Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектирование / творческое мышление / профессиональные компетенции / взаимодействие / коллективная работа / инновации / design / creative thinking / professional competencies / interaction / teamwork / innovation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бареева Румия Загимардановна, Казанцева Анжела Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна

Современное общество заинтересовано видеть в выпускниках вузов не только высококвалифицированных специалистов, но и личность с активной жизненной позицией, направленную на преобразование различных сфер жизнедеятельности. Высоко ценятся выпускники, обладающие инновационным мышлением, творческим потенциалом, способностью взаимодействовать с другими членами коллектива, владеющие навыками разработки и применения исследовательских решений. Одним из инструментов, способствующих реализации указанных способностей студентов является организация проектной деятельности. В статье был продемонстрирован опыт реализации проектной деятельности в высшей школе на примере дисциплины «Методика профессионального обучения». Описаны этапы проектирования, способствующие достижению качественного результата проектирования. Благодаря реализации качественной проектной деятельности, выпускники формируют коммуникативные, лидерские, аналитические навыки, гибкость, адаптивность, креативность как показатели личностного развития. Высшие учебные заведения обеспечивают благоприятные условия для самореализации студентов, способствуя тем самым развитию творческого потенциала. Наблюдается активный процесс самоопределения, где результатом выступает высокий уровень развитых компетенций и спрос будущего специалиста на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бареева Румия Загимардановна, Казанцева Анжела Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern society is interested in seeing university graduates not only highly qualified specialists, but also a person with an active life position aimed at transforming various spheres of life. Graduates with innovative thinking, creative potential, the ability to interact with other members of the team, who have the skills to develop and apply research solutions are highly valued. One of the tools contributing to the realization of these abilities of students is the organization of project activities. The article demonstrated the experience of implementing project activities in higher education on the example of the discipline "Methods of vocational training". The design stages contributing to the achievement of a high-quality design result are described. Thanks to the implementation of high-quality project activities, graduates form communicative, leadership, analytical skills, flexibility, adaptability, creativity as indicators of personal development. Higher educational institutions provide favorable conditions for students' self-realization, thereby contributing to the development of creative potential. There is an active process of self-determination, where the result is a high level of developed competencies and the demand of a future specialist in the labor market.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ»

6. Макарова, Л.Н. Влияние научного руководителя на формирование профессиональной направленности аспирантов / Л.Н. Макарова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2018. - Т. 17. - № 2 (36). - С. 17-21

7. Молоканова, Е.А. Факторы формирования способности к саморазвитию у студентов вуза / Е.А. Молоканова // Вестник ТГУ. -2019. - №180. - С. 24-30

8. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения 11.10.2023)

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЭ (последняя редакция) 29 декабря 2012 года N 273-ФЭ. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 11.10.2023)

Педагогика

УДК 378.14

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Бареева Румия Загимардановна

Пензенский казачий институт технологий Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) (г. Пенза); доцент кафедры романских языков и лингводидактики Казанцева Анжела Анатольевна Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Современное общество заинтересовано видеть в выпускниках вузов не только высококвалифицированных специалистов, но и личность с активной жизненной позицией, направленную на преобразование различных сфер жизнедеятельности. Высоко ценятся выпускники, обладающие инновационным мышлением, творческим потенциалом, способностью взаимодействовать с другими членами коллектива, владеющие навыками разработки и применения исследовательских решений. Одним из инструментов, способствующих реализации указанных способностей студентов является организация проектной деятельности. В статье был продемонстрирован опыт реализации проектной деятельности в высшей школе на примере дисциплины «Методика профессионального обучения». Описаны этапы проектирования, способствующие достижению качественного результата проектирования. Благодаря реализации качественной проектной деятельности, выпускники формируют коммуникативные, лидерские, аналитические навыки, гибкость, адаптивность, креативность как показатели личностного развития. Высшие учебные заведения обеспечивают благоприятные условия для самореализации студентов, способствуя тем самым развитию творческого потенциала. Наблюдается активный процесс самоопределения, где результатом выступает высокий уровень развитых компетенций и спрос будущего специалиста на рынке труда.

Ключевые слова: проектирование, творческое мышление, профессиональные компетенции, взаимодействие, коллективная работа, инновации.

Annotation. Modern society is interested in seeing university graduates not only highly qualified specialists, but also a person with an active life position aimed at transforming various spheres of life. Graduates with innovative thinking, creative potential, the ability to interact with other members of the team, who have the skills to develop and apply research solutions are highly valued. One of the tools contributing to the realization of these abilities of students is the organization of project activities. The article demonstrated the experience of implementing project activities in higher education on the example of the discipline "Methods of vocational training". The design stages contributing to the achievement of a high-quality design result are described. Thanks to the implementation of high-quality project activities, graduates form communicative, leadership, analytical skills, flexibility, adaptability, creativity as indicators of personal development. Higher educational institutions provide favorable conditions for students' self-realization, thereby contributing to the development of creative potential. There is an active process of self-determination, where the result is a high level of developed competencies and the demand of a future specialist in the labor market.

Key words: design, creative thinking, professional competencies, interaction, teamwork, innovation.

Введение. Обучение и воспитание поколения Z оказывает влияние на будущее всего государства. В современное время наблюдается изменение требований, предъявляемых к специалистам. Данная тенденция связана со стремительным развитием постиндустриального общества, появлением инновационных технологий, интенсивными процессами в экономике [4]. При отборе выпускников особое внимание уделяется уровню образования, готовности к дальнейшему самосовершенствованию, умению работать на результат, а также творческому отношению к поставленным задачам. Общество заинтересовано видеть в выпускниках вузов не только высококвалифицированных специалистов, но и личность с активной жизненной позицией, направленной на преобразование различных сфер жизнедеятельности [7].

Образовательная система оказывает влияние на развитие общества и личности. Личностные особенности выпускника, умение осуществлять инновационную деятельность определяют уровень его успешности на рынке труда. Внедрение новых способов обучения и воспитания личности на каждом уровне получения образования становится востребованным направлением педагогической деятельности. Обеспечение целостного процесса способствует развитию необходимых качеств современного специалиста и формированию его профессиональных компетенций [3].

По мнению современных исследователей, высоко ценятся выпускники, обладающие инновационным мышлением, творческим потенциалом, способностью взаимодействовать с другими членами коллектива, владеющие навыками разработки и применения исследовательских решений. Одним из инструментов, способствующих реализации указанных способностей студентов является организация проектной деятельности [2].

Проектная деятельность включает в себя совокупность проектной и исследовательской деятельности. Ключевая цель проектной деятельности состоит в осуществлении основного замысла проекта. В содержание замысла проекта входит система взаимосвязанных взглядов и явлений, вытекающих один из другого [6]. Для исследовательской деятельности свойственно проявление интеллектуального потенциала, направленного на освоение новых знаний, уяснение особенностей рассматриваемых понятий. Результатом исследовательской деятельности становится подготовленная совокупность новых взглядов на рассматриваемую проблему. В результате проектной деятельности появляются инновационные продукты, а также развиваются ключевые компетенции студентов.

Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность студентов занимает одно из ключевых направлений в рамках образовательного процесса в высшей школе. В.В. Ванчугова подчеркивает, что привлечение обучающихся к проектной деятельности направлено на совершенствование теоретических знаний и получение профессионального опыта. В процессе работы над проектом, студенты учатся принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, а также используют свой творческий потенциал для подготовки качественного продукта. В результате проектной деятельности выпускники в достаточной мере развивают профессиональные компетенции, обеспечивающие конкурентоспособность и востребованность в трудовой сфере [1].

Ю.В. Ямбашева отмечает, что тематика проектной деятельности всегда должна соответствовать интересам участвующих в ней студентов. Проектирование представляет собой целостный процесс, последовательное прохождение всех стадий: от идеи до официального представления. В процессе подготовки проекта, студенты осуществляют сбор необходимой информации, работу со статистическими материалами, деятельность по систематизации полученных данных. По мнению автора, особенность проектной деятельности состоит в развитии исследовательских навыков и умений взаимодействовать с различными категориями людей. В рамках проектирования субъекты обучения учатся использовать теоретические знания на практике [8].

A.A. Ржохин, А.И. Рудаков, С.А. Фокин в качестве отличительной особенности процесса проектирования выделяют возможность коммерциализации реализованной деятельности. Студентам предоставляются широкие возможности для создания проектов различной направленности. Это могут быть научные, социальные проекты. Особую востребованность в современном мире получили стартап-проекты, внедрение которых способствует получению дохода. В качестве примера можно выделить создание онлайн-курсов, подготовку контента для социальных сетей. С точки зрения авторов, разработка проектов в процессе обучения направлена на развитие лидерских качеств. Участники проектирования должны обладать навыками принятия решений, управления коллективом, коммуникативными умениями. Все полученные и развитые навыки положительно скажутся на реализации будущей профессиональной деятельности выпускников [5].

Привлечение студентов высшей школы к реализации проектной деятельности начинается с первого курса. Вначале студенты участвуют в научных конференциях, работают в соответствующих кружках. Все это позволяет получать начальные знания в области проектирования. Дальнейшее включение субъектов обучения в проектную деятельность позволяет грамотно формулировать проектный замысел, научиться предлагать инновационные решения, овладеть новыми методами и способами генерализации идей.

Использование проектной деятельности имеет положительное влияние в процессе изучения различных дисциплин. В качестве примера приведем опыт использования проектирования в работе со студентами 4 курса. В нашем случае будет рассмотрена проектная деятельность, которая используется при изучении дисциплины «Методика профессионального обучения». В проектировании принимали участие 88 студентов. Подготовленные проекты могут быть представлены студентами в виде цифрового продукта, печатного документа, в виде проведения аудиторного или внеаудиторного занятия. Качественное проектирование предполагает реализацию следующих этапов.

1. Выбор темы проектирования. Конкретная тема может быть выбрана как педагогом, так и предложена студентами. Главное условие состоит в соответствии содержанию рабочей программы дисциплины. В нашем случае была выбрана общая тема проектов «Проектирование инновационного занятия по дисциплине». Каждый студент самостоятельно выбирает дисциплину профессионального цикла и инновационные технологии, которые будут использованы при реализации занятия. Коллективное взаимодействие студентов создает условия для развития у обучающихся навыков делового общения, имеющих практическое значение для будущей профессиональной деятельности.

2. Обозначение целей. В основе любой деятельности должно лежать стремление к достижению конкретной цели. Каждый студент должен понимать,какой результат он должен увидеть по итогам осуществляемой деятельности. В представленном опыте цель состоит в проектировании инновационного занятия и представлении его аудитории.

3. Структурирование этапов проектирования. Данный этап предполагает выделение действий в соответствии с каждым этапом проектной деятельности. Происходит делегирование полномочий, реализация своей роли в команде.

4. Поиск и анализ собранной информации. В процессе сбора информации студенты пользуются всеми доступными способами. Это могут быть онлайн-сервисы, правовая документация, личный опыт студентов, электронные библиотеки. В процессе поиска актуальной информации студенты развивают критическое мышление и аналитические навыки.

5. Оформление проекта. На коллективном обсуждении выбора формы представления проектов было принято решение о демонстрации фрагмента занятия по выбранной дисциплине.

6. Презентация проектной деятельности. В процессе демонстрации проведенной работы студенты формируют навыки публичного выступления, учатся грамотно отвечать на вопросы и акцентировать внимание на сильных сторонах своего проекта. В дальнейшей профессиональной деятельности выпускники смогут грамотно выстраивать учебное время и уверенно чувствовать себя со студентами.

7. Оценивание проектной деятельности. Оценка осуществляется всеми присутствующими участниками. Студенты проводят коллективное обсуждение представленных проектов, задают вопросы, приводят аргументы «за» и «против». Одно из главных условий данного этапа состоит в тактичном комментировании представленных фрагментов занятий.

В процессе реализации проектной деятельности все студенты выступали активными участниками занятий, прибрели необходимые навыки для будущей профессиональной деятельности. После представления всех фрагментов занятий среди участников был проведен опрос. Он направлен на выявление развитых навыков, которые необходимы для реализации будущей профессиональной деятельности. Результаты представлены на рисунке 1.

Креативность и мнновацнонностъ

J

Лидер CHie навыки

Гибкость и адаптивность

J

Ai ia.ni гп 14 ecraie i iaBL.irai

К омму ш кап гены с навыю i

С 5

70

75

^ /

ВО

85

90

Рисунок 1. Результаты опроса студентов о развитых навыках в рамках проектирования

В большинстве случаев студенты выделяли коммуникативные навыки (89,2%). Респонденты уверены, что в будущей профессиональной деятельности им пригодятся навыки ведения эффективной коммуникации, грамотного представления собственной точки зрения, а также командной работы. По мнению 85,3% студентов, современные работодатели заинтересованы в специалистах, способных предложить инновационные и креативные идеи. В профессиональной сфере ценится способность специалистов к творческому мышлению, поиску нестандартных решений. 82,7% отметили гибкость и адаптивность. Респонденты подчеркивают, что в современном динамичном мире необходимо обладать навыками быстрой обучаемости, адаптации к изменяющимся условиям. Молодые специалисты также должны владеть аналитическими навыками (76,4%). Работодателям нужны сотрудники, которые могут из большого объема данных выбрать исключительно актуальную информацию, систематизировать ее и принять обоснованное решение. Лидерские качества развиваются в процессе проектной деятельности, по мнению 74,5% участников опроса. Респонденты отмечают, что современные работодатели ценят в молодых специалистах навыки руководства и мотивирования других.

Выводы. Проектная деятельность активно применяется в процессе обучения студентов высшей школы. Она рассматривается как один из способов формирования профессиональных компетенций, необходимых для реализации будущей профессиональной деятельности. В процессе проектирования осуществляется не только рациональная деятельность обучающихся по созданию конкретного продукта, но и саморазвитие личности.

Благодаря реализации качественной проектной деятельности, выпускники формируют коммуникативные, лидерские, аналитические навыки, гибкость, адаптивность, креативность как показатели личностного развития. Высшие учебные заведения обеспечивают благоприятные условия доя самореализации студентов, способствуя тем самым развитию творческого потенциала. Наблюдается активный процесс самоопределения, где результатом является высокий уровень развитых компетенций и спрос будущего специалиста на рынке труда.

Литература:

1. Ванчугова, В.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций студентов техникума / В.В. Ванчугова // Молодой исследователь: от идеи к проекту: Материалы III студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 24 мая 2019 года / Ответственный редактор Д.А. Михеева. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. - С. 135-136. -EDN JDSZWX.

2. Брмолаева, Б.Л. Педагогическая проблема профессионально-педагогического развития ценностных ориентаций обучающихся / Б.Л. Ермолаева, А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2021. - № 1(4). - С. 7-15. - DOI 10.17853/2686-8970-2021-1-7-15. - EDN UPZPGW

3. Кошелев, A.A. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций будущих специалистов / A.A. Кошелев, К.А. Мурашова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2020. - № 2(73). - С. 94-96. - EDN FOHXTM

4. Маркова, С.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой / С.М. Маркова, A.M. Петровский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016,- № 6-3. - С. 597-600. -EDNTUCVQW

5. Ржохин, A.A. Проектная деятельность студентов как возможность финансовой самостоятельности / A.A. Ржохин, А.И. Рудаков, С.А. Фокин // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2023. - № 3(70). - С. 153-159. -EDN PDKBOO

6. Савченков, A.B. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / A.B. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2(43). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5. - EDN PKHAIU

7. Факторы и показатели конкурентоспособности образовательной программы / A.M. Петровский, М.П. Прохорова, A.M. Хамидулин, К.В. Калинкина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 11(58). - С. 648-650. - EDN XNJJKH

8. Ямбашева, Ю.В. Научно-исследовательская и проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала студентов / Ю.В. Ямбашева // Студенческая наука и XXI век. - 2020. - Т. 17, № 2-2(20). - С. 309-311. - EDN OBPUGK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.