Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна, Папина Ольга Валентиновна

В данной статье мы рассмотрели применение проектной деятельности в работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками. Дети 5-6 лет имели логопедическое заключение «псевдобульбарная дизартрия» и «общее недоразвитие речи III уровня». Метод проектов использовался для формирования речевых и неречевых навыков. Речевые и неречевые навыки в дальнейшем будут являться основой в овладении письменной речью у данной категории детей. Проведено диагностическое обследование по методике Н.В. Нищевой. Результаты исследования представлены в виде уровневой характеристики. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы. Раскрыта координирующая роль учителя-логопеда в реализации проектной деятельности дошкольников: «Моя волшебная буква». Определены основные этапы проектной деятельности. Представлены этапы реализованного проекта: 1) информационно-аналитический; 2) практический; 3) заключительный этап. На каждом этапе были поставлены свои цели, задачи предстоящей работы, которые были доступны, значимы, понятны и интересны для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи и их родителей. Определена значимость детско-родительских отношений в реализации проектной деятельности. Проектная деятельность способствовала повышению интереса родителей к жизни ребенка, к лучшему взаимопониманию и общению и умению видеть успех своего ребенка в деятельности. Произошли незначительные изменения в уровневой характеристике фонематических, лексических, грамматических процессов. После реализации проекта 30% детей перешли с низкого уровня на средний уровень развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна, Папина Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY IN THE WORK OF A SPEECH THERAPIST TEACHER WITH PRESCHOOL CHILDREN

In this article, we examined the application of project activities in the work of a speech therapist teacher with older preschoolers. Children 5-6 years old had a speech therapy conclusion "pseudobulbar dysarthria" and "general underdevelopment of speech of the III level". The project method was used to form speech and non-speech skills. Speech and non-speech skills in the future will be the basis for mastering written speech in this category of children. A diagnostic examination was carried out according to the method of N.V. Nishcheva. The results of the study are presented in the form of a level characteristic. The data obtained indicate the need for corrective work. The coordinating role of a speech therapist teacher in the implementation of project activities of preschoolers is revealed: "My magic letter". The main stages of project activity are defined. The stages of the implemented project are presented: 1) informational and analytical; 2) practical; 3) final stage. At each stage, the goals and tasks of the upcoming work were set, which were accessible, meaningful, understandable and interesting for preschool children with speech disorders and their parents. The importance of child-parent relations in the implementation of project activities is determined. The project activity helped to increase the interest of parents in the child's life, to better mutual understanding and communication, and the ability to see the success of their child in activities. There have been minor changes in the level characteristics of phonemic, lexical, grammatical processes. After the implementation of the project, 30% of children have moved from a low level to an average level of development.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

3. Сайгушев, Н.Я. Профессиональное становление будущего учителя: Монография / Н.Я. Сайгушев. - СПб.: Стратегия будущего, 2008. - 219 с.

5. Сайгушев, Н.Я. Самоактуализация студентов гуманитарного вуза в образовательном процессе / Н.Я. Сайгушев, О.А. Веденеева // Искусство и образование. - 2018. - № 1 (111). - С. 144-152.

6. Сайгушев, Н.Я. Становление студента вуза как субъекта будущей профессиональной деятельности / Н.Я. Сайгушев, О.А. Веденеева, М.В. Коновалов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-1. - С. 261-265.

Педагогика

УДК 376.1

кандидат психологических наук, доцент Самылова Ольга Анатольевна

Институт психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); магистрант Папина Ольга Валентиновна

Институт психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье мы рассмотрели применение проектной деятельности в работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками. Дети 5-6 лет имели логопедическое заключение «псевдобульбарная дизартрия» и «общее недоразвитие речи III уровня». Метод проектов использовался для формирования речевых и неречевых навыков. Речевые и неречевые навыки в дальнейшем будут являться основой в овладении письменной речью у данной категории детей. Проведено диагностическое обследование по методике Н.В. Нищевой. Результаты исследования представлены в виде уровневой характеристики. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы. Раскрыта координирующая роль учителя-логопеда в реализации проектной деятельности дошкольников: «Моя волшебная буква». Определены основные этапы проектной деятельности. Представлены этапы реализованного проекта: 1) информационно-аналитический; 2) практический; 3) заключительный этап. На каждом этапе были поставлены свои цели, задачи предстоящей работы, которые были доступны, значимы, понятны и интересны для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи и их родителей. Определена значимость детско-родительских отношений в реализации проектной деятельности. Проектная деятельность способствовала повышению интереса родителей к жизни ребенка, к лучшему взаимопониманию и общению и умению видеть успех своего ребенка в деятельности. Произошли незначительные изменения в уровневой характеристике фонематических, лексических, грамматических процессов. После реализации проекта 30% детей перешли с низкого уровня на средний уровень развития.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, речевые нарушения, этапы проектной деятельности.

Annotation. In this article, we examined the application of project activities in the work of a speech therapist teacher with older preschoolers. Children 5-6 years old had a speech therapy conclusion "pseudobulbar dysarthria" and "general underdevelopment of speech of the III level". The project method was used to form speech and non-speech skills. Speech and non-speech skills in the future will be the basis for mastering written speech in this category of children. A diagnostic examination was carried out according to the method of N.V. Nishcheva. The results of the study are presented in the form of a level characteristic. The data obtained indicate the need for corrective work. The coordinating role of a speech therapist teacher in the implementation of project activities of preschoolers is revealed: "My magic letter". The main stages of project activity are defined. The stages of the implemented project are presented: 1) informational and analytical; 2) practical; 3) final stage. At each stage, the goals and tasks of the upcoming work were set, which were accessible, meaningful, understandable and interesting for preschool children with speech disorders and their parents. The importance of child-parent relations in the implementation of project activities is determined. The project activity helped to increase the interest of parents in the child's life, to better mutual understanding and communication, and the ability to see the success of their child in activities. There have been minor changes in the level characteristics of phonemic, lexical, grammatical processes. After the implementation of the project, 30% of children have moved from a low level to an average level of development.

Key words: project method, project activity, speech disorders, stages of project activity.

Введение. На современном этапе развития дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, решающей задачей учителя-логопеда является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Как показывает практика, количество детей с речевыми трудностями увеличивается с каждым годом. При поступлении в школу дети с речевыми нарушениями находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфии и дислексии. По наблюдениям педагогов-практиков, нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной неуспеваемости и дезадаптации обучающихся начальной школы, поэтому профилактика нарушений письменной речи на сегодняшний день рассматривается нами как актуальное направление коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Обучение грамоте в добукварный период является одним из основных и важных направлений в работе учителя-логопеда и подготовке ребенка к дальнейшему обучению в начальной школе. Многочисленные исследования отечественных ученых и практиков (А.Н. Корнева, М.З. Кудрявцева, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и других) доказывают существенную корреляцию между степенью речевого развития ребенка и его потенциалом овладения элементами грамоты.

Изложение основного материала статьи. В связи с этим, акцент логопедической работы по профилактике дисграфии в условиях логопедической группы дошкольной организации необходимо направлять на формирование как речевых, так и неречевых функций, которые, с нашей точки зрения, в совокупности должны обеспечить оптимальный процесс овладения письмом.

Применение стандартных методов в работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, не всегда оправдывает ожидаемый результат, поэтому на сегодняшний день востребованным становится поиск наиболее эффективных современных педагогических технологий и известных традиционных приемов логопедической классики, которые могут быть применены педагогами логопедических групп в коррекции нарушении речи и предпосылок письменной речи.

Проведя анализ разнообразных форм коррекционной работы, которые позволили бы придать ускорение процессу развития всех компонентов речи, мы пришли к выводу о необходимости применения инновационных педагогических технологий, наряду с широко известными приемами и методами логопедической работы.

Современные технологии открывают новые возможности, как воспитания, так и обучения дошкольников речевым и неречевым навыкам письменной речи. По мнению педагогов-практиков, одной из наиболее эффективных форм работы в наши дни стал метод совместных детских проектов.

Рассматривая метод проектов, отметим, что данный метод достаточно давно используется в профессиональном образовании и принципиально новым не является. Целая плеяда ученых на рубеже Х1Х-ХХ вв. (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Л. Левин, Н.Ю. Пахомова, И.М. Соловьев, С. Фридман, С.Т. Шацкий) рассматривали метод проектов в различных аспектах зарождения, становления и развития [4].

В организации непосредственной образовательной деятельности в детском саду проектный метод считается одним из важнейших ее компонентов. Проектная деятельность основывается, с одной стороны, на взаимодействии взрослого с ребенком, а с другой - направлена на самостоятельные действия детей. Важным преимуществом метода проекта ученые и практики считают интерес и результативность участников, самостоятельность и активность самого ребенка в «добывании» знаний. Известный педагог И.Г. Песталоцци еще в XIX веке утверждал: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» [2, С. 202].

Передовые российские и зарубежные педагоги-практики активно используют проекты в своей профессиональной деятельности. С их точки зрения, метод проектов является наиболее оптимальным и перспективным в системе дошкольного образования, так как позволяет снизить психоэмоциональное напряжение ребенка, стимулирует интерес и в дальнейшем -мотивацию к учебной деятельности.

Метод проектов используется в организации разнообразной деятельности детей в «золотой» период детства. Основоположником данного метода является американский педагог Уильям Херд Килпатрик. Соглашаясь с определением данного автора и ориентируясь на известные методы исследования, поиска знаний и опыта, на примере современных педагогов-практиков, в деятельности которых реализация проектов стала первостепенной задачей отметим, что именно метод проектов высоко эффективен и актуален.

Под руководством российского специалиста в области дошкольного образования Николая Евгеньевича Веракса на базе ресурсного центра г. Москвы доказана эффективность реализации детской инициативы через применение проектной деятельности. Еще в 2000 году авторами отмечена необходимость получения ребенком опыта из собственных замыслов и детской потребности в нестандартных действиях в самых разных ситуациях. Методы проектов оказались успешными в реализации данных положений [3].

Хотя метод проектирования сравнительно недавно вошел в практику логопедов, он быстро зарекомендовал себя актуальностью и эффективностью. Ребенок экспериментируя, учится самостоятельно получать и обобщать знания; в ходе реализации проектной деятельности активно развивается его креативные способности и коммуникативные навыки, что играет определенную роль в успешности ребенка на первой ступени обучения в школе.

Так, применительно к нашей работе, отметим, как например, малоинтересные и сложные коррекционно-логопедические задания и упражнения в процессе грамотно спланированной проектной деятельности становятся значимыми, увлекательными для ребенка и способствуют формированию речевых навыков (фонематических, лексических и грамматических).

Решая в процессе совместной проектной деятельности определенные познавательно-практические задачи, дети мотивированно увеличивают и обогащают собственный словарный запас, выступая на публике, учатся ораторскому искусству и непринужденному общению с окружающими.

Проектная деятельность во многом зависит от скоординированной деятельности учителя-логопеда от того, на сколько он продумал план, структуру проекта, алгоритм его выполнения и функции всех участников проекта, результативность и презентацию результатов совместной деятельности участников проекта. Возможность применения данного проекта в практической деятельности или перенос результатов проекта в новые условия для формирования предпосылок письменной речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.

Основным этапом внедрения в работу логопеда проектного метода является формирование и развитие речевой деятельности дошкольника. По мнению Ю.А. Фадеевой, И.И. Жилиной проект не должен быть самоцелью.

Проектная деятельность предполагает построение образовательного процесса в логике деятельности, имеющей личностное значение для ребенка, индивидуальный темп работы, что является гарантией каждому ребенку в достижении личного уровня его развития. Комплексно подходя к организации учебного процесса через метод проектов, мы сбалансированно, развиваем физиологические и психические функции ребенка.

Следуя принципам организации проектной деятельности, обозначим необходимость планирования следующих этапов работы: определение задания проекта (выбор темы); формирование творческих групп; подбор литературы; формулирование задач и тезисов; предположение результатов проекта; разработка проекта; фиксация полученных результатов; презентация проекта и необходимая рефлексия. Каждый этап имеет свою цель и задачи, без которых невозможен переход на следующую ступень [1].

Мы считаем, что проектная деятельность при активном участии и включении в нее родителей, помогает дошкольникам проявить себя и раскрыть свои способности, реализовать собственные познавательные потребности и представляет при этом творческие возможности сотрудничества для всех участников коррекционно-развивающего процесса в современной дошкольной организации.

Результаты проведенных нами в 2021 году обследований фонематических, лексических, грамматических процессов у детей старшего дошкольного возраста по методике Нищевой Н.В., показали на нулевом цикле работы отсутствие высокого уровня, регистрацию среднего уровня (30%), преобладание низкого уровня у 70% воспитанников. В связи с этим, нами было предпринято внедрение в практику работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи нетрадиционных форм работы, а именно - проектной деятельности. Нами была обозначена тема проекта - «Моя волшебная буква», выбран наиболее привлекательный для дошкольников способ его реализации - создание книжки-малышки.

Взаимодействие дошкольной организации и семьи в подготовке досуга детей нами рассматривается как процесс взаимосвязи единства: «педагог - ребенок - родитель» [1, С. 39]. В соответствии с концепцией целостного развития дошкольника нами выдвинуто предположение о решении проблем, заключающихся в разных позициях педагогов и родителей в вопросах преодоления речевых нарушений и смогут увидеть успехи своего ребенка в деятельности. Так разработанный нами проект «Моя волшебная буква» стал своеобразным проводником решения данной проблемы.

Координирующая роль учителя-логопеда в совместной проектной деятельности с родителями и детьми предполагала:

- помощь выборе актуальной темы и постановки задач для детей, в поиске источников информации;

- планирование тематической игровой деятельности;

- организация процесса творческой и самостоятельной деятельности;

- поддержку и поощрение активности детей.

Построение проектной деятельности, с учетом выше перечисленного, исключало возможность ребенку быть пассивным слушателем, воспринимающим только готовую информацию от педагога. Именно активность ребенка рассматривалась нами как основа его развития в процессе поиско-познавательной деятельности в сотрудничестве со взрослыми.

Реализация нашего проекта предусматривала три этапа:

Первый этап - подготовительный (информационно-аналитический). Выявили проблему (провели диагностику уровня актуального речевого развития детей), определили цель, задачи проекта, спланировали предстоящую деятельность. Совместно с педагогами создали одну ситуацию для всех воспитанников и их родителей логопедической группы, раскрыли смысл и содержание предстоящей работы и запустили проект «Моя волшебная буква», в ходе которого ребенок выступал инициатором. Дети совместно с родителями заинтересованно подходили к созданию творческого проекта.

В ходе основного этапа провели с детьми подгрупповые и фронтальные занятия, игры по обучению грамоте («Звуковая линейка», «Лото», « Выложи схему», «Веселый поезд», «Найди лишнее слово», «Звуковые замки», «Упрямые звуковики и другие).

На данном этапе нами детям и родителям был анонсирован предстоящий проект. Оказаны консультации по созданию книжек-малышек, представлены игры и упражнения по предупреждению нарушений письма для детей данного возраста («Поймай звук», «Найди звук в слове», «Цепочка слов», «Что лежит в чемодане? «Звуковая цепочка», «На что похожа буква», «Доскажи словечко» и другие).

Родителями с детьми совместно изготовлены и оформлены книжки-малышки: «Моя волшебная буква». Дизайн у каждого продукта совместной деятельности получился уникальный и неповторимый (в виде трактора, мячика, буквы, альбома). Дети помогали взрослым оформлять странички, к создаваемой книжке применяя различные техники выполнения, и выбирая разнообразный материал для украшения (бисер, стразы, мягкие шары-помпоны, пуговицы, молнии).

Наиболее значимым из этапов в создании проекта считается третий этап - заключительный, в виде презентации предполагающей защиту проекта, оформление выставки, мини-библиотеки авторских пособий. На заключительном этапе все участники проекта презентовали созданные ими книжки-малышки, демонстрировали продукты собственной деятельности и собственных творческих материалов. Дети самостоятельно достаточно смело и самодостаточно защищали проект своей книжки-самоделки, объясняли, почему они для проекта выбрали именно эту букву (многие дети выбирали букву, с которой начинается их имя, другие выбирали - буквы имени мамы, бабушки).

Дети делились личными впечатлениями о выполненной ими работе, рассказывали о своей волшебной букве, загадывали о ней загадки, рассказывали стихи, показывали и называли картинки, в названии которых присутствует их любимая буква. В завершении проекта всеми участниками была оформлена мини библиотека книжек-самоделок. По итогам проекта была организована выставка книжек-самоделок, где дети и родители смогли увидеть продукт своей деятельности.

Отметим проведенную нами работу над проектом как интересную и увлекательную. В создании книжек-малышек приняли участие все 12 семей (детей) логопедической группы. Результатами поставленных целей и задач выделим: повышение потенциальных возможностей речевого развития дошкольников, формирование речевых и не речевых навыков письменной речи, смотивированность отношений родителей к коррекционной работе. Включение родителей в совместный с ребенком процесс изготовления пособия способствовало значительному повышению эффективности коррекционной работы.

В соответствии с особенностями детей нуждающихся в коррекции речи, в нашей работе успешным способом восприятия информации считаем активную деятельность и своевременную возможность смены детской деятельности. Все это предупреждало переутомление и дефицит внимания, способствовало активному участию детей в образовательном процессе.

Выводы. После проведенной работы и полученных результатов можно утверждать, что метод проектов оправдан, произошли незначительные изменения, средний уровень был выявлен у 60% воспитанников и низкий остался у 40% дошкольников. Метод дает равные стартовые возможности каждому ребёнку независимо от имеющихся у них проблем и в совместной работе всех участников образовательного процесса позволяет нетривиально и успешно решать сложные задачи речевого, социального и интеллектуального развития воспитанников. Применение данного метода позволило перейти от традиционной передачи знаний к активным методам коррекционного обучения и развития предпосылок письменной речи.

Следовательно, предпринятая нами попытка внедрения в логопедическую работу метода проектов, способствует не только формированию предпосылок письменной речи детей дошкольного возраста, но и способствует формированию гармонично развитой личности, которая на современном этапе будет соответствовать социальному заказу и позволит ребенку получить новую информацию, активизирует его познавательную, творческую деятельность.

Литература:

1. Бачина, О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. -Москва: Сфера, 2009. - 57 с.

2. Бакаева, Т.П. Проектный подход в организации образовательного процесса в ДОУ / Т.П. Бакаева, Т.П. Цыплакова // Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики: материалы X Всерос. науч.-практ. конф., с международным участием «Образование на грани тысячелетий», Нижневартовск,06 ноября 2014 года. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2015. - С. 202-206.

3. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - Москва: Мозаика - Синтез, 2008. - 108 с.

4. Пеньковских, Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике / Е.А. Пеньковских // Вопросы образования. - 2010. - №4. - С. 57-62.

5. Фадеева, Ю.А Образовательные проекты в группе для детей с ОНР / Ю.А. Фадеева, И.И. Жилина. - Москва: Сфера, 2012. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.