ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Якупова Л.М.
Якупова Люция Мидхатовна - учитель истории высшей категории, Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Похвистнево
Аннотация: в современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения.
Ключевые слова: проект, учебный проект, исследование.
Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в школе. Проект предполагает тщательное продумывание каждой мелочи от начала до конца в соответствии с определенными требованиями. Проектная деятельность основывается на нескольких теоретических позициях: в центре внимания находится ребенок, а не тема или условия; индивидуальный темп работы позволяет каждому ребенку выйти на уровень собственного успеха; усвоение базовых знаний происходит за счет их универсального использования в разных ситуациях. Актуальность использования проектной деятельности обусловлена тем, что у каждого ребенка есть явные или скрытые возможности, в каждом возрасте. Дети стремятся получить новые знания, вникнуть в суть предметов и явлений окружающего мира.
В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности.
Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает учитель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос. Исследовательская проектная деятельность школьников часто носит индивидуальный характер и предполагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей) в сферу его интересов. Такое исследование может проводиться с маленькой подгруппой и предполагает определенные этапы. В ходе первого этапа создается ситуация, в которой у ребенка возникает вопрос: «Что я хочу узнать?». Второй этап предполагает активное включение ребенка в проектную деятельность, проведение экспериментов, анализ литературы и пр. Третий этап - защита проекта, в ходе которой ребенок демонстрирует результаты своей работы, показывает, как он понял тему.
Подводя итог, можно отметить, что актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию. Поэтому проектную деятельность нужно обязательно включать в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удобно.
В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка - что ему интересно узнать. Когда мы говорим о проектной деятельности в школе по ФГОС, нужно
обязательно помнить, что в проектной деятельности с учащимися позиция учителя меняется, и он становится партнером для детей. Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых учитель становится партнером для ребенка:
1) Включенность учителя в деятельность наравне с детьми. Учитель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними просматривает литературу, ищет иллюстрации. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону.
2) Второе условие - это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения.
3) Третья позиция - свободное общение.
4) Четвертая позиция партнерских отношений - индивидуальный темп работы над проектом, который обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освоения какой-то образовательной области.
Любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации. Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, так и самим ребенком. Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности подходят. Не любую совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием, например, «пойдём и прочитаем про это в книжке».
Список литературы
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.