и внедрения инноваций, подготовки конкурентоспособных специалистов, универсально развитых личностей. Исследуются условия возможности генезиса инноваций в проектной деятельности. Показано, что проектная деятельность - фактор, обусловливающий рождение инноваций. Отмечена специфика проектов, распространяемых в России с начала XX в., их междисциплинарный характер - разработка проблем истории страны, жизнедеятельности человека, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Сделан вывод, что проектная деятельность связана с творчеством человека, генерированием и апробацией новых идей, что и обусловливает рождение инноваций.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, педагогические технологии, инновации. Для цитирования: Несмеянов Е.Е., Харламова Г.С. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 101. № 6. С. 20-27. doi: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-20-27

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.6)

Original article

Project activity at the university as the basis of innovation

© Evgeny E. Nesmeyanov1, Galina S. Kharlamova2

12Don state technical university, Rostov-on-Don, Russian Federation harlamova.alina@mail.ru

Abstract. The problems requiring in-depth development of pedagogical technologies in the field of education are considered. The importance of project activity as a form of education with the potential for generating and implementing innovations, training competitive specialists, and universally developed personalities is emphasized. The conditions of the possibility of the genesis of innovations in project activities are investigated. It is shown that project activity is a factor that determines the birth of innovations. The specificity of the projects distributed in Russia since the beginning of the XX century is noted, their interdisciplinary nature is the development of problems of the country's history, human activity, both in theoretical and practical aspects. It is concluded that project activity is associated with human creativity, generation and testing of new ideas, which determines the birth of innovations. Key words: project, project activity, pedagogical technologies, innovations.

For citation: Nesmeyanov E.E., Kharlamova G.S. project activity at the university as the basis of innovation. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 101. No 6. P. 20-27. doi: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-20-27

Введение

Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления перестройки российского образования после отказа России от участия в Болонском процессе. Сегодня крепнет убеждение в том, что отечественная система обучения, основанная на интересах национальной культуры, является уникальной, открывающей пространство возможностей для молодежи, а потому за ней - будущее. Предпосылки выхода из болонского процесса заложены в установках Указа Президента от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности РФ» [14], содержатся в Национальном проекте «Образование» (2019-2024 гг.). Про-

граммные документы нацеливают на разработку педагогических технологий в сфере образования, способствующих повышению эффективности подготовки профессионалов в конкретной области народного хозяйства.

Одной из таких особо востребованных форм обучения является проектная деятельность. Она обладает потенциалом, позволяющим ей выполнить роль запускающего механизма в деле подготовки конкурентоспособных специалистов, универсально развитых личностей. Методы проектного планирования и управления показали свою востребованность и эффективность во всем мире. В Стратегии национальной безопасности РФ обоснована роль государства в современном мире, успешность функционирования которого определяют прежде всего люди, созданные для них условия развития, самореализации, творчества. Обращаясь к опыту выполнения масштабных программ и социальных проектов, необходимо предусматривать широкое внедрении инновационных технологий.

Конкретный проект может включать новые экономические и социальные перспективы для людей, организовывать современную среду для жизни, культурных и гражданских инициатив, для малого бизнеса и стартапов. Именно вовлеченность людей в дела страны и гражданская активность, как и культурные, нравственные, духовные ценности делают россиян единым народом, способным к достижению больших целей [14; 17; 1; 6; 7; 11; 13]. В условиях повышения динамичности социально-экономических процессов происходит изменение требований к профессионально-квалификационным характеристикам работников различных социально-профессиональных групп. В рамках каждой профессии могут быть отмечены своя специфика и темпы происходящих изменений, при соблюдении общих тенденций в требованиях к профессионально-квалификационным характеристикам работников - необходимость генерирования и внедрения инноваций [8; 12].

Конкурентоспособность любой организации в ситуации рисковых, кризисных явлений, связанных с социально-политическими, социально-экономическими процессами, обеспечивается посредством инновационной деятельности, являющейся базой для сохранения дееспособности организации, для ее выживания [4; 15]. Современные работодатели уделяют пристальное внимание не столько процессам развития трудового потенциала персонала предприятий, сколько подбору кадров с требуемыми профессионально-квалификационными характеристиками, демонстрирующими стремление активизировать инновационную деятельность. Одним из современных квалификационных требований к работнику любой профессии, предъявляемых рынком труда, является способность к проектной деятельности, которая в свою очередь имеет прямое отношение к инновационной, поскольку посредством проектной деятельности происходит преобразование и усовершенствование различных аспектов существующей реальности.

Цель исследования - выявить в проектной деятельности условия возможности генезиса инноваций, показать, что проектная деятельность - фактор, обусловливающий рождение инноваций.

Обсуждение

Возможности проектной деятельности раскрывают работы многих современных исследователей, таких, как Ю.А. Коваленко, Л.Л. Никитиной, Л.В. Константиновой, А.М. Петрова, Д.А. Штыхно, О.С. Кудиновой, Л.Г. Скульмовской, В.С. Лазарева, Е.С. Полат [6; 9; 10]. Авторы отмечают, что проектная деятельность предполагает последовательное планирование действий, предвидение конкретных результатов, повышает действенность творческого мышления [5]. Метод проектов сложился на основе идей прагматистской педагогики (от лат. Pragmatismus - дело, действие), разработанных Ч. Пирсом, У. Джемсом. Окончательно метод сформировался благодаря таким философам, как Д. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э. Коллингс. Метод проектов получил распространение в школах США (вторая половина XIX в.) как ответ на потребность сократить разрыв между школьным обучением и жизнью, обеспечить связь обучения с практикой, используя принцип: «Обучение через процесс деятельности».

В России идеи Д. Дьюи наиболее полно были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. В начале XX в. в России получили распространение проекты, междисциплинарные по сути, включающие вопросы истории страны, актуальные события, целостно характеризующие жизнедеятельность человека как теоретическую, так и практическую. Ориентация обучающихся на практику усиливала их мотивацию.

В современной педагогике метод проектов способствует развитию познавательного интереса обучаемых, формированию умений, навыков, компетенции, в т.ч. исследовательских, рефлексивных и др. [18]. Деятельность современных педагогов позволяет говорить о многообразии понимания проектной деятельности, об огромном количестве классификаций проектов по разным критериям.

Этимологии слова «проект» связана с латинским языком, означает «брошенный вперёд». Этот термин имеет и другие коннотации: 1. Предшествующий, предварительный текст какого-либо документа [Современный словарь по общественным наукам под ред. О.Г. Данильяна и Н.И. Панова]; 2. Способ реализации человеком своей свободы: постоянное и неминуемое осуществление выбора, становящегося, в результате, не только выбором действий, но и выбором жизненной судьбы [философия экзистенциализма]. 3. Система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. 4. Под проектом в сфере образования понимают особую форму организации образовательной деятельности, которая дает возможность привлечения альтернативных ресурсов, использования педагогических технологий, поддерживающих сотрудничество с предприятиями народного хозяйства, неправительственными организациями. Кроме того, проект в настоящее время - это наиболее эффективная современная модель управления в сфере образования.

Обобщая распространенные определения, можно считать, что специфика проекта состоит в целостном представлении комплексной, уникальной, ограниченной во времени деятельности, направленной на достижение определенных целей. Важной частью любого проекта является выбор ключевой проблемы, осознание трудности, противоречия между желаемым (тем, что должно быть) и действительным. Такая проблема должна быть актуальна для обучающихся, и самое главное - соответствовать уровню их подготовки.

Реализация проектной деятельности в вузе имеет основные направления:

1. проектная деятельность, осуществляемая непосредственно профессорско-преподавательским и административным составом вуза, направлена на решение следующих задач:

• совершенствование образовательного процесса;

• обеспечение конкурентоспособности вуза путем разработки и реализации мини- и макропроектов с привлечением спонсоров и работодателей;

• выполнение инициативных и грантовых прикладных НИР и др.;

2. проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в рамках образовательной деятельности, направлена как на формирование определенных компетенций, так и на формирование способности к проектной деятельности как таковой;

3. совместное участие преподавателей и студентов вуза в реализации грантов, привлечение инициативных студентов к проектной деятельности.

Согласно ФГОС 3+ для бакалавриата (социально-культурная деятельность), проектная деятельность является одним из видов профессиональной деятельности, к которой по завершении обучения должен быть подготовлен выпускник [17; 16]. По мнению Ю.А. Коваленко и Л.Л. Никитиной, «проектная деятельность является как методом обучения, так и средством практического применения усвоенных знаний и умений в области будущей профессиональной деятельности» [6]. Следовательно, проектная деятельность обучающихся в вузе носит прикладной характер и направлена на решение проблем (задач), сформулированных преподавателем в рамках учебной дисциплины.

В процессе осуществления проектной деятельности внимание обучающихся должно быть направлено на формирование способности к разработке и реализации проектов в буду-

щей профессиональной деятельности - одной из требуемых компетенций. Таким образом, если проектная деятельность профессорско-преподавательского и административного состава вуза - часть профессиональной деятельности, направленная на стабилизацию положения, имиджа организации во внешней среде, укрепление его финансового состояния, то проектная деятельность обучающихся - обязательная часть образовательного процесса, в рамках которой происходит решение как смоделированных, так и реальных проблем.

Реализация проектной деятельности в вузе сопряжена с определенными трудностями. Как подчеркивает исследователь, реализация проектной деятельности в образовательных организациях посредством метода проектов осуществляется не всегда эффективно, что связано с неоправданным сужением области его применения и появившимися возможностями модернизации теоретической базы и форм применения этого метода под влиянием изменений в педагогике, психологии и проектировании [9]. В ходе аргументированных рассуждений авторы приходят к выводу, что «включение учащихся в проектную деятельность не гарантирует развивающего эффекта и освоения ими процедуры и метода проектов на высоком уровне. Вместе с регулярным осуществлением проектной деятельности необходимы:

• освоение культуры, способов проектной деятельности;

• анализ качества выполненных проектов обучающимися самостоятельно;

• освоение обучающимися комплекса метапредметных понятий, относящихся к проектной деятельности, и не только к ней;

• анализ ошибок и корректировка способа действий;

• коллективная форма выполнения проекта» [3].

Безусловным преимуществом проектной деятельности, реализуемой обучающимися в образовательных организациях, является возможность решения ряда образовательных задач, в частности, развитие навыков анализа проблем, постановки целей, разработки и выбора альтернатив в решении проблем, оценки последствий принятых решений, работы в команде.

История и теория проектной деятельности были исследованы Е.С. Полат [10]. Внедренный в школьное образование метод проектов постепенно стал использоваться далеко за пределами школьных образовательных организаций. Например, появившийся в качестве одного из педагогических приемов, предназначенный для решения образовательных задач, метод проектов сегодня стал широко востребован в производственных организациях для решения проблемных ситуаций.

Проектная деятельность имеет исследовательский компонент и при эффективной организации может давать результат в виде инновации, тип которой будет зависеть от уровня и сложности поставленной проблемы [9].

Более перспективным сегодня становится не познавательное направление проектной деятельности, а именно исследовательское, поскольку оно в большей степени отвечает требованиям современной динамичной действительности. Исследовательские проекты, как и проекты, направленные на достижение конкретной цели или решение конкретной задачи, не противоречат и не противопоставлены друг другу, они могут быть сочетаемы или представлять собой одно целое.

Проекты, реализуемые в высшей школе в рамках образовательных программ, должны быть направлены на более качественную подготовку выпускника к будущей профессиональной деятельности. С помощью проектной деятельности обучающихся может быть в некоторой степени решена проблема, которую обозначает большинство работодателей, когда принимают на работу выпускников вузов. Такую проблему работодатели видят в низкой готовности выпускников к решению профессиональных задач и необходимость их дополнительного обучения на производстве

Возможность решения подобных проблем кроется в организации проектной деятельности обучающихся под руководством работодателей в период прохождения практики в качестве одного из направлений практико-ориентированного обучения.

Однако, по мнению экспертов, эффективность проектной деятельности студентов в ходе прохождения практики и специалистов на рабочих местах в основном зависит от «качества образования, способности и готовности студента к самообразованию». Современный выпускник получает представление об инновационной деятельности посредством реализации проектов в ходе обучения в процессе освоения дисциплин социально-гуманитарного, общепрофессионального и специального циклов. В связи с этим прослеживается взаимозависимость обозначенных направлений проектной деятельности в вузе: профессорско-преподавательский состав, вовлеченный в проектную и инновационную деятельность, внедряющий и реализующий инновационные образовательные технологии, формирует у обучающихся способность к проектной деятельности, дает представление об инновационной деятельности.

Актуальность проектной деятельности в вузе обусловлена необходимостью обеспечения конкурентоспособности вуза и его выпускников, которые к окончанию обучения должны обладать требуемыми компетенциями в рамках своей будущей профессии. В связи с этим весьма актуальным представляется включение проектной деятельности, например, в вузах технической направленности, что способствовало бы процессу социально-экономического преобразования, сохранению своей идентичности, раскрытию в человеке созидательных начал. Творческая деятельность преподавателей, студентов по различным дисциплинам и направлениям и уровням вузовского образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) способствует формированию следующих общекультурных, профессиональных компетенций:

• готовность к участию в разработке и обосновании проектов и программ развития социально-культурной, экономической сфер;

• способность проектировать деятельность на основе изучения запросов, интересов групп населения с учетом возраста, образования, социальных, национальных, гендерных различий;

• способность к комплексной оценке существующих и планируемых культурных, социальных, экономических проектов и программ, информационных, просветительских, коммуникативных, реабилитационных, технологических систем.

В рамках конкретной учебной дисциплины целесообразно активное применение методов игрового проектирования. Проведение деловых игр может стать средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы, так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Деловые игры позволяют получить представление о том, как обучающийся будет вести себя в команде, кто из членов команды станет естественным лидером, кто - генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения.

Специфика проектной деятельности обусловливает рождение инноваций. Инновации (лат. - обновление, новшество, нововведение) - конечный результат научно-технического или иного творчества, приводящего к существенному изменению жизнедеятельности человека, общества, природы. Возникновение инноваций связано с творчеством человека, которое происходит в результате генерирования и успешной апробации новых идей. Практически они появляются в результате управляемой деятельности в ответ на проблемы и задачи, наличие которых обусловлено постоянно меняющимися параметрами внешних и внутренних обстоятельств, жизнедеятельности человека.

Инновации и связанная с ними инновационная деятельность становятся частью проектной деятельности в организациях высшего образования. Реализуемая в разных направлениях, проектная деятельность в современной высшей школе способствует, в том числе, освоению обучающимися требуемых компетенций, профессиональной подготовки по направлениям специализации вуза.

Выводы

Таким образом, проектно-ориентированный подход в вузе, используемый на практических занятиях по различным курсам, учебным дисциплинам высшей школы позволяет интегрировать традиционные и инновационные способы обучения, что обусловливает компетентностный рост будущих профессионалов. Исследования с использованием общенаучных и социологических методов (анализ научной литературы и источников по теме исследования, опрос экспертов-работодателей, анкетный опрос студентов-выпускников) показывают готовность как студентов, так и работодателей к осуществлению совместной проектной деятельности.

Итак, анализ специфики проектной деятельности позволил выявить ее потенциал как условия возможности рождения инноваций. Главными преимуществами проектной деятельности обучающихся в вузе являются ее исследовательский и межпредметный характер, приближенность к специфике будущей профессиональной деятельности. Именно в этом заключается сложность ее осуществления, поскольку для результативной работы над проектом требуется глубокое освоение материала различных, не смежных дисциплин. И если выполнение проекта преподавателями предполагает привлечение в группу специалиста, обладающего нужной квалификацией, то руководство студенческими проектами требует повышения уровня педагогической компетенции преподавателя и расширения предметной специализации на более глубоком уровне, чем прежде.

Для повышения эффективности проектной деятельности в вузе считаем необходимым привлечение работодателей к разработке тематики проектов в качестве заказчиков или консультантов в процессе выполнения проектов (например, при прохождении практики обучающимися), что будет способствовать повышению соответствия профессионально-квалификационных характеристик выпускника современным требованиям рынка труда. В ходе проектной деятельности возможно возникновение инновационных, уникальных решений.

Список источников

1. Баева Л.В., Глазков А.П., Востриков И.В., Подвойский Л.Я., Сколота З.Н. Инновационные практики обучения: преподавание философии в больших потоках: Учебно-методическое пособие для преподавателей / Под науч. ред. Л.В. Баевой. Астрахать: Издательский дом «Астраханский университет», 2017.

2. Базылев В.Н. Новые вызовы для отечественной вы сшей школы: насколько актуальны заимствования педагогических парадигм // Инновации в образовании. 2022. № 10.

3. Безклубая С.А. Развитие познавательного интереса студента технического вуза в процессе изучения философии // Человеческий капитал. 2020. № 8(140).

4. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. 3-е изд., стер. М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. 415 с.

5. Вавилова Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 3(54).

6. Коваленко Ю.А., Никитина Л.Л. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе вуза. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/proektnaya-deyatelnost-studentov-v-obrazovatelnom-protsessevuza (дата обращения 05.08.2023).

7. Константинова Л.В., Петров А.М., Штыхно Д.А. Переосмысление подходов к уровне-вой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 9-24. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-9-24.

8. Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г. Проектная деятельность в ВУЗЕ как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. - URL: http://science-ed-ucation.ru/ru/article/view?id=27928 (дата обращения 05.08.2023).

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17

18.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С. 35-43.

Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса. - URL: https://studfiles.net/preview/6306194 (дата обращения 18.08.2018).

Россия отказывается от участия в Болонском процессе // Российское образование. 24.05.2022.

Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций / Под ред. Н.М. Фонштейн. М.: АНХ, 1999. 296 с.

Тхагапсоев Х.Г., Яхутлов М.М. Рсставаясь, обрести: к ориентациям «пост-болонского» развития вузовского образования в России // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10.

Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» № 400 от 2 июля 2021 года.

Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм / Пер. с англ. Сост. и общ. ред. Н.М. Фонштейн. М.: ДелоЛтд, 1995. 224 с.

Федеральный закон от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202207140031 (дата обращения 07.07.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm16-1.pdf (дата обращения 18.08.2018). Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: Учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.

References

Baeva L.V., Glazkov A.P., Vostrikov I.V., Podvoysky L.Ya., Skolota Z.N. Innovative teaching practices: teaching philosophy in large streams: An educational and methodological guide for teachers / Edited by L.V. Baeva. Astrakhan: Publishing House "Astrakhan University", 2017.

Bazylev V.N. New challenges for the Russian higher school: how relevant are the borrowings of pedagogical paradigms // Innovations in education. 2022. No. 10.

Bezklubaya S.A. The development of cognitive interest of a student of a technical university in the process of studying philosophy // Human capital. 2020. No. 8(140). Bovin A.A. Innovation management in an organization: A textbook on the specialty "Organization Management" / Bovin A.A., Cherednikova L.E., Yakimovich V.A. 3rd ed., ster. M.: Publishing house "Omega-L", 2009. 415 p.

Vavilova L.N. Integrated lesson: features, preparation, conduct // Education. Career. Society. 2017. No. 3(54).

Kovalenko Yu.A., Nikitina L.L. Project activity of students in the educational process of the university. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/proektnaya-deyatelnost-studentov-v-obra-zovatelnom-protsessevuza (accessed 05.08.2023).

Konstantinova L.V., Petrov A.M., Shtykhno D.A. Rethinking approaches to the level system of higher education in Russia in the context of the exit from the Bologna process // Higher education in Russia. 2023. Vol. 32. No. 2. pp. 9-24. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-9-24.

Kudinova O.S., SkulmovskayaL.G. Project activity in higher education as the basis of innovation // Modern problems of science and education. 2018. No. 4. - URL: http://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=27928 (accessed 05.08.2023).

Lazarev V.S. A new understanding of the project method in education // Problems of modern education. 2011. No. 6. P. 35-43.

10. Polat E.S. Project method: history and theory of the issue. - URL: https://studfiles.net/pre-view/6306194 (accessed 18.08.2018).

11. Russia refuses to participate in the Bologna process // Russian Education. 24.05.2022.

12. Technology transfer and effective implementation of innovations / Edited by N.M. Fonstein. M.: ANKH, 1999. 296 p.

13. Tkhagapsoev H.G., Yakhutlov M.M. Rising, finding: towards orientations of the "postBologna" development of higher education in Russia // Higher education in Russia. 2022. Vol. 31. No. 10.

14. Decree of the President of the Russian Federation "On the National Security Strategy of the Russian Federation" No. 400 dated July 2, 2021.

15. Innovation management. Success factors of new firms / Translated from English. Comp. and the general editorship of N.M. Fonstein. M.: DeloLtd, 1995. 224 p.

16. Federal Law No. 295-FZ dated 07/14/2022 "On Amendments to the Federal Law on Education in the Russian Federation". - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document / View/0001202207140031 (accessed 07.07.2022).

17. Federal State Educational Standard of higher Professional Education. - URL: http://www.e-du.ru/db/mo/Data/d_10/prm16-1.pdf (accessed 18.08.2018).

18. Yakovleva N.F. Project activity in an educational institution: An educational institution. 2nd ed., ster. M.: FLINT, 2014. 144 p.

Статья поступила в редакцию 20.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 10.11.2023.

The article was submitted 20.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 1011.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.