Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дереча И.И., Семенова М.В.

В статье рассматривается проблема поиска педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей подростков с использованием проектной деятельности. В основу исследования проблемы формирования творческих способностей положены результаты тестирования, анкетирования, опросников, позволяющие выявить уровень творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дереча И.И., Семенова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

Дереча И.И.1, Семенова М.В.2 ©

1 2

К.п.н., доцент; студент педагогического факультета.

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского

государственного университета

Аннотация

В статье рассматривается проблема поиска педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей подростков с использованием проектной деятельности. В основу исследования проблемы формирования творческих способностей положены результаты тестирования, анкетирования, опросников, позволяющие выявить уровень творческих способностей.

Ключевые слова: проектная деятельность, подростки, формирование, творческие способности.

Keywords: project activity, adolescents, formation, creativity.

Проблема развития творческих способностей является одной из ключевых в системе современного образования. Творчество - самый сильный импульс в развитии человека. Л.С. Выготский отмечал: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее»[4]. Творчество запрашивает от личности высокой информированности в той области, в которой она желает творить.

Мы считаем, что проектная деятельность дает большие возможности для формирования творческих способностей подростков. Понятие «проектная деятельность» тесно связано с такими дефинициями как «проект», «деятельность» и «творчество». Эти термины имеют различный характер с точки зрения разных отраслей науки. Мы рассматриваем данные понятия с точки зрения педагогики и психологии.

Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает - бросание вперед. В.С. Лазарев отмечает, что проект - это труд, выполняемый единовременно для получения уникальных результатов. Проект - это последовательность событий, связанных между собой, которые происходят в течение некоторого ограниченного времени и направлены на достижение уникального, но определенного результата [9].

Мы разделяем точку зрения И.И. Дереча и под учебным творческим проектом понимаем самостоятельно разработанный и реализованный продукт, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и консультированием педагога [6].

В ходе реализации проектной деятельности формируется проектное мышление. Проектное мышление - процесс обобщенного познания действительности, в ходе которого учащиеся используют технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реализации.

Подростковая проектная деятельность - это такая деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной, практической и творческой составляющей, в результате которой подросток производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной новизной[5].

© Дереча И.И., Семенова М.В., 2017 г.

Нам импонирует точка зрения Д.Б. Богоявленской, что творчество - это деятельность человека, в результате которой рождается что-то новое, неповторимое, оригинальное, представляющее культурную или материальную ценность, уникальность [1].

Нами было проведено исследование, целью которого являлось теоретическое обоснование и реализация педагогических условий инициирующих формирование творческих способностей подростков средствами проектной деятельности. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы №31 в г. Ишиме. В исследовании приняли участие учащиеся седьмых классов в возрасте 14 лет в количестве 30 человек. На первом этапе нашего исследования мы провели диагностику творческих способностей подростков.

Для диагностики уровня творческих способностей подростков мы выделили следующие критерии: когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный. Показателями когнитивно-эмоционального критерия являются: беглость, сопротивление замыканию, гибкость, точность, оригинальность, разработанность идеи. Личностно-креативный критерий предполагает выявление уровня личностной креативности. С целью диагностики уровня личностной креативности подростков мы использовали метод тестирования по опроснику «Уровень личностной креативности» Джонсона в адаптации Е.Е. Туник. По результатам адаптированного опросника Джонсона мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень творческих способностей подростков

Уровень Группы

творческих Экспериментальная Контрольная

способностей Количество % Количество %

Низкий 4 26,7 4 26,7

Средний 8 53,3 9 60

Высокий 3 20 2 13,3

Анализ результатов позволяет заметить, что высокий уровень творческих способностей имеют 3 человека (20%) в экспериментальной группе и 2 в контрольной группе (13,3%). Низкий уровень творческих способностей имеют по 4 человека (26,7%) в экспериментальной и контрольной группе. Большинство испытуемых продемонстрировали средний уровень творческих способностей: 8 испытуемых (53,3%) в экспериментальной группе и 9 испытуемых (60%) в контрольной группе. По результатам полученных данных можно сделать вывод о преобладании у испытуемых обеих групп среднего уровня развития творческих способностей.

С целью изучения творческих способностей, таких как беглость (легкость, продуктивность), гибкость, оригинальность мы провели тестирование по методике Дж. Гилфорда «Варианты употребления предметов» точность. Результаты по тесту Дж. Гилфорда предаствлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень творческих способностей

(беглость, гибкость, оригинальность, точность)

Уровень Группы

творческих Экспериментальная Контрольная

способностей Количество % Количество %

Низкий 6 40 10 66,7

Средний 6 40 3 20

Высокий 3 20 2 13,3

Из полученных данных мы видим, что высокий уровень имеют 3 человека (20%) в экспериментальной группе и 2 человека в контрольной группе (13,3%). Средний уровень у 6 человек (40%) в экспериментальной группе и у 3 человек (20%) в контрольной группе. Низкий уровень у 6 человек (40%) в экспериментальной группе и у 10 человек (66,7%) контрольной группе.

В результате полученных результатов мы можем прийти к выводу, что у большинства подростков контрольной группы по данной методике преобладает низкий уровень творческих способностей, тогда как у экспериментальной группы равное количество испытуемых показали низкий и средний уровень творческих способностей.

Проведение фигурного теста Е. Торренса, с целью определения уровня креативности, позволило нам оценить некоторые показатели: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

По результатам теста Е. Торренса мы получили результаты, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень творческих способностей подростков

(по результатам Фигурного теста Е. Торренса)

Уровень творческих способностей Группы

Экспериментальная Контрольная

Количество % Количество %

Низкий 1 6,7 2 13,3

Средний 11 73,3 10 66,7

Высокий 3 20 3 20

Анализ результатов позволяет констатировать, что большинство участников обеих групп показали средний уровень развития творческих способностей: 11 человек (73,3%) из экспериментальной группы и 10 человек (66,7%) из контрольной. Высокий уровень был выявлен у 3 подростков (20%) из контрольной группы и 3 (20%) из экспериментальной группы. Низкий уровень был выявлен у 1 (6,7%) подростка из экспериментальной группы и 2 подростков (13,3%) из контрольной группы. В результате полученных данных по данной методике можно сделать вывод, что у испытуемых обеих групп преобладает средний уровень творческих способностей.

Таким образом, на основе данных констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что у большинства подростков преобладает средний и низкий уровень творческих способностей, что на наш взгляд обусловлено недостаточным вовлечением в творческую деятельность подростков в рамках учебной программы.

Мы предположили, что формирование творческих способностей подростков с использованием проектной деятельности будет эффективным, если реализовать следующие педагогические условия: мотивационную направленность на самореализацию участников проектной деятельности; использование активных методов взаимодействия педагогов и учащихся, организация группового взаимодействия; установление педагогически целесообразных субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом - педагогом и учащимися.

Реализуя первое педагогическое условия, мы провели лекцию-конференцию для подростков экспериментальной группы «Психология в жизни человека, решение проблем общества. Взгляд XXI века», в ходе которой, подростки познакомились с теми возможностями, которые открывает психология перед современным человеком. Реализуя второе педагогическое условие мы вместе с подростками провели «мозговой штурм», технологию «дебаты» и выявили актуальные и значимые для подростков темы для проектов, например, «Психологический портрет лидера», «Зачем нужна эмпатия», «Физическая работоспособность учащихся 7 класса»[8].используя и

В процессе реализации третьего педагогического условия мы провели тренинг «Как сделать свой проект интересным для людей. От репродукции к креативности». Большой интерес у подростков вызвала деловая игра «Моя идея», в ходе которой каждый подросток доказывал значимость своего проекта, обосновывал финансовое обеспечение проекта, отвечал на вопросы «заказчика» проекта. С целью актуализации мыслительных операций у подростков мы использовали теоретические положения, разработанные Е.В. Слизковой, Комаровой Ю.В., позволяющие сопоставлять, анализировать различные точки зрения по проблеме. В процессе работы над проектом, когда у подростков возникали интеллектуальные затруднения, педагоги не давали готовые ответы, а использовали проблемные ситуации, разработанные С. А. Вдовиной[2].

Для оценки защиты выполненного проекта мы использовали следующие критерии:

- качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; ар гументир ованность,

- объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.

- культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории.

- ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

- деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность[3,7].

Наше исследование дает возможность констатировать, что реализованные педагогические условия способствуют успешному формированию творческих способностей у подростков с использованием проектной деятельности.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] М.: Академия, 2002. -320 с.

2. Вдовина С.А. Проблемные ситуации как средство развития креативности школьников // Культура и образование.2014.- №12(16).- С.25.

3. Воронина Е.В., Музыченко О.В. Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения // Молодой ученый.2016.- №6.- С.30.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2001.-356с.

5. Дереча И.И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Концепт.-2013.-№05(май).- АЯТ13108.- 0,4п.л.- иИЬ:Ь«р:// e-koncept.ru /2013 /13108.htm.- Гос.рег.Эл № ФС77- 49965.-Ш8Ш304-120Х.

6. Дереча И.И. Технологии организации воспитательного процесса. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2012. - 186с.

7. Дереча И.И., Линник Н.Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС // межвузовский сборник научных статей. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. С. 189 - 191.

8. Комарова Ю.В., Слизкова Е.В. Технология «дебаты» в формировании мыслительных операций у подростков: от теории к практике //Научный поиск в современном мире. - Махачкала.2015.-С.209-210.

9. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015.- №3. - С. 292-307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.