Дошкольная педагогика
213
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность сфере дошкольного начального общего, основного общего, средне общего образования) (воспитатель учитель)», № 544н // Российская газета. - 18.12.2013.
5. Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - 2013. - № 8.
6. Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» // Российская газета. - 07.12.2012.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 31.12.2012.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
© Килибаева Н.Ж., Исмагулова М.М.*
КГКП № 12 «Ертеп», Республика Казахстан, г. Караганда
В данной статье анализируется методика использования проектного метода обучения дошкольников, где выявлена и обоснована необходимость в предоставлении детям возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных образовательных областей. Метод проектов рассматривается как педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Ключевые слова метод проектов, проект - 5П, интеграция, исследование, цель, продукт проектирования, виды проектов, продолжительность проектов, тема проектов.
Сегодня, как никогда в последние годы, детский сад приковывает к себе всеобщее внимание, обсуждаются пути его дальнейшего развития. Поэтому цели деятельности КГКП № 12 «Ертеп», разработаны с учетом основных направлений развития Республики Казахстан, где происходят глубокие социально-экономические преобразования, требующие новых подходов к системе дошкольного образования. Поиск новых эффективных форм организации учебного процесса поможет воспитателю сделать все занятия с детьми
Воспитатель
214
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
интересными, яркими, создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Одной из эффективных технологий в работе с детьми считаем метод проектов в детском саду. Мы его не рассматриваем исключительно как обучающий метод. Скорее, используем для развития и воспитания малышей, например, для развития воображения или же мелкой моторики ребенка, а вместе с ней и речи. При этом такой метод пробуждает интерес и к обучению в целом. Главное, применение метода проектов в детском саду предполагает тесное сотрудничество с родителями, без помощи которых, конечно, ребёнок не сможет создать полноценный качественный проект. Проект - это исследование. Мы учим, детей исследовать, причём не ставим перед детьми отдалённые задачи. Ребёнок исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнаёт связь явлений, закономерностей. Метод проектов помогает системно сформировать доступные способы познания. Стараемся, включать его во все занятия, и наблюдаем, как он активизирует познавательную активность. Мы подтверждаем, что спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер. Например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, патриотическим воспитанием. Его практическая направленность - это включение ребенка в творческую деятельность.
Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного вида деятельности. Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, в данном контексте метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [4, 7]. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Один из основоположников метода, У Килпатрик считал, что проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность» [2, 3].
Что я знаю,
Что я хочу узнать,
Для чего мне это надо.
Дошкольная педагогика
215
Где я могу это узнать и как применить - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проработка разнообразных источников позволила сделать собственный вывод, о данной технологии.
- Проектную деятельность можно применять в качестве метода обучения, средства обучения и формы организации с детьми.
- Проектная деятельность позволяет одновременно обеспечивать и развивать у ребенка определённые, реализуемые образовательной программой знания, умения, навыки, и в то же время развивать качества личности, необходимые для установления элементарных, отношений с социумом - миром людей, природы, собственным внутренним миром.
- Проектная деятельность дает возможность формировать систему ценностей дошкольника через оптимизацию детско-родительских отношений.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.
По продолжительности выполнения проекты бывают:
- краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы);
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев или целый учебный год).
В планировании деятельности дошкольной организации используются несколько видов проектов:
1. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Этот вид проекта приемлем как для старших, так и для самых маленьких детей).
2. Исследовательские, творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).
3. Информационно-практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни или используются, например, в оформлении группы).
4. Творческие (результат - спектакль, сказка, постановка).
На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, и творческую, и игровую, и практическую деятельность детей, что способствует комплексному усвоению материала.
Так что же собой представляет ПРОЕКТ?
216
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Очень легко запомнить и уяснить, что проект - это 5 «П»:
1. Проблема;
2. Проектирование или планирование;
3. Поиск информации;
4. Продукт;
5. Презентация.
Запомнить просто - пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
«Тема проекта - то, что мы узнаём. Проект - то, что мы делаем».
Выбор темы - это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на тот период, который рассчитан на его длительность. При этом учитываются виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание должны уделять организации среды, способствующей изучению темы проекта.
Организация занятий [1, 6, 8].
Каждое занятие включает в себя:
1. Ритуал приветствия - снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.
2. Основную часть (ОУД) занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.).
3. Игру на повышение двигательной активности.
4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
5. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем - сам ритуал прощания. При необходимости детям дается домашнее задание.
Для всего этого нужен арсенал педагогических приемов. При руководстве проектной деятельностью дошкольников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности детей. Как темы проектов, так и предлагаемые варианты их реализации зачастую варьируются в широком диапазоне различных образовательных областей государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения. Поэтому в процессе работы над проектами требует от воспитателя эрудиции и высокого педагогического мастерства.
Итак, заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом. Прежде всего, необходимо вскрыть суть проблемы, выбрать оп-
Дошкольная педагогика
217
тимальный путь ее решения, то есть определить продуманную последовательность шагов по реализации некоего, принятого самим ребёнком (это обязательно!) решения. Это путь работы в структуре, где творчество опирается на знание и компетентность ребёнка, которые способствуют трудовому и творческому становлению личности.
Так спланировать работу детей над проектом, чтобы обеспечить удивление и мотивацию к деятельности, чтобы задание было ни чрезмерно легким, ни чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого ребёнка. Стратегия руководства проектом подчиняется простым и ясным правилам. Метод проектов рассматривается как особый механизм взаимодействия семьи и детского сада.
А для того, чтобы дети не разочаровались и получили удовольствие от проектной деятельности, необходимо интересно организовать их работу, для этого выбираем посильную для младшего дошкольника тему, но при этом достаточно актуальную, а также, которая интересовала бы самого малыша и была ему хорошо знакома. Вместе с детьми подбираем иллюстрации к сказке. Родителям предлагаем интересно оформить эти иллюстрации.
Пример аппликации на фартуках. Итак, задачей каждого ребенка будет желание самостоятельно создавать сказки на основе знакомых литературных героев [8].
Рис. 1
С детьми с помощью такой наглядности вспоминаем содержание сказки. Защита проекта - это Драматизация сказки, или пересказ по ролям.
В ходе подготовки проекта «Детский сад - моя семья» с каждым ребёнком в свободное от занятий время разработали детальный план действий, объяснив им с чего начинать. Помогаем малышам вырезать и приклеивать нужные картинки, разучивать песенки и стихи, незабывая при этом повторять цвета и формы. Ведь такой проект, помимо обучающей цели - позволит им также порисовать, пораскрашивать или сделать аппликацию. А это серьезно поможет развитию их психических процессов.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
218
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ - 3-е изд. пспр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
4. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. - М., 2009.
5. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении, методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. -2004. - № 4.
7. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002.
8. Опыт работы дошкольной организации «Ертеп».
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
© Серых Е.М.* *, Бусловская М.А.*,
Шестакова Л.А.*, Сорокина Г.В.*
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа, г. Старый Оскол
Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-коммуникативных технологий. Благодаря возможностям современных компьютеров, том числе с сенсорными экранами, или используя планшетник, ребёнок имеет возможность действовать самостоятельно: показать, не называя, какой предмет издаёт звук, или какая игрушка звучит, прикоснувшись к интерактивной панели. Практика
* Воспитатель, первая квалификационная категория.
* Воспитатель, первая квалификационная категория.
* Воспитатель, первая квалификационная категория.
* Воспитатель, первая квалификационная категория.